Научная статья на тему 'Характеристика типологии студентов-первокурсников колледжа на этапе социально-психологической адаптации'

Характеристика типологии студентов-первокурсников колледжа на этапе социально-психологической адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1159
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ КОЛЛЕДЖА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ САМОСОЗНАНИЯ / ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВЫСОКИЙ / СРЕДНИЙ / НИЗКИЙ) / СПОСОБНОСТИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / COMMUNICATION AND ACTIVITY QUALITIES (HIGH / LOW) / TYPOLOGY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / FIRST YEAR COLLEGE STUDENTS / ADAPTATION / DE-ADAPTATION / MATURITY LEVEL OF SELF-CONSCIOUSNESS / MEDIUM / CAPABILITY FOR LEARNING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / EXTRAVERSION / INTROVERSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна, Трофимова Наталья Сергеевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологической адаптации студентов колледжа. Предлагается типология студентов-первокурсников, которая основана на результатах кластерного анализа. Важнейшими ее переменными являются: уровень адаптации/дезадаптации, экстраверсия/интроверсия, уровень развития свойств субъекта самосознания, общения и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF THE TYPOLOGY OF FIRST-YEAR COLLEGE STUDENTS AT THE STAGE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

The article presents results of the empirical research of the socio-psychological adaptation of college students. The author suggests a typology of first-year students, which is based on the cluster analysis results. The most essential variables of the typology are: adaptation/de-adaptation level, extraversion/introversion, maturity level of self-consciousness, communication and activity qualities of a person.

Текст научной работы на тему «Характеристика типологии студентов-первокурсников колледжа на этапе социально-психологической адаптации»

УДК 316.6

Овчарова Раиса Викторовна

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета

Трофимова Наталья Сергеевна

педагог-психолог Курганского института железнодорожного транспорта

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ КОЛЛЕДЖА НА ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Ovcharova Raisa Viktorovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Head of the General and Social Psychology Subdepartment, Kurgan State University

Trofimova Natalia Sergeevna

Educational Psychologist, Kurgan Institute of Railroad Transport

DESCRIPTION OF THE TYPOLOGY OF FIRST-YEAR COLLEGE STUDENTS AT THE STAGE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация:

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологической адаптации студентов колледжа. Предлагается типология студентов-первокурсников, которая основана на результатах кластерного анализа. Важнейшими ее переменными являются: уровень адаптации/дезадаптации, экстраверсия/интроверсия, уровень развития свойств субъекта самосознания, общения и деятельности.

Ключевые слова:

типология, студенты-первокурсники колледжа, социально-психологическая адаптация, адаптация, дезадаптация, уровни развития свойств самосознания, общения и деятельности (высокий, средний, низкий), способности к учебно-профессиональной деятельности, экстраверсия, интроверсия.

Summary:

The article presents results of the empirical research of the socio-psychological adaptation of college students. The author suggests a typology of first-year students, which is based on the cluster analysis results. The most essential variables of the typology are: adaptation/de-adaptation level, extraversion/introversion, maturity level of self-consciousness, communication and activity qualities of a person.

Keywords:

typology, socio-psychological adaptation, first year college students, adaptation, de-adaptation, maturity level of self-consciousness, communication and activity qualities (high, medium, low), capability for learning and professional activities, extraversion, introversion.

Целью проведенного эмпирического исследования было выявление типологии студентов-первокурсников колледжа на этапе социально-психологической адаптации [1; 2], которая была выявлена с помощью кластерного анализа [3; 4].

В констатирующем эксперименте в качестве генеральной совокупности приняли участие 204 студента 1-го курса факультета среднего профессионального образования Курганского института железнодорожного транспорта. Всего исследовано 8 академических групп 6 специальностей. Выявлены следующие категории студентов: юношей - 127, девушек - 77. По возрасту распределение следующее: 15-летних - 168 чел., 16-летних - 36.

В соответствии с целями и задачами исследования мы использовали следующие методики исследования:

1) тест «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) Л.Н. Собчик [5, с. 64];

2) МЭДОС - «Комплексная методика изучения субъектности - социально-педагогической запущенности подростков» Р.В. Овчаровой [6];

3) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона (1954), адаптированная Т.В. Снегиревой [7];

4) социометрическая методика, разработанная Дж. Морено [8];

5) методика «школьный тест умственного развития» (ШТУР);

6) методика «Прогрессивные матрицы Равена», разработанная Дж. Равеном (1938) [9].

