СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 37.02
Глазова Яна Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
В статье проведен анализ особенностей педагогического обеспечения в различных аспектах образовательной и воспитательной деятельности. Произведен мониторинг проблемных вопросов в содержании педагогического обеспечения. Проанализированы различия во взглядах исследователей на сущность, содержание и структуру педагогического обеспечения. Представлены подходы к определению педагогического обеспечения.
Ключевые слова: обеспечение, педагогическое обеспечение, педагогические условия, ресурс, управление ресурсами.
Проблемы и особенности педагогического обеспечения различных аспектов образовательной и воспитательной деятельности были предметом исследований ученых, начиная со второй половины двадцатого века. Анализ результатов исследований того времени позволяет утверждать, что содержание педагогического обеспечения в основном рассматривалось в дидактике, и понималось как разработка материалов, облегчающих решение конкретных задач обучения, способствующих активизации деятельности учащихся и достижения ими более высоких результатов в образовании. При таком подходе оно было ориентировано на повышение эффективности учебно-воспитательной работы в учреждениях дошкольного воспитания, в общеобразовательной и профессиональной школе.
Н.М. Филипова в своем исследовании указывает, что понятие «педагогическое обеспечение» широко используется в психолого-педагогической литературе, однако, однозначной или общепринятой трактовки оно не получило.
Понятие «обеспечение» имеет несколько значений. Прежде всего, обеспечение трактуется как предоставление кому-нибудь достаточных материальных средств к жизни, снабжение чем-нибудь в необходимых (потребных) размерах. Отсюда значение обеспечения как денег, материальных средств к жизни. Следующее значение связано с действием, гарантирующем что-либо, делающее это верным, несомненным, служащем ручательством, обеспечивающем сохранность, исполнение чего-нибудь.
В целом, под обеспечением можно понимать процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы и нацеленных на ее регулирование, функционирование и дальнейшее развитие.
С развитием интереса к педагогическому обеспечению в педагогической науке и накоплением опыта исследований к концу двадцатого века выделяются несколько видов обеспечения: информационное, методическое, кадровое, материально-техническое, правовое, педагогическое, социально-педагогическое и организационное.
В тот период времени понятия педагогическое, психологическое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое виды обеспечения были практически не разделены и часто имели сходные определения, описания сущностных характеристик. К началу девяностых годов, накопленный опыт исследования различных сторон психологопедагогического обеспечения позволил говорить о различных его моделях: структурных, деятельностных, процессуальных.
Существенную роль в разработке данной проблемы играют концепции педагогической поддержки (Е.А. Александрова, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), педагогического и социально-педагогического спровождения (М.И. Рожков, А.Л. Уманский), социально-педагогического обеспечения (Л.М. Бочкова, И.А. Гусева, А.Ф. Драничников, О.Л. Еремина, А.И. Киви-левич, Т.Е. Коровкина, А.И. Тимонин), отдельные научно-практические разработки педагогического обеспечения в сфере образовательной практики, социальной защиты (Н.Е. Бекетова, И.В. Протасова, М.А. Райкина, Е.В. Сечкарева, С.В. Торохтий, Н.М. Филиппова, Н.Ю. Шепелева).
Анализируя различия во взглядах исследователей на сущность, содержание и структуру педагогического обеспечения выделяются следующие подходы к их определению:
1. Педагогическое обеспечение как совокупность определенных мер (средств, форм, методов).
2. Педагогическое обеспечение как совокупность условий и специфических средств.
3. Педагогическое обеспечение как специфический вид педагогической деятельности.
На современном этапе изучения данного феномена в педагогической науке первый подход, определяющий педагогическое обеспечение как совокупность определенных мер (средств, форм, методов) является наименее актуальным и востребованным.
4. Куписевич считает объектом педагогического обеспечения предупреждение и ликвидация неуспеваемости школьников в учебных заведениях различных типов и ступеней. Понятие педагогическое обеспечение - это разработка материалов, облегчающих решение конкретных задач обучения,
194
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Глазова Я.А., 2015
К вопросу понимания сущности категории «Педагогическое обеспечение формирования личности»
способствующих активизации деятельности учащихся и достижения ими более высоких результатов в образовании.
A. В. Коптяева определила педагогическое обеспечение, в самом широком смысле, как принятие, снабжение, предоставление, ограждение, охранение (чего-либо), а также совокупность средств, методов и мероприятий. Создание условий для продвижения в субъектности участников образовательного процесса через педагогическое стимулирование, инициирование активности каждого.
B. С. Торохтий определил понятие педагогического обеспечения как: «...интегративное, многоуровневое междисциплинарное образование, ... которое существует и проявляется одновременно: а) как система имплицитных мер; б) как специфическая деятельность в сфере человеческих отношений; в) как процесс восстановления собственного потенциала», «.своеобразная форма предоставления специалисту научных ценностей, приемов и средств, позволяющих интенсифицировать и повышать эффективность конкретного вида человеческой деятельности.».
Следующий подход, определяющий педагогическое обеспечение как совокупность условий и специфических средств, шире, актуальней и более востребован в исследовательской практике, нежели предыдущий.
Т.Г. Пташко изучает педагогическое обеспечение через анализ конкретных педагогических условий. Таким обеспечением являются программы социализации личности подростка, организация взаимодействия педагогов и подростков, психолого-педагогическое диагностическое обеспечение процесса с учетом специфики детского общественного объединения.
