Научная статья на тему 'О процессе педагогического сопровождения детских общественных объединений'

О процессе педагогического сопровождения детских общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2271
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN'S SOCIAL UNITIES / PEDAGOGIC SUPPORT / CHILDREN ORGANIZATIONS / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / PEDAGOGIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудко Анастасия Марсовна

В статье раскрывается понятие «педагогическое сопровождение детского общественного объединения»; рассматриваются компоненты данного процесса: субъекты, цели, задачи, содержание, средства. В качестве средств рассматриваются научно-методическое обеспечение и педагогическая компетентность руководителей детских общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF PEDAGOGIC SUPPORT FOR CHILDREN ORGANIZATIONS

The article deals with the concept of «pedagogic support for children's organizations», the following components of the process are discussed: subjects, purposes, objectives, content, and means. As a means of considered scientific and methodological support and pedagogic competence of children's organizations head.

Текст научной работы на тему «О процессе педагогического сопровождения детских общественных объединений»

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 37.013

Рудко Анастасия Марсовна

Вологодский государственный педагогический университет

[email protected]

О ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В статье раскрывается понятие «педагогическое сопровождение детского общественного объединения»; рассматриваются компоненты данного процесса: субъекты, цели, задачи, содержание, средства. В качестве средств рассматриваются научно-методическое обеспечение и педагогическая компетентность руководителей детских общественных объединений.

Ключевые слова: детские общественные объединения, педагогическое сопровождение, научно-методическое обеспечение, педагогическая компетентность руководителей.

В научной литературе все чаще встречается понятие «сопровождение» в сочетании с определениями «педагогическое», «психолого-педагогическое», «социально-педагогическое», суть которых рассматривается достаточно широко: это и концептуальные идеи, и деятельность социальных институтов, и реализация программ по решению конкретных практических проблем детей и взрослых.

Обратившись к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, мы увидим, что слово «сопровождение» толкуется как «то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие», образовано от глагола «сопровождать - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Приставка «со-» служит для образования слов, означая общее участие в чем-нибудь, совместность (например, событие, соучастие, соуправление, содействие, сопереживание и т.п.) [6, с. 739, 749]. Таким образом, само значение слова задает основные направления научной мысли.

В современных исследованиях наблюдается тенденция перенесения внимания ученых на конкретные аспекты процесса педагогического сопровождения:

- сопровождение явления, к примеру, детского лидерства (А.Л. Уманский);

- сопровождение процесса, к примеру, деятельности детских и молодежных организаций (М.И. Рожков);

- сопровождение субъекта (А.В. Мудрик, Ж.А. Захарова, М.Р Битянова, П.А. Эльканова и др.)

М.Р. Битянова в своей работе одной из первых представила системное понимание «сопровож-

дения», определяя его как метод и идеологию -«парадигму сопровождения», и выделила следующие принципы психолого-педагогического сопровождения: следование за естественным развитием ребенка и опора на те личностные достижения, которые реально у него есть; создание условий для максимального личностного развития ребенка в рамках объективно данной социальной и образовательной среды. Она также рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога и как технологию психолого-педагогической работы в школе [1].

А.В. Мудрик рассматривает педагогическое сопровождение как деятельность педагога, направленную на приобщение подростка к социальнокультурным и нравственным ценностям [5].

П.А. Эльканова также понимает сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на создание предметного пространства, необходимого для самореализации и саморазвития личности подростка [10].

М.И. Рожков говорит о диалектической связи воспитания и социально-педагогического сопровождения, так если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения. Именно сопровождение приобретает все более значимую роль в формировании новообразований личности ребенка, так как, включая в себя поддержку и помощь, предполагает не решение проблем за детей, а стимулирование их

© Рудко А.М., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

257

самостоятельности в решении своих возникающих проблем [7].

Ж.А. Захарова определяет социально-педагогическое сопровождение как систему взаимосвязанных целей, задач, субъектов, направлений деятельности, технологий содействия взрослым и детям в предупреждении и преодолении жизненных трудностей; как особый вид практики, основывающийся на помогающих действиях субъекту в формировании ориентационного поля развития и жизнедеятельности [3].

