Научная статья на тему 'Профориентация на старшей ступени общеобразовательной школы Великобритании как основа профессионального самоопределения'

Профориентация на старшей ступени общеобразовательной школы Великобритании как основа профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощилова Марина Андреевна, Портнягина Елена Владимировна

Сегодня в теории и практике профильного обучения остается актуальной проблема отсутствия целостного системного исследования профессионального самоопределения школьников в условиях профильной школы с учетом региональных особенностей России. В Британии же система профориентации развивается интенсивно, что вызвано социально-экономическими запросами. В статье затронуты вопросы зарубежной практики профессиональной ориентации с целью ее адаптации к современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентация на старшей ступени общеобразовательной школы Великобритании как основа профессионального самоопределения»

УДК 373.6

М.А. Лощилова

Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета

Юрга

Е.В. Портнягина

Омский Государственный педагогический университет

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Сегодня в теории и практике профильного обучения остается актуальной проблема отсутствия целостного системного исследования профессионального самоопределения школьников в условиях профильной школы с учетом региональных особенностей России.

В Британии же система профориентации развивается интенсивно, что вызвано социально-экономическими запросами. В статье затронуты вопросы зарубежной практики профессиональной ориентации с целью ее адаптации к современным условиям.

Ключевые слова: образование, профориентация, профессиональное самоопределение.

Сегодня одной из причин безработицы среди молодых людей является несоответствие полученной профессии требованиям рынка труда. Молодежь сталкивается с тем, что рынок труда в России весьма далек от норм социально ориентированного рынка труда и партнерских отношений между работодателем и работником.

Актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения учащихся усиливается отсутствием должной кадровой политики в регионах, а также отсутствием или дезорганизацией профессиональных перспектив у значительной части выпускников общеобразовательных школ. [1, с. 186].

По мнению Е.С. Романовой, такое положение обусловлено законодательной базой общего среднего образования, которая в должной мере не раскрывает механизмы профориен-тационной работы школы и других социальных партнеров с учащимися [2, с. 15]. Отметим, что концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в России, в которой четко разграничены и определены понятия «профильное обучение» и «профильная школа», была утверждена в 2002 г. [3].

С 2003 г. в образовательных учреждениях десяти субъектов Российской Федерации проводился федеральный эксперимент по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования [4]. Кроме этого, осуществлялись апробация и внедрение комплекса взаимосвязанных инноваций, включавшего предпрофильную подготовку учащихся девятых классов и новую систему оценивания учебных достижений, создание муниципальных сетей и ресурсных центров, кадровое и информационно-технологическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения, управление введением и распространением предпрофильной подготовки и профильного обучения на региональном, муниципальном и школьном уровнях [5, с. 7]. Предпрофильная подготовка - это совокупность образовательных программ, реализуемых параллельно образовательной программе основного общего образования с целью подготовить обучающихся к осознанному выбору профиля обучения, а также формирование способностей к осуществлению зрелого выбора [6, с. 25].

В Концепции профильного обучения указывается, что на этапе предпрофильной подготовки для обучающихся, желающих продолжать образование в школе, важным моментом является выбор профиля обучения, способствующего социально-профессиональному самоопределению и реализации жизненного и профессионального плана по окончании средней

школы. От правильного выбора профиля в значительной степени зависит дальнейшая судьба старшеклассников, степень подготовки к сдаче единых государственных экзаменов. Поэтому на этапе предпрофильной подготовки большое внимание уделяется профессиональному самоопределению старшеклассников.

С 2006/07 учебного года начался широкий переход на профильное обучение в старших классах, который должен был полностью завершен к 2011 г. Система предпрофильной подготовки и профильного обучения органично вписалась в учебно-воспитательный процесс большинства школ, районов и регионов, участвовавших в эксперименте.

В ходе проводимой на базе ряда общеобразовательных школ Кемеровской, Томской и Омской областей опытно-экспериментальной работы (2011-2012) авторами статьи были выявлены факторы, затрудняющие профессиональное самоопределение старшеклассников: нечеткость личностных ориентиров; неподготовленность к ситуации выбора; неспособность к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования в целях профессионального роста, планирования карьеры и развития личности [6, с. 30]. Как отмечает С.С. Гриншпун, осознанный выбор сферы деятельности осуществляют не более 40% подростков, ориентируясь в основном на содержательную сторону будущей профессии [7, с. 100].

