условиях предметных информационно-образовательных сред позволяет использовать их для сотрудничества и коммуникации педагогов, обучающихся, администрации.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С 14.
2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение. 2011. 190 с.
3. Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Интернет-технологии как средство проектирования новых образовательных продуктов в системе повышения квалификации. // В сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки». Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина, 2015. С. 271-274.
4. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 144-150.
5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.
6. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. 84 с.
7. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С 283-289.
8. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре». 2009. 176 с.
9. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном обучении: монография. М.: МГОУ.2011. 173 с.
10. Самерханова Э.К. Гуманистические основы создания единого информационно-образовательного пространства вуза в условиях развития информационного общества // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С 17.
11. Тихонов А.П., Канянина Т.И. Развитие критического мышления обучающихся с помощью сетевых сервисов. // В сборнике «Психология и педагогика: методология, теория и практика». Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С 151-153.
12. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/543.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный 4 декабря 2015 г., № 1426. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный «21» ноября 2014г., № 1505. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/04/pedagogika-site-dok.html.
Педагогика
УДК:37.02
старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); учитель информатики Попенко Наталья Вячеславовна Либежевская школа (Чкаловский район Нижегородской области); студент Попенко Сергей Дмитриевич
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования информационной культуры обучающихся. Для формирования информационной культуры хорошие возможности предоставляет учебно-исследовательская и проектная деятельность с помощью сетевых сервисов. Приведены примеры проектов для студентов и школьников. Показаны возможности формирования информационной культуры через организацию совместного сбора ресурсов, оценку надежности источников информации, демонстрацию умений преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Ключевые слова: информационная культура, информационные ресурсы, проектная деятельность, сетевые сервисы.
Annotation. The article deals with the formation of the information culture of students. Educational, research and project activities provide good opportunities to form an information culture. Shown the possibilities of forming the information culture of students through the organization of joint collection of resources, assessing the reliability of information sources, demonstrating the ability to transform information from one type to another. Keywords: information culture, information resources, project activity, network services.
Введение. Современное понимание информационной культуры, заключающееся в умении и потребности человека работать с информацией средствами информационных технологий, определяется:
• устойчивыми навыками по использованию технических устройств;
• потребностью использования информационных технологий для поиска и обработки информации;
• умением отбирать информацию из различных источников, ранжировать ее по степени адекватности запросу и важности;
• глубоким знанием информационных источников в своей сфере профессиональной деятельности [10].
Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Проблема формирования информационной культуры личности нашла отражение в работах Н.И. Гендиной [1], А.П. Ершова [3], К.К. Колина [5], С.М. Конюшенко [2] и др.
В современном мире важность формирования информационной культуры значительно возросла. Это объясняется рядом причин: проблемой манипулирования сознанием людей средствами массовой информации, в том числе с помощью сети Интернет; снижением значимости традиционных культурных ценностей за счет навязывания массовой культуры; проблемой отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме и легкости доступа к ней.
Важная роль в формировании информационной культуры личности принадлежит образованию, как вузовскому, так и школьному. Например, в списке общекультурных и общепрофессиональных компетенций для направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» обозначены компетенции, напрямую связанные с развитием информационной культуры: владение культурой мышления, способность к общению, анализу, восприятию информации; понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества; способность использовать современные компьютерные технологии поиска информации для решения поставленной задачи, критического анализа этой информации и обоснования принятых идей и подходов к решению [11].
Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [12] показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы также представлены и требования, непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности.
Задача формирования информационной культуры обучающихся должна решаться совместными усилиями библиотекарей, преподавателей информатики, преподавателей других предметов.
Для формирования информационной культуры обучающихся хорошие возможности предоставляет учебно-исследовательская и проектная деятельность. В ходе проектной деятельности у обучающихся формируются такие составляющие информационной культуры, как умения организовывать поиск и отбор информации для решения стоящих задач; умения оценивать достоверность, полноту полученной информации; умения представлять информацию в различных видах; смысловое чтение; умения этичного и безопасного поведения в информационно-образовательной среде.
Формулировка цели статьи. Цель статьи - обосновать возможности формирования информационной культуры студентов и школьников с помощью урочной и внеурочной сетевой проектной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Сформированность информационного общества определяется не только уровнем технологического развития, но уровнем информационной культуры членов общества. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания. Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию, понимать ее полезность, достоверность и т.д.
