Научная статья на тему 'Стратегия научно-исследовательской деятельности на музыкально-педагогическом факультете'

Стратегия научно-исследовательской деятельности на музыкально-педагогическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / АКМЕОЛОГИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / MUSICAL – PEDAGOGIC FACULTY / RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES / RESEARCH DIRECTIONS / FUNDAMENTAL EDUCATION ACMEOLOGY / THESES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Зоя Васильевна

В статье представлен обзор и обобщение результатов научных направлений исследований преподавателей музыкально-педагогического факультета, охарактеризована акмеологическая направленность содержания исследований, обоснована акмеологическая стратегия, в реализации которой заложены основы научной школы по решению проблем музыкально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy research on the musical-pedagogic faculty of Nekrasov Kostroma

State University Review and summarizing of the results of scientific research directions of musical teachers of our faculty are presented in the article, acmeological focus of research contents is described, acmeological strategy in the implementation of the foundations of scientific problem solving is justified.

Текст научной работы на тему «Стратегия научно-исследовательской деятельности на музыкально-педагогическом факультете»

Психолого-акмеологическое направление в исследованиях преподавателей музыкально-педагогического факультета

На музыкально-педагогическом факультете КГУ им. Н.А. Некрасова наблюдается тенденция к объединению всех исследований за счет сложившегося психолого-акмеоло-гического направления. Доктор психологических наук, профессор Зоя Васильевна Румянцева в следующей далее статье показывает, как постепенно шло формирование научной базы школы, как, начиная с 1970-х годов, рос ее научный потенциал.

Каждая из диссертаций, защищенных сотрудниками факультета, посвящена не просто теории или истории музыки, но находится на стыке с психологией, педагогикой, культурологией.

УДК 78

Румянцева Зоя Васильевна

доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

В статье представлен обзор и обобщение результатов научных направлений исследований преподавателей музыкально-педагогического факультета, охарактеризована акмеологическая направленность содержания исследований, обоснована акмеологическая стратегия, в реализации которой заложены основы научной школы по решению проблем музыкально-педагогического образования.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, музыкально-педагогический факультет, направления исследования, акмеология фундаментального образования, кандидатская, докторская диссертации.

Современное состояние научно-исследовательской деятельности на музыкальнопедагогическом факультете во многом явилось результатом объединения усилий ряда преподавателей в поиске резервов, направленных на обновление сложившихся взглядов и традиций относительно содержания музыкального образования, его методов и технологий, создания условий, повышающих продуктивность профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.

С конца 70-х годов прошлого столетия начали определяться научные направления исследовательской деятельности преподавателей Л.И. Бамбуровой, К.Н. Герцензона, В.И. Павлова, Л.А. Ежовой и автора статьи. В данный период оформляется индивидуальная тематика научных исследований преподавателей, публикуются сборники научных трудов. Наиболее активно проявили интерес к научно-исследовательской деятельности также преподаватели Н.А. Селиверстова, А.Н. Документов, А.Н. Шики-на, В.И. Чайников, С.Д. Рябикова и др. В 1982 году и в 1985 году были опубликованы межвузовские сборники научных трудов «Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки» и «Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе». Ответственный редактор - широко известный ученый в области педагогики музыкального образования доктор педагогических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова, академик МАНПО Л.Г Арчажникова.

Позитивное влияние на становление научного потенциала музыкально-педагогического факультета оказывало сотрудничество с выдающимися учёными в области психолого-педагогической науки, педагогики музыкального образования, культурологии. Научными руководителями, консультантами преподавателей являлись известные российские учёные: Т.Л. Беркман, Л.И. Уманский, Л.Ф. Спирин, Л.Г. Арчажникова, Е.В. Шорохова, В.А. Сла-стенин и др. В последующие годы позитивные научные контакты сложились с Э.Б. Абдулиным, Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпиным, Б.Д. Критским, Е.В. Николаевой, М.И. Рожковым, В.М. Басовой, Н.Ф. Басовым и др.

В 80-е годы состоялись первые защиты кандидатских диссертаций. В 1985 году в Московском государственном институте культуры состоялась первая защита кандидатской диссертации К.Н. Герцензона «Повышение эффективности деятельности народной филармонии по музыкальному просвещению трудящихся» по специальности 13.00.05 -культурно-просветительная работа (научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Ю.Е. Соколовский, консультант - доктор психологических наук, профессор Л.Ф. Спирин).

