Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы'

Организация проектной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОТИВАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / НЕДЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ИНФОРМАТИКИ / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / MOTIVATION / PROJECT ACTIVITY / EDUCATIONAL PROJECT / RUSSIAN INFORMATICS WEEK / WEB 2.0 SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Бобров Сергей Александрович, Калмин Андрей Романович

Проанализирован дидактический потенциал сетевой проектной деятельности обучающихся, организованной в рамках основной профессиональной образовательной программы, для мотивации учебной деятельности студентов. Приведены примеры организации учебной и внеаудиторной проектной деятельности студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина для повышения эффективности реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Информационные системы и технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Бобров Сергей Александрович, Калмин Андрей Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF FUTURE BACHELORS IN THE FRAMEWORK OF THE MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM

The didactic potential of the network project activities of students, organized as part of the main professional educational program, to motivate students' learning activities is analyzed. Examples of the organization of educational and extracurricular project activities of students of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University to improve the effectiveness of the implementation of the basic professional educational program in the direction of training "Information systems and technologies."

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы»

Педагогика

УДК:37.02

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Бобров Сергей Александрович

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород);

студент Калмин Андрей Романович

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. Проанализирован дидактический потенциал сетевой проектной деятельности обучающихся, организованной в рамках основной профессиональной образовательной программы, для мотивации учебной деятельности студентов. Приведены примеры организации учебной и внеаудиторной проектной деятельности студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина для повышения эффективности реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Информационные системы и технологии».

Ключевые слова: основная профессиональная образовательная программа, мотивация, проектная деятельность, учебный проект, неделя российской информатики, сервисы Веб 2.0.

An^tatton. The didactic potential of the network project activities of students, organized as part of the main professional educational program, to motivate students' learning activities is analyzed. Examples of the organization of educational and extracurricular project activities of students of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University to improve the effectiveness of the implementation of the basic professional educational program in the direction of training "Information systems and technologies."

Keywords: basic professional educational program, motivation, project activity, educational project, Russian informatics week, Web 2.0 services.

Введение. Новые ориентации профессионального образования требуют не просто изменения тех или иных компонентов образовательной деятельности, а комплексной системной модернизации образовательного пространства, системообразующим фактором которого является жизненный цикл обучения профессии, интегрированный в основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) [12].

Одна из основных задач, решаемых в рамках ОПОП - мотивация учебной деятельности студентов. В развитии мотивации личности студента важную роль играют мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Авторы статьи [10] подчеркивают, что даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Чтобы создать условия для приобретения будущими бакалаврами направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» уверенности в правильности выбора ИТ-сферы преподаватели кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина используют возможности учебной и внеаудиторной проектной деятельности обучающихся.

Несмотря на то, что проектному методу уже более ста лет, он и сегодня является актуальным [2]. Это объясняется адаптируемостью метода к вызовам времени. Время со своими вызовами определяет инструментальную базу проектной деятельности. Сегодня эту инструментальную основу составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые социальные сервисы (сервисы Веб 2.0).

Сегодня проектная деятельность носит сетевой характер. Сетевая проектная деятельность служит средством мотивации обучающихся к получению образования в области IT [4], реализации компетентностного подхода в обучении [8, 9], формирования ИКТ-компетентности студентов и преподавателей [3], организации единого информационно-творческого образовательного пространства ОПОП [7, 14], проектирования индивидуальных образовательных траекторий [13].

Изложение основного материала статьи. Сегодня перед каждым университетом в России стоит задача повышения качества высшего образования. Это необходимое условие конкурентоспособности вуза. Качество, предоставляемых вузом услуг, зависит от качества реализуемых образовательных программ. Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается выпускающей кафедрой на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований.

Процесс проектирования и разработки основных образовательных программ является одним из основных процессов Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина (НГПУ). Формированию информационно-образовательной среды ОПОП посвящено исследование [5]. При этом одной из целей формирования информационно-образовательной среды ОПОП является создание условий для развертывания сетевой проектной деятельности обучающихся. Проектная деятельность студентов направления подготовки «Информационные системы и технологии» начинается с первых месяцев обучения в НГПУ в рамках модуля «Информационные технологии». В данный модуль входят дисциплины «Информатика», «Информационные и коммуникационные технологии», «Интернет-технологии», учебное событие «Неделя российской информатики».

В каждой из дисциплин ежегодно проводятся учебные проекты. При этом активно используются сетевые социальные сервисы, такие как вики, документы и таблицы совместного редактирования, on-line опросники, on-line ментальные карты и ленты времени, инфографика, on-line презентации.

