владеть идиомами. Они вносят непринужденность и юмор в любой разговор с носителями языка, что положительно влияет на деловую атмосферу в офисах иностранных компаний и ,естественно, и на совместную работу. В учебных заведениях высшей школы их можно применять на занятиях с магистрами и аспирантами, а также и в старших классах специализированных английских и общеобразовательных школ и в университетах.
Например, to be thrown in at the deep end - столкнуться со сложной задачей без подготовки; to break the ice - дословно растопить лед, т.е. снизить напряженность при первом общении с незнакомым сотрудником или коллегой иностранцем; to get on like a horse on fire - быстро подружиться с кем-либо, наладить хорошие отношения; to see eye to eye - быть одного мнения о чем-либо; to be a real eye-opener -явиться настоящим открытием (узнать что-то новое, о чем раньше не знал); to get into hot water- навлечь неприятность и многие другие. Что же касается упражнений на идиомы, то целесообразны подстановочные упражнения, где нужно вставить слова из элементов идиом из рамок в нужное предложение по смыслу или упражнения на совмещение английских идиом с их значением, а также дать задание определить идиомы с положительным и отрицательным смыслом. Очень полезны упражнения на объяснение идиом с использованием имеющегося у учащихся словарного запаса, их комментирование и обсуждение жизненных ситуаций с их применением. Полезна парная работа, или работа в небольших группах [10]. Таким образом, введение и объяснение новых идиом происходит на занятиях по-разному. С их помощью учащиеся приглашаются к обсуждению. Некоторые выражения запоминаются легче и быстрее других. Иногда этому способствует и буквальный перевод или догадка, но не всегда. Можно начать занятия с них, вводить их перед выполнением упражнений( например, подстановочных) а иногда ими лучше завершать занятие .Попросите учащихся обсудить смысл идиомы между собой, предложить им придумать ситуации с их употреблением, составить короткие диалоги, а также включить идиомы в домашнее задание [5].
Выводы. В этой работе мы кратко суммируем и анализируем информацию о некоторых английских идиомах, который употребляются в разных аспектах устной речи - в различных видах художественной литературы, в научной и финансовой сферах, в деловом и бытовом общении. Кроме того, в статье даются советы, как лучше распознавать, понимать и переводить английские идиомы на русский язык, учитывая их особенности. Действительно, они состоят из разных элементов, при переводе которых дословно получается бессмыслица, хотя у них есть и буквальный перевод, что также иногда важно для их понимания. При переводе важно охватывать общий смысл идиом и искать соответствия в русском языке, хотя это и не так просто, для этого требуются определенные навыки, которые и должны развивать на занятиях учителя и преподаватели. Особенно важно знать идиомы тем учащимся, кто хочет освоить и успешно применять их на практике в разговорной речи, т.к. они ее оживляют, обогащают и приближают к речи носителей языка.
Следует отметить, проведенный нами анализ использования и обучения английским идиомам, направлен на решение практических целей и задач в процессе обучения устной речи. Исходя из вышеизложенного, можно выбрать подходящий способ преподавания идиом и подобрать соответствующие упражнения для их закрепления, запоминания и последующего успешного применения.
Литература:
1. Aмосова Н.Н. Основы английской фразеологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. - 208 с.
2. Aхманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. - М., 1957. - 296 с.
3. Баранов A.K, Добровольский Д.О. Aспекты теории фразеологии. - М.: Знак, 2008. - 656 с.
4. Вершинина М.И. Идиоматическая фразеология в английском языке делового общения: Лексикологический, Лексикографический и функциональный аспекты. - Москва: МГУ, 2016.
5. Дженнифер Л.Р. Лебедев. 24 темы для обсуждения. Книга для учителя. На англ. яз. - М.: Издательство «Менеджер», 2001, с. 5
6. Кунин A^. Курс фразеологии современного английского языка. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Высшая школа, Дубна: Издательский центр ''Феникс'', 1996. - 381 с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
8. Реформатский A.A. Лексикализация и идиоматика / Реформатский A.A. Введение в языковедение. -М.: A^m Пресс, 1996. - С. 67-70.
9. Чиненова ЛА. Процессы развития английской идиоматики. // Вопросы языкознания. - Вып. №2. -М., 1983. - С. 111-117.
10. Шулекина ЮА. Современный учебный текст в свете междисциплинарных исследований // Проблемы интеграции и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями в социальной среде. Сборник статей. - М.: МГПУ, 2014. С. 30-35.
11. David Cotton, David Falvay, Simon Rent Market Leader Business English Course Book Intermediate 3-edition, Pearson Longman - 2018 c. 68.