Создание народных филармоний в 60-х - 80-х гг. в ряде областей РСФСР явилось уникальным явлением российской музыкальной культуры. Народные филармонии как общественные организации создавались на базе клубных учреждений и дея-

тельности хоровых обществ. Являясь формой массового музыкального просвещения, они объединяли профессиональных музыкантов и участников художественной самодеятельности с целью широкой пропаганды классического музыкального искусства и повышения уровня музыкальной культуры населения. Кандидатская диссертация явилась обобщением опыта деятельности Костромской областной народной филармонии, художественным руководителем которой на общественных началах с 1963 года являлся К.Н. Герцензон. Музыкальнопедагогический факультет был одним из центров народной филармонии, объединявшим преподавателей и студентов в музыкально-просветительной деятельности. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования заключались в обобщении деятельности народных филармонии, обосновании их функций, разработке условий повышения эффективности музыкально-просветительной деятельности народной филармонии, определении форм и методов музыкального просвещения. Разработанные К.Н. Герцензоном научно-методические рекомендации по совершенствованию организации педагогического руководства деятельностью народных филармоний были внедрены Правлением Всероссийского хорового общества в практику всех хоровых обществ РСФСР. Профессор К.Н. Герцензон является автором учебно-методических пособий, статей (всего свыше 30 работ).

В 1986 году в Институте психологии РАН -Л.И. Бамбуровой на тему «Социально-психологические характеристики взаимодействия в совместной музыкальной деятельности (на примере самодеятельного музыкального ансамбля)», научный руководитель доктор философских наук, профессор Е.В. Шорохова. Данная диссертация явилась результатом научного руководства выдающегося ученого, доктора психологических наук, профессора Л.И. Уманского, который в течение ряда лет, до своего безвременного ухода из жизни направлял научно-исследовательский поиск преподавателей Л.И. Бамбуровой и В.И. Павлова. В русле содержания эстетического воспитания подростков в совместной музыкальной деятельности (на примере деятельности музыкально-игровых ансамблей школьников) исследовались особенности взаимодействия и взаимоотношений участников музыкального ансамбля. Специфика данных взаимоотношений получила своё обоснование в понятиях «психологический консонанс» и «психологический диссонанс». Консонанс рассматривался в качестве интегральной характеристики определенного уровня согласованности в действиях и поведении участников музыкально-игровой деятельности (В.И. Павлов). Одним из аспектов исследования Л.И. Бамбуровой явилось изучение психологического диссонанса контактной группы в совместной музыкальной деятельности. Был сделан вывод, что

успешность музыкально-игровой деятельности зависит, в первую очередь, не от специальных способностей или уровня подготовки учащихся, а от уровня психологического единства, устраняющего проявление психологического диссонанса. Под руководством Л.И. Уманского были опубликованы методические рекомендации Л.И. Бамбуровой и В.И. Павлова для учителей и студентов «Организация музыкально-игровых ансамблей школьников» (1983 г.). Итогом исследовательской работы Л.И. Бамбуровой в данном направлении явилась защита кандидатской диссертации. С 1984 до 1994 года профессор Л.И. Бамбурова руководила кафедрой пения и методики музыкального воспитания.

В 1987 году в МИГУ состоялась защита кандидатской диссертации автора статьи «Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе» - научный руководитель Л.Г. Арчажникова, научный консультант, доктор педагогических наук, профессор В.А. Сластенин. Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в обосновании сущности и структуры профессиональной готовности учителя музыки, а также охарактеризована специфика содержания её компонентов: мотивационно-ценностного отношения, музыкальнотворческих способностей, специфических приемов музыкального мышления, сенсорных способностей. Практическая значимость состоит в возможности применения теоретических положений и технологических аспектов решения поставленной проблемы в практике профессиональной подготовки учителей музыки.

Важно отметить, что стратегия научно-исследовательской деятельности преподавателей факультета складывалась в интегративном взаимодействии их научных интересов с областями психоло-го-педагогической науки и культурологии. Данные области научных знаний являются базовыми для исследований в сфере теории и практики музыкального образования, они предоставляют по сути неисчерпаемый материал для поиска и интерпретации научных положений и концепций в контексте обоснования возможностей обновления и разработки содержания и технологий музыкально-педагогического образования.

Первые успехи в научно-исследовательском опыте преподавателей позволили в 1992 году открыть аспирантуру по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)». Защитили кандидатские диссертации выпускники аспирантуры: И.С. Назарова, Е.В. Буслова, И.В. Адоевце-ва, Э.В. Боброва, А.Ю. Ахлестина, Т.В. Луданова, И.Е. Виноградова.

