Научная статья на тему 'Проектирование цифровой образовательной среды будущими магистрами педагогического образования'

Проектирование цифровой образовательной среды будущими магистрами педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СРЕДСТВА ИКТ / ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТ / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION SYSTEM / ICT TOOLS / INNOVATIVE LEARNING MODELS / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

В статье представлен опыт подготовки к организации деятельности школьников в цифровой образовательной среде будущими магистрами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина. Данная подготовка ведется в рамках дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Проектирование информационной образовательной среды организации». Будущие магистры анализируют различные школьные информационные системы, рассматривают ресурсы и сервисы для построения цифровых сред, возможности применения инновационных моделей обучения с ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Круподерова Климентина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a digital educational environment by future masters of teacher education

The article presents the experience of preparing for the organization of the activities of schoolchildren in the digital educational environment by future masters studying in the direction of training "Pedagogical education" in Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. This training is conducted in the disciplines of "Information technology in professional activities" and "Designing the organization's information educational environment." Future masters analyze various school information systems, consider resources and services for building digital environments, the possibility of applying innovative ICT training models.

Текст научной работы на тему «Проектирование цифровой образовательной среды будущими магистрами педагогического образования»

инструмента» в работе с детьми. Проблема, которую нам удалось выявить, заключается в том, что будущим педагогам важно не осваивать те или иные «отдельные» методики и приемы, а учиться собственную личность и собственное сознание видеть как «педагогический прием».

Наше исследование в этой области продолжается. Оно касается разработки и реализации целостной образовательной технологии, позволяющей будущим педагогам обеспечивать развитие эмоционально-чувственной сферы детей в рамках реализации гуманитарной модели образования.

Литература:

1. Белова, С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования. М.: АПКиПРО, 2006. 360 с.

2. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

3. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2006.

4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.

5. Слободчиков В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.

6. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с.

7. Oatley K. Best Laid Schemes: the Psychology of Emotions. — Cam- bridge: University Press, 1992.

8. Rizzolatti, Giacomo. Mirrors in the brain — how our minds share actions and

emotions / Giacomo Rizzolatti, Corrado Sinigaglia; translated by Frances Anderson. - Oxford University Press, 2008

9. Rizzolatti, Corrado Sinigaglia; translated by Frances Anderson. - Oxford University Press, 2008

Педагогика

УДК:378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ БУДУЩИМИ МАГИСТРАМИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен опыт подготовки к организации деятельности школьников в цифровой образовательной среде будущими магистрами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина. Данная подготовка ведется в рамках дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Проектирование информационной образовательной среды организации». Будущие магистры анализируют различные школьные информационные системы, рассматривают ресурсы и сервисы для построения цифровых сред, возможности применения инновационных моделей обучения с ИКТ.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационная система, средства ИКТ, инновационные модели обучения, проект.

An^tatton. The article presents the experience of preparing for the organization of the activities of schoolchildren in the digital educational environment by future masters studying in the direction of training "Pedagogical education" in Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. This training is conducted in the disciplines of "Information technology in professional activities" and "Designing the organization's information educational environment." Future masters analyze various school information systems, consider resources and services for building digital environments, the possibility of applying innovative ICT training models.

Keywords: digital educational environment, information system, ICT tools, innovative learning models, project.

Введение. В мае 2018 Президент РФ В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [14]. Разработка национального проекта «Образование» - одна из задач, поставленных Президентом. Среди целей проекта -создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Подготовка к организации деятельности обучающихся в рамках такой образовательной среды - одна из главных задач, к которой необходимо готовить будущих магистров педагогического образования. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (3++) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [15] установлена общепрофессиональная компетенция ОПК-3 - способность проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. А для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся необходима соответствующая среда.

В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (НГПУ) подготовка будущих магистров к проектированию цифровой образовательной среды ведется в рамках дисциплин «Проектирование информационной образовательной среды организации» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Формулировка цели статьи. Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущих магистров педагогического образования к организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Это может быть среда школы, колледжа, учреждения дополнительного образования, вуза, предметная цифровая образовательная среда, персональная цифровая образовательная среда педагога и обучающегося.

