Научная статья на тему 'Использование проектного метода в организации внеаудиторной деятельности студентов'

Использование проектного метода в организации внеаудиторной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS / ПРОЕКТ / PROJECT / УЧЕБНОЕ СОБЫТИЕ / EDUCATIONAL EVENT / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / NETWORK SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Проанализирован дидактический потенциал сетевой проектной деятельности студентов в рамках информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы. Метод проектов возник более 100 лет назад, но интерес к нему не только не ослабевает сегодня, а значительно увеличивается в связи с переходом к компетентностной модели обучения. На примере сетевого проекта «Выходи в Интернет» продемонстрированы особенности организации исследовательской деятельности студентов, возможности их творческой самореализации; формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE PROJECT METHOD IN THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS

The experience of the organization of extracurricular activities for future bachelors of directions of preparation "Information systems and technologies" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University is presented. The didactic potential of the network project activity of students in the framework of the information and educational environment of the basic professional educational program is analyzed. The project method originated more than 100 years ago, but interest to it not only does not weaken today, but significantly increases in connection with the transition to a competence-based learning model. On the example of the "Get online " network project, the features of the research activities of students, the possibilities of their creative self-realization, formation of general cultural and general professional competences are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Использование проектного метода в организации внеаудиторной деятельности студентов»

Выявление и учет данных особенностей активизации субъект-субъектных взаимодействий младших школьников друг с другом в процессе осуществления ими совместной деятельности позволили сориентировать будущих педагогов на решение следующих задач:

- создание проблемности в общении учащихся и отражение в нем мировоззренческих вопросов. В этом случае общение становится эмоционально привлекательным и личностно значимым;

- обеспечение социально - ориентированного характера общения, предполагающего расширение видения мира младшими школьниками, познание различных сторон действительности в их многообразии, определение собственной позиции в различных сферах жизнедеятельности.

- насыщение общения доступной ученикам информацией: социально-политической, научно-технической, морально-нравственной.

Выводы. Таким образом, подготовка будущего педагога начальной школы к формированию социальной активности младших школьников направлена на решение важной практической задачи - социализацию подрастающего поколения.

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. - 1984. - №5. - С. 36-41.

2. Березовин, Н.А. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование / Н.А. Березовин. Я.Л. Коломинский. - Мн., 1975. - 96 с.

3. Буева, Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности / Л.П. Буева. - М., 1971. - 48 с.

4. Виноградова, М.И. Совместная деятельность школьников и ее влияние на личность / М.И. Виноградова, В.И. Максакова, И.В. Первин // Личность школьника как объект педагогических исследований: Сб. научных трудов. - М., 1980. - С. 52-55.

5. Газман, О.С. Ответственность школы за воспитание детей О.С. Газман // Педагогика. - 1997. - №4. -С. 45-51.

6. Иванов, В.Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников: Дисс...канд. пед. наук. - Ярославль, 1994. - 177 с.

7. Зинченко, В.В. Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений: Дисс.канд. пед. наук. [Текст] / В.В. Зинченко. -Новокузнецк, 2002. - 222 с.

8. Костюк, Г.С. Развитие и воспитание / Г.С. Костюк // Общие основы педагогики. - М.: Педагогика, 1967. - С. 168-169.

9. Прогностическая концепция целей и содержания образования / И.Я.Лернер, И.К.Журавлев и др. -М.:РАО Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1994. - 328 с.

10. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский - М.: ТОО «Горбунок», 1992. - 224 с.

11. Петровский, В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.

12. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: Педагогика,1987. - 114 с.

13. Якобсон. С.Г. Организованность и условия ее формирования у младших школьников: Педагогическое исследование / С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 1967. - 175 с.

14. Асмолова Л.М. Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы - к успехам ребенка / Федеральный государственный образовательный стандарт. Интернет-издание «Просвещение» 10.01.2013 [Электронный ресурс].иЯЬ: http://standart.edu.ru Мос^рх? ВосИ=Ш684.

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Проанализирован дидактический потенциал сетевой проектной деятельности студентов в рамках информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы. Метод проектов возник более 100 лет назад, но интерес к нему не только не ослабевает сегодня, а значительно увеличивается в связи с переходом к компетентностной модели обучения. На примере сетевого проекта «Выходи в Интернет» продемонстрированы особенности организации исследовательской деятельности студентов, возможности их творческой самореализации; формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность студентов, проект, учебное событие, сетевые сервисы. Annotation. The experience of the organization of extracurricular activities for future bachelors of directions of preparation "Information systems and technologies" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University is presented. The didactic potential of the network project activity of students in the framework of the information and educational environment of the basic professional educational program is analyzed. The project method originated more than 100 years ago, but interest to it not only does not weaken today, but significantly increases in connection with the transition to a competence-based learning model. On the example of the "Get online " network project, the features of the research activities of students, the possibilities of their creative self-realization, formation of general cultural and general professional competences are demonstrated.