Н.Ю. Шепелева считает, что педагогическое обеспечение - это создание условий для наилучшего использования имеющихся потенциалов, мобилизации ресурсов, описание его модели и обоснование его содержания с педагогических позиций
Е.В. Сечкарева понимает педагогическое обеспечение - как совокупность ресурсов (финансовых, личностных и социальных потенциалов, гуманистической направленности воспитания) и условий (готовности воспитателей к управлению процессом социального становления личности одаренных дошкольников; формировании у них поливариативного стиля деятельности и отношения к действительности; мониторинга содержания деятельности дошкольного учреждения и семьи). Сущность состоит в управлении функционированием и развитием совокупности ресурсов и условий, необходимых для осуществления конкретного процесса, решения задач социального становления определенной категории детей.
Как философская категория, термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его
явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Люди, познав законы природы, могут создать благоприятные и устранить неблагоприятные условия своей деятельности. Влияя на явления и процессы, условия сами подвергаются их воздействию [3].
В современной науке педагогические условия в обобщенном виде определяются как «внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенционально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса» (Н.М. Борытко); «сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» (Н.Ю. Посталюк).
Педагогические условия - это совокупность сложившихся переменных, характеризующих состояние системы, последующее значение которых определяется в ходе решения задач; а также совокупность обстоятельств, в которых осуществляется деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта; условия - факторы, способствующие или препятствующие успешности данной деятельности.
Специфические средства - это те авторские средства управления, обучения и воспитания, с помощью которых воплощаются и соблюдаются выделенные условия. Большинство представителей данного подхода используют такую научную категорию как ресурсы, которые и выступают в их моделях педагогического обеспечения в качестве специфических средств.
Третий подход, определяющий педагогическое обеспечение как специфический вид педагогической деятельности, на наш взгляд, является наиболее современным и актуальным. Наше понимание педагогического обеспечения основывается именно на его парадигмах. Основаниями для него служат современные научные идеи и концепции междисциплинарного характера.
Традиционно педагогическая деятельность определяется как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и общества, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [2].
Основанием для данного подхода к определению педагогического обеспечения как специфического вида педагогической деятельности можно
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
195
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
считать понимание воспитания как целенаправленного управления процессом развития личности, предложенное Х.Й. Лийметсом. Разрабатывая эту идею, В.А. Якунин предлагает рассматривать обучение и воспитание с позиций теории управления.
В качестве одного из оснований данного подхода выступает идея управления ресурсами, разрабатываемая в теории менеджмента (Е.Н. Геворкян, Ю.Д. Денисов, А.И. Добрынин, И.В. Еремина, Г.П. Журавлева, Ю.М. Каныгин,
С.С. Носова, В.Ф. Сытник), в педагогике и психологии, в теории социальной работы (И.Н. Герчикова, Дж.У Дункан, И.Г. Зайнышев, Б.В. Куприянов, А.И. Тимонин, А. Файоль, М.В. Фирсов, Г. Форд, Й. Штумпетер, Г. Эмерсон).
Традиционное представление об управлении раскрывается как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, влияние управляющей системы на управляемую, с целью перевода последней в качественно новое «состояние, внедрение элементов Научной организации труда». На современном этапе в управлении происходит переход от «философии воздействия» к «философии взаимодействия», сотрудничеству, рефлексивному управлению.
Одно из определений в рамках данного подхода формулирует А.И. Тимонин. С его точки зрения педагогическое обеспечение - это специфическая педагогическая деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов (личностных, институциональных, средовых), привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-профессиональной позиции индивида, которая предполагает определение функционального назначения каждого ресурса, установления взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических условиях.
Педагогическое обеспечение, - по мнению М.А. Райкиной, - это управление и развитие системной совокупностью следующих элементов: целеполагания, определения содержания и способов его реализации на разных этапах, организации условий, оптимизирующих формирование социальности как интегративного качества личности, обоснования конкретных способов взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимоактуализации
имеющихся ресурсов через структурирование определенным образом времени, пространства, количественного и качественного состава участников и их взаимодействия [1].
Таким образом, подчеркнем, что в целом, проблема педагогического обеспечения привлекала внимание ученых в течение длительного времени, но как научный феномен стала рассматриваться в последние двадцать лет.
Проведенный нами анализ имеющихся работ и научных точек зрения по данному вопросу позволил выделить три подхода к определению содержания педагогического обеспечения: педагогическое обеспечение как совокупность определенных мер (средств, форм, методов); педагогическое обеспечение как совокупность условий и специфических средств; педагогическое обеспечение как специфический вид педагогической деятельности.
С нашей точки зрения, педагогическое обеспечение формирования личности предпочтительнее рассматривать в рамках последнего подхода, то есть как специфический вид педагогической деятельности по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов (личностных, институциональных и средовых), предназначенных и используемых для решения задач развития основных характеристик.
Библиографический список
1. Райкина М.А. Педагогическое обеспечение преемственности процесса социального воспитания в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2012. - 21 с.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002. - 576 с.
3. Тимонин А.И. Формирование социально-профессиональной мобильности личности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Т. II. - С. 216-219.
4. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов в высшем учебном заведении // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-30 окт. 2009 г.) / под общ. ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 24-26.
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21