Научная статья на тему 'Роль традиционных конфессий в профилактике религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Роль традиционных конфессий в профилактике религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
494
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGIOUS EXTREMISM / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EXTREMIST / ТРАДИЦИОННЫЕ КОНФЕССИИ / TRADITIONAL CONFESSIONS / ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / PREVENTION OF RELIGIOUS EXTREMISM / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / REHABILITATION CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев Д.О.

Статья посвящена анализу проблемы религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы, опасность распространения которого появилась в последнее время. А также роли традиционных для России религиозных конфессий в профилактике религиозного экстремизма в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеев Д.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of traditional religions in the prevention of religious extremism in the establishments of criminal-executive system

The article is devoted to the analysis of the problem of religious extremism in the establishments of criminal-Executive system, the danger of which appeared recently. As well as the role of Russia’s traditional religions in the prevention of religious extremism in places of deprivation of liberty.

Текст научной работы на тему «Роль традиционных конфессий в профилактике религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

РОЛЬ

ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ

В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Д.О. Матвеев,

адъюнкт Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы, опасность распространения которого появилась в последнее время. А также роли традиционных для России религиозных конфессий в профилактике религиозного экстремизма в местах лишения свободы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, религиозный экстремизм, экстремистская организация, традиционные конфессии, профилактика религиозного экстремизма, реабилитационный центр.

THE ROLE OF TRADITIONAL RELIGIONS

IN THE PREVENTION OF RELIGIOUS EXTREMISM IN THE ESTABLISHMENTS OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

D.O. Matveev,

adjunct of the Vologda institute of law and economics Federal service of execution ofpunishment

Annotation. The article is devoted to the analysis of the problem of religious extremism in the establishments of criminal-Executive system, the danger of which appeared recently. As well as the role of Russia's traditional religions in the prevention of religious extremism in places of deprivation of liberty.

Keywords: criminal-executive system, religious extremism, extremist, traditional confessions, prevention of religious extremism, rehabilitation center.

Уголовно-исполнительная система (далее — УИС) России на сегодняшний день динамично развивается и реформируется. Тому свидетельствуют итоги первого этапа реформирования согласно Концепции развития УИС до 2020 года1. Как справедливо отмечает В. Шишигин, «стараниями ученых-пенитенциаристов, начальников структурных подразделений и рядовых сотрудников ФСИН России был решен ряд задач, направленных на ли-

берализацию уголовно-исполнительной политики, создание материальных и правовых основ для дальнейшей реализации концептуально новых принципов пенитенциарной системе»2.

Вместе с тем, в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, на сегодняшний день присутствует ряд нерешенных вопросов. Одной из злободневных тем на повестке дня для Федеральной службы исполнения наказаний является

проблема борьбы с религиозным экстремизмом в местах лишения свободы. Так, последним случаем выявления экстремизма стало задержание в г. Вологде мужчины, который намеревался совершить террористический акт. По данным следствия, мужчина собирался привести в г. Вологде в действие взрывное устройство. Он стал приверженцем радикальных течений ислама, познакомившись с заключенными, осужденными за преступления, связанные с терроризмом, во время отбывания уголовного наказания в исправительном учреждении Архангельской области3.

Другим ярким примером распространения религиозного экстремизма в УИС, можно назвать случай создания ячейки «Имарата Кавказ», имевший место в исправительной колонии № 2 города Новоулья-новска. Один из лидеров «ульяновского джамаата» Валерий И., принявший ислам ваххабитского толка еще на свободе, развернул активную деятельность по вербовке осужденных в ряды ваххабитов. После освобождения члены джамаата должны были отправиться на Северный Кавказ «для ведения джихада».

Факты вовлечения криминального элемента в ряды исламских фундаменталистов на территории исправительных учреждений некоторые авторы предложили назвать термином — «тюремный джихад». По словам Р.Р. Сулейманова «криминальный мир с его набором ценностей и мировоззренческих установок дает много возможностей религиозным фундаменталистам для вербовки в свои ряды новых последователей, оказавшихся за решеткой по бытовым статьям Уголовного кодекса... Сам подход, применяемый лидерами радикальных течений, понятен: взять в руки оружие и убить человека «на пути джихада» — это требует определенной смелости и морально-психологической устойчивости. И кто, как не уголовники, могут быть способны на такие поступки. Тем более, что ценности зоны, построенной на системе неписаных воровских законов, легко могут быть подменены ценностями религиозного экстремизма: «жить по понятиям» — «жить по шариату», «государство ментовское» — «государство кяферское» (кяфер — неверный.) и т.д.»4.

Пропаганда религиозного экстремизма среди осужденных к лишению свободы приводит к тому, что нередко бывают случаи, когда проповедники радикал-исламизма сознательно попадают в исправительные учреждения для того, чтобы вербовать новых адептов. «В Башкортостане зафиксированы случаи неоднократной «отсидки» идеологов «Хизб ут-Тахрир», которые, попадая на незначительные сроки по статье 282 Уголовного кодекса РФ (от полугода до двух лет), используют это время, чтобы вести пропаганду (дагват) в криминальной среде. Как показывает практика, один фундаменталист об-

ращает в свою идеологию до 7-10 сокамерников, отбывающих наказание по «бытовым» статьям»5.

