ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сапа Александр Валерьевич
Заместитель директора по УВР МАОУ Тисульская СОШ № 1 e-mail: aleksandr-sapa@yandex.ru п.Тисуль, Кемеровская область
J ^
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ВНУТРИШКОЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Л___________________________________________г
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - педагогическому сопровождению профильного обучения. На основе опыта реализации внутришкольной модели профильного обучения автор рассматривает прежде всего составляющие информационного сопровождения профильного обучения на трёх уровнях: на уровне родителя, ученика и педагога.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассника, профессиональное самоопределение школьника, личностная зрелость, социальная зрелость, образовательно-профессиональный маршрут, информационное сопровождение профильного обучения, информационно-профориентационная работа с учениками, информационная поддержка.
Общеизвестно, что одна из главных задач профильного обучения - максимальный учёт интересов, склонностей и способностей учащихся, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. А главный показатель, свидетельствующий о реализации целей профильного обучения,- готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению и зрелость в выборе способа его получения после школы.
В. Н. Максимова, один из авторов современной концепции школьного образования, считает, что выпускник основной школы достигает личностной зрелости как готовности к осмысленному и ответственному выбору дальнейшего образовательного маршрута и образования в средней школе; а выпускник средней школы достигает социальной зрелости как готовности к жизненному (личностному и профессиональному) самоопределению. Таким образом, ключевым понятием профильного обучения - его смысловой и результативной составляющей - является самоопределение старшеклассника, т.е. самой актуальной задачей современной школы должна стать всемерная помощь ученику в осознанном выборе своего места в системе социальных отношений, формировании потребности в самоопределении, прежде всего в профессиональном.
Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования готовности человека самостоятельно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего образовательного профессионального маршрута.
Профильное обучение и первый его этап - предпрофильная подготовка - и призваны помочь уче-
нику найти своё место в жизни, т.е. помочь самоопределиться - знать чёткие ответы на три главных вопроса: кем я хочу стать в этой жизни и почему, могу ли я выбрать именно этот путь, что и как для этого мне необходимо сделать. Естественно, что ответить на эти вопросы без помощи взрослых ребёнок не может. Поэтому необходима система работы, которую сейчас принято называть «педагогическим сопровождением самоопределения школьников». По мнению С. Н. Чистяковой, «педагогическое сопровождение самоопределения школьника» - это «особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждении в ней».
Существует несколько тактик педагогического сопровождения: опека, защита (педагогическая адвокатура); наставничество; помощь; содействие и взаимодействие.
Составляющими педагогической поддержки самоопределения школьников, по нашему мнению, являются следующие элементы:
• Профессиональная ориентация в 8-11 классах.
• Профильная ориентация в 8-9 классах.
• Психологическое сопровождение профильного обучения.
• Элективные курсы в 9-11 классах.
• Профильные учебные предметы.
• Обширная информационная работа.
С. Н. Чистякова и Н. Ф. Родичев, говоря о сопровождении самоопределения школьников, выделяют средства обеспечения готовности школьников
22
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута. К ним они относят:
• Профориентационные элективные курсы («Твоя профессиональная карьера», «Слагаемые профиля обучения и траектории дальнейшего образования» в 8-9 классах, «Технология профессионального успеха» в 10-11 классах).
• Предметные и надпредметные элективные курсы.
• Использование проектных технологий.
• Использование возможностей библиотек, медиатек, ресурсов сети Интернет.
• Портфолио.
• Диагностико-консультативную помощь обучающимся (использование карточных профориентационных игр, эвристических методов, таблиц принятия решений и т. п.).
• Профильные и профессиональные пробы.
• Социальные и учебные практики.
• Социальное партнёрство.
• Психологическое консультирование и психодиагностику.
Большая часть этих средств уже несколько лет успешно применяется и в нашей школе.
Опыт работы показывает, что при всём многообразии средств педагогического сопровождения самоопределения школьников, центральным направлением работы старшей школы должно стать информационное сопровождение профильного обучения, которое охватывает всех участников воспитательно-образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.
В первую очередь большое внимание уделяется информационной поддержке педагогов, работающих в профильных классах. Наша позиция в работе с педагогами проста: увлечь их грядущими изменениями, помочь усвоить, понять и принять ведущие идеи профильного обучения, а затем - научить, как эти идеи претворить в жизнь. Без информированного и замо-тивированного педагога любая идея будет обречена на провал!
Что для этого было сделано?
