общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. [Электронный ресурс] URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
12. Садулаева Б.С. Объектно-ориентированное программирование в обучении будущих бакалавров информатики. // Инновационная наука. 2015. № 10. С. 165-167.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. № 125
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрантка Печенева Ирина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен опыт подготовки к проектированию цифровой образовательной среды будущих магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина. Данная подготовка ведется в рамках дисциплины «Проектирование цифровой образовательной среды организации». Будущие магистры анализируют различные школьные информационные системы, рассматривают ресурсы и сервисы для построения цифровых сред, возможности применения инновационных моделей обучения с ИКТ, выполняют курсовой проект по разработке моделей цифровой образовательной среды школ, колледжей, кафедр, модулей, дисциплин и т.п.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационная система, средства ИКТ, цифровые образовательные ресурсы, инновационные модели обучения.
Annotation. The article presents the experience of preparing for the design of a digital educational environment for future masters studying in the direction of training "Pedagogical education" at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. This training is carried out within the framework of the discipline "Designing the digital educational environment of the organization." Future masters analyze various school information systems, consider resources and services for building digital environments, the possibility of using innovative teaching models with ICT, carry out a course project on developing models of a digital educational environment for schools, colleges, departments, modules, disciplines, etc.
Keywords: digital educational environment, information system, ICT tools, digital educational resources, innovative learning models.
Введение. В конце прошлого столетия появилось понятие информационно-образовательной среды. В последнее время из-за значительного расширения возможностей сети Интернет происходит переосмысление роли компьютерных технологий в системе образования. А также в связи с появлением в обществе таких понятий как «цифровое общество» и «цифровая экономика», понятие информационно-образовательной среды заменяется понятием цифровой образовательной среды.
В рамках национального проекта «Образование» разработана Целевая модель цифровой образовательной среды [11]. В цифровой образовательной среде школы педагоги формируют свои предметные цифровые среды, подбирая необходимые ИКТ-инструменты для размещения учебного контента, организации общения и сотрудничества с обучающимися, проведения мониторинга и оценивания. Возможности цифровой образовательной среды для обеспечения качества подготовки обучающихся обсуждается в статье [8], для формирования метапредметных результатов - в статье [4], формирования информационной культуры - в [7], для организации сетевой проектной деятельности - в пособии [6]. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды рассмотрены в статье [2].
Проблема подготовки будущих магистров педагогического образования к проектированию предметной цифровой образовательной среды является важной задачей. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина она решается в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая ведется для всех направлений подготовки магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование». Для направления подготовки «Цифровая педагогика» разработан курс «Проектирование цифровой образовательной среды организации». Цель дисциплины -создать условия для формирования у обучающихся систематизированных теоретических знаний и практических навыков проектирования цифровой образовательной среды, включающего обследование предметной области, анализ и внедрение готовых программных решений, отбор и проектирование цифровых образовательных ресурсов. В ходе освоения дисциплины магистранты выполняют курсовой проект по разработке моделей цифровой образовательной среды школ, колледжей, кафедр, модулей, дисциплин и т.п.
Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущих магистров педагогического образования к проектированию цифровой образовательной среды, способы формирования необходимых компетенций, обосновать выбор заданий и оценочных средств для выявления уровня сформированности компетенций.
Изложение основного материала статьи. Развитие инновационной образовательной среды в современных условиях становления цифровой экономики приобретает существенное значение в организации образовательного процесса магистратуры. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина одним из направлений педагогической магистратуры является направление «Цифровая педагогика». Выпускник данного направления подготовки готовится к эффективному применению современных цифровых технологий в образовательной практике, проведению научно-педагогических исследований с использованием ИКТ, эффективному управлению образовательным процессом на основе использования цифровых инструментов.
Для магистрантов разработан курс «Проектирование цифровой образовательной среды организации». В основу разработки курса положены требования профессиональных стандартов педагога общего образования и педагога профессионального и дополнительного образования, а также ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» [13]. После изучения данной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать навыки формирования цифровой образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. В курсе формируются следующие компетенции: УК-2 (способность управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла), УК-3 (способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели), ОПК-1(способность осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования), ОПК-2 (способность проектировать основные и дополнительные образовательные программы).
Курс включает три раздела: «Цифровая образовательная среда как ресурс обеспечения качества образования», «Проектирование цифровой образовательной среды современной школы», «Проектирование предметной цифровой образовательной среды».
В первом разделе магистранты выявляют сущность информационно-образовательного пространства и информационно-образовательной среды (ИОС), анализируют вклад различных ученых в становление концепции информатизации образования, определяют компоненты ИОС, знакомятся с целевой моделью цифровой образовательной среды [11]. В рамках темы «Нормативно-правовое обеспечение формирования цифровой образовательной среды» магистранты с помощью техники «Рыбий скелет» строят схему предметной информационно-образовательной среды (для своей дисциплины), соответствующей требованиям ФГОС. Пример выполнения задания с помощью Google-рисунка: https://clck.ru/Ropmr. При оценивании задания учитываются степень полноты выполнения работы и оформление схемы.
