МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
УДК 378.1:316.72 - 057.875(045)
Сперанская Елена Борисовна
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ВУЗА
Статья посвящена междисциплинарному анализу теоретических представлений о формировании межкуль-турных отношений обучающихся в коллективной образовательной деятельности в различных педагогических теориях, подходах к данной проблеме и практическому обоснованию проблемы, обоснована модель формирования меж-культурных отношений студентов в коллективной образовательной деятельности и дано описание технологического обеспечения коллективной образовательной деятельности.
Ключевые слова: студенческий коллектив, межкультурные отношения студентов, специфика межкультур-ных отношений студентов.
Рассмотрев представления ученых
Н.П. Аникеевой, Е.А. Аркина, Б.В. Беляева, В.М. Бехтерева, И.П. Волкова, И.П. Иванова, С.Д. Полякова, Л.И. Уманского и др. о понятиях «коллектив обучающихся», «коллективные творческие дела», «коллективное творческое воспитание», нами были выделены и изучены следующие базовые суждения исследования: студенческий коллектив (микроколлектив, первичный, основной), межкультурные отношения студентов, специфика межкультурных отношений студентов.
Студенческий коллектив, в современной социокультурной ситуации представляет собой объединение студентов - представителей различных культур в колледже или вузе, сплоченных совместной полезной деятельностью (трудом, учением, спортом и др.). Он обладает признаками, характерными для любого коллектива: единство целей, определенная организация совместной деятельности и др., официальной (формальной) структурой и социально-психологической (неформальной) структурой, основанной на личных симпатиях и антипатиях. Генезис теоретических представлений о формировании отношений в коллективе представлен в работах ученых Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, Г.Х. Шахназарова, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щур-ковой и др. Мы уделяем внимание развитию воспитательных функций коллективов: сплоченности, дисциплины, взаимовыручки, товарищества, быстрое достижение цели и формированию демократических коллективных отношений.
Психологами Н.А. Березовиным, Я.Л. Коломин-ским, Е.С. Кузьминым, А.В. Петровским, В.В. Шпалинским и др. разрабатывалась теория отношений в коллективе, суть которой в том, что коллектив это сообщество людей с иерархически организованной, многоуровневой, общественнополезной деятельностью. М.И. Виноградова, В.К. Дьяченко, Т.Е. Конникова, В.М. Коротков, Х.Й. Лийметс, А.Н. Лутошкин, А.В. Мудрик,
И.Б. Первин и др. описали эффективные формы и способы организации коллективов, управления и самоуправления, направленные на разработку принципов стимулирования коллективной деятельности и общей заинтересованности. Исследования Г.С. Антипиной, Е.С. Кузьмина, А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко, Л.И. Уманского и др. показали, что коллектив проходит в процессе своего становления, созревания и развития стадии:
1) адаптацию и понимание межкультурных отношений старостой и активистами;
2) коллективную деятельность, коллективосуще-ствование;
3) коллективорегуляцию в системе межкультур-ных отношений;
4) коллективореабилитацию, релаксацию.
Согласно исследованиям В.К. Дьяченко организационная структура коллективного способа обучения (КСО) состоит из четырех организационных форм: коллективной, групповой, парной и индивидуальной: «Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. Использование коллективных учебных занятий в школах и вузах приводит, в конечном счете, к созданию коллективного способа обучения (КСО). Организационная структура КСО состоит уже не из трех, а из четырех организационных форм: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Ведущее значение приобретает коллективная форма: не менее 50-60% учебного времени учащиеся работают коллективно (в парах сменного состава)» [1, с. 23]. В коллективном обучении студенты становятся членами поликультур-ного коллектива, где получение знаний рассматривается не только как индивидуальное выполнение заданий, но и как коллективная образовательная деятельность, эффективность которой зависит от взаимодействия ее субъектов.
244
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Сперанская Е.Б., 2012
Теоретический анализ исследований Н.И. Болдырева, А.С. Кармина, И.В. Милициной, А.Р. Му-расовой, Л.Я. Рубиной, Т.Г. Стефаненко, Н.А.Фе-дорова, Т.А. Фоминой и др. позволил конкретизировать понятие межкультурных отношений студентов как гуманных, морально-этических взаимоотношений обучающихся - представителей разных культур. Эти отношения предполагают соблюдение внешней и внутренней культуры: этикета, правил поведения в общественных местах, взаимоотношений вне учебы, культуры речи, труда, организации личного времени, гигиены, этики, эстетики и т.д.
