УДК i 59.9. G75 ББК 88.4
ГСНТИ i5.8i.2i
Код ВАК i9.GG.G7
Трофимова Наталья Сергеевна,
педагог-психолог, Курганский институт железнодорожного транспорта - филиал Уральского государственного университета путей сообщения в г. Кургане; 640000, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 147; e-mail: natulda@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-психологическая адаптация; субъект; субъектность; субъектная позиция; объектная позиция.
АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социальнопсихологической адаптации и субъектности личности студентов колледжа.
Trofimova Natalia Sergeevna,
Teacher-psychologist, Kurgan Institute of Railway Transport, Ural State University of Railway Transport Branch, Kurgan.
THE RESEARCH OF INTERCONNECTION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND INDIVIDUAL SUBJECTIVITY OF COLLEGE STUDENTS
KEY WORDS: social and psychological adaptation; the subject; subjectivity; subjective position; objective position.
ABSTRACT. The article presents the results of the research of interconnection of social and psychological adaptation and individual subjectivity of college students.
С
тратегия развития и реформирования железнодорожной отрасли ориентирована на формирование перспективной модели управления, которая имеет смысл только при максимальном раскрытии потенциала всех работников. Эта цель подразумевает решение следующих задач: развитие человеческих ресурсов, сохранение кадрового потенциала, подготовка и привлечение молодых специалистов, способных к освоению новейших технологий. В настоящее время отрасли необходимы специалисты качественно нового уровня, обладающие глубокими теоретическими знаниями и хорошими практическими навыками в различных областях, способные быстро адаптироваться к трудовой деятельности и пройти путь профессионального становления, что определяется сформированной личностью профессионала как субъекта труда, наличием у него адаптационных механизмов.
В настоящее время железнодорожная отрасль испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах со средним специальным образованием. Современные условия глобализации, модернизации, реформирования, информатизации, подготовки конкурентоспособных кадров для отрасли нацеливают университетские комплексы на формирование личности профессионала как субъекта труда, у которого должны быть сформированы субъектные свойства личности (субъекта самосознания, общения и деятельности).
Таким образом, подготовка молодых специалистов качественно нового уровня,
формировавшихся профессионалов как субъектов труда, способных успешно адаптироваться к трудовой деятельности и пройти путь профессионального становления, имеет большую социальную значимость.
Актуальность темы исследования обусловлена наличием следующих противоречий:
- между накопленным фондом научнотеоретических знаний о феномене субъекта, субъектности, значении субъектности в становлении личности и недостаточной изученностью эмпирических данных по этой проблеме;
- между востребованностью системой среднего профессионального образования первокурсников, социально и психологически адаптированных к образовательному процессу в колледже, и недостаточной разработанностью теоретических, методических аспектов обеспечения эффективной психолого-педагогической поддержки данного процесса;
- между многочисленными попытками ускорить социально-психологическую адаптацию первокурсников в образовательный процесс колледжа и неразработанностью вопроса о связи социально-психологической адаптации и субъектности студента.
Таким образом, исследование взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и субъектностью личности студента колледжа определяется запросами практики.
В данном исследовании автор разделяет точку зрения К. А. Абульхановой-Слав-ской, Л. И. Анцифровой, А. А. Реана,
© Трофимова Н. С., 2013
А. А. Налчаджяна, понимая под адаптацией процесс и результат внутренних изменений качеств субъекта, проявляющийся во внешнем активном приспособлении и самоизме-нении к новым условиям существования.
Мы определяем социально-психологическую адаптацию как процесс, в результате действия которого субъект достигает равновесия со средой. При этом личность способна без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять свои социальные потребности, переживать состояние самоутверждения и свободно реализовывать творческие способности.
Сложность социально-психологической адаптации личности студента к новым социальным условиям обучения в учреждении среднего профессионального образования (колледже, техникуме, факультете СПО) определяется не только многогранностью ее феномена, но и тем, что в отличие от других явлений реальности личность входит в мир и как объект, и как субъект.
