УДК 343.8 ББК 67.409.0 Я22
M.A. YAVORSKIY
ACTUAL PROBLEMS OF PENITENTIARY-RELIGIOUS RELATIONS IN RUSSIA
Abstract: The article is devoted to the actual questions of interaction of penal system of Russia with religious consolidations in the context of reforming of penitentiary bodies, problems and the basic directions of enhancement of activity of the Federal Penal Service of Russia on counteraction to distribution of religious extremism among the condemned persons are formulated.
Keywords: penal system, religious consolidations, reforming of penitentiary bodies.
МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЯВОРСКИЙ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права (Самарский юридический институт ФСИН России) E-mail: drozdovalekse@yandex.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНИТЕНЦИАРНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с религиозными объединениями в контексте реформирования пенитенциарных органов, формулируются проблемы и основные направления совершенствования деятельности ФСИН России по противодействию распространению религиозного экстремизма в среде осужденных.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, религиозные объединения, реформирование
пенитенциарных органов.
В истории взаимоотношений между религиозными объединениями и государством существовали различные периоды. Только за прошедшее столетие эти отношения прошли путь от политического покровительства одним конфессиям к борьбе с религией, преследованию со стороны государства и тотальному запрету любых религиозных объединений (первая половина ХХ в.), от индифферентных, но чаще враждебных отношений к предоставлению абсолютной свободы сектантским группам (вторая половина ХХ в.), наконец, от понимания интегрирующей социальной роли религии и конституционно-правового регулирования свободы вероисповедания к конструктивному сотрудничеству с конфессиями, пересмотру системы принципов государственно-религиозных отношений в Российской Федерации и осознанию необходимости борьбы с деятельностью общественно опасных религиозных культов (конец ХХ - начало ХХ1 в.).
Аналогичным образом складывались отношения между правоохранительными органами страны и религиозными объединениями, по вполне понятным причинам (идеологическим и политическим) сотрудничеством с которыми пренебрегали. Благодаря изменениям, произошедшим в конце ХХ в. во многих сферах жизни общества и государства, силовые структуры сначала на федеральном уровне, а затем и на местах стали заключать соглашения о сотрудничестве с общественными объединениями, в том числе религиозными организациями. Складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации постепенно стала приобретать характер партнерства.
Сегодня решение задач, стоящих перед правоохранительными органами России в целом и перед уголовно-исполнительной системой в частности, обусловливает использование не только собственных сил и средств, но и возможнос-
тей государственныхи муниципальных органов, общественных объединений, включая религиозные конфессии. Пенитенциарно-религиозные отношения занимают особое место в системе и механизме государственно-конфессиональных отношений. Однако, к сожалению, в настоящее время юридическая наука и практика уделяют недостаточно внимания проблемам организации и правового регулирования участия религиозных объединений в деятельности пенитенциарной системы.
Очевидно, что активное взаимодействие органов и подразделений ФСИН России с общественными организациями и религиозными объединениями, широкое использование сотрудничества со всеми структурами гражданского общества является необходимым условием реформирования системы исполнения уголовных наказаний.
Сотрудничество органов и учреждений ФСИН России с различными институтами гражданского общества организуется с целью не только обеспечения прозрачности деятельности уголовно-исполнительной системы, но и оказания гуманитарной, благотворительной финансовой и материальной помощи (как осужденным, так и членам семей сотрудников), повышения юридической грамотности, обеспечения правовой и социальной защищенности осужденных и сотрудниковУИС, организации занятости осужденных, содействия социальной адаптации и ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
Действующее российское законодательство и подписанные соглашения о сотрудничестве между ФСИН России и традиционными для нашей страны конфессиями позволили наладить совместную конструктивную работу по духовному и нравственному воспитанию осужденных. ФСИН России подписаны соглашения с Советом муфтиев России (2010 г.), Буддийской традиционной Сангхи России (2010 г.), Русской православной церковью (2011 г.). Кроме того, ФСИН России сотрудничает с Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) и другими религиозными объединениями. Соглашениями предусмотрено сотрудничество в области образования и духовно-нравственного просвещения осужденных, обеспечение доступа священнослужителей в учреждения УИС России и строительство религиозных сооружений на территории исправительных колоний и тюрем.
