При отсутствии компьютерной модели невозможно было бы осуществление вручную как диагностики, так и оптимизации совместимости иллюстративных рядов учебников в силу значительных объёмов обрабатываемой информации. Её применение способствовало автоматизации процесса вычислений, что значительно облегчило и упростило практическую реализацию программы оптимизации.
Таким образом, рассмотренная технология оптимизации совместимости учебной наглядности представляет собой первую попытку разработки сложного и многогранного педагогического явления с помощью методов оптимизации. В достаточной мере совместимые между собой варианты иллюстрирования учебной литературы отражают необходимость стандартизации образования на данном уровне, что является одним из условий перехода к единому информационному пространству как общеобразовательной, так и профессиональной школы.
Литература:
1. Анализ совместимости многомерных объектов наглядности: свидетельство о гос. регистрации № 2008611955.
2. Кротова И.В. Возможности системно-параметрического анализа совместимости наглядности в учебной литературе / И.В. Кротова // Вестник ТГУ, 2008. № 314. С. 177-183.
3. Кротова И.В. Оптимизация совместимости учебной наглядности (на примере учебников средней школы): дисс. ...д-ра пед. наук. Чита, 2009. 318 с.
4. Паронджанов В. Учебник XXI века: он может быть эффективнее в 8000 раз [http://www.russian-vuz.ru].
5. Fuller N. An Interactive Computer Graphics System for Teaching Geometry in Canada / N. Fuller, P. Prusinkiewies, I. Rambaly // Computers in Education. Amsterdam, 1985. Р. 115-120.
6. Gray R.A. Educational technology use in distance education: Historical review and future trends // Educational technology. 1988. Vol. 28. P. 38-42.
Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация. Статья посвящена вопросу построения персональной цифровой среды учителя на основе требований профессионального стандарта педагога. Обоснованы дидактические возможности персональной цифровой среды на базе сетевых социальных сервисов для выполнения трудовых действий педагога. Приведены примеры выполнения конкретных трудовых действий с помощью Интернет-сервисов совместного редактирования документов, создания гипертекста, on-line визуализации, виртуальных досок и т.п.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, трудовые действия, персональная цифровая среда педагога, сервисы Веб 2.0.
Annotation. Статья посвящена вопросу построения персональной цифровой среды учителя на основе требований профессионального стандарта педагога. Обоснованы дидактические возможности персональной цифровой среды на базе сетевых социальных сервисов для выполнения трудовых действий педагога. Приведены примеры выполнения конкретных трудовых действий с помощью Интернет-сервисов совместного редактирования документов, создания гипертекста, on-line визуализации, виртуальных досок и т.п.
Keywords: professional standard, labor actions, personal digital environment, Web 2.0 services.
Введение. 7 мая 2018 Президент РФ В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [11]. Одной из задач, сформулированных в Указе, является задача разработки национального проекта «Образование». Среди целей проекта обозначена цель создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В цифровой среде школы каждый педагог формирует свою собственную персональную цифровую среду, подбирая необходимые цифровые инструменты для решения задач, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с обучающимися и коллегами, с собственным профессиональным развитием. При конструировании собственной персональной цифровой среды педагогу следует ориентироваться на требования профессионального стандарта педагога [8].
Эффективным для формирования персональной цифровой среды педагога является использование социальных сетевых сервисов (сервисов Веб 2.0). Первоначально контент сети Интернет создавался только профессионалами, пользователь был пассивным потребителем информации. В начале XXI века в понимании функции сети произошел существенный сдвиг: пользователи получили возможность самостоятельно создавать контент. Этим объясняется высокий дидактический потенциал социальных сетевых сервисов для реализации компетентностного подхода в обучении [6], организации проектной деятельности обучающихся [2, 9], развития критического мышления [7], использования современных форм оценивания [1, 10], мотивации обучающихся [5], формирования ИКТ-компетентности [12].
Обоснование дидактических возможностей использования сервисов Веб 2.0 для выполнения трудовых функций педагога в рамках персональной цифровой среды рассматривается нами как актуальная научно-практическая задача.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим общепедагогическую трудовую функцию учителя. В профстандарте перечислены 10 трудовых действий. Обоснуем дидактические возможности персональной цифровой среды на базе сетевых социальных сервисов для реализации этих трудовых
действий. Первое трудовое действие - разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
Перед каждым педагогом стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов обучения. Сегодня внимание многих педагогов обращено к смешанному обучению, совмещающему обучение с участием учителя с онлайн-обучением. Приведем примеры некоторых цифровых инструментов на основе сервисов Веб 2.0, которые наилучшим образом подходят для реализации смешанного обучения.
