ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.334.3:343.8
В. Ф. Лелюх
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОИ СИСТЕМЫ С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Традиция участия общественности в сфере исполнения уголовных наказаний известна пенитенциарной системе России с начала XIX века - с момента образования общества тюремного попечительства. Оно объединяло представителей различных сословий государства, в т. ч. членов императорской фамилии и дворянства. Российскому обществу всегда были присущи черты сострадания, соучастия, участия в благотворительности и попечительстве, которые распространялись и на сферу отношений с пенитенциарной системой.
В 1818-1819 годах в России заметно изменилась тюремная политика. Сказались тогдашние настроения в русском обществе. Отечественная война 1812 года, европейские походы русской армии, знакомство с деятельностью политических и религиозных организаций за рубежом способствовали распространению западноевропейских идей о задачах и сущности наказания, способах воздействия на арестантов и т. д. В аристократических кругах правилом хорошего тона становится филантропия. Все это подготовило возникновение в России общественной организации, усилия которой были направлены на разрешение тюремных проблем, вопроса о создании тюремных библиотек в общих местах заключения, подбор литературы, список в котором ограничивался лишь книгами «Священного писания и духовного содержания».
19 июля 1819 г. было от-
крыто в столице «Попечительское о тюрьмах общество». В соответствии с уставом Общество находилось под покровительством императора и имело своей целью нравственное исправление содержащихся под стражею преступников, а также улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам. Вторая статья устава давала перечень средств исправления арестантов: «Бли-
жайший и постоянный надзор за заключенными; размещение их по роду преступлений или обвинений; наставления их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной; занятие их приличными упражнениями и заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место». В уставе делался акцент на религиозном воздействии на заключенных. Было предписано вводить церковные службы, проводить воскресные и праздничные дни в благочестивых чтениях, беседах и молитве.
С первого года существования «Попечительское о тюрьмах общество» начало публиковать ежегодные отчеты. В них много места уделялось описаниям примеров религиозно-
нравственного воздействия членов общества на арестантов, а также приведению статистики исповедей и причастия.
26 мая 1831 г. была утверждена новая тюремная инструкция, которая на долгое время определила правила внутреннего распорядка. В 1857 г. были внесены некоторые изменения в
«Устав о содержащихся под стражею». Теперь согласно его требованиям членами Общества по должности становились губернатор, полицмейстер, предводитель дворянства и архиерей. Члены «Попечительского о тюрьмах общества» посещали тюрьмы и следили за тем, чтобы «назидание заключенных в правилах христианского благочестия доброй нравственности было выполняемо неукоснительно; в установленные дни было совершаемо богослужение; во время постов арестанты говели; воскресные и праздничные дни проводились арестантами в благочестивых чтениях, беседах и молитве; чтобы духовный отец подготавливал осужденных к перенесению заслуженного наказания с христианской покорностью и раскаянием».
Закон от 15 июня 1887 г. закрепляет принципиальное положение, в соответствии с которым состоящие при местах заключения священники, диаконы и псаломщики стали относиться к аппарату управления мест лишения свободы. Они признаются официальными должностными лицами, и в обязанности им вменяется идеологическое воздействие на арестантов. По должностному окладу священник приравнивается к смотрителю (начальнику) тюрьмы.
По данным Главного тюремного управления, в местах заключения общего устройства в 1911 г. было 273 тюремные церкви и 77 церквей, расположенных при тюрьмах. В них служили 346 священников, 30 диаконов и 208 псаломщиков. В
исправительных арестантских отделениях имелось 30 собственных и 10 церквей при отделениях, которые обслуживали 44 священника, 4 диакона и 30 псаломщиков. Годовой расход на жалование тюремных священнослужителей и прочие церковные нужды составил соответственно 202 059 и 56 783 руб.