В 90-е годы интенсивно работают в научном поиске по избранным направлениям исследований преподаватели Е. Б. Витель, Е. А. Румянцева, О.В. Лебедева, Л.А. Ежова, Л.Е. Астафьева. Все

они успешно защитили кандидатские диссертации, имею учёную степень кандидата наук. Можно констатировать, что, получив признание научной общественности, результаты исследований преподавателей внесли определенный вклад в развитие отечественной науки, а также в становление научно-исследовательского потенциала факультета, университета и региона. Кратко рассмотрим содержание результатов научных исследований, в частности, в педагогическом направлении.

Выпускники и преподаватели МПФ с благодарностью вспоминают выдающегося российского учёного в области педагогической науки, доктора педагогических наук, профессора Л.Ф. Спирина, который бескорыстно оказывал научные консультации многим преподавателям факультета в научных исследованиях. Среди них не только К.Н. Герцен-зон, но и автор данной статьи и непосредственно его ученики. В 1993 году выпускница 1981 года О.В. Бочкарева (преподаватель Ярославского государственного университета им. К.Д. Ушинского) под руководством Л.Ф. Спирина защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема диссертационной работы «Дидактические функции и возможности диалога при решении педагогических задач».

Под научным руководством Л. Ф. Спирина в 1997 году состоялась защита кандидатской диссертации Е.А. Румянцевой «Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма» по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что впервые разработаны основы педагогической теории построения процесса формирования коммуникативных умений у будущих учителей с использованием идей информационного метаболизма (информационного обмена); предложено новое содержания определенного спектра понятийного аппарата научной педагогики с привлечением понятий из соционики; впервые произведена адаптация эвристической программы социоанализа педагогических ситуаций как средства общепедагогической подготовки будущего учителя. Практическая значимость исследования состоит в разработке спецкурса «Социоанализ педагогического общения»; в апробации методики диагностирования социотипов учителя и ученика в направлении совершенствования самопознания и самоконтроля учителя. Доцент Е.А. Румянцева является автором двух учебно-методических пособий, статей (всего свыше 30 работ).

Ученицей Льва Федоровича стала выпускница музыкально-педагогического факультета О.В. Лебедева. В 1995 году она первая среди учителей музыки школ Костромской области защитила диссертацию на тему «Воспитание миролюбия у млад-

ших подростков в процессе изучения ценностей мировой художественной культуры». В основу диссертации легла авторская программа по мировой художественной культуре, в которой представлен богатый опыт религиозно-познавательного характера, направленный на духовное развитие личности учащихся. Диссертации предшествовал эксперимент, проводимый на базе гимназии №15 г. Костромы. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании концепции воспитания миролюбия в процессе изучения ценностей мировой художественной культуры и технологических решений её реализации в массовой школьной практике. В настоящее время О.В. Лебедева является доцентом КГУ им. Н.А. Некрасова, заместителем декана по научно-методической работе. Вместе с тем она продолжает работать в школе; ее педагогический стаж работы в школе -33 года.

В 2006 году Ольга Васильевна стала Лауреатом Премии Центрального федерального округа в области педагогики и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». В 2011 году она стала победителем ЦФО конкурса учителей в номинации «Педагоги высшей школы - средней школе», а в 2012 году ее программа «Семейные ценности и традиции русской православной культуры» была названа лучшей по итогам Всероссийского конкурса «Семья - достояние государства».

Под научным руководством Л.Ф. Спирина в русле диссертационных исследований, посвященных вузовской педагогике и разным аспектам профессиональной подготовки учителей школ и вузовских педагогов различных специальностей, в 2001 году состоялась защита кандидатской диссертации И.В. Адоевцевой на тему «Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки».

Научная новизна исследования заключается прежде всего в обосновании феномена «педагогический артистизм» как важной части нравственноэстетического воспитания специалиста высшей категории; в разработке содержательной и структурно-функциональной характеристики модели факультетской системы, актуализирующей становление элементов артистизма в художественно-эстетической деятельности учителя на этапе вузовского обучения. Исследование имеет теоретическую и практическую значимость: в содержательном определении составляющих феномена педагогический артистизм, а также в разработке и реализации технологических аспектов решения исследуемой проблемы. Доцент И.В. Адоевцева является автором двух монографий, учебных и учебно-методических пособий, статей (всего свыше 80 работ), научным руководителем в аспирантуре.