Метод Варда (Ward’s method) City-block (Manhattan distance - «Манхэттенское расстояние»)

позволил нам объединить испытуемых в однородные группы по принципу ближней связи. Полученные в результате кластеризации данные позволяют сделать вывод о том, что по сочетанию изученных параметров выборка делится на две абсолютно отличные между собой группы. Одна из полученных групп подразделяется на 2 составляющие, другая на 3. Таким образом, в описании типологии студентов-первокурсников колледжа выборка состоит из 5 кластеров-групп, для каждой из которых характерен свой тип социально-психологической адаптации (диаграмма 1).

Tree Diagram for 204 Cases Ward's method ity-block (Manhattan) distances

<1>

О

cz

TO

"to

Q

<D

U)

CO

По возрастному составу все кластеры являются смешанными; по преимущественному -кластеры 1, 2, 5 можно отнести к группе 15-летних, 3 и 4 содержат примерно равное количество 15-летних и 16-летних студентов.

Кластеры 1, 2, 5 незначительно отличаются друг от друга по количественному составу. Исключение составляет 3-й кластер, имеющий 6 % от общего количества и 4-й - 14 %. Они объединяют студентов с несформированной субъектной позицией, средним или высоким уровнем дезадаптации. Таким образом, все кластеры обладают равновозрастными характеристиками, поскольку в исследовании принимали участие студенты-первокурсники (юноши и девушки). 3-й и 4-й кластеры охватывают учащихся 1 курса с формирующейся субъектной позицией, находящихся на стадии дезадаптации. 1 -й, 2-й и 5-й кластеры содержат первокурсников с субъектной внутренней позицией, успешно прошедших процесс адаптации или находящихся на стадии ее завершения.

По половому признаку все кластеры являются смешанными.

Данная типология опирается на результаты сравнительного анализа параметров, отнесенных к выделенным кластерам. В соответствии с методиками исследования параметрами кластеризации являются: адаптация/дезадаптация, принятие/непринятие себя и других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внутренний контроль; субъектность самосознания, общения, деятельности; экстраверсия/интроверсия, интеллектуальные способности к учебной деятельности (интеллект и обучаемость), спонтанность, агрессивность, ригидность, сензитивность, тревожность, социальный статус. Результаты дисперсионного анализа показали, что между кластерами существуют достоверные различия по всем переменным.

Охарактеризуем переменные, по которым выявлены наибольшие различия между кластерами. Это свойства субъекта самосознания, общения и деятельности, уровень адаптации/дезадаптации, экстраверсия/интроверсия, самопринятие, эмоциональный комфорт, локус контроля, способности к учебно-профессиональной деятельности (уровень развития интеллекта и обучаемость), тревожность.

Дадим общую характеристику состава кластеров-групп (таблица 1).

В первый кластер «Высоко адаптивные экстраверты» вошло 25 % от общего числа испытуемых. Возраст испытуемых преимущественно составляет 15 лет, большей частью юноши. Это кластер, в котором студенты-первокурсники имеют высокий уровень адаптированности и высокий уровень развития субъектных свойств личности.

В содержательном плане для них характерны:

- высокий уровень адаптированности проявляется в достижении активного взаимодействия с микросоциумом и учебной средой;

С_89 С_100 С_14 С__72 С_190 С_54

Диаграмма 1 - Древо кластеризации данных

С 203

- 1GG -

Таблица 1 - Частотная характеристика состава кластеров

№ кластера Кол-во чел. % от общего кол-ва Девушки Юноши 16 лет 15 лет Хар-ка субъектности И £ * «А 53 ч І і сс рр ее ш ш ао рта рот ткс тин 0) 5 Уровень способностей к УП деятельности

1 50 25 13 37 18 30 ООО ДОС Ш в Ш Высокий уровень адапт-ции Экстраверсия Средний

2 55 27 28 27 2 53 ООО Д О О о о ш Средний уровень адаптации Экстраверсия Средний

3 13 6 3 10 3 10 ССс СОс СДс Средний уровень адаптации Средний уровень дезадаптации Интроверсия Средний

4 29 14 14 15 13 16 ССс СОс СДн Высокий уровень дезадаптации Интроверсия Ниже среднего

5 57 28 19 28 3 54 ССв СОс СДс Высокий уровень адаптации Экстраверсия Высокий

- высокий уровень развития субъектных свойств личности (субъекта самосознания, общения и деятельности), определяющий сформированную «Я-концепцию», внутреннюю субъектную позицию личности, способность осуществлять ведущую деятельность, выполнять ее продуктивно и творчески, удовлетворять свои социально-психологические потребности, быть адекватным в общении, иметь высокий социальный статус;

- экстраверсия - легкость в общении, тенденции в проявлении лидерства, легко завязывают контакты и любят быть в центре внимания;

- высокий уровень доминирования;

- высокий уровень самопринятия;

- эмоциональный комфорт - оптимизм, уравновешенность;

- средний уровень способностей к учебно-профессиональной деятельности позволяет студенту-первокурснику колледжа освоить дисциплины учебного плана.

