Вузовская адаптация студентов на начальном этапе обучения Adaptation of students at the university in the beginning of learning
Сокова Мария Сергеевна
Кандидат наук
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Ярославль e-mail: [email protected]
Sokova Mariia Sergeevna
P. G. Demidov Yaroslavl State University
Yaroslavl e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье описано влияние такой социально-демографической характеристики студентов первого курса, как место жительства до поступления в университет, на процесс адаптации студентов к ВУЗу. В частности, рассматривается специфика социальной, дидактической и профессиональной адаптации в группах студентов, не меняющих места жительства при поступлении и проживающих до поступления в университет в других регионах. Были выявлены различия на статистически значимом уровне между описанными группами
Annotation.
In this article we described the research of the influence of socio-demographic characteristics of first-year students as a place of residence before entering at the university on the process of adaptation of students at the university. In particular, we consider the specifics of social, didactic and professional adaptation in groups of the students living before entering at the university in Yaroslavl and in other regions. As a result of this research we identified differences between the levels of the distinguished groups at a statistically significant level.
Ключевые слова: вузовская адаптация, студенты, социально-демографические характеристики, учебные мигранты.
Key words: Adaptation at the university, students, socio-demographic characteristics, academic migrants.
На современном рынке труда требуются выпускники вузов с высоким уровнем профессиональной подготовки и способностью быстро адаптироваться к динамичным условиям текущей реальности. Как следствие появляется необходимость качественного улучшения подготовки специалистов, именно поэтому системе высшего образования уделяется особое внимание. Основа профессионального и личностного развития будущих специалистов закладывается именно на первом курсе. Следовательно, важно изучать процесс вузовской адаптации, поскольку выявление факторов, детерминирующих данный процесс, позволяет прогнозировать и проводить процедуры коррекции вузовской адаптации, таким образом, эти знания позволяют управлять процессом адаптации, что в свою очередь обуславливает более быстрое и эффективное вхождение студента в новую социальную, учебную и профессиональную среду. В данной работе под понятием «вузовская адаптация» мы понимаем процесс вхождения личности в совокупность форм деятельности и ролей в высшей школе. В ходе исследования мы придерживаемся классификации компонентов вузовской адаптации, включающих в себя: социальный, дидактический и профессиональный компоненты.
Исследование вузовской адаптации невозможно без изучения мотивов, поскольку в процессе адаптации студент, безусловно, сталкивается с проблемными ситуациями, а именно в процессе их разрешения происходит трансформация личности как в отношении к себе, так и к социуму. Соответственно личностное и профессиональное развитие детерминируется мотивационно-потребностной сферой.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что в системе высшего образования в нашей стране наблюдается развитие студенческой мобильности и, следовательно, количественное увеличение категории учебных мигрантов. Под данным понятием мы подразумеваем категорию обучающихся, вынужденных при поступлении менять место
жительства в пределах одной страны.
Выборку эмпирического исследования составили 315 студентов первого курса факультета психологии, биологии и экологии, физического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Использовались следующие методики: «Опросник терминальных ценностей», автор И.Г. Сенин. Методика предназначена для диагностики основных (терминальных) стремлений и жизненных ориентаций личности. Методика «Социально-психологическая адаптированность личности», разработана К. Роджерсом и Р.Даймондом для выявления степени адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений. Методика «Мотивация обучения в вузе, автор-разработчик методики Т.И. Ильина. Направлена на изучение мотивационно-потребностной сферы.
В ходе проведения эмпирического исследования мы получили статистически значимые различия показателей процесса вузовской адаптации между местными студентами и учебными мигрантами, которые далее представлены и проанализированы.
Таблица 1.Различия процесса адаптации между местными (М) студентами и учебными мигрантами (Ум).
Параметр М Ум Т-Стьюдента р
Самопринятие 70.9 73.4 1.81 р<0.05
Активные социальные контакты 32.8 33.9 1.41 р<0.1
Потребность в знаниях 7.0 7.6 1.34 р<0.1
Эмпирическое исследование позволило установить наличие статистически значимых различий между местными студентами и учебными мигрантами. Так установлено, что в группе учебных мигрантов статистически достоверно выше уровень самопринятия, чем у местных (Т=1.81; р<0.05). Также установлено, что у второй группы обучающихся на уровне тенденции выше потребность в социальных контактах и получении новых знаний, чем у местных (р<0.1).