Общая тюремная инструкция 1915 г. определила задачи и цели идеологического воздействия на заключенных. В 244-й статье инструкции было указано, что «духовно-нравственное воздействие на арестантов имеет своим назначением внушение им правильных понятий о религии и об общих гражданских обязанностях, требующих преданности Престолу и Отечеству и почитания соответствующим законам и властям».
Духовно-нравственное воздействие осуществляла школьная и внешкольная работа. Церковь со временем утрачивает свое главное значение в качестве центра воспитательного воздействия на заключенных и уступает место школе и библиотеке. В 1884 г. намечаются меры по развитию тюремных школ. В школьной программе, помимо элементарных знаний по основным предметам, вводилось изучение Закона Божьего и проведение религиозно-нравственных занятий. В марте 1906 г. Главным тюремным управлением были изданы правила об организации работы библиотек во всех местах заключения. Высшее наблюдение за их деятельностью возлагалось на губернатора, общее руководство - на губернского тюремного инспектора, а непосредственное - на начальника места заключения. Заведовать библиотекой могли помощник начальника учреждения, священник, псаломщик, школьный учитель или с разрешения губернатора одно или несколько лиц местной интеллигенции. В 1905 г. из 625 мест заключения общего устройства библиотеки имелись только в
432, в среднем их фонд составлял около 300 наименований книг в каждой, в 16 процентах библиотек имелись только книги религиозного содержания. В 1911 г. их уже было 456, общий фонд составил 71 608 наименований и 262 005 томов. Каждому арестанту на руки выдавались Библия и молитвенник.
Организованная подобным образом религиозно-
просветительская деятельность в тюрьме давала возможность просветителям добиться благоприятных результатов. Генерал-майор Богданович, он же староста Исаакиевского собора, снискал известность своими брошюрами, но его превзошел директор Пермского тюремного комитета протоиерей Попов, который издал «Молитвенник для заключенных» (1881 г.), «Руководство узнику в молитве» (1878 г.), «Беседы с заключенными». Анализируя содержание любой из молитв, можно сделать вывод о цели, которую ставил перед собой протоиерей. Например, посредством молитвы «Сокрушение и моление перед Богом ссыльного» заключенному внушались мысли об отказе от побега («Отврати от меня и помысел един, еже бежа-ти ми отсюду»), всепрощения и смирения («Еще ж даруй ми, Боже, не памятствовати злая на обидившие и обидящие мя, и еже прости им вся их противу меня вины и прегрешения...»).
21 апреля 1909 г. Главным тюремным управлением были утверждены особые правила посещения тюремных церквей. Со временем происходит совершенствование средств, форм и методов воздействия на сознание заключенных, расширяется круг лиц, привлекаемых к работе с арестантами.
Общая тюремная инструкция, утвержденная 28 декабря 1915 г. министром юстиции Хвостовым, явилась, можно сказать, последним словом в области тюремного законодательства. Она отводила в тюрьмах большую роль православ-
ному духовенству. Священнослужитель являлся членом тюремного совещания по вопросам внутреннего распорядка. Духовные лица других вероисповеданий приглашались на такие совещания только в тех случаях, если на них шла речь о вопросах религии единоверцев этих духовников. Православный священник также являлся преподавателем Закона Божьего в тюремной школе. Совместно с учителем он руководил тюремной библиотекой, и ему одному было предоставлено право проповедей. Инструкция предписывала общие молитвы заключенных утром, вечером, перед обедом и ужином. Специальной VII главой было закреплено положение о духовнонравственном и просветительском воздействии на арестантов.
Анализируя данный исторический период, нельзя не отметить, что в дореволюционной царской России православными священниками был накоплен богатейший опыт религиознонравственного воспитания заключенных в тюрьмах и острогах. Это церковное наследие еще не раз поможет нам разобраться в современной религиозной ситуации.