В Московском государственном открытом педагогическом университете в 2002 году состоялась

защита кандидатской диссертации Е.Б. Витель «Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников» по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания музыкальному искусству. Научный руководитель - широко известный учёный в области педагогики музыкального образования, декан факультета культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапацкая. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что впервые в музыкальной педагогике высшей школы разработана и внедрена система подготовки студентов-музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио в общеобразовательной школе; определены педагогические условия готовности студентов-музыкантов к работе по развитию музыкального слуха детей; определены методы активизации учебно-познавательной деятельности и формирования профессиональных качеств личности учителя музыки. Создана программа спецкурса «Методика преподавания сольфеджио», разработана методика развития музыкального слуха для детей с исходно низким уровнем развития музыкально-слуховой способности.

В русле педагогического направления состоялись также защиты кандидатских диссертаций Е.В. Бусловой и Э.В. Бобровой (научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Б.В. Куприянов). Б.В. Куприянов широко известен как ученый, специалист по проблемам воспитательной работы в школе, дополнительного образования детей, социальной педагогики. Является старшим научным сотрудником Центра социально-экономического развития школы НИУ «Высшая школа экономики», профессором кафедры теории и истории педагогики ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».

Защита кандидатской диссертации Е.В. Бусловой состоялась в 2005 году. Тема диссертации -«Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета» по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе). Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке целостного представления об общественно-просветительской деятельности как средстве социального воспитания студентов вуза, в частности, в определении ценностной, индивидуально-ориентационной, операционной, интеграционной функций общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов; в выявлении особенностей и социально-педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспи-

тании студентов вуза; в обосновании методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов как одной из сторон воспитательной работы педагога вуза. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты способствуют усилению просветительской и ценностно-ориентировочной направленности практики социального воспитания студентов вуза. Материалы исследования послужили концептуальной основой для разработки программы курса «История русской музыки», «Русская музыка в школе», спецкурса «Лекторское мастерство учителя музыки», спецсеминаров «Основы лекторской практики в школе» и «Основы музыкальной критики» для студентов музыкально-педагогического факультета. Доцент Е.В. Буслова - автор учебнометодических пособий и статей (свыше 50 работ).

Э.В. Боброва защитила кандидатскую диссертацию в 2006 году на тему «Педагогическое сопровождение самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности» по

13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в развитии представлений о педагогическом сопровождении самореализации студента в процессе высшего профессионального образования, включающих уточнение сущности и особенностей педагогического сопровождения самореализации студента в музыкально-исполнительской деятельности; в выявлении диалектического характера процесса самореализации студента в музыкально-исполнительской деятельности, проявляющегося во взаимосвязи предпосылок и барьеров; в обосновании возможностей и ограничений процесса профессионального образования для осуществления педагогического сопровождения самореализации студента в музыкально-исполнительской деятельности. Практическая значимость результатов исследования подтверждается тем, что содержащийся в диссертации теоретический материал, модель, комплекс средств и форм педагогического сопровождения самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности могут быть использованы в практике работы педагогических и других высших учебных заведений, педагогических колледжей, музыкальных училищ, а также в системе повышения квалификации работников образования. Материалы исследования положены в основу разработки программы спецкурса «Интерпретация музыки как условие творческой самореализации педагога-му-зыканта». Доцент Э.В. Боброва - автор учебнометодических пособий и статей (свыше 40 работ).

В 2006 году также состоялась защита кандидатской диссертации Л.А. Ежовой в Московском государственном областном педагогическом институте на тему «Принципы интерпретации и отбора дидактического материала в условиях общего музы-

кального образования старших школьников» по специальности 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (музыка), научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент

A.П. Черватюк. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что впервые проведено изучение истории и теории отечественного общего музыкального образования старших школьников средствами слушания музыки, проанализированы существующие теоретико-методологические обоснования отбора и интерпретации музыкально-дидактического материала и разработана систематизация технологии слушания музыки в условиях общего музыкального образования старших школьников. Предложены для введения в теорию и практику музыкально-педагогического образования понятие «музыкальносемантические обобщения» и эстетическая категория «пафос», раскрыто её содержание и дидактическое значение. Музыкально-семантические обобщения могут служить содержательной основой обучения слушанию музыки старших школьников, а также выступать в качестве принципов интерпретации и отбора материала для учебных целей. В результате исследования был создан блок учебных пособий, в которых впервые раскрываются во взаимосвязи базовые стороны метода слушания музыки: его истории, теории, методологии, содержания, методики и психологии слушательской деятельности, а также нового подхода - предложенных автором музыкально-семантических обобщений как основы семантической интерпретации и отбора музыкального материала. Материал учебных пособий профессора Л.А. Ежовой был рекомендован УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию для широкого внедрения в практику.