Можно предположить, что студенты-мигранты более адекватно оценивают свои способности, возможности. В отличие от местных студентов они менее ориентированы на мнение окружающих, так как для них это новое социальное окружение, к которому уровень доверия первоначально очень низок, поэтому они привыкли ориентироваться на личное мнение, оценку, вследствие этого принятие себя у данной группы студентов несколько выше, чем у местных студентов.
Более высокий уровень мотивации на приобретение новых знаний в группе учебных мигрантов мы связываем с более серьезным отношением к образовательной сфере, так как они целенаправленно переехали в другой город ради приобретения новых знаний и получения именно выбранной профессии.
Одной из социальных потребностей человека является потребность в общении, защите и признании. У местных студентов возможна реализация обозначенной потребности на прежнем социальном окружении. Студенты-мигранты оказываются «вырванными» из прежнего социального окружения, поэтому для реализации этих потребностей стремятся к установлению благоприятных отношений с окружающими в новой социальной среде, чем и объясняется более высокий показатель по параметру «активные социальные контакты».
Таким образом, учебные мигранты первого курса отличаются меньшей социальной и большей профессиональной адаптированностью, что является существенным различием.
Далее был проведен системный анализ корреляций. Между исследуемыми группами наблюдаются различия и на структурном уровне анализа. Местные студенты имеют четко выраженную структуру вузовской адаптации, базовым и системообразующим качеством является мотивация на овладение профессией. У студентов-мигрантов структура как таковая отсутствует.
Рисунок 1. Структурограмма вузовской адаптации местных студентов.
Примечание:
Положительные связи Отрицательные связи
— p<0.05 — p<0.05
- p<0.01 - p<0.01
= p<0.001 = p<0.001 Сокращения:
ПЗ - Потребность в знаниях
ОП - Овладение профессией
ПД - Потребность в дипломе
Пр - Собственный престиж
МП - Высокое материальное положение
Кр - Креативность
СК - Активные социальные контакты
РС - Развитие себя
Д - Достижения
ДУ - Духовное удовлетворение
СИ - Сохранение собственной индивидуальности
ПЖ - Сфера профессиональной жизни
О - Сфера обучения
СЖ - Сфера семейной жизни
ОЖ - Сфера общественной жизни
У - Сфера увлечений
А-я - Адаптация
П-еД - Принятие других
С-е - Самопринятие
Э-яК - Эмоциональная комфортность
Рисунок 2. Структурограмма вузовской адаптации учебных мигрантов.
Примечание:
См. примечание к рисунку 1.
Структура вузовской адаптации местных студентов и учебных мигрантов существенно отличается, как видно из данных, представленных на рисунке 1 и рисунке 2. Базовым и системообразующим качеством структуры первой группы студентов является мотивация на получение знаний, с ней положительно взаимосвязаны следующие параметры: духовное удовлетворение (г=0.39; р<0.01) и значимость сферы увлечений (г=0.40; р<0.001). Таким образом, чем выше уровень мотивации на получение новых знаний, тем выше уровень эмоционального удовлетворения и значимости собственных интересов, и соответственно наоборот. В структуре вузовской адаптации местных студентов выявлена положительная взаимосвязь между эмоциональным комфортом и стремлением к сохранению собственной индивидуальности (г=0.20; р<0.05), что отражает потребность в самореализации в данной группе студентов. Стоит отметить наличие отрицательной корреляции между стремлением к высокому материальному положению и мотивацией на овладение профессией (г=-0.28; р<0.05), следовательно, чем более значима для данной категории обучающихся профессиональная сфера, тем менее актуален для них финансовый вопрос, и соответственно наоборот. Следовательно, у местных студентов можно говорить о наличии структуры адаптированности, в отличие от учебных мигрантов, это мы связываем с так называемым адаптационным шоком первокурсников.
Далее мы разделили студентов по половому признаку. В группе обучающихся девушек эмпирически не было выявлено различий на статистически значимом уровне.
В группе юношей выявлены различия на статистически значимом уровне, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Различия процесса адаптации между местными (М) юношами и учебными мигрантами (Ум).
Параметр М Ум Т-Стьюдента Р
Развитие себя 36.4 32.9 2.01 р<0.05
Собственный престиж 30.1 32.6 1.46 р<0.05
Принятие других 56.3 62.5 1.07 р<0.1
Эмпирическое исследование выявило различие между местными юношами и учебными мигрантами мужского пола. Так установлено, что у местных юношей на статистически значимом уровне выше стремление к развитию себя и ниже показатели по параметру «собственный престиж», чем у приезжих (р<0.05). Также
установлено, что у юношей-мигрантов на уровне тенденции выше принятие других, чем у местных (р<0.1).
