Научная статья на тему 'ВЫБОР ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЫБОР ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / БЛОГ / ВИКИ / GOOGLE-САЙТ / PROJECT PORTFOLIO / NETWORK SERVICES / BLOG / WIKI / GOOGLE-SITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Попенко Сергей Дмитриевич, Тимофеева Ксения Олеговна

В статье обсуждаются варианты различных Интернет-платформ для размещения портфолио учебных и сетевых проектов. Это могут быть блоги, сайты, вики-среда. Рассмотрены плюсы и минусы каждого варианта. Приведены примеры проектов с использованием различных платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Попенко Сергей Дмитриевич, Тимофеева Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF INTERNET PLATFORM FOR THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES

The article discusses the options for various Internet platforms for hosting a portfolio of training and networking projects. These can be blogs, websites, wikis. The pros and cons of each option are considered. Examples of projects using various platforms are given.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

- Система стандартизированного наблюдения (В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова).

Результаты контрольного эксперимента таковы: уровень развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР, участников логопсихологической программы, стал выше и качественно улучшился, чем у их сверстников, которые в программе не участвовали.

Наблюдение за выполнением заданий экспериментальных методик и стандартизированного наблюдения за общением в группе в течение времени формирующей программы показало: дети стали больше внимания обращать на качество организации речевой деятельности. Многие воспитанники с ОНР, стеснявшиеся своих речевых нарушений, стали смелее и внимательнее: с удовольствием вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, при ошибках осуществляют речевую деятельность с самокоррекцией. К концу обучения дети значительно расширили словарь, быстрее автоматизировали звуки родного языка, улучшились концентрация и устойчивость внимания, повысилась длительность запоминаемого материала, повысилась мотивация к речевому общению. Многие дети, чувствуя улучшения в собственной речи, с удовольствием вступали в речевое общение не только с детьми, но и со взрослыми, стали внимательнее к речи сверстников, с удовольствием проявляли себя на занятиях. На контрольном этапе несколько улучшилось языковое оформление речевых высказываний дошкольников с ОНР: дети продолжают использовать простые предложения, но в их рассказах встречаются и предложения, состоящие из пяти и более слов, дети активно используют связующие звенья. Рассказы стали развернутыми, улучшилась их смысловая ценность. Дошкольники с ОНР стали больше внимания обращать на временные, причинно-следственные связи в событиях рассказа.

Несомненно, результаты воспитанников с ОНР все еще не достигают высоких результатов: в группе все еще имеются дошкольники, имеющие низкие коммуникативные навыки. Тем не менее, положительный результат отмечен, что подчеркивает необходимость проведения дальнейшей формирующей работы по представленным направлениям.

Выводы. Исследование показало, что предполагаемая гипотеза исследования подтвердилась: реализация логопсихологической коррекционно - развивающей программы оптимизирует развитие коммуникативной компетентности, её компонентов (познавательного, эмоционального, поведенческого), развитие речевых средств, используемых в общении со сверстниками, у старших дошкольников с ОНР.

Литература:

1. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / Под ред. О.А. Денисовой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.

2. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учебно-методическое пособие. — М.: Национальный книжный центр, 2011. — 144 с.

3. Волковская Т.Н. Теоретико - методологические и методические основы логопсихологии. Монография. - М, 2009.

4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.

5. Дмитриевских Л.С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР // Логопед. - 2010. - №2.

6. Краснова Т.Н. «Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62.

7. Проектная деятельность педагога - психолога и учителя - логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально - волевое развитие детей 5-7 лет. Комплексные занятия. Досуги/ авт. - сост. О.Д. Голубец, М.Ю. Жиличкина. - Волгоград: Учитель. - 103 с.

8. Щипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) - «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 1998. - 384 с.

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Попенко Сергей Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Тимофеева Ксения Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВЫБОР ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обсуждаются варианты различных Интернет-платформ для размещения портфолио учебных и сетевых проектов. Это могут быть блоги, сайты, вики-среда. Рассмотрены плюсы и минусы каждого варианта. Приведены примеры проектов с использованием различных платформ. Ключевые слова: портфолио проекта, сетевые сервисы, блог, вики, Google-сайт.

Annоtation. The article discusses the options for various Internet platforms for hosting a portfolio of training and networking projects. These can be blogs, websites, wikis. The pros and cons of each option are considered. Examples of projects using various platforms are given.

Keywords: project portfolio, network services, blog, wiki, Google-site.

Введение. В последнее время роль проектной деятельности значительно возросла, как в общем, так и высшем образовании. Данная технология развивает аналитические и организационно-управленческие умения, готовность к саморазвитию, непрерывному образованию; формирует творческий подход к решению проблем, умения выстраивать эффективные коммуникации, брать на себя ответственность.

