Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ОЦЕНИВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
Аннотация. В статье рассмотрены различные стратегии формирующего и итогового оценивания в исследовательской деятельности обучающихся. Проанализированы стратегии выявления потребностей обучающихся, развития их самостоятельности и взаимодействия, мониторинга прогресса, проверки понимания и поддержки метапознания, демонстрации понимания. Приведены примеры использования различных социальных сетевых сервисов для организации оценивания.
Ключевые слова: оценивание, исследовательская деятельность, формирующее оценивание, итоговое оценивание, социальные сетевые сервисы.
Annotation. The article discusses various strategies formative and final assessment in research activities of students. Analyzed the strategy to identify the needs of students, develop their self-reliance and cooperation, monitor progress, check for understanding and supporting metacognition, demonstrating understanding. Examples of the use of various social networking services for the organization of assessment are given.
Keywords: assessment, research activities, formative assessment, final assessment, social networking services.
Введение. Одной из самых сложных проблем, возникающих с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, является проблема оценивания образовательных результатов обучающихся. Возникновение этой проблемы обусловлено тем, что в ФГОС второго поколения выдвигаются новые требования к образовательным результатам обучающихся, требования оценивания не только предметных, но и метапредметных результатов, декларируется необходимость создания системы оценивания образовательных результатов обучающихся в каждой образовательной организации.
Различают два вида оценивания: итоговое (суммирующее) оценивание и внутреннее (формирующее) оценивание. Итоговое оценивание призвано единообразно зафиксировать уровень достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образования. Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель - ученик [15, с. 10]. Основная цель данного вида оценивания - мотивировать обучающегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие.
Сегодня в педагогических изданиях активно публикуются материалы по формирующему оцениванию, что доказывает практическую значимость данной технологии [4, 16, 18]. Формирующее и итоговое оценивание эффективно может проводиться с помощью ИКТ-инструментов, в частности с помощью социальных сетевых сервисов (сервисов Веб 2.0).
Отдельного внимания требует проблема оценивания результатов исследовательской деятельности обучающихся. В свете ФГОС исследовательская деятельность школьников предстает как инновационная метапредметная образовательная практика. В условиях реализации новых образовательных стандартов учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучаюющимися собственных продуктов в процессе освоения знания.
Для оценивания результатов исследовательской деятельности обучающихся могут использоваться различные сервисы Веб 2.0: on-line опросы и виртуальные доски, блоги и on-line сервисы визуализации, сервисы совместного редактирования документов и таблиц.
Изложение основного материала статьи. В условиях перехода к новой модели образования функция оценивания приобретает новый смысл. Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования [17] включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы, где отмечается, что для оценивания результативности возможно практиковать технологии «формирующего оценивания».
Работа с инструментами оценивания, напечатанными на бумажных носителях, трудоемка как для педагога, так и для обучающихся, время получения обратной связи учитель ^ обучающиеся достаточно продолжительно (учителю необходимо обработать результаты и затем сообщить их ученикам). Внедрение формирующего оценивания не потребует больших временных затрат при подготовке и использовании на уроках, если применять компьютерные технологии.
Использованию ИКТ-инструментов для формирующего оценивания посвящено методическое пособие эстонских педагогов [15]. В пособии представлены дидактические материалы для курса «Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника». Авторы курса предлагают различные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителям сформировать навыки, необходимые для эффективного и гибкого оценивания достижений учащихся. Ряд заданий ориентирован на совершенствование работы над проектной и исследовательской деятельностью учащихся.
Современными ИКТ-инструментами для организации оценивания могут служить социальные сетевые сервисы (сервисов Веб 2.0). В начале 21 века в понимании функций сети Интернет произошел серьезный сдвиг Если раньше пользователи могли выступать только потребителями контента Интернета, то теперь получили возможность самостоятельно создавать контент. Этим объясняется высокий дидактический потенциал социальных сетевых сервисов для реализации компетентностного подхода в обучении [3, 12], формирования творческого информационно- образовательного пространства [10], организации проектной деятельности обучающихся [5, 9], развития критического мышления [13], мотивации обучающихся [8], формирования их ИКТ-компетентности [6, 7].
