Научная статья на тему 'Вопросы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на этапе предпрофильной подготовки школьников'

Вопросы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на этапе предпрофильной подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ / ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELECTION OF TRAINING PROFILE / IN-SCHOOL INTERACTION / PSYCHOLOGICPEDAGOGICAL CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы психолого-педагогического сопровождения выпускников основной школы, определяются сложности внутришкольного взаимодействия на данном этапе. Представлена схема организации психолого-педагогического консилиума по комплектованию профильных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of psychological-pedagogic followthrough of leavers of secondary school are considered in CONTENT the article; the difficulties of in-school interaction on this stage are defined. The scheme of organization of psychological-pedagogic conference on collecting sets of profile classes is presented.

Текст научной работы на тему «Вопросы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на этапе предпрофильной подготовки школьников»

свои достижения, умение работать в команде, одним словом, идти в ногу со временем.

Библиографический список

1. Багузина Е.И. Веб-квест как современная форма промежуточного и итогового контроля при обучении иностранному языку // ГОУ ВПО «ГУУ» Вестник Университета. - 2009. - №2 1. - С. 121-129.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение

Правительства РФ .№1756 от 29 декабря 2001 г. // Бюллетень Минобразования. - 2002. - N° 2. - С. 231.

3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. -2009. - №° 2. - С. 8-16.

4. Якушина Е. Образовательные Интернет-ресурсы в учебном процессе // Народное образование. - 2005. - №° 7. - С. 133-139.

УДК 371

Беляева Ольга Алексеевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются проблемы психолого-педагогического сопровождения выпускников основной школы, определяются сложности внутришкольного взаимодействия на данном этапе. Представлена схема организации психолого-педагогического консилиума по комплектованию профильных классов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профиля обучения, внутришкольное взаимодействие, психолого-педагогический консилиум.

Реализация программ психолого-педаго-гического сопровождения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения была начата с 2004 г. Однако, до настоящего времени остаются нерешенными вопросы, касающиеся многих аспектов ранней профилизации: методическое обеспечение программ допредпрофильного развития и предпрофильной подготовки школьников, определение четких критериев профильной дифференциации, разработки целостной модели психологического сопровождения развития личности в процессе профильного обучения, осуществление координации усилий субъектов учебновоспитательного процесса в решении задач профессионального самоопределения школьников. Мониторинговые исследования различных аспектов, касающихся профессионального самоопределения подростков, за эти годы отражают большие проблемы и отсутствие значимых изменений в степени готовности выпускников к осуществлению профессионального и образовательного выборов.

В статье обосновывается тезис о том, что основные проблемы профильной ориентации будут решаться эффективнее, если вопрос о выбо-

ре направления обучения будет расцениваться как полисубъектный, а решение будет приниматься с учетом мнений различных сторон (учащихся, педагогов, родителей). Автором определяются возможные варианты обеспечения внут-ришкольного взаимодействия на этапе определения школьниками собственного профессионально-образовательного направления, представляется обобщенная модель психолого-педагогичес-кого консилиума как коллегиального органа по принятию решения о выборе профиля обучения выпускниками основной школы.

Современный рынок труда отличается высокой динамикой, неравномерностью соотношения спроса и предложения рабочей силы, повышенными запросами к субъекту профессиональной деятельности. Подготовленными к необходимости ориентации в подобной ситуации должны быть уже выпускники современной школы. Ответом системы образования на подобные запросы общества стало введение в средней школе предпро-фильной подготовки и профильного обучения школьников. В нормативно-правовых документах, регулирующих организацию профильного обучения, как основное требование выдвигается необходимость переориентации образования на

развитие личности каждого школьника, успешную социализацию и активную адаптацию выпускников на рынке труда. Профильное обучение в данном отношении есть одна из форм доп-рофессиональной подготовки в условиях образовательного учреждения, способствующая профессиональному самоопределению учащихся.

Реализация идеи профилизации старшей школы ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления дальнейшего обучения. Для решения подобных задач необходима организация психолого-педагогической, консультативной помощи школьникам, основная часть которой реализуется на этапе предпрофильной подготовки в 8-9 классах. Приказ Минобразования России от 26.06.2003 .№2757 определяет предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования и проектированию продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Работа эта направлена на формирование у школьников умения объективно оценивать свои способности к обучению и осуществлять выбор направления получения обра-

зования и профиля обучения в старших классах школы, а также должна положительно отражаться на формировании учебной мотивации и готовности старшеклассников прикладывать усилия для получения образования по избранному профилю. На настоящий момент совместная деятельность всех заинтересованных специалистов с учащимися в рамках данного этапа определяется как профильная ориентация, ориентированная в целом на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом [7, с. 80].

