УДК 373.1
О. В. Пушкина
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Томский государственный педагогический университет
Проблема подготовки учащихся к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях развития российского общества становится все более актуальной и затрагивает всю систему школьного образования. Это связано со многими факторами: недоста-
точной теоретической, опытно-экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса; слабой ориентированностью существующей системы образования на развитие функции самоопределения; отсутствием у учащихся осознанных мотивов выбора образовательного, а в
перспективе - профессионального маршрута. На современном этапе вхождения России в Болонский процесс налицо недостаточная разработанность научных и практических подходов к формированию профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический подходы к данной проблеме.
Теоретико-методологические и методические основы формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования определены в работах Ю.А. Захарова,
Н.Э. Касаткиной, Б.П. Невзорова, Т.М. Чурековой и др. Влияние возрастных особенностей школьников на их социальное и профессиональное самоопределение изучают К.А. Абульханова-Славская, А.С. Белкин, Л.И. Божович, А.М. Кухарчук и др. [11, с. 5]. Очень интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником. Вопросы профессионального самоопределения в психологии разрабатываются Е.А. Климовым, М.Е. Остренко-вой, Е.К. Фоминых, В.В. Ярошенко и др. [3].
Таким образом, профессиональное самоопределение - это сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация духовных и физических возможностей, формирование им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [6, с. 61].
Процесс формирования профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы состоит из профессиональной ориентации и поэтапного принципа развития, включающего предпрофильную подготовку и обучение в профильных классах.
По мнению Е.А. Климова, «профориентация является более широким понятием, предполагающим выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении» [4, с. 8].
В образовательном учреждении профориентационная работа проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся посредством популяризации и
распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры [2, с. 7]. Достижение целей профилизации обучения возможно и оправдано, на наш взгляд, только при активной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающем как их личным склонностям, так и потребностям рынка труда. Профильное обучение является наиболее благоприятной средой формирования профессионального самоопределения школьников [10, с. 16].
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение должно быть:
- нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;
- иметь деятельностный, продуктивный характер;
- обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;
- отличаться вариативностью, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- быть ориентированным как на потребности личности, так и на потребности рынка труда;
- учитывать потребности регионов в специалистах [4, с. 143].
Теоретический анализ научно-педагогических работ ученых позволил установить, что в процессе профильного обучения:
- создаются условия для адаптации к будущей профессиональной деятельности и расширения знаний;
- совершенствуются методики профессиональной ориентации, способствующие развитию личности, сознательно стремящиеся к профессиональному самоопределению в той или иной профессии;
- разрабатываются и внедряются новые программы, формы и методы профессиональной адаптации, обеспечивающие выявление и развитие способностей, стимулирующие развитие мотивации с учетом возможностей школьника [1, с. 44].
Анализ современной педагогической практики России показывает, что определялись и внедрялись различные пути организации профильного обучения: профильная дифференциация; предметные факультативные курсы и факультативы трудовой
О.В. Пушкина. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного.
практической направленности; классы с углубленным изучением предметов; инновационные учреждения, ориентированные на углубленное обучение школьников по избирательным ими образовательным областям. Однако при этом традиционное образование приводило, как правило, к перегрузкам школьников и не обеспечивало должным образом профильную направленность их подготовки. С учетом этих данных Н.В. Тарасова выделила ряд условий подготовки к профессиональному самоопределению в профильном обучении.
1. Социально-экономические:
- изменение социально-экономической ситуации в стране.
2. Теоретические:
- развитие личностных качеств учащихся, способствующих профессиональному самоопределению, успешной социализации и профессиональной адаптации по окончании школы;
- признание права личности на выбор сферы приложения своих сил и уровня собственных достижений;
- гуманитаризация профильного обучения, ориентированная на повышение готовности учащихся 8-х - 9-х классов общеобразовательной школы к ситуациям социально-профессионального самоопределения.
3. Организационно-педагогические:
- организация предпрофильной подготовки;
- увеличение объема самостоятельной работы учащихся 8-х - 9-х классов общеобразовательной школы;
- включение подростков в практическую деятельность в соответствии с выбранным профилем;
- ориентация школьников на определенную область профессиональной деятельности, связанную с профилем обучения;
- учет запросов и пожеланий родителей, планирующих профиль для своих детей.
В настоящее время большинство ученых - педагогов и практиков считают, что для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе необходима подготовка. Как показывают социологические опросы, учащиеся 9 класса основной школы испытывают серьезные затруднения не только при выборе будущей профессии, но и профиля обучения в старшей школе.
Понятие предпрофильной подготовки является относительно новым для современной отечественной педагогической науки, а появилось в Концепции профильного обучения. Предпрофильное обучение - это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, задачей которого является комплексная подготовка девятиклассников к жизненно важному выбору (учащийся должен получить информацию
о возможных путях продолжения образования, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности, принять ответственное решение).
Таким образом, предпрофильная подготовка -система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, которая содействует самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности [8, с. 36].
Пропедевтический этап позволяет осуществить предварительное изучение образовательных потребностей учащихся, проводить предварительную диагностику образовательного запроса с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. На основном этапе предусматривается обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; составление индивидуального учебного плана предпрофильной подготовки обучающихся; организация и проведение психолого-педагогической диагностики и самодиагностики; выявление основных затруднений свободного выбора профиля обучения. На завершающем этапе реализуются «пробы выбора профиля обучения»; используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие ранжировать и наглядно соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора; формируется образовательный рейтинг каждого ученика, включающий результаты итоговой аттестации, индивидуальную накопительную оценку (портфолио) и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.
Следует заметить, что переход к профильному обучению на старшей ступени и введение предпро-фильной подготовки затронут в большей или меньшей степени всех учащихся и родителей. По сути, профильное обучение предполагает значительные изменения в целях, содержании и организационных формах обучения на старшей ступени.
Современная профильная школа может состояться только при условии наличия необходимых кадров, так как профилизация обучения предполагает качественные изменения в системе взаимодействия учитель - ученик, профессиональной позиции педагога, в становлении новой системы ролевого взаимодействия [1, с. 59]. «Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; практическую ориентацию образовательного про-
цесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов; завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продол-
жения образования в соответствующей сфере профессионального образования» (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования).
Поступила в редакцию 09.09.2008
Литература
1. Абанкина В.И. и др. Основные модели введения и распространения на региональном и муниципальном уровнях различных форм организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. М., 2005.
2. Гужавина Н.А. Программа проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся // Управление современной школой. 2008. № 3.
3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
4. Кривых С.В., Шорникова Г.Н., Жураковская В.М. Организация профильного обучения: Учебно-методическое пособие. Часть 2. Методика профильного обучения. Новокузнецк, 2004.
5. Леонтьев Д., Шалобанова Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1.
6. Музалева В.М. Программа психолого-педагогического сопровождения эксперимента // Управление современной школой. 2008. № 3.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
8. Тарасова Н.В. Профессиональное самоопределение учащихся в выборе профиля обучения в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и ссуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М.: РГБ, 2005.
9. Титова Г.Ю. Основы профориенталогии. Учебно-методический комплекс. Учебное пособие для студентов вузов. Томск, 2006.
10. Турутина Т.Ф. Профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательной школы в процессе профильного обучения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004.
11. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. М., 2006.