В.Ю. Ромайкин рассматривает сопровождение как комплекс целенаправленных психологопедагогических действий, которые включают ребенка в различные события и стимулируют развитие его личности с помощью рефлексии [9].

А.Л. Уманский, изучая педагогическое сопровождение детского лидерства, рассматривает его как процесс взаимодействия педагогов с группой детей с целью оказания помощи каждому ребенку в реализации его лидерского потенциала. Исследователь предлагает технологию педагогического сопровождения детского лидерства, обеспечивающую создание условий, при которых проявление имеющихся у ребенка лидерских качеств будет максимально эффективным.

Концептуальной основой педагогического сопровождения детского лидерства, по А.Л. Уман-скому, является рефлексивно-деятельностный подход, который заключается в рефлексивном осмыслении разнообразной деятельности, отвечающей интересам и потребностям детей и соответствующей их возможностям [11].

Необходимо также сказать о понятии «педагогическая поддержка», которое в значительной степени пересекается с понятием «педагогическое сопровождение». В подходах одних авторов они сближаются и становятся синонимичными, в других - «сопровождение» трактуется как более широкое понятие, которое интегрирует оба понятия.

Теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, О.С. Г азман отмечает, что суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть трудности, опираясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая внутреннюю потребность в успешности собственной деятельности [2].

Ф.И. Кевля рассматривает поддержку как процесс, при котором взрослый сосредотачивается

на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помогает ему избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. Под педагогической поддержкой автор понимает профессиональную деятельность педагогов по оказанию предупреждающей и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, школьными успехами [4]. Таким образом, в растущей личности поддерживается позитивная направленность, положительная осознанность себя, своего жизненного и профессионального самоопределения, стремление к самостоятельным действиям.

Анализ результатов исследований педагогического сопровождения показывает, что это явление рассматривается как система педагогических действий, как педагогическая технология, как средство и условие, как профессиональная деятельность педагога.

В настоящее время понятию «сопровождение» уделяется повышенное внимание, но проблема педагогического сопровождения организации и деятельности детских общественных объединений остается недостаточно изученной.

В этой связи предметом нашего исследования является педагогическое сопровождение детских общественных объединений, которое мы понимаем как целостный педагогический процесс, имеющий характерные особенности: свои субъекты, цели, задачи, функции, содержание, средства, результаты. Добровольность и самодеятельность, опыт новых социальных отношений и социального творчества, возможность изменить свой социальный статус и обогатить мировоззрение - вот основные возможности, которые предоставляются ребенку и делают детские общественные объединения уникальным общественным институтом.

Естественная потребность подростков - стремиться к объединению с другими детьми. Детские объединения могут и должны дать каждому ребенку опыт самоопределения как уникальной личности и как члена общества, опыт реализации своего потенциала в социально приемлемых формах и умения строить человеческие отношения.

Исходя из вышеизложенного, руководителю детского общественного объединения необходимо сегодня строить свою работу на сочетании следующих подходов: учета интересов и потребностей детей, входящих в детское общественное

объединение, и управления социально-педагогическими возможностями детского общественного объединения.

Мы разделяем позицию М.И. Рожкова [7; 8], который определяет цель педагогического сопровождения детских и молодежных общественных организаций и объединений как поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, в преодолении организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания. Такое сопровождение предполагает решение следующих задач:

- информационной (информирование подростков, их родителей и педагогов о существующих общественных объединениях и их роли в социальной структуре общества);

- организационной (помощь в решении организационных проблем объединений и знакомство с технологией организаторской деятельности);

- координационной (обеспечение взаимодействия общественных объединений с другими социальными институтами в целях социальной защиты детей и реализации их прав).

Необходимо выделить два уровня педагогического сопровождения детских общественных объединений:

- организационный, на котором рассматриваются вопросы предупреждения или решения проблем детского общественного объединения в целом;

- личностный, ориентированный на помощь в решении проблем конкретного участника детского общественного объединения, на поддержку в построении им своих социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром.

