Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения'

Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2488
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFILE TRAINING / PREPROFILE PREPARATION / VOCATIONAL COUNSELLING / PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина Оксана Владимировна

В статье отражены основные теоретические аспекты профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения. Автор рассматривает профориентационную работу как одно из условий профессионального самоопределения школьников. Изучены научные и нормативно-правовые основы предпрофильного и профильного обучения. Затронут вопрос о системе психолого-педагогического сопровождения школьников в рамках профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкина Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present paper deals with the main theoretical aspects of professional self-nomination of schoolchildren in condition of specialized education. The author considers professionally oriented work as one of professional self-nomination of schoolchildren. Scientific and different law acts of the pre-specialized and specialized education are studied. In the paper the author touches upon the question about the system of psychological and pedagogical work with schoolchildren in the frame of specialized education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения»

УДК 373.1

О. В. Пушкина

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Проблема подготовки учащихся к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях развития российского общества становится все более актуальной и затрагивает всю систему школьного образования. Это связано со многими факторами: недоста-

точной теоретической, опытно-экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса; слабой ориентированностью существующей системы образования на развитие функции самоопределения; отсутствием у учащихся осознанных мотивов выбора образовательного, а в

перспективе - профессионального маршрута. На современном этапе вхождения России в Болонский процесс налицо недостаточная разработанность научных и практических подходов к формированию профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический подходы к данной проблеме.

Теоретико-методологические и методические основы формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования определены в работах Ю.А. Захарова,

Н.Э. Касаткиной, Б.П. Невзорова, Т.М. Чурековой и др. Влияние возрастных особенностей школьников на их социальное и профессиональное самоопределение изучают К.А. Абульханова-Славская, А.С. Белкин, Л.И. Божович, А.М. Кухарчук и др. [11, с. 5]. Очень интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником. Вопросы профессионального самоопределения в психологии разрабатываются Е.А. Климовым, М.Е. Остренко-вой, Е.К. Фоминых, В.В. Ярошенко и др. [3].

Таким образом, профессиональное самоопределение - это сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация духовных и физических возможностей, формирование им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [6, с. 61].

Процесс формирования профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы состоит из профессиональной ориентации и поэтапного принципа развития, включающего предпрофильную подготовку и обучение в профильных классах.

По мнению Е.А. Климова, «профориентация является более широким понятием, предполагающим выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении» [4, с. 8].

В образовательном учреждении профориентационная работа проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся посредством популяризации и

распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры [2, с. 7]. Достижение целей профилизации обучения возможно и оправдано, на наш взгляд, только при активной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающем как их личным склонностям, так и потребностям рынка труда. Профильное обучение является наиболее благоприятной средой формирования профессионального самоопределения школьников [10, с. 16].

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение должно быть:

- нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;

- иметь деятельностный, продуктивный характер;

- обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;

- отличаться вариативностью, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения;

- быть ориентированным как на потребности личности, так и на потребности рынка труда;

- учитывать потребности регионов в специалистах [4, с. 143].

Теоретический анализ научно-педагогических работ ученых позволил установить, что в процессе профильного обучения:

- создаются условия для адаптации к будущей профессиональной деятельности и расширения знаний;

- совершенствуются методики профессиональной ориентации, способствующие развитию личности, сознательно стремящиеся к профессиональному самоопределению в той или иной профессии;

- разрабатываются и внедряются новые программы, формы и методы профессиональной адаптации, обеспечивающие выявление и развитие способностей, стимулирующие развитие мотивации с учетом возможностей школьника [1, с. 44].

Анализ современной педагогической практики России показывает, что определялись и внедрялись различные пути организации профильного обучения: профильная дифференциация; предметные факультативные курсы и факультативы трудовой

О.В. Пушкина. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного.

практической направленности; классы с углубленным изучением предметов; инновационные учреждения, ориентированные на углубленное обучение школьников по избирательным ими образовательным областям. Однако при этом традиционное образование приводило, как правило, к перегрузкам школьников и не обеспечивало должным образом профильную направленность их подготовки. С учетом этих данных Н.В. Тарасова выделила ряд условий подготовки к профессиональному самоопределению в профильном обучении.