Что касается использования социальных сетевых сервисов для оценивания, то можно назвать публикации, описывающие опыт их применения как навигатора продуктивной деятельности обучающихся [1], для организации рефлексии [19], использования в оценивании проектной деятельности [2, 11].
Проведем краткий анализ наиболее значимых стратегий и методик оценивания исследовательской деятельности. Различают следующие стратегии формирующего оценивания: оценивание потребностей и интересов обучающихся, стимулирования самостоятельности и взаимодействия, мониторинга прогресса, проверки понимания и поощрения метапознания. Итоговое оценивание проводится для демонстрации понимания и умения. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, какая ее цель; каких результатов мы ожидаем; как помогаем обучающемуся определить его сильные и слабые стороны, выяснить, что ему помогает, а что мешает в учебе.
Эффективность организации исследовательской деятельности во многом зависит от того багажа знаний, умений и опыта, с которыми учащиеся начинают свою работу, их эмоционального и психологического настроя. Владея этой информацией в «точке входа», педагог с первых шагов может выстраивать образовательную траекторию с учетом таких факторов, как:
• личная заинтересованность учащихся в предмете исследования;
• степень погружения учащихся в проблему исследования, их личный опыт и потребность в его приобретении;
• наличие определенных навыков исследовательской деятельности и навыков самоорганизации (планирования, целеполагания, самоконтроля и т.п.).
Для оценивания потребностей и интересов обучающихся наиболее часто педагоги обращаются к таким инструментам оценивания, как таблица «Знаю - Интересуюсь - Уже научился» (З-И-У), «мозговые штурмы», графические планировщики, входное анкетирование. Для этих инструментов эффективно применение on-line анкет, документов и таблиц совместного редактирования, on-line интерактивных досок, средств для создания ментальных карт, SWOT-анализов, диаграмм Исикавы и других средств визуализации.
Примеры on-line анкет в виде Google-формы: тест на грамотный поиск информации в Интернет https://goo.gl/fnHCD5; входная анкета в проекте «Святой витязь земли русской» https://goo.gl/RwAfze; карта «Знаю - Интересуюсь - Уже научился», созданная с помощью Google-документа https://goo.gl/Jjv6yP, и в виде Google-рисунка https://goo.gl/FybJsR. При проведении мозговых штурмов очень удобно воспользоваться различными графическими планировщиками. Пример такого планировщика в виде схемы: «Рыбий скелет» https://goo.gl/AJvgL3. Использован простой и удобный сервис http://www.classtools.net.
Очень важным является применение стратегии развития самостоятельности и взаимодействия. Актуальность применения данной стратегии формирующего оценивания объясняется, прежде всего, требованиями ФГОС к образовательным результатам обучающихся, которые включают такие регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и др.
Значительную помощь в выполнении перечисленных требований могут оказать on-line -календари, планировщики. Достаточно распространенными инструментами планирования деятельности являются «ленточные» диаграммы (типа диаграммы Ганта, традиционно используемой в менеджменте). В этом случае графическое представление плана исследования и графика работ представляет собой изображение задач в виде отрезков на шкале времени.
Для организации сетевого обсуждения достаточно эффективными являются блоги, форумы, чаты. Не менее важным навыком является готовность осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Одним из эффективных способов для формирования навыков рефлексии является разработка инструментов для самооценивания и взаимооценивания. В качестве примера приведем взаимооценивание результатов исследования https://goo.gl/ZdNmGu в проекте «Все для фронта, все для победы» (https://goo.gl/kKGnjL, автор Краснов С.В., учитель истории гимназии г.Арзамаса) на странице обсуждения вики.
Пример формы самооценивания исследования: https://goo.gl/UJVNnj, самооценивания навыков сотрудничества: https://goo.gl/eUxmUb. В проекте «Безопасность в Интернете» (адрес проекта https://goo.gl/GcV95m) обучающиеся вели личный дневник https://goo.gl/VcLre8, где отмечали, что сделано на уроке, с какими сложностями пришлось столкнуться, что следует сделать дома и на следующем уроке.
