Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СЕТЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕБ-КВЕСТ / СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / UNIVERSAL COMPETENCIES / NETWORK ACTIVITY / PROJECT ACTIVITIES / WEB QUEST / NETWORK SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Земкова Алена Владимировна, Харитонова Валерия Павловна

В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых социальных сервисов для формирования универсальных компетенций в учебной и внеаудиторной деятельности будущих бакалавров педагогического образования. Приведены примеры сетевых проектов и олимпиад, веб-квестов для студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Земкова Алена Владимировна, Харитонова Валерия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION USING NETWORK ACTIVITY

The article discusses the didactic capabilities of social networking services for the formation of universal competencies in educational and extracurricular activities of future bachelors of pedagogical education. Examples of network projects and olympiads, web quests for students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ»

7. Канянина Т.И., Клепиков В.Б., Круподерова Е.П., Пономарева Е.И., Степанова С.Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НИРО. 2019.

8. Краснов С.В. Использование технологии «зональное обучение» на уроках обществознания как способ осуществления индивидуализации обучения // Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород. 2018. С. 50-54.

9. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 149-153.

10. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кадиленко Н.С. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. С. 179-182.

11. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Использование образовательной модели «перевернутое обучение» на уроках технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 177-181.

12. Круподерова К.Р., Терехина А.Е. Сервисы Веб 2.0 для оценивания проектной деятельности обучающихся. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 150-157.

13. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.

14. Лисовская И.А. Использование некоторых моделей технологии смешанного обучения на уроках физики. // Видеонаука. 2017. № 2(6). Часть I.

15. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 50 с.

Педагогика

УДК 37.02

старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Земкова Алена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Харитонова Валерия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых социальных сервисов для формирования универсальных компетенций в учебной и внеаудиторной деятельности будущих бакалавров педагогического образования. Приведены примеры сетевых проектов и олимпиад, веб-квестов для студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Ключевые слова: универсальные компетенции, сетевая активность, проектная деятельность, веб-квест, сетевые социальные сервисы.

An^tatton. The article discusses the didactic capabilities of social networking services for the formation of universal competencies in educational and extracurricular activities of future bachelors of pedagogical education. Examples of network projects and olympiads, web quests for students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Keywords: universal competencies, network activity, project activities, web quest, network social services.

Введение. Как отмечают отечественные и европейские эксперты [3, 12, 14, 15, 16], универсальные компетенции в современных условиях играют не менее важную роль в подготовке специалиста с высшим образованием любого профиля, чем профессиональные компетенции. В качестве универсальных компетенций можно выделить три ключевых группы: универсальные компетенции для трудового и мобильного поведения на рынке труда (УК-1 Системное и критическое мышление; УК-2 Разработка и реализация проектов; УК-3 Командная работа и лидерство; УК-4 Коммуникация; УК-5 Межкультурное взаимодействие); универсальные компетенции для жизнеосуществления человека (УК-6, УК-7 Самоорганизация и саморазвитие); универсальные компетенции для сохранения жизни на Земле -ноосферные компетенции (УК-8 Безопасность жизнедеятельности) [1].

Особый интерес для нашего исследования представляют публикации, посвященные способам формирования универсальных компетенций будущих педагогов [2, 4]. Авторы подчеркивают, что при организации учебной и внеаудиторной деятельности студентов-будущих педагогов особое внимание следует уделять готовности к коммуникации; способности к сотрудничеству; развитию инициативности и самостоятельности, что, собственно, и представляют собой универсальные компетенции.

Статья [11] посвящена обоснованию роли сетевых сервисов как инструмента формирования универсальных компетенций будущих бакалавров. Рассмотрим возможности формирования универсальных

компетенций с помощью различных сетевых активностей для будущих бакалавров педагогического образования, таких как сетевые проекты, олимпиады, веб-квесты, сетевая волонтерская деятельность.