1. Социально-экономические:

- изменение социально-экономической ситуации в стране.

2. Теоретические:

- развитие личностных качеств учащихся, способствующих профессиональному самоопределению, успешной социализации и профессиональной адаптации по окончании школы;

- признание права личности на выбор сферы приложения своих сил и уровня собственных достижений;

- гуманитаризация профильного обучения, ориентированная на повышение готовности учащихся 8-х - 9-х классов общеобразовательной школы к ситуациям социально-профессионального самоопределения.

3. Организационно-педагогические:

- организация предпрофильной подготовки;

- увеличение объема самостоятельной работы учащихся 8-х - 9-х классов общеобразовательной школы;

- включение подростков в практическую деятельность в соответствии с выбранным профилем;

- ориентация школьников на определенную область профессиональной деятельности, связанную с профилем обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учет запросов и пожеланий родителей, планирующих профиль для своих детей.

В настоящее время большинство ученых - педагогов и практиков считают, что для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе необходима подготовка. Как показывают социологические опросы, учащиеся 9 класса основной школы испытывают серьезные затруднения не только при выборе будущей профессии, но и профиля обучения в старшей школе.

Понятие предпрофильной подготовки является относительно новым для современной отечественной педагогической науки, а появилось в Концепции профильного обучения. Предпрофильное обучение - это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, задачей которого является комплексная подготовка девятиклассников к жизненно важному выбору (учащийся должен получить информацию

о возможных путях продолжения образования, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности, принять ответственное решение).

Таким образом, предпрофильная подготовка -система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, которая содействует самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности [8, с. 36].

Пропедевтический этап позволяет осуществить предварительное изучение образовательных потребностей учащихся, проводить предварительную диагностику образовательного запроса с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. На основном этапе предусматривается обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; составление индивидуального учебного плана предпрофильной подготовки обучающихся; организация и проведение психолого-педагогической диагностики и самодиагностики; выявление основных затруднений свободного выбора профиля обучения. На завершающем этапе реализуются «пробы выбора профиля обучения»; используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие ранжировать и наглядно соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора; формируется образовательный рейтинг каждого ученика, включающий результаты итоговой аттестации, индивидуальную накопительную оценку (портфолио) и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.

Следует заметить, что переход к профильному обучению на старшей ступени и введение предпро-фильной подготовки затронут в большей или меньшей степени всех учащихся и родителей. По сути, профильное обучение предполагает значительные изменения в целях, содержании и организационных формах обучения на старшей ступени.

Современная профильная школа может состояться только при условии наличия необходимых кадров, так как профилизация обучения предполагает качественные изменения в системе взаимодействия учитель - ученик, профессиональной позиции педагога, в становлении новой системы ролевого взаимодействия [1, с. 59]. «Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; практическую ориентацию образовательного про-

цесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов; завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продол-

жения образования в соответствующей сфере профессионального образования» (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования).

Поступила в редакцию 09.09.2008

Литература

1. Абанкина В.И. и др. Основные модели введения и распространения на региональном и муниципальном уровнях различных форм организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. М., 2005.

2. Гужавина Н.А. Программа проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся // Управление современной школой. 2008. № 3.

3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.

4. Кривых С.В., Шорникова Г.Н., Жураковская В.М. Организация профильного обучения: Учебно-методическое пособие. Часть 2. Методика профильного обучения. Новокузнецк, 2004.

5. Леонтьев Д., Шалобанова Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1.

6. Музалева В.М. Программа психолого-педагогического сопровождения эксперимента // Управление современной школой. 2008. № 3.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.

8. Тарасова Н.В. Профессиональное самоопределение учащихся в выборе профиля обучения в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и ссуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М.: РГБ, 2005.

9. Титова Г.Ю. Основы профориенталогии. Учебно-методический комплекс. Учебное пособие для студентов вузов. Томск, 2006.

10. Турутина Т.Ф. Профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательной школы в процессе профильного обучения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004.

11. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.