Одно из заданий посвящено анализу готовых программных решений для построения цифровой образовательной среды. В настоящее время на рынке программных продуктов представлен достаточно широкий перечень готовых решений для образовательных организаций, таких как единая образовательная сеть Дневник.ру, информационно-аналитическая система АВЕРС, комплексная информационная система NetSchool и др. Эти системы описаны в пособии [5]. Магистранты знакомятся с функциями систем, выбирают критерии для сравнительной оценки программных решений, проводят сравнительный анализ.
Кроме школьных информационных систем для построения цифровых образовательных сред образовательные организации используют облачные технологии. Магистрантам предлагается выполнить SWOT-анализ построения цифровой образовательной среды на базе облачных технологий. Заполнение каждой из составных частей SWOT-анализа (Strengths - сильные стороны, Weakness - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы) должно удовлетворять следующим требованиям: указано не менее четырех сторон (возможностей, угроз), все стороны указаны правильно. Пример выполнения задания: https://clck.ru/RosY2.
Сегодня в педагогическом сообществе активно обсуждается использование средств и сервисов ИКТ в качестве инструментального обеспечения различных инновационных образовательных моделей («1 ученик: 1 компьютер», BYOD (принеси свое устройство), «перевернутое обучение», «ротация станций», их дидактический потенциал в плане представления, обработки и передачи информации, вовлечения обучающихся в совместную продуктивную деятельность. Магистрантам предлагается познакомиться с данными моделями, построить ментальную карту «Инновационные модели обучения в цифровой образовательной среде» с помощью одного из on-line сервисов построения ментальных карт. При этом ментальная карта должна удовлетворять следующим требованиям: содержание должно соответствовать выбранной модели; должны быть представлены преимущества, риски, сложности реализации; должны быть представлены ссылки на публикации, видео открытых уроков, мастер-классы и т.п.; количество дочерних узлов должно быть не меньше 10; использованы изображения, видео, ссылки; сопровождающий текст должен быть емким и лаконичным; использован соответствующий дизайн. Примеры выполнения задания:
- модель «перевернутый класс» https://clck.ru/Roq7M;
- модель «1 ученик: 1 компьютер» https://clck.ru/RoqBb;
- модель BYOD https://clck.ru/Roq64.
В разделе «Проектирование предметной цифровой образовательной среды» отдельное внимание уделяется использованию цифровых образовательных ресурсов. Т.В. Долгова в [1] отмечает, что ЦОР приобретают новые дидактические свойства: разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность; избыточность, разноуровневость и, как следствие, вариативность; интерактивность; гибкость и адаптивность. Магистранты знакомятся с различными цифровыми платформами, цифровыми коллекциями учебных объектов, инструментами для создания и публикации контента, инструментами для коммуникации и обратной связи, инструментами для сотрудничества [10, 12], с электронной формой учебника [9]. Практическое задание состоит в подборе цифровых ресурсов для предметной цифровой образовательной среды. При этом необходимо выполнить классификацию ЦОР, представить аннотации. Пример выполнения задания: https://clck.ru/RosBX.
Также магистранты участвуют в дискуссии «Персональная цифровая образовательная среда педагога». Оценивание участия в дискуссии осуществляется по критериям, представленным в таблице:
Алгоритм оценивания Оценка в баллах
Соответствие содержания заявленной теме 1
Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания исследуемого положения или объекта 1
Точность аргументов (использование причинно-следственных связей) 1
Логичность (соответствие контраргументов высказанным аргументам) 1
Связь с требуемыми личностными, метапредметными и предметными результатами обучения 1
Связь с профессиональным стандартом педагога 1
Связь с другими заданиями дисциплины 1
Умение ориентироваться в меняющейся ситуации 1
Корректность по отношению к оппоненту 1
Сообщение в форуме оформлено аккуратно 1
Свои персональные цифровые образовательные среды магистранты представляют ментальными картами с обоснованием включаемых компонентов. Пример модели персональной цифровой образовательной среды -https://clck.ru/RpLiS.
В дисциплине «Проектирование цифровой образовательной среды организации» магистранты выполняют курсовой проект. Курсовой проект является важным элементом самостоятельной работы студентов. Его целью является формирование у магистрантов готовности к проектированию и созданию цифровой образовательной среды учреждения, обеспечивающей системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и создающую условия для повышения его эффективности.
В качестве примера рассмотрим курсовой проект «Проектирование цифровой образовательной среды для организации перевернутого обучения математике» (автор: Печенева И.А.). Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий: между требованиями ФГОС общего образования к внедрению инновационных моделей обучения в деятельность педагогов и недостатком рекомендаций по их использованию; между требованиями государственной политики к созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, и недостаточным уровнем профессионализма педагога для ее формирования. В курсовом проекте автором проанализированы существующие решения в области проектирования ЦОС школы, выполнен анализ инновационных моделей применения ИКТ на уроках математики в основной школе, проведен SWOT-анализ цифровой образовательной среды школы № 35 г. Дзержинска Нижегородской области, разработана модель ЦОС для организации «перевернутого обучения» математике, подобран и подготовлен материал для трансляции контента в образовательной модели «перевернутое обучение», создан сайт для организации «перевернутого обучения». Цифровые инструменты, которые могут быть использованы для реализации «перевернутого обучения» в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения математике представлены в статье [3].