12. Palmer, F.R. Semantics. A New Outline. - Cambridge University Press, 1977. - 164 p.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация. В статье представлен опыт подготовки к организации проектной деятельности школьников в цифровой образовательной среде будущими магистрами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина. Данная подготовка ведется в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Будущие магистры разрабатывают портфолио проекта по одной из тем
своего предмета и размещают на вики-сайте университета. Приведены примеры проектов по математике, литературе, английскому языку, экономике, технологии.
Ключевые слова: проектная деятельность, учебный проект, цифровая образовательная среда, сетевые сервисы, вики-сайт.
Annоtation. The article presents the experience of preparing for the Organization of the activities of schoolchildren in the digital educational environment by future masters studying in the direction of training "Pedagogical education" in Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. This training is conducted in the discipline "Information technology in professional activities". Future masters develop a project portfolio on one of the topics of their subject and post on the university's wiki site. Examples of projects in mathematics, literature, English, economics, technology are given.
Keywords: project activities, project wiki, project portfolio, network services.
Введение. В условиях цифровой трансформации российского общества появляются новые требования к личностным и профессиональным качествам человека, к его творческим возможностям и компетенциям. Сегодня от человека требуется критическое мышление; мобильность; системный подход к решению проблем; умения выстраивать эффективные коммуникации, брать на себя ответственность; толерантность; готовность к саморазвитию, непрерывному образованию. Формированию перечисленных качеств способствует применение метода проектов в обучении.
Главная цель использования метода проектов в сфере высшего педагогического образования -выработка у студентов проектного мышления и подготовка к использованию данного метода обучения в будущей профессиональной деятельности. На важность овладения будущими магистрами проектным методом указывает и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» [11], где отмечается, что выпускники магистратуры должны готовиться к решению задач профессиональной деятельности проектного типа.
Причем эта проектная деятельность должна быть организована в цифровой образовательной среде дисциплины. Т.Г Везиров в [2] подчеркивает, что сегодня приоритетным становится проектирование и развитие новой образовательной среды, значимая часть которой размещается в сетевом пространстве, где преимущественно происходит развертывание внеаудиторной самостоятельной работы студентов магистратуры.
Вопросы подготовки будущих педагогов к организации проектной деятельности обучающихся обсуждаются в [3, 4, 5, 8, 10, 12]. Авторы отмечают, что важную роль в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся призваны сыграть информационно-коммуникационные технологии. Поэтому важным для магистрантов является овладение методикой организации сетевой проектной деятельности, т.к. применение сетевых технологий дает серьезные преимущества, позволяет в полной мере реализовать возможности сотрудничества между участниками проектов.
В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (НГПУ) подготовка будущих педагогов к организации проектной деятельности школьников в условиях цифровой образовательной среды начинается в дисциплине «Информационные технологии в образовании» [1], а затем продолжается в магистратуре в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» [6].
Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущих магистров педагогического образования к организации учебной проектной деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Это может быть среда школы, колледжа, учреждения дополнительного образования, вуза, предметная цифровая образовательная среда, персональная цифровая образовательная среда педагога и обучающегося.
Изложение основного материала статьи. Одним из разделов дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в педагогической магистратуре НГПУ является раздел «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века», который основан на курсе программы Intel «Обучение для будущего». Освоение данного раздела начинается с дискуссии об актуальности использования метода проектов в школе. Магистранты отвечают на вопрос «Почему несмотря на то, что проектная технология имеет практически вековой опыт апробации, методу проектов сегодня отводится важная роль?». Ответ в адаптируемости технологии к вызовам времени. Магистранты анализируют возможности формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся на каждом из этапов проектной деятельности.
Серьезное внимание уделяется обсуждению инструментария проектной деятельности. Магистранты приходят к выводу, что сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии (сервисы Веб 2.0). Выявляется их дидактический потенциал: возможности социализации, совместной деятельности, интерактивность и открытость.
Магистранты знакомятся с лучшими образцами проектов, анализируют организацию исследований обучающихся, оценочные и дидактические материалы, эффективность применения сетевых сервисов; выявляют отличительные особенности проектов учебных и сетевых.
Магистранты направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» разрабатывают портфолио проекта по одной из тем своего предмета. Примеры тем проектов: «Золотой век в истории русской литературы», «Мой друг, Отчизне посвятим, Души прекрасные порывы...» (профиль программы магистратуры «Языковая коммуникация и практическая журналистика»), «Best things to do in New-York», «Культура стран изучаемого языка» (профиль программы магистратуры «Иностранный язык»), «Геометрия Нижегородского кремля», «Проценты в нашей жизни», «Создаем бизнес-план» (профиль программы магистратуры «Проектирование нового образовательного продукта»), «Ароматы в нашей жизни», «Чистые вещества и смеси» (профиль программы магистратуры «Инновации в химическом образовании»).
