Научная статья на тему 'Пенитенциарные органы и учреждения в XVIII - начале XX вв. : опыт Казанской губернии и возможность его использования в современный период'

Пенитенциарные органы и учреждения в XVIII - начале XX вв. : опыт Казанской губернии и возможность его использования в современный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
868
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PENITENTIARY SYSTEM / KAZAN PROVINCE / PRISON / PRISONERS / CONVICTS / PUNISHMENT / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ТЮРЬМА / АРЕСТАНТЫ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казаченок В. В.

Осмысление исторического опыта становления и развития пенитенциарной системы с учетом региональных особенностей позволило автору выявить положительные и отрицательные моменты для разработки оптимальных путей ее дальнейшего развития. В статье рассматривается правовое регулирование исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, структура и управление пенитенциарной системой в рассматриваемый период, формирование и развитие пенитенциарных органов и учреждений, порядок и условия отбывания наказаний, кадровое и финансовое обеспечение деятельности пенитенциарных учреждений. Раскрываются средства исправления осужденных путем приобщения их к религии и труду, а также роль благотворительных организаций, оказывающих содействие тюремной администрации и постпенитенциарную помощь. Автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и повышению эффективности деятельности современной уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding the historical experience of formation and development of the penitentiary system, taking into account its regional characteristics allowed the author to identify the positive and negative aspects to develop optimal ways of its further development. This article examines the legal regulation of execution of punishments involving the deprivation of liberty, the structure and management of the penitentiary system in the period under review, the formation and development of penitentiary bodies and institutions, procedure and conditions for serving punishments, personnel and financial support of the activities of the penitentiary institutions. The means of correction of prisoners by introducing them to religion and labour, as well as the role of charitable organizations assisting the prison administration and providing post-penitentiary assistance are revealed. The author makes proposals on the improvement of legislation and increase of the efficiency of the activity of modern penal system.

Текст научной работы на тему «Пенитенциарные органы и учреждения в XVIII - начале XX вв. : опыт Казанской губернии и возможность его использования в современный период»

Раздел 6. Пенитенциарная система

КАЗАЧЕНОК В.В., кандидат юридических наук, kazachenokv@mail.ru Кафедра административного права, административной деятельности и управления органами внутренних дел; Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, 128

KAZACHENOK V.V., Candidate of Legal Sciences, kazachenokv@mail.ru Chair of administrative law, administrative activities and management of the internal affairs bodies; Kazan Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Orenburg Tract 128, Kazan, 420059, Russian Federation

ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.: ОПЫТ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. Осмысление исторического опыта становления и развития пенитенциарной системы с учетом региональных особенностей позволило автору выявить положительные и отрицательные моменты для разработки оптимальных путей ее дальнейшего развития. В статье рассматривается правовое регулирование исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, структура и управление пенитенциарной системой в рассматриваемый период, формирование и развитие пенитенциарных органов и учреждений, порядок и условия отбывания наказаний, кадровое и финансовое обеспечение деятельности пенитенциарных учреждений. Раскрываются средства исправления осужденных путем приобщения их к религии и труду, а также роль благотворительных организаций, оказывающих содействие тюремной администрации и постпенитенциарную помощь. Автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и повышению эффективности деятельности современной уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: пенитенциарная система; Казанская губерния; тюрьма; арестанты; заключенные; наказание.

THE PENITENTIARY BODIES AND INSTITUTIONS IN THE XVIII - EARLY XX CENTURIES: THE EXPERIENCE OF KAZAN PROVINCE AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN THE MODERN PERIOD

Annotation. Understanding the historical experience of formation and development of the penitentiary system, taking into account its regional characteristics allowed the author to identify the positive and negative aspects to develop optimal ways of its further development. This article examines the legal regulation of execution of punishments involving the deprivation of liberty, the structure and management of the penitentiary system in the period under review, the formation and development of penitentiary bodies and institutions, procedure and conditions for serving punishments, personnel and financial support of the activities of the penitentiary institutions. The means of correction of prisoners by introducing them to religion and labour, as well as the role of charitable organizations assisting the prison administration and providing post-penitentiary assistance are revealed. The author makes proposals on the improvement of legislation and increase of the efficiency of the activity of modern penal system.

Keywords: penitentiary system; Kazan province; prison; prisoners; convicts; punishment.