Октябрь 1917 г. послужил точкой отсчета эпохи тотального атеизма. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г., а затем постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» фактически свели на нет право на свободу совести вообще, а для осужденных в особенности. В первые годы советской власти происходил массовый отход от религии, рвались многовековые связи с церковью, прежде всего с господствующей - с православной. Только в исключительных случаях и в специальном порядке согласно вышеуказанному постановлению разрешалось совершение по просьбе умирающих или тяжело больных осуж-
денных, находящихся в местах заключения, религиозно-культовых обрядов, проводимых в изолированных помещениях.
Постановление ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. с изменениями и дополнениями, внесенными 23 июня 1975 г., официально оставалось в силе до тех пор, пока не был принят в 1990 г. довольно прогрессивный для того времени закон «О свободе вероисповеданий». С принятием в 1989 г. на ведомственном уровне ряда мер по урегулированию этих отношений положение кардинально изменилось. Приказом МВД СССР № 250 от 10 октября 1989 г. были утверждены «Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов».
Реалии сегодняшнего дня требуют от администрации мест лишения свободы внедрения новых, нестандартных форм эффективного взаимодействия с религиозными различными концессиями (объединениями) по духовно-нравственному воспитанию и подготовке осужденных к освобождению и правопослушному поведению на свободе. Жизнь показала эффективность нетрадиционных форм воспитательного воздействия в пенитенциарных учреждениях России.
За последние годы в уголовно-исполнительной системе накоплен определенный опыт совместной работы с религиозными организациями. В этой поистине подвижнической работе принимают живейшее участие священнослужители Русской Православной Церкви, представители других христианских деноминаций, мусульмане, буддисты, иудаисты, различные благотворительные миссии и фонды, как отечественные, так и зарубежные. С каждым годом развивается их просветительская и благотворительная деятельность.
Правовой базой деятельности религиозных организаций в
местах лишения свободы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ст. 14).
В исправительных учреждениях сегодня уже построено 343 храма (часовни, домовые церкви). Их них: 324 - Русской Православной Церкви, 3 домовые церкви евангельских христиан-баптистов, костел Римско-католической церкви, 10
мечетей и 5 буддийских дуганов. Там, где нет возможности построить капитальные здания, действуют 628 молитвенных комнат, за всеми учреждениями закреплены священнослужители для пастырских посещений. Создано около 1000 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается более 40 тысяч верующих осужденных (5,5 % от среднесписочной численности). В большинстве регионов организованы 262 воскресные школы (библейские курсы), где проходят религиозное и духовное обучение около 9 тысяч осужденных.
В решении проблем православного просвещения в местах лишения свободы участвуют и общественные организации: Общероссийское общественное движение «Россия Православная», Общество милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь», Российское Библейское общество, общественная просветительская организация «Древо добра» [1,с.3].
Содействие представителей гражданского общества особенно значимо при работе с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях. Воспитательные колонии постоянно находятся в поле зрения государственных органов власти и общественных организаций. В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг. воспитательные колонии получили дополнительно из федерального бюджета 42 млн. руб.
В соответствии с требованиями Уголовно-
исполнительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации во всех воспитательных колониях созданы родительские комитеты, а также попечительские советы, большинство из которых возглавляют руководители местных органов исполнительной власти. Они содействуют соблюдению прав и законных интересов осужденных, формированию у них правопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе. Важным направлением в работе является организация шефства над сиротами и лицами, оставшимися без родительского попечения, оказание им финансовой помощи после освобождения и помощи в бытовом устройстве.
Некоммерческим благотворительным Фондом содействия социальной реабилитации осужденных и защиты персонала уголовно-исполнительной системы Минюста России и МВД России «Попечитель» разработаны и осуществляются целевые программы, направленные на поддержку социального статуса педагогических работников общеобразовательных школ воспитательных колоний и стимулирование обучающихся.
Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день является проблема социальной реабилитации и адаптации наиболее незащищенной категории осужденных - женщин и детей. По данным С. Н. Болткова, в России в настоящее время функционирует 41 исправительная колония, где отбывают наказание около 40 тыс. женщин. В 11 из них имеются дома ребенка, где находятся 520 детей в возрасте до трех лет.