Для формирования коллективных отношений существенное значение имеют такие качества как: сотрудничество, сопереживание, созидание и др. и как они развиваются у студентов вуза с I по II курс. При их формировании в группе снимаются психологические и коммуникативные барьеры. Рассмотрение межкультурных отношений в условиях основного коллектива поликультурного вуза и их формирование в коллективной образовательной деятельности позволили определить ее как систему коллективных учебных и воспитательных действий преподавателей и студентов, объединенных общей внутренней мотивацией и направленной на достижение определенных коллективных целей, основанных на принципах коллективного обучения и воспитания. На основе исследований В.А. Про-сецкого и П.А. Просецкого [2, с. 140-143], констатируем, что эффективность коллективной образовательной деятельности зависит от следующих базовых составляющих: взаимоотношений «куратор-студент», социальной направленности деятельности, организационной подструктуры, неофициальных межкультурных отношений, поведения лидера, общественно-психологических процессов, меж-коллективных поликультурных контактов.
Специфика межкультурных отношений студентов - представителей разной культурной и национальной направленности, поликонфессиональ-ности при совместном обучении, проживании, прохождении производственной практики, проведении свободного времени заключается в толерантности, адаптации, веротерпимости, способности к взаимодействию и умению вести диалог, тенденции вбирать в себя элементы других культур и развивать их.
Выявление сути межкультурных отношений и соотношения личностных и общественных интересов и целей обучающихся в образовательной деятельности показано в трудах А.Е. Лузина [3], А.Л. Шнирмана, Э.Г. Эриксона, П.М. Якобсона. Д. Джонсон и Т. Питерс доказали способность личности вступать в коллективные отношения. При формировании межкультурных отношений куратору целесообразно ориентироваться на идеи воспитания, разработанные А.С. Макаренко. Главное
в коллективных межкультурных отношениях - общественная ориентация деятельности (А.С. Макаренко, Ю.П. Платонов, А.В. Петровский, А.А Ру-салинова, В.В. Шпалинский и др.), творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству.
Изучение специфики межкультурных коллективных отношений студентов в трудах И.П. Волкова, П.А. Просецкого, Л.И. Уманского, Н.А. Федорова и др., а также личного опыта, показало, что формирование межкультурных отношений студентов осуществляется при следующих базовых условиях: 1) вовлечение всех студентов в разнообразную, содержательную совместную образовательную деятельность; 2) организация и стимулирование этой деятельности для сплочения студентов в дружный и трудолюбивый коллектив, способный к достижению высоких результатов в коллективном способе обучения. На основе изучения иностранного языка в группах высокого и низкого контекстинга, сравнивая точки зрения различных педагогов, выяснили, что ауди-лингвальный подход и познавательное кодовое изучение являются ведущими подходами, а процесс формирования коллективных отношений сложен, и требует пристального внимания и исследования. В педагогических системах Запада коллективную учебную деятельность рассматривали Дж.М. Добсон, Р.У Пайк, Д.С. Ричардз, Т.С. Роджерс, Дж.Ф. Фанслоу и др. Исследователи доказали, что технологии коллективного изучения принадлежат к наиболее популярным гуманистическим практикам изучения иностранного языка, вовлекая всю личность в процесс обучения, включая эмоции и чувства, лингвистические знания, умение общаться в поликультурном коллективе. Опираясь на мнения российский исследователей Г.Ф. Биктагировой, В.Н. Мирановича, З.Г. Нигма-това, И.М. Сампиева, В.С. Собкина, Е.И. Тихомировой и др., следует констатировать, что процесс формирования межкультурных отношений студентов в коллективной образовательной деятельности должен включать следующие принципы (рис. 1):
1. Учет куратором и преподавателями особенностей культурных, художественных кругозоров и этнической направленности (знание материальной и духовной культуры, ценностей, религии, нравственности, идеологии другого народа) студентов.
2. Создание благоприятных условий для проявления этнического характера творческой деятельности студентов.
3. Предоставление студентам самостоятельного выбора культурных ценностей и технологического обеспечения организации коллективной образовательной деятельности при единстве воспитания и обучения.
4. Поддержание коллективных форм обучения, межкультурной коммуникации между различными этническими группами и внутри каждой группы
о
ю
са
ж
X
л
Ч
н
«
о
н
о
о
!
