Научная статья на тему 'Мотивация студентов и школьников к освоению информационных технологий через проектную деятельность'

Мотивация студентов и школьников к освоению информационных технологий через проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / ПРОЕКТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / MOTIVATION / NETWORK SERVICES / PROJECT / COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Зайцева Мария Романовна, Тимофеева Ксения Олеговна

В статье рассматриваются возможности использования сетевой проектной деятельности для мотивации обучающихся к освоению информационных технологий. В качестве примеров мотивации приведены учебные и сетевые проекты, которые организуются преподавателями и студентами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Зайцева Мария Романовна, Тимофеева Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of students and schoolchildren to mastering information technology through project activities

The article discusses the possibility of using a network of project activities to motivate students to the development of information technology.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов и школьников к освоению информационных технологий через проектную деятельность»

Педагогика

УДК:37.02

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Зайцева Мария Романовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Тимофеева Ксения Олеговна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования сетевой проектной деятельности для мотивации обучающихся к освоению информационных технологий. В качестве примеров мотивации приведены учебные и сетевые проекты, которые организуются преподавателями и студентами Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Ключевые слова: мотивация, сетевые сервисы, проект, сотрудничество.

Annоtation. The article discusses the possibility of using a network of project activities to motivate students to the development of information technology.

Keywords: motivation, network services, project, collaboration.

Введение. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для психологии и педагогики. Изучением ее роли, содержания, способов формирования занимались в разные годы Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и другие ученые.

Но разработка вопросов, связанных с мотивацией учения, велась в основном по отношению к обучающимся школьного возраста. Вопросы мотивации студентов разрабатывались учеными в меньшей степени. Крылова М.А. называет следующие способы мотивации студентов к обучению: правильное целеполагание, убеждение студентов в практической необходимости изучаемого, индивидуализация обучения, эмоциональное воздействие, экскурсы в историю предмета, проблемное обучение, вовлечение студентов в дискуссию и др. [9].

В развитии мотивации личности студента важную роль играют мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Авторы статьи [10] подчеркивают, что даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Проблема мотивации учебной деятельности особенно актуальна для будущих бакалавров 1Т-направлений. Рынок труда испытывает острую потребность в квалифицированных 1Т-кадрах. Очень важно поддерживать мотивацию обучающихся, выбравших для обучения 1Т-направления, на младших курсах вузов.

Информационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения учебной мотивации. А педагогически обоснованное их использование позволяет добиться дополнительного мотивационного эффекта.

Примерами деятельности, направленной на повышение мотивации к освоению информационных технологий, в рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина являются: тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий [11]; проведение различных учебных событий, направленных на изучение истории отечественной информатики [1]; формирование соответствующей информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы [3, 13]; привлечение студентов к волонтерской деятельности в рамках учебного центра проекта «Твой курс: 1Т для молодежи» [8]; использование метода проектов в учебной и внеаудиторной деятельности [2, 6 ]; привлечение студентов к участию в ярмарках вакансий, встречах с работодателями и выпускниками и др.

Не менее важной является задача мотивации старшеклассников для обучения на ИТ-направлениях. Хорошо зарекомендовавшими себя формами профориентационной работы являются: организация тренингов на базе школ силами преподавателей и студентов; проведение сетевых олимпиад, проектов, веб-квестов; каникулярные школы с проведением мастер-классов.

Особая роль в мотивации студентов и школьников к освоению информационных технологий отводится проектной деятельности. В ходе сетевой проектной деятельности формируется развивающая среда проекта, где создаются условия, с одной стороны, для свободного развития творческой индивидуальности, активности участников, с другой стороны, для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи.

Цель статьи - обосновать возможности сетевой проектной деятельности для мотивации студентов и школьников к освоению информационных технологий, продемонстрировать эти возможности на примере конкретных проектов, олимпиад, конкурсов.

Изложение основного материала статьи. Чтобы создать условия для приобретения будущими бакалаврами направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» уверенности в правильности выбора ИТ-сферы преподаватели кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина используют возможности учебной и внеаудиторной проектной деятельности обучающихся.

Причем, эта деятельность начинается с первых дней учебы в университете. Прежде всего, используются возможности модуля «Информационные технологии» [7]. В модуль входят такие дисциплины, как «Информатика», «Информационные и коммуникационные технологии», «Введение в профессию», учебное событие «Неделя российской информатики», одна из дисциплин по выбору: «Мультимедиа технологии», «Интернет - технологии», «Компьютерная графика», «Мировые информационные ресурсы». Метод проектов используется для мотивации будущих бакалавров во всех этих дисциплинах.