В настоящее время для качественной организации предпрофильной подготовки очевидна необходимость обращения к проблемам профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение выступает как один из наиболее значимых компонентов профессионального становления человека и как критерий успешности протекания этого процесса (И.С. Батракова, С.Г. Вершловский, В.И. Слободчиков, Н.В. Чекалева и др.).

Н.Э. Касаткина, Е.А. Кострюкова, А.А. Петрусевич, Н.С. Пряжников, И.Д. Фрумин и др. рассматривают профессиональное самоопределение как ключевую проблему социализации молодежи, которая представляет молодого человека как субъекта профессиональной деятельности, актуализируют его самооценку и саморазвитие.

Таким образом, проблема профессиональной ориентации школьников является одной из базовых проблем, которая ставит под сомнение успешность реализации намеченных ориентиров модернизации системы образования России [8].

В связи с этим целесообразно обратиться к богатой зарубежной практике профессиональной ориентации с целью ее адаптации к современным условиям.

В Великобритании интенсивно развивается система профориентации, что вызвано социально-экономическими запросами. Одно из важнейших изменений в образовательной политике страны связано с углублением дифференциации обучения. Господствовавшая до недавнего времени доктрина, согласно которой все учащиеся способны овладеть единым учебным содержанием, заменяется новой, в соответствии с которой школа должна обеспечить учащихся знаниями, максимально соответствующими их способностям и возможностям профессионального роста. Ориентация в выборе образования и профессионального пути рассматривается как единый и непрерывный процесс [7, с. 101].

Британским эквивалентом для понятия «профессиональная ориентация» является термин «развитие карьеры» (Career development), который представляет обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.

В соответствии с системным подходом развитие карьеры рассматривается как единый комплекс, включающий профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор; а также трудоустройство и профессиональную адаптацию как результат профориентации. Таким образом, термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова в Англии не существует, при этом используется термин «развитие карьеры» (рис. 1).

Система профориентации молодежи

Рис. 1. Система профориентации молодежи

Рассмотрим становление различных институтов системы образования в Англии, которые являются главными элементами организационной структуры профориентации молодежи.

Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением специального бюро по трудоустройству подростков в рамках государственных бирж труда в 1909 г., которые помогали в выборе профессии, только начиная с 19 лет. Параллельно с этим по инициативе Министерства образования Англии при биржах труда создавались службы профориентации для общеобразовательных школ, которые оказывали услуги учащимся до 16-летнего возраста.

В результате двойственности функций в системе профориентации многие администраторы школ организовали «переходные» профориентационные услуги в послешкольный период до реального трудоустройства выпускника.

Комплексная система «переходных услуг» в британской педагогике представляет собой спектр координированных последовательных действий, организационно-педагогических условий педагогического сопровождения обучающихся при переходе от учебы к профессиональной деятельности [7, с. 102.].

В 60-е гг. произошло объединение школьной службы профориентации с системой обеспечения занятости для взрослых. С появлением в 1973 г. специального закона о службах профориентации для учащихся профориентационная работа стала проводиться в каждой школе, в колледжах в вузах. То есть она стала «сопровождать» учащихся на всех этапах обучения.

Непосредственно работу по профориентации в школе и других учебных заведениях выполняли профсоветники, имеющие диплом университета и определенный практический опыт в этой области. Британские профсоветники уделяли большое внимание повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии. Особенность их работы - проведение диалоговых консультаций, использование тестов способностей, вопросников выявления интересов, стремление встроить профориентационные занятия в учебное расписание, использование психологических тренингов [9, с. 46]. Совмещение профориента-ционных услуг и помощи по трудоустройству является отличительной чертой британской системы профориентации.