о
8
в
ю
о
о
и
Н
О
В
8
Ч
М
т
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель: формирование межкультурных отношений студентов в коллективной образовательной деятельности
т
Задачи:
организовать межкультурное общение студентов
сформировать коллектив студентов
повысить качество коллективной образовательной деятельности студентов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Содержание: программы дисциплин по иностранному языку и авторские разработки___________________________________________________________
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
Реализация содержания через применение технологического обеспечения
организации
коллективной
образовательной
деятельности
Этапы коллективной образовательной деятельности:
1. организационный,
2. процессуально-контрольный,
3. результативно-оценочный
§
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ - достижение максимально возможного уровня сформированности межкультурных отношений студентов
Критерии и показатели сформированности межкультурных отношений
студентов
Когнитивный
8
н
о
о
я
8
и и
и
в в
=8 58
о о и и о о
£ г
^ коэффициент
прочности знаний по иностранному языку;
^ коэффициент эффективности межкультурных отношений
8
8
н
со
Поведенческий
^ умение строить бесконфликтное общение;
^ умение проявлять ответственность и требовательность;
^ умение регулировать моральнопсихологический климат в коллективе
Функциональный
^ динамика
общительности и
лидерства студентов, сформированности коллектива и оценка его деятельности;
^ удовлетворенность межкультурными отношениями в коллективной и профессиональной образовательной деятельности
н н
о
►г (Ґ
к*1
Уровни сформированности межкультурных отношений студентов
Т еоретический
Компетентностный
Креативный
Рис. 1. Модель формирования межкультурных отношений студентов в коллективной образовательной деятельности
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
в процессе занятий и во внеаудиторной деятельности.
Таким образом, проведенный анализ теории вопроса позволил определить формирование меж-культурных отношений в коллективной образовательной деятельности как целенаправленный процесс позволяющий достичь студентам умения взаимодействовать с представителями разнообразных культур.
Для того чтобы представить структуру процесса формирования межкультурных отношений в коллективной образовательной деятельности вместе с комплексом влияющих на него условий, мы обратились к педагогическому моделированию. При разработке модели мы опирались на научные принципы педагогического моделирования (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, В.А. Сла-стенин, В.А. Штофф и др.), а также научные положения теории коллектива, теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). С этих позиций была спроектирована структурно-динамическая модель формирования межкультурных отношений студентов в коллективной образовательной деятельности (рис. 1) и дано ее описание. В ней представлены:
условия и принципы формирования межкультур-ных отношений с учетом стадий развития коллектива для обеспечения процесса адаптации студентов, организации их коллективной деятельности, коллективорегуляции и коллективореабилитации;
целевой компонент, включающий задачи: формирование межкультурных отношений студентов, сформировать коллектив студентов, повысить качество коллективной образовательной деятельности студентов;
показан содержательный компонент: программа дисциплины «Немецкий язык» и авторские разработки тестов, деловых (ролевых) игр и др.
Организационно-деятельностный компонент реализует содержание через применение технологического обеспечения организации коллективной образовательной деятельности на организационном, процессуально-контрольном, результативнооценочном этапах формирования межкультурных отношений студентов.
Мы использовали следующие формы обучения: дискуссии и лекции, коллективную работу на основе временно инициативных групп по темам
«Книжно-журнальный бизнес», «Поэзия», «Праздники» и др., кружковую работу, концертную деятельность в виде индивидуальных и коллективных проектов, научные конференции на тему: «Космос», «Химия и медицина», «Медицина и преступления», «Высокие технологии в медицине», «Демографический аспект в медицине», «Вклад ученых СГМУ в мировую науку», «Интерактивный подход в медицине», «Экология» и др. Составление папок с материалами конференций. Проведение выставок творческих работ студентов по темам «Средства массовой информации», «Издательское дело», «Полиграфия» и др. Подготовка альбомов «Выдающиеся деятели нашей страны и страны изучаемого языка», «Природа и экология», «Искусство», «Мой родной город», «Памятные места Великобритании» и др. Видео и фотосъемка. Общение с носителями языка. Оформление альбома «Английская поэзия». Ведение журнала коллективных мероприятий в кураторской группе. Конкурсы праздничных газет и плакатов и др. Наши методы обучения: проектирование коллективное изучение темы, групповое консультирование, эвристический диспут, дискуссии, видеометод, коллективный поиск оригинальных решений, интенсивные занятия и др. В результате на основании критериев и показателей достижение максимально возможного уровня сформиро-ванности межкультурных отношений студентов. При разработке технологического обеспечения формирования межкультурных отношений студентов в коллективной образовательной деятельности основывались на мнения ученых (В.П. Беспалько, Е.Н. Воронова, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко, О.К. Филатов, Д.В. Чернилевский). Они доказали что педагогическая технология состоит из нескольких блоков: целевого, содержательного, операционно-деятельностного, диагностического и результативного.
Библиографический список
1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
2. Коллектив и личность / под ред. К.К. Платонова и Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1975. - 263 с.
3. Лузин А.Е. Межкультурные различия и способы адаптации к ним [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.elitarium.ru.