Научная статья на тему 'Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды'

Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1838
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SUBJECT INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / DIGITAL TOOLS / СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 / WEB 2.0 SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

В статье обоснован дидактический потенциал сервисов Веб 2.0 как инструментов для построения предметных информационно-образовательных сред. Приведены примеры использования сервисов совместного хранения информации; совместной работы с документами; сервисов on-line визуализации (карт знаний, лент времени, инфографики); on-line интерактивных досок; конструкторов интерактивных заданий; сервисов управления проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOLS FOR CONSTRUCTING A SUBJECT INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article substantiates didactic potential of Web 2.0 services as tools for constructing subject information and educational environments. Examples of the use of services for joint storage of information, joint work with documents; on-line visualization services (knowledge maps, time lines, infographics), on-line interactive boards, constructors of interactive tasks, project management services are given.

Текст научной работы на тему «Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды»

различных on-line журналов и дневников проектов, размещение фото и видео отчетов в сети для дальнейшего их анализа.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения -очень важное УУД. Самооценка, взаимооценка может осуществляться в документах совместного редактирования, на вики-страницах обсуждений, в ученических сообществах, с помощью инструментов визуального ранжирования, on-line SWOT-анализа и др.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности - также важное регулятивное УУД. Для анализа успешности групповой работы, оценки собственного вклада обучающихся в работу группы можно использовать on-line опросы, например, с помощью Google-форм.

Для помощи обучающимся в планировании и управлении своей деятельностью учитель готовит различные документы по формирующему оцениванию.

Выводы. Мы проанализировали дидактические возможности различных сетевых сервисов для формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики. Анализ показал, что сетевые сервисы обладают достаточным потенциалом для формирования у обучающихся различных УУД, что составляет деятельностную компоненту метапредметных результатов, определенных ФГОС.

Литература:

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Молчанов С. В., Салмина Н. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе. // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5). С. 104-110.

2. Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. №6. С. 88-91.

3. Круподерова Е.П., Плесовских Г. А. Учебная проектная деятельность с использованием сервисов Веб 2.0 как способ формирования универсальных учебных действий обучающихся. // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2015, № 10. С. 602 -609.

4. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 144-150.

5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 149-153.

6. Круподерова Е.П., Короповская В.П. Освоение учителями информатики технологии вики. //Информатика и образование. 2008. № 10. С. 50-52.

7. Круподерова К.Р., Шевцова Л.А. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий. // Педагогическая информатика. 2015. № 2. C. 37-43.

8. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.

9. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/node/2068.

10. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П. Развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях модернизации педагогического образования. Н.Новгород. Мининский университет. 2017. 140 с.

11. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие. / Под общей редакцией С.С. Татарченковой. Санкт-Пб.: КАРО. 2015. 112 с.

12. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_7_koncepciya_formir-ya_uud_v_obrazovanii.pdf

13. Чайка Л.В. Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на уроках информатики // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2013. № 4. С. 23-25.

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье обоснован дидактический потенциал сервисов Веб 2.0 как инструментов для построения предметных информационно-образовательных сред. Приведены примеры использования сервисов совместного хранения информации; совместной работы с документами; сервисов on-line визуализации (карт знаний, лент времени, инфографики); on-line интерактивных досок; конструкторов интерактивных заданий; сервисов управления проектами.

Ключевые слова: предметная информационно-образовательная среда, цифровые инструменты, сервисы Веб 2.0.

Annotation. The article substantiates didactic potential of Web 2.0 services as tools for constructing subject information and educational environments. Examples of the use of services for joint storage of information, joint work with documents; on-line visualization services (knowledge maps, time lines, infographics), on-line interactive boards, constructors of interactive tasks, project management services are given.

Keywords: subject information and educational environment, digital tools, Web 2.0 services.

Введение. Проблема построения информационного образовательного пространства и информационно-образовательной среды является актуальной уже два десятилетия. Е.О. Иванова в [2] дает следующее определение: «Информационное образовательное пространство - это неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования». Проблема формирования информационного образовательного пространства рассматривается в работах Э.К. Самерхановой. Автор считает, что системообразующим фактором интеграции всех компонентов образовательного континуума высшего учебного заведения в единое информационно- образовательное пространство выступает гуманистическая ориентация образовательной деятельности, выражающаяся в приоритете целей развития и саморазвития личности обучающегося, раскрытия ее потенциальных возможностей [10].

