В. Н. Карпенко
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ОПЫТА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассматриваются проблемы социально-педагогического обеспечения формирования опыта межкультурного взаимодействия у будущих специалистов социокультурной сферы, различные точки зрения на категорию «формирование»; дается характеристика личностных, институциональных, субкультурных ресурсов, ресурсов социальной среды и обозначается их важность и необходимость в образовательном пространстве Белгородского государственного института культуры и искусств. Кроме того, в статье характеризу-
195
ется содержание индивидуально-воспитательной работы в формировании опыта межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: формирование, социально-педагогическое обеспечение, межкультурное взаимодействие, личностные, институционные, субкультурные ресурсы, ресурсы социальной среды, индивидуально-воспитательная работа.
V. Karpenko
SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS SECURING THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL INTERACTION EXPERIENCE OF STUDENTS OF CULTURE AND ARTS HEIS
The issues of socio-pedagogical conditions providing intercultural interaction experience development for students majoring in socio-cultural sphere are discussed; different views on the category «formation» are regarded, and the features of personal, institutional, subcultural resources and resources of social environment are described, as well as their importance and relevance in the educational sphere of Belgorod State Institute of Culture and Arts. The content of individual and upbringing activities for the formation of intercultural interaction experience is also described.
Keywords: formation, socio-pedagogical support, intercultural interaction, personal, institutional, subcultural resources, resources of social environment, individual upbringing activities.
Одной из базовых категорий педагогики и психологии является категория «формирование». Тем не менее в научной литературе встречаются диаметрально противоположные определения данного понятия: например, формирование как изменение личности под влиянием внешних факторов [2] и формирование как саморазвитие личности [3].
По мнению А. И. Кочетова, «субъективные процессы формирования личности — это синтез образа жизни, образа мысли, образа «Я». Эти процессы определяют жизненный опыт и вид активности личности, внешнее и внутреннее регулирование становления и развития личности. Вместе же синтез всех внутренних и внешних изменений «Я» и есть формирование целостной личности» [1, с. 3].
Рассуждая о формировании личности и отдельных ее составляющих, Г. П. Щедро-вицкий замечает, что существуют различные мнения по вопросу формирования личности: 1) способности (субъективные условия деятельности) — продукт, прежде всего, внутреннего развития человека; 2)
способности — продукт усвоения определенных содержаний (видов деятельности, знаковых систем и т. п.), задаваемых человеку извне.
Исходя из рассуждений ученого, процесс формирования представляет собой искусственно-естественную природу, в которой все элементы и подсистемы развития личности рассматриваются как формируемые, и состоят они из механизмов управления и управляющих структур (сознательно заданные условия обучения и воспитания), обеспечивающих искусственное развитие параллельно с естественным развитием. С таких позиций это означает, что процесс формирования опыта межкультурного взаимодействия, объективно являясь внутренним по отношению к личности, может быть социально-педагогически обеспечиваемым со стороны специалистов, работающих в Белгородском государственном институте культуры и искусств (БГИКИ). При этом межкультурное взаимодействие понимается нами как особый вид социальных отношений, складывающихся между представителями различных культур,
а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений.
Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что проблема социально-педагогического обеспечения образовательного процесса всегда в различной мере была актуальной в педагогике и психологии; принят ряд подходов к определению сущности рассматриваемого явления — система мер, совокупность мероприятий, ресурсов, условий, видов деятельности и т. д. При этом обеспечение рассматривается как управление функционированием и развитием системы совокупности ресурсов — средств, ведущих к достижению цели, которые в связи с этим привлекаются для осуществления образовательного процесса (А. В. Волохов, Г. А. Гущина, А. Ф. Драничников, Т. Е. Коровкина, А. И. Тимонин).
Рассмотрим содержание социально-педагогического обеспечения, что предполагает поиск функционального назначения ресурсов и установление взаимосвязей их функций в определенных организационных формах. Так, в педагогической литературе выделяются следующие группы ресурсов: 1) личностные, 2) институционные, 3) субкультурные, 4) ресурсы социальной среды.
К первой группе относят: социальный статус, социальные роли, жизненный опыт, личностную позицию, мотивационно-по-требностную сферу, индивидуальные качества обучающихся и уровень их развития. Под социальным статусом понимается положение индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и других характерных для данной системы признаков. Следует отметить, что статус достаточно тесно связан с социальными ролями личности, которые могут быть ин-ституциализированными (закрепленными правовыми актами и четко сформулированными правилами социального поведения) и социально-психологическими (име-
ют нечеткое определение, так как не затрагивают напрямую интересы общества). Освоение ролевого поведения — это процесс функционирования и развития данного ресурса. Личностная позиция может проявляться в жизненной или профессиональной позиции, осознание которой для человека считается одной из важнейших задач и шагом к субъектности.