В публикациях [4, 12] обосновывается роль современных Интернет-технологий в организации проектной деятельности. Речь прежде всего идет о возможностях и преимуществах сетевой проектной деятельности, под которой понимается организация обучения на основе метода проектов с использованием сети Интернет, требующая взаимодействия обучающихся по поводу содержания образования с различными участниками: преподавателями, экспертами, членами различных сетевых сообществ и др. Т.е. сетевая проектная деятельность требует использования метода проектов, сети Интернет и взаимодействия между участниками [5]. Авторы пособия [3] обосновывают роль Интернет как информационно-образовательной среды для организации проектной деятельности.

Существуют различные классификации проектов. Наиболее глубокая, на наш взгляд, представлена в пособии Е.С. Полат и М.Ю Бухаркиной [10]. В данной статье мы будем рассматривать два вида проектов: учебные (реализуемые в рамках учебного процесса) и сетевые (реализуемые во внеаудиторной деятельности).

Перед разработчиками учебных и сетевых проектов возникает проблема выбора Интернет-платформы для размещения портфолио проекта. Такими платформами могут быть блоги, сайты, вики-платформы, социальные сети.

По организации способов доступа к ресурсам названные платформы можно разделить на открытые и закрытые. Вики является открытой средой. В сайтах, блогах, социальных сетях имеются функции настройки доступа, что позволяет строить как открытые, так и закрытые проектные платформы.

Цель статьи - рассмотреть преимущества и недостатки различных Интернет-платформ для представления портфолио учебных и сетевых проектов.

Изложение основного материала статьи. Портфолио учебных и сетевых проектов можно размещать с помощью блогов. Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. В [9] называются следующие типы блогов: блог профессионального сообщества, блог-конспект, личный профессиональный блог педагога, блог в поддержку учебного проекта.

В качестве примера использования блога для проведения проекта приведем блог http://projectalexandernevsky.blogspot.com. Это блог сетевого проекта «Святой витязь земли русской». Использование блога позволило организовать рефлексию участников сетевого проекта на каждом из этапов проекта, самооценивание и взаимооценивание продуктов проектной деятельности, поиск ответа на основополагающий вопрос «Что значит быть патриотом земли русской?». Проект был посвящен Александру Невскому. В нем приняли участие 27 команд студентов и школьников из Приволжского федерального округа. Использованию блогов в проектной деятельности посвящена статья [2].

Удобной платформой для размещения портфолио проекта является сайт. Часто для размещения проектов используются Google-сайты. Сервис Сайты Google - это конструктор сайтов. Возможно добавлять на сайт разнообразную информацию - документы, опросники, презентации, базы данных; установить параметры доступа к сайту.

Использованию Google-сайтов в проектной деятельности посвящены публикации [5, 11]. Например, авторы статьи разрабатывали Google-сайты для индивидуальных проектов по дисциплинам «Интернет-технологии» и «Мультимедиа-технологии», входящим в модуль «Информационные технологии», изучаемый всеми студентами первого курса Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (Мининского университета). В Google-сайт были интегрированы ленты времени с историей Интернета, собственные поисковые машины, видео-ролики с YouTube, Google-документы, Google-таблицы, Google-презентации, Google-рисунки, различные кластеры, on-line ментальные карты и другие средства визуализации.

С помощью Google-сайтов созданы портфолио проектов, включенных в Путеводитель сетевых проектов (https://clck.ru/JmeUH). В данном путеводителе представлены проекты для обучающихся с 1 по 11 классы и студентов колледжей. Проекты собраны в маршруты. Например, маршрут «Территория новых открытий» состоит из проектов «Особенности космической политики» (https://sites.google.com/site/uspkosmos), «Свет мой, зеркальце, скажи....!?» (https://sites.google.com/view/olgazabila), «Этот удивительно симметричный мир» (https://sites.google.com/view/0b-aexfsckhgttw1qws00qjhxegm), «Приключения робинзонов»

(https://sites.google.com/site/ziznnaneobitaemomostrove).

Удобной платформой для проведения проектов является вики-среда. Вики - система, поддерживающая простой и доступный способ создания коллективного гипертекста. Вики характеризуются такими признаками, как возможность многократной правки текста в самой вики-среде; особый язык вики-разметки, позволяющий легко и быстро форматировать текст; возможность восстановления более ранних версий текста; гипертекстовость; коллективность творчества.