Культурологическое направление научных исследований преподавателей представлено работами Э.Б. Клейна, Л.Е. Астафьевой, А.Н. Шикиной, которые окончили аспирантуру, и Е.Б. Витель (докторантура) при кафедре теории и истории культуры КГУ им. Н.А. Некрасова и защитили диссертации по специальности 24.00.01 - теория и история культуры. Научный руководитель - Ирина Анатольевна Едошина, доктор культурологии, профессор, директор Межрегионального научного центра по изучению и сохранению творческого наследия

B.В. Розанова и священника П.А. Флоренского, заведующий кафедрой теории и истории культур КГУ им. Н.А. Некрасова, ведущий учёный-культуролог, известный не только в России, но и за рубежом.

В 2005 году состоялась защита кандидатской диссертации Э.Г. Клейна на тему «Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России (на материалах Костромской губернии до 1917 года)». Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем

впервые монографически исследуются военные оркестры Костромской губернии XVIII - начала XX веков как значимый феномен музыкальной культуры. Выявлены и описаны различные формы служебной и творческой деятельности, исполнительские составы и репертуар военных оркестров, дана творческая характеристика военный капельмейстеров. Практическая значимость определяется разработкой принципов изучения истории военных оркестров и их места в культурном пространстве, что даёт возможность проведения аналогичных культурологических исследований в других регионах. Данное исследование имеет особую значимость для историков и теоретиков в области изучения русского музыкального искусства, в частности, для культурологов, историков, искусствоведов и музыковедов. Материалы диссертации также могут найти применение в практической деятельности воинских частей, военно-учебных заведений и различных учреждениях культуры. Доцент Э.Г. Клейн является автором монографии, двух учебных пособий и статей (всего свыше 35 работ).

Тема кандидатской диссертации Л.Е. Астафьевой - «Функции диалога культур в генезисе знаменного распева (на материале Нового направления в духовной музыке)» (2007 г.). Работа посвящена изучению генезиса знаменного распева и Нового направления в духовной музыке, возрождающего традиции данного феномена древнерусской культуры на рубеже Х1Х-ХХ веков. Выбранный аспект диалога культур позволил развернуть изучение генезиса знаменного распева в сферу глубинных духовных оснований, а также выявить суть обращения музыкальной культуры рубежа XIX-XX веков к древнерусским традициям знаменного пения. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты позволяют внести существенные дополнения и коррективы в осмысление ключевого понятия культурологи - диалога культур, а также в разработку проблематики культурной ситуации и художественной практики рубежа XIX-XX веков. На основе материалов диссертационного исследования Л.Е. Астафьева разработала спецкурс «Духовная музыка как часть русской музыкальной культуры», который читается на IV курсе музыкальнопедагогического факультета, а также опубликовала учебно-методическое пособие. Доцент Л.Е. Астафьева является автором двух учебно-методических пособий и статей (свыше 20 работ).

Тема докторской диссертации Е.Б. Витель -«Инверсия смыслов в художественной культуре XX века: от антропоцентризма к «Новой художественной реальности» (на материале творчества Д. Шостаковича) (2010 г.). В центре исследования Е.Б. Витель - изменившиеся смыслы современной художественной культуры. Феномены антиэстетизма, хаоса, множественности, абсурдности, бруталь-

ности, интертекстуальности, противостояние типов культур (массовой и элитарной) рассматриваются под углом зрения саморазрушения смыслов европейской художественной культуры с ее главным миметическим смыслом. Инверсия смыслов изменяет тип художественного восприятия: эстетическое восприятие, характерное для антропоцентрического типа культуры инвертируется в восприятие-деятельность по распознаванию смыслов и перевода внешне абсурдного содержания в осмысленное.