За последнее десятилетие в России произошли значительные изменения как в политической системе, так и непосредственно в самих социальных и экономических отношениях, которые закономерно предопределили потребность в совершенствовании уголовно-правовой политики. Гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права обусловила существенные изменения в принципах назначения и исполнения наказаний, в том числе и на-

казаний в виде лишения свободы, что привело к реформированию пенитенциарной системы в целом. При этом используются как западные образцы, так и собственный опыт развития пенитенциарной системы России. Исполняя наказания в виде лишения свободы как меры государственного принуждения, пенитенциарные учреждения за время своего существования накопили богатейший опыт, включающий в себя как негативные, так и позитивные моменты.

Создание эффективного механизма реализации заложенных Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ гуманистических принципов уголовно-правовой политики является необходимой составляющей развития демократического правового государства.

В соответствии с общим направлением уголовно-правовой политики при реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.* основное внимание уделяется ориентации на международные стандарты. Однако необходимо учитывать, что система современных отечественных пенитенциарных учреждений является продуктом длительного исторического развития. Многие направления Концепции были апробированы еще в дореволюционной России. В связи с этим для современного развития уголовно-исполнительного законодательства и пенитенциарной системы в целом актуальным представляется изучение исторического опыта развития уголовно-исполнительной системы России. При этом его изучение целесообразно осуществлять не только на основе исследования общероссийских закономерностей, но и путем обращения к региональным особенностям функционирования пенитенциарных учреждений.

В Российской империи формирование и развитие пенитенциарных учреждений на региональном уровне хотя и шло в соответствии с общими тенденциями развития пенитенциарной системы России, но имело и определенные особенности, связанные с этнической и религиозной принадлежностью населения губернии, а также уровнем его социально-экономического и административного развития.

Казанская губерния, сложившаяся в 1708 г. в числе первых восьми губерний Российской империи, являлась уникальным регионом, отличавшимся не только территориальными, экономическими масштабами, но и, что немаловажно, социокультурным своеобразием. Обращение к опыту формирования и развития пенитенциарных органов и учреждений в Казанской

губернии дает возможность рассмотреть уголовно-исполнительную систему России с учетом социокультурных особенностей многонационального региона, специфики менталитета его населения, имеющих важное политическое и социально-экономическое значение.

Деятельность мест заключения в начале рассматриваемого периода не имела общероссийского правового регулирования, поэтому порядок и условия содержания заключенных в тюрьмах Казанской губернии определялись местной тюремной администрацией. В действовавшем до 1832 г. Соборном уложении были заложены основы управления тюремными делами. Целями тюремного заключения являлись: во-первых, наказание виновных в совершении преступления; во-вторых, устрашение населения; в-третьих, изоляция преступника от общества**. Законодательная деятельность Петра I была направлена на усиление карательной политики в обеспечении защиты интересов господствующего класса. В 1715 г. он принимает первый военно-уголовный кодекс России, правовые нормы которого распространялись не только на армию, но и дворянство, имевшее большой политический вес в то время, а главное, они нашли свое отражение в государственной политике в области борьбы с преступностью***.

Во второй половине XVIII в. делались попытки принять законодательные акты, направленные на правовое регулирование исполнения уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества. При этом разработчики правовых актов стремились учитывать опыт организации деятельности тюрем в европейских странах. Так, неоценимым трудом Екатерины II в области политико-правовой мысли был Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения в 1767 г. [1], основанный на книге Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях». Основные направления карательной политики императрицы указывали на несколько иную цель наказания, заключавшуюся теперь не в устрашении и возмездии, а в исправлении преступника. Однако Наказ так и не стал основой ново-

* О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. N 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544.

** Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 (далее - ПСЗ-1). СПб., 1830. Т. 1. N 1.

*** ПСЗ-1. Т. 5. N 3006.

го Уложения, Сенат старался «спрятать» его от простого народа и рассылал только в высшие центральные учреждения.

7 ноября 1775 г. Екатерина II издает закон «Учреждения для управления губерний»*, который вводит не известные ранее виды наказаний, например, заключение в рабочие и смирительные дома за ряд имущественных преступлений.

В отличие от тюремного заключения ссылка и каторга занимают доминирующую позицию в системе организационных форм исполнения наказаний Российского государства. В 1817 г. на главнейших дорогах были построены этапы (станции) для ссыльных, а к 1823 году учреждены приказы, известные под названием «экспедиций о ссыльных», в таких городах, как Казань, Пермь, Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск.