Эффективными инструментами для организации смешанного обучения, причем как для использования в домашней работе, так и для организации работы в классе, являются интерактивные рабочие листы. Создавать интерактивные рабочие листы можно с использованием документов совместного редактирования (например, с помощью Google-документов, Google-таблиц или Google-рисунков). Приведем пример интерактивного рабочего листа по информатике по теме «Табличный процессор»: http://goo.gl/1EP2cC. При выполнении задания обучающимся необходимо сделать копию таблицы, открыть доступ для владеющих ссылкой. Данные о численности населения в городах Нижегородской области «считать» с карты, размещенной на странице Википедии. Требуется вычислить общее количество населения в городах с населением больше 70000 человек, отсортировать данные в таблице по возрастанию численности населения, построить гистограмму.
Отличные возможности по созданию интерактивных рабочих листов имеются у Google-форм. В них можно встраивать изображения и видеоролики, к которым добавлять вопросы и задания. Google-формы можно применять в формате опроса или теста. Приведем примеры интерактивных рабочих листов на основе Google-форм:
• Биология. Митоз https://goo.gl/vgY6BQ.
• Математика. Правильные многогранники https://goo.gl/LZhrT9.
• Русский язык «Синонимы и антонимы» https://goo.gl/huHkou.
• Информатика. «Понятие информации» https://goo.gl/dd2Cax.
Другим вариантом создания интерактивных рабочих листов является сервис https://app.wizer.me. Пример использования сервиса в курсе информатики по теме «Измерение информации»: https://app.wizer.me/preview/UKIT5J. Использованы короткие видеоролики, размещенные на http://youtube.com: «Содержательный подход к измерению информации», «Формула Шеннона», «Объемный подход к измерению информации». Предложены тесты с вопросами на выбор ответа и с открытыми вопросами, с заданием на группировку понятий. В конце интерактивного урока обучающимся предлагается рефлексия, где следует записать, с какими сложностями они столкнулись при изучении темы. Также предлагаются дополнительные ресурсы по теме и дополнительное творческое задание на построение ленты времени «История развития теории информации».
Сегодня Интернет предлагает огромное количество различных сервисов, с помощью которых можно создавать практически любой контент: собственные сайты и блоги, фотоальбомы и видеоролики, необычные презентации и электронные книги, дидактические игры и коллекции ссылок, проводить тесты и опросы и организовывать совместную работу.
Существует большое количество сервисов, позволяющих создавать дидактические материалы (в том числе, интерактивные игры по предметам) на основе готовых шаблонов. Один из них http://learningapps.org -конструктор интерактивных упражнений. Несколько авторских интерактивных заданий по информатике:
• Задание на сортировку по теме «Российские Интернет-сервисы» https://goo.gl/GUcF7B
• Кроссворд по теме «Вычислительные сети» https://goo.gl/aU7atx
• Задание на группировку по теме «Поколения ЭВМ» https://goo.gl/K4344g.
Рассмотрим другое трудовое действие, относящееся к общепедагогической трудовой функции педагога -формирование универсальных учебных действий. Обоснуем дидактические возможности сетевых сервисов как инструмента формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Отличительной особенностью ФГОС является ориентация на развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Приведем примеры некоторых сетевых инструментов в персональной цифровой среде педагога, позволяющих формировать коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся. Организация «мозговых штурмов» по сбору идей, полезных ресурсов, примеров может осуществляться в таблицах совместного редактирования (например, https://docs.google.com/spreadsheets), на on-line интерактивных досках (например, http://www.twiddla.com, https://ru.padlet.com), с помощью ментальных карт (например, http://www.mindmeister.com, http://www.mind42.com). Полезным является использование совместных облачных хранилищ информации: https://disk.yandex.ru, https://onedrive.live.com, https://drive.google.com. Педагог может предложить обучающимся задания на создание совместных творческих работ (вики-статей, on-line газет, лент времени, инфографики). Приведем в качестве примера формирования коммуникативных УУД задание на создание каталога отечественных Интернет-сервисов на коллективной вики-странице (https://goo.gl/DmqBWF).
Познавательные УУД включают действия поиска, анализа, структурирования информации; использование знаково-символических средств, моделей, схем. Выполнение интерактивных заданий на сравнение, классификацию, выделение общих признаков может выполняться с помощью on-line конструкторов интерактивных заданий (например, http://learningapps.org). Для представления информации с изменением формы подачи материала используются on-line ментальные карты, кластеры, ленты времени, облака слов, инфографика и т.п.