Педагогическое сопровождение в нашем исследовании направлено на поддержку каждого субъекта этого процесса, к которым на организационном уровне мы относим:

- детские общественные объединения (к примеру, Вологодская областная детская общественная организация «Содружество»);

- специальные учреждения и организации, которые занимаются данными вопросами (к примеру, Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО» (г. Москва), Вологодский областной молодежный центр «Содружество» (г. Вологда);

- органы власти, занимающиеся проблемами детского движения (к примеру, Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области, Департамент образования Вологодской области).

К субъектам педагогического сопровождения на личностном уровне мы относим:

- детей, участников детского общественного объединения;

- их родителей, представителей народной педагогики;

- взрослых (руководителей объединений, специалистов по работе с молодежью, педагогов-волонтеров - членов педагогических отрядов).

Как средство педагогического сопровождения детских общественных объединений мы рассматриваем его научно-методическое обеспечение и педагогическую компетентность руководителей детских общественных объединений.

Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений предусматривает профессиональная деятельность специалиста, следовательно, одним из компонентов этого процесса является педагогическая компетентность руководителей детских общественных объединений, педагогов-волонтеров, специалистов по работе с молодежью, организаторов областных проектов и программ деятельности детских общественных объединений.

В содержание педагогической компетентности входят педагогическое управление; педагогическое мастерство; готовность к реализации педагогического потенциала детских общественных объединений; подготовка по вопросам формирования гуманистического мировоззрения участников объединения. Педагогическая компетентность предполагает постоянный анализ руководителем своей работы, осмысление процесса и результатов работы общественного объединения.

Научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения детских общественных объединений представляет собой оснащение деятельности детского общественного объединения необходимыми методическими средствами и информацией, которые делают оптимальным осуществление их деятельности; приводят к запланированным воспитательным результатам и предполагаемым воспитательным эффектам; устраняют возможные затруднения у взрослых и детей; основаны на научных принципах воспи-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

259

тания, учитывают возрастные особенности и возможности участников объединения.

Как показывает наше исследование научнометодическое обеспечение должно включать следующие виды деятельности:

- методическое руководство (в т.ч. разработку вариативных программ деятельности детских общественных объединений, планов по их реализации; координацию соответствующей деятельности; мотивацию к участию руководителей и лидеров детских общественных объединений; включение их в совместную деятельность и субъект-субъектные отношения в контексте реализуемых программ и проектов);

- создание отлаженной системы обучающих занятий, семинаров, тематических консультаций руководителей и лидеров детских общественных объединений по вопросам деятельности и развития объединений;

- разработку полного цикла реализации различных форм и методов организации деятельности;

- создание методической продукции (к примеру, типовых организационных документов; сборников содержательных программ деятельности и развития объединений; сборников игр и песен, описаний воспитательных дел и рекомендаций; картотек и каталогов).

Подводя итог вышеизложенному, обобщим: педагогическое сопровождение детских общественных объединений - важный фактор эффективной реализации их социально-педагогического потенциала. Педагогическое сопровождение как непрерывный процесс требует периодического анализа, определения достигнутого качественного уровня, а также соответствующей корректировки. Такая деятельность станет более эффективна, если будет иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей действующих детских общественных объединений и социального движения региона в целом.

Библиографический список

1. Битянова М.Р Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

2. Газман О.С. Свобода и саморазвитие как педагогические категории // Новые ценности образования. - Вып. 2. - М., 1995. - С. 39-44.

3. ЗахароваЖ.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 428 с.

4. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка: практико-ориентирован-ная монография для школьных психологов и социальных педагогов. - Вологда: Легия, 2009. - 226 с.

5. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. - Вып. 3. - М., 1995. - С. 54-57.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.

7. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций // Ярославский педагогический вестник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vestnik.vspu.org (дата обращения 03.06.2011).

8. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №> 1. - С. 3-5.

9. Ромайкин В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 221 с.

10. Эльканова П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростка (На примере Заполярья): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.

11. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Дис. ... д-ра пед. наук. -Кострома, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.