Организация проектной деятельности в рамках дисциплин «Информатика», «Информационные и коммуникационные технологии», «Интернет-технологии» и используемые сервисы Веб 2.0 представлены в таблице.

Дисциплина Организация проектной деятельности Сервисы Веб 2.0

Информатика Учебный проект «На пути к информационному обществу». Примеры исследовательских работ студентов: «Становление концепции информационного общества», «Положительные и отрицательные тенденции развития информационного общества», «Особенности формирования информационного общества в России», «Информационная безопасность общества и личности», «Информационные войны», «Информационные ресурсы», «Информационная культура». Адрес проекта на вики-сайте НГПУ: https://goo.gl/uDJoVE Основополагающий вопрос проекта: Как прогресс меняет нашу жизнь. Проект размещен на вики-сайте НГПУ http s://wiki.mininuniver.ru. Примеры: сервисы https://www.timetoast.com, http://www.tiki-toki.com для построения лент времени «Информационные революции», «История информационных войн», «Нормативная база информатизации в России»; сервисы https://www.mindomo.com, http://www.mindmeister.com, https://bubbl.us для построения кластеров и ментальных карт «Классификация информационных ресурсов», «Угрозы информационной безопасности», «Составляющие информационной культуры», «Тенденции развития информационного общества»; https://www.easel.ly, https://piktochart.com для инфографики «Методы ведения информационных войн», «Компьютерное пиратство», «Доктрина информационной безопасности»; on-line виртуальные доски (https://padlet.com http://www.twiddla.com): «Правила безопасного поведения в Интернет», «Сетевой этикет»

ИКТ Создание сетевого портфолио самостоятельных работ по освоению текстового редактора, табличного процессора, графических редакторов, СУБД Портфолио размещены на Google-дисках студентов (например, https://goo.gl/P966i4). Ссылки помещены на личных страницах студентов на вики-сайте НГПУ http s://wiki.mininuniver.ru.

Интернет-технологии Индивидуальный проект в виде Google-сайта. Страницы сайта: «Об Интернете», «История Интернета», «Основные сервисы Интернет», «Поиск информации в Интернет», «Вики-технология», «Облачные сервисы», «Средства визуализации», «On-line презентации», «Полезные ресурсы». В Google-сайт интегрированы лента времени «История Интернета» (сервис https://www.timetoast.com), вебмикс с полезными ресурсами (сервис https://www.symbaloo.com), Google-документ с классификацией сервисов Интернет. По каждому сервису студенты представили обучающие презентации, скринкасты, авторские примеры использования сервисов. Пример сайта: https://sites.google.com/view/arkalmin

Отдельного внимания заслуживает организация проектной деятельности в рамках учебного события «Неделя российской информатики». Учебное событие ежегодно проводится кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина в декабре и приурочено к международной акции «Всемирный час кода» и дню российской информатики - 4 декабря. Учебному событию как способу мотивации студентов к освоению информационных технологий посвящена статья [1].

В рамках данного события проходят различные мероприятия, цель которых - открыть для будущих ИТ-специалистов удивительный мир информатики и программирования. Одним из наиболее ярких событий «Недели российской информатики» становится сетевой проект для первокурсников по истории отечественной информатики.

В 2016 году проект назывался «Российская информатика: вчера, сегодня, завтра» (адрес проекта: https://goo.gl/NsDkKe). Студенты разбились на четыре группы: «Отечественная вычислительная техника: вчера, сегодня, завтра», «Отечественные программные продукты: вчера, сегодня, завтра», «Отечественный Интернет: вчера, сегодня, завтра», «Советские инженеры и IT-специалисты России». Результаты исследований были представлены с помощью таких сетевых сервисов, как вики, документы совместного редактирования, online инструменты визуализации и презентации, виртуальные доски, инфографика и др.

В 2017 году был проведен проект «Виртуальный музей отечественной информатики» (https://goo.gl/rdbNKf). В 2018 году студентам предлагалось создать энциклопедию российской информатики, визуализировав с помощью сервисов Веб 2.0 слова на разные буквы русского алфавита, связанные с российской информатикой. В энциклопедию вошли известные отечественные ученые, ЭВМ, программные продукты, языки программирования.

