Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями: на примере Удмуртской Республики'

Опыт взаимодействия территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями: на примере Удмуртской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ / ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / RELIGIOUS DENOMINATIONS / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / PENAL SYSTEM / INSTITUTIONS AND BODIES EXECUTING CRIMINAL PENALTIES / CONVICTS / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Сергей Михайлович, Илюхин Андрей Владимирович

В статье проводится анализ нормативно-правового регулирования взаимодействия учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями, дается характеристика основных направлений деятельности, целью которой является создание условий для осуществления религиозных обрядов в исправительных учреждениях с учетом положений международных стандартов. Рассматриваются проблемы, связанные с особенностями реализации взаимодействия в рамках деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике с местными религиозными организациями Ижевской и Удмуртской епархией Русской православной церкви, а также с региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии. В результате проведенного анализа делаются следующие выводы. Удмуртская митрополия Русской православной церкви разделена на три епархии (Глазовская, Ижевская, Сарапульская), и на территории каждой из них имеются исправительные учреждения. Это создавало определенные трудности в работе с окормляющими священнослужителями из разных епархий. Выход был найден посредством создания Объединенной комиссии по тюремному служению Удмуртской митрополии под председательством помощника начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими. В учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, на территории Удмуртской Республики отбывают наказания лица, исповедующие как православие, так и ислам. Взаимодействие помощника по организации работы с верующими с представителями муфтията осуществляется по следующей схеме: помощник начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими непосредственно взаимодействует с начальником отдела регионального Духовного управления мусульман Удмуртии по взаимодействию с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний, а он, в свою очередь, как закрепленное лицо от регионального Духовного управления мусульман Удмуртии уже осуществляет непосредственный контакт с осужденными, исповедующими ислам. Накопленный опыт взаимодействия помощника начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими с религиозными конфессиями, расположенными на территории республик, вполне может быть использован в других территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьев Сергей Михайлович, Илюхин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF INTERACTION OF TERRITORIAL BODIES AND INSTITUTIONS OF THE FEDERAL SERVICE FOR EXECUTION OF PUNISHMENTS WITH RELIGIOUS ORGANIZATIONS: ON THE EXAMPLE OF THE UDMURT REPUBLIC

The article analyzes the legal regulation of the interaction of institutions and bodies of the Federal service for execution of punishments with religious organizations, the characteristics of the main activities, the purpose of which is to create conditions for the implementation of religious rites in correctional institutions, taking into account the provisions of international standards. The problems associated with the peculiarities of the implementation of cooperation in the framework of the activities of management of Federal service for execution of punishments on the Udmurt Republic with local religious organizations of Izhevsk and Udmurt eparchy of Russian Orthodox Church are also discussed, as well as with the regional Spiritual administration of Muslims of Udmurtia. As a result of the analysis the following conclusions are made. The Udmurt metropolis of the Russian Orthodox Church is divided into three dioceses (Glazov, Izhevsk, Sarapul), and there are correctional facilitiesin each of them... The article analyzes the legal regulation of the interaction of institutions and bodies of the Federal service for execution of punishments with religious organizations, the characteristics of the main activities, the purpose of which is to create conditions for the implementation of religious rites in correctional institutions, taking into account the provisions of international standards. The problems associated with the peculiarities of the implementation of cooperation in the framework of the activities of management of Federal service for execution of punishments on the Udmurt Republic with local religious organizations of Izhevsk and Udmurt eparchy of Russian Orthodox Church are also discussed, as well as with the regional Spiritual administration of Muslims of Udmurtia. As a result of the analysis the following conclusions are made. The Udmurt metropolis of the Russian Orthodox Church is divided into three dioceses (Glazov, Izhevsk, Sarapul), and there are correctional facilitiesin each of them. This created some difficulties in working with the nursing clergy from different dioceses. The solution was found through the creation of a joint Commission on prison service of the Udmurt metropolis, chaired by the assistant Head of the Federal penitentiary service of the Udmurt Republic for the organization of work with believers. Persons who profess both Orthodoxy and Islam serve their sentences in institutions that carry out criminal Penalties in the form of deprivation of liberty in the territory of the Udmurt Republic. Interaction of the assistant on the organization of work with believers and with representatives of the Islamic High Council is carried out according to the following scheme: the assistant of the head of Department of Federal penitentiary service of the Udmurt Republic on the organization of work with believers directly cooperates with the head of Department of regional Spiritual Department of Muslims of Udmurtia on interaction with Management of Federal penitentiary service, and he, for his part, as a fixed person from the regional Spiritual Department of Muslims of Udmurtia carries out a direct contact with convicts, professing Islam. The accumulated experience of interaction of the assistant to the head of Department of Federal penitentiary service for the Udmurt Republic on the organization of work with believers with the religious denominations located in the territory of the republics can quite be used in other territorial authorities of Federal penitentiary service. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями: на примере Удмуртской Республики»