Межрегиональная благотворительная организация
«Фонд помощи заключенным» реализует проекты, направленные на улучшение условий отбывания наказаний в местах лишения свободы и ресоциали-
зацию осужденных женщин. К этой работе фонд привлекает известных государственных и политических деятелей, представителей законодательных и исполнительных органов власти, деловых кругов, культуры, религиозных конфессий. В целях развития творческих способностей осужденных в исправительных колониях проводятся фестивали женской, молодежной и детской моды. Фонд осуществляет и гуманитарную помощь. При этом особое внимание уделяется медицинскому обеспечению осужденных женщин и их малолетних детей, находящихся в домах ребенка при исправительных учреждениях.
Злободневной для России является проблема социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы. В практике взаимодействия институтов гражданского общества с органами и учреждениями уголовно-
исполнительной системы есть многочисленные положительные примеры. Но все они в основном относятся к так называемому пенитенциарному
взаимодействию - процессу, когда институты гражданского общества оказывают помощь администрации учреждений и осужденным в период отбывания наказания.
Хорошей базой для социальной реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание, является наличие у них достаточного образовательного уровня и профессиональной подготовки.
Известно, что общеобразовательное обучение осужденных осуществляется в 445 вечерних образовательных школах и учебно-консультационных пунктах, в которых обучаются 48,5 тыс. осужденных. В 510 профессиональных училищах, где готовят рабочих по 200 профессиям, обучается более 80 тыс. осужденных [1,с.7].
К сожалению, имеющаяся сеть профессиональных училищ
и их филиалов при исправительных учреждениях уголовноисполнительной системы, принадлежащей теперь Министерству юстиции РФ, ввиду их недостаточности не позволяет сегодня в полном объеме решить эту задачу. По этой причине каждый двадцатый осужденный возвращается на свободу, не имея какой-либо профессии, что отрицательно сказывается на их трудоустройстве. Поэтому в исправительных учреждениях совершенствуется и развивается очно-заочное и дистанционное обучение осужденных в высших учебных заведениях. Во внедрении таких форм обучения оказывают содействие неправительственные организации, часть расходов по оплате за обучение осужденных они берут на себя.
Меняются цели привлечения осужденных к труду. Сейчас главная из них - помочь человеку после освобождения адаптироваться в обществе, привить ему жизненно важные навыки.
Сложнее обстоят дела с постпенитенциарным воздействием, когда перед осужденным, освободившимся из мест лишения свободы, возникают многочисленные проблемы, разрешить которые без участия общественности невозможно.
Проекты по активизации участия структур гражданского общества в судебно-правовой реформе, внедрению в деятельность исправительных учреждений новых социальных технологий, способствующих ее гуманизации и реформированию, а также координации усилий государственных и негосударственных структур для социальной адаптации лиц, осуществляет международная неправительственная организация
«Международная тюремная реформа».
Эта организация совместно с Россией осуществляет проект «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации», который направлен на
реформирование уголовно-
исполнительных инспекций с целью их подготовки к исполнению новых видов наказаний, в частности, обязательных работ. Введение новых наказаний, не связанных с изоляцией от общества, позволит существенно уменьшить социальные издержки от применения такой меры, как лишение свободы.
В целях координации взаимодействия учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Минюста России с международными неправительственными и российскими общественными объединениями (организациями), религиозными конфессиями, использования их потенциала при обеспечении дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы в июле 2003 г. создан Общественный совет при министре юстиции Российской Федерации.
Надо признать, что на государственном уровне до сих пор не решен вопрос социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Необходима поддержка общественных организаций в урегулировании этой проблемы на законодательном уровне.