Перечисленные выше компоненты в какой-то мере отражают мотивационно-ценностную сферу личности, которая может выступать в качестве регулятора деятельности и поведения личности, а ее изменение, развитие — целью и средством осуществления образовательного процесса. Уровень развития социального опыта и индивидуальных свойств личности обусловливает особенности осуществления деятельности, разрыв между зонами актуального и ближайшего ее развития [4, с. 73].
В нашем случае к структуре социально-педагогического обеспечения относится группа личностных ресурсов, включающая:
- имеющийся у студентов БГИКИ опыт межкультурного взаимодействия;
- мотивационно-ценностное отношение к взаимодействию с носителями других культур;
- уровень развития коммуникативных умений;
- сформированность мировоззрения;
- способность к изучению иностранных языков и мотивацию овладения ими;
- активную жизненную позицию личности;
- толерантность по отношению к представителям другой культуры, социальной группы, конфессии;
- уважение культуры других этносов и понимание культурных различий;
- владение конструктивными стратегиями поведения в конфликте.
К институциональным ресурсам А. И. Ти-монин предлагает отнести содержание и технологии конкретного уровня образования, структуру образовательного учрежде-
ния и организацию учебно-воспитательного процесса в нем, коллектив педагогов, функциональной обязанностью которых является осуществление образовательного процесса. Содержание определенного уровня образования может быть представлено как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте. Образовательные технологии выступают как важнейший ресурс обеспечения качества образовательного процесса. Структура образовательного учреждения и организация в нем образовательного процесса направлены на максимально эффективную реализацию содержания образования и обеспечение функционирования технологий. Педагоги — часть общей субкультуры образовательного учреждения. Они обладают собственным личностным и профессиональным потенциалом и имеют определенные смыслы в педагогической деятельности [4, с. 74]. С позиций нашего исследования, к институционным ресурсам относятся:
- культурно-образовательная и воспитательная среда вуза;
- наличие специально организованных структур для жизнедеятельности и личностного развития студентов (студенческое самоуправление, клубы, кружки и т. д.);
- широкие возможности кадрового, материального, функционального и содержательного обеспечения образовательного процесса;
- полинациональный состав студенческого коллектива;
- ориентированность образовательного процесса на воспитание человека культуры, уважение прав других этносов, позитивное отношение к другим культурам и т. д.
Социально-педагогическое обеспечение предполагает использование в образовательном процессе не только институционных и личностных ресурсов, но и ресурсов среды. Социальная среда, под которой понимаются в данном случае окружающие
человека общественные, экономические и духовные условия его существования и деятельности, призвана оказывать решающее влияние на формирование и развитие личности.
В группу субкультурных ресурсов общности включается характерный набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; фольклор, специфические невербальные знаки, присущие общности [4, с. 75]. Что касается БГИКИ, то в качестве субкультурных ресурсов общности выступают:
- гиперболизированная структурированность общности и взаимоотношений в ней;
- формализованность норм и форм приемлемого поведения в общности;
- ориентированность коллективной и межличностной систем общения на межкультурное взаимодействие;
- специфическая коммуникативная культура коллектива;
- предпочтение прямого общения как основного источника информации.
Последнюю группу ресурсов А. И. Ти-монин условно обозначил как ресурсы социальной среды, к которым относится взаимодействие участников образовательного процесса с другими образовательными, социальными учреждениями и политическими организациями, административными органами. Взаимодействие субъектов образовательного процесса с объектами социальной среды включает организацию, согласование их совместных действий, направленных на достижение общих возможностей каждого [4, с. 76].
К ресурсам социальной среды мы относим:
- частую включенность студентов во взаимодействие с различными элементами
внешней социальной среды (например, участие художественных коллективов в различных мероприятиях регионального и всероссийского масштаба; представление культурной программы в российских культурных центрах за рубежом);
- взаимодействие со средой в качестве представителей культурно-образовательного учреждения, имеющего заданную цель и направленность действий;
- наличие объектов, определенным образом включенных в социальную структуру города (социально-культурные учреждения различного уровня, детско-юношеские организации и т. д.).
В процессе формирования опыта межкультурного взаимодействия у студентов БГИКИ данные группы ресурсов актуализируются одновременно и действуют, взаимообусловливая и взаимодополняя друг друга на всех этапах. Процесс формирования опыта межкультурного взаимодействия ведет к появлению у студентов новых элементов культуры и новых форм культурной деятельности. Кроме того, происходит коррекция ценностных ориентиров, моделей поведения, картины мира и т. д.