УДК 343.8(470.51)

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОРОБЬЕВ,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: sergey.vorobev.78@inbox.ru; АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ИЛЮХИН, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права, международного и европейского права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: andrew062@mail.ru

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Для цитирования

Воробьев, С. М. Опыт взаимодействия территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями: на примере Удмуртской Республики / С. М. Воробьев, А. В. Илюхин // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 4. - С. 441-445.

Аннотация. В статье проводится анализ нормативно-правового регулирования взаимодействия учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями, дается характеристика основных направлений деятельности, целью которой является создание условий для осуществления религиозных обрядов в исправительных учреждениях с учетом положений международных стандартов. Рассматриваются проблемы, связанные с особенностями реализации взаимодействия в рамках деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике с местными религиозными организациями - Ижевской и Удмуртской епархией Русской православной церкви, а также с региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии. В результате проведенного анализа делаются следующие выводы. Удмуртская митрополия Русской православной церкви разделена на три епархии (Глазовская, Ижевская, Сарапульская), и на территории каждой из них имеются исправительные учреждения. Это создавало определенные трудности в работе с окормляющими священнослужителями из разных епархий. Выход был найден посредством создания Объединенной комиссии по тюремному служению Удмуртской митрополии под председательством помощника начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими. В учреждениях, исполняющих уголовные наказания

© Воробьев С. М., Илюхин А. В., 2018

в виде лишения свободы, на территории Удмуртской Республики отбывают наказания лица, исповедующие как православие, так и ислам. Взаимодействие помощника по организации работы с верующими с представителями муфтията осуществляется по следующей схеме: помощник начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими непосредственно взаимодействует с начальником отдела регионального Духовного управления мусульман Удмуртии по взаимодействию с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний, а он, в свою очередь, как закрепленное лицо от регионального Духовного управления мусульман Удмуртии уже осуществляет непосредственный контакт с осужденными, исповедующими ислам. Накопленный опыт взаимодействия помощника начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике по организации работы с верующими с религиозными конфессиями, расположенными на территории республик, вполне может быть использован в других территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова: религиозные конфессии, религиозные организации, уголовно-исполнительная система, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осужденные, взаимодействие.

Российская Федерация является многонациональной и многоконфессиональной страной. Изначально российская государственность складывалась на основе сосуществования народов, исповедующих разные религиозные конфессии и говорящих на разных языках. В обращениях Президента Российской Федерации неоднократно по этому поводу давались наказы проявлять терпимость, толерантность, взаимоуважение. Только на этой основе возможно дальнейшее существование России как единого государства.

Право граждан Российской Федерации на свободу вероисповедания закреплено ст. 28 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Вышеуказанные правовые нормы распространяют свое действие и на осужденных. В частности, в соответствии со ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) осужденным, отбывающим уголовные наказания в том числе в виде лишения свободы, гарантируется свобода совести и вероисповедания, которое включает в себя: право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, в том числе проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой; право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Обеспечив реализацию осужденными права на свободу совести и вероисповедания -свободу выбирать и иметь свои убеждения, систему ценностей, обучив осужденных навыкам критического мышления, администрация будет способствовать повышению уровня доверия со стороны осужденных к сотрудникам администрации, повышению контроля за оперативной обстановкой в учреждении и качества управления коллективом осужденных, препятствуя слепому следованию осужденных за преступными и деструктивными авторитетами с целью дестабилизации обстановки в учреждении и нарушения режима содержания [1, с. 154]. Обеспечение права осужденного на свободу вероисповедания и отправления религиозных культов - это не только один из элементов личной свободы гражданина, но и насущная потребность любого цивилизованного государства. В связи с этим духовно-нравственное воспитание осужденного

может оказать на него позитивное влияние и тем самым снизить уровень рецидива преступлений [2, с. 71].

