Р. Р. Исхакова, Р. Н. Халилов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, социальная реабилитация, религиозные учреждения. penitentiar institutes, social rehabilitation, religious organizations.
Исследуются проблемы конфессиональной ситуации в Республике Татарстан в аспекте влияния религиозных организаций на учреждения уголовноисполнительной системы. Раскрывается роль православной церкви и мусульманского духовенства в социальной реабилитации осужденных. Определяются проблемы и перспективы данного направления деятельности гражданского общества
The questions of confessional situation in the Republic of Tatarstan in the aspect of religious organizations influence on institutes of the article reveals of the role of Orthodox Church and Muslim priesthood on social rehabilitation of prisoners. Defended the problems andperspectives of this institute on civil society.
Важное место среди основных средств исправления осужденных к лишению свободы занимает общественное воздействие, где одно из центральных занимают религиозные организации. Религия, как форма духовной жизни способствует нравственному совершенствованию людей, ее потенциал в работе с осужденными незаменим. Согласно данным социологических опросов к числу верующих себя относят 85 % осужденных1.
В специальной литературе последнего десятилетия этому вопросу уделяется заметное место.
Специалисты в области уголовно-исполнительного права отмечают, что большое значение приобретает деятельность религиозных организаций, которая формирует особые общественные отношения, закрепляет права осужденных на свободу совести и вероисповедания, повышает дисциплину осужденных, готовит их к дальнейшей жизни после освобождения2.
Как показывает практика, нравственный потенциал религии имеет воспитательное воздействие в отношении отдельных категорий осужденных отрицательной направленности, которые демонстрируют свое непризнание авторитета закона, системы государственной власти и социальных норм. Религия представляет альтернативный криминальному путь развития личности. В этой связи пенитенциарной системе необходимо взаимодействовать с теми структурами гражданского общества, которые готовы и по закону могут принять в этом участие.
Практическая реализация данного направления деятельности территориальных управлений Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) по субъектам Российской Федерации происходит по следующим направлениям:
1. Обеспечение законности данного направления деятельности территориального управления ФСИН по субъекту Российской Федерации.
1 Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью: аналитический обзор. - М., 2007. - С. 11.
2 Коломытцев, Н.А. Особо опасный рецидив преступлений и борьба с ним: Монография. - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2005 - С. 246-249.
2. Определение перечня взаимодействующих религиозных организаций. Представительство взаимодействующих организаций должно соответствовать конфессиональной ситуации в регионе.
3. Создание условий для общественного воздействия со стороны религиозных организаций (строительство культовых сооружений и открытие молельных комнат, проведение обрядов, проповедей и т.д.).
Участие религиозных объединений в общественном воздействии на осужденных регламентируются Конституцией РФ, Уголовно-исполнительным Кодексом РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях»3. Законодательство гарантирует свободу совести и вероисповедания всем гражданам, включая осужденных. Вместе с тем, реализация данного права в местах лишения свободы должна происходить так, чтобы при этом не нарушались правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и не ущемлялись права других лиц.
Религиозные объединения в России делятся на религиозные организации, имеющие государственную регистрацию и статус юридического лица, и религиозные группы, не имеющие соответствующей регистрации. С исправительными учреждениями могут взаимодействовать только религиозные организации, при этом обязательным условием должно быть наличие просьбы об этом со стороны хотя бы одного осужденного или группы осужденных. Отправлять службы и окормлять верующих могут священнослужители, которым присвоен духовный сан.
На основе указанных выше законодательных актов разработаны ведомственные нормативные акты, регламентирующие общественное воздействие и участие в процессе социальной реабилитации со стороны церкви на осужденных к лишению свободы. В 1999 г. Министерство юстиции Российской Федерации заключило соглашение с Русской Православной Церковью, а в 2001 г. с Федерацией Еврейских общин России. В соответствии с данными соглашениями, а также с учетом Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений ФСИН России были разработаны и утверждены Рекомендации по взаимодействию учреждений и органов УИС с религиозными организациями о реализации организации и основных концептуальных направлений деятельности священнослужителей в
4
учреждениях по духовному окормлению осужденных .
Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ГУФСИН РФ по РТ) заключило двусторонние соглашения с Духовным Управлением Мусульман Республики Татарстан5, Казанским Епархиальным управлением Русской Православной Церкви6.
Особая ситуация сложилась вокруг сотрудничества с Союзом общин Евангельских христиан-баптистов Республики Татарстан, имеющим заметное влияние в республике. Данный факт объясняется тем, что в 1990-е гг. протестантские объединения, финансируемые из-за рубежа, в первую очередь из США, оказывали исправительным учреждениям солидную по объемам гуманитарную помощь. Во многих случаях условием получения та-
3 Федеральных закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - Ст. 4465.
4 Рекомендации по взаимодействию учреждений и органов УИС с религиозными организациями о реализации организации и основных концептуальных направлений деятельности священнослужителей в учреждениях по духовному окормлению осужденных. № 10/15/77. // Текущий архив ГУФСИН РФ по РТ.
5 Соглашение о сотрудничестве Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан и Духовного управления Мусульман по Республике Татарстан от 4 февраля 2007 г. // Текущий архив ГУФСИН РФ по РТ.
6 Соглашение о сотрудничестве Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан и Казанского Епархиального управления Русской Православной Церкви от 24 февраля 2007 г. // Текущий архив ГУФСИН РФ по РТ.
кой помощи было предоставление данным организациям привилегированного или даже
7
исключительного права на проповедь своего вероучения среди осужденных .
В указанных выше Рекомендациях ФСИН России о взаимодействии органов уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями, подчеркивается, что начальникам территориальных органов ФСИН следует проявлять большую осторожность при решении вопроса о получении гуманитарной помощи8.
Общероссийская тенденция непропорционального представительства баптизма в исправительных учреждениях имеет место и в учреждениях ГУФСИН РФ по РТ. Вместе с тем, доля верующих, придерживающихся баптистского вероучения, в Республике Татарстан невелика. Данная религиозная организация в республике начала официально действовать в пределах региона только в 1992 г.
На территории Республики Татарстан действуют две централизованные религиозные организации: Казанская Епархия Русской Православной Церкви и Духовное управление Мусульман Республики Татарстан, что отражает исторически и традиционно сложившуюся конфессиональную ситуацию. Деятельность Союза Евангельских христиан-баптистов в исправительных учреждениях, в основном, направлена на привлечение новых адептов, поэтому на наш взгляд ГУФСИН РФ по РТ следовало бы детально рассмотреть вопрос об ограничении доступа данной религиозной организации в исправительные учреждения, предоставив больше полномочий Русской Православной Церкви и Духовному Управлению Мусульман.
Деятельность духовенства, как православного, так и мусульманского имеет три аспекта: отправление культа, просветительский и благотворительный. Важнейшим условием культовой деятельности является наличие храма или молельной комнаты в исправительных учреждениях. В местах лишения свободы Российской Федерации на 1 января 2009 г. действуют 436 храмов, из них православных - 403(92%); мусульманских - 23(5%); буддийских - 7(2%); католических - 3(1%). Помимо храмов в исправительных учреждениях ФСИН России действуют 741 молельная комната, в том числе православных - 517(70%); мусульманских - 87(12%); евангельских христиан-баптистов - 64(9%); христиан веры евангельской (пятидесятников)- 58(8%); буддийских - 7(15)9.
В учреждениях ГУФСИН РФ по РТ по состоянию на 1 января 2008 г. функционируют:
- 7 мечетей (ФБУ ИК-2, ФБУ-3; ФБУ ИК-4; ФБУ ИК-5; ФБУ ИК-8; ФБУ ИК-10; ФБУ ИК-19);
- 8 молельных комнат мусульман (во всех исправительных учреждениях ГУФСИН РФ по РТ);
- 7 православных церквей (ФБУ ИК-2; ФБУ ИК-4; ФБУ ИК-5; ФБУ ИК-8; ФБУ ИК-10; ФБУ ИК-18; ФБУ ИК-19);
- 7 молельных комнат евангельских христиан-баптистов10.
