СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 37.013
Рудко Анастасия Марсовна
Вологодский государственный педагогический университет
О ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В статье раскрывается понятие «педагогическое сопровождение детского общественного объединения»; рассматриваются компоненты данного процесса: субъекты, цели, задачи, содержание, средства. В качестве средств рассматриваются научно-методическое обеспечение и педагогическая компетентность руководителей детских общественных объединений.
Ключевые слова: детские общественные объединения, педагогическое сопровождение, научно-методическое обеспечение, педагогическая компетентность руководителей.
В научной литературе все чаще встречается понятие «сопровождение» в сочетании с определениями «педагогическое», «психолого-педагогическое», «социально-педагогическое», суть которых рассматривается достаточно широко: это и концептуальные идеи, и деятельность социальных институтов, и реализация программ по решению конкретных практических проблем детей и взрослых.
Обратившись к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, мы увидим, что слово «сопровождение» толкуется как «то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие», образовано от глагола «сопровождать - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Приставка «со-» служит для образования слов, означая общее участие в чем-нибудь, совместность (например, событие, соучастие, соуправление, содействие, сопереживание и т.п.) [6, с. 739, 749]. Таким образом, само значение слова задает основные направления научной мысли.
В современных исследованиях наблюдается тенденция перенесения внимания ученых на конкретные аспекты процесса педагогического сопровождения:
- сопровождение явления, к примеру, детского лидерства (А.Л. Уманский);
- сопровождение процесса, к примеру, деятельности детских и молодежных организаций (М.И. Рожков);
- сопровождение субъекта (А.В. Мудрик, Ж.А. Захарова, М.Р Битянова, П.А. Эльканова и др.)
М.Р. Битянова в своей работе одной из первых представила системное понимание «сопровож-
дения», определяя его как метод и идеологию -«парадигму сопровождения», и выделила следующие принципы психолого-педагогического сопровождения: следование за естественным развитием ребенка и опора на те личностные достижения, которые реально у него есть; создание условий для максимального личностного развития ребенка в рамках объективно данной социальной и образовательной среды. Она также рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога и как технологию психолого-педагогической работы в школе [1].
А.В. Мудрик рассматривает педагогическое сопровождение как деятельность педагога, направленную на приобщение подростка к социальнокультурным и нравственным ценностям [5].
П.А. Эльканова также понимает сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на создание предметного пространства, необходимого для самореализации и саморазвития личности подростка [10].
М.И. Рожков говорит о диалектической связи воспитания и социально-педагогического сопровождения, так если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения. Именно сопровождение приобретает все более значимую роль в формировании новообразований личности ребенка, так как, включая в себя поддержку и помощь, предполагает не решение проблем за детей, а стимулирование их
© Рудко А.М., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
257
самостоятельности в решении своих возникающих проблем [7].
Ж.А. Захарова определяет социально-педагогическое сопровождение как систему взаимосвязанных целей, задач, субъектов, направлений деятельности, технологий содействия взрослым и детям в предупреждении и преодолении жизненных трудностей; как особый вид практики, основывающийся на помогающих действиях субъекту в формировании ориентационного поля развития и жизнедеятельности [3].
В.Ю. Ромайкин рассматривает сопровождение как комплекс целенаправленных психологопедагогических действий, которые включают ребенка в различные события и стимулируют развитие его личности с помощью рефлексии [9].
А.Л. Уманский, изучая педагогическое сопровождение детского лидерства, рассматривает его как процесс взаимодействия педагогов с группой детей с целью оказания помощи каждому ребенку в реализации его лидерского потенциала. Исследователь предлагает технологию педагогического сопровождения детского лидерства, обеспечивающую создание условий, при которых проявление имеющихся у ребенка лидерских качеств будет максимально эффективным.
Концептуальной основой педагогического сопровождения детского лидерства, по А.Л. Уман-скому, является рефлексивно-деятельностный подход, который заключается в рефлексивном осмыслении разнообразной деятельности, отвечающей интересам и потребностям детей и соответствующей их возможностям [11].
Необходимо также сказать о понятии «педагогическая поддержка», которое в значительной степени пересекается с понятием «педагогическое сопровождение». В подходах одних авторов они сближаются и становятся синонимичными, в других - «сопровождение» трактуется как более широкое понятие, которое интегрирует оба понятия.
Теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, О.С. Г азман отмечает, что суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть трудности, опираясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая внутреннюю потребность в успешности собственной деятельности [2].
Ф.И. Кевля рассматривает поддержку как процесс, при котором взрослый сосредотачивается
на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помогает ему избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. Под педагогической поддержкой автор понимает профессиональную деятельность педагогов по оказанию предупреждающей и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, школьными успехами [4]. Таким образом, в растущей личности поддерживается позитивная направленность, положительная осознанность себя, своего жизненного и профессионального самоопределения, стремление к самостоятельным действиям.
Анализ результатов исследований педагогического сопровождения показывает, что это явление рассматривается как система педагогических действий, как педагогическая технология, как средство и условие, как профессиональная деятельность педагога.
В настоящее время понятию «сопровождение» уделяется повышенное внимание, но проблема педагогического сопровождения организации и деятельности детских общественных объединений остается недостаточно изученной.
В этой связи предметом нашего исследования является педагогическое сопровождение детских общественных объединений, которое мы понимаем как целостный педагогический процесс, имеющий характерные особенности: свои субъекты, цели, задачи, функции, содержание, средства, результаты. Добровольность и самодеятельность, опыт новых социальных отношений и социального творчества, возможность изменить свой социальный статус и обогатить мировоззрение - вот основные возможности, которые предоставляются ребенку и делают детские общественные объединения уникальным общественным институтом.