Во второй кластер «Адаптированные тревожные экстраверты» вошло 27 % от общего числа испытуемых, большинство 15-летних студентов (юноши и девушки представлены примерно одинаково). Этот кластер объединил первокурсников, находящихся на среднем уровне адаптиро-ванности, имеющих средний уровень развития субъектных свойств личности и высокий уровень тревожности. Их содержательные характеристики представлены следующим образом:

- средний уровень адаптированности проявляется в недостаточном достижении взаимодействия с микросоциумом, то есть на этом этапе студент-первокурсник колледжа имеет проблемы в общении с одной из категорий субъектов учебной деятельности (студентами, преподавателями, администрацией), а также может испытывать тревогу из-за разлуки с семьей;

- высокий уровень развития субъектности самосознания, средний уровень развития субъектности общения и деятельности - высокий уровень развития субъектности самосознания определяет студента с гармоничным образом «Я», адекватно реагирующим на социальную ситуацию; средний уровень развития субъектности общения свидетельствует о том, что студент-первокурсник нередко попадает в зависимое положение, часто замыкается в себе, что проявляется в признаках дезадаптации; средний уровень субъектности деятельности определяет низкий уровень активности в учебно-профессиональной деятельности на фоне имеющихся пробелов в школьных знаниях и отсутствие навыков самостоятельной работы; интересы студента не связанны с жизнью колледжа;

- неприятие себя - характеризует студента с неадекватной самооценкой;

- ожидание внешнего контроля определяет расчет на поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач;

- высокий уровень тревожности определяет мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям;

- средний уровень способностей к учебно-профессиональной деятельности.

В третий кластер «Беззаботные неустойчивые экстраверты» вошло 6 % от общего числа испытуемых, большинство студентов 15 лет, подавляющее большинство юношей. Этот кластер объединил первокурсников, имеющих равный уровень адаптации/дезадаптации (неустойчивое, пограничное состояние) на фоне среднего уровня развития субъектных свойств личности, низкого уровня тревожности и принятия себя и других.

В содержательном плане для них характерны:

- равный уровень адаптации/дезадаптации - определяет студентов, находящихся в условиях затрудненного взаимодействия с микросоциумом, оказывающихся в пограничном состоянии адаптации, когда малейший стресс или неудача могут привести к состоянию дезадаптации;

- средний уровень развития субъектных свойств личности (самосознания, общения и деятельности), характеризует студентов с негармоничным образом «Я», неадекватной самооценкой, проявляющимися неадекватными реакциями на социальные ситуации; во время конфликтов не может управлять своим поведением и деятельностью; как субъект учебно-профессиональной деятельности первокурсник колледжа характеризуется низким уровнем активности, пробелами в школьных знаниях, а также неумением спланировать и организовать свою деятельность;

- низкий уровень тревожности - беззаботность, отсутствие прогностических способностей говорят о том, что такой первокурсник живет «одним днем», не задумываясь о будущем;

- низкий уровень самопринятия, принятия других говорит о сниженной самооценке, трудностях адаптации в студенческой группе, конфликтности;

- средний уровень способностей к учебно-профессиональной деятельности определяет студента, способного к освоению дисциплин учебного плана.

Четвертый кластер «Дезадаптированные тревожные интроверты» объединил 14 % от общего числа испытуемых, в равной степени здесь представлены 15- и 16-летние студенты (юноши и девушки в равных долях). Этот кластер объединил интровертов с высоким уровнем дезадаптации, со средним уровнем развития субъектности самосознания и общения, низким уровнем развития субъектности деятельности и высоким уровнем тревожности.

Их содержательные характеристики представлены следующим образом:

- высокий уровень дезадаптации определяет студентов-первокурсников, характеризующихся отсутствием взаимодействия с микросоциумом, не способных к удовлетворению своих потребностей в активности, признании, самоутверждении, самореализации, имеющих проблемы в учебно-профессиональной деятельности;

- средний уровень развития субъектности самосознания, общения и низкий уровень развития субъектности деятельности говорят о том, что эти студенты имеют негармоничный образом «Я», неустойчивую самооценку и проявляют неадекватные реакции на социальные ситуации; во время конфликта они не могут управлять своим поведением и деятельностью; низкий уровень субъектности деятельности определяет студента-первокурсника с отсутствием мотивации к учебно-профессиональной деятельности, полной утрате интереса к жизни колледжа, хронически неуспевающего, пропускающего занятия, а также в дисгармониях психического и личностного развития; учащийся не может самостоятельно определять цели деятельности, планировать и осуществлять свои действия, преодолевать трудности и обеспечить качественные результаты, у него отсутствуют навыки самоконтроля;

- высокий уровень тревожности обуславливает чрезмерную боязливость и мнительность, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям;