Показательным в этом плане является сотрудничество между ФСИН России и Русской православной церковью (РПЦ). Совместно с Синодальным отделом Московскогопатриарха-та РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ и правоохранительными учреждениями успешно реализуется проведение эксперимента по включению священнослужителей РПЦ в деятельность исправительных учреждений на штатной основе. Таким образом, в настоящее время заложены основы становления института тюремных капелланов (священнослужителей) в учреждениях УИС России.
Священнослужители, продолжая традиции прошлого, осуществляют духовно-нравственное воспитание осужденных, выступая прежде всего проповедниками миротворческих отношений как между осужденными и администрацией учреждений, так и в самой среде правонарушителей, помогая последним морально пережить лишение свободы и изоляцию от общества. В учреждениях УИС России функционируютхристианские храмы, мечети и синагоги, надомные церкви и молельные комнаты, осуществляют деятельность духовные образовательные школы по обучению основам вероисповеданий. Во многих исправительных колониях ежегодно отмечаются религиозные праздники (например, Рождество Христово, еврейский праздник Песах), проводятся религиозные обряды (крещение, венчание и др.). В отдельных учреждениях УИС организованы выпуски телепрограмм на религиозную тематику с участием священнослужителей, проводятся конкурсы стенных газет, выступления священнослужителей перед отрядами осужденных и пр.
Число осужденных, вовлеченных в деятельность религиозных организаций, активно посещающих храмы и молельные комнаты, ежегодно увеличивается. Если в 2004 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы насчитывалось около45 тысяч верующих осужденных1 , то в настоящее время в местах лишения свободы образовано 1578 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается почти 90 тысяч осужденных. По официальным данным, в учреждениях УИС функционируют 523 храма, в том числе 471 - РПЦ, 40 исламских мечетей, 9 буддийских храмов и
3 костела римско-католической церкви (РКЦ). Действует 705 молитвенных комнат, в том числе 466 - РПЦ, 115 - исламских, 6 - буддийских,
1 - иудейская, 2 - РКЦ, 64 - евангельских хри-
стиан-баптистов, 49 - христиан веры евангельской (пятидесятников) и 3 - для представителей других вероисповеданий. В территориальных органах ФСИН России организовано 275 воскресных школ и 293 христианских и исламских курса, где проходят религиозное обучение свыше 13 тысяч верующих осужденных2. По разным оценкам, от 70 до 90 % осужденных в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УИС считают себя верующими или заявляют о своей принадлежности к тому или иному религиозному вероучению.
Существующая система работы с осужденными по духовно-нравственному просвещению в местах лишения свободы доказала свою эффективность. Получение духовных знаний повышает уровень сознательной дисциплины среди осужденных, оказывает на них воспитательное воздействие. Священнослужители содействуют администрации исправительных учреждений в восстановлении социально полезных связей осужденных, их подготовке к освобождению.
Усиливается роль религиозных организаций в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения и помилования. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации при территориальных органах ФСИН России созданы общественные советы, в состав которых входят и священнослужители3.
Особое место в организации взаимодействия в рамках соглашения с религиозными объединениями занимает работа священнослужителей не только с осужденными, но и с сотрудниками подразделений исправительных учреждений. Потенциал религиозных конфессий используется в воспитании работников уголовно-исполнительной системы. Так, в рамках служебной подготовки священнослужители проводят занятия с личным составом по основам религиозных вероисповеданий, оказывают духовную поддержку семьям сотрудников погибших при исполнении обязанностей, и т. п.
Несомненно, все эти мероприятия, осуществляемые в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, направлены прежде всего на нейтрализацию внешних и внутренних факторов, «создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, способствуют формированию социальной направленности осужденных, их ресоциализации»4. Однако существует ряд нерешенных проблем, связанных с деятельностью религиозных объединений.