Изложение основного материала статьи. При конструировании содержания дисциплины «Проектирование информационной образовательной среды организации» были определены задачи курса: создать условия для понимания сущности информационного образовательного пространства и

информационной образовательной среды (ИОС), их роли в повышении качества образования; способствовать получению навыков анализа предметной области и оценки эффективности существующих информационно-образовательных систем; познакомиться с возможностями автоматизированных систем управления образовательной организацией (КМ-школа, Net-школа, 1С Школа и др.); способствовать получению представлений об инновационных моделях обучения в информационно-образовательной среде школы; создать условия для получения навыков проектирования ИОС на основе облачных технологий, сервисов Веб 2.0.

Термин «информационно-образовательная среда» появился в конце прошлого столетия. Причем, в определениях исследователей информационно-образовательной среды присутствовал как технологический, так и педагогический подходы. Л.К. Раицкая в [12] напоминает, что Концепция информатизации сферы образования РФ 1998 года сводила понятие информационно-образовательной среды к совокупности программно-аппаратных средств, информационных сетей связи и т.п. Технологический подход преобладал там, где необходимо было в первую очередь реализовать комплекс материально-технологических задач, где педагогические задачи не могли быть решены без обеспечения школы аппаратными и программными средствами. В исследованиях и законодательных актах конца 1990-х и начала 2000-х гг. преобладали определения именно этого подхода. Педагогический подход стал более распространенным после 2003 года.

Магистранты знакомятся с вкладом различных ученых в становление теорий информационно-образовательного пространства и информационно-образовательной среды. Сегодня требования к информационно-образовательной среде сформулированы на уровне государственного стандарта. Магистранты изучают эти требования и представляют их с помощью различных инструментов визуализации: SWOT-анализа, диаграммы Исикавы, причинно-следственных карт и т.п. Выясняется, какое необходимо аппаратное и программное обеспечение, какие требуются информационные ресурсы, какие нормативные документы должны быть подготовлены.

В цифровой среде школы каждый педагог формирует свою собственную персональную цифровую среду, подбирая необходимые цифровые инструменты для решения задач, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с обучающимися и коллегами, с собственным профессиональным развитием. При конструировании собственной персональной цифровой среды педагогу следует ориентироваться на требования профессионального стандарта педагога [11]. Магистранты подбирают компоненты персональной цифровой среды для выполнения соответствующих трудовых функций педагога. При этом они понимают, что формирование цифровой среды возможно только при соответствующем уровне ИКТ-компетентности педагога [3].

Одно из практических заданий курса посвящено сравнительному анализу требований к ИКТ-компетентности обучающихся (согласно ФГОС) [13] и требований к ИКТ-компетентности педагогов (профессиональный стандарт педагога) [11]. Выполнение задания позволяет магистрантам убедиться, что за соответствующий уровень ИКТ-компетентности обучающихся отвечают не только учителя информатики, но и все педагоги школы.

Достижение высокого качества образования в цифровой среде школы достигается, прежде всего, за счет применения современных педагогических технологий. Именно этот аспект определяет приоритетность методического обеспечения системной интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, подчеркивает инструментальную значимость и дидактический потенциал средств ИКТ как ресурсной основы инновационных педагогических технологий.

Сегодня все чаще акцент делается на необходимости реализации новых подходов к организации образовательной деятельности, построении на основе информационно-коммуникационных технологий личностно-ориентированной развивающей среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей обучающихся и создающей условия для их самореализации и саморазвития.

Поэтому магистрантам предлагается познакомиться с инновационными образовательными моделями обучения, такими как «1 ученик : 1 компьютер», «образование вне стен классной комнаты», «принеси свое устройство», «перевернутое обучение», «смена рабочих зон» и др. [1, 4]. На практическом занятии магистранты строят ментальную карту с использованием различных online сервисов, подробно представляя ту или иную модель. Особое внимание уделяется организации электронного обучения. использованию дистанционных технологий [10].

Для построения цифровой образовательной среды школы разработчики предлагают ряд готовых программных решений, например таких как, единая образовательная сеть Дневник.ру, автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС, комплексная информационная система NetSchool, программный комплекс«1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ» и др. Магистранты проводят сравнительный анализ этих систем. Но есть альтернативные решения для построения цифровых сред - это использование сетевых социальных сервисов, облачных технологий [16]. Магистранты выполняют SWOT-анализ облачного решения.

Одна из задач дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» -выявление дидактического потенциала сетевых социальных сервисов. Магистранты осваивают работу на университетском вики-сайте [9], проводят «мозговые штурмы» в совместных документах и на online досках, создают интерактивные рабочие листы и задания, строят метальные карты и ленты времени, используют инфографику.