Например, в курсе информатики обучающиеся участвуют в проекте «На пути к информационному обществу». Здесь они впервые используют для оформления своих исследовательских работ такие сетевые социальные сервисы, как вики; облачные сервисы Google; сервисы для создания кластеров, ментальных карт, лент времени; инфографику; виртуальные доски.

Использование современных сетевых сервисов в учебных проектах является дополнительной возможностью мотивации будущих бакалавров. Студенты с удовольствием самостоятельно осваивают различные сервисы. По их мнению, преимущества сетевых сервисов: наглядность, интуитивно понятный интерфейс, возможность использования в дальнейшем в других дисциплинах. Но самое главное - это возможность организовать совместную деятельность, в ходе которой у участников проектов формируются критическое мышление, навыки самооценки, толерантность, коммуникационные умения, ответственность за результаты совместной деятельности.

Примеры использования сетевых сервисов в различных проектах представлены в таблице.

Предмет, проект Примеры использования сервисов в работах студентов

Информатика. Проект «На пути к информационному обществу» Проект размещен на вики-сайте НГПУ https://wiki.mininuniver.ru. Примеры проектных продуктов обучающихся: - вики-статья, посвященная проблеме формирования информационной культуры (https://goo.gl/Ja2Wg9); - опрос «Твоя информационная культура» (https://goo.gl/cDv4rA) с помощью Google-формы; - on-line доска (https://padlet.com/kceni_21_01_99/mrlbimh09gjv) с рекомендациями по этичному поведению в сети Интернет; - ментальная карта «Цитаты известных личностей об информационной культуре» http ://popplet. com/app/#/4322971; - лента времени «Этапы развития информационного общества» (https://goo.gl/nmSXVt); - инфографика «Основные черты информационного общества» (https://goo.gl/SKcPvf); - кластер «Информационные ресурсы студента (https://goo.gl/HksR1t).

Информатика. Проектное задание «Модель собственной информационной среды» С помощью сервисов создания online ментальных карт (например, https://www.mindomo.com) обучающиеся создавали модель свой информационной среды, которая включает системное программное обеспечение; прикладное программное обеспечение; инструментальные средства; Интернет-ресурсы для учебы, саморазвития, увлечений и т.п. Пример: https://goo.gl/zeiPif.

Учебное событие «Неделя российской информатики». Проект «Российская информатика: вчера, сегодня,завтра» Созданы Google-сайты: «Отечественная вычислительная техника: вчера, сегодня, завтра», «Отечественные программные продукты: вчера, сегодня, завтра», «Отечественный Интернет: вчера, сегодня, завтра», «Советские инженеры и IT-специалисты России». Пример: https://sites.google.com/view/students-ist16-sovet-it Встроены информационные продукты: лента времени «А.А. Ляпунов» https://goo.gl/fCKmVW, ментальная карта «Продукты лаборатории Касперского» (https://goo.gl/fWUXVZ), кластер «Профессиональные качества программиста» (https://goo.gl/cPWES1).

Учебное событие «Неделя российской информатики». Проект «Виртуальный музей отечественной информатики» Проект размещен на вики-сайте НГПУ по адресу: https://goo.gl/rdbNKf. Примеры проектных продуктов обучающихся: - ментальная карта «Научное творчество академика А.П. Ершова» (http://popplet. com/app/#/4407071); - Google-таблица «Основные характеристики БЭСМ» (https://goo.gl/6WHRAF); - лента времени «История отечественных супер-компьютеров» (https://time.graphics/ru/line/35721); - кластер «Модели ЕС ЭВМ» (https://goo.gl/H6si6t).

Интернет-технологии. Индивидуальный проект в виде Google-сайта, рассказывающий об истории Интернета, основных сервисах, их возможностях с авторскими примерами использования В Google-сайт интегрированы лента времени «История Интернета» (пример: https://time.graphics/line/48399), инфографика (пример: https://goo.gl/7Rpe1w), кластер «Популярные поисковые системы» (http://popplet.com/app/#/4473537), примеры других сервисов. Пример сайта: https://sites.google.com/view/proektmzt

Информационные и коммуникационные технологии. Создание сетевого портфолио работ Практические работы размещаются на Google-дисках студентов. Ссылки помещены на личных страницах на вики-сайте НГПУ https://wiki.mininuniver.ru. Например: https://goo.gl/pgvVyx.