Сегодня многие образовательные организации создают свои вики-сайты для организации совместной деятельности педагогов и обучающихся. Многие из них используют вики-среду для проведения дистанционных конференций, мастер-классов, курсов повышения квалификации. Можно привести следующие примеры: курсы повышения квалификации по проектной деятельности на базе Нижегородского института развития образования (https://goo.gl/XpjCwL), использован вики-сайт http://letopisi.org; сетевая научно-практическая конференция «Актуальные аспекты информатизации образования: внедрение электронной формы учебника» на вики-сайте Владимирского института развития образования (https://goo.gl/Bxpzxa); вики-сайт лицея № 1533 г. Санкт-Петербурга (https://goo.gl/5GATzS); вики-портал Волгоградского государственного социально-педагогического университета (http://wiki.vspu.ru) и вики Новосибирского государственного технического университета (https://goo.gl/HDkzPl).

У Мининского университета имеется свой вики-сайт (https://wiki.mininuniver.ru). Он был создан в 2008 году с целью формирования совместной вики-среды для проектной деятельности студентов, школьников, абитуриентов, преподавателей. Опыт участия студентов и школьников в проектах на вики-сайте университета представлен в [6, 7].

На вики-сайте университета авторы статьи принимали участие в учебном проекте «На пути к информационному обществу» (https://goo.gl/qd5yZA). В ходе проекта выяснялось, какими информационными

ресурсами пользуются первокурсники, как они оценивают достоверность информации, что они думают по поводу необходимости соблюдения авторских прав в Интернет, по поводу этичного и безопасного поведения. Опрос касался использования информационных ресурсов, навыков оценки их надежности и достоверности, навыков эффективного поиска в сети Интернет, этичного и безопасного поведения в Интернете [8].

Результаты анкетирования, собственные наблюдения подготовки рефератов, докладов в школе показали, что студенты и школьники достаточно халатно относятся к подбору информационных ресурсов, к оценке их достоверности. Часто в качестве источников выбираются сайты, появляющиеся первыми при поиске в поисковых системах. А это Википедия, сайты рефератов, другие сомнительные источники. Поэтому так важно студентам и школьникам учиться оценивать достоверность информации, соблюдать авторское право и правила этичного поведения в сети. Авторами были приведены некоторые рекомендации по этичному поведению в Интернет на on-line интерактивной доске (https://padlet.com/kceni_21_01_99/mrlbimh09gjv). При общении в Интернете рекомендуется придерживаться тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни, не ввязываться в конфликты и не допускать их, уважать время собеседников, уважать право на частную переписку и на собственную точку зрения.

В учебном проекте «Виртуальный музей отечественной информатики» (https://goo.gl/Wd4r1f) с помощью лент времени авторами были представлены основные достижения и награды создателей одной из первых советских суперЭВМ «Эльбрус» Бурцева В.С. и Бабаяна Б.А. (https://clck.ru/JmVZb, https://clck.ru/JmVaD). В Google-документе собирались сведения об операционных системах для первой отечественной суперЭВМ БЭСМ-6 (https://goo.gl/9cez6n). Все результаты были объединены в одну вики-статью.

Авторы статьи также разработали собственный проект «Выходи в Интернет» для обучающихся старших классов Нижегородской области. Были разработаны для школьников задания на грамотный и эффективный поиск информации в сети, оценку достоверности и надежности Интернет-ресурсов, формирование навыков этичного и безопасного поведения в Интернет. На каждом этапе проекта происходило освоение участниками современных Интернет-сервисов: вики, документов совместного редактирования, лент времени, ментальных карт, инфографики, виртуальных досок и т.п. Проект был организован на вики-сайте Мининского университета (wiki.mininuniver.ru). Его адрес: https://clck.ru/GTNio.

На подготовительном этапе проекта проходила регистрация команд на сайте https://wiki.mininuniver.ru. Каждой команде нужно было создать вики-страницу, где представить участников, свою образовательную организацию, девиз и эмблему. Пример страницы команды: https://goo.gl/kR8ghF.

На других этапах проекта использовались как вики, так и другие Интернет-сервисы: инфографика, online презентации (этап проекта «Пользуйся достоверными ресурсами»); совместные карты (этап проекта «Виртуальная экскурсия»); совместные таблицы (этап «Повышаем свой культурный уровень»); интерактивные плакаты ( этап проекта «Используем Интернет эффективно, этично и безопасно»).

В ходе проекта у школьников формировались коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, осуществлялась мотивация на освоение современных информационных технологий, а для будущих бакалавров создавались отличные условия для развития необходимых универсальных компетенций.

