Научная статья на тему 'Формирование цифровой образовательной среды педагогического сообщества'

Формирование цифровой образовательной среды педагогического сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / GOOGLE СЕРВИСЫ / CONTINUING EDUCATION / ONLINE PEDAGOGICAL COMMUNITY / NETWORKING / GOOGLE SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Карташова Светлана Юрьевна, Романов Максим Алексеевич

В статье раскрывается потенциал сетевого педагогического сообщества как инструмента поддержки непрерывного профессионального развития педагога. Рассмотрены различные платформы для создания цифровой образовательной среды педагогического сообщества. Обоснованы дидактические возможности облачных технологий Google для создания такой среды. Приведены примеры использования различных Google сервисов в организации совместной деятельности участников сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Карташова Светлана Юрьевна, Романов Максим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the digital educational environment of the pedagogical community

The article reveals the potential of the network pedagogical community as a tool for creating conditions for supporting the continuous professional development of the teacher. Various platforms for creating a digital educational environment of the pedagogical community are considered. The didactic capabilities of Google’s cloud technologies for creating such an environment are substantiated. Examples of the use of various Google services in organizing joint activities of community members are given.

Текст научной работы на тему «Формирование цифровой образовательной среды педагогического сообщества»

Педагогика

УДК: 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Карташова Светлана Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Романов Максим Алексеевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СООБЩЕСТВА

Аннотация. В статье раскрывается потенциал сетевого педагогического сообщества как инструмента поддержки непрерывного профессионального развития педагога. Рассмотрены различные платформы для создания цифровой образовательной среды педагогического сообщества. Обоснованы дидактические возможности облачных технологий Google для создания такой среды. Приведены примеры использования различных Google сервисов в организации совместной деятельности участников сообщества.

Ключевые слова: непрерывное образование, сетевое педагогическое сообщество, сетевое взаимодействие, Google сервисы.

An^tatton. The article reveals the potential of the network pedagogical community as a tool for creating conditions for supporting the continuous professional development of the teacher. Various platforms for creating a digital educational environment of the pedagogical community are considered. The didactic capabilities of Google's cloud technologies for creating such an environment are substantiated. Examples of the use of various Google services in organizing joint activities of community members are given.

Keywords: continuing education, online pedagogical community, networking, Google services.

Введение. Ситуация в области профессионального образования, значительно изменившаяся за последнее время, объясняется признанием факта недостаточности формального образования для осуществления успешной профессиональной деятельности практически во всех отраслях народного хозяйства. Технологии меняются так быстро и радикально, что приходится постоянно учиться, приобретая новые компетенции. Именно поэтому непрерывное образование называют феноменом XXI века.

Непрерывное образование педагогов требует сопровождения и поддержки со стороны руководства образовательной организации, методических служб. Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого. Это особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностным признаком является помощь в принятии решений [12].

Методическое сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов осуществляется через различные курсы повышения квалификации, проведение мастер-классов, тренингов, конференций, организацию работы тьюторов в школах [1, 4], через изучение опыта коллег [6], вовлечение педагогов в проектную деятельность [9].

Широкий спектр возможностей для профессионального взаимодействия и коммуникации предоставляют специалистам сетевые сообщества. Сетевое сообщество представляет собой группу людей, объединенных совместной деятельностью и регулярно взаимодействующих через сеть Интернет посредством сетевых компьютерных технологий.

С одной стороны, сетевые интернет-сообщества являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни, а с другой, они представляют собой особое социокультурое пространство, в котором развивается новое качество повседневной жизни [15]. Проблема поддержки непрерывного профессионального развития педагогов в рамках сетевых сообществ рассматривается в [2, 3, 5, 8]. Актуальной является задача создания онлайн площадки для организации сетевого сообщества.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - обосновать дидактические возможности облачных технологий Google для создания цифровой образовательной среды сообщества, как ресурса непрерывного профессионального развития педагогов.

Изложение основного материала статьи. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профстандарта педагога вопросы непрерывного профессионального развития педагогических работников становятся все более актуальными. Это особенно важно для формирования ИКТ-компетентности педагогов, которая согласно профессиональному стандарту [13] должна меняться от уровня общепользовательской к общепедагогической и к предметно-педагогической ИКТ-компетентности. Проблеме формирования ИКТ-компетентности педагогов и влияния на ее развитие информационно-образовательной среды школы посвящено исследование [7]. В развитии ИКТ-компетентности педагогов важное место отводится системе повышения квалификации.