При разработке проекта магистранты активно используют сервисы Веб 2.0. Они размещают портфолио проекта на вики-сайте университета (https://wiki.mininuniver.ru), используют следующие сервисы Веб 2.0: совместного редактирования документов (https://docs.google.com), on-line презентаций (https://docs.google.com/presentation, http://prezi.com, http://www.calameo.com), on-line визуализации (https://cacoo.com, http://www.mindmeister.com, https://bubbl.us, https://www.mindomo.com/), ленты времени
(https://www.tiki-toki.com/, http://www.timerime.com), on-line интерактивные доски (http://www.twiddla.com/, https://ru.padlet.com/ http://wikiwall.ru/) и др.
Элементами разрабатываемого магистрантами портфолио проекта являются: буклет, объясняющий преимущества проектного метода; стартовая презентация, выявляющая первоначальный опыт и интересы обучающихся; список вопросов, направляющих проект (основополагающий вопрос, проблемные вопросы, учебные вопросы); примеры продуктов проектной деятельности (вики-статьи, сайты, документы совместного редактирования, блоги, ментальные карты, ленты времени и т.п.); всевозможные оценочные материалы; материалы по сопровождению проектной деятельности в виде памяток, обучающих материалов, каких-то дополнительных дифференцированных заданий; списки полезных ресурсов; визитная карточка проекта.
Приведем примеры некоторых портфолио проектов магистрантов, проанализируем вопросы, направляющие проект; организацию исследовательской деятельности обучающихся; использование сетевых сервисов.
В проекте по литературе для 11 класса «Несколько слов о Б.Л. Пастернаке» (адрес проекта: https://goo.gl/5YdwZc) основополагающий вопрос «Кто же он, Б.Л. Пастернак, поэт или прозаик?». В процессе «мозгового штурма» формулируются проблемные вопросы («Как формировалась личность поэта?», «В чем проявляется своеобразие истории романа и прозы Пастернака?», «Что о Б.Л. Пастернаке писали критики?», «Какова поэтика Б.Л. Пастернака?»), происходит деление на группы для проведения исследований, обсуждаются формы представления результатов, план проведения проекта. В проекте представлено исследование «Поэтика Б.Л. Пастернака», где характерные черты поэтики авторы представили с помощью ментальной карты http://popplet.com/app/#/4648834. Анализ стихов выполнен в Google-презентации. Подготовлена викторина для одноклассников с помощью Google-формы.
В учебном проекте по математике для 7 класса «Такие разные функции» (goo.gl/gKOlV6) представлено исследование обучающихся, отвечающее на проблемный вопрос «Как описать физические явления через функции?». Рассмотрены различные физические величины, находящиеся в линейной зависимости. При этом плотности некоторых веществ представлены кластером, созданным с помощью сервиса https://bubbl.us. Портфолио проекта содержит большое количество материалов по сопровождению и поддержке проектной деятельности, размещенных на Google-диске. План проведения проекта представлен с помощью сервиса https://www.mindmeister.com.
Проект «The style of the Youth» (https://clck.ru/MK2Ku) проводится при изучении тем «Одежда» и «Внешность» в 9 классе школ с базовым уровнем изучения иностранного языка. Проект направлен на изучение новой лексики, касающейся внешности человека, стилей и элементов одежды. Обучающиеся ищут ответы на проблемные вопросы: «Каковы характерные черты стиля данного временного отрезка?», «Кто из известных личностей являлся олицетворением, иконой стиля данного «модного» периода, какие дизайнеры (модные дома) процветали в это время?», «Какой вывод об особенностях культуры, политического устройства, социального строя и проч. можно сделать на основании анализа модных веяний выбранного временного отрезка?». Авторы проекта создали инфографику по теме проекта, ментальную карту с новой лексикой (использован сервис http://popplet.com). Разработана Google-форма «Самооценка вклада участника в работу группы».
Семейный бюджет, его планирование, умение рационально тратить деньги, учитывая потребности всех членов семьи, поиск оптимальных путей увеличения своих доходов рассматриваются в проекте по экономике для 10 класса «Планирование и формирование семейного бюджета» (https://clck.ru/MK36G). Основополагающий вопрос проекта «Как достичь благополучия?». Исследование в проекте посвящено защите прав потребителей. Авторы построили ленту времени с нормативной базой по теме проекта, ментальную карту «Права потребителя», создали совместный Google-документ с решением ситуативных задач.
В ходе проекта по технологии для 5 класса «Технология приготовления пищи» (https://goo.gl/BKBgbx) обучающиеся познакомятся технологией хранения и обработки продуктов, основами кулинарии. Основополагающий вопрос проекта: «Легко ли быть здоровым?» Проблемные вопросы для исследования в группах: «Как правильно завтракать?», «Как правильно обработать продукты, чтобы они не потеряли ценные витамины?», «Каковы тонкости сервировки стола?».