Правовые основы и гарантии участия общественных формирований в реализации исполнения уголовных наказаний определены в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В частности, ст. 38 Закона устанавливает, что «... общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством РФ». Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний предусмотрено ст. 142 Уголовно-
исполнительного кодекса РФ. В нем к основным средствам исправления осужденных отнесе-
но оказание общественного воздействия на них. Исходя из этого, последующие нормы УИК РФ закрепили возможность участия общественных объединений в исправлении осужденных, содействии в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, в контроле над их деятельностью (ст. 23). Осужденные имеют право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные формирования, в том числе и международные (ст. 12).
Принятый ранее закон «О свободе вероисповедания»,
подписание «Соглашения о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Министерством внутренних дел России, а также указания ГУИН № 18/10-97 от 29.09.95 г. и № 18/10-62 от 01.04.96 г. позволили практически во всех регионах страны наладить контакты между региональными УИС и местными епархиями. За исправительными учреждениями для пастырских посещений стали закрепляться конкретные приходы и священнослужители. Это создало условия для нравственных и просветительных бесед в рамках воскресных школ, для строительства новых храмов и оборудования молельных комнат.
В настоящее время учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, оказывают содействие в работе свыше 150 благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций. Они принимают участие в нравственном, правовом, трудовом, физическом воспитании осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содействуют повышению их образовательного и профессионального уровня.
Представители общественных формирований участвуют в работе комиссий по вопросам помилования, созданных в
субъектах Российской Федерации. Наряду с предварительным рассмотрением ходатайств о помиловании осужденных и подготовкой материалов по ним, комиссии осуществляют общественный контроль над условиями содержания осужденных.
Традицию попечительства пенитенциарных учреждений возродила созданная в декабре 1999 г. Общероссийская общественная организация «Попечительский совет уголовноисполнительной системы». Основными направлениями ее деятельности является гуманитарно-просветительская работа, духовно-нравственное просвещение осужденных, а также оказание благотворительной помощи исправительным учреждениям, сотрудникам и ветеранам пенитенциарной системы.
Попечительские советы созданы и осуществляют благотворительную и культурнопросветительную деятельность в исправительных колониях 38 субъектов РФ [1,с.5]. Главная их задача - привлечение широких слоев общественности к проблемам и нуждам пенитенциарных учреждений, процессу исправления осужденных, решению социальных и бытовых проблем. Например, «Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия» проводится независимая общественная экспертиза новых законодательных предложений и проектов, предлагаются действенные механизмы контроля над местами лишения свободы и заключения под стражу, осуществляется общественный контроль над соблюдением законности и прав человека в пенитенциарных учреждениях.
Правозащитная организация Московская Хельсинская группа совместно с Международной Хельсинской федерацией по правам человека и при подСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
держке Европейской комиссии провела мониторинг ситуаций с соблюдением прав человека в исправительных учреждениях всех субъектов РФ.
По итогам исследования в Министерство юстиции были представлены выводы и предложения, а также издан сборник «Положение заключенных в современной России». Участники мониторинга отметили, что в пенитенциарной системе России проводятся глубокие и коренные преобразования, связанные с гуманизацией условий отбывания наказаний.
Основными направлениями содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, являются правовое просвещение осужденных и сотрудников, социальная, материальная помощь, а также помощь в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания. Ряд общественных организаций содействует также в организации трудовой занятости осужденных, их досуга, в получении образования, участвует в духовно-нравственном, правовом,
физическом и культурном воспитании и развитии.
Итак, к воспитательной работе с осужденными необходимо привлекать различные общественные организации в лице попечительских советов, общественных комитетов и центров содействия УИС, координационных комитетов по религиозному служению и других объединений. Общественные организации могут содействовать духовному попечению, бытовому устройству и трудовому обучению, а также привлечению средств массовой коммуникации к информационному обеспечению воспитательного процесса, оказанию социальной, гуманитарной и иной помощи осужденным.
1. Болтков С. Н. Российский опыт привлечения общественности к помощи заключенным и их последующей адаптации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 8. С. 5.