Результаты тестирования служили диагностическим материалом для рекомендаций учащимся определенной профессии. Однако применяемый диагностический подход в работе

исключал активность самого учащегося. Зачастую по итогам обследования профсоветники предоставляли поверхностные рекомендации, которые не удовлетворяли учащихся, их родителей, а также советников. Такое положение было обусловлено сложностью в сопоставлении результатов тестовых испытаний с психофизическими характеристиками избираемых профессий.

В 80-х гг. консервативное правительство Англии определило в качестве приоритета в области профориентации учебную ориентацию, то есть непосредственный выбор продолжения образования для будущей карьеры.

Одним из направлений общеобразовательной учебной программы стало ориентирование в сфере профессиональной трудовой подготовки (Сагеегя education - дословно «Образование для карьеры») для всех учащихся с седьмого по одиннадцатый годы обучения (KS3 и KS4) [10, с. 10]. Программы были разработаны без строгой ориентации на приобретение умений по конкретной специальности, что предоставляло возможность школьникам попробовать свои силы в нескольких профессиях.

Согласно теории «Образование для карьеры» в общее содержание образования вводятся различные концепции развития карьеры, с помощью которых любые академические знания должны соотноситься с миром работы либо с процессом самореализации. Так, учебная программа включает курсы по развитию личностных качеств учащихся, расширению кругозора о мире труда, развитию трудовых умений по конкретным профессиям. Таким образом, ориентирование на образование и ориентирование в сфере профессиональной трудовой подготовки строго не разграничивались. Поэтому профессиональная ориентация рассматривалась в широком смысле и предполагала значительный набор видов деятельности, который поможет молодому человеку принять осознанное решение о выборе профессии.

Под «Образованием для карьеры» понимается общий объем опыта, через который накапливается знание и вырабатывается отношение к себе и работе, а также формируются навыки, с помощью которых человеком осуществляются идентификация, выбор, планирование и подготовка к работе и другим жизненным возможностям, потенциально образующим карьеру [11, с. 44].

Основными целями разработки и распространения программ «Образования для карьеры» является удовлетворение потребностей учащихся в области развития карьеры, образования и подготовки к занятости [12, с. 10].

Программы профессионального обучения имеют два компонента - профессиональную подготовку и профориентацию, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Под профессиональной подготовкой подразумевается непосредственная подготовка к осознанному выбору определенного типа специализированного обучения, а после и практической деятельности с учетом нынешней и прогнозируемой на будущее конъюнктуры на рынке труда [13, с. 38]. Данный вид ориентационной работы важен не только учащимся и их семьям, но и предпринимателям, которые испытывают постоянную потребность в притоке молодых работников определенных профессий и квалификаций.

Профессиональная подготовка помогает молодым людям приобрести знания и умения, необходимые для осуществления грамотного выбора, облегчения перехода между разными этапами обучения и вхождения в мир труда. Профессиональное ориентирование позволяет молодым людям использовать приобретенные знания и умения, чтобы принимать решения относительно выбранной ими траектории обучения и трудовой деятельности. То есть профессиональное ориентирование помогает молодым людям сфокусироваться на собственном выборе, а профессиональная подготовка обеспечивает доступ к профориентации и позволяет эффективно использовать предоставляемое руководство [14, с. 85.].

Таким образом, программы профессиональной подготовки и профориентации должны: способствовать улучшению результатов, особенно повышению мотивации; изменять стереотипы и предоставлять равенство возможностей; поощрять учащихся продолжать обучение, включая получение высшего образования; развивать навыки предпринимательства и способ-

ности к трудоустройству; сокращать число учащихся, бросающих обучение и меняющих профили; способствовать экономическому процветанию личности и сообщества.

В большинстве средних школ организация программ профессионального обучения и профессиональной ориентации для детей в возрасте 11-16 лет осуществляется за счет комбинации следующих элементов:

- дискретного профессионального обучения, состоящего из повторяющихся модулей программы PSHE (personal, social and health education - личностное, общественное и здоровь-есберегающее образование) и обществоведения, интегрированных курсов или программ еженедельных индивидуальных занятий с тьютором;

- интегрированного профессионального обучения, которое преподается как составная часть других дисциплин, в особенности английский язык, дисциплины гуманитарного цикла и информационные и коммуникативные технологии;

- расширенного учебного плана, включающего специальные виды деятельности, такие, как приобретение опыта профессиональной деятельности и дни с сокращенным расписанием [14, с. 87].