В качестве примера формирования познавательных УУД приведем задание на создание ленты времени по истории Интернета с помощью сервиса https://time.graphics. Выполненное задание: https://time.graphics/ru/line/160372. С примером ментальной карты по творчеству С.А. Есенина, разработанной с помощью сервиса https://www.mindomo.com, можно познакомиться по адресу: https://goo.gl/CtWMS8.
Согласно требованиям ФГОС, школа должна готовить ученика, умеющего ставить перед собой учебные задачи на основе известной ему информации, определять последовательность промежуточных целей для
достижения конечного результата, составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат, контролировать его, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, делать выбор в ситуации мотивационного конфликта и преодолевать препятствия, т.е. ученика, у которого сформированы регулятивные универсальные учебные действия. Сервисы Веб 2.0 представляют условия для самостоятельной работы обучающихся, а, следовательно, и для формирования перечисленных структурных элементов регулятивных универсальных учебных действий.
Формулировка учебных задач как шагов достижения поставленной цели, обоснование логической последовательности шагов может выполняться с помощью различных сетевых сервисов для автоматизации планирования. Примеры сервисов: http://www.symphonical.com, http://www.pivotaltracker.com, http://trello.com. Ведение различных on-line журналов и дневников, «мозговые штурмы» на on-line досках - примеры формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в рамках персональной цифровой среды педагога.
Хорошими инструментами формирования регулятивных УУД являются различные листы самооценки, взаимооценки, анкеты для рефлексии. Пример такого листа взаимооценки в проекте по теме «Интернет», выполненного с помощью Google-формы: https://goo.gl/nuEBqW.
Мы рассмотрели всего лишь два трудовых действия, относящихся к общепедагогической трудовой функции учителя и убедились в дидактических возможностях персональной цифровой среды педагога, построенной на сервисах Веб 2.0. Аналогичные результаты можно получить, рассматривая и другие трудовые действия.
Кратко остановимся на трудовой функции «Воспитательная деятельность». Здесь 11 трудовых действий. В качестве примера рассмотрим трудовое действие «Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности». Отличными возможностями для реализации данного трудового действия выступает внеурочная проектная деятельность [4]. Анализ возможностей сервисов Веб 2.0 позволяет сделать вывод, что проектная деятельность может рассматриваться как процесс создания нового уникального сетевого контента и активного взаимодействия субъектов между собой в процессе его создания и практического применения.
Сегодня инициатором, разработчиком и координатором сетевого проекта может стать любой педагог, обладающий навыками организации проектной деятельности и имеющий опыт использования сервисов Веб 2.0 в педагогической практике.
Перед разработчиком сетевого проекта стоят следующие технологические задачи: создание сетевой площадки проекта; организация электронной регистрации; размещение цифрового содержимого (учебных материалов, заданий, продуктов деятельности участников, фото, видеоматериалов, текстовых документов, презентаций); организация общих сетевых мероприятий; организация совместной деятельности участников в сети; осуществление координации проекта и организация линий коммуникации; продвижение проекта в сети Интернет; организация мониторинга, прозрачной оценки работ. Все вышеперечисленные технологические задачи позволяют решить разнообразные инструменты и сервисы сети Интернет. Отличные возможности по созданию сетевой площадки проекта предоставляют вики-сайты [3]. Они могут стать компонентом персональной цифровой среды педагога.
Некоторые примеры сетевых проектов нижегородских педагогов: общероссийский сетевой проект «Святой витязь земли русской» (http://goo.gl/UJ89F5), региональные сетевые проекты «День российской информатики» (https://goo.gl/DFutTz), «По следам Нижегородского ополчения» (https://goo.gl/AKSDZ5), «Моя коллекция2 (https://goo.gl/wngcEL).
Третья трудовая функция педагога «Развивающая деятельность», в которой 10 трудовых действий. Дидактические возможности персональной цифровой среды педагога рассмотрим на примере трудового действия «Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения». Использованию сетевых социальных сервисов для реализации этого трудового действия альтернативы нет. При совместном создании вики-статей, сайтов, интерактивных газет, инфографики, лент времени, ментальных карт создаются отличные возможности для формирования у обучающихся коммуникативных навыков, критического мышления, ответственности, уважительного отношения к соавторам, толерантности. Некоторые примеры совместного создания обучающимися контента:
• совместная вики-статья обучающихся в учебном проекте «Все для фронта, все для победы» https://goo.gl/6r3i66;
• совместная on-line интерактивная газета «Патриоты земли русской» из проекта «Святой витязь земли русской» https://padlet.com/wall/uhl1aaydnl;
• совместная Googk-презентация «Свод правил жителя Земли» из сетевого проекта «Нам жить на этой земле» https://goo.gl/pwAkdL.