Казанская экспедиция о ссыльных играла важную роль в отправлении ссыльных. Казанская центральная пересыльная тюрьма стала одним из этапов, который проходило большинство арестантов по пути в Сибирь. Осужденные препровождались к местам заключения на пароходах и баржах по Волге и дальше вверх по Каме. Маршрут препровождения ссыльных в Сибирь пролегал через Казань, Пермь, Тобольск [2]. Кроме того, имелся и сухопутный путь - по Сибирскому тракту он шел из Москвы через Владимир, Муром, Арзамас в Казань, а дальше в Пермь. В конце XIX в. движение партий ссыльных арестантов в Сибирь происходило через следующие сборные пункты: Москва -Нижний Новгород - Казань - Пермь -Тюмень - Томск.

Итак, исполнение наказаний, связанных с изоляцией человека от общества, осуществлялось посредством ссылки, каторги, заключения в тюрьму, смирительные и рабочие дома, позже в арестантские роты.

В XVIII в. тюрьмы, функционировавшие на территории Казанской губернии, осуществляли свое предназначение в полной мере с последующим преобразованием, что было связано с чрезвычайной важностью этого региона как для политического и социального развития европейской России, так и для дальнейшей колонизации Поволжья, Урала и Сибири.

* ПСЗ-1. Т. 20. N 14392.

В тюремных учреждениях XVIII в. внутренний распорядок еще не был урегулирован. Тюремные учреждения Казанской губернии, как и в целом по Российской империи, характеризовались плохими условиями содержания, низким нравственным уровнем заключенных, а также слабой профессиональной подготовкой персонала.

Главной проблемой пенитенциарных учреждений Казанской губернии на всем протяжении истории их существования, особенно в XVIII в., было недостаточное финансирование, отрицательно сказывавшееся на условиях содержания заключенных, качестве питания, медицинском обслуживании и т.д. В конце XVIII - начале

XIX вв. государство стало уделять больше внимания финансированию пенитенциарных учреждений. Если раньше прошение милостыни было практически основным источником питания заключенных, то с усилением финансирования от этой практики администрация отказалась. На смену попрошайничеству пришли благотворительные пожертвования, кружечные сборы, а распределением собранных средств стали заниматься Казанский губернский комитет попечительного о тюрьмах общества и его уездные отделения. С введением в 1892 г. единообразных норм тюремного продовольствия к суточному довольствию заключенных в Казанской губернии добавлялось приобретенное за счет благотворительных средств дополнительное питание. В XIX в. увеличились объемы государственного финансирования на содержание арестантов, ремонт и строительство тюремных зданий и т.д., что положительно сказалось на работе мест лишения свободы [3].

В середине XIX в. были приняты нормативные правовые акты, регламентировавшие на общегосударственном уровне порядок исполнения и отбывания наказа-ния в виде лишения свободы. На территории Казанской губернии в XIX - начале

XX вв. исполнение наказаний, связанных с лишением свободы, осуществлялось согласно законодательству, отражавшему общие тенденции развития Российского государства. В целях более эффективной реализации пенитенциарной политики государства на территории Казанской губернии также издавались отдельные

циркуляры по разъяснению и уточнению норм, регламентировавших деятельность мест заключения.

Тюремная реформа 1879 г., предопределенная неудовлетворительными условиями содержания заключенных в исправительных учреждениях, породила новые подходы к финансированию и организации деятельности пенитенциарной системы как на общероссийском, так и на губернском уровне. Но для эффективного функционирования исправительных учреждений по-прежнему требовалось увеличение объемов бюджетного финансирования.

До второй половины XIX в. пенитенциарные учреждения подчинялись различным ведомствам. В результате проведения ряда организационно-правовых мероприятий была создана централизованная структура управления пенитенциарной системой во главе с Главным тюремным управлением (ГТУ), которому подчинялись губернские тюремные инспекции. После передачи в 1895 г. пенитенциарной системы из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции все места заключения Российской империи возглавил министр юстиции, а непосредственное заведывание пенитенциарными учреждениями вверялось начальнику ГТУ, местное - губернаторам, под руководством которых также находились губернские тюремные инспекции.

К концу XIX в. окончательно сложилась двухуровневая система управления местами заключения Казанской губернии, структура которой определялась как логикой развития пенитенциарной политики России, так и административно-полицейской системой губернии. На первом уровне были губернатор, губернское правление с тюремными отделениями. Второй уровень представляла тюремная администрация: начальник учреждения, его помощник, тюремная стража, состоявшая из старших и младших надзирателей, священники, врачи, фельдшеры.