Для учащихся старше шестнадцати лет, то есть тех, кто вышел из-под опеки обязательного образования, профессиональное обучение включено в расширенные программы с привлечением дополнительных образовательных ресурсов.

Отметим, что в средней школе кроме личностного развития учащихся, большое внимание уделяется приобретению ими практического опыта в определенной профессии посредством использования активных форм и методов обучения. Для этого в учебный процесс включены различные имитационные программы, трудовая практика. Так, с 1986 г. в Великобритании на базе общеобразовательных школ стали создаваться мини-предприятия, в работе которых сами учащиеся определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг; проводят маркетинговые исследования; осуществляют продажи.

Подобная деятельность способствует развитию профессиональных интересов и склонностей у обучающихся, позволяет педагогам эффективно совершенствовать приобретаемые в процессе практической деятельности навыки предпринимательства [7, с. 101].

Дифференциация учащихся в процессе обучения, осуществляемая через содержание учебных программ и профессиональный отбор в различных типах школ (в зависимости от способностей и устремлений учеников: грамматическая, современная, техническая и объединенная), предполагает различную образовательную ориентацию, которую профсоветники помогают выбрать школьнику уже в одиннадцать лет. Перечисленные учебные заведения сильно отличаются друг от друга по условиям приема в школу, оплатой обучения, учебными планами, продолжительностью обучения, квалификациями преподавателей, материально-технической базой.

Профориентация начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода пребывания ребенка в школе (обучение длится двенадцать лет), а также в «переходный» период (от окончания школы до поступления в вуз или на работу) и далее сопровождает трудовой путь взрослого человека [7, с. 102].

Отметим, что на каждом возрастном этапе работают профсоветники, оказывая помощь учащемуся и его семье. Так, после окончания начальной ступени обучения, ребенок должен принять решение о выборе типа школы для дальнейшего обучения, с этой целью в учебное расписание начальной школы включаются специальные занятия, которые фокусируются на личности ученика.

Используют:

• тесты способностей, личностные тесты;

• вопросники выявления интересов;

• переходные программы с комбинированными вариантами мероприятий и профподготовки;

• курсы по развитию личностных качеств учащихся

Функции профсоветников: организация занятий по профпросвещению; проведение ознакомительных экскурсий;

выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся; развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий;

• оказание содействия в трудоустройстве учащихся;

• проведение диалоговых консультаций

Рис. 2. Этапы «развития карьеры» в Великобритании

В ходе психолого-педагогической работы педагогов, советников, родителей школьник принимает решение о конкретном выборе типа школы.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, подчеркнем, что в Англии выделяется три вида ориентации для учащихся.

Первый вид - учебная ориентация, необходимость которой обусловлена глубокой дифференциацией обучения в средней школе (гуманитарные, естественно-научные, технологические направления в обучении). Второй вид - профессиональная ориентация, то есть подготовка к осознанному выбору определенного типа специализированного обучения ("grammar schools", "secondary modern schools", "technical schools", "comprehensive schools") и практической деятельности. Третий вид - профессиональная ориентация продвинутого уровня, параллельное усвоение учащимися теории и практики.

Британские специалисты полагают необходимым:

1) внедрение в учебный процесс профориентационных программ, способствующих профессиональному развитию учащихся и принятию ими осознанных решений при выборе профессии;

2) активное использование методических материалов в ролевых и деловых играх и тренингах; значительное увеличение процента использования групповых методов работы;

3) оказание поддержки неформальным организациям в профориентационной работе (средствам массовой информации);

4) совершенствование подготовки профсоветников, которые выполняют посреднические функции и помогают клиентам приобретать необходимые знания и умения для самостоятельного построения своей профессиональной карьеры [15].