Мы связываем меньший уровень стремления к саморазвитию в группе юношей-мигрантов с трудностями, которые они испытывают в первый год обучения. Для них не является приоритетной важностью мнение окружающих о себе, самосовершенствование. На первый план у них выступают трудности бытового характера, которые они испытывают в первый год обучения. Местные же юноши не испытывают таких проблем, поэтому они имеют больше свободного времени на самосовершенствование. Также они постоянно получают объективные оценки от прежнего социального окружения, где им не надо показывать себя другим и добиваться признания, в отличие от группы учебных мигрантов.
Приезжие юноши, «вырванные» из прежнего социального окружения, стремятся достичь признания, уважения, занять определенное положение в новом социальном окружении. Местные же юноши получают признание, уважение окружающих от прежнего социального окружения. Вследствие этого у учебных мигрантов показатель по параметру собственный престиж выше, чем у местных юношей.
Рассмотрим различия по половому признаку на структурном уровне.
Местные
Учебные мигранты
Девушки
Юноши
Рисунок 3. Структурограммы вузовской адаптации местных студентов и учебных мигрантов, разделенных
по половому признаку
Примечание:
См. примечание к рисунку 1.
О наличии четкой структуры вузовской адаптации мы можем говорить только про местных юношей и девушек-мигрантов, но стоит отметить, что она основана на отрицательных взаимосвязях. У местных девушек и юношей-мигрантов структура вузовской адаптации как таковая не наблюдается. Это можно связать с тем фактом, что девушки являются более социально-адаптированными, чем юноши. Так же можно предположить, что девушки едут учиться в другой город более целенаправленно и мотивированно на получение знаний и овладение профессией, чем юноши, которые едут в другой город зачастую не по причине учебы, а возможно по причине желания изменить социальный статус или получить отсрочку от армии.
Для местных юношей системообразующим качеством является мотивация на получение диплома. С ней положительно взаимосвязана направленность на сферу обучения (r=0.58; р<0.001), на сферу общественной жизни (r=0.61; р<0.001), на сферу профессиональной жизни (r=0.43; р<0.05) и стремление к высокому материальному положению (r=0.51; р<0.01). То есть для них важно получить высшее образование как таковое, нежели стать профессионалом в определенной сфере. При увеличении значимости сферы общественной жизни и обучения увеличивается мотивация на получение диплома, и соответственно наоборот. Для девушек-мигрантов базовым и системообразуюшим качеством является адаптированность. Этот фактор отрицательно связан с направленностью на сферу профессиональной жизни (r=-0.22; р<0.01), креативностью (r=-0.22; р<0.01) и стремлению к активным социальным контактам (r=-0.25; р<0.01).
Таким образом, результаты эмпирического исследования продемонстрировали различия процесса вузовской адаптации в группе местных студентов и учебных мигрантов, в частности было выявлено, что учебные мигранты первого курса отличаются меньшей социальной и большей профессиональной адаптированностью. Также были выявлены различия в данных группах, разделенных по половому признаку. Приезжие юноши менее социально адаптированы. Также нами были рассмотрены различия на структурном уровне анализа: учебные мигранты не обладают четко выраженной структурой вузовской адаптации, что свидетельствует об интенсивности протекания данного процесса, и как результате личностной трансформации.
Исследование вузовской адаптации позволяет разработать процедуры профилактики и коррекции дезадаптации. Соответственно, комплексное изучение обозначенного процесса обеспечит основу для разработки инструментария для более продуктивного и кратковременного вхождения первокурсника в новую дидактическую, социальную и профессиональную среду на этапе начала обучения, и тем самым влиять на усвоение знаний и формирование профессиональных навыков и умений.
Список используемой литературы:
1. Карпов, А.В., Орел, В.Е., Тернопол, В.Я. Психология профессиональной адаптации. Монография / Институт «Открытое Общество», Российское Психологическое общество. - Ярославль, 2003. - 161с.
2. Смирнов, A.A. Психология вузовской адаптации: Учеб. пособие / А.А.Смирнов, Н.Г.Живаев. Ярославль: ЯрГУ, 2009.- 115 с.
3. Хасянова, М. Г., Салтанова, Е. В. Адаптация иногородних студентов как один из аспектов воспитательной работы в вузе // Сб. докл. Рег. науч.-практ. конф. «Современные проблемы воспитательного процесса в вузе». -Кемерово: КемГМА, 2010. - С. 165-169.
4. Цветкова, Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства её формирования в процессе профессионального становления: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 / Р.И. Цветкова. - Хабаровск, 2007. - 530 с.
5. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учеб. пособие / М.С.Яницкий. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с.