В Казанской губернии функционировали следующие пенитенциарные учреждения: Казанская губернская тюрьма, Казанская центральная пересыльная тюрьма, Казанское исправительное арестантское отделение, Казанский земский арестный дом, Казанский воспитательно-исправительный ремесленный приют и одиннадцать уездных тюрем. Таким образом, на территории

Казанской губернии складывается пенитенциарная система, представлявшая собой совокупность губернских и уездных мест заключения и являвшаяся составной частью пенитенциарной системы России.

21 октября 1893 г. в Казани при тюремном отделении было открыто антропометрическое бюро, за состоянием которого наблюдал профессор Императорского казанского университета статский советник А.М. Фортунатов и безвозмездно производил следующие измерения арестантов: рост, длина рук, размеры уха, головы, длины локтя, пальцев, ступни, а также особых примет осужденных*. Антропометрическая система регистрации преступников в России (в Санкт-Петербурге) была введена в 1890 г., к 1897 г. было открыто еще 12 бюро. Таким образом, Казанская губерния в числе первых переняла этот положительный опыт и внедрила его на практике. Кроме того, с введением с 1907 г. системы дактилоскопии в России уже 20 января того же года начальником Санкт-Петербургской тюрьмы Казанскому губернатору были высланы дактилоскопические приборы, впоследствии успешно использовавшиеся в тюрьмах Казанской губернии**.

Наиболее плодотворно пенитенциарная система Казанской губернии функционировала в последней четверти XIX - начале XX вв., что предопределялось совершенствованием законодательства, улучшением кадровой политики и вовлечением в финансирование тюремных учреждений общественных организаций. В этот период прослеживается увеличение численности тюремного персонала и повышение требований, предъявляемых к кандидатам на замещение соответствующих должностей, сопровождавшееся постепенным улучшением их материального положения и стимулированием различного рода поощрениями [4, с. 113].

Правовое регулирование порядка исполнения и отбывания наказаний, связанных с лишением свободы, получило юридическое закрепление только в XIX в., причем если раньше основное внимание уделялось вопросам организации надзора, то в конце XIX - начале

* Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Ф. 2. Оп. 12. Д. 82. Л. 1.

** НА РТ. Ф. 2. Оп. 12. Д. 1631. Л. 47.

XX вв. большая роль как в нормативных правовых актах, так и в практической деятельности отводилась условиям содержания заключенных. Регламентация порядка отбывания наказаний шла в направлении детализации и максимальной организации режима с целью создания условий, способствовавших не только изоляции преступника от общества, но и его исправлению. К концу XIX - началу XX вв. условия содержания заключенных улучшились, при этом много внимания уделялось вопросам нравственно-религиозного воспитания и вовлечению заключенных в трудовой процесс.

С целью пробуждения и развития в лицах, отбывающих наказание в виде лишения свободы, самоисправления посредством возможного сокращения срока наказания при хорошем поведении во время содержания в пенитенциарном учреждении 22 июня 1909 г. был утвержден закон «Об условном досрочном освобождении». Его действие распространялось на приговоренных к заключению в тюрьме и в исправительном арестантском отделении, если отбытый ими срок составляет не менее 3/4 от срока наказания по приговору суда. При этом они должны были находиться в пенитенциарном учреждении не менее шести месяцев (в этот срок не входило время нахождения под стражей). Кроме того, их поведение во время заключения должно было давать достаточные основания для предположения, что после освобождения их образ жизни будет добропорядочным. В законе указывались категории осужденных, к которым не применялось условно-досрочное освобождение: это были заключенные, осужденные за конокрадство, и те, кто после отбытия наказания в виде срочного лишения свободы подлежал по закону водворению в Якутскую область и ссылке на поселение*.

Особенностью пенитенциарных учреждений Казанской губернии являлось содержание в них заключенных различных конфессий: наряду с православными было большое количество мусульман, при этом учитывались интересы как первых, так и вторых, создавались условия для отправления религиозных обрядов.

Во второй половине XIX в. во многих пенитенциарных учреждениях Казанской гу-

бернии обустраиваются церкви или молельные комнаты. В тюрьмах, не имевших церквей, разрешалось выводить заключенных в приходские церкви с согласия местного причта, но это правило не распространялось на следственных, подсудимых, политических и каторжных арестантов. С целью исправления нравственных качеств арестантов в местах заключения г. Казани священники читали проповеди, вели беседы религиозного характера, а для их иллюстрации демонстрировали «туманные картины» с помощью «волшебного фонаря». Все чтения происходили в присутствии начальников тюрем и с их разрешения [5, с. 16].