На вики-сайте Мининского университета размещаются портфолио учебных проектов, разработанных студентами в рамках дисциплины «Информационные технологии в образовании» [1]. В свои вики-портфолио студенты размещают визитную карточку проекта, где формулируют вопросы, направляющие проект; презентацию для выявления первоначального опыта и интересов обучающихся; материалы для сопровождения и поддержки проектной деятельности, формирующего и итогового оценивания; полезные ресурсы. При этом используются разнообразные Интернет-сервисы: Google-документы, таблицы, презентации; on-lineментальные карты, ленты времени, интерактивные доски; инфографика. u Приведем некоторые примеры. Например, в проекте по английскому языку для 6 класса «Шерлок, Нью-Йорк и кленовый лист» (https://goo.gl/nBJ1Q8) обучающиеся знакомятся с культурой, историей и национальными особенностями народов трех англоговорящих стран. Ученикам предоставляется возможность расширить свой лексический запас и страноведческие знания путем проведения исследований. С помощью сервиса http://www.classtools.net построена лента времени «История Капитолия в Вашингтоне». С помощью сервиса https://docs.google.com/forms обучающиеся создают тест по исследуемой теме. Создана ментальная карта «Интересные факты об Америке» (http://popplet.com/app/#/3253600). Сервис https://bubbl.us/ использован для представления плана проведения проекта. Материалы формирующего и итогового оценивания, по сопровождению и поддержке проектной деятельности размещены с помощью https://docs.google.com. Например, в виде Google-документов сделаны таблица ЗИУ (Знаю - Интересуюсь -Узнал) и «Дневник прогресса», в виде Google-формы анкета «Индивидуальный вклад в командную работу».

Проект по технологии «Рукодельницы» для 5 класса посвящен истории русской вышивки, созданию уникальных предметов декора с помощью канвы и мулине. Исследование учащихся, в котором представлен ответ на проблемный вопрос «Как создать уникальный предмет декора с помощью канвы и мулине?», оформлено в виде вики-статьи http://goo.gl/e3jq98. Вики-статья содержит большое количество изображений, объясняющих особенности вышивки крестом. Проведен социологический опрос с помощью Google-формы https://goo.gl/gd6WGh. В статье приведены его результаты в виде графиков и диаграмм. В виде ментальной карты с помощью сервиса https://www.mindmeister.com представлена схема результатов исследований. Построен вебмикс с помощью сервиса https://www.symbaloo.com, содержащий различные Интернет-источники по теме проекта. Визитка проекта, стартовая презентация учителя, Google-документ «Правила техники безопасности», документы формирующего и итогового оценивания размещены на Google Диске. На все документы из вики-статьи с портфолио проекта сделаны ссылки.

При использовании вики-среды для размещения портфолио проекта следует иметь в виду, что технология вики позволяет редактировать страницы сайта практически любым посетителям, полагаясь на их умение и добросовестность. Неопытный пользователь может по неосторожности удалить информацию, размещенную другими участниками, но технология позволяет восстанавливать предыдущие версии страниц. Вики - открытая среда, поэтому необходимо особенно ответственно относиться к вопросам интеллектуальной собственности и авторского права.

Значительно реже, чем блоги, сайты, вики для реализации учебных и сетевых проектов используются социальные сети.

Выводы. Были приведены примеры различных Интернет-платформ для размещения портфолио проекта. Это может быть блог, сайт, вики-среда.

Возможны варианты комбинирования разных сред. Например, информация о проекте, его этапах, необходимые материалы для сопровождения и поддержки проектной деятельности размещаются на сайте или в социальной сети, а страницы участников в вики-среде, или проект размещается в вики-среде, а дополнительно используется блог для организации взаимодействия участников и рефлексии. Выбор остается за разработчиком проекта.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 18.

2. Канянина Т.И., Высокова К.А. Блог как инструмент деятельности педагога. // В сборнике: Мир компьютерных технологий. Сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Н. Новгород. Мининский университет. 2015. С. 15-20.

3. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации // Методическое пособие. Нижний Новгород. 2017.

4. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью современных сетевых технологий // Информатика и образование. 2012. № 1(230). C. 50-52.

5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.

6. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. C. 283-289.

7. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 34-36.

8. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.

9. Кудрявцева И.А. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 408-410.

10. Матвеева Е.П., Кощеева Е.С. Организация учебного процесса в Wiki-средах. // Педагогическое образование в России.2015. № 7. С. 99-105.

11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2007. 368 с.

12. Степанова С.Ю. Образовательные коммуникации в интернет-проекте. / В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 23-26.

13. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 179-186.

Педагогика

УДК:37.02

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Бойко Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С

ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых сервисов для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии. Приведены примеры заданий на формирование универсальных учебных действий с использованием вики, документов совместного редактирования, on-line инструментов визуализации, лент времени, on-line интерактивных досок, инфографики.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, проектная деятельность, Веб 2.0 сервисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.