Рассмотрим, какие дидактические возможности предоставляет сетевая проектная деятельность для формирования информационной культуры. Несмотря на то, что проектному методу уже более ста лет, его использование и сегодня является актуальным. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Сегодня, очевидно, что инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии.
Конечно, метод проектов можно использовать и без применения информационно-коммуникационных технологий, но их применение дает серьезные преимущества, т.к. позволяет в полной мере реализовать возможности сотрудничества между обучающимися и преподавателями в ходе проектной деятельности. Организация проектной деятельности в информационно-образовательной среде школы и вуза позволяет придать учебному процессу развивающий характер, усилить мотивацию учебной деятельности, сформировать информационную культуру обучающихся.
Без сбора информации, оценки ее достоверности, анализа, преобразования из одной формы в другую не обходится ни один проект. Начиная проект, преподаватель рекомендует обучающимся качественные источники информации, обращает внимание на грамотное осуществление поиска информации, на этичное и безопасное поведение в сети Интернет. Необходимо планомерно вести с обучающимися работу по организации поиска и отбора качественных информационных ресурсов. Следует предлагать к использованию каталоги цифровых образовательных ресурсов, словари, энциклопедии, электронные учебные пособия, материалы музеев и выставок. Следует рекомендовать обучающимся пользоваться электронными библиотеками, такими как научная электронная библиотека (https://elibrary.ru), электронная библиотека Российской государственной библиотеки (http://www.elibrary.rsl.ru), Мировая цифровая библиотека (https://www.wdl.org/ru). Библиоклуб.ру (https://biblioclub.ru) и др.
Педагогам следует обращать внимание обучающихся на организацию эффективного поиска ресурсов с помощью поисковых систем, на правильное построение запросов, использование команд языков построения запросов. И, конечно же, надо рекомендовать алгоритмы проверки достоверности источников информации. Проверке достоверности сетевой информации посвящена статья [4].
Глобальная сеть Интернет предлагает большое количество инструментов (социальных сетевых сервисов), которые способны содержательно и инструментально обогатить проектную деятельность. Дидактическим возможностям сетевой проектной деятельности посвящены публикации [6, 7, 8, 9, 13].
При организации учебно-исследовательской и проектной деятельности следует обратить внимание на Интернет-сервисы, позволяющие коллективно собирать и хранить закладки на полезные ресурсы. Например, русскоязычный сервис http://bobrdobr.ru позволяет совместно хранить коллекцию закладок-ссылок на вебстраницы. Хранение закладок на http://bobrdobr.ru дает возможность удобного доступа к ним с любого компьютера из любой точки мира, как самому пользователю, так и другим людям. При этом у пользователя
всегда есть возможность решить, кому и в каком объеме предоставить доступ к своим закладкам. Интернет-сервис https://www.symbaIoo.com позволяет организовать не только хранилище ссылок на полезные ресурсы, но и представление их в удобной визуальной форме, в виде так называемых вебмиксов.
Следует обратить внимание на возможность совместного подбора ссылок с помощью таблиц совместного редактирования. Например, в сетевом проекте «День российской информатики» (автор проекта: Круподерова К.Р., адрес проекта: https://goo.gI/1di3vN) участники совместно составляли каталоги российских Интернет-сервисов с помощью Google-таблиц.
Полезными Интернет-сервисами для формирования информационной культуры обучающихся являются такие, как on-line сервисы построения ментальных карт (http://www.mindmeister.com, http://www.spiderscribe.net, http://www.mindomo.com, http://www.mind42.com, http://popplet.com,), лент времени (http://www.timerime.com, http://www.timetoast.com), сервисы инфографики (https://piktochart.com, https://www.easel.ly, https://infogr.am), виртуальные доски и интерактивные газеты (http://www.twiddla.com, http://www.stixy.com, http://edu.glogster.com).
Приведем примеры некоторых учебных и сетевых проектов нижегородских педагогов, обратив внимание на возможности формирования информационной культуры обучающихся.