Впервые в диссертации раскрыта смысловая направленность художественной культуры ХХ века; смоделирован процесс инверсии смыслов художественной культуры; раскрыт механизм деконструкции смысловых оснований антропоцентрической культуры; раскрыто явление контаминаций как специфического для культуры, переживающей период становления смыслов; дано понимание антропоцентризма как завершенного целостного исторического типа художественной культуры, или «ансамбля эпох»; обосновано символическое мышление Д.Д. Шостаковича; раскрыта взаимосвязь атемати-ческой музыкальной композиции Новой музыки с беспредметной живописью, обнаружены явления контаминации в музыке ХХ века. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах («Культурология», «История современной русской музыки», «История зарубежной музыки XX века») и спецкурсах («Эстетика современного музыкального искусства», «Современные техники музыкальной композиции»). Профессор Е.Б. Витель - автор двух монографий и статей (около 80 работ).

Тема кандидатской диссертации А.Н. Шики-ной - «Стилевые формы творческого самосознания в культуре романтизма (на материале творчества Р. Шумана)» (2011 г.). Сущность исследования заключается в культурологическом осмыслении романтического стиля как отражения духа эпохи и творческого самосознания художественной личности, что даёт возможность ближе подойти к изучению таких феноменов художественной культуры, как художественное сознание, стиль и романтизм в их взаимосвязи. Впервые исследован вопрос о роли художественного самосознания в процессе формирования стиля в культуре романтизма и представлены основные доминанты художественного самосознания Р. Шумана, раскрыто их смысловое и функциональное содержание; раскрыто воплощение идеи бесконечного в стилевых особенностях романтической музыки. На базе культурологии сделана попытка осуществления синтеза историко-эстетического и музыковедческого подходов, утверждающего реальность исторической художественной типологии и соответствующей системы. Представленные в работе выводы способствуют уточнению и расширению понятийного аппарата культурологии. Целый ряд научно-теоретических положений диссертации могут найти дальнейшее раскрытие на

примере творчества других представителей музыкальной и художественной культуры XIX века. Материалы диссертации используются в цикле музыковедческих дисциплин («История зарубежной музыки», «Историко-стилевые тенденции в зарубежном музыкальном искусстве», «Гармония»), в разработке учебно-методической литературы. Отдельные положения применимы в курсах «Культурология», «Мировая художественная культура». Доцент А.Н. Шикина - автор пяти учебно-методических пособий и статей (всего 47 работ).

В ходе научных исследований преподавателей факультета сложилась общая тенденция инновационных подходов в стимулировании профессионального развития будущих педагогов-музыкантов, в определении условий становления профессионализма его личности и деятельности, что является вектором развития акмеологии фундаментального образования. Согласно позиции председателя совета ректоров Российской Федерации В.А. Садовниче-го фундаментальное образование - это образование, обеспечивающее созидание духовных продуктов в свойствах субъектов образования и последующее успешное саморазвитие. Как утверждает одна из основательниц акмеологической науки Н.В. Кузьмина, в контексте данного определения получил своё обоснование предмет новой науки - акмеоло-гии фундаментального образования. Теория акме-ологии фундаментального образования разрабатывается и применяется на практике специалистами образования в контексте повышения эффективности своей деятельности на основе самостоятельного формирования образовательных задач и их успешном решении. Успешный опыт решения образовательных задач как профессиональных, адресованных специалистом самому себе, так и учебно-познавательных, адресованных учащимся ведет к самосознанию роста собственного мастерства и пониманию своего вклада в развитие научной теории. Данный подход определяет подлинность научного поиска преподавателя и программу содержания его научно-исследовательской деятельности. С данной позиции должна рассматриваться результативность научного исследования и его вклад в развитие теории и практики акмеологии фундаментального образования.

Как отмечает Н.В. Кузьмина, исследователи-диссертанты могут и не подозревать о своём участии в создании акмеологической теории фундаментального образования. Однако главным показателем данного участия является решение исследовательской задачи в направлении повышения качества результатов собственной деятельности по признакам развития творческой готовности будущих выпускников к продуктивному решению предстоящих профессиональных задач. В этой связи исследования в области теории и практики образования приобретают акмеологический смысл и вносят

вклад в развитие акмеологии фундаментального образования.

Не будут исключением и исследования в области теории и практики музыкального образования. При этом следует отметить, что изучение области музыкального искусства само по себе есть сфера акмеологически обусловленного профессионального роста личности до вершин профессионализма и мастерства. Акмеологическая направленность музыкально-педагогических исследований предопределена с одной стороны, поиском продуктивности содержания обучения и его технологий в стимулировании профессионального саморазвития и самореализации обучающихся, а с другой - акмеоло-гически ориентированным процессом познания и овладения музыкальным искусством. В данном аспекте позволительно говорить о той общей акме-ологической тенденции, которая объединяет исследования преподавателей факультета и, вместе с тем, определяет их акмеологическую стратегию. В наибольшей мере целостно и целенаправленно акмео-логической стратегии комплексно соответствовали исследования автора данной статьи и его аспирантов, которые освещаются далее.

