Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности'

Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REGULATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / NETWORK SERVICES / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

В статье рассмотрены дидактические возможности сетевой проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Использование различных сетевых сервисов показано на примерах учебных и сетевых проектов, проводимых педагогами Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS WITH THE HELP OF NETWORK PROJECT ACTIVITIES

The article discusses the didactic opportunities of the network project activities for the formation of universal learning activities of students. The use of various network services is shown in examples of training and network projects conducted by teachers of the Nizhny Novgorod region.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности»

Педагогика

УДК:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ^ЦЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевой проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Использование различных сетевых сервисов показано на примерах учебных и сетевых проектов, проводимых педагогами Нижегородской области.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, сетевые сервисы, проектная деятельность.

Annotation. The article discusses the didactic opportunities of the network project activities for the formation of universal learning activities of students. The use of various network services is shown in examples of training and network projects conducted by teachers of the Nizhny Novgorod region.

Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, network services, project activity.

Введение. Сегодня перед школой поставлена задача формирования у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Разработка и внедрение концепции формирования универсальных учебных действий в систему общего образования потребовали изменения используемых технологий обучения, овладение новым инструментарием. Высоким дидактическим потенциалом для формирования необходимых УУД обучающихся обладает метод проектов. Метод проектов возник более 100 лет назад, но интерес к нему не только не ослабевает сегодня, а значительно увеличивается в связи с переходом к формированию универсальных учебных действий. Проектная деятельность в контексте вызовов современности обсуждается в публикациях [4, 10, 11, 13].

То, что сегодня проектной деятельности уделяется серьезное внимание, говорит тот факт, что составляющей примерной основной образовательной программы основного общего образования [12] является программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В программе отмечается, что итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

К инновационным формам организации проектной деятельности обучающихся следует отнести учебные и внеурочные проекты на основе сетевых сервисов Веб 2.0. Сервисы Веб 2.0 - это сервисы, построенные на принципах сотрудничества и доступности, дающие возможность пользователям самостоятельно производить контент. При этом от пользователей требуются такие качества, как критическое и системное мышление, коммуникативность, толерантность, социальная ответственность. Это говорит о том, что сервисы Веб 2.0 могут успешно использоваться для достижения обучающимися личностных и метапредметных результатов, сформулированных в ФГОС.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на то, что проектному методу уже более ста лет, его использование и сегодня является актуальным. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Время вместе со своими вызовами определяет технологическую (инструментальную) базу, ресурсы продуктивной деятельности, средства коммуникации. Сегодня, очевидно, что инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии.

Несомненно, метод проектов можно использовать и без применения информационно-коммуникационных технологий, но их применение дает серьезные преимущества, т.к. позволяет в полной мере реализовать возможности сотрудничества между обучающимися и преподавателями в ходе проектной деятельности. Организация проектной деятельности в информационной образовательной среде школы позволяет придать учебному процессу развивающий характер, усилить мотивацию учебной деятельности, сформировать необходимые компетенции обучающихся.

Проектная деятельность с использованием социальных сетевых сервисов является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень самостоятельности обучающихся, их познавательной активности, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, мотивацию к обучению, дает опыт работы в команде, опыт постановки и решения проблем, формирует навыки работы с различными видами информации. Глобальная сеть Интернет предлагает большое количество инструментов (социальных сетевых сервисов), которые способны содержательно и инструментально обогатить проектную деятельность. Например, использование технологии вики для организации проектной деятельности описано в статье [9]. Использование других социальных сетевых сервисов подробно представлено в пособии [1]. Но социальные сетевые сервисы пока еще недостаточно используются в педагогической практике. При этом их использование позволило бы обогатить спектр средств и методов обучения.

В ходе сетевой проектной деятельности формируется развивающая среда проекта, где создаются условия, с одной стороны, для свободного развития творческой индивидуальности, активности участников, с другой стороны, для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Систематическая практика

совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы. Формами сетевой проектной деятельности являются Интернет-проект, сетевые игры, олимпиады, марафоны, веб-квесты, конкурсы и пр. Особенности организации сетевой проектной деятельности рассматриваются [2, 3, 6, 7].