В 2016 году отмечалось столетие со дня рождения Р.Е.Алексеева, который внес огромный вклад в отечественное кораблестроение. Привлечение внимания педагогов, родителей, учащихся к изучению истории родного края, биографии этого выдающегося человека стало целью Интернет-проекта «На крыльях Алексеевской мечты» (автор проекта Попенко Н.В., адрес проекта https://goo.gI/1PsW1n). Формирование информационной культуры обучающихся было одной из основных задач проекта. Результаты своих исследований обучающиеся представляли с помощью вики-статей, интерактивных on-Iine газет, ментальных карт, лент времени. При этом участники проекта продемонстрировали умения выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков; создавать информационные ресурсы разного типа; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; использовать информацию с учетом этических и правовых норм. Приемы визуализации, которые обучающиеся использовали в проекте, помогают поддержать их познавательную деятельность, формируют критическое мышление, позволяют увидеть и установить новые связи между событиями и объектами.
На первом этапе проекта участники создавали ленты времени с основными событиями жизни Р.Е.Алексеева. Для создания ленты времени участникам необходимо было подробно изучить биографию ученого по книгам, Интернет-ресурсам. Хорошей помощью участникам был сайт музея «Память» Либежевской средней школы Чкаловского района Нижегородской области, носящей имя Р.Е.Алексеева. Пример ленты времени «Алексеев Ростислав Евгеньевич - конструктор судов на подводных крыльях» команды «ЭрА» средней школы №7 им. А.П.Гайдара г. Арзамаса -https://goo.gl/fCtNHP.
Второй этап проекта был посвящен созданию совместной Google-презентации «Летопись крылатых судов». Каждая команда готовила один слайд, представляющий то или иное изобретение Р.Е.Алексеева. При этом участникам необходимо было продемонстрировать умения отбора наиболее важной, первостепенной информации; умения ее компактного, интересного представления. Результат совместной работы: https://goo.gl/FLqvBP.
«Имя Алексеева в фильмах и книгах» - так назывался третий этап проекта. Для представления результатов работы использовалась коллективная on-Iine доска (сервис http://Iinoit.com) -https://goo.gl/Y3S9af. Практически все составляющие информационной культуры: глубокое знание информационных источников по данной теме, умения критического анализа информации, хорошие технические навыки необходимо было продемонстрировать участникам на этом этапе.
На четвертом этапе «Главный конструктор - кто он?» участники создавали ментальные карты жизнедеятельности ученого. Грамотное владение приемами визуализации - важная составляющая информационной культуры. Большинство участников это продемонстрировало. Один из примеров -ментальная карта команды «Чкаловец» школы-интерната города Чкаловска http://popplet.com/app/#/3641070.
Последний этап проекта «Имя Алексеева на карте Родины» заключался в создании карт с памятными местами, посвященными конструктору. Закончился проект рефлексией в виде написания синквейнов и созданием совместного веб-альбома «Корабль моей мечты» (https://goo.gl/A5ch5s).
Назовем еще несколько проектов нижегородских педагогов, решающих проблему формирования информационной культуры обучающихся в рамках сетевой проектной деятельности: «Все для фронта, все для победы» (автор проекта Краснов С.В., учитель истории гимназии г. Арзамаса, адрес проекта https://goo.gl/pGJeqw), «Виват, школа» (автор проекта Назарова М.Л., учитель русского языка и литературы Каменищенской школы имени А.Д. Герасименко, адрес проекта https://sites.google.com/site/vivatskola), «Кино говорит на разных языках» (авторы проекта учителя иностранного языка Исланкина Г.П., школа №100 г. Н. Новгорода, и Попова С.В., школа №106 г. Н. Новгорода, адрес проекта https://goo.gl/9jm6GG), «Добру откроем сердце» (автор проекта Токмакова Е.В., заведующая библиотекой школы № 91 г. Нижнего Новгорода, адрес проекта https://sites.google.com/site/ucebnyj2015).
Приведем пример проекта для студентов. Студенты первого курса направления подготовки «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина принимали участие в проекте «На пути к информационному обществу». Проект проводился при изучении темы «Информационное общество». Рассматривались следующие вопросы: понятие информационного общества; признаки информационного общества; основные тенденции развития информационного общества; особенности формирования информационного общества в России; опасности информационного общества; информационная безопасность общества и личности; информационные ресурсы.