Keywords: extracurricular activities of students, project, educational event, network services.

Введение. Внеаудиторная работа является неотъемлемым компонентом системы профессионального образования, позволяющим при эффективной ее организации сформировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих специалистов. Под внеаудиторной деятельностью понимается целенаправленная организация свободного от учебных занятий времени обучающихся, ориентированная на развитие креативности, ответственности, инициативности, мобильности студентов и способствующая формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, приобретению специальных знаний, навыков и умений [11].

Проблема организации внеаудиторной деятельности студентов обсуждается в [3]. Автор подчеркивает, что внеаудиторная работа располагает большими возможностями для удовлетворения запросов и интересов каждого студента в полной мере, что нельзя полностью осуществить в рамках учебного процесса.

Хорошо зарекомендовавшими себя формами внеаудиторной деятельности являются: профессиональные и творческие конкурсы, научно-исследовательская работа студентов, студенческие научные конференции, молодежные слеты, студенческие объединения и отряды, волонтерская деятельность и т.п.

Высоким дидактическим потенциалом для организации внеаудиторной деятельности студентов обладает применение метода проектов. Метод проектов возник более 100 лет назад, но интерес к нему не только не ослабевает сегодня, а значительно увеличивается в связи с переходом к компетентностной модели обучения. Е.С. Полат в [12] дает следующее определение метода проекта: «Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом». Организация внеучебной проектной деятельности студентов обсуждается в [2, 10]. Проектная деятельность может быть эффективно организована с использованием возможностей сети Интернет.

Формулировка цели статьи. Статья посвящена поиску эффективных форм организации внеаудиторной деятельности для творческой самореализации студентов, прежде всего в рамках сетевой проектной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Новые ориентации профессионального образования требуют не просто изменения тех или иных компонентов образовательной деятельности, а комплексной системной модернизации образовательного пространства, системообразующим фактором которого является жизненный цикл обучения профессии, интегрированный в основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) [13].

Сегодня перед руководителями ОПОП ставятся серьезные задачи по организации различных видов деятельности, включающими управление содержанием обучения, процессом обучения, ресурсами, контингентом, финансами и качеством основных профессиональных образовательных программ. Одна из важных задач - это помощь студенту в построении индивидуальной образовательной траектории, которая позволит реализовать его творческий потенциал.

В рамках реализации проекта модернизации образовательной деятельности в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина разработана программа тьюторского сопровождения студентов первого курса, направленная на разработку индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе обучения профессии [14]. В построении индивидуальных образовательных траекторий большое значение отводится внеаудиторной деятельности студентов.

Высокий дидактический потенциал для организации внеаудиторной работы студентов демонстрирует проектная деятельность с использованием возможностей сервисов сети Интернет. В последнее время хорошо себя зарекомендовали социальные сервисы Интернет (сервисы Веб 2.0). Эти сервисы основаны на активном участии пользователей в формировании контента. Использование сервисов Веб 2.0 дает эффект для формирования информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы [5], для мотивации обучающихся к получению образования в области IT [6], для формирования общекультурных компетенций студентов [8].

С помощью сервисов Веб 2.0 можно организовать продуктивную проектную деятельность. Проектная деятельность с использованием социальных сетевых сервисов (сетевая проектная деятельность) является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень самостоятельности обучающихся, их познавательной активности, развивает критические мышление, коммуникативные навыки, дает опыт работы в команде, опыт решения проблем, формирует навыки работы с различными видами информации. Глобальная сеть Интернет предлагает большое количество инструментов (социальных сетевых сервисов), которые способны содержательно и инструментально обогатить проектную деятельность. Публикации [7, 9] посвящены организации сетевой проектной деятельности студентов.

Организация сетевой проектной деятельности будущих бакалавров направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина в рамках учебного события «Неделя российской информатики» подробно рассмотрена в [1]. Авторы статьи [4] дают следующее определение учебного события: «Это форма организации взаимодействия участников образовательного процесса, один из способов практико-ориентированного освоения студентом профессиональных компетенций». Основой учебных событий выступают мероприятия, ориентированные на непосредственное и активное участие в них студентов. В результате использования учебных событий преодолевается отчужденность субъектов образовательного процесса, обыденность, повседневность образовательной деятельности. При этом создаются условия для активного, мотивированного включения обучающихся в образовательный процесс, приобретения практических компетенций.