Очень удобны при проведении самооценивания и взаимооценивания различные средства on-line визуализации, такие как кластеры, ментальные карты, on-line интерактивные доски, SWOT-анализ и др. Пример on-line доски для самооценивания навыков решения проблем: https://goo.gl/WFks3G. Использован сервис http://linoit.com. Пример on-line ментальной карты для самооценивания убедительности речи: https://goo.gl/4G6T5e. Использован сервис https://www.spiderscribe.net.
При использовании стратегии мониторинга прогресса используются как инструменты неформального характера (непосредственное наблюдение, промежуточные отчеты, беседы во время выполнения исследовательских заданий), так и инструменты с регламентированным характером (отчеты, журналы, дневники и т.п.). И в этом случае эффективными сетевыми инструментами оценивания являются различные документы совместного редактирования, on-line календари, on-line графические планировщики и др. Многие педагоги при организации исследовательской деятельности используют on-line журналы. Пример такого журнала: https://goo.gl/5k7pz7. Хороши и личные дневники обучающихся. Пример: https://goo.gl/46scJa.
Очень важно грамотное применение в организации исследовательской деятельности стратегии проверки понимания и поддержки метапознания. Использование этой стратегии способствует формированию таких важных универсальных учебных действий, как владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
При использовании данной стратегии можно предложить педагогу проведение рефлексии с помощью блогов; анализ собственного вклада обучающихся в работу группы, оценку навыков сотрудничества с помощью on-line опросов; ведение сетевых порфтолио, их анализ. Пример самооценивания вклада в работу группы в виде Google-формы: https://goo.gl/hu275c.
На заключительном этапе важно предоставить обучающимся возможность продемонстрировать понимание исследуемой проблемы, полученный в ходе ее исследования определенный социальный опыт. Для итогового оценивания используется стратегия демонстрации понимания. Как правило, реализация данной стратегии оценивания связана с оценкой результатов продуктивной деятельности школьников (презентацией продуктов, созданных в ходе выполнения исследования) или представлением и анализом портфолио, демонстрирующим прогресс и достижения обучающихся. И здесь очень важна степень разработанности критериев оценивания.
Для создания различных форм и контрольных листов оценивания можно использовать on-line анкеты, виртуальные доски, схемы. Примеры критериев оценивания продуктов исследовательской деятельности, выполненных с помощью on-line средств визуализации: критерии оценивания плаката в виде ментальной карты (http://goo.gl/XVTwa6), форма оценивания презентации, выполненная с помощью сервиса https://cacoo.com (https://goo.gl/DOmxbm), форма оценивания видеоролика, выполненная с помощью сервиса http://linoit.com (https://goo.gl/t4EYUS).
Выводы. Нами рассмотрены возможности использования различных ИКТ-инструментов, прежде всего, социальных сетевых сервисов в качестве инструментов формирующего и итогового оценивания. Главное достоинство рассмотренных инструментов - предоставление активной и ответственной роли в оценочной деятельности самим обучающимся и обеспечение постоянного отслеживания их индивидуальных достижений.
Литература:
1. Брыксина О.Ф. Оценивание метапредметных результатов: критерий как навигатор продуктивной деятельности обучающихся с использованием средств ИКТ. / Проектирование педагогического взаимодействия учителя и обучающихся на основе технологической карты: книга для учителя / под ред. О.Ф. Брыксиной. Самара: ПГСГА, 2014. С. 97-105.
2. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1(21). С. 223 - 228.
3. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В., Тукенова Н.И. Применение сервисов сети Интернет при обучении технологии // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 1 (22). C. 8.
4. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Издательство «Национальное образование». 2012. 416 с.
5. Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Сетевые экологические проекты как средство достижения метапредметных образовательных результатов. // Нижегородское образование. 2013. № 4.С. 24-31.
6. Круподерова Е.П., Короповская В.П. Использование социальных сервисов для формирования ИКТ-компетентности студентов. // Наука и школа. 2010. № 4. С. 19-21.
7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.
8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.
9. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.
10. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства. // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). C. 24.
11. Круподерова К.Р. Критериальный подход к оцениванию результатов проектной деятельности студентов. // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании. Нижний Новгород: НГПУ. 2015. C. 107-110.