• Создана обширная информационная база для осуществления профильного обучения: оформлены папки, создана электронная база данных, собран обширный банк презентаций по теме, приобретены сборники программ элективных курсов, курсов по выбору, программ и учебников по профильным предметам...
• Успешно отработали проблемные группы педагогов «Предпрофильное и профильное обучение», «Ком-петентностный подход в обучении», «Формирование критического мышления», «Портфолио - папка индивидуальных достижений обучающихся».
• Ежегодно, сменяя или дополняя друг друга, работают проблемные группы классных руководителей 8-9 классов «Предпрофильная подготовка - выбор своего пути», «Психолого-педагогическая диагностика в предпрофильном обучении», «Портфолио» - папка достижений школьника», «Профориентационные стратегии и продуктивные формы профориентационной работы».
• Проведены школьные миникурсы по проблемам ком-петентностного подхода в обучении старшеклассников: «Пути формирования у учащихся компетентностей», «Формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования», «Включение в учебный процесс различных форм проектной деятельности».
• Подготовлены методические рекомендации по преподаванию профильных предметов.
• Проведены семинары-практикумы по теме «Содержание компонента образовательного учреждения в профильных классах (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность учащихся) «
• Постоянно проводятся индивидуальные консультации с педагогами, работающими в профильных классах
• С 1 сентября 2009 года работает школьное методическое объединение учителей, работающих в профильных классах «Технологии и методы профильного обучения» (проекты, дебаты, исследовательская деятельность и др.).
Обученные педагоги смогли смело взяться за реализацию идей предпрофильной подготовки и профильного обучения. И как мы, администрация школы, убеждали и обучали учителей, так теперь они вместе с нами должны были донести эти идеи до родителей.
Информационная поддержка родителей осуществлялась и осуществляется в трёх направлениях: на классных и общешкольных родительских собраниях, на выездных встречах с девятиклассниками и их родителями в основных школах сети и на днях открытых дверей для девятиклассников и их родителей школ сети. Стали традиционными родительские собрания для потенциальных и реальных участников профильного обучения:
• в 8 классах - «Задачи и составляющие предпрофильной подготовки»;
• в 9 классах - «Твой образовательно-профессиональный маршрут», «Профиль. Образование. Карьера», «Учебные заведения НПО и СПО Кузбасса», «Самые востребованные профессии региона»;
• в 10-11 классах - «Современное состояние на рынке труда и выбор профессии».
Профильное обучение функционирует как открытая система: обширный материал для родителей, заинтересованной общественности, обучающихся представлен и на сайте школы, где выложены все материалы о профильном обучении в школе. Вопросы профильного обучения постоянно находятся в поле зрения Управляющего совета школы.
Если о сути профильного обучения информированы родители и педагоги, то процесс информационного сопровождения профильной и профессиональной ориентации обучающихся пойдёт проще, т.к. есть два надёжных помощника.
Информационно-профориентационная работа
с учениками проводится под руководством заместителя директора по УВР, курирующего организацию профильного обучения. Информационное сопровождение профильной ориентации обучающихся осуществляется в основном в 8-9 классах:
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
23
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1. Выпуск информационных бюллетеней об открывающихся профилях в предстоящем учебном году и распространение их в школах образовательной сети.
2. Размещение информации о профилях обучения и образовательной карте района, г. Мариинска, п.Тя-жин на сайте школы.
3. Цикл классных часов «Твой образовательный маршрут», которые проводятся не классными руководителями, а заместителем директора по УВР, курирующим профильное обучение (4 классных часа в 8 классе и 6 классных часов в 9 классах). Здесь рассказывается о различных сторонах той или иной профессии, представляется профессиональный мир в конкретно-наглядной форме, а также показывается связь между профессиями и профилями обучения. Цель этого направления - создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
4. Информирование учащихся и родителей о профессиях, востребованных в настоящее время на рынке труда через выпуск информационных бюллетеней и встречи с представителями Центра занятости.
5. Работа сменных стендов «Выбирая профиль, выбираем профессию», «Профиль. ЕГЭ. Карьера», «Образовательная карта Сибири», выставки «Куда пойти учиться», выпуск бюллетеней по учебным заве-
дениям Кузбасса и самым востребованным профессиям области.
6. Презентация профилей обучения и элективных курсов на общешкольном КТД «Профильный аукцион».
7. Ведение курсов по выбору «Твоя профессиональная карьера» и «Слагаемые профессионального успеха».
8. Диагностические процедуры по изучению интересов и склонностей 8-9-классников в рамках психологического практикума «Мой выбор», с использованием методик Л. Я. Ясюковой, С. Н. Чистяковой и Г. Резапкиной, активизирующих и ценностно-смысловых опросников Н. С. Пряжникова.