Для того чтобы лучше понять сущность такого явления, как религиозный экстремизм, считаем целесообразным обратиться к его дефинициям, закрепленным в нормативных документах, а также определениям, предложенным ведущими учеными.

Первым примером международного закрепления дефиниции «экстремизм» стала Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года. В соответствие с данным документом «экстремизм» расценивается как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них»6.

Российское законодательство, к сожалению, не содержит подобного развернутого определения «экстремизма», а ограничивается лишь перечислением деяний, представляющих собой экстремизм. Так, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремизмом понимает:

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, нацио-

^ ^ 7

нальной или религиозной розни и т.д'.

Следует также отметить, что ни в одном нормативном правовом акте не закреплена такая дефиниция, как «религиозный экстремизм».

Определение «религиозного экстремизма» можем найти в Атеистическом словаре под редакцией М.П. Новикова: «экстремизм религиозный — идеология и деятельность крайне фанатичных элементов в религиозных организациях»8.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов приводят более развернутое определение «религиозного экстремизма» это «стремление к крайним взглядам, стремление наиболее фанатичных групп верующих, руководителей и активистов религиозных организаций, а также околоцерковных кругов любыми методами, в т. ч. противозаконными, затормозить кризисные процессы, протекающие в том или ином культе, добиться определенных целей»9.

Проблема распространения религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы как социально-опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос о совершенствовании общегосударственной системы его предупреждения.

Как справедливо утверждают Н. И. Махиборода и А. М. Сысоев, «процесс исправительного воздействия на осужденных за преступления экстремистской направленности должен носить комплексный системный характер и включать как меры режимного и оперативного сопровождения данных лиц, так и психолого-педагогические мероприятия, направленные на устранение криминогенных личностных деформаций с целью недопущения рецидива, создания социально-полезных связей, которые бы способствовали закреплению у осужденного социально-одобряемых стереотипов поведения»10.

С осужденными, изучающими, пропагандирующими, исповедующими или распространяющими в учреждениях экстремистскую идеологию проводится адресная индивидуальная работа. В настоящее время такие осужденные ставятся на профилактический учет, за ними закрепляются наиболее опытные сотрудники воспитательных служб. По сравнению с прошлым годом количество «подучетных» лиц этой категории возросло более чем на 40%. Увеличение их числа обусловлено не только возрастанием общего количества лиц, осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности, но и внесением изменений в ведомственную нормативную базу, закрепившим норму обязательной постановки на профилактический учет лиц, изучающих, пропагандирующих, исповедующих или распространяющих экстремистскую идеологию11.

И.А. Тарасевич основную проблему неэффективной борьбы с экстремизмом (религиозным экстремизмом) видит в том, что «стараясь вытеснить из социума факторы, провоцирующие экстремистские настроения, государство взамен не предоставляет социуму никакой альтернативы. Но природа, как известно, не терпит пустоты, и через некоторое время образовавшийся идеологический вакуум заполняется не менее радикальными идеями и устремлениями. Новой парадигмой в борьбе с религиозным экстремизмом, по его словам, должна стать политика замещения общественных ценностей, провоцирующих экстремизм, ценностями, которые проповедуют традиционные для российского общества религии12.

К сожалению, следует отметить, что роль традиционных религиозных объединений в системе профилактики проявлений экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы не получает должного освещения. Между тем деятельность большинства конфессий России, в рамках социального служения, направлена, на предупреждение таких опасных проявлений, как экстремизм, терроризм, возбуждение национальной ненависти13.

Наиболее эффективными мерами преодоления идеологии религиозного экстремизма и терроризма с участием традиционных религиозных объедине-

ний, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, проведение религиозно-воспитательных мероприятий, в том числе с участием священнослужителей, направленные на разъяснение основ вероучения традиционных конфессий, а также противопоставление их учению радикальных течений, тоталитарных сект.

Необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. Распространять на информационных стендах, в храмах, в школах при исправительных учреждениях и профессиональных училищах информацию, вскрывающую антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу среди верующих, объясняя и доказывая утопичность и де-структивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Во-вторых, введение системы религиозного образования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Когда в XIX в., в тюрьмах действовало Общество Попечительное о тюрьмах, то вместе с церквами были устраиваемы также школы и библиотеки. По мнению членов Комитета Общества — образование заключенных было большим подспорьем в деле их перевоспитания14.

Этот дореволюционный опыт отчасти действителен и в наше время. В целях реализации права каждого человека и гражданина на получение религиозного образования учреждениям и органам в соответствии с международными правовыми актами и законодательством России следует заключать соглашения с имеющими государственную лицензию «учреждениями профессионального религиозного образования» на безвозмездной основе, либо за счёт средств лиц, изъявивших желание получить религиозное образование. В образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы при наличии достаточного количества лиц, принадлежащих к одной религии, следует вводить факультативы, которые будут проводить специалисты из учреждений профессионального религиозного образования.