Участники проекта продемонстрировали не только хорошее знание истории отечественной информатики, но и навыки владения сервисами Веб 2.0. Например, с помощью ментальной карты студенты представили ЭВМ «Орион» (https://goo.gl/bcg8vW), ее основные характеристики, особенности и недостатки. Ментальная карта построена с помощью сервиса https://www.mindomo.com. ЭВМ «Весна» участники представили в виде инфографики (https://goo.gl/XjYxfu) с помощью сервиса https://www.easel.ly. Основные элементы, характеристики и функции машины «ГИФТИ» представлены студентам на интерактивной доске (https://goo.gl/E4eB6D) с помощью сервиса https://padlet.com. Основные заслуги Глушкова Виктора Михайловича участники представили в виде ленты времени (https://time.graphics/line/192051), использовался сервис https://time.graphics. О машинах серии «Минск» был создан Google-сайт (https://goo.gl/Ewu14f). На

сайте представлены основные характеристики каждой машины серии, проведен их сравнительный анализ в Google-таблице, по результатам сравнительного анализа построена диаграмма.

Сетевая проектная деятельность на первом курсе способствует не только мотивации студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности, но и формирует навыки работы в команде, умения строить коммуникации, выполнять самооценивание и взаимооценивание выполненных исследований, проводить рефлексию. Такую рефлексию студентам предлагается провести через написание эссе «Что мне дала работа в модуле «Информационные технологии». В своих эссе студенты отмечают важность навыков работы с информацией, оценки ее достоверности, освоение сервисов Веб 2.0, и, практически все, благодарят за возможность получения навыков командной работы в проектах.

Для формирования необходимых универсальных и профессиональных компетенций студентов большое значение имеет не только учебная, но и внеаудиторная проектная деятельность. Ее организация в рамках основной профессиональной образовательной программы обсуждается в [6, 11].

В качестве примера такой внеаудиторной проектной деятельности будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии» можно привести сетевой проект «Выходи в Интернет», который студенты первого курса провели для школьников Нижегородской области весной 2018 г. Организаторы проекта предложили школьникам вместе выйти Интернет, чтобы расширить свой кругозор, повысить уровень культуры, приобрести навыки самообразования, убедиться в возможностях Интернета для получения нового знания и необходимых ИКТ-навыков, сформировать навыки этичного и безопасного поведения в Интернет, отбора качественных Интернет-ресурсов. На каждом этапе проекта происходило освоение участниками современных сетевых сервисов: вики, документов совместного редактирования, лент времени, ментальных карт, инфографики, виртуальных досок и т.п. В проекте приняли участие 18 команд обучающихся 9-11 классов школ, учреждений среднего профессионального образования Нижегородской области.

На подготовительном этапе проекта проходила регистрация команд на сайте https://wiki.mininuniver.ru. Каждой команде нужно было создать страницу команды в проекте. Пример страницы команды: https://goo.gl/kR8ghF. Кроме того, подготовительный этап содержал задание «Возвращение в реальный мир». 24 марта во всем мире проводится «День выключения». Участникам проекта предлагалось 24 марта всей командой отключить свои компьютеры и всем вместе провести время без Интернета. Следовало запечатлеть свой «День выключения» на фото, где должна быть изображена вся команда. На совместной on-line доске нужно было рассказать о проведенном дне с командной без Интернета, приложить фотографии. Результат: https://padlet.com/kceni_21_01_99/bgv86cn2ubqg.

Первый этап проекта «Пользуйся достоверными ресурсами» содержал два задания. В первом задании было необходимо подобрать интернет-ресурсы, посвященные Всемирному дню авиации и космонавтики и провести анализ этих ресурсов на достоверность по предложенной методике оценки сайтов. Во втором задании, используя информацию из подобранных Интернет-ресурсов, нужно было создать инфографику и разместить на одном слайде в совместной on-line презентации (https://goo.gl/ZaET7m).

Второй этап проекта «Виртуальная экскурсия» был посвящен 150-летию со дня рождения М. Горького. В первом задании участникам проекта предлагалось создать свой музейно-туристический маршрут по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя. Маршрут нужно было представить в виде Яндекс или Google-карты. Второе задание называлось «Читаем Горького!». Участникам нужно было снять видеоролик и выложить его на свой Youtube-канал. В ролике участники читали отрывки из произведений Максима Горького на фоне памятников или портретов писателя. Можно было создать плейкаст с отрывком из произведения Максима Горького. При этом предлагалось использовать фотографии писателя. Пример плейкаста (https://goo.gl/Vz7vfk).

На третьем этапе «Повышаем свой культурный уровень» организаторы для каждой команды подготовили пазл одного из объектов ЮНЕСКО. Необходимо было собрать пазл, узнать объект ЮНЕСКО, найти видео про этот объект. К найденному видео придумать три вопроса и разместить их вместе с видео с помощью одного из предложенных сетевых сервисов.