Учебное событие «Неделя российской информатики» проводится ежегодно в ноябре-декабре и приурочено к международной акции «Всемирный час кода» и дню российской информатики - 4 декабря. В рамках данного события проходят различные мероприятия, цель которых - открыть удивительный мир информатики и программирования, создать условия для приобретения студентами уверенности в правильности выбора ИТ-сферы, продемонстрировать перспективы и преимущества работы в ней.

В рамках учебного события 2016 г. был проведен сетевой проект «Российская информатика: вчера, сегодня, завтра». Исследования студентов представлены в [9]. В рамках учебного события 2017 г. был организован проект «Виртуальный музей отечественной информатики». Проект размещен на вики-сайте

университета по адресу: https://goo.gl/etiaoV. Студенты искали ответы на проблемные вопросы: «Как развивалась и развивается отечественная вычислительная техника?», «Какова история и перспективы развития российских программных продуктов?», «Какова история и перспективы развития отечественного Интернета?», «Какой вклад советские и российские ученые внесли в развитие вычислительной техники?». При подготовке своих исследовательских работ студенты использовали различные сетевые сервисы, такие как, вики, сервисы совместного редактирования документов, on-line ментальные карты, ленты времени, инфографику, виртуальные доски, on-line презентации.

Например, одна из команд свое исследование посвятила выдающемуся советскому ученому Андрею Петровичу Ершову. С помощью сервиса www.timetoast.com была создана on-line лента времени «Научная деятельность А.П. Ершова», на on-line интерактивной доске (сервис: https://realtimeboard.com) участники команды представили историю создания языка Кумир и введения программирования в школы.

Другая команда свое исследование посвятила ЭВМ четвертого поколения «Эльбрус-2» и ее конструкторам Бурцеву В.С. и Бабаяну Б.А. Подготовлены ленты времени, on-line интерактивные доски, инфографика, посвященные этим замечательным ученым. Другие суперкомпьютеры представлены на ментальной карте http://popplet.com/app/#/4410394. Выполнено сравнение операционных систем, прикладного программного обеспечения.

Третья команда свои исследования посвятила нижегородским ученым-кибернетикам Кеткову Ю.Л. и Андронову А.А. Четвертая группа рассказала о женщинах-программистах первой советской электронной вычислительной машины «МЭСМ». Эти группы также использовали разнообразные сервисы Веб 2.0.

Все команды подготовили для одногруппников интересные интерактивные задания с помощью сервиса https://learningapps.org. Проведенная рефлексия после проекта показала отличные возможности сетевой проектной деятельности для мотивации будущих бакалавров в области IT.

А в марте 2018 г. будущие бакалавры направления подготовки «Информационные системы и технологии» стали разработчиками сетевого проекта для школьников «Выходи в Интернет». Проект «Выходи в Интернет» проводится в рамках акции «Неделя цифрового общества». Неделя цифрового общества (All Digital Week) - новый бренд и название международной акции «Выходи в Интернет!» (Get Online Week), которая направлена на просвещение, создание дополнительных возможностей и поддержку разных категорий граждан в использовании информационных технологий и Интернета, получении ИКТ знаний и навыков, необходимых каждому современному человеку для полноценной жизни и работы в XXI веке.

Целями проекта «Выходи в Интернет» являются: содействие молодежи в овладении различными ИКТ-навыками, повышении сетевой культуры; расширение возможностей молодого поколения и ориентирование молодежи на использование Интернета и ИКТ для дальнейшего развития личных и профессиональных качеств; увеличение числа молодых людей, выбирающих информационные технологии, как профессиональное направление; создание условий для приобщения к традиционным культурным ценностям посредством сетевой деятельности; расширение способности к творческой деятельности в сети Интернет.

В ходе проекта участникам предложены задания на использование Интернета для расширения своего кругозора, повышения культурного уровня, развития навыков самообразования. В ходе проекта участники приобрели навыки этичного и безопасного поведения в Интернет, отбора качественных Интернет-ресурсов, повысили свою информационную культуру.

Студенты провели большую подготовительную работу. Разработали положение о проекте, задания для каждого из четырех этапов, создали большое количество обучающих материалов, разместили портфолио проекта на вики-сайте университета (https://goo.gl/ydUrsX), собрали команду жюри, сделали рассылку по школам, пригласили обучающихся из школ, где учились сами.