Одна из исследовательских работ оформлена в виде вики-статьи по теме «Правильный завтрак - залог здоровья» (адрес статьи: https://goo.gl/3pUYiN), содержит ментальные карты «Блюда из яиц» (https://goo.gl/k0EG5l) и «Виды бутербродов» (https://goo.gl/Bb1lkG), результаты анкетирования одноклассников по вопросу завтрака (https://goo.gl/8yV7OG).
Вторая исследовательская работа выполнена по теме «Продукты растительного происхождения -кладезь витаминов» (адрес вики-статьи: https://goo.gl/1KryfN). Подготовлены кластер «Изменения, происходящие с овощами при тепловой обработке» (https://goo.gl/dTThMB, использован сервис https://bubbl.us), совместный Google-документ «Формы нарезки овощей» (https://goo.gl/S9yIvX), совместная Google-презентация «Технологический цикл обработки продуктов» (https://goo.gl/XXmwT7), on-line ментальная карта «Пищевая ценность овощей и фруктов» (https://goo.gl/DCHtPx). С помощью инфографики (сервис https://www.canva.com) представлены варианты нарезки морковки.
Третье исследование посвящено сервировке стола (вики-статья по теме «Сервировка - важнейший элемент обеденного стола» https://goo.gl/pDDiWk). Построены on-line ментальные карты «История сервировки стола» (https://goo.gl/wg9cY7) и «Последовательность сервировки стола» (https://goo.gl/97f9UQ), подготовлен совместный Google-документ с правилами сервировки (https://goo.gl/6UaJeK), совместная Google-презентация «Сервировка стола для завтрака, обеда и ужина» (https://goo.gl/Y7AYKG).
При разработке проектов магистранты большое внимание уделяют формирующему и итоговому оцениванию. В проектах используются входное и итоговое тестирование с помощью Google-форм, различные листы самооценки и взаимооценки, журналы и личные дневники участников проекта, блоги для рефлексии. Возможности сервисов Веб 2.0 для оценивания проектной деятельности обучающихся обсуждаются в [7].
В помощь магистрантам при разработке проектов преподаватель готовит различные методические и дидактические материалы, разрабатывает электронный учебно-методический комплекс, использует цифровые образовательные ресурсы [9].
Выводы. Мы рассмотрели вопросы подготовки к организации проектной деятельности школьников будущими магистрами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» в
Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина. В ходе освоения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» будущие магистры приобретают такие навыки проектной деятельности как постановка проблемы; выдвижение гипотезы; обоснование выбора инструментария, методов учебно-исследовательской деятельности обучающихся, адекватных исследуемой проблеме; организации и проведения наблюдения, эксперимента; представления результатов с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и т.п.
Литература:
1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 18.
2. Везиров Т.Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 5. С. 21-25.
3. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации // Методическое пособие. Нижний Новгород. 2017.
4. Круподерова Е.П. Подготовка будущих магистров педагогического образования к организации проектной деятельности в информационно-образовательной среде. // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Мининский университет. 2016. C. 133-136.
5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование цифровой образовательной среды будущими магистрами педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3.С. 60-63.
6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.
7. Круподерова К.Р., Терехина А.Е. Сервисы Веб 2.0 для оценивания проектной деятельности обучающихся. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 150-157.
8. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. 84 с.
9. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 2 (27). C. 5.
10. Степанова С.Ю., Канянина Т.И., Кручинина Г.А. Проектная деятельность в контексте вызовов современности. В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. 2015. С. 96-101.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный 22 февраля 2018 г., № 126.
12. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Т.9. №7S. С. 1381.
Педагогика
УДК 377.6
кандидат педагогических наук, доцент Крылова Татьяна Валентиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Егорова Валерия Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем в сфере профессионального обучения - формирование управленческих качеств у педагогов профессионального обучения. Автором охарактеризована необходимость осуществления управленческой деятельности педагогом профессионального обучения, направленной на осуществление качественной профессиональной подготовки сотрудников среднего звена, способствующее достижению конкурентоспособности выпускника колледжа. В результате исследования были выявлены управленческие навыки, необходимые педагогу профессионального обучения для эффективной организации собственной деятельности и деятельности обучающихся. Рассмотрены управленческие качества педагога, проявляющиеся на личностном и деятельностном уровне. Выделены основные компоненты управленческой функции педагога профессионального обучения. Изучены принципы организации управленческой деятельности педагога профессионального обучения.
Ключевые слова: педагог профессионального обучения, управленческая деятельность, управленческие качества.
Annotation. The article deals with one of the most pressing problems in the field of professional training - the formation of managerial qualities in teachers of professional training. The author describes the need for management