Авторы отмечают, что наиболее часто в проектной деятельности используются такие сетевые сервисы как, вики, сервисы совместного редактирования документов и таблиц (https://docs.google.com), сервисы создания on-line презентаций (https://docs.google.com/presentation, http://prezi.com, http://www.calameo.com), сервисы создания on-line ментальных карт (http://www.mind42.com, http://www.mindmeister.com, https://bubbl.us, https://www.mindmeister.com), ленты времени (http://www.timerime.com, https://www.tiki-toki.com, http://www.timetoast.com), виртуальные доски (http://www.twiddla.com, http://wikiwall.ru, https://ru.padlet.com), сервисы создания инфографики (https://piktochart.com, https://infogra.ru) и др.

Приведем примеры формирования некоторых универсальных учебных действий в учебных и внеурочных проектах нижегородских педагогов. Рассмотрим такое коммуникативное УУД, как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. В сетевом проекте «День российской информатики» (автор проекта К.Р. Круподерова, адрес проекта: https://goo.gl/Acu1VU) обучающиеся совместно создают каталог отечественных Интернет-сервисов на коллективной вики-странице (https://goo.gl/DmqBWF). Это яркий пример формирования коммуникативных УУД в ходе создания совместного гипертекста.

Сетевой проект «Талант. Творчество. Дисциплина. Успех» совместно разработали преподаватели кафедры иностранных языков и кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования и педагоги школы №185 г.Н.Новгорода. Адрес сайта проекта: https://sites.google.com/site/talenttd2014. Участники проекта совместно заполняли Google-таблицу с крылатыми фразами по тематике проекта на русском и английском языках (http://qps.ru/HWhSC).

В проекте «Веселого Рождества!» (автор проекта И.Н. Заботина, учитель французского языка школы № 22 г. Дзержинска Нижегородской области) участники писали продолжение рождественской сказки на французском языке. Сказку можно было оформить в виде рассказа, рисунков, слайд-шоу, презентации, комиксов и т.п. Творческие работы размещались в блоге проекта http://noelalecole.blogspot.com. Нужно было познакомиться с работами партнеров по проекту и оставить комментарии в блоге. При этом формировалось такое коммуникативное УУД, как умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Рассмотрим познавательное УУД «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы».

В учебном проекте по истории России для 10 класса «Конституционные проекты декабристов» (автор проекта: Шипова М.А., учитель истории гимназии № 14 г. Выксы) обучающиеся построили диаграмму Венна «Сравнение программ декабристов» с помощью сервиса http://www.classtools.net. Адрес диаграммы: https://goo.gl/JNB8bU.

Сетевой проект «История обычных вещей» (авторы проекта: преподаватели кафедры иностранных языков и кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования и педагоги школы №185 г.Н.Новгорода) размещен в Интернете по адресу: https://goo.gl/hF3Rbd. В проекте участники исследовали историю происхождения обычных вещей, окружающих нас в повседневной жизни. С помощью сервиса http://piktochart.com они создали плакат-инфографику, опираясь на следующие вопросы: Кто изобрел вещь, которую вы выбрали?

Когда она была изобретена?Как изменялся внешний вид и способы применения данного предмета? Какие модификации предмета существуют? Каково происхождение слова-названия выбранной вами вещи? Каковы, по вашему мнению, возможные перспективы развития данной вещи в будущем? Пример выполнения задания: https://create.piktochart.com/output/18226066-glasses.

Второе познавательное УУД: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы. Например, в проекте «День российской информатики» одна из команд построила ментальную карту с помощью сервиса https://www.mindomo.com, посвященную известному советскому ученому Ершову А.П. (http://qps.ru/CPJiH). А с помощью инфографики участники проекта представили историю отечественного Интернета. Пример инфографики, созданной с помощью с сервиса https://infogram.com, представлен в сети по адресу: https://infogram.com/razvitie_rossiiskogo_interneta.

В проекте «Вторая реальность» (автор проекта: Степанова С.Ю., учитель информатики лицея № 7 г. Кстово) обучающиеся представили с помощью on-line ментальных карт классификацию компьютерных сетей, виды Интернет-коммерции, угрозы информационной безопасности, классификацию электронных государственных услуг.