Изложение основного материала статьи. Обеспечение современного качества образования в числе других факторов в значительной мере определяют реализация компетентностного подхода в процессе обучения и системное выявление уровня сформированности компетенций. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования все компетенции разделены на универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют сетевые сервисы. Дидактический потенциал сетевых социальных сервисов (сервисов Веб 2.0) для организации проектной деятельности в вузе обосновывается в публикациях [5, 6, 7, 10]. Возможности сервисов Веб 2.0 для формирования определенных универсальных компетенций студентов рассмотрим на примере организации сетевой проектной деятельности будущих бакалавров педагогического образования (направление подготовки «Информатика и технология») Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

В ФГОС [13] сформулирована компетенция УК-2: способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения. Работа над проектом всегда начинается с выбора темы исследования; определения способа решения проблемы; с обсуждения методов исследования и способов представления результатов; распределения обязанностей в группе и планирования деятельности. При этом обоснованным является проведение «мозговых штурмов» в документах совместного редактирования, с помощью on-line ментальных карт, схем типа «рыбий скелет», SWOT-анализа проблем и других средств on-line визуализации, с помощью on-line виртуальных досок. Обсуждение возможных вариантов решения проблем возможно через взаимодействие в блогах, на вики-сайтах, в сетевых сообществах и т.п.

Например, в проекте по информатике «На пути к информационному обществу» студенты первого курса направления подготовки «Информатика и технология» разделились на три группы «Информационная безопасность», «Информационная культура», «Информационные ресурсы». Перед каждой группой стоял свой проблемный вопрос: «Почему и как следует соблюдать правила безопасности в Интернете?», «Что такое «информационная культура» и как она соотносится с общечеловеческой культурой?», «Какие информационные ресурсы нам нужны?». Адрес проекта: https://goo.gl/Moq246. При организации «мозгового штурма» для обсуждения нормативной базы по информационной безопасности участники группы «Информационная безопасность» использовали сервис для создания on-line виртуальной доски https://padlet.com. А группа «Информационная культура» в ходе своего «мозгового штурма» разработала ментальную карту «Составляющие сетевой культуры» с помощью сервиса https://www.mindomo.com.

В проектной деятельности очень важным является этап сбора информации, оценки ее достоверности, научности, актуальности. При этом формируется универсальная компетенция УК-1. К сожалению, не все студенты умеют грамотно работать с информационными ресурсами. Именно грамотной работе с информационными ресурсами посвятила свое исследование группа «Информационные ресурсы». В их ментальной карте, построенной с помощью сервиса https://www.mindmeister.com, одногруппникам предложены каталоги цифровых образовательных ресурсов, электронные библиотеки, массовые открытые on-line курсы, электронные журналы и газеты, различные сайты с методическими материалами по информатике.

Формирование универсальной компетенции УК-1 происходит и на проектировочном этапе, на котором непосредственно и осуществляется исследование. Представлять результаты своих исследований студенты могут на вики-сайтах, в совместных документах и таблицах, с помощью инфографики, интерактивных плакатов, on-line лент времени, ментальных карт, веб-альбомов, скринкастов, подкастингов и др. Например, группа «Информационные ресурсы» подготовила совместную Google-таблицу с аннотированными ресурсами по информатике (https://goo.gl/rT9tSm), группа «Информационная культура» подготовила on-line виртуальную доску (https://goo.gl/S9VK4q) с рекомендациями по этичному поведению в сети Интернет, а группа «Информационная безопасность» создала ментальную карту с классификацией информационных угроз (https://goo.gl/F93GZT) и инфографику с основными правилами безопасной работы в Интернет (https://clck.ru/R6RuY).

Особая роль сетевым социальным сервисам отводится для сбора информации посредством анкетирования определенной целевой аудитории. Использование сети Интернет значительно увеличивает число потенциальных респондентов, делает выборку репрезентативной, а методы и результаты исследования - валидными. Отличными инструментами для сбора информации являются различные on-line средства анкетирования, такие как Google-формы. Каждая из трех проектных групп провела анкетирование одногруппников, друзей, родителей по теме проекта. Например, группа «Информационная безопасность» выясняла, как одногруппники защищают свою информацию, какими антивирусными программами пользуются, какие пароли устанавливают. Группа «Информационная культура» с помощью Google-формы https://goo.gl/KACxfu пыталась определить уровень информационной культуры своих товарищей. Группа «Информационные ресурсы» выясняла, какими информационными ресурсами пользуются студенты Мининского университета и школьники.

Презентационный этап проектной деятельности позволяет формировать такую универсальную компетенцию, как способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах (УК-4). Во время обсуждения результатов исследований одногруппниками можно использовать технологию 3-2-1 (три наиболее ярких момента, два вопроса, одна рекомендация).

При подведении итогов проекта участники отметили, что работа над исследованиями дала им возможность улучшить навыки работы с информацией, убедила в необходимости критического анализа ресурсов, определения их достоверности; позволила освоить большое количество полезных сетевых сервисов; научила командной работе (компетенция УК-3).