Данные мониторинговых исследований [3; 4; 12; 16] отражают серьезные проблемы и отсутствие значимых изменений в степени готовности выпускников к осуществлению профессионального и образовательного выборов. По результатам наших собственных наблюдений за девятиклассниками Заволжского района г. Ярославля в течение 2006-2009 гг. в среднем лишь у 10% на момент окончания основной школы можно диагностировать высокий уровень готовности к выбору профессии, характеризующийся четкой определенностью профессионально-образовательных планов. В разные годы от 19 до 35% выпускников характеризуются низким уровнем готовности к совершению профессионального выбора, что связано неадекватностью оценки собственного образовательного и в целом личностного потенциала, неумением анализировать су-

Рис. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на этапе предпрофильной подготовки

ществующие способности и возможности, избеганием самостоятельного принятия решения и подверженности чужому мнению

Ситуация окончания основной школы может быть определена как специфичная социальная ситуация развития, активно включающая старшеклассников в процесс профессионализации, т.е. в процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течение всей профессиональной жизни человека [11]. В качестве конкретной цели рассматриваемого жизненного этапа выдвигается разрешение вопроса о дальнейшем образовательном пути личности, потому реализуемая система психолого-педагогического сопровождения этапа предпрофильной подготовки должна предложить программу, в первую очередь, ориентированную на создание социально-психологических условий для реализации этих задач. Нами проанализированы ряд опубликованных и рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях программ психолого-пе-дагогического сопровождения девятиклассников. На настоящий момент обобщенная схема может выглядеть следующим образом (см. рис.).

Стоит подчеркнуть, что настоящие программы с достаточной обоснованностью представляют основные направления работы со школьниками, четко соотносящиеся с традиционными направлениями деятельности педагога-психолога. Однако, полноценная реализация этапа подготовки школьников к определению собственного профессионально-образовательного маршрута невозможна силами одного специалиста (психолога, педагога, профконсультанта), процесс требует консолидации усилий всех субъектов учебновоспитательного процесса, способных оказать значимую помощь и поддержку выпускнику основной школы в осуществлении его центральных жизненных выборов.

Профессиональное самоопределение - процесс длительный, сложный, предполагающий значительные личностные изменения субъекта самоопределения. Он представляется полисубъек-тным, а исключительно самостоятельное принятие решения обучающимся о будущей профессиональной деятельности и направлении дальнейшего образования - ситуация практически невозможная в силу ограниченного жизненного опыта, недостаточного уровня сформированности навыков рефлексии и целеполагания. Признавая

профессиональное самоопределение, системообразующим центром всей совокупности возможных самоопределений подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина, считаем крайне необходимым на всех этапах самоопределения обеспечить выход на людей, способных оказать ребенку поддержку в этот непростой жизненный период.

О существовании проблем, связанных с трудностями взаимодействия взрослых участников образовательного процесса по вопросу поддержки ребенка в процессе его самоопределения говорят многие авторы [1; 3; 4; 5; 17]. Оценка лишь некоторых аспектов реальной ситуации в основной школе, по данным наших опросов, дает следующую картину: всего 37% опрошенных учащихся 9-х классов обсуждали выбор дальнейшего направления обучения и возможные профессиональные перспективы с педагогами; только 12% считают необходимым на этапе выбора профессии получить консультацию врача (в основном, это юноши, ориентированные на военные специальности и спорт). 82% выпускников уверены, что родители обязательно помогут им в выборе направления обучения, устройстве на учебу и работу. Однако, сами родители, согласно их опросу, испытывают значительные затруднения в принятии подобных решений: 58% из них не знают, какой профиль обучения рекомендовать собственному ребенку; для 37% опрошенных профиль обучения ребенка в старшей школе не связан с предполагаемым будущим профессиональным выбором. В итоге, в 26% семей, где ребенок оканчивает основную школу, проявляются существенные разногласия из-за несовпадения мнения подростка и родителей относительно предпочитаемого профиля обучения. Влияя на общую тревожность, неуверенность обучающегося на этапе предварительного самоопределения, эта ситуация затрудняет в дальнейшем период адаптации в старшей школе или профессиональном учебном заведении, провоцирует неудовлетворенность процессом и результатами учебы, сказывается и на характере дальнейшего вхождении в профессиональную деятельность.

Разрешение данной проблемы требует ряда последовательных шагов. Анализируя предлагаемые в рамках опубликованных программ варианты внутришкольного взаимодействия по обозначенному вопросу, отметим следующее. Систему информирования различных субъектов

учебно-воспитательного процесса по значимым направлениям психологического просвещения практически на всех этапах предпрофильной подготовки можно признать четко простроенной. Диагностическая работа с педагогами и родителями является мало проработанным вопросом. С родителями она проводится лишь на пропедевтическом этапе в рамках изучения запросов относительно предлагаемых форм работы школы или в режиме индивидуальных консультаций по проблемам поддержки ребенка на этапе профессионального самоопределения. Учителя в ряде программ привлекаются как эксперты при оценке степени предметной подготовленности ребенка к освоению профилирующих учебных дисциплин [1; 12]. Коррекционно-развивающее направление, в абсолютном большинстве случаев, рассматривается лишь в рамках индивидуальной консультативной работы с родителями подростка.