На основе анализа психолого-педагогической литературы отметим, что подлинное самоопределение возможно в специально созданных ситуациях выбора деятельности при сопровождении его специалистами. Примером может служить английская педагогика с системой персонифицированного и личностно ориентированного обучения, которая учитывает психолого-физиологические особенности индивидов. Помощь английским школьникам, осуществляющим образовательный выбор, оказывают профсоветники (рис. 2). Однако в российских школах такая помощь не закреплена институционально, осуществляется эпизодически и разными субъектами образовательного процесса (учащимися, учителями, психологами, родителями).

В заключение следует отметить, что проблеме формирования профессионального самоопределения молодежи в Великобритании придается большое значение. Постоянный поиск новых подходов в теории и практике проведения профориентационной работы свидетельствует о динамичности ее развития и дальнейшем совершенствовании.

Библиографический список

1. Лощилова, М.А. Теоретические аспекты профильного обучения как основа профессионального самоопределения старшеклассников / М.А. Лощилова // В мире научных открытий : научный журнал. - Серия «Проблемы науки и образования» / Научно-инновационный центр. - Красноярск, 2011. - С. 185-189.

2. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - 2-е изд. - СПб., 2003. - 150 с.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ug.ru/02.42/t9.htm.

4. О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования : постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 г. № 334 (в ред. от 01.02.2005 г.) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ от 14.02.2005 г. - Режим доступа: http://www.referent.ru71/69451.

5. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования : методич. материалы / под науч. ред. Н.Н. Сабельниковой-Бегашвили. - Ставрополь : ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 176 с.

6. Профильное обучение в системе общего образования России и Германии : монография / А.Р. Демченко [и др.] ; под общ. ред. А.Р. Демченко. - Томск : STT, 2013. - 256 с.

7. Гриншпун, С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2005. - № 7. - С. 100-105.

8. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы : постановление Правительства РФ от 23 дек. 2005 г. № 803 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111726.

9. Давыдов, Н.И. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) / Н.И. Давыдов. - М. : Изд-во МГОПУ, 1996. - 168 с.

10. Careers Education and Guidance in England. A National Framework 11-19 // DFES. - 2003. - № 9. - 40 р.

11. Развитие инновационных образовательных учреждений в России и за рубежом : монография / А.Д. Копытов [и др.] ; под общ. ред. А.Д. Копытова, Т.Б. Черепановой. - Томск : Томский ЦНТИ, 2004. - 230 с.

12. Hopson, B. Build Your Own Rainbow Life Skills / B. Hopson, M. Scally. - London : Ass.Leeds, 1984.- 250 p.

13. Джуринский, А.Н. Научные и методические проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики / А.Н. Джуринский. - М. : Прометей, 2005. - 196 с.

14. Benett, Y. Investigating the Induction of GNVQ Students / Y. Benett // Journal of Vocational Education and Training. - Vol. 48. - 1996. - № 1. - Р. 85-92.

15. Curriculum Guidance for 2000. Implementing the Changes to 16-19 qualifications. - London : Qualifications and Curriculum Authority, 1999. - 300 р.

М. Loshchilova, senior lecturer Yurga Institute of Technology of Tomsk Polytechnic University E. Portnyagina, Candidate of Political Sciences, Assistant Professor

Omsk State Pedagogical University VOCATIONAL GUIDANCE AT HIGH SCHOOL IN GREAT BRITAIN AS THE BASIS

FOR PROFESSIONAL IDENTITY Today the theory and practice of subject oriented instruction are concerned with the absence of comprehensive system study of professional identity of profession-oriented school students taking due account of the regional specific features of Russia.

The system of vocational guidance is being intensely developed in Britain, which is due to social and economic interests of the country. The article touches upon the problems of foreign vocational guidance experience with a view to its adaptation to the present-day conditions.

Keywords: education, vocational guidance, professional identity.

© Лощилова М.А., Портнягина Е.В., 2013

Авторы статьи:

Марина Андреевна Лощилова, старший преподаватель, Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета, Юрга, Кемеровская область, email: marisha20@bk.ru;

Елена Владимировна Портнягина, кандидат политических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, e-mail: portnjgina@mail.ru.

Рецензент - М.В. Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета, Юрга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.