Одна из групп студентов представила учебное исследование по теме «Информационная культура» (https://goo.gl/qoEQsP). Участники группы определили уровни реализации информационной культуры, ее составляющие. Было выполнено on-line анкетирование с помощью Google-формы. Опрос касался использования информационных ресурсов, навыков оценки их надежности и достоверности, сетевой культуры, этичного и безопасного поведения в Интернете, На on-line доске (https://padlet.com/kceni_21_01_99/mrlbimh09gjv) были сформулированы рекомендации по этичному поведению в Интернете. При общении в Интернете авторы рекомендуют придерживаться тех же стандартов
поведения, что и в реальной жизни, не ввязываться в конфликты и не допускать их, уважать время собеседников, сохранять свое лицо, уважать право на частную переписку. Также участники группы построили ментальную карту (http://popplet.eom/app/#/4322971) с высказываниями различных известных в области ИТ-сферы личностей об информационной культуре.
Выводы. На примерах сетевых проектов для студентов и школьников мы постарались показать возможности формирования таких составляющих информационной культуры, как умения организовывать поиск и отбор информации для решения стоящих задач; умения анализа информации, оценки ее достоверности; умения представления информации в различных видах, этичного поведения в информационно-образовательной среде.
Литература:
1. Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 77-83.
2. Гребенюк Т.Б., Конюшенко С.М. Специальные ситуации как средство формирования информационной культуры педагога в вузе. // Вестник РГУ им. Канта. 2006. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 8-17.
3. Ершов А. П. Школьная информатика в СССР: От грамотности к культуре // Информатика и образование. 1987. № 6. С. 3-11.
4. Иванова С.М. Оценка достоверности информации, найденной в сети Интернет. // Наука, образование, культура. 2015. № 4. С. 54-60.
5. Колин К.К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе. // Открытое образование.2010. № 6. С. 84-89.
6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Интернет-проект как средство мотивации обучающихся к получению образования в области IT. // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. C. 604-608.
7. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. //Информатика и образование. 2009. № 10. C. 109-110.
8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №3. С. 66-70.
9. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.
10. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 576 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии», утвержденный 12 марта 2015 г., № 219. [Электронный ресурс] URL: Ы^://минобрнауки.рф/документы/5433.
12. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // URL: минобрнауки.рф/документы/543.
13. Samerkhanova E., Krupoderova E., Krupoderova K., Bahtiyarova L., Ponachugin A. Networking of Lecturers and Students in the Information Learning Environment of Higher School by Means of Cloud Computing. IEJME: MathematicsEducation 2016. № 11 (10). P. 3551-3559.
Педагогика
УДК 372.881.161.1
доктор педагогических наук, доцент Кулаева Галина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ ДАЛЬТОН -ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Необходимость формирования у обучающихся регулятивных универсальных действий таких, как планирование, контроль, коррекция, оценивание обусловливает методическую целесообразность применения технологии Дальтон-план, способствующей достижению метапредметных результатов. Дальтон -технология на уроках русского языка используется на этапе повторения темы и подготовки к контрольно-оценочным процедурам. В статье представлен материал урока русского языка на основе технологии Дальтон-план по теме «Односоставные предложения».
Ключевые слова: регулятивные универсальные действия, технология Дальтон-плана, креативное планирование, самоконтроль и самооценивание.
Annotation. The need to form students' regulatory universal actions such as planning, control, correction, evaluation determines the methodological feasibility of the Dalton-plan technology, which contributes to the achievement of metasubject results. The technology of the Dalton plan at the lessons of the Russian language is used at the stage of repetition of topics and preparation for test evaluation procedures. The article presents the material of the lesson of the Russian language based on Dalton technology-a plan on the topic "one-Part sentences".
Keywords: regulatory universal actions, Dalton-plan technology, creative planning, self-control and self-evaluation.
Введение. На современном этапе российского образования отмечается тенденция обращения к технологиям индивидуализированного обучения в условиях сохранения коллективных форм обучения [1; 2; 4; 7]. Индивидуальный образовательный маршрут как специфическая последовательность освоения материала связан с зонами актуального и ближайшего развития личности. Поскольку у каждого обучающегося своя зона, то и должна быть своя последовательность разворачивания учебного содержания и свой способ его изучения.