В отличие от понятия «пространство» понятие «среда» включает в себя субъекта, являясь сферой жизненной активности личности, ее развития и образования. Пространство - нечто, не зависящее от человека, оно существует и при его отсутствии. Часть пространства, определенным образом структурированная человеком, «выстроенная для собственных нужд», называется средой. Употребление термина «информационно-образовательная среда» подчеркивает значение современных информационных и коммуникационных технологий как основы построения информационно-образовательных сред.

Требования к информационно-образовательной среде сегодня закреплены на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС общего образования дает следующее определение: «Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности» [12].

Серьезные требования к электронной информационно-образовательной среде сформулированы в ФГОС высшего образования, как для уровня бакалавриата, так и уровня магистратуры [13, 14].

Что касается инструментов для построения ИОС, то сегодня их арсенал достаточно большой. Например, для автоматизации управления школой сегодня имеются такие решения, как единая образовательная сеть Дневник.ру (https://dnevnik.ru), информационно-аналитическая система АВЕРС (http://www.avers-edu.ru), «1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ» (http://online.1c.ru/catalog/programs/program/11410624) и др. Примеры информационных систем для вузов: «Галактика. Управление вузом» (https://www.galaktika.ru/vuz), «Спрут» (http://int21vek.ru/page.2.html), «Комкон: ВУЗ. Деканат 8» (http://www.komkon.ru/content/vus). Другими составляющими информационно-образовательных сред являются системы дистанционного обучения (Learning Management System - система управления обучением). Примеры таких программных сред: «Moodle», «Sakai», «NetSchool», «LMS-школа», «Сетевой город. Образование», «GPA Teacher» и др.

Арсенал инструментов для построения информационно-образовательной среды может быть значительно расширен за счет свободных программных продуктов и сервисов сети Интернет (сервисов Веб 2.0), позволяющих организовать эффективное сетевое взаимодействие участников образовательного процесса. Преимуществами использования сервисов Веб 2.0 для построения ИОС являются: доступность (основные функции сервисов, как правило, доступны любому пользователю сети), простота использования, социальность (возможность совместной работы с сервисом нескольких пользователей, поэтому эти сервисы иногда называют социальными сервисами).

Формулировка цели статьи. Цель статьи - рассмотреть возможности сервисов Веб 2.0 для формирования предметных информационно-образовательных сред.

Изложение основного материала статьи. Глубокое обоснование возможностей использования сервисов Веб 2.0 в образовании выполнено в работах Е.Д. Патаракина [8], Л.К. Раицкой [9]. Л. К. Раицкая исследовала закономерности, структуру и технологии Интернета как информационно-образовательной среды для осуществления в ней самостоятельной познавательной деятельности студента. Автор отмечает, что технологии Веб 2.0. имеют потенциал для достижения новых образовательных целей. На сайтах Веб 2.0 возможно осуществление коллективной деятельности, в том числе познавательной и учебно-познавательной, что было практически невозможно на сайтах Интернета первого поколения, несмотря на ранее существующие групповые формы коммуникации.

Использованию сервисов Веб 2.0 для проектирования новых образовательных продуктов в системе повышения квалификации посвящена работа [3]. Авторы публикации [1] обосновывают применение сервисов Веб 2.0 для управления основной профессиональной образовательной программой. А авторы статьи [11] показывают, как с помощью сервисов Веб 2.0 можно развивать критическое мышление обучающихся. Эффективным использование данных цифровых инструментов является при организации аудиторной и внеаудиторной проектной деятельности [5, 6].

Для построения предметных информационно-образовательных сред могут использоваться следующие сервисы Веб 2.0: вики; сервисы совместного хранения информации; сервисы совместной работы с документами (текстовыми, электронными таблицами, презентациями, рисунками и др.); сервисы on-line визуализации (карты знаний, ленты времени, инфографика, облака слов и т.п.); on-line интерактивные доски; блоги; видеосервисы; конструкторы интерактивных заданий; сервисы управления проектами.