Религия всегда выступала в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора. В последнее время влияние религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось. Будучи нормативной системой и основой санкционированных обществом способов поведения, религия определенным образом упорядочивает деятельность людей. В современный период религиозные объединения оказывают значительное влияние на духовную, культурную, социально-политическую и иные сферы жизни общества. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что религиозные объединения могут эффективно выполнять регулятивную и воспитательную функции, способствуют профилактике многих правонарушений. Вместе с тем религию можно рассматривать как важный фактор не только социальной стабильности, но и негативных социальных процессов. Приходится констатировать, что религия может играть и дезинтегрирующую роль, противопоставляя членов какого-либо одного религиозного объединения другому или окружающему социуму в целом. Очевидно, что в такой ситуации деструктивный потенциал религии может способствовать возникновению социальных конфликтов, создавать благоприятную почву для проявлений религиозного экстремизма.
Правоохранительные органы все чаще сталкиваются с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны религиозных организаций. В последнее время наблюдаются усиление межконфессиональной конкуренции, различные проявления религиозной нетерпимости. Значительную угрозу представляют экстремистские группы исламского направления, оккультные, псевдорелигиозные апокалиптические секты, которые вполне открыто осуществляют пропагандистскую работу в среде осужденных. Активизировались последователи нетрадиционных религиозных течений восточной направленности, сатанисты и прочие неорелигиозные группы. В связи с этим заведующий сектором ФСИН России Синодального отдела Московского патриархата РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ и правоохранительными учреждениями иерей Александр Добродеев подчеркивает: «Адепты сект, оказавшись в местах лишения свободы, пропагандируют свои учения, пытаются создавать группы последователей... имеются факты гибели государственных служащих, являющихся членами тотали-
тарных сект или сталкивавшихся с их деятельностью»5 .
Как известно, экстремизм может проникать в любую субкультуруобщества, формируемую под влиянием самых различных факторов: этническое происхождение, религиозная самоидентификация, социальная группа и др. Религиозный фактор может стать решающим при угрозе возникновения экстремистских действий в отношении различных субъектов5. И криминальная среда не исключение. Проповедники религиозного экстремизма не только ориентируются на маргинальные группы, но и активизируют свою деятельность в среде осужденных. Широкое распространение получила вербовка новых сторонников экстремистских и террористических организаций, насаждение определенной категории лиц, в том числе в среде осужденных, религиозно-экстремистских взглядов. Отработана система специальных мероприятий по привлечению лиц, способных сотрудничать с радикальными формированиями: выполнять задания агентурного характера, оказывать помощь при организации и осуществлении противоправных экстремистских действий и т. д.
Изучение криминальных проявлений в местах лишения свободы показало, что осужденные за преступления экстремистской направленности часто стремятся к расширению круга преступных связей, вовлечению в него новых лиц и передаче полученного преступного опыта. Кроме того, в условиях изоляции от общества концентрация большого числа представителей различных национальных и этнических групп может создавать предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций. Такие конфликты способствуют разжиганию национальной и религиозной розни, становятся причиной совершения правонарушений в исправительных учреждениях.
Учитывая ежегодное увеличение количества лиц, осужденных за преступления, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, можно утверждать, что процесс вовлечения представителей самых различных национальностей и вероисповеданий в деятельность радикальных формирований принимает угрожающий характер. Так называемые ваххабитские вербовщики могут предоставлять «обращенцам» финансовую помощь и физическую защиту, психологическую и материальную поддержку Речь идет не только о насильственной процедуре обращения, но и о тщательно
спланированной акции по подбору и вербовке кандидатов с последующим обрядовым обращением, например, в ваххабизм.
О высоком уровне активности экстремистских религиозных групп в среде осужденных говорят данные правоохранительных органов и публикации в СМИ7. Участились факты выявления в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях материалов экстремистского характера: различной атрибутики, символики, аудио- и видеоматериалов, печатных изданий.