Тема кандидатской диссертации И.С. Назаровой «Формирование основ опыта профессионально-педагогического саморегулирования у будущих учителей музыки». Она была защищена в 2000 г. по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в уточнении понятийного аппарата концепции формирования у будущих учителей профессиональнопедагогического саморегулирования; в научном доказательстве возможности построения моделей обучения и воспитания опыта профессиональнопедагогического саморегулирования с учётом специфических особенностей конкретных специальностей будущих учителей; в характеристиках новообразований у студентов в их потребностно-моти-вационной, экзистенциальной, музыкально-творческой, рефлексивной, деятельностно-операциональной сферах; в обосновании критериев показателей и уровней сформированности основ опыта профессионально-педагогического саморегулирования. Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретический материал и методические рекомендации могут быть использованы в практике подготовки специалистов в сфере музыкально-педагогического образования. Разработанный спецкурс «Проблемы формирования основ опыта профессионально-педагогического саморегулирования учителя музыки» и методическое пособие были рекомендованы к внедрению в профессиональную подготовку специалистов высших и средних учебных заведений.

В 2005 году состоялась защита кандидатской диссертации А.Ю. Ахлестиной на тему «Этнокуль-

турное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества» по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе). Научные руководители - кандидат исторических наук, профессор И.Г. Асадулина и автор статьи. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: охарактеризованы особенности этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование»; определены социально-педагогические условия, при которых этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» будет эффективным; на основе анализа опытноэкспериментальной работы создана модель процесса этнокультурного воспитания студентов специальности «музыкальное образование». Практическая значимость исследования состоит в том, что созданная модель этнокультурного воспитания студентов наряду с актуализацией социально-педагогических условий может оптимизировать воспитательный процесс не только в вузе, но и в средних профессиональных и общеобразовательных учреждениях, системе дополнительного образования. При этом широкое применение могут найти материалы спецкурса «Этнокультурное воспитание учащихся на основе музыкального народного творчества (региональный аспект)». Доцент А.Ю. Ахлестина является автором учебно-методических пособий и научных статей (всего свыше 20 работ).

Защита кандидатской диссертации Т.В. Лудано-вой «Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки» состоялась в 2006 году по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в обосновании и содержательном определении феномена «педагогическая мобильность учителя музыки» как профессионально значимой способности специалиста; в обосновании вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки; в построении и реализации модели процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки; в историко-логическом анализе универсальности содержания профессиональной подготовки учителя музыки как условия формирования педагогической мобильности; в содержательной и функциональной характеристике модели процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки; в определении организационно-педагогических условий, а также определении и разработке содержания учебно-воспитательного и организационного обеспечения процесса формирования педагогической мобильности будущего учителя музыки. Практическая значимость исследования заключается в том,

что теоретический материал диссертации и апробированная в ходе опытной работы модель процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки могут быть использованы в практике вузовской подготовки учителей музыки. На основе результатов исследования разработан спецкурс «Формирование педагогической мобильности учителя музыки», а также методическое пособие «Самовоспитание педагогической мобильности в профессиональной подготовке учителя музыки», которые могут быть внедрены в профессиональную подготовку специалистов высших и средних образовательных учреждений. Доцент Т.В. Луданова является автором учебно-методических пособий и научных статей (всего свыше 37 работ).

В 2009 году состоялась защита кандидатской диссертации И.Е. Виноградовой «Психолого-акме-ологические особенности профессионально-этического развития будущих учителей музыки» по специальности 19.00.13 - психология развития, акме-ология. Научные руководители - доктор психологических наук, профессор Н.П. Фетискин и автор статьи. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: обосновано и раскрыто пси-холого-акмеологическое содержание профессиональной этики учителя музыки в контексте акмео-логической концепции развития профессионала; создана идеализированная психолого-акмеологи-ческая модель профессионально-этического развития будущих учителей музыки; разработана квали-метрическая методика оценки профессиональноэтической компетентности специалистов; определены критерии и уровни профессионально-этического развития будущего учителя музыки. Практическое значение исследования состоит в том, что разработанная и апробированная модель профессионально-этического развития будущих учителей музыки с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов может быть применима в практике работы музыкальнопедагогических и музыкальных факультетов вузов. На основе изложенных в исследовании материалов разработан спецкурс «Основы профессиональной этики учителя музыки». Старший преподаватель И.Е. Виноградова является автором монографии и научных статей (около 15 работ).