Одним из наиболее активно используемых в образовании социальных сетевых сервисов является сервис Вики. Вики может использоваться для планирования, организации учебной деятельности; создания совместных гипертекстовых энциклопедий; совместного написания творческих работ; для обсуждения, аннотирования, рецензирования статей; обмена опытом; получения консультаций; проведения сетевых мероприятий; знакомства сетевого сообщества с новыми идеями. Например, вики-сайт Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина является компонентом информационно-образовательной предметной среды, где осуществляется проектная деятельность студентов [7]. Также здесь проводятся сетевые проекты и для школьников.

Сегодня многие образовательные учреждения организуют свои информационно-образовательные среды на базе облачных технологий. Облачные хранилища данных: Dropbox (https://www.dropbox.com), Облако Mail.ru (https://cloud.mail.ru), Яндекс.Диск (https://disk.yandex.ru) позволяют пользователям загружать и хранить файлы на серверах, распределенных в сети, и предоставлять их в доступ другим пользователям.

Преимущества облачного хранения - возможность доступа к ресурсам с любого мобильного устройства. Dropbox предоставляет бесплатно 2 ГБ пространства, Облако Mail.ru - 25 ГБ, Яндекс.Диск - 3 ГБ

первоначально и до 20 ГБ можно получить в качестве бонусов за участие в различных акциях. Во всех случаях объем дискового пространства можно расширить за счет платных услуг.

Облачные хранилища Google Drive (https://drive.google.com/drive) и Microsoft OneDrive (https://onedrive.live.com) помимо хранения и обмена файлами позволяют работать с документами коллективно, редактируя их непосредственно в браузере.

Рекомендации по созданию предметной информационно-образовательной среды на базе сервисов Google представлены в статье [41. Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезны для индивидуальной и совместной деятельности. Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества. С помощью сервисов Google можно организовать различную коллективную деятельность:

• создавать, совместно редактировать и обсуждать Google-документы, Google-таблицы, Google-презентации, Google-рисунки;

• создавать индивидуальные и коллективные блоги и добавлять в них самые различные материалы: документы, календари, карты и т.п.;

• создавать системы персонального поиска Google, дополнять их полезными сайтами, что позволяет использовать безопасные образовательные поисковые системы;

• создавать персональные календари и добавлять в них описание событий, коллективно планировать деятельность;

• создавать собственные учебные видео каналы и группы, использовать медиаресурсы YouTube и размещать в сети собственные видео фрагменты;

• создавать Веб-сайт на Google-site. Добавлять на сайт документы, таблицы, календари, карты, фотографии, видео, ленту новостей и др.

Для построения предметной информационно-образовательной среды эффективно применение сервисов on-line визуализации. Эти сервисы Веб 2.0 предоставляют уникальные возможности для структурирования и визуализации информации. Хорошо себя зарекомендовали такие инструменты визуализации, как кластеры, ментальные карты, схемы «Рыбий скелет», ленты времени, причинно-следственные карты, списки приоритетов, SWOT-анализ и т.п.

Особое место среди техник визуализации занимают ментальные карты. Майндмэппинг - удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это красивый инструмент для решения таких задач, как генерация идей и альтернативных вариантов решения задач, поиск нужной информации, ее оценка и эффективное использование, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение «мозговых штурмов». Проведение презентаций с помощью ментальных карт дает возможность за меньшее время дать больше информации, при этом выступающего лучше поймут, а информацию лучше запомнят. Увеличивается четкость, последовательность, доступность излагаемой информации. Ментальные карты хорошее средство формирования критического мышления обучающихся [111.

Перечень on-line сервисов, с помощью которых можно создавать ментальные карты, постоянно расширяется. Примеры сервисов: https://www.mindmeister.com, http://www.spiderscribe.net, http://www.mind42.com, http://www.mindomo.com, http://www.thebrain.com, http://popplet.com.

Замечательные возможности для визуального представления событий в хронологической последовательности представляют ленты времени. Представление исторических событий с помощью лент времени значительно увеличивает наглядность. События на ленте могут быть представлены в виде мультимедийных объектов. Примеры сервисов для построения лент времени: http://www.timerime.com, http://www.timetoast.com, http://www.tiki-toki.com.

Отличную возможность для сжатого представления информации предоставляют сервисы создания инфографики. Инфографика - это графический способ подачи данных, целью которого является быстрое и четкое преподнесение сложной информации. Инфографика представляет совокупность текста, изображений, графиков и т.п. с оригинальными композиционными и цветовыми решениями. Примеры сервисов для создания инфографики: http://www.easel.ly/, https://visual.ly/, http://infogr.am/, http://piktochart.com/.