В целях удовлетворения духовных потребностей и обеспечения конституционного права на свободу совести и вероисповедания лиц, осужденных к лишению свободы и содержащихся под стражей, между ФСИН России и традиционными религиозными конфессиями заключены соглашения о сотрудничестве: 22 февраля 2011 г., 23 июня 2017 г. - с Русской православной церковью, 12 мая 2010 г. - с Централизованной мусульманской организацией «Совет муфтиев России», 6 июля 2010 г., 20 октября 2017 г. - с Федерацией еврейских общин России, 30 декабря 2010 г. - с Буддийской традиционной Сангхой России.

Часть 4.1 ст. 14 УИК РФ устанавливает, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы (УИС) в соответствии с соглашениями, заключенными федеральным органом УИС с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашениями о взаимодействии, вправе по согласованию с федеральным органом УИС заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

С учетом реализации положений ч. 4.1 ст. 14 УИК РФ Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2016 г. был издан приказ «Об утверждении Требований к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями». Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 1063 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176» нормативно была закреплена должность помощника начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний по организации работы с верующими. Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 21 ноября 2014 г. № 651 указанная должность впервые была введена в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний. 2 сентября 2016 г. издан приказ Федеральной службы исполнения наказаний № 698 «Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний», предусматривающий введение в штаты ФСИН России 85 должностей помощников начальников региональных управлений ФСИН России по организации работы с верующими, формируемых из числа практикующих тюремных священнослужителей.

Рассмотрим этот институт более подробно на примере УФСИН России по Удмуртской Республике. Взаимодействие территориального органа ФСИН России с религиозными организациями имеет достаточно накопленный опыт. Еще в январе 1999 г. заключено первое Соглашение о взаимном сотрудничестве между Ижевской и Удмуртской епархиями Русской православной церкви и УИН Минюста России по Удмуртской Республике, в июле 2002 г. - Соглашение с региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии (РДУМУ).

31 марта 2014 г. решением епископа Сарапульского и Можгинского Викторина был создан отдел по тюремному служению Сарапульской и Можгинской епархий, а 9 февраля 2015 г. подписано соглашение между УФСИН России по Удмуртской Республике и Удмуртской митрополией Русской православной церкви, в соответствии с которым за каждым исправительным учреждением был закреплен православный священник. Посещая колонии, священнослужители знакомят осужденных с основами православия, традициями Русской православной церкви и ее обрядами, со смыслом таинств, принимают участие в благотворительной и просветительской деятельности среди осужден-

ных и сотрудников уголовно-исполнительной системы, участвуют в работе попечительских советов. Священнослужители проводят также индивидуальную и коллективную работу с осужденными по пропаганде религиозного учения и духовно-нравственного воспитания, совершают обряды крещения, венчания, покаяния и причастия, участвуют во Всероссийской акции «Неделя молитвы» - международном ежегодном недельном молитвословии о заключенных и сотрудниках УИС.

Помимо этого, учреждениями УФСИН России по Удмуртской Республике в рамках реализации соглашений о сотрудничестве налажено тесное взаимодействие с региональным Духовным управлением мусульман Удмуртской Республики, которое в составе Центрального духовного управления мусульман России было образовано в 1994 г.

Региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии еще в 2007 г. было заключено соглашение о взаимодействии с УФСИН России по Удмуртской Республике. В целях обеспечения взаимодействия был назначен на должность начальника отдела по взаимодействию с УФСИН регионального Духовного управления мусульман Удмуртии имам Станислав Клинов.

27 января 2016 г. помощником начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими назначен клирик храма в честь святых Царственных новомучеников Российских г. Ижевска иерей Владимир Хайбуллин. В ведении священника находятся вопросы, касающиеся не только православной религии, но и ислама, а также других конфессий. 9 февраля 2016 г., по благословению Высокопреосвященней-шего Викторина, митрополита Ижевского и Удмуртского, был создан официальный сайт Объединенной комиссии по тюремному служению Удмуртской митрополии в целях освещения ее деятельности. Комиссия координирует деятельность отделов по тюремному служению Ижевской, Сарапульской и Глазовской епархий в отношении распоряжений, поступающих из Синодального отдела по тюремному служению, а также сотрудничества с УФСИН России по Удмуртской Республике по вопросам духовно-нравственного воспитания, которые возникают у сотрудников данного управления, а также осужденных, их родственников и лиц, проходящих курс постпенитенциарной ресоциализации.