Важным для мотивации будущих бакалавров имеет и внеаудиторная работа. Ее организация для направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина обсуждается в [4, 5]. Примеры внеаудиторной работы, направленной на профессиональную адаптацию и профессиональное становление будущих бакалавров IT-направлений: встречи с работодателями и выпускниками, студенческие хакатоны, олимпиады и конкурсы, круглые столы, мастер-классы и др. Ежегодно в рамках дней российской информатики проходят дискуссии в форме World Cafe. Примеры обсуждаемых тем: «Будущее российской информатики», «Проблемы виртуального общения», «Чему учиться в век цифровых технологий?».

На базе кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании НГПУ создан центр проекта Microsoft «Твой курс: ИТ для молодежи». Одна из важных задач центра - организация студенческого волонтерского движения. Сегодня термин «волонтерство» рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах. Н.В. Тарасова в [12] подчеркивает, что волонтерская деятельность в настоящее время может выступить той действенной формой социализации молодежи, которая обеспечит противопоставление потребительской психологии и соответствующим ей моделям поведения. А в случае центра «Твой курс: ИТ для молодежи» речь еще идет и о мотивации студентов-волонтеров к освоению различных новых информационных технологий.

Волонтерская деятельность студентов заключается в проведении профориентационных тренингов на базе школ, участие в днях открытых дверей в качестве ассистентов тренеров во время всевозможных мастер-классов, участие в организации и проведении сетевых мероприятий для школьников.

Во время проведения основного профориентационного тренинга проекта «Я специалист будущего» волонтеры помогают школьникам лучше понять, чем занимаются специалисты IT -сферы, знакомят с различными профессиями, с известными личностями в области IT, мотивируют к выбору будущей профессии в пользу IT. При этом студенты-волонтеры развивают свои организаторские и лидерские качества, умение работать в команде, навыки публичных выступлений и работы с аудиторией.

Кроме проведения профориентационных тренингов на базе школ и во время дней открытых дверей в университете эффективной формой мотивации старшеклассников на приобщение к миру IT-технологий являются сетевые проекты для школьников, различные олимпиады и конкурсы. При этом участникам предлагается интересное содержание заданий, требующих продуманного использования сетевых сервисов.

Например, на олимпиаде для школьников были предложены задания, связанные с объявлением в 2019 году в России года театра. Участникам предлагалось создать ленту времени о каком-либо известном российском или советском актере. На ленте надо было отразить основные моменты биографии и наиболее яркие роли. Предлагались критерии для оценивания выполнения задания, обучающие материалы по сервисам https://www.timetoast.com и https://www.tiki-toki.com. Примеры некоторых лент времени: лента времени, посвященная Олегу Павловичу Табакову (https://goo.gl/fBhdWj); лента времени о творчестве Сергея Безрукова (https://goo.gl/WugvrE).

Два задания в олимпиаде были связаны с конкретным театром. Предлагались координаты расположения театра, следовало определить его расположение и создать инфографику. Информация должна была быть представлена текстом, числовыми данными, графикой. Предлагалось использовать сервисы https://www.easel.ly или https://infogram.com. Наиболее интересными оказались работы о Большом театре (https://goo.gl/VmeE5z), о Новосибирском театре оперы и балета (https://goo.gl/Aj7MD9).

Найденный театр надо было отметить на картах Google.com или Yandex.ru. Также на этой же карте надо было отметить еще четыре театра (филармонии, концертные залы и др.) в этом городе. В метках театров следовало указать название театра, краткую информацию, фотографию, привести ссылку на сайт театра. Примеры карт: с театрами Новосибирска (https://goo.gl/2dGaVc) и Омска: (https://goo.gl/w2dPjZ).

Еще один интересный пример мотивации школьников - сетевой проект «Выходи в Интернет», который полностью разработали и провели первокурсники для обучающихся старших классов Нижегородской области весной 2018 г. Организаторы проекта предложили школьникам вместе выйти Интернет, чтобы повысить уровень информационной и общей культуры, воспользоваться возможностями Интернета для получения нового знания и необходимых ИКТ-навыков, сформировать навыки этичного и безопасного поведения в Интернет, отбора качественных Интернет-ресурсов. На каждом этапе проекта происходило освоение участниками современных сетевых сервисов: вики, документов совместного редактирования, лент времени, ментальных карт, инфографики, виртуальных досок и т.п.