7 Федотова, Н.И. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с Русской Православной Церковью и другими религиозными объединениями // Вестник Владим. юрид. ин-та. - 2009. - № 1(10). - С.45.
8 Самарин, В. А. Нормативно-правовые гарантии реализации права на свободу совести и вероисповедания в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы//Взаимодействие территориальных органов ФСИН России с Русской Православной Церковью: Сб. материалов передового опыта. - М., 2008. - С.81.
9 Добродеев, А.Н. Пути взаимодействия правоохранительных учреждений и Русской Православной Церкви в преодолении преступности// Взаимодействие территориальных органов ФСИН России с Русской Православной Церковью: Сб. материалов передового опыта. - М., 2008. - С.76.
10 Пояснительная записка к отчету о работе групп социальной защиты осужденных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан за 12 месяцев 2008 г.//Текущий архив ГУФСИН РФ по РТ. - С. 7, 19.
В учреждениях ГУФСИН РФ по РТ действуют 38 религиозных общин, из них 15 мусульманских, 15 православных и 8 евангельских христиан-баптистов. Они объединяют 1869 человек (15% общей численности осужденных), из них в мусульманскую общину входит 774 чел., в православную - 912 чел., в общину евангельских христиан-баптистов -183 чел.10.
Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию осужденных и сотрудников в ГУФСИН РФ по РТ совместно с Казанским Епархиальным управлением Русской Православной Церкви в 2007 г. была образована комиссия, координирующая проведение в ИУ православных праздников, деятельность библейских курсов, работу библиотек духовной литературы.
Аналогичная деятельность проводится и совместно с Духовным управлением Мусульман Республики Татарстан: организована активная проповедническая деятельность, проводятся занятия по изучению арабского языка, Корана, шариата, исполняются обряды.
Евангельские христиане-баптисты развернули свою деятельность в ФБУ ИК-2, ФБУ ИК-5 и ФБУ ИК-19, где настоятелями еженедельно проводится проповедническая работа: лекции, беседы, показ видеофильмов. При общине разработана и действует программа помощи освободившимся, имеющим жилищные проблемы и проблемы трудоустройства. При общине действует приют для осужденных, отбывших срок наказания. Нами была изучена деятельность данного приюта: граждане, освободившие из мест лишения свободы, находятся в условиях контроля и ограничения свободы передвижения, им не оказывают содействия в получении необходимых документов, заработная плата на руки не выдается, все свободное время занято изучением основ веры баптистов. Таким образом, деятельность данного приюта нарушает конституционные права лиц, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет социально значимого результата.
Представляется, что наиболее перспективными направлениями в совершенствовании взаимодействия религиозных организаций с пенитенциарными учреждениями являются комплексные мероприятия, направленные на содержательную сторону процесса. Прежде всего, необходимо организовать систему религиозного образования. Оно должно распространяться не только на осужденных к лишению свободы, но и на сотрудников исправительных учреждений, в первую очередь на тех, кто отвечает за организацию воспитательного процесса. Очевидно, что без изучения основ веры сотрудники не смогут эффективно использовать духовно-нравственный потенциал религии. Необходимо создать целостную систему религиозного просвещения сотрудников исправительных учреждений.
Духовенство, непосредственно работающее в среде осужденных, также нуждается в обучении. Как показывает практика, большинство священников, закрепленных за местами лишения свободы, испытывают нехватку специальных знаний в уголовно-исполнительном праве, плохо ориентируются в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, не представляют особенностей тюремной субкультуры.
Таким образом, организация и координирование воздействия религиозных и общественных организаций - одно из перспективных направлений в деятельности территориальных управлений ФСИН по субъектам Российской Федерации по исправлению осужденных к лишению свободы. Духовное воздействие способно включить механизм возрождения человеческой совести, что во многом, эффективнее, чем карательно-воспитательное давление.
© Р. Р. Исхакова - д-р пед. наук, проф. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected]; Р.Н. Халилов - ст. препод. каф. уголовного права КГУ.