Удмуртская митрополия Русской православной церкви разделена на три епархии (Гла-зовская, Ижевская, Сарапульская), и на территории каждой из них имеются исправительные учреждения. Это создавало определенные трудности в работе с окормляющими священнослужителями из разных епархий. Выход был найден посредством создания Объединенной комиссии по тюремному служению Удмуртской митрополии, председателем которой был назначен помощник начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими Владимир Хайбуллин. Считаем, что подобный опыт может быть использован во всех субъектах Российской Федерации, в которых митрополии Русской православной церкви территориально состоят из нескольких епархий.

В учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, на территории Удмуртской Республики отбывают наказания лица, исповедующие как православие, так и ислам. Взаимодействие помощника начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими Владимира Хайбуллина как православного священника с региональным Духовным управлением мусульман Удмуртии является достаточно продуктивным. На помощь приходят личные качества и национальные корни отца Владимира. В повседневной работе взаимодействие помощника по организации работы с верующими с представителями муфтията осуществляется по следующей схеме: Владимир Хайбуллин как помощник начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими непосредственно взаимодействует с начальником отдела регионального

Духовного управления мусульман Удмуртии имамом Станиславом Клиновым, а он, в свою очередь, как закрепленное лицо от РДУМУ уже осуществляет непосредственный контакт с осужденными, исповедующими ислам. Начальные шаги в рамках этого взаимодействия были достаточно трудными и встречали определенное недоверие со стороны мусульманского сообщества. В этой работе проявились в полной мере личные качества и приемы общения помощника по организации работы с верующими с представителями муфтията. Это участие в республиканских религиозных семинарах, круглые столы с подведением итогов совместной работы, поздравление мусульман с их религиозными праздниками.

В обращении с осужденными, исповедующими ислам, по словам Владимира Хай-буллина, нужно проявлять больше терпения. Некоторые осужденные не понимают, что они несут наказание за свое преступление и, исповедуя религию, должны переносить связанные с этим трудности. Если человек хорошо знает свою религию, он может все обряды и молитвы проводить, не привлекая к себе излишнего внимания и не причиняя дискомфорта другим. Однако спорные вопросы все равно случаются и касаются они в основном совершения молитв и других религиозных обрядов, которые порой противоречат правилам внутреннего распорядка колоний. В вопросах, как поступать сотруднику в тех или иных ситуациях, чтобы не оскорбить чувств верующих и при этом соблюсти требования закона, представители муфтията и территориального УФСИН России стараются приходить к единому мнению.

Работа помощника начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими не ограничивается рамками окормления лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы. Интересным представляется опыт духовно-нравственного просвещения осужденных без изоляции от общества: религия помогает осужденным переосмыслить свою жизнь, расставить для себя приоритеты.

Развитие и формирование нравственных ценностей является сложной задачей, и их становлением необходимо заниматься с самого рождения. Однако часто лишь в условиях изоляции происходит инсайд, рефлексия и самоанализ и, как следствие, переосмысление человеком своей системы ценностей. На этом этапе важна консолидация усилий всех институтов общества, чтобы сформировать стойкие социально желательные, общечеловеческие ценности. Несомненно, у религии имеется огромный потенциал в деле ресоциализации осужденных, через нее происходит переориентация человека на качественно новый уровень бытия. Лишь при взаимодействии священнослужителей с воспитательной, психологической, социальной, медицинской службами УИС возможна успешная ресоциализация осужденных, развитие и формирование у них общечеловеческих нравственных ценностей. В связи с этим считаем, что накопленный опыт взаимодействия помощника начальника УФСИН России по Удмуртской Республике по организации работы с верующими иерея Владимира Хайбуллина с религиозными конфессиями, расположенными на территории республики, вполне может быть использован в других территориальных органах ФСИН России, а также в рамках проведения занятий на высших академических курсах Академии ФСИН России с категорией слушателей «Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».

Библиографический список

1. Рудаков А. М. Содержательный аспект реализации свободы совести и свободы вероисповедания: выявленные нарушения в отношении подростков // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3(86). С. 152-156.

2. Юнусов А. А., Абдуразаков А. А. Влияние религиозных организаций на предотвращение рецидива преступлений // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1(92). С. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.