Интегрирующую функцию при этом выполняют институционные ресурсы, в каждом конкретном случае определяя особенности взаимодействия других групп ресурсов. Особенностью является доминирование институциональной группы ресурсов, поскольку первоначальное формирование опыта межкультурного взаимодействия у студентов — это не выражение внутренней потребности будущего специалиста, а внешнее требование социума и воспитательных структур вуза. На протяжении получения образования в вузе институциональный ресурс не только создает условия для эффективного формирования опыта межкультурного взаимодействия у студентов, но и оставляет за собой функции контроля и коррекции изменений, происходящих с будущим специалистом. Функции
управления ресурсами берет на себя «совокупный субъект» (Б. Ф. Ломов), в состав которого входят администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, студенческий актив, студенческое самоуправление.
Важной формой социально-педагогического обеспечения формирования опыта межкультурного взаимодействия у студентов является систематическая и целенаправленная индивидуально-воспитательная работа, которая должна проводиться в определенных условиях с использованием целесообразных методов, форм и средств воспитания в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессиональных личных качеств. При этом надо помнить и об индивидуально-личностных особенностях каждого студента.
Индивидуально-воспитательная работа преследует несколько задач, составляющих ее содержание:
- формирующая: целенаправленная выработка у студентов личностных качеств, необходимых для успешного формирования опыта межкультурного взаимодействия;
- мобилизующая: создание в сознании студентов настроя на достижение целей, стоящих перед ним или студенческим многонациональным коллективом;
- профилактическая: формирование у студентов установки на недопустимость и предупреждение конфликтного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия;
- развивающая: индивидуально-воспитательная работа по развитию интеллектуальных, коммуникативных и других личностных качеств студентов.
Особое место в индивидуально-воспитательной работе в процессе формирования опыта межкультурного взаимодействия отводится куратору, который, в первую очередь, призван организовать социально-педагогическое сопровождение студента.
В диалоге «куратор — студент» раскрывается, с одной стороны, противоречивость их субъективного мира, которая детерминирована различием психологии, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемых ролей, а с другой стороны, равноценность в их неповторимом видении мира, ценностно-смысловое равенство. В таких отношениях необходимы устремленность участников диалога друг к другу, способность уважать позиции друг друга, установление межличностных контактов, усиление роли эмоций.
Данную работу можно осуществлять, используя методы и приемы социально-психологической работы. Социально-психологическую работу представляется возможным рассматривать как систему согласованных, целенаправленных мероприятий, осуществляемых с использованием достижений психологической науки в интересах жизнедеятельности личности по содержанию психологической устойчивости и сохранению психического здоровья личности. Основные задачи психологической работы: изучение индивидуально-психологических особенностей студентов, социально-психологических процессов в студенческом коллективе и прогнозирование их развития; формирование здорового морально-психологического климата в кол-
лективе; выработка мер по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса; организация психологической помощи в процессе адаптации к образовательному пространству вуза.
Кроме того, деятельность куратора по формированию опыта межкультурного взаимодействия предполагает обязательное наличие такого опыта у куратора, понимание этнопсихологических особенностей, знание культурных, религиозных особенностей каждого представителя студенческого коллектива, умение эффективно, без ущерба кому-либо выстраивать отношения в коллективе.
Таким образом, социально-педагогическое обеспечение формирования опыта межкультурного взаимодействия представляет собой специфический способ выявления, актуализации и управления системной совокупностью ресурсов: личностных, институциональных, субкультурных и средо-вых. Специфика социально-культурного воспитания в вузе говорит о необходимости доминирования на всех этапах исследуемого процесса институциональной группы ресурсов, призванной не только способствовать эффективному формированию межкультурного взаимодействия у студентов, но также контролировать и направлять данный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кочетов А. И. Теория формирования личности: В 2 ч. Минск: НИО, 1998. Ч. II: Социализация, воспитание и перевоспитание личности.
2. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
3. Общая психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.
4. Тимонин А. И. К вопросу понимания сущности социально-педагогического обеспечения // Психолого-педагогическое обеспечение процесса становления и развития личности / Под ред. Н. Ф. Басова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. С. 71-77.
REFERENCES
1. Kochetov A. I. Teorija formirovanija lichnosti: V 2 ch. Minsk: NIO, 1998. Ch. 2: Socializacija, vospitanie i perevospitanie lichnosti.
2. PlatonovK. K. Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponjatij. M.: Vysshaja shkola, 1984.
3. Obschaja psihologija: Slovar' / Pod red. A. V. Petrovskogo // Psihologicheskij leksikon. Enciklopedi-cheskij slovar': V 6 t. / Red.-sost. L. A. Karpenko; Pod obsch. red. A. V. Petrovskogo. M.: PER CE, 2005.
4. Timonin A. I. K voprosu ponimanija suschnosti social'no-pedagogicheskogo obespechenija // Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie processa stanovlenija i razvitija lichnosti / Pod red. N. F. Basova. Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova, 2004. S. 71-77.