- интроверсия - характеризует малоконтактного студента-первокурсника, замкнутого и молчаливого, с трудом устанавливающего и поддерживающего новые знакомства, переживающего из-за потери старых связей;

- низкий уровень самопринятия, принятия других говорит о низкой самооценке, трудностях адаптации в студенческой группе, конфликтности;

- эмоциональный дискомфорт - тревожность, беспокойство или апатия;

- ожидание внешнего контроля - расчет на поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач;

- ведомость - зависимость от других;

- уровень развития способностей к учебно-профессиональной деятельности ниже среднего часто определяет причины неуспеваемости студентов-первокурсников, сочетание с ин-троверсией, ведомостью, высоким уровнем тревожности определяет высокий уровень дезадаптации учащихся этого типа.

Пятый кластер «Адаптированные доминантные экстраверты» содержит 28 % от общего числа испытуемых, преимущественно это 15-летние первокурсники; юношей в два раза больше чем девушек. Этот кластер объединил студентов 1 курса с высоким уровнем адаптации и доминантности, с высоким уровнем субъектности самосознания и средним уровнем субъектности общения и деятельности.

- iO2 -

Содержательные характеристики данных студентов следующие:

- высокий уровень адаптивности и доминантности показывает студентов с высоким уровнем достижения взаимодействия с микросоциумом, в стремлении быть «ведущими» в студенческой группе;

- высокий уровень субъектности самосознания и средний уровень субъектности общения и деятельности характеризует студента с гармоничным образом «Я», адекватно реагирующим на социальную ситуацию, уровень развития субъектности общения свидетельствует о том, что студент-первокурсник имеет проблемы в сфере общения и поэтому часто пытается исправить ситуацию с помощью агрессии или поиска друзей вне колледжа; средний уровень субъектности деятельности определяет низкий уровень активности в учебно-профессиональной деятельности на фоне имеющихся пробелов в школьных знаниях и отсутствие навыков самостоятельной работы; интересы учащегося не связанны с жизнью колледжа;

- спонтанность в сочетание с экстравертированностью и агрессивностью определяют раскованное уверенное самоутверждение, активную самореализацию, наступательность, склонность к отстаиванию своих интересов; стремление к лидированию формирует «сильный» стиль поведения;

- тревожность в данном случае определяется как осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, созвучность социальной среде;

- лабильность показывает выраженную изменчивость настроения, мотивационную неустойчивость, повышенную эмотивность и стремление к демонстративности (личность, ищущая признания);

- самопринятие;

- высокий уровень развития способностей к учебно-профессиональной деятельности дает возможность студентам-первокурсникам легко осваивать дисциплины, иметь успехи в обучении, в сочетании с наступательностью и стремлением к лидерству часто отталкивает сокурсников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, среди студентов-первокурсников колледжа можно выделить 5 типов: высоко адаптивные экстраверты, адаптированные тревожные экстраверты, беззаботные тревожные экстраверты, дезадаптированные тревожные экстраверты, адаптированные доминантные экстраверты.

Все группы являются смешанными по гендерному признаку.

Среди первокурсников колледжа выделены 2 группы с высоким уровнем адаптации: высоко адаптивные экстраверты и адаптированные доминантные экстраверты. Группы со средним уровнем адаптации выделено так же 2: адаптированные тревожные экстраверты и беззаботные тревожные экстраверты. Выделена группа с высоким уровнем дезадаптации - дезадаптированные тревожные экстраверты.

Среди студентов-первокурсников колледжа с высоким уровнем развития субъектных свойств личности выделена одна группа - высоко адаптированные экстраверты; со средним уровнем развития субъектных свойств личности выделены 3 группы: адаптированные тревожные экстраверты, беззаботные тревожные экстраверты, адаптированные доминантные экстраверты; с низким уровнем развития субъектных свойств деятельности и средним уровнем субъектности общения и самосознания - дезадаптированные тревожные экстраверты.

Две группы представлены 15-летними студентами-первокурсниками колледжа: адаптированные тревожные экстраверты, адаптированные доминантные экстраверты. Три группы представлены смешанным составом 15-и 16-летних подростков.

В ходе анализа полученных данных было доказано предположение о существовании типологии социально-психологической адаптации студентов-первокурсников колледжа, ее дифференциации по возрастному и гендерному признакам. Также подтверждено предположение о влиянии внутренней субъектной позиции личности на уровень социально-психологической адаптации.

Ссылки:

1. Овчарова Р.В., Трофимова Н.С. Субъектность личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 69-71.

2. Трофимова Н.С. Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С. 116-121.

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2010.

5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. 2008.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М., 2008.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 1998.

8. Там же.

9. Там же.

- ЮЗ -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.