В-третьих, участие традиционных конфессий в социальном и духовно-нравственном сопровождении осужденных, освободившихся из исправительных учреждений. На базе некоторых епархий Русской православной церкви уже несколько лет действуют православные реабилитационные центры для осужденных, освободившихся их мест лишения свободы. Осужденные, не имеющие после освобождения средств для пропитания, а также лишенные места жительства и места работы, на первое время могут получить в таких центрах необхо-

димую помощь в виде продуктов и одежды.

Более совершенной формой реабилитационных центров являются православные общины для лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Одним из примеров является православная община, действующая в с. Костенки Воронежской области. Между УФСИН России по Воронежской области и Воронежской епархией РПЦ выработана и действует четко налаженная схема принятия в общину. Община гарантирует трудоустройство и временную регистрацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы. С целью трудоустройства осужденных приобретена и оборудована пилорама, функционирует ферма, где разводится домашняя птица и кролики, на площади в 30 га, выделенной местными властями, возделывается картофель и кукуруза. Работоспособным лицам предоставляется возможность заработать личные деньги участвуя в восстановлении и строительстве храмов в Воронежской области, интернатов для детей-сирот.

В свою очередь, в общине заведен определенный порядок, определяющий алгоритм жизни ее членов, предусматривающий соблюдение трезвого образа жизни, обязательное участие в утреннем и вечернем правиле, в праздничных Богослужениях, работах по благоустройству храма, территории общины, текущие хозяйственные работы15.

Полагаем, что деятельность подобных реабилитационных центров способна оградить лиц, освободившихся из мест лишения свободы, от влияния преступных группировок, в том числе экстремистской направленности, препятствует совершению ими новых преступлений, помогает вернуть утраченные социально-полезные связи. Поэтому считаем целесообразным, государству в лице Федеральной службы исполнения наказаний заключать соглашения с основными традиционными конфессиями России (православие, ислам, буддизм, иудаизм) о создании подобных центров во всех субъектах Российской Федерации, а также их финансирование с возможным привлечением средств различных негосударственных организаций.

В завершение следует добавить, что 21 ноября 2013 года по инициативе ФСИН России состоялась Всероссийская конференция по теме «О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма», участие в которой принимали представители высших государственных органов и различных негосударственных объединений. Участники конференции пришли к выводу, что «деятельность религиозных экстремистских организаций ставит под угрозу безопасность и суверенитет Российской Федерации, а также постановили, что для профилактики распространения религиозного

экстремизма и радикализма в местах лишения свободы, необходим комплексный межведомственный и межконфессиональный подход»16.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день является серьезной угрозой для национальной безопасности Российской Федерации и для ее решения требуются совместные усилия государства, гражданского общества и традиционных религиозных конфессий.

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.

2 Шишигин В. Реформирование УИС. На старте второго этапа // Преступление и наказание. — № 4 . — 2013. — С. 2.

3 В Вологде задержали террориста-смертника // http://yandex.ru/ yandsearch?text=%D0% =21 (29.11.2013)

4 См.: Сулейманов Р.Р., Тюремный халифат. Радикальный ислам массово распространяется в учреждениях пенитенциарной системы России // http://topwar.ru/24595-tyuremnyy-halifat-radikalnyy-islam-massovo-rasprostranyaetsya-v-uchrezhdeniyah-penitenciamoy-sistemy-rossii.html (29.11.2013)

5 См.: Сулейманов Р.Р., Тюремный халифат. Радикальный ислам массово распространяется в учреждениях пенитенциарной системы России // http://topwar.ru/24595-tyuremnyy-halifat-radikalnyy-islam-massovo-rasprostranyaetsya-v-uchrezhdeniyah-penitenciarnoy-sistemy-rossii.html (29.11.2013)

6 См.: Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 41. — Ст. 92.

7 Ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3031.

8 См.: Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986, С. 52.

9 См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, М.: 2009 г.

10 Махиборода Н.И., Сысоев А.М. Особенности профилактической деятельности учреждений и органов исполнения наказаний в системе предупреждения экстремизма // Государство и право. 2007. — № 12. — С.103-107.

11 См.: ФСИН России предлагает активизировать работу по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма // http://fsin.su/news/ index.php? (29.11.2013)

12 Конституционно-правовые проблемы признания религиозного объединения традиционным в контексте обеспечения религиозной безопасности Российской Федерации. Религиозный экстремизм. // http://www.tds.net.ru

13 См.: напр., Основы социальной концепции Русской Православной Церкви //http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (29.11.2013)

14 Никитин В.Н. Жизнь заключенных. СПб. 1871, С.22.

15 Письмо Федеральной службы исполнения наказания от 21.06.2013 «О направлении передового опыта»

16 См.: ФСИН России предлагает активизировать работу по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма // http://fsin.su/news/ index.php? (29.11.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.