Выводы. Мы проанализировали дидактические возможности различных сетевых сервисов для реализации трудовых действий педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта в рамках персональной цифровой среды учителя. Анализ показал, что сетевые сервисы обладают достаточным потенциалом для реализации рассмотренных трудовых действий.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1(21). С. 223 - 228.
2. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Шевцова Л.А. Проектная деятельность учителя литературы в информационной образовательной среде XXI века // Нижегородское образование. 2015. № 1. C. 93-98.
3. Круподерова Е.П., Короповская В.П. Освоение учителями информатики технологии вики. // Информатика и образование. 2008. № 10. С. 50-52.
4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.
5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.
6. Круподерова К.Р., Румянцева А.С. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении. // В мире научных открытий. 2015. № 7.1 (67). C. 351-359.
7. Круподерова К.Р., Царева И.А. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. Нижний Новгород: НГПУ. 2014. C. 42-48.
8. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
9. Степанова С.Ю., Канянина Т.И., Кручинина Г.А. Проектная деятельность в контексте вызовов современности. В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. 2015. С. 96-101.
10. Степанова С.Ю., Гвоздикова Е.И. Организация рефлексии в сетевом проекте. // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 160-165.
11. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425
12. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Т.9. №7S. С. 1381.
Педагогика
УДК: 373.1
кандидат педагогических наук, доцент Кубеков Энвер Аджимуратович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ: ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В данной статье рассматривается история, практика, проблемы системы подготовки юных футболистов.
Ключевые слова: юный футболист, система, спортивная специализация, подготовка, спортивная школа.
An^tatton. This article discusses the history, practice, problems of the training system for young football players.
Keywords: young football player, system, sports specialization, training, sports school.
Введение. Повышение уровня отечественного футбола в значительной мере зависит от качества подготовки резерва. Отечественными и зарубежными учеными А.А. Сучилиным, Ю.Д. Железняком, Ю.М. Портновым, В.Я. Игнатьевой, P.Krause, J. Votik разработаны вопросы, касающиеся подготовки резерва в отдельных игровых видах.
Основные результаты этих разработок стали универсальными для спортивных игр в целом. Однако большой комплекс нерешенных проблем на фоне профессионализации футбола требует обновления содержания сложившейся системы многолетней подготовки спортивного резерва в футболе.
Так, нуждаются в уточнении положения о морфофункциональных особенностях юных футболистов, возрастной динамике и сенситивных периодах специфических проявлений двигательных качеств при определении содержания многолетней подготовки. На сегодняшний день, по нашему мнению, мало исследованы вопросы взаимосвязи содержания тренировочного процесса с возрастной спецификой соревновательной деятельности, что не позволяет оптимизировать многолетнюю технико-тактическую подготовку. Недостаточно разработано возрастное нормирование тренировочных нагрузок по специализированности, координационной сложности и направленности, что затрудняет их контроль и планирование, а также может лимитировать эффективность тренировочного процесса в целом. До настоящего времени многолетняя подготовка спортивного резерва в футболе недостаточно учитывала возрастную специфику доминантных факторов, обусловливающих уровень подготовленности юных спортсменов, что ограничивало возможности управления эффективностью тренировочного процесса [3].
Изложение основного материала статьи. Футбол, как известно, является одной их популярных, старейших спортивных и любимых игр большей половины человечества на Земном шаре. Происхождение этой игры относится к далекому прошлому.
Основной задачей спортивных школ является подготовка всесторонне развитых юных футболистов, обеспечение улучшения их здоровья, включая физическое развитие. Подготовка столь необходимых высококвалифицированных футболистов предполагает наличие у тренеров знаний и высокой профессионально-педагогической компетентности.
Физическая подготовка юных футболистов - стержневой фактор, от которого зависит эффективность командных, групповых, и индивидуальных технико-тактических действий. Юных футболистов тренеру необходимо приучить к тому, что каким бы техничным и тактически грамотным не был каждый из них, он никогда не сможет добиться успеха, побед без хорошей, основательной и разносторонней физической подготовки.
В спортивных школах формируются отделения из групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Подготовка юных спортсменов обязана основываться на систематической слаженной преемственной методике тренировки, предполагающей эффективное становление спортивного мастерства, качественный, интенсивный рост функциональных возможностей и соответствующее их осуществление, что, соответственно немыслимо без тщательно подготовленного начального этапа тренировок.
При высоких показателях спортивной работы и необходимых условиях могут создаваться группы спортивного совершенствования (Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Куликов Л.М.).