Научная статья на тему 'Дидактические возможности сетевых сервисов для формирования универсальных учебных действий'

Дидактические возможности сетевых сервисов для формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REGULATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / NETWORK SERVICES / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых сервисов для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Особое внимание уделено проектной деятельности с использованием сетевых сервисов как инструменту формирования универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канянина Татьяна Ивановна, Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF NETWORK SERVICES FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

The didactic possibilities of network services for the formation of regulative, cognitive and communicative universal educational activities of students are considered in the article. Particular attention is paid to the project activities with the use of network services as a tool for the formation of universal learning actions.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности сетевых сервисов для формирования универсальных учебных действий»

Педагогика

УДК:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых сервисов для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Особое внимание уделено проектной деятельности с использованием сетевых сервисов как инструменту формирования универсальных учебных действий.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, сетевые сервисы, проектная деятельность.

Annotation. The didactic possibilities of network services for the formation of regulative, cognitive and communicative universal educational activities of students are considered in the article. Particular attention is paid to the project activities with the use of network services as a tool for the formation of universal learning actions.

Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, network services, project activity.

Введение. Чтобы подготовить социально адаптируемого выпускника, образование должно меняться, «опережая время». В современной школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала обучающихся, их успешное жизненное самоопределение, формирование активной жизненной позиции, умений командной работы.

В основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. В рамках ФГОС универсальные учебные действия рассматриваются как комплекс, который предоставит обучающимся возможность широкой ориентации - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимся ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик [11].

Сегодня появляется достаточно большое количество публикаций, позволяющих познакомиться с передовыми педагогическими практиками по формированию УУД. Например, в статьях [1, 2, 3, 9, 12] можно познакомиться с опытом формирования УУД на уроках информатики, истории и обществознания, русского языка, иностранного языка, математики. Авторы предлагают для формирования универсальных учебных действий обучающихся использовать постановку проблемных вопросов, интерактивных форм работы, проектного метода и, конечно, педагогически обоснованное применение информационных технологий.

Эффективным дидактическим инструментом для реализации системно-деятельностного подхода в обучении являются сервисы сети Интернет. Сегодняшний этап развития Интернета характеризуется активным использованием социальных сетевых сервисов, позволяющих организовать эффективное сотрудничество участников сетевого взаимодействия, сформировать необходимые УУД.

Целью исследования является обоснование дидактических возможностей сервисов сети Интернет для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Рассмотрена особая роль проектной деятельности с использованием сетевых сервисов как инструмента формирования универсальных учебных действий.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим дидактические возможности сетевых сервисов как инструмента формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Проблема формирования универсальных учебных действий с помощью сетевых сервисов обсуждается в [5, 6, 7, 8 ]. Авторы приводят конкретные примеры для уроков информатики и технологии. Посмотрим на возможности сетевых сервисов более широко.

Отличительной особенностью ФГОС является ориентация на развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Стремительное развитие коммуникаций и появление социальных сетей ведет к формированию взаимодействия людей в группе. Один из принципов социальных сетей - принцип ответственности каждого за контент. Совместное ведение документов, работа в одной среде обеспечивают умение понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать партнера и самого себя. Сервисы Веб 2.0 помогают обучающимся выйти за рамки класса и школы, обмениваясь информацией и сотрудничая со сверстниками, учителями, родителями и специалистами во всем мире. В таблице 1 представлены некоторые примеры сетевых сервисов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Возможности использования сетевых сервисов для формирования коммуникативных УУД

Использование сетевых сервисов Примеры сервисов

Организация групповой деятельности по сбору идей, проблем,планов https://docs.google.com/document https://docs.google.com/spreadsheets

Проведение «мозговых штурмов» On-line доски: http://www.twiddla.com http://www.stixy.com https://ru.padlet.com On-line ментальные карты: http://www.mindmeister.com http://www.mind42.com

Использование совместных облачных хранилищ информации https://disk.yandex.ru https://onedrive.live.com https://drive.google.com

Совместный подбор закладок на Интернет-ресурсы http://bobrdobr.ru https://www.symbaloo.com

Коллективный сбор видео-материалов http://www.youtube.com http://rutube.ru/ http://video.mail.ru/ http://vision.rambler.ru

Создание совместных творческих работ (вики-статей, on-line газет, лент времени, инфографики) http://letopisi.org http://wikiwall.ru https://www.tiki-toki.com http://www.timetoast.com https://piktochart.com https://www.easel.ly

Организация взаимодействия в социальных сетях Ведение сетевых дневников https://ru.padlet.com https://plus.google.com http://vk.com/ http://ok.ru/

Проведение on-line опросов http://www.blogger.com http://rusedu.net http://www.wordpress.com https://mailblog.mail.ru https://docs.google.com/forms http://anketer.ru

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Формирование познавательных УУД с помощью сервисов Веб 2.0 позволит мотивировать обучающихся на осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач. В таблице 2 представлены некоторые примеры сетевых сервисов для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Возможности использования сетевых сервисов для формирования познавательных УУД