Но курсы повышения квалификации не могут решить проблему непрерывного профессионального развития педагога. Одной из эффективных форм, позволяющих обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов, является участие в сетевых педагогических сообществах.

Сетевые сообщества позволяют организовать проведение дистанционных педагогических конференций, конкурсов, мастер-классов. Это платформа для обмена опытом, обсуждения актуальных педагогических проблем, дистанционного консультирования. В профессиональном сетевом сообществе педагоги могут приобрести определенные навыки через освоение передовых педагогических практик.

Проблема поддержки непрерывного профессионального развития педагогов в рамках сетевых сообществ рассматривается в различных публикациях. Авторы отмечают, что в современных условиях постоянного обновления образования сетевые педагогические сообщества являются динамично развивающимся самообразованием педагогов и могут рассматриваться как ресурс диссеминации инновационного опыта, а значит и развития системы образования в целом. В [5] подчеркивается роль сетевых сообществ в неформальном повышении квалификации педагогов, в [3] - как средства профессионального развития педагогов, в [2] - как средства диссеминации современных образовательных технологий.

Примерами педагогических сетевых сообществ являются проекты «Открытый класс» (http://www.openclass.ru), «Педсовет» (https://pedsovet.org), «Новатор» (https://novator.team).

Для организации сетевых сообществ могут использоваться различные платформы. Основная деятельность по диссеминации инновационного опыта школ-участниц проекта Нижегородского института развития образования «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога» развернута в системе дистанционного обучения (http://www.moodle3.niro.nnov.ru/course/view.php?id=54). Здесь организованы различные сетевые активности для педагогов; размещаются материалы семинаров, конференций, круглых столов; публикуются передовые педагогические практики.

В сетевом сообществе ведутся различные тематические форумы: «ИКТ в управлении образовательного процесса», «Инновационные модели уроков с ИКТ», «Организация внеурочной деятельности с использованием ИКТ», «Школьный медиацентр», «Робототехника», «Использование в школе дистанционных технологий».

Что касается продуктов, созданных в рамках сетевого взаимодействия, то это статьи в различных журналах; доклады на конференциях различного уровня; учебное пособие «Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов» с примерами уроков педагогов-участников сообщества; технологические карты уроков и сценарии внеклассных мероприятий, выложенных в сообществе.

Другими платформами для создания сетевых сообществ являются вики-среды. Описание возможностей вики-среды для построения цифровых образовательных сред обсуждаются в [11]. Например, сообщество педагогов Владимирской области развернуто на региональном образовательном сайте «Wiki-Владимир» (http://wiki.vladimir.i-edu.ru). Здесь организуется проведение региональных телекоммуникационных проектов для педагогов и школьников; в режиме индивидуальных консультаций осуществляется координация деятельности школьных команд в рамках проектной деятельности и подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях.

Еще один вариант размещения сетевых сообществ - облачные сервисы. Сегодня многие учреждения, в т.ч. образовательные, организуют свои информационно-образовательные среды на базе облачных технологий. Сейчас облачные технологии развиваются с огромной скоростью и неуклонно завоевывают популярность у пользователей всего мира. Проблеме использования облачных технологий в образовании посвящены исследования [10, 14, 16]. Примером Google-сообщества является сообщество педагогов «Нижегородское образование».

Набор необходимых ИКТ-инструментов для построения цифровой образовательной среды сообщества определяется набором задач, решаемых в рамках сообщества. Например, задачами предметных педагогических сообществ могут быть:

• организация общественной сетевой экспертизы;

• проведение сетевых активностей: конференций, вебинаров, мастер-классов, виртуальных круглых столов, конкурсов;

• организация постоянной сетевой дискуссионной площадки, которая обеспечит доступ педагогам к передовым технологиям, инновационным моделям применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности;

• формирование пространства рефлексии для обнаружения собственных успехов и дефицитов всех участников сообщества;

• формирование банка эффективных педагогических практик.