12. Круподерова К.Р., Румянцева А.С. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении. // В мире научных открытий. 2015. № 7.1 (67). C. 351-359.
13. Круподерова К.Р., Царева И.А. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. Нижний Новгород: НГПУ. 2014. C. 42-48.
14. Круподерова К.Р., Терехина А.Е. Сервисы Веб 2.0 для оценивания проектной деятельности обучающихся. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 150-157.
15. Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Narva: TartuUlikool. 2012. 48 с.
16. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 264 с.
17. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] - URL: http://fgosreestr.ru/node/2068.
18. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.
19. Степанова С.Ю., Гвоздикова Е.И. Организация рефлексии в сетевом проекте. // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 160-165.
20. Samerkhanova E., Krupoderova E., Krupoderova K., Bakhtiyarova L., Ponachugin A., Kanyanina T. Developing an information educational environment based on cloud technologies. Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т.20. №3.
Педагогика
УДК:378.2
старший преподаватель Кувалдина Елена Васильевна
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); преподаватель Анисимов Борис Сергеевич
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); преподаватель Палевич Виктория Игоревна
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА И ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ
Аннотация. В представленной статье рассматриваются вопросы влияния различных свойств внимания на развитие физических качеств, представлены данные проведенного исследования, в ходе которого была проведена оценка уровня развития физических качеств и показателей функции внимания у детей и подростков различных возрастных категорий и различным уровнем физической подготовки.
Ключевые слова: когнитивные процессы, внимание, объем внимания, избирательность внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания, спорт, физические качества.
Annotation. The article deals with the influence of different properties of attention on the development of physical qualities, presents the data of the study, in which the assessment of the level of development of physical qualities and indicators of attention function in children and adolescents of different age groups and different levels of physical fitness.
Keywords: cognitive processes, attention, attention span, selective attention, sustained attention, focused attention, divided attention, switching attention, sports, physical qualities.
Введение. Внимание, определяемое как состояние активного бодрствования и характеризующееся готовностью к психической и физической деятельности, сопровождающее эту деятельность, лежит в основе всех когнитивных процессов [2].
Внимание человека обладает различными свойствами, т.е. особенностями его проявления. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.
Изложение основного материала статьи. Вопрос об объёме внимания, под которым понимается количество объектов, которые человек может одновременно удержать в области ясного сознания, определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека.
У взрослых в среднем объем внимания выше, чем у детей. Объем внимания ограничен, однако его можно увеличить путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смысловые связи.
Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенные объекты используются им как фон. Этот выбор из множества сигналов только некоторых из них носит название избирательности внимания. Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным - точность.
Ценное свойство внимания - устойчивость, она проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Монотонная деятельность нарушает устойчивость, и только волевая регуляция способна ее вернуть [5].
Характеристиками устойчивости внимания являются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий, интерес. По данным Г.И. Савенкова (2006), проявление надежности и стабильности спортивной деятельности характеризуется именно устойчивостью внимания [8].
Состояние, противоположное устойчивости внимания, - отвлекаемость. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. Отвлечение выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Они особенно заметны при сосредоточении на раздражителях пороговой силы (скажем, на тикании наручных часов - оно слышится то более, то менее отчетливо).
Физиологической основой внимания является концентрация раздражительного процесса в определенном пункте коры головного мозга [1].
Концентрация внимания предусматривает определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех, это свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
Величина концентрации внимания - это одна из характеристик функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), отражающая меру активирующей и фильтрующей способности ЦНС при формировании адекватного информационного потока.
Высокая концентрация внимания часто связана с рассеянностью, т.е. невозможностью удержать устойчивое внимание на окружающем.
В основе совершенствования мастерства в большинстве видов спорта лежит тренировка спортсменов концентрировать свое внимание [4]. Развитие концентрации внимания спортсменом, позволяет предотвратить или свести к минимуму влияние внешних и внутренних сигналов на точность и правильность выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок[6]. Также стоит отметить, что показатели концентрации внимания различны не только в процессе онтогенеза, но и в течении суток, а занятия спортом оказывают положительное влияние на показатели функции внимания [7].
Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или