Использование сетевых сервисов делает проекты более творческими, наглядными. Но самое главное -это возможность организовать совместную деятельность, в ходе которой у участников проектов формируются критическое мышление, навыки самооценки, толерантность, коммуникационные умения, ответственность за результаты совместной деятельности.

Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров педагогического образования происходит и в рамках внеаудиторной сетевой проектной деятельности. Примером такой деятельности является модерирование Интернет-проекта «Мы помним» (https://clck.ru/MWe24) на сайте Летописи.ру (http://letopisi.org). Каждый год участники проекта - студенты и школьники из разных городов страны по крупицам собирают материалы об участниках боевых действий и тружениках тыла, записывают их воспоминания, делают копии реликвий - писем военных лет. Студенты Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (НГПУ) также написали несколько статей. Кроме того, студенты организовали волонтерскую деятельность. Накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне они решили викифицировать статьи проекта «Мы помним», добавить категории, исправить имена загружаемых файлов и т.п. Патриотическое воспитание студентов НГПУ с помощью сетевой проектной деятельности отражено в статье [9].

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне была проведена олимпиада по сетевым сервисам, в которой были предложены задания соответствующей тематики. При этом, использовались такие сервисы, как ментальные карты, таблицы совместного редактирования, инфографика.

Традиционным является ежегодное участие будущих педагогов во Всероссийском конкурсе образовательных веб-квестов. Главная ценность веб-квестов заключается в том, что они учат грамотному поиску, отбору и анализу информации; развивают умения оценивать достоверность, полноту полученной информации; умения представлять информацию в различных видах; умения этичного и безопасного поведения в сети Интернет, учат эффективному использованию различных цифровых инструментов.

Примеры некоторых веб-квестов, разработанных студентами НГПУ:

- веб-квест «Территория художественных промыслов Нижегородской области» (https://clck.ru/GbdmL) предназначен для обучающихся 6-7 классов. С помощью Интернет-источников участники квеста должны познакомиться с различными художественными промыслами: Городецкой и Полхов-Майданской росписями, узнать о Семеновской матрешке. При выполнении заданий участники используют такие ИКТ-инструменты, как совместные online-презентации, ленты времени, конструктор интерактивных упражнений https://learningapps.org.

- веб-квест «Дом моды» (https://sites.google.com/view/dom-modi-mininskiy) может быть полезным и интересным всем тем, кто интересуется профессиями в индустрии моды. Он носит профориентационный и познавательный характер. Участнику перед прохождением веб-квеста предлагается выбрать свою роль: модель, дизайнер одежды, швея. Веб-квест состоит из трех этапов. Первый этап квеста связан с созданием ленты времени с помощью сервиса https://www.timetoast.com. Лента времени участников в роли «модели» должна представлять историю предъявляемых требований к женщинам-моделям и к модельной внешности. Участникам-«дизайнерам» необходимо представить эволюцию мужского костюма. А «швеям» следует отразить на ленте времени историю утюга. На втором этапе участники работают над созданием online презентации или инфографики. «Дизайнеры» должны создать презентацию с описанием процесса создания костюма. Выбравшим роль «модели» предлагается самостоятельно ознакомиться с известными моделями XX столетия и подготовить более подробный рассказ с презентацией об одной из них. Участнику «швея» с помощью сервиса https://piktochart.com нужно создать инфографику «Домашний набор швеи». На заключительном этапе участникам предлагается выполнить задание, созданное в сервисе https://learningapps.org.

- веб-квест «Управление проектами» (https://clck.ru/QwEXs) разработан студентами для поддержки темы «Основы тайм-менеджмента» в рамках дисциплины «Стратегии личностно-профессионального развития обучающегося», который изучается всеми студентами первого курса НГПУ. Кроме знакомства с различными Интернет-ресурсами по теме тайм-менеджмента, овладения навыками рационального использования времени, участники квеста осваивают различные сетевые сервисы для выполнения SWOT-анализа, построения диаграмм Ганта и другие сервисы управления проектами.

Назовем еще некоторые примеры сетевых активностей для будущих педагогов: проектная деятельность участников студенческого объединения волонтеров центра проекта «Твой курс: IT для молодежи»; традиционное празднование дней российской информатики в декабре; участие в различных IT-олимпиадах и конкурсах, соревнованиях по киберспорту, студенческих хакатонах по программированию; совместная организация преподавателями и студентами различных сетевых активностей для школьников, например, таких как обучающие олимпиады по сервисам Веб 2.0 [8].