Естественная потребность подростков - стремиться к объединению с другими детьми. Детские объединения могут и должны дать каждому ребенку опыт самоопределения как уникальной личности и как члена общества, опыт реализации своего потенциала в социально приемлемых формах и умения строить человеческие отношения.
Исходя из вышеизложенного, руководителю детского общественного объединения необходимо сегодня строить свою работу на сочетании следующих подходов: учета интересов и потребностей детей, входящих в детское общественное
объединение, и управления социально-педагогическими возможностями детского общественного объединения.
Мы разделяем позицию М.И. Рожкова [7; 8], который определяет цель педагогического сопровождения детских и молодежных общественных организаций и объединений как поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, в преодолении организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания. Такое сопровождение предполагает решение следующих задач:
- информационной (информирование подростков, их родителей и педагогов о существующих общественных объединениях и их роли в социальной структуре общества);
- организационной (помощь в решении организационных проблем объединений и знакомство с технологией организаторской деятельности);
- координационной (обеспечение взаимодействия общественных объединений с другими социальными институтами в целях социальной защиты детей и реализации их прав).
Необходимо выделить два уровня педагогического сопровождения детских общественных объединений:
- организационный, на котором рассматриваются вопросы предупреждения или решения проблем детского общественного объединения в целом;
- личностный, ориентированный на помощь в решении проблем конкретного участника детского общественного объединения, на поддержку в построении им своих социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром.
Педагогическое сопровождение в нашем исследовании направлено на поддержку каждого субъекта этого процесса, к которым на организационном уровне мы относим:
- детские общественные объединения (к примеру, Вологодская областная детская общественная организация «Содружество»);
- специальные учреждения и организации, которые занимаются данными вопросами (к примеру, Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО» (г. Москва), Вологодский областной молодежный центр «Содружество» (г. Вологда);
- органы власти, занимающиеся проблемами детского движения (к примеру, Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области, Департамент образования Вологодской области).
К субъектам педагогического сопровождения на личностном уровне мы относим:
- детей, участников детского общественного объединения;
- их родителей, представителей народной педагогики;
- взрослых (руководителей объединений, специалистов по работе с молодежью, педагогов-волонтеров - членов педагогических отрядов).
Как средство педагогического сопровождения детских общественных объединений мы рассматриваем его научно-методическое обеспечение и педагогическую компетентность руководителей детских общественных объединений.
Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений предусматривает профессиональная деятельность специалиста, следовательно, одним из компонентов этого процесса является педагогическая компетентность руководителей детских общественных объединений, педагогов-волонтеров, специалистов по работе с молодежью, организаторов областных проектов и программ деятельности детских общественных объединений.
В содержание педагогической компетентности входят педагогическое управление; педагогическое мастерство; готовность к реализации педагогического потенциала детских общественных объединений; подготовка по вопросам формирования гуманистического мировоззрения участников объединения. Педагогическая компетентность предполагает постоянный анализ руководителем своей работы, осмысление процесса и результатов работы общественного объединения.
Научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения детских общественных объединений представляет собой оснащение деятельности детского общественного объединения необходимыми методическими средствами и информацией, которые делают оптимальным осуществление их деятельности; приводят к запланированным воспитательным результатам и предполагаемым воспитательным эффектам; устраняют возможные затруднения у взрослых и детей; основаны на научных принципах воспи-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
259
тания, учитывают возрастные особенности и возможности участников объединения.
Как показывает наше исследование научнометодическое обеспечение должно включать следующие виды деятельности:
- методическое руководство (в т.ч. разработку вариативных программ деятельности детских общественных объединений, планов по их реализации; координацию соответствующей деятельности; мотивацию к участию руководителей и лидеров детских общественных объединений; включение их в совместную деятельность и субъект-субъектные отношения в контексте реализуемых программ и проектов);
- создание отлаженной системы обучающих занятий, семинаров, тематических консультаций руководителей и лидеров детских общественных объединений по вопросам деятельности и развития объединений;
- разработку полного цикла реализации различных форм и методов организации деятельности;
- создание методической продукции (к примеру, типовых организационных документов; сборников содержательных программ деятельности и развития объединений; сборников игр и песен, описаний воспитательных дел и рекомендаций; картотек и каталогов).
Подводя итог вышеизложенному, обобщим: педагогическое сопровождение детских общественных объединений - важный фактор эффективной реализации их социально-педагогического потенциала. Педагогическое сопровождение как непрерывный процесс требует периодического анализа, определения достигнутого качественного уровня, а также соответствующей корректировки. Такая деятельность станет более эффективна, если будет иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей действующих детских общественных объединений и социального движения региона в целом.
Библиографический список
1. Битянова М.Р Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
2. Газман О.С. Свобода и саморазвитие как педагогические категории // Новые ценности образования. - Вып. 2. - М., 1995. - С. 39-44.
3. ЗахароваЖ.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 428 с.
4. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка: практико-ориентирован-ная монография для школьных психологов и социальных педагогов. - Вологда: Легия, 2009. - 226 с.
5. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. - Вып. 3. - М., 1995. - С. 54-57.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.
7. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций // Ярославский педагогический вестник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vestnik.vspu.org (дата обращения 03.06.2011).
8. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №> 1. - С. 3-5.
9. Ромайкин В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 221 с.
10. Эльканова П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростка (На примере Заполярья): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.
11. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Дис. ... д-ра пед. наук. -Кострома, 2004.