На четвертом этапе участникам нужно было подготовить интерактивный плакат на тему «Используем Интернет эффективно, этично и безопасно». На заключительном этапе участники проекта сочиняли гимны Интернету, писали отзывы на совместной виртуальной доске.

На примере сетевого проекта для школьников «Выходи в Интернет» мы постарались продемонстрировать, что применение сетевой проектной деятельности может служить цели мотивации обучающихся к изучению информационных технологий, освоению современных сетевых сервисов, а для студентов - это возможность самореализации и саморефлексии.

Выводы. На примерах сетевой проектной деятельности обучающихся, организованной в рамках основной профессиональной образовательной программы «Информационные системы и технологии», мы показали ее возможности для мотивации студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 7.

2. Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И. Подготовка студентов педагогического вуза к проектной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 79-85.

3. Круподерова Е.П., Короповская В.П. Использование социальных сервисов для формирования ИКТ-компетентности студентов. // Наука и школа. 2010. № 4. С. 19-21.

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. //В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.

5. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Формирование информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы с помощью сетевых сервисов //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 277-283.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.

7. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства. // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). C. 24.

8. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 120-127.

9. Круподерова К.Р., Румянцева А.С. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении. // В мире научных открытий. 2015. № 7.1 (67). C. 351-359.

10. Леванова А.Е., Урайская И.Н. Формирование у студентов мотивации к обучению. //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 11. С. 121-125

11. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

12. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 19.

13. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. С. 3

14. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 179-186.

Педагогика

УДК:37.06

кандидат психологических наук, доцент Кряжева Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградская Марина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению особенностей индивидуального стиля учителей в зависимости от стажа и дисциплин преподавания. В статье показаны результаты исследования на примере учителей школ, проведен анализ особенностей деятельности учащихся у учителей различной предметной направленностью.

Ключевые слова: индивидуальный стиль, стаж, особенности стиля обучения.

An^taUm. This study examined the peculiarities of individual style of teachers depending on seniority and disciplines teaching. The article shows the results of the research on the example of schoolteachers, the analysis of the features of teachers of different substantive focus.

Keywords: individualnyj style, experience, particular learning style.

Введение. В современных условиях гуманизации образования индивидуальный стиль рассматривается как ведущая характеристика учителя, обеспечивающая всестороннее развитие учащихся и реализацию личностных и профессиональных смыслов педагогической деятельности. Основные вопросы, посвященные вопросам стиля деятельности педагогов, рассмотрены в работах Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Е.П. Ильина, В.А. Толочека, М.Р. Щукина и др. авторах.

Большое внимание обращается на изучение стиля профессиональной педагогической деятельности, проявляющегося в субъект-субъектном взаимодействии (И.А. Зимняя, В.С. Мерлин). Выделяют структуру стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова, А.Я. Никонова); способности личности к педагогической деятельности (Н.А. Аминов). Социально-психологическая составляющая стиля деятельности учителя конкретизируется в анализе стиля общения педагога и учащегося (В.А. Кан-Калик). Выполнены исследования структурно-содержательных особенностей индивидуального стиля деятельности (Л.Я. Дорфман, Е.А. Климов, В.С. Мерлин); влияние индивидуальных характеристик субъекта на формирование стиля деятельности (Е.П. Ильин); способов взаимодействия личности с социальным окружением (А. Адлер). Существует ряд исследований стиля профессиональной деятельности как компонента индивидуального стиля (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.А. Толочек, М.Р. Щукин).

Изложение основного материала статьи. В настоящий момент индивидуальный стиль профессиональной деятельности понимается как целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека к профессиональной среде и способы осуществления профессиональной деятельности (В.П. Ильин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.А. Толочек, М.Р. Щукин).

В исследованиях представителя Пермской психологической школы Мерлина В.С. сформированы принципы системного исследования способностей в русле интегрального исследования индивидуальности человека. Накоплен фактологический материал, характеризующий общие и профессиональные способности. Сформулирована обобщающая концепция специальных способностей учителя. Обнаружено, что структуры интегральной индивидуальности учителей обладают как сходством, так и некоторой спецификой в зависимости от преподаваемого предмета и этапа профессионального становления.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

В данной работе представлены результаты исследования основных типов и характер проявления индивидуального стиля деятельности педагогов в зависимости от их предметной направленности и этапа профессионального становления; уточнено влияние индивидуального стиля педагогической деятельности на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.