Мечетей при пенитенциарных учреждениях Казанской губернии в тот период еще не было, однако, несмотря на это, духовные потребности мусульман также учитывались, а исполнение исламских религиозных молитв осуществлялось приходящим муллой. При этом в г. Казани религиозным обрядам магометан уделялось больше внимания, чем в уездах, поэтому и осужденные мусульмане из уездных тюрем просили перевести их в Казанскую губернскую тюрьму. Для совершения обрядов заключенным выдавались кумган и таз для исповедания, молились они пять раз в день. Более того, по религиозным праздникам приготовление пищи для иноверцев** производилось из продуктов, жертвуемых для этого их единоверцами.

В изученных нами архивных документах отсутствуют сведения о конфликтах на религиозной почве между заключенными, что может служить свидетельством правильности проводимой национальной политики в стране в целом и в пенитенциарных учреждениях Казанской губернии в частности.

Составной частью тюремной политики Российской империи было использование труда заключенных для решения экономических задач. Тем не менее обязательное привлечение арестантов к труду в местах лишения свободы в полной мере становится возможным только в конце XIX в., что обусловливалось развитием правовых механизмов организации труда заключенных, позволивших реализовать исправительную цель наказания в виде лишения свободы и благоприятно сказывавшихся на состоянии режима и дисци-

НА РТ. Ф. 2. Оп. 12. Д. 323. Л. 1-5.

НА РТ. Ф. 2. Оп. 12. Д. 53. Л. 192.

плины в местах заключения. Заключенные использовались не только на внутренних, но и на внешних работах, получая за это денежное вознаграждение. Однако результативность арестантского труда в губернском городе Казани была намного выше, чем в уездах. Наибольший доход от арестантского труда приносили работы в Казанском исправительном арестантском отделении. Особым видом хозяйственных работ являлась работа на тюремной мельнице Казанской губернской тюрьмы, перемалывающей зерно для потребностей тюрем г. Казани. Большой вклад в развитие труда вносилось и Казанским воспитательно-исправительным приютом, изготавливавшим земледельческие машины и орудия. Участвуя в сельскохозяйственных выставках, приют неоднократно получал похвальные грамоты и медали [6, с. 30].

В деятельности пенитенциарной системы Казанской губернии важную роль играл Казанский губернский комитет попечительного о тюрьмах общества, созданный в начале XIX в. Основными направлениями его деятельности являлись: оказание содействия тюремной администрации в исправлении заключенных и руководство хозяйственной деятельностью в местах лишения свободы. Благодаря усилиям Казанского губернского комитета попечительного о тюрьмах общества и его отделений в уездах Казанской губернии удалось увеличить привлечение заключенных к общественно полезному труду. С целью нравственного исправления заключенных губернский комитет направил свою деятельность на распространение грамотности и привитие любви к чтению среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, создание условий для отправления религиозных обрядов и учреждение церквей или молельных комнат. В ведении комитета и его отделений было сосредоточено финансирование тюремных учреждений, развивалась благотворительность [7, с. 7]. Деятельность комитета была направлена и на улучшение материально-бытовых условий содержания заключенных путем ремонта помещений и, по мере возможности, строительства новых зданий.

Значительной в начале ХХ в. была также роль Казанского губернского тюремного патроната и его уездных отделе-

ний, оказывавших помощь лицам, освободившимся из мест заключения, путем принятия их на поруки, при необходимости помещения в ночлежный дом или дом трудолюбия. Особенно важной была помощь, оказывавшаяся несовершеннолетним*.

На современном этапе развития отечественной уголовно-исполнительной системы проводится значительная работа по улучшению условий (особенно материально-бытовых) содержания осужденных. При этом Россия, перенимая опыт зарубежных стран, стремится привести действующее законодательство и практику к европейским стандартам. Условия содержания осужденных в настоящее время несравнимы с условиями содержания арестантов прошлых веков и создают все предпосылки для их исправления. Большое внимание уделяется соблюдению прав человека в местах лишения свободы. Наряду с этим, конечно, остаются еще нерешенные вопросы, большей частью касающиеся воспитательной работы с осужденными.