Использование сетевых сервисов Примеры сервисов

Выполнение интерактивных заданий на классификацию, сравнительный анализ, становление причинно-следственных связей Представление информации с изменением формы подачи материала (с помощью схем, ментальных карт, кластеров, лент времени, облаков слов, инфографики и т.п.) Построение ментальных карт в процессе смыслового чтения Вставка комментариев в тексты для совместного редактирования Создание вебмиксов с ресурсами https://learningapps.org сервисы для создания ментальных карт: https://bubbl.us http://www.mindmeister.com/ http://www.mind42.com http://www.gliffy.com сервисы для создания лент времени: http://www.timerime.com https://www.tiki-toki.com http://www.timetoast.com облака слов: http://www.wordle.net облакослов.рф инфографика: https://piktochart.com https://infogra.ru http://www.mindmeister.com/ http://www.mind42.com , http://www.gliffy.com Google-документы, таблицы, рисунки https://www.symbaloo.com

Согласно требованиям нового ФГОС, школа должна готовить ученика, умеющего ставить перед собой учебные задачи на основе известной ему информации, определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата, составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат, контролировать его, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, делать выбор в ситуации мотивационного конфликта и преодолевать препятствия, т.е. ученика, у которого сформированы регулятивные универсальные учебные действия.

Сервисы Веб 2.0 представляют условия для самостоятельной работы обучающихся, а, следовательно, и для формирования перечисленных структурных элементов регулятивных универсальных учебных действий. В таблице 3 представлены некоторые примеры сетевых сервисов для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Таблица 3

Возможности использования сетевых сервисов для формирования регулятивных УУД

Использование сетевых сервисов Примеры сервисов

Совместная постановка целей и задач познавательной деятельности Документы совместного редактирования, вики-сайты

Формулировка учебных задач для достижения поставленной цели Сетевые сервисы для автоматизации планирования http://www.symphonical.com http://www.pivotaltracker.com http://trello.com

«Мозговые штурмы» на on-line досках http://wikiwall.ru/

http://www.twiddla.com http://www.stixy.com http://www.scribblar.com http://en.linoit.com https://docs.2oogle.com

Ведение различных on-line журналов и дневников, рефлексия http://www.blogger.com http://rusedu.net http://www.wordpress.com

Самооценка, взаимооценка Google-формы, сервисы on-line голосования

Эффективным для формирования различных УУД с помощью сетевых сервисов является использование проектной деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих результативно действовать в реальной жизненной ситуации, владея которыми обучающийся может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. В примерной основной образовательной программе основного

общего образования [10] записано, что одним из путей формирования универсальных учебных действий в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Интересные примеры заданий на формирование УУД мы встречаем в различных учебных и внеурочных проектах нижегородских педагогов. Например, в проекте «День российской информатики» (автор проекта Круподерова К.Р., адрес проекта: https://goo.gl/6T42hh) одна из команд построила ментальную карту с помощью сервиса https://www.mindomo.com, посвященную известному советскому ученому Ершову А.П. (http://qps.ru/CPJiH). А с помощью инфографики участники проекта представили историю отечественного Интернета. Это задания на формирование познавательных УУД. Примером задания на формирование коммуникативных УУД является создание совместного каталога отечественных Интернет-сервисов (https://goo.gl/DmqBWF) с использованием технологии вики.

В проекте «Вторая реальность» (автор проекта: Степанова С.Ю., учитель информатики лицея № 7 г. Кстово, адрес проекта: https://goo.gl/TNMH9e) обучающиеся представили с помощью on-line ментальных карт классификацию компьютерных сетей, виды Интернет-коммерции, угрозы информационной безопасности, классификацию электронных государственных услуг. При этом формируется такое УУД, как умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Важным познавательным УУД является овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Весной 2018 г. для школьников Нижегородской области был проведен сетевой проект «Выходи в Интернет» (https://goo.gl/CdFTLr). Его организаторами стали студенты Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина. Один из этапов проекта назывался «Пользуйся достоверными ресурсами». Он содержал два задания. В первом задании было необходимо подобрать Интернет-ресурсы, посвященные Всемирному дню авиации и космонавтики и провести анализ этих ресурсов на достоверность по предложенной методике оценки сайтов. Во втором задании, используя информацию из подобранных Интернет-ресурсов, каждой команде нужно было создать инфографику и разместить на одном слайде в совместной on-line презентации (https://goo.gl/ZaET7m).

Серьезное внимание формированию регулятивных УУД уделяется в учебных проектах, выполненных по технологии программы Intel «Обучение для будущего». Разработчики проектов готовят большое количество материалов формирующего оценивания: всевозможные листы самооценки и взаимооценки, бланки для рефлексии.

В проекте «Безопасность в Интернете» (адрес проекта https://goo.gl/GcV95m) обучающиеся ведут личный дневник (https://goo.gl/VcLre8), где отмечают, что сделано на уроке, с какими сложностями пришлось столкнуться, что следует сделать дома и на следующем уроке. В проекте «Вторая реальность» обучающиеся заполнили Google-формы (https://goo.gl/nuEBqW) для взаимооценки работы своих товарищей.

