УДК 343.8 N.A. MELNIKOVA, D.O. MATVEEV
ББК 67.409.02
М48 SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS AND THEIR ACTIVITY IN PRISONS
Annotation: the article is devoted to the analysis of legal regulation of the interaction between the penal system and religious organizations. The system of current legal acts in the sphere of such interaction is considered, the drawbacks in the legal regulation that impede the full cooperation of FPS of Russia with religious institutions are pointed out. Keywords: penal system, religious organizations, legal regulation, normative legal act, contract.
НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МЕЛЬНИКОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин;
ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ МАТВЕЕВ,
адъюнкт
(Вологодский институт права и экономики ФСИН России)
E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация: статья посвящена анализу правового регулирования взаимодействия уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями. Дана характеристика системы действующих нормативных правовых актов в данной сфере взаимодействия, определены недостатки в правовом регулировании, которые препятствуют полноценному сотрудничеству ФСИН России с религиозными институтами. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, религиозные организации, правовое регулирование,
нормативный правовой акт, договор.
В настоящее время уголовно-исполнительная система является специальным субъектом правоохранительной деятельности1. Важным направлением функционирования УИС при реализации уголовных наказаний выступает взаимодействие с другими правоохранительными органами и институтами гражданского общества. Особое внимание при этом уделяется сотрудничеству с религиозными организациями.
Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях имеет свои особенности, в частности, она осуществляется в условиях строгой изоляции от общества, определена правовыми рамками, имеет специфический объект воздействия. Успех тюремной миссии, равно как и выбор форм и методов взаимодействия, во многом зависит от принятых государством нормативных правовых актов, регулирующих религиозную жизнь осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Приступая к рассмотрению данного вопроса, считаем целесообразным упомянуть тот факт, что Министерство внутренних дел СССР 10 октября 1989 г. издало приказ № 250, которым были утверждены Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых
учреждений с религиозными организациями и служителями культов. Указанный документ впервые регламентировал целый ряд важных организационно-практических вопросов: осужденным было предоставлено право на хранение книг религиозного содержания; стало разрешено иметь при себе нательные крестики и аналогичные предметы культа, изготовленные не из драгоценных металлов; а также любой осужденный стал вправе в установленном порядке обращаться в религиозные организации с просьбой о встрече со служителями культов.
Для регулирования процесса организации взаимодействия уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями характерно разнообразие правовых источников2 . В связи с этим для исследования правового регулирования указанной сферы представляется необходимым обратиться к классификации правовых источников.
Анализ правовой базы в рассматриваемой сфере позволяет выделить несколько уровней нормативных правовых документов, составляющих правовую основу взаимодействия УИС с религиозными организациями.
Документами первого уровня являются международные правовые акты, которые можно условно разделить на две группы.
Первую группу составляют так называемые универсальные конвенции, договоры и пакты, провозглашающие право всех граждан (в том числе осужденных) на свободу совести и свободу вероисповедания. Так, к данной группе актов можно отнести Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые провозглашают, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.
Ко второй группе относятся международные договоры, регулирующие правовой статус осужденных и лиц, содержащихся под стражей, включая вопросы реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также организации деятельности религиозных организаций в местах лишения свободы. Одним из таких актов являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. В разделе «Религия» Правил записано: «В пенитенциарных заведениях с достаточным количеством лиц, лишенных свободы, исповедующих одну и ту же религию, должен быть назначен квалифицированный служитель данного культа, или чтобы ему разрешили проводить соответствующие обряды».
Документами следующего уровня, регламентирующими взаимоотношения уголовно-исполнительной системы с религиозными конфессиями, являются Конституция Российской Федерации и законы, действующие на территории Российской Федерации. Основной Закон каждому (в том числе осужденным) гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» закреплено право религиозных организаций «проводить религиозные обряды в... учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-
процессуального законодательства Российской Федерации» (п. 3 ст. 16).
Следует отметить, что, по мнению ряда российских юристов, религиозных деятелей и правозащитников, некоторые положения данного Федерального закона не соответствуют международно-правовым обязательствам России3 . Связано это с тем, что в преамбуле Закона выделены традиционные для нашей страны религии: православие, христианство, ислам, буддизм и иудаизм, что вступает в противоречие с международно-правовым принципом равенства всех религий.
Между тем у идеи разделения религий на традиционные и нетрадиционные имеются и сторонники. Так, в 2002 г. на обсуждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносился проект федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации», где под традиционной религиозной организацией Российской Федерации предлагалось понимать зарегистрированные централизованные религиозные организации, действующие на территории Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющие не менее одного миллиона верующих или последователей (ст. 1)4. Однако, вызвав бурную критику со стороны представителей не столь многочисленных конфессий, данный закон так и не был принят.