В практической деятельности выстроить равноправный диалог различных субъектов учебновоспитательного процесса становится далеко непросто в силу различных факторов, а потому настолько значимым становится вопрос о разработке по-возможности четких, экономичных, результативных форм внутришкольного взаимодействия по вопросу выбора учащимся профиля обучения. Т.М. Ковалева [8] отмечает, что все традиционные для школ направления работы лишь задают ситуацию выбора для школьника, но остается неясным, каким образом и когда - в каком «месте» школьного пространства - непосредственно осуществляется школьником выбор и самоопределение относительно сначала его образовательного, а затем профессионального будущего, как осуществляется поиск оснований этого выбора, с кем происходит обсуждение результатов и анализ последствий того или иного выбора.

Мы считаем, что в арсенале форм работы образовательного учреждения существуют варианты, способные содействовать разрешению складывающихся противоречий. Одной из форм организации равноправного сотрудничества психолога, педагогов, медиков традиционно стали психолого-педагогические консилиумы. М.Р. Би-тянова [2] подчеркивает, что консилиум позволяет организовать целостное сопровождение школьников, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех взрослых. На настоящее время в литературе и нормативно-правовых документах разработаны схемы консилиумов, зат-

рагивающих вопросы адаптации к различным ступеням обучения, оценки справляемости обучающихся с учебной нагрузкой, определения необходимости коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими специальные образовательные потребности [2; 13], но нет описания возможной модели сотрудничества специалистов на этапах окончания подростком школы и определения возможного направления его дальнейшего обучения, хотя и в этот момент, крайне необходима организация подобной совместной поддержки выпускника.

В своей работе мы разрабатываем схему организации психолого-педагогического консилиума по комплектованию профильных классов. Именно в рамках консилиума, работа которого выстраивается в контексте теории принятия решений, как метод коллективной работы экспертной группы, есть, с нашей точки зрения, возможность проработки всего комплекса факторов, определяющих образовательный выбор выпускника основной школы, а также составления для каждого ученика варианта индивидуального образовательного маршрута.

Тематика профессиональной ориентации старшеклассников традиционно рассматривается как одно из направлений ежегодного анализа деятельности педагогического коллектива. Таким образом, логично признать, что психолого-педа-гогический консилиум по вопросу комплектования профильных классов (групп) старшей школы должен являться плановым и организовываться по окончании диагностического и профильно-ориентирующего этапа блока психологического сопровождения предпрофильной подготовки. Круг участников консилиума может варьироваться в зависимости от специфики ситуации образовательного учреждения, однако, необходимо понимать, что определяющим фактором в профильном выборе старшеклассника становится мнение тех людей, с которыми он чаще общается. Потому является целесообразным участие следующих лиц: заместителя директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе; педагога-психолога; классного руководителя; учителей-предметников, ведущих преподавание профильных дисциплин (как выпускающих класс, так и принимающих его в старшей школе); родителей; учащихся; социального педагога; медицинского работника (при необходимости).

Целью данного консилиума становится обеспечение адекватного выбора старшеклассником

профилирующего направления обучения по окончании основной школы. Данный консилиум выполняет две центральные функции:

1. Диагностическая: предполагает своевременную диагностику индивидуальных особенностей и профессионально-образовательной направленности обучающегося, выявление потенциальных возможностей его личностного развития.

2. Методическая (консультационная): связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебновоспитательного процесса с учетом построения индивидуальной образовательной траектории выпускника основной школы. Определяются пути психолого-педагогического сопровождения ребенка, группы детей, класса, параллели; вырабатываются согласованные решения по определению приоритетных профильно-образовательных направлений для выпускников основной школы; решаются вопросы о необходимости и основных направлениях коррекционно-развивающей работы педагогов и психолога на этапе завершения обучения ребенка в основной школе, сдачи экзаменов и поступления в старшую школу.

Работа консилиума подразумевает три обязательных этапа:

Этап подготовки: осуществляется в рамках метода получения индивидуального мнения участников консилиума. По результатам заочного опроса всех участников независимо друг от друга и последующей обработки данных к консилиуму готовятся обобщенные аналитические материалы, представленные в регламентированной форме.

Этап обсуждения: очный этап деятельности, выстроенный как собрание, идущее по фиксированному регламенту. Процедура его требует определенной последовательности в заслушивании мнений специалистов и строго выдержанной схемы обсуждения и вынесения решений (рекомендаций) консилиума.