На основе обобщения позитивных моментов развития пенитенциарной системы Российской империи нами сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства и повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы:

1. Одним из средств воздействия на осужденных является возможность их условно-досрочного освобождения, предоставляющегося при выполнении определенных условий, включающих отбытие определенного срока наказания в зависимости от совершенного преступления, возмещение (полностью или частично) вреда, причиненного преступлением, и решение суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. При этом условно-досрочное освобождение может применяться ко всем без исключения осужденным, лишенным свободы, тогда как в Российской империи условно-досрочному освобождению подлежали не все категории осужденных, и в этом ограничении, на наш взгляд, есть целесообразность. Мы считаем, что осужденные, являющиеся злостными нарушителями, не вставшие на путь исправления, не долж-

* НА РТ. Ф. 2. Оп. 12. Д. 1856. Л. 8.

ны представляться к условно-досрочному освобождению. В связи с этим предлагаем статью 79 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Осужденные, содержащиеся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, воспитательных колониях или на строгом режиме в тюрьмах, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, не подлежат условно-досрочному освобождению».

2. Позитивное воздействие на поведение заключенных оказывает религия. Учитывая многоконфессиональный состав осужденных исправительных учреждений Республики Татарстан, создание равных условий для совершения религиозных обрядов позволяет эффективно использовать религиозно-нравственное воздействие на осужденных в целях их исправления. При этом необходимо предпринимать меры по избеганию зарождения в местах лишения свободы экстремизма. Для этого целесообразно массовое посещение осужденными молельных комнат (церквей, мечетей) осуществлять с представителями религиозных организаций и под надзором персонала учреждения, в распорядке дня исправительного учреждения, учитывая его специфику, предусматривать определенные часы для пребывания осужденных в молельных комнатах.

Постоянный контроль в исправительных учреждениях за поступающей религиозной литературой, предоставляемой бесплатно различными религиозными организациями, позволит избежать зарождения ваххабизма и формирования экстремистской идеологии у осужденных. При выявлении мусульманской религиозной литературы сомнительного содержания следует исключать ее поступление в библиотеки учреждений.

3. Одним из существенных факторов в формировании законопослушного поведения в местах лишения свободы является труд осужденных. Развитие труда благоприятно сказывается на состоянии

правопорядка в исправительных учреждениях, при этом в целях увеличения объемов производства и дополнительной трудовой занятости осужденных необходимо внедрение и развитие выпуска таких видов продукции, которые бы пользовались спросом. Для этого исправительным учреждениям следует быстро реагировать на изменения и потребности рынка и, соответственно, развивать производственный сектор, приобретая новое оборудование. При этом целесообразным видится получение одним осужденным нескольких специальностей, которые пригодились бы ему после окончания срока наказания.

В целях стимулирования труда осужденных, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, предлагается часть 2 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнить предложением следующего содержания: «Осужденные, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации».

4. В настоящее время за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания осуществляется общественный контроль. Однако лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, которым и так сложно адаптироваться к условиям жизни в обществе, общественной поддержки не получают. Учитывая исторический опыт деятельности общественных организаций в Российской империи, для успешной ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и предупреждения рецидивной преступности целесообразно создать Российскую общественную благотворительную организацию (так называемое Общество патроната) с ее отделениями в регионах, основной целью деятельности которой являлось бы оказание помощи освобожденным из мест заключения. При этом важно взаимодействие государства и общественных организаций с предоставлением последним налоговых льгот, земли, помещений и др.

Список литературы

1. Екатерина II. Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения / под ред. Н.Д. Чечулина. СПб., 1907. СНУ, 174 с.

2. Кодан С.В. Реформа сибирской ссылки в первой половине XIX в. // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М., 1982.

3. Казаченок В.В. Отбывание наказаний в виде лишения свободы в пенитенциарных учреждениях Казанской губернии в XIX - начале XX вв. // Пробелы в российском законодательстве. 2013. N 6. С. 340-343.

4. Казаченок В.В. Прохождение службы в тюремных учреждениях Казанской губернии в XIX - начале XX вв. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. N 1 (15).

5. Отчет попечительства над Казанским исправительным арестантским отделением за 1901 год. Казань: Лито-типография И.Н. Харитонова, 1902.

6. Награды по Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставке 1886 года. Казань: Типография Губернского правления, 1886.

7. Отчет попечительного о тюрьмах общества за 1861 год. СПб., 1862.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.