Выводы. Мы рассмотрели вопросы подготовки к проектированию цифровой образовательной среды будущих магистров педагогического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина. В ходе освоения дисциплины «Проектирование цифровой образовательной среды организации», при подготовке курсового проекта будущие магистры приобретают навыки анализа и оценки цифровых образовательных ресурсов, средств и сервисов для построения ЦОС, методических и технологических аспектов использования инновационных педагогических моделей на уроках, навыки проектирования компонентов цифровых образовательных сред различных организаций. При этом они готовятся к решению задач профессиональной деятельности проектного типа.
Литература:
1. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века // Информационно-публицистический образовательный журнал «Интерактивное образование». [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/GQXen.
2. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 144-147.
3. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Печенева И.А. Организация «перевернутого обучения» математике в условиях предметной цифровой образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67- 4. С. 229-232.
4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 149-153.
5. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.
6. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. 84 с.
7. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.
8. Лапин В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.
9. Лескина И.Н. Особенности интеграции электронной формы учебников в информационно-образовательную среду образовательной организации Нижегородской области // Нижегородское образование. Н. Новгород. 2017. № 1. С. 104-110.
10. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. №2 (27). С. 5.
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/
12. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет. 2020. 50 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный 22 февраля 2018 г., № 126.
Педагогика
УДК 378.2
ассистент кафедры специальной педагогики и психологии Кузеванова Анастасия Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОЧИСЛЕННОЙ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Одной из составляющих, необходимых для успешной реализации идей инклюзивного образования является готовность учителей к данной работе. Особое место в структуре готовности занимает ценностно-смысловой компонент, обеспечивающий формирование смыслов и целей профессиональной деятельности педагога в области инклюзии и регулирующий способы достижения этих целей. В статье описаны исследовательские процедуры, направленные на изучение ценностно-смыслового компонента готовности будущего педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы. Представлены результаты проведенного исследования, сделаны выводы о возможности применения полученных данных в процессе подготовки будущих учителей начальных классов в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: ценностно-смысловая готовность студента, ценностно-смысловая готовность будущего педагога, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, малочисленная сельская школа.
Annotation. One of the components necessary for the successful implementation of the ideas of inclusive education is the readiness of teachers for this work. A special place in the structure of readiness is occupied by the value-semantic component, which ensures the formation of the meanings and goals of the teacher's professional activity in the field of inclusion and regulates the ways to achieve these goals. The article describes research procedures aimed at studying the value-semantic component of the readiness of a future teacher to work with children with disabilities in a small rural school. The results of the study are presented, conclusions are drawn about the possibility of using the obtained data in the process of training future primary school teachers in higher educational institutions.
Keywords: value-semantic readiness of a student, value-semantic readiness of a future teacher, children with disabilities, inclusive education, small rural school.
Введение. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» регламентируется обеспечение права каждого человека на образование, поэтому в последние годы контингент детей в образовательных организациях значительно изменился. Тенденция такова, что среди обучающихся увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья [6].
В этой связи, в образовательных организациях возникает ряд вопросов, касающихся организации и содержания образовательного процесса, а также взаимодействия его субъектов: педагогов, узких специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов), администрации, родителей, с целью создания необходимых условий для дальнейшего успешного обучения и развития каждого ребенка. Вышеперечисленные позиции будут особенно актуальными для малочисленных сельских школ Алтайского края.
Отметим, что Алтайский край является крупным аграрным регионом России, 59 из 72 муниципалитетов, входящих в него, являются сельскими районами. В крае насчитывается свыше 60% малочисленных и малокомплектных школ [4].
Таким образом, в ситуации увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья, возникает необходимость организации их обучения совместно с нормотипично развивающимися сверстниками так, чтобы усвоение современных программ обучения, их содержания, темп обучения, приемы и методы соответствовали заявленному контингенту обучающихся.
В этой связи, перед будущим педагогом малочисленной сельской школы возникают трудности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, связанные, например, с обучением в классе детей с различными нарушениями в развитии, отсутствием в штате образовательной организации таких специалистов, как учитель-логопед, педагог-психолог др. При этом у педагогов отмечается недостаточный уровень сформированности компонентов профессиональной готовности (когнитивного, деятельностного, ценностно-смыслового и др.) [3].
Особую актуальность представляет ценностно-смысловой компонент, выступающий базовым в философии инклюзивного образования и составляющий личностную ценность профессиональной деятельности педагога.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в зарубежной и отечественной науке имеются исследования, посвященные изучению ценностно-смыслового компонента готовности педагога к