Удобным инструментом для проведения различных «мозговых штурмов», создания совместных творческих работ, интерактивных газет являются on-line интерактивные доски. Примеры сервисов: http://wikiwall.ru, http://www.stixy.com, https://ru.padlet.com.

Существует большое количество сервисов, позволяющих создавать дидактические материалы (в том числе, интерактивные игры по предметам), на основе готовых шаблонов. Один из них LearningApps (http://learningapps.org) - конструктор интерактивных упражнений.

Сервисы для управления проектами позволяют организовать совместное планирование различных мероприятий. Достаточно распространенными инструментами такого планирования проекта являются диаграммы Ганта, традиционно используемые в менеджменте. В этом случае графическое представление плана проекта и графика работ представляет собой изображение задач в виде отрезков на шкале времени. Это позволяет оценить последовательность выполнения задач, их относительную длительность и протяженность проекта в целом, сравнить планируемый и реальный ход выполнения задач. Основу такого графика составляет иерархическая таблица, в которой перечислены задания (этапы проекта, сроки, ответственные и т.п.), и временная диаграмма. Это позволяет видеть описание заданий, их структуру и порядок их выполнения по времени. Примеры сервисов для построения диаграмм Ганта: www.smartsheet.com, http://www.realtimeboard.com.

При выборе инструментария для создания информационных продуктов педагоги и обучающиеся могут воспользоваться различными обучающими материалами по работе с сетевыми сервисами, представленными на сайтах разработчиков или созданными пользователями сети Интернет. В качестве примера приведем два сайта: https://sites.google.com/site/badanovweb2 и https://sites.google.com/site/proektmk2. На каждом из них сервисы Веб 2.0 классифицированы по назначению, имеются обучающие материалы для каждого сервиса, примеры использования в образовании.

Выводы. Мы рассмотрели различные цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды. Обоснование дидактического потенциала сервисов Веб 2.0 как инструмента организации эффективного сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса в

условиях предметных информационно-образовательных сред позволяет использовать их для сотрудничества и коммуникации педагогов, обучающихся, администрации.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 14.

2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение. 2011. 190 с.

3. Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Интернет-технологии как средство проектирования новых образовательных продуктов в системе повышения квалификации. // В сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки». Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина, 2015. С. 271-274.

4. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 144-150.

5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.

6. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. 84 с.

7. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 283-289.

8. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре». 2009. 176 с.

9. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном обучении: монография. М.: МГОУ.2011. 173 с.

10. Самерханова Э.К. Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 17.

11. Тихонов А.П., Канянина Т.И. Развитие критического мышления обучающихся с помощью сетевых сервисов. // В сборнике «Психология и педагогика: методология, теория и практика». Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 151-153.

12. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/543.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный 4 декабря 2015 г., № 1426. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный «21» ноября 2014г., № 1505. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/04/pedagogika-site-dok.html.

Педагогика

УДК:37.02

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); учитель информатики Попенко Наталья Вячеславовна Либежевская школа (Чкаловский район Нижегородской области); студент Попенко Сергей Дмитриевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования информационной культуры обучающихся. Для формирования информационной культуры хорошие возможности предоставляет учебно-исследовательская и проектная деятельность с помощью сетевых сервисов. Приведены примеры проектов для студентов и школьников. Показаны возможности формирования информационной культуры через организацию совместного сбора ресурсов, оценку надежности источников информации, демонстрацию умений преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Ключевые слова: информационная культура, информационные ресурсы, проектная деятельность, сетевые сервисы.

Annotation. The article deals with the formation of the information culture of students. Educational, research and project activities provide good opportunities to form an information culture. Shown the possibilities of forming the information culture of students through the organization of joint collection of resources, assessing the reliability of information sources, demonstrating the ability to transform information from one type to another. Keywords: information culture, information resources, project activity, network services.

Введение. Современное понимание информационной культуры, заключающееся в умении и потребности человека работать с информацией средствами информационных технологий, определяется:

• устойчивыми навыками по использованию технических устройств;

• потребностью использования информационных технологий для поиска и обработки информации;

• умением отбирать информацию из различных источников, ранжировать ее по степени адекватности запросу и важности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.