Рассмотрим дидактические возможности облачных технологий Google для решения перечисленных выше задач. Диск Google -инструмент, совмещающий в себе функции хранения информации и набора инструментов и сервисов, позволяющих решать задачи, связанные с работой с документами (Google-документы), сбором данных (Google-формы), их обработкой (Google-таблицы), созданием изображений (Google-рисунки) и презентаций (Google-презентации). Google Диск может использоваться для совместного сбора и хранения эффективных педагогических практик, различных методических и дидактических материалов, проектов, технологических карт уроков, сценариев внеклассных мероприятий и т.п.

Документы Google представляют собой онлайновый офис, который включает инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, рисунков, форм, а также их совместного использования и публикации в Интернете. В рамках цифровой среды педагогического сообщества документы Google могут использоваться для обсуждения проблем; совместного планирования работы; проведения «мозговых штурмов» по актуальным педагогическим вопросам; мониторинга; совместной подготовки различных сценариев мероприятий; коллективного сбора информации; различных опросов; создания совместных продуктов; аннотирования и комментирования различных материалов; on-line презентаций; проведения всевозможных сетевых мастер-классов, олимпиад и т.п.

Календарь Google - это веб-инструмент управления и планирования. Примеры использования: графики мероприятий, конференций, олимпиад, проектов, выставок и т.д.

Видео-сервис YouTube - сервис, совмещающий видеохостинг пользовательских видеороликов и поисковую систему по ним. Например, можно создать YouTube-канал, на который будут выложены записи уроков участников сообщества, видеопрезентации, видео с различных мероприятий.

Сервис Сайты Google - это конструктор сайтов. Возможно добавлять на сайт разнообразную информацию - документы, опросники, презентации, базы данных; установить параметры доступа к сайту. Сайты Google могут использоваться для создания сайтов мастер-классов, веб-квестов, семинаров и других сетевых мероприятий. Можно использовать для представления портфолио проектов участников сообщества. В качестве примера приведем сайт для проведения мастер класса по применению облачных технологий в проектной деятельности (https://sites.google.com/site/projectactivitycloud). На сайте выложены многочисленные примеры использования облачных технологий Google для создания исследовательских работ обучающихся, для организации формирующего и итогового оценивания в проектной деятельности, для сопровождения и поддержки проектной деятельности. Использованы различные инструменты Google для организации эффективного взаимодействия участников мастер-класса, обсуждения созданных участниками материалов. Многочисленные примеры и обучающие материалы размещены на странице «Google-каледоскоп».

Дополнительные возможности для организации эффективной коммуникации членов педагогического сообщества предоставляют Google-группы для планирования различных мероприятий, проведения сетевых «мозговых штурмов», видеочаты Hangouts, средство создания баз данных Fusion Table и др.

Кроме сервисов Google для построения цифровой образовательной среды сообщества можно использовать и другие сетевые сервисы, такие как онлайновые сервисы визуализации (сервисы для создания ментальных карт, лент времени, SWOT-анализов, инфографики и т.п.), сервисы онлайн презентаций, виртуальные доски, сервисы управления проектами и др.

Выводы. В настоящей статье рассмотрены возможности сетевых педагогических сообществ как инструмента поддержки непрерывного профессионального развития педагога. Для создания цифровых сред сетевых сообществ могут использоваться различные платформы: СДО Moodle, вики, облачные технологии Google. Главное - это обеспечение полноценного сотрудничества участников сообщества; наличие ИКТ-инструментов для сбора, накопления, анализа передовых педагогических практик.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов как новый образовательный продукт // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (6). C. 18.

2. Васильев В. П. Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 7-10.

3. Калинкина Е.Г. Сетевые сообщества как средство профессионального развития педагогов // Нижегородское образование. 2010. №2. С. 14-19.

4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Организация тьюторского сопровождения формирования ИКТ - компетентности педагогов Нижегородской области. // Эксперимент и инновации в школе. 2017. № 2. С. 37-40.

5. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс неформального повышения квалификации учителя в области ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. C. 131-137.

6. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. // Вестник Минского университета. 2014. № 2(6). С. 15.

7. Круподерова Е.П. Информационно-образовательная среда и ИКТ-компетентность. // Нижегородское образование. 2009. № 4. C. 122-127.

8. Круподерова Е.П. Сетевое педагогическое сообщество как платформа неформального повышения квалификации учителя // В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 88-92.

9. Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. О подготовке учителей к организации проектной деятельности обучающихся в условиях ФГОС / В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 92-95.

10. Круподерова К.Р. Формирование компетенций бакалавров профессионального образования в информационной среде на базе облачных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. C. 181-188.

11. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. C. 283-289.

12. Леухина С. А. Современные формы повышения квалификации в области ИКТ в рамках развития сетевых педагогических сообществ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 18. С. 99-103.

13. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

14. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П. Развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях модернизации педагогического образования. Н.Новгород. Мининский университет. 2017. 140 с.

15. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013, № 1 (113). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/setevye-internet-soobschestva-suschnost-i-sotsiokulturnye-harakteristiki.

16. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol: 20. Issue: 3

Педагогика

УДК:37.02

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Зайцева Мария Романовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Тимофеева Ксения Олеговна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования сетевой проектной деятельности для мотивации обучающихся к освоению информационных технологий. В качестве примеров мотивации приведены учебные и сетевые проекты, которые организуются преподавателями и студентами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Ключевые слова: мотивация, сетевые сервисы, проект, сотрудничество.

Annоtation. The article discusses the possibility of using a network of project activities to motivate students to the development of information technology.

Keywords: motivation, network services, project, collaboration.

Введение. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для психологии и педагогики. Изучением ее роли, содержания, способов формирования занимались в разные годы Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и другие ученые.

Но разработка вопросов, связанных с мотивацией учения, велась в основном по отношению к обучающимся школьного возраста. Вопросы мотивации студентов разрабатывались учеными в меньшей степени. Крылова М.А. называет следующие способы мотивации студентов к обучению: правильное целеполагание, убеждение студентов в практической необходимости изучаемого, индивидуализация обучения, эмоциональное воздействие, экскурсы в историю предмета, проблемное обучение, вовлечение студентов в дискуссию и др. [9].

В развитии мотивации личности студента важную роль играют мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Авторы статьи [10] подчеркивают, что даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Проблема мотивации учебной деятельности особенно актуальна для будущих бакалавров 1Т-направлений. Рынок труда испытывает острую потребность в квалифицированных 1Т-кадрах. Очень важно поддерживать мотивацию обучающихся, выбравших для обучения 1Т-направления, на младших курсах вузов.

Информационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения учебной мотивации. А педагогически обоснованное их использование позволяет добиться дополнительного мотивационного эффекта.

Примерами деятельности, направленной на повышение мотивации к освоению информационных технологий, в рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина являются: тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий [11]; проведение различных учебных событий, направленных на изучение истории отечественной информатики [1]; формирование соответствующей информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы [3, 13]; привлечение студентов к волонтерской деятельности в рамках учебного центра проекта «Твой курс: 1Т для молодежи» [8]; использование метода проектов в учебной и внеаудиторной деятельности [2, 6 ]; привлечение студентов к участию в ярмарках вакансий, встречах с работодателями и выпускниками и др.

Не менее важной является задача мотивации старшеклассников для обучения на ИТ-направлениях. Хорошо зарекомендовавшими себя формами профориентационной работы являются: организация тренингов на базе школ силами преподавателей и студентов; проведение сетевых олимпиад, проектов, веб-квестов; каникулярные школы с проведением мастер-классов.

Особая роль в мотивации студентов и школьников к освоению информационных технологий отводится проектной деятельности. В ходе сетевой проектной деятельности формируется развивающая среда проекта, где создаются условия, с одной стороны, для свободного развития творческой индивидуальности, активности участников, с другой стороны, для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи.

Цель статьи - обосновать возможности сетевой проектной деятельности для мотивации студентов и школьников к освоению информационных технологий, продемонстрировать эти возможности на примере конкретных проектов, олимпиад, конкурсов.

Изложение основного материала статьи. Чтобы создать условия для приобретения будущими бакалаврами направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» уверенности в правильности выбора ИТ-сферы преподаватели кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина используют возможности учебной и внеаудиторной проектной деятельности обучающихся.

Причем, эта деятельность начинается с первых дней учебы в университете. Прежде всего, используются возможности модуля «Информационные технологии» [7]. В модуль входят такие дисциплины, как «Информатика», «Информационные и коммуникационные технологии», «Введение в профессию», учебное событие «Неделя российской информатики», одна из дисциплин по выбору: «Мультимедиа технологии», «Интернет - технологии», «Компьютерная графика», «Мировые информационные ресурсы». Метод проектов используется для мотивации будущих бакалавров во всех этих дисциплинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.