Этап реализации: предполагает ряд консультативных мероприятий по оказанию помощи ребенку, его семье, педагогам в разрешении возможных конфликтных ситуаций на этапе окончания основной школы и в период адаптации к новой ситуации обучения, диагностику запроса на обучение в профильной школе, разработку оснований для уровневой дифференциации обучения в старшем звене (профильный и общеобразовательный уровень), осуществление стратегии психолого-педагогического сопровождения инди-

видуального образовательного маршрута старшеклассника.

Мы считаем, что подобный психолого-педа-гогический консилиум может помочь в объединении усилий различных субъектов учебно-воспитательного процесса и стать логичным завершением этапа предпрофильной подготовки в рамках основного общего образования. Он может способствовать определению пути целенаправленного продвижения ученика к сфере его будущей профессиональной деятельности, обеспечить для этого комплекс педагогических условий, ориентированных на формирование у школьника ключевых образовательных компетентностей с учетом его познавательных возможностей, профессиональных намерений и перспектив.

Библиографический список

1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В. Афанасьевой. - СПб.: Речь, 2007. - 366 с.

2. БитяноваМ.Р Взаимодействие специалистов школы в постановке и решении задач развития учащихся. // http://upk. 1 september.ru/ artiklef php?ID=200602311.

3. Брылева Т.Г. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального самоопределения старшеклассников в лицее: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

4. Власова Ю.Ю. Соколова Е.Н. Основные результаты мониторинга реализации содержания и форм организации профильного обучения на старшей ступени общего образования в субъектах Российской Федерации в 2007 г. // Профильная школа. - 2008. - J№ 1. - С. 10-12.

5. Голикова О.Г. Педагогический консилиум «Преемственность в обучении учащихся II и III ступеней» // http://festinger/ 1 september/ru/ artikles/508256/

6. Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения: Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. - СПб.: КАРО, 2006. - 112 с.

7. Демина Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Профильная школа. - 2006. -№ 1. - С. 45-46.

8. Ковалева Т.М. Старшая школа: тьюторское

сопровождение профильного обучения // http:// www.thetutor.ru/7about/neus_009.html

9. Немова Н.В. Построение современной системы профильного обучения: подходы и идеология // Энциклопедия административной работы в школе. - 2005. - Вып. 4.

10. Пронина И.Н. Взаимодействие школы и семьи как ресурс профильного обучения // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - № 50. - С. 65-70.

11. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. -Ярославль: Канцлер, 2008. - 200 с.

12. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005. - 124 с.

13. Родионов В.А., Кардашина О.В., Кирилина Т.Ю. Психолог и педагог: эффективное взаимодействие в учебном процессе. Методические рекомендации по организации работы школьно-

го психолога с педагогами. - М.: НОУ «Школа Премьер», 2000. - 69 с.

14. Родичев Н.Ф. Профильная ориентация школьников - смыслообразующий элемент пред-профильной подготовки // Профильная школа. -2003. - №2. - С. 20-23.

15. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: Учеб.-метод. пособие. - М.: Глобус, 2006. - 256 с.

16. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда / Научный ред. Е.В. Ткаченко. - М.: РИП-КО, 1995. - 92 с.

17. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: «Академия», 2005. - 128 с.

УДК 378

Горбунов Владимир Николаевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Данная статья посвящена сравнительному анализу деятельности преподавателя и менеджера. Рассматривается вопрос об отличающейся по содержанию, но схожей по видам деятельности педагога и менеджера.

Ключевые слова: технологическая компетентность, профессиональные качества педагога, профессиональные качества менеджера, самоменеджмент.

Хорошо известно, что одни люди успешнее справляются с разными видами де. ятельности, а другие нет, что темп овладения деятельностью у разных людей может быть различным. Обычно это объясняют наличием различных способностей. В соответствии с концепцией А.К. Марковой, профессиональная компетентность всегда включает специальную, социальную, личностную, индивидуальную и технологическую компетентность [5].

При этом мы согласны с Н.Н. Никитиной, утверждающей, что «своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности» [6]. Иначе говоря, педагог не может быть только специалистом узкого профиля, успех в его работе в значительной мере связан с развитием об-

щей компетентности. В это же время понятно, что преподавателю необходимо, прежде всего, владение знаниями, которые он передает студентам, психологическими знаниями, педагогическими знаниями, умениями и навыками. Исходя из особенностей педагогической профессии (передача знаний при непосредственном общении) особое значение приобретает наличие у педагога ряда психологических качеств: наблюдательности, распределенности и переключаемости внимания, выдержки, настойчивости. Преподаватель обязан постоянно контролировать свое поведение и управлять им [9].

Важным фактором компетентности учителя, по мнению А.М. Ахмедовой, является профессиональная креативность, включающая в себя: вычленение факта или явления и его обособление от других; раскрытие содержания и роли каждого элемента; демонстрация связи данного эле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.