Серьезной задачей является привлечение в ИТ-сферу девушек. Студентами первого курса разработан сценарий проведения акции «Digigirlz». Многие уверены, что в lT-сферу должны идти только мужчины. Этот стереотип волонтеры центра «Твой курс: ИТ для молодежи» развенчают на мастер-классе для старшеклассниц, напомнив, что с середины 19 века великие женщины-изобретательницы вносили важный вклад в развитие компьютерных технологий и математики, а в наше время стали покорять и бизнес высоты, занимая ключевые посты в крупнейших IT -компаниях. На встречу с девочками будут приглашены успешные представительницы нижегородской IT-сферы. А закончится мероприятие в компьютерном классе, где девочки поработают с онлайн тренажерами.

Выводы. На примерах сетевой проектной деятельности будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии» и обучающихся старших классов мы показали ее возможности для мотивации молодежи к освоению современных информационных технологий. Другими способами мотивации могут быть: проблемное обучение, знакомство с историей отечественной информатики и вычислительной техники, использование дискуссий, олимпиады и конкурсы, встречи с успешными выпускниками и т.п.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1 (18). С. 7.

2. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.

3. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Формирование информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы с помощью сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 277-283.

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.

5. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 7. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №2(23). С. 5.

6. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства. // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). C. 24.

7. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 120-127.

8. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Задачи центра «Твой курс: IT для молодежи» к мотивации школьников к выбору IT сферы. // Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород. 2015. C. 88-91.

9. Крылова М.А. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза. // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86-94.

10. Леванова А.Е., Урайская И.Н. Формирование у студентов мотивации к обучению. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 11. С. 121-125

11. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. С. 3

12. Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен. // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46-51.

13. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. pp. 179-186.

Педагогика

УДК: 37.02

кандидат педагогических наук Кубасов Олег Петрович

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена технологизацией педагогического процесса. Цель статьи - подготовить аналитический обзор литературы по проблеме технологизации педагогического процесса. Ведущим подходом к исследованию стал технологический подход, позволяющий установить взаимосвязи между педагогической теорией и образовательной практикой. Основные результаты исследования состоят в уточнении сущности педагогической технологии как категории педагогики, обладающей большой степенью обобщенности; обосновании этапов (постановка целей, подготовка учебных материалов и организация обучения, оценка текущих результатов и коррекция целей, анализ результатов) и роли (оптимизация управления, анализ и систематизация опыта, обеспечение педагогических условий) технологизации педагогического процесса.

Ключевые слова: технологизация педагогического процесса, педагогическая технология, технологический подход, категория педагогики, социальная технология.

Annotation. The relevance of the study is due to the technologization of the pedagogical process. The purpose of the article is to prepare an analytical review of the literature on the problem of the technologization of the pedagogical process. The leading approach to research was the technological approach, which allows to establish the relationship between pedagogical theory and educational practice. The main results of the research consist in clarifying the essence of pedagogical technology as a category of pedagogy with a high degree of generality; justification of the stages (setting goals, preparing training materials and organizing training, evaluating current results and correcting goals, analyzing results) and the role (management optimization, analyzing and systematizing experience, providing pedagogical conditions) for technologising the pedagogical process.

Keywords: technologization of the pedagogical process, pedagogical technology, technological approach, pedagogy category, social technology.

Введение. Развитие образовательных процессов, опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одно из средств решения этой проблемы составляет технологический подход, применение понятия «технология» к педагогическим процессам и сфере образования. Под технологией понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получать продукцию с заданными параметрами [6]. Непосредственно сам технологический процесс характеризуется следующими тремя признаками: 1) разделение процесса на взаимосвязанные этапы; 2) координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели); 3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели [1].

Технологию разделяют на промышленную и социальную. Под промышленной технологией понимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция-это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, то есть однородная логически неделимая часть конкретного процесса. В производственной сфере технологический подход - это представление производственных процессов как технологий. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности [2].

Особенностью социальной технологии является то, что исходным и конечным продуктом выступает человек, а основным параметром изменения - одно или несколько его качеств. Технология педагогического процесса является примером социальной технологии. Технологический подход к педагогическим процессам стал применяться в середине 1950-х годов, в связи с тем, что с одной стороны возрос объём информации, развитие цивилизации приняло техногенное направление, активизировался поиск эффективных способов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.