Практика деятельности религиозных организаций в местах лишения свободы показала, что в учреждениях УИС в последние годы получили широкое распространение нетрадиционные религиозные течения (секты), оказывающие деструктивное влияние на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, которые формально подпадают под категорию религиозной организации. В связи с этим считаем, что следует ужесточить требования к религиозным организациям, имеющим право на регистрацию на территории Российской Федерации.
Далее следует упомянуть Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, где в ст. 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» закреплено: «Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является доброволь-
ным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц».
Следующий уровень регламентации исследуемой сферы включает подзаконные правовые акты, нормы которых призваны конкретизировать положения федеральных законов (например, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Особое значение для совершенствования процесса взаимодействия УИС с религиозными организациями имеет Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. Так, согласно Концепции «в рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается: использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы».
Ведомственные правовые акты, в свою очередь, наиболее детально регламентируют участие религиозных конфессий в деятельности исправительных учреждений. Прежде всего следует назвать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Концепцию воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и др.
К ведомственным актам принято также относить Рекомендации по взаимодействию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями, разработанные управлением социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России. В Рекомендациях достаточно подробно прописаны права и обязанности участников взаимодействия (представителей религиозных конфессий и администрации учреждений УИС), основные направления взаимодействия. Вместе с тем обязательность применения Рекомендаций во всех органах и учреждениях ФСИН России вызывает сомнение. Все дело в том, что они не были утверждены приказом или распоряжением директора ФСИН России, а были направлены рекомендательным
письмом в территориальные органы УИС. Добавим также, что в последнее время стали актуальными вопросы постпенитенциарного сопровождения осужденных совместными усилиями религиозных конфессий и аппаратов УИС. Данное направление сотрудничества, к сожалению, нормативно не закреплено. В связи с этим считаем необходимым закрепить эти вопросы на уровне ведомственного правового акта, который конкретизировал бы направления и формы взаимодействия ФСИН России с религиозными организациями, а также содержал бы нормы о постпенитенциарной адаптации осужденных.
Одним из признаков нормативного правового акта является его универсальность, то есть способность регулировать отношения с неограниченным числом субъектов. Таковыми являются все из перечисленных выше нормативных документов. В противоположность нормативному правовому акту договор (соглашение) призван урегулировать отношения ограниченного числа субъектов (двух и более), применить положения закона или подзаконного акта к конкретному случаю. Как правило, договор (соглашение) заключается между федеральным органом уголовно-исполнительной системы и конкретной религиозной организацией.
Итак, на следующем уровне правового регулирования располагаются договоры и соглашения, заключаемые Федеральной службой исполнения наказаний с зарегистрированными в установленном порядке религиозными организациями. Примером такого документа является Соглашение от 22 февраля 2011 г. о сотрудничестве между ФСИН России и Русской православной церковью. Подобные соглашения также заключены с представителями исламского, буддийского, иудейского и других вероисповеданий.
Примером договора (соглашения) территориальных органов ФСИН России с местными религиозными организациями является Соглашение о сотрудничестве между Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю и местной иудейской религиозной организацией «Еврейская община г. Перми».
Как видим, в настоящее время сложилась целая система правовых источников регулирования взаимоотношений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями. Вместе с тем на сегодняшний день не решен ряд проблем, препятствующих плодотворному
сотрудничеству учреждений ФСИН России с религиозными организациями, в числе которых:
- отсутствие в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, службы пенитенциарного священства. Решить данную проблему позволило бы принятие закона «О военном и пенитенциарном священстве в Российской Федерации»;
- материальная неподготовленность епархий к созданию такой службы;
- сложности материально-технического характера в учреждениях ФСИН России по обеспечению права на свободу вероисповедания;
- стремление ряда чиновников уравнивать в значимости представителей традиционных конфессий и новых религиозных объединений, а также сект5.
Таким образом, процесс взаимодействия уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями урегулирован целым комплексом правовых актов, широкое распространение получили договоры. Между тем систему правового регулирования сотрудничества ФСИН России с религиозными институтами нельзя назвать совершенной, что обусловливает необходимость ее дальнейшего совершенствования.
Список использованной литературы
1 См.: Старостин С. А. Административная реформа в Российской Федерации: окончание или только начало // Преступление, наказание, исправление: вестн. Вологод. ин-та права и экономики ФСИН России : науч.-практ. журн. 2008. № 3. С. 4; Мельникова Н. А. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в исправительных учреждениях // Там же. 2013. № 4. С. 35-38
2 См.: Перебинос Ю. А. Проблемы взаимодействия учреждений ФСИН России и общественных объединений // Там же. 2008. № 2. С. 89.
3 См.: Миронов О. Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам России // Рос. газ. 1999. 22 апр. С. 5.
4 URL: // http://www.atheism.ru/archive/text/340.phtml (дата обращения : 21.01.2013).
5 См.: Тонконогов А. В. Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской православной церковью // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5.