В 2012 году состоялась защита докторской диссертации автора статьи по специальности

19.00.13 - психология развития, акмеология (психологические науки) на тему «Акмеологическое развитие продуктивной компетентности будущих педагогов-музыкантов». Научный консультант -доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.В. Кузьмина. В данном исследовании рассмотрен один из возможных подходов модернизации педагогического образования на примере обеспечения акмеологической направленности университет-

ской подготовки педагогических кадров в области музыкального образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что впервые рассматривается проблема акмеологизации музыкальнопедагогического образования с позиции реализации акмеологической концепции и компетентност-ного подхода. В связи с этим разработаны основы развития нового направления психологии развития, педагогической психологии и акмеологии - акмео-логии музыкально-педагогического образования; представлена её научно обоснованная концепция. Разработана и внедрена акмеологическая концепция развития продуктивной компетентности субъектов музыкально-педагогического образования, включающая обоснование акмеориентированного содержания профессиональной подготовки и акме-потенциала личности, а также применение акме-технологий, предусматривающих использование активных методов обучения. Обоснованы сущность и структура продуктивной компетентности - сложного феномена, включающего этико-профессиональную, этнокультурную, дифференциально-психологическую, управленческую, социально-психологическую, специальную, аутопсихологическую и акмеологическую компетентности и их структурные составляющие. Внесен вклад в развитие интеллектуальных резервов личности специалиста, в частности, обоснование специфики музыкального мышления и акметехнологии его развития. Результатом теоретического исследования является обоснование продуктивной компетентности специалиста музыкально-педагогического образования как системной характеристики личности, её структуры и компонентов как универсальных образований, способствующих достижению высокопродуктивной профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная акмеологическая концепция в процессе е реализации, ориентирующей специалистов и студентов на овладение профессионализмом и мастерством в профессии на основе развития продуктивной компетентности; с целью изучения интеллектуального ресурса продуктивной компетентности студентов, будущих специалистов образования, была внедрена авторская методика развития музыкального мышления. Для достижения поставленных в исследовании целей и задач была разработана и адаптирована авторская система деятельности, включающая шесть ак-меологических программ, ряд из которых созданы в соавторстве с аспирантами, а также акмеологи-ческие тренинги, спецсеминары, учебные дисциплины. Созданы и внедрены в работу Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова авторские и в соавторстве образовательные программы (всего 11), а также образовательная программа послевузовского профессионального обра-

зования по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка) - «Акмео-логическая культура педагога-музыканта». Выполнена серия выпускных квалификационных работ студентов по акмеологической тематике. Автором исследования опубликованы три монографии, учебное и учебно-методические пособия, научные статьи (всего свыше 90 работ).

Сложившееся психолого-акмеологическое направление в исследованиях преподавателей музыкально-педагогического факультета получило реализацию благодаря поддержке кафедры общей психологии и акмеологии КГУ им. Н.А. Некрасова, заведующего кафедрой, доктора психологических наук, профессора Н.П. Фетискина, учёных-психо-логов Н.В. Кузьминой, М.М. Кашапова, Н.В. Нижегородцевой, В.А. Зобкова, Т.И. Мироновой и других. Результатом данного направления исследований стало открытие магистратуры по направлению 030300.68 «Психология» по программе «Акмеоло-гия музыкально-педагогического образования».

Преподаватели активно участвуют в проведении Всероссийского Фестиваля науки - выступают

с лекциями, проводят мастер-классы, семинары. Объединяя научные интересы преподавателей, ак-меологический ракурс исследований придает их содержанию общую акмеологическую стратегию, которая проявляется и в научно-исследовательской работе студентов: в тематике и содержании курсовых и выпускных квалификационных работ. В теории и практике музыкально-педагогического образования акмеологическая стратегия научно-исследовательской деятельности музыкально-педагогического факультета может быть охарактеризована первым опытом в направлении практической реализации теоретических положений акмеологии фундаментального образования в профессиональной подготовке бакалавров и магистров. В итоге по результатам научных исследований преподавателей можно констатировать, что в научном поиске в реализации акмеологической стратегии на музыкально-педагогическом факультете заложены основы научной школы по исследованию и решению проблем акмеологии музыкально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.