По прогнозам, криминогенная ситуация в местах лишения свободы в ближайшие годы будет иметь тенденцию к осложнению. К 2015 г. значительно увеличится число осужденных, представляющих разные этнорелигиозные группы, и количество конфликтных ситуаций внутри исправительных учреждений на почве межэтнических и межрелигиозных отношений только возрастет8. Эти обстоятельства не могут не вызывать тревоги. В связи с этим вопросы организации деятельности структурных подразделений УИС по противодействию поступлению к осужденным материалов экстремистского характера приобретают важное практическое значение. Необходимо принятие ведомственного нормативно-правового акта, закрепляющего систему организации деятельности в этом направлении. При содействии специальных подразделений ФСБ России и МВД России необходимо разработать комплекс мер, направленных на предупреждение, пресечение и выявление каналов поступления осужденным таких материалов.
Следует отметить, что определение факторов, детерминирующих появление и распространение религиозного экстремизма в учреждениях УИС, имеет большое значение. Определение и прогнозирование возможных угроз, оценка степени их опасности принципиально важны и необходимы при выборе и реализации соответствующих организационных, профилактических и оперативно-розыскных мероприятий.
Принимая во внимание высокую общественную опасность таких организаций, считаем, что процесс взаимодействия органов и учреждений УИС с общественными, в том числе религиозными, объединениями требует тщательной проработки, обсуждения и утверждения в рамках реформирования. Необходимо законодательно закрепить осуществление предварительного
контроля и проверки общественных организаций, участвующих в деятельности УИС, а также рассмотреть вопрос о создании специальных структурных подразделений в территориальных органах ФСИН России (по примеру прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ России и МВД России), которые осуществляли бы
обобщение и анализ оперативно-розыскной и иной информации, необходимойдля установления, предупреждения и пресечения проявлений религиозного экстремизма в среде осужденных, целенаправленно проводили бы мероприятия по противодействию противоправной деятельности экстремистских религиозных образований.
1 См.: Уголовно-исполнительная система, 125 лет I под общ. ред. Ю .Я. Чайки. М., 2004. С. 261.
2 См.: Взаимодействие ФСИН России с общественными и религиозными организациями (объединениями) [Электронный ресурс]. URL: http^lwww.fsin.sul (дата обращения: 5.12.2011).
3 См.: О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службахи федеральных агентствах, руководствсдеятельностью которыхосуществляетПрезидент РоссийскойФедерации при федеральныхслужбахи федеральныхагентствах, подведомственныхэтим федеральным министерствам: УказПрези-дента Рос. Федерации от 4 августа2006 г № 842 II Собр. законодательстваРос. Федерации. 2006. N° 32. Ст. 3539.
4 Об утверждении Концепцииразвития уголовно-исполнительнойсистемы РоссийскойФедерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс] II СПС «Гарант».
5 Добродеев А. Взаимодействие правоохранительныхучрежденийи Русскойправославной церкви в борьбе с преступностью II Проблемы взаимодействия ФСИН России, РПЦ, образовательныхучреждений по организации обучения основам православной веры в УИС: материалы семинара (Рязань, 2-4 октября 2011 г.) [Электронный ресурс]. URL: http^Iwww.pobeda.rulcontentlviewKдата обращения: 09.02.2012).
6 См.: РезниковаА.В. Структурныеи динамические характеристики современного религиозного экстремизма: роль «исламского) фактора в Северокавказскомрегионе: дис. ... канд. социол наук. Ростов н/Д, 2005. С. 17.
7 См.: Имам мечети при осетинскойколонии попал в карцер за призывы к джихаду [ Электронный ресурс]. URL: http:llwww;gazeta;rulnewsllenta/ (дата обращения: 20.11.2011); В Ростовскойобласти исправительную колонию оштрафовали за хранение в библиотеке книг Свидетелей Иеговы [Электронный ресурс]. URL:II www. sova-center. пі (дата обращения: 20.11.2011); В библиотеке исправительной колониив Удмуртиивыдавали экстремистскую литературу [Электронный ресурс]. URL: http:llwww.dayudm.rulnewsl (дата обращения: 20.11.2011); прокуратураАрхангельской области обратилась в суд с требованием признать ряд печатных изданий, изъятых в исправительной колонии, экстремистскими [Электронный ресурс]. URL: http:ll www.arhoblprok.atnet.rulrulnewsl (дата обращения: 20.11.2011).
8 См.: НИИ ФСИН России. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам исследований2009-2010 гг.) II Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2011. № 5 (108). С. 33.