Постепенно собственная цифровая среда магистранта наполняется различным контентом, который в дальнейшем может оказаться полезным в профессиональной деятельности. Также подбираются и аннотируются цифровые образовательные ресурсы, образовательный видеоконтент, электронные формы учебников, полезные Интернет-источники.

Важным для формирования готовности магистрантов к проектированию организации совместной деятельности обучающихся является овладение методикой организации сетевой проектной деятельности, т.к. применение сетевых технологий дает серьезные преимущества, позволяет в полной мере реализовать возможности сотрудничества между участниками проектов.

Несмотря на то, что проектному методу уже более ста лет, его использование и сегодня является актуальным. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам [2, 8]. Приведем примеры ИКТ-инструментов, используемых студентами НГПУ в своих проектах для организации исследовательской деятельности обучающихся. Магистранты разрабатывают учебные проекты с использованием ИКТ по

различным школьным дисциплинам и размещают портфолио на университетском вики-сайте (http ://wiki. mininuniver. ru).

Например, в проекте по истории для 11 класса «Гражданская война в России» (https://goo.gl/R2vxxP), разработанным магистрантом направления подготовки «История» Парфеновым М.В. обучающиеся ищут ответ на основополагающий вопрос: «В какой степени способен человек понять «правду» противоположной стороны?». Автор сформулировал следующие проблемные вопросы: «Каковы особенности аргументации в споре о хронологических рамках Гражданской войны?», «В чем сильная и слабая стороны Белого движения?», «Почему же все-таки победа была одержана большевиками?», «Каково влияние Гражданской войны на экономику России?». В ходе проектной деятельности обучающимся предстоит создать совместные сетевые документы, ментальные карты, ленту времени, вики-статьи, вики-газеты. Например, ментальная карта «Гражданская война в России» построена с помощью сервиса создания on-line ментальных карт http://popplet.com.

Учебный проект по математике для 6 класса «Пропорции в окружающем мире» (goo.gl/gKOlV6) разработали магистрантки Плеханова Е. П. и Фадееева М.Н. В проекте представлено исследование обучающихся в виде вики-статьи, отвечающее на проблемный вопрос «Как связаны искусство и пропорциональность величин?». Приведены примеры картин художников, использующих золотое сечение, рассмотрены примеры пропорций в литературе, музыке, архитектуре. С помощью сервиса https://www.mindmeister.com построена ментальная карта «Пропорции в искусстве». Авторы использовали разнообразные оценочные материалы, методические и дидактические материалы. Для их создания использовались Google-документы и Google-формы.

В проекте по английскому языку для 8 класса «It's time to celebrate» (автор проекта: Алейникова О., адрес проекта: https://goo.gl/9xB5dA) обучающиеся ищут ответ на основополагающий вопрос «Is our life a happy holiday?». В процессе «мозгового штурма» формулируются проблемные вопросы («Насколько важны государственные праздники?», «Какова история возникновения праздников и традиций?», «Насколько похожи Россия, Америка и Великобритания во время проведения праздников и чем эти страны отличаются друг от друга?»), происходит деление на группы для проведения исследований, обсуждаются формы представления результатов, план проведения проекта. В проекте представлено исследование «История возникновения и особенности праздников в Великобритании, их схожесть с праздниками других стран». В процессе работы над проектом были проанализированы исторические предпосылки возникновения праздников, выявлены особенности традиций праздников в Великобритании. Результаты исследования представлены в виде Google-презентаций, on-line ментальных карт, брошюр.

Мы привели лишь некоторые ИКТ-инструменты из учебных проектов будущих магистров направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» НГПУ. В ходе освоения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» магистранты убеждаются в целесообразности использования средств информационных и коммуникационных технологий для орагнизации проектной деятельности обучающихся.

А магистранты направления подготовки «Информационные технологии в образовании» выполняют курсовые проекты по проектированию цифровых образовательных сред: колледжа [6], дисциплины [5], учебного модуля [7] и т.п. При этом они проводят системный анализ предметной области, строят модель цифровой образовательной среды, обосновывая ее компоненты, подбирают необходимые ИКТ-инструменты для реализации модели, наполняют среду контентом.

Выводы. Мы рассмотрели вопросы подготовки к организации деятельности школьников будущих магистров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина. В ходе освоения дисциплин «Проектирование информационной образовательной среды организации» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» будущие магистры убеждаются, что качество учебного процесса может быть повышено за счет педагогически продуманного формирования цифровой образовательной среды организации, дисциплины, проекта и т.п.