В проекте по литературе для 11 класса по теме «С.А. Есенин» обучающиеся построили ментальную карту «Лирика С.А. Есенина». Пример выполнения задания с помощью сервиса https://www.mindomo.com представлен по адресу: https://goo.gl/CtWMS8.

Интересные задания на формирование познавательных УУД предлагались участникам проекта «По дорогам олимпийских игр» (авторы проекта М.А. Безумнова, учитель начальных классов лицея № 3 г. Кулебаки, Р.В. Ромашкин, учитель истории и обществознания лицея № 3 г. Кулебаки). В задании «Пройдем дорогой олимпийских игр» использовался сервис http://flash-gear.com/ (конструктор пазлов) и сервис для построения лент времени https://www.timetoast.com. Пример ленты времени: https://www.timetoast.com/timelines/2-4.

Приведем примеры формирования регулятивных УУД в проектах с помощью сервисов Веб 2.0. Разработчики проектов готовят большое количество материалов формирующего оценивания: всевозможные листы самооценки и взаимооценки, бланки для рефлексии. В проекте «Безопасность в Интернете» (адрес проекта https://goo.gl/GcV95m) обучающиеся ведут личный дневник https://goo.gl/VcLre8, где отмечают, что сделано на уроке, с какими сложностями пришлось столкнуться, что следует сделать дома и на следующем уроке. В проекте «Вторая реальность» обучающиеся заполнили Google-формы https://goo.gl/nuEBqW для взаимооценки работы своих товарищей.

Другие примеры: Google-рисунок «Самооценка успешности работы» (https://goo.gl/QwN4rr), Google-

форма «Оценка навыков сотрудничества» (https://goo.gl/WiWWPW), виртуальный лист продвижения в учебном проекте «Вторая реальность» (https://goo.gl/6QscZu).

Ежегодно кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина проводятся обучающие олимпиады по сервисам Веб 2.0 для школьников. Участники олимпиады знакомятся с технологией вики, учатся совместно редактировать карты знаний и презентации, работают с Google-картами, фото и видеосервисами. Было проведено пять олимпиад «В Нижний Новгород - это значит домой» (http://goo.gl/4qm80); «Славься, Отечество наше свободное!» (http://goo.gl/L4Oqu); «Поклонимся великим тем годам» (http://goo.gl/EuPo9); IT-марафон (http://goo.gl/jxcyCT) и «Страна читателей» (https://goo.gl/6bghoL). Описание заданий в олимпиадах представлено в статье [8]. В каждой из олимпиад у участников формируется целых спектр разнообразных УУД.

Примеры заданий на формирование одновременно познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД: написание коллективных вики-статей, посвященных участникам Великой Отечественной войны в проекте «Поклонимся великим тем годам»; создание совместной Google-карты «Путь Нижегородского ополчения» в проекте «Славься, Отечество наше свободное!»; построение ментальных карт, отражающих творчество писателей в проекте «Страна читателей»; создание совместной on-line доски в проекте «IT-марафон» с синквейнами команд-участниц.

Другие примеры формирования различных УУД в Интернет-проектах, разработанных нижегородскими педагогами можно найти в методическом пособии [1].

Выводы. Мы проанализировали дидактические возможности сетевой проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Анализ проектов нижегородских педагогов показал, что использование таких сетевых сервисов, как вики, блоги, on-line ментальные карты и ленты времени, виртуальные доски, инфографика позволяет формировать у обучающихся необходимые УУД.

Многие еще помнят, каким был Интернет до эпохи Веб 2.0 , когда он использовался, в основном, для поиска информации. Сегодня пользователи общаются в социальных сетях, публикуют свои произведения, снимают и выкладывают фильмы. Производство контента - главная характеристика Веб 2.0. И это делает современные сетевые технологии отличным средством для организации проектной деятельности, формирования целого спектра универсальных учебных действий обучающихся.

Литература:

1. Канянина Т.И., Круподерова ЕП., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации. Методическое пособие. Нижний Новгород. НИРО. 2017. 211 с.

2. Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Сетевые экологические проекты как средство достижения метапредметных образовательных результатов. // Нижегородское образование. 2013. № 4. С. 24-31.

3. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Шевцова Л.А. Проектная деятельность учителя литературы в информационной образовательной среде XXI века // Нижегородское образование. 2015. № 1. C. 93-98.

4. Круподерова Е.П. Подготовка студентов к проектной деятельности в информационной образовательной среде XXI века. // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 9.

5. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности студентов с помощью сервисов Веб 2.0. // Информатика и образование. 2009. № 10. C. 109-110.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.

7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.

8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» // Информатика в школе. 2015. № 5 (108). C. 50-51.

9. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. C. 283-289.

10. Кручинина Г.А. Метод проектов в условиях информатизации образования. В сборнике: Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. М.А. Вакулиной. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Н.Новгород. 2003. С. 113-115.

11. Матвеева А.В. Формирование экологической компетентности учащихся средствами проектной технологии. // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 19.

12. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/node/2068.

13. Степанова С.Ю., Канянина Т.И., Кручинина Г.А. Проектная деятельность в контексте вызовов современности. В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. 2015. С. 96-101.

Педагогика

УДК 37.013(045)

старший преподаватель Карабанова Оксана Николаевна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Трескин Михаил Юрьевич

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Хабарова Елена Николаевна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»

Аннотация. Цель исследования: разработка формирования социально-значимых качеств личности учащихся.

Гипотеза исследования:

- раскрыто содержание понятий «социально-значимые качества личности», что позволит более обоснованно разработать программу формирования социально-значимых качеств личности учащихся;

- выявленные педагогические условия будут способствовать эффективному формированию социально-значимых качеств личности учащихся.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:

- уточнить содержание понятий «социально-значимые качества личности»;

- разработать модель формирования социально-значимых качеств личности учащихся;

- выявить и обосновать педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности учащихся.

Формирование и развитие социально-значимых качеств личности - процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Л. И. Божович подчеркивает, что личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако все эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие.

Ключевые слова: социально-значимые качества, качества личности, социальная активность, социальная ответственность, инициативность.

Annotation. The purpose of the study: the development of the formation of socially significant qualities of the personality of students.

The hypothesis of the study:

- the content of the concepts of "socially significant qualities of the personality" is revealed, which will allow to develop a program of formation of socially significant qualities of the personality of students more reasonably;

- the revealed pedagogical conditions will promote effective formation of socially significant qualities of the personality of pupils.

In accordance with the purpose, subject and hypothesis of the study, the objectives of the study are formulated:

- to clarify the content of the concepts of " socially significant qualities of the person»;

- to develop a model for the formation of socially significant qualities of students ' personality;

- to identify and justify the pedagogical conditions for the formation of socially significant qualities of the personality of students.

The formation and development of socially significant personality traits is a complex, multifaceted, multifactorial and rather long-term process. L. I. Bozhovich emphasizes that a person reaches personal maturity only as an adult.

Keywords: socially significant qualities of personality, social activity, social responsibility, initiative.

Введение. Проблема формирования социально-значимых качеств личности широко исследуется в психолого-педагогической литературе. Так, вопросам формирования и развития социально-значимых качеств личности посвящены работы отечественных педагогов (Т. А. Бурцева, Л. Ю. Гордин, Н. Б. Русских, В. А. Сластенин и другие) [1, с. 91].

В словаре по педагогике качества личности определяются как «сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде» [3, с. 15].

Качества личности - это обобщенные свойства личности: четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две на них наложенные (характер и способности.

В педагогике социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (Т. А. Бурцева, И. О. Гапонов, Н. Б. Русских).

Социально-значимые качества личности - это совокупность значимых свойств, позволяющих личности включаться в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности.

Социально-значимые качества формируются в обществе и им обусловлены. Они определяют личностное в человеке, так как каждый человек зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые качества - это качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем. Социально-значимые качества личности формируются в ходе социализации как качества, которые не даются от природы или наследственностью.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы и результатов ряда исследований (Т. А. Бунакова, Т. А. Бурцева, Н. Б. Русских и другие) позволил нам выделить следующие социально-значимые качества личности: социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность.

Под социальной активностью мы понимаем важнейшую сферу и особый уровень активности человека. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и другие) [2, с. 37].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.