Выводы. На примерах сетевой проектной деятельности, разработки веб-квестов, олимпиад по сервисам Веб 2.0 мы показали возможности формирования универсальных компетенций будущих бакалавров педагогического образования в ходе учебной и внеаудиторной работы. Участие в различных сетевых мероприятиях способствует развитию познавательной активности обучающихся; формирует критическое мышление; развивает умения работать с информацией; формирует навыки командной работы.

Литература:

1. Бекоева М.И., Амбалова С.А., Тахохов Б. А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 6. С. 59-72.

2. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-126.

3. Ефремова Н.Ф. Специфика и проблемы формирования и оценивания компетенций. // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27229

4. Колокольникова З.У., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Коршунова В.В., Фархутдинова Т.Г. Формирование универсальных компетенций у будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23811

5. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Информатика и образование. 2009. № 10. C. 109-110.

6. Круподерова Е.П., Короповская В.П. Использование социальных сервисов для формирования ИКТ-компетентности студентов // Наука и школа. 2010. № 4. С. 19-21

7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.

8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» // Информатика в школе. 2015. № 5 (108).

9. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность // Вестник Мининского университета. 2014. №1(5). С. 19.

10. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства. // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). C. 24.

11. Круподерова К.Р., Барсук Н.С., Камзолова Л.А. Сетевые сервисы как инструмент формирования универсальных компетенций будущих бакалавров. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. Сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 114-117.

12. Субетто А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма): научная монографическая трилогия. СПб.: Астерион. 2010. 556 с.

13. ФГОС высшего образования по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125.

14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А, Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. М.: НИУ ВШЭ. 2018. 28 с.

15. Rychen D.S. and Salganik L.H. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society. Göttingen: Hogrefe&Huber Publishers. 2006. 332 р.

16. Sabirova E.G., Zakirova V.G., Masalimova A.R. Development of junior pupils research skills in interrelation with universal learning activities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 4. С. 505-514.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кручинина Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается организация и технология реализации исследовательской деятельности на уроках английского языка. Выявлены уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности учащихся. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования исследовательской деятельности для развития самостоятельности и познавательного интереса.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, умения исследовательской деятельности, уровни сформированности исследовательской деятельности, урок английского языка.

Annotation. This article examines the organization and technology for the implementation of research activities in English lessons. The levels of formation of skills and abilities of students' research activities are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the expediency of using research activities for the development of independence and cognitive interest.

Keywords: research activities, skills of research activities, levels of formation of research activities English lesson.

Введение. Современный этап развития российского общества характеризуется наличием изменений, в которых многие ключевые моменты будет зависеть от молодого подрастающего поколения. В настоящий момент в условиях многозадачности и быстро меняющейся ситуации на рабочих местах наблюдается острая востребованность в ответственных кадрах, способных быстро и качественно найти оригинальное решение в сложной нестандартной ситуации. Более того, стратегической задачей профориентационный работы, как отмечает Т.Г. Мухина является подготовка обучающихся к самостоятельному и осознанному планированию, к саморазвитию и самореализации [5]. Яркая заинтересованность обучающихся в исследовательской деятельности благотворно сказывается на их профессиональном выборе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в блоке познавательных универсальных учебных действий представлены требования к результатам обучения, обусловливающие необходимость развития индивидуальной проектно-исследовательской деятельности. Важно отметить, что самостоятельная проектно-исследовательская деятельность обучающихся реализуется в процессе изучения ряда предметов, в число которых входит иностранный язык. В связи с этим, личностное, познавательное, творческое, общекультурное развитие обучающихся, а также самосовершенствование является одной из актуальных задач обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

Изложение основного материала статьи. Не только требования ФГОС подталкивают педагога к применению современных технологий обучения, в т.ч. организацию исследовательской деятельности, но и сами обучающиеся отмечают привлекательность применения разнообразных методик во взаимодействии педагога с классом, его креативность и способность заинтересовать своим предметом [1]. Исследовательская деятельность является одним из способов сделать дисциплину привлекаемой для обучающихся. Такие ученые, как С.А. Белова, А.В. Леонтович, О.В. Теслина, Н.И. Фурманова, Н.И. Запрудский, Н.Ф. Федотова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.