Литература:

1. Андреева Н.В., Рождественская Н.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: БукиВеди. 2016. 280 с.

2. Круподерова Е.П. Подготовка будущих магистров педагогического образования к организации проектной деятельности в информационно-образовательной среде. // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Мининский университет. 2016. C. 133-136.

3. Круподерова Е.П. Информационно-образовательная среда и ИКТ-компетентность. // Нижегородское образование. 2009. № 4. C. 122-127.

4. Круподерова Е.П., Белова Т.А. ИКТ-инструменты как технологическая основа реализации инновационных образовательных моделей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 229-232.

5. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 513. С. 144-150.

6. Круподерова Е.П., Дудин И.В., Тихонов А.П. Построение информационно-образовательной среды преподавателя колледжа на основе сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 114-120.

7. Круподерова Е.П., Севиян Д.А. Формирование информационно-образовательной среды модуля // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. C. 118-124.

8. Круподерова К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства. // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). C. 24.

9. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. C. 283-289.

10. Поначугин А.В. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). C. 1.

11. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

12. Раицкая Л.К. Интернет как информационно-образовательная среда развивающего образования // Вестник университета (Государственный университет управления) . 2010. № 25. С. 112-115

13. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/node/2068.

14. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденный 22 февраля 2018г., № 126 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS0/o20VO°/o203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf

16. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol: 20. Issue: 3.

Педагогика

УДК:376.36(045)

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Балашкина Елена Дмитриевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ СРЕДСТВАМИ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ

Аннотация. В статье представлены результаты опытно-исследовательской деятельности по преодолению дефицитарности электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности учителя логопеда - разработке и внедрению компьютерных тренажеров в работу по преодолению дизорфографии. Обоснован педагогический потенциал тренажеров для развития самостоятельности обучающихся с дизорфографией.

Ключевые слова: самостоятельность, дизорфография, обучающиеся, компьютерный тренажер.

An^tatton. The article presents the results of experimental research activities to overcome the scarcity of electronic educational resources in professional activity of a teacher of speech therapist in the development and implementation of computer simulators to work on overcoming dysorthographia. Justified pedagogical potential of simulators for the development of autonomy of students with dysorthographia.

Keywords: independence, dysorphography, school students, computer simulator.

Введение. Качественные трансформации в целях и содержании отечественного образования, обусловленные влиянием изменяющихся социально-экономических условий, определяют целостную совокупность требований к формируемым компетенциям обучающихся, в том числе и жизненным. Одним из ценностных ориентиров признана значимость «развития самостоятельности, инициативы и ответственности личности, как условий ее самоактуализации» [8]. Самостоятельность как обобщенное свойство личности характеризует тенденцию к самодетерминации поведения, автономии, относительной независимости от случайных внешних и внутренних факторов. Свойство проявляется в целенаправленной активности, адекватной самооценке и ответственности личности за свою деятельность.

Развитие самостоятельности у обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе и с трудностями в овладении письменной речью, является актуальной проблемой отечественной логопедии. Недостаточность самостоятельности обучающихся с дизорфографией, детерминирована особенностями развития когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Поиск ресурсов, ориентированных на развитие самостоятельности данной категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, осуществляется в разных направлениях. Одним из перспективных направлений становится научно-методическое обоснование применения электронных образовательных ресурсов, которые имеют значительный педагогический потенциал для решения обозначенной задачи. В условиях информационного общества именно электронные образовательные ресурсы обеспечивают успешность обучающегося в построении своей образовательной траектории и формировании навыков самообразования.

Изложение основного материала статьи. Современный этап развития отечественной логопедии характеризуется определенным противоречием: насущной потребностью внедрения электронных образовательных ресурсов с целью соответствия требованиям информационного общества и повышения эффективности логопедического воздействия, и недостаточным опытом в данной сфере - дефицитарностью применения электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе, в том числе и для развития самостоятельности обучающихся с трудностями в овладении письменной речью - с дизорфографией. Попытка изменить существующее положение предопределила направленность настоящей опытно-исследовательской деятельности - ее целью явилась разработка одного из типов электронных образовательных ресурсов - компьютерных тренажеров, позволяющих оптимизировать процесс развития самостоятельности у обучающихся с дизорфографией. Достижение поставленной цели было реализовано с учетом трех направлений исследовательской работы - теоретического, методического, практического. Работа в теоретическом аспекте позволила осуществить анализ изучаемого вопроса по данным литературных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.