9. Систематическое проведение анкеты «Мой выбор» в 9, 11 классах в течение всего года с целью постоянного уточнения планируемого образовательного маршрута выпускника и выбора профиля обучения.
Информационное сопровождение обучающихся осуществляется на основе «Регламента организации профессиональной и профильной ориентации в МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школе № 1». Здесь в том числе есть и раздел «Оценка состояния готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению», в котором прописаны критерии и показатели, выявляемые на этапах предпрофильного и профильного обучения (табл.1).
Таблица 1
Критерии Показатель
9 класс 10-11 классы
Когнитивный 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений. 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимость профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности, общих и специальных профессионально важных качеств 4. Знание своих интересов, склонностей.
Мотивацион- но-ценностный 1. Заинтересованность в получении знаний. 2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем. 3. Осознанная мотивация к профильному обучению как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности. 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями. 5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. 1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка профессионально важных качеств.
Деятельност- 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально ориентированных целей.
но-практический 2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию профессионально важных качеств.
24
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
О том, насколько наши действия работают на результат, красноречиво говорят итоги анкетирования учеников 10-11 классов и анализ успеваемости и самоопределения учеников профильных классов по окончании школы:
1. В школе стабильно функционирует четыре профиля обучения: социально-гуманитарный, социально-экономический, физико-математический и химико-биологический, среди которых самыми востребованными являются два последних.
2. Качественная успеваемость обучающихся профильных классов по профильным предметам составляет в среднем 73%.
3. Средний балл учеников профильных классов на ЕГЭ по математике, физике, химии, истории, обществознанию, литературе выше районного и областного.
4. Анкетирование показало, что обучением в профильных классах удовлетворены 100% одиннадцатиклассников и 97% десятиклассников; 95% десятиклассников не хотят менять профиль обучения, 89% выражают положительное отношение к введению профильного обучения, остальные 11% относятся к его введению сдержанно.
5. 89% выпускников физико-математического класса ежегодно поступают в учебные заведения в соответствии с профилем обучения.
Кроме положительных результатов есть проблема, требующая решения: при том, что в последние два года наметилась положительная динамика поступления в вузы (на 12%), далеко не все выпускники выбирают вуз или другое учебное заведение в соответствии со своим профилем (выбрали вуз в соответствии со своим профилем только 70% учащихся). Более осознанно подходят к выбору учебного заведения по своему профилю ученики физико-математического профиля, потому что здесь обучаются не только ученики более высоких учебных возможностей, но и более мотивированные на осознанное получение профессии. Самое слабое звено в этом выборе - ученики социально-гуманитарного профиля.
Одна из главных причин такого состояния дел -несформированность будущих профессиональных интересов у учащихся 9-10-х классов в связи с тем, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения или профес-
сию в тот момент, когда они к нему совсем не готовы. По мнению психолога Надежды Болсуновской (газета «Первое сентября», № 02/2007), «дети готовы определиться в профессиональном плане к концу 11 класса. Это возрастное новообразование старшего школьного возраста, а не подросткового. Заставлять определиться к концу 9 класса - это то же самое, что заставлять годовалого ребенка читать, поэтому процент ошибок в выборе профиля и профессии большой».
Поэтому сегодня перед нами стоит главная задача психолого-педагогического сопровождения профильного обучения - углубление профориентационной работы в 9-11 классах, что в 2011-2012 году реализуется в детально разработанной индивидуализированной системе профильной и профессиональной ориентации, которую мы ещё называем «новой профориентационной стратегией школы».
Литература
1. Афанасьева Н. В. Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8-9 классов: практическое пособие / Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, Т. В. Загоскина.- М.: АРКТИ, 2010.- 112 с.
2. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С. О. Кропивянская, П. С. Лернер, О. Д. Пало; под ред. С. Н. Чистяковой.- М.: ВАКО, 2009.- 160 с.
3. Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования / В. Н. Максимова // - Завуч.- 2004.- № 3, 6-8.
4. Немова Н. В. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие) / Н. В. Немова.- М.: Сентябрь, 2005.
5. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н. С. Пряжников.- М.: ВАКО, 2005.- 288 с.
6. Резапкина Г В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие / Г. В. Резапкина.- М.: Генезис, 2011.- 208 с.
7. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 128 с.
8. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. Методическое пособие / Л. А. Ясюкова.- С-Петербург: ИМАТОН, 2005.- 105 с.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
25