В проекте «Учим и учимся с Веб 2.0» (авторы проекта Круподерова Е.П. и Круподерова К.Р., адрес проекта: https://goo.gl/qf7bT4) обучающиеся строят денотатный граф «Вклад в работу группы» (http://www.gliffy.com/publish/2967895). Использован сервис http://www.gliffy.com.

Для формирования коммуникативных УУД отличные дидактические возможности создаются при организации групповой учебно-исследовательской деятельности. Например, в проекте «На пути к информационному обществу» (авторы проекта Круподерова Е.П. и Круподерова К.Р., адрес проекта: https://goo.gl/qf7bT4) учебное сотрудничество и совместная деятельность обучающихся были организованы на совместной интерактивной доске, где они изложили рекомендации по этичному поведению в Интернете.

В проекте «Окружающий мир - мир сложных систем» (автор проекта Круподерова К.Р., адрес проекта: https://goo.gl/ySxUao) обучающиеся в совместной Google-таблице (https://goo.gl/ioUmRU) собирали основные научные идеи ученых-кибернетиков.

В региональном сетевом проекте «Нам жить на этой земле» (авторы проекта: Канянина Т.И., Степанова С.Ю., адрес проекта: https://sites.google.com/site/namzitnazemle) обучающиеся формулировали в совместной Google- презентации (https://goo.gl/ihkWsD) « Свод правил жителя Земли», создавали совместную Google-карту природных ценностей (https://goo.gl/v4x8Q5).

Другие примеры формирования различных УУД в Интернет-проектах, разработанных нижегородскими педагогами можно найти в методическом пособии [4].

Выводы. Мы проанализировали дидактические возможности различных сетевых сервисов для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Анализ показал, что сетевые сервисы обладают достаточным потенциалом для формирования у обучающихся различных УУД, что составляет деятельностную компоненту метапредметных результатов, определенных ФГОС. Особая роль в формировании универсальных учебных действий принадлежит проектной деятельности с использованием сетевых социальных сервисов.

Литература:

1. Абрамова Т.А. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 3. С. 4-6.

2. Ахломенок А.С. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории и обществознания в средней школе. // Информация и образование: границы коммуникаций. 2016. № 8(16). С. 140-141.

3. Егорова А. А., Эйснер Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики // Молодой ученый. 2016. №29. С. 1-4.

4. Канянина Т.И., Круподерова ЕП., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации. Методическое пособие. Нижний Новгород. НИРО. 2017.

5. Круподерова Е.П., Плесовских Г. А. Учебная проектная деятельность с использованием сервисов Веб 2.0 как способ формирования универсальных учебных действий обучающихся. // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2015, № 10. С. 602 -609.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 149-153.

7. Круподерова Е.Н., Никитина Н.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью сетевых сервисов. //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 141-144.

8. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.

9. Матушевская Е.А. Формирование УУД на уроках английского языка // Вестник научных конференций. 2017. № 8-2 (24). С. 58-60.

10. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/node/2068.

11. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании //Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_7_koncepciya_formir-ya_uud_v_obrazovanii.pdf

12. Чайка Л.В. Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на уроках информатики // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2013. № 4. С. 23-25.

Педагогика

УДК 37.014.3 + 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Крымгужина Зулия Зиннатовна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Башкирского Государственного университета (г. Сибай)

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме в области дошкольной педагогике. В данной статье рассматриваются основные требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. Проанализированы принципы.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, образовательная среда, предметно-пространственная среда, ребенок.

Annоtation. This study is devoted to the problem in the field of preschool pedagogy. This article considers the basic requirements for the organization of the subject-spatial environment in the preschool educational organization in accordance with the GEF TO. The principles are analyzed.

Keywords: preschool educational organization, educational environment, subject-spatial environment, child.

Введение. В ходе изменений, происходящих в системе дошкольного образования, где дошкольное образование обозначено как ступень образования, так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям: создание нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка; формирование направления его индивидуального развития; учитывать особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особая роль в процессе воспитания детей дошкольного возраста уделяется образовательной среде (предметно-пространственная среда). В требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного образования, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий организации успешного образовательного процесса. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Деятельность ребенка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно-пространственная должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс [1].

В соответствии с ФГОС ДО и рекомендациями Примерной основной образовательной программы дошкольного образования предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения данной задачи предметно-пространственная среда должна соответствовать следующим принципам:

1. Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2. Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей: работа в группах и индивидуально; зона уединения; открытый доступ к игровым материалам; зонирование пространства; участие детей в организации пространства; комфортное и безопасное пребывание детей в переполненных группах; комфортное пребывание детей с ограниченными возможностями.

Разделение игрового пространства на зоны, возможность общения, совместной деятельности, уединения и т.д.

Увеличение пространства раздевального помещения за счет банкеток, которые могут убираться под шкафчики. Увеличение пространства раздевального помещения за счет изменения дизайна стандартной мебели. Педагог на одном визуальном уровне с детьми. Легко перемещается по раздевалке. Использование пространства спальни в качестве игровой в период бодрствования детей.

3. Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.