Этапы проекта: подготовительный для регистрации команд, «Пользуйся достоверными ресурсами», «Виртуальная экскурсия» (по местам, связанным с М. Горьким, которому в 2018 году исполнилось 150 лет), «Повышаем свой культурный уровень», «Используем Интернет эффективно, этично и безопасно», заключительный этап для рефлексии. На каждый этап отводилось по одной неделе.

Приведем примеры некоторых заданий, разработанных студентами. На этапе «Пользуйся достоверными ресурсами» участникам проекта предлагалось подобрать Интернет-ресурсы по теме, посвященные Всемирному дню авиации и космонавтики; выполнить анализ ресурсов на достоверность по предложенной методике; на вики-странице команды разместить ссылку на Google-таблицу с анализом сайтов. Кроме того, каждой команде нужно было создать инфографику, посвященную дню космонавтики. Участники использовали сервисы: https://www.easel.ly, https://piktochart.com, https://infogram.com и др.

На этапе «Виртуальная экскурсия» участникам проекта предлагалось создать свой музейно-туристический маршрут, который будет проложен по местам, связанным с жизнью и творчеством Максима Горького. Маршрут нужно было представить в виде Яндекс или Google карты, выложенной на страницу команды. На карте нужно было указать основные точки маршрута и краткую информацию о них. Второе задание данного этапа заключалось в создании видеоролика, где участники команды должны были прочитать отрывок из произведения Максима Горького на фоне памятника/портрета писателя.

На этапе «Повышаем свой культурный уровень» участники проекта знакомятся с объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящимися на территории России. Им нужно собрать пазл c объектом, узнать объект ЮНЕСКО, найти видео про этот объект (из достоверного источника). К найденному видео придумать 3 вопроса и разместить их вместе с видео с помощью одного из предложенных сервисов Веб 2.0.

Этап «Используем Интернет эффективно, этично и безопасно» посвящен грамотному поиску информации в Интернет и подготовке рекомендаций по безопасному использованию сети.

Выводы. Неотъемлемым компонентом системы профессионального образования, позволяющим сформировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих бакалавров, является внеаудиторная работа студентов. Представлен вариант организации внеаудиторной работы будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии». Продемонстрированы дидактические возможности сетевой проектной деятельности для мотивации студентов к выполнению профессиональной деятельности, для их творческой самореализации.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 7.

2. Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И. Подготовка студентов педагогического вуза к проектной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 79-85.

3. Гурулева Н. Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1045-1047.

4. Каштанова С.Н., Белинова Н.В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания. // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). с. 11.

5. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Формирование информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы с помощью сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 277-283.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.

7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.

8. Круподерова К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов. // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференцииГОУ ВО КРАГСиУ. Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар). 2014. С. 54-57.

9. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 120-127.

10. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. №3.

11. Петрова М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе. // Вестник Костромского государственного университета. 2015. № 3. С. 151-153.

12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

13. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 19.

14. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. С. 3

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02«Информационные системы и технологии», утвержденный 12марта 2015г., № 219. URL: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/5433 (дата обращения: 10.03.2018).

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (г. Нижний Новгород); студентка Махалова Елена Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (г. Нижний Новгород)

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [2] поставлена задача формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов. К важнейшей составляющей такого развития относится непрерывное совершенствование ИКТ-компетентности учителей. В статье обосновывается модель непрерывного развития ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов и педагогов через формальное и неформальное повышение квалификации в области ИКТ. Обоснованы компоненты индивидуальных образовательных маршрутов для формирования общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

Ключевые слова: непрерывное образование, ИКТ-компетентность педагога, профессиональный стандарт педагога, формальное повышение квалификации, неформальное повышение квалификации, информационно-образовательная среда.

Annotation. The State Program of the Russian Federation "Development of Education for 2013-2020" [2] set the task of creating an effective system of continuous professional development of teachers. One of the most important components of such development is the continuous improvement of ICT competence of teachers. The article substantiates the model of continuous development of ICT competence of students of pedagogical universities and teachers through formal and informal upgrading of skills in the field of ICT. The components of individual educational routes for the formation of general, general pedagogical and subject-pedagogical ICT competence are substantiated.

Keywords: continuing education, ICT competence of teachers, teacher professional standard, formal training, informal training, information and educational environment.

Введение. Вопрос о содержании ИКТ-компетентности педагогов, ее связи с формированием информационно-образовательной среды современной школы в последние десятилетия был предметом многочисленных исследований. Это исследования И.Г Захаровой [3], А. А. Кузнецова [12], И.В. Роберт [14], Е. К. Хеннера [18] и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.