Проведенный теоретический анализ проблемы позволил нам определить сущностные характеристики феномена субъектно-сти. В понимании субъектности мы базируемся на том, что:
• субъектность - это сущностная характеристика человека, определяющая его взаимоотношения с окружающим миром и позволяющая познавать и преобразовывать как окружающий мир, так и самого себя (С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев);
• субъектность обусловливает причинность индивида в его взаимоотношениях с миром, дает построить его витальные (в широком смысле) контакты с миром (В. А. Петровский, А. В. Петровский);
• субъектность позволяет созидать и преобразовывать свою жизнь (стратегию жизни), определяет смысл существования личности (В. А. Петровский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, К. А. Абульханова, Р. В. Овча-рова, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев);
• субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности личности; целостность субъекта определяет единство, интегративность как деятельности, так и других видов активности (А. В. Брушлинский);
• субъектность придает активность в овладении деятельностью, творчестве (С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, В. А. Петровский, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. Г. Асмолов, А. К. Ос-ницкий, Р. В. Овчарова, Д. А. Леонтьев, А. А. Митькин);
• субъектность обусловливает саморегуляцию субъекта и позволяет контролировать внешние и внутренние обстоятельства (К. А. Абульханова, А. К. Осницкий, Е. А. Сер-гиенко, Д. А. Леонтьев, Р. Харре).
Таким образом, субъектность - это целостная характеристика человека, определяющая его способность быть активным и самостоятельным, уметь ставить цели, осознавать мотивы, прогнозировать, анализировать и корректировать свою деятельность.
Мы понимаем под субъектностью системное качество студента, который успешно адаптируется к новым условиям обучения, овладевает при этом разнообразными видами и формами учебно-профессиональной деятельности, осваивает социальное пространство и формирует гармоничные отношения с окружающими и при этом способен к осознанному и целенаправленному преобразованию себя. Субъектность проявляется в различных сферах - учебнопрофессиональной деятельности, общении и самосознании - и определяет успешность социально-психологической адаптации студента колледжа.
Для изучения взаимосвязи субъектно-сти студента колледжа и особенностей социально-психологической адаптации мы провели исследование на базе факультета среднего профессионального образования Курганского института железнодорожного транспорта (2009-20Ю гг.). В нем принимали участие 204 студентов l курса.
Для достижения цели мы использовали метод экспресс-диагностики субъектности личности подростков (МЭДОС-2) Р. В. Ов-чаровой (з, с. 25l), состоящий из трех шкал и диагностирующий уровень развития свойств субъекта самосознания, общения и деятельности. Методика использовалась для выявления внутренней позиции личности (субъектной, объектной). Также использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона (l954), адаптированная Т. В. Снегиревой. Методика применялась для определения уровня и особенностей социальнопсихологической адаптации.
В целях изучения особенностей взаимосвязи между уровнями субъектности студентов колледжа и показателями социально-психологической адаптации данные подвергались методу корреляционного анализа r-Пирсона.
Результаты корреляционного анализа позволяют сделать вывод о том, что существует большое количество связей между показателями социально-психологической адаптации (далее - СПА) и уровнями субъ-ектности (рис. l, 2, 3).
Рисунок 1. Взаимосвязь показателей СПА с уровнями субъектности
самосознания
Примечание. ССв - высокий уровень субъектности самосознания, ССс - средний уровень субъектности самосознания, ССн - низкий уровень субъектности самосознания.
Здесь и далее:
Прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,05 ------------------
Обратная корреляционная связь на уровне значимости 0,05 ------------------
Прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,01
Обратная корреляционная связь на уровне значимости 0,01 — ““ ““ “
Общие шкалы Методика диагностики СПА: Ад - адаптивность, Дз - дезадаптивность, Лж - лживость, ПрС - принятие себя, НпрС - непринятие себя, Прдр - принятие других, Ндр - непринятие других, ЭК - эмоциональный комфорт, Эдкф - эмоциональный дискомфорт, ВнрК - внутренний контроль, ВншК - внешний контроль, Д - доминирование, Вед -ведомость, Эск - эскапизм (уход от проблем).
Уровни субъектности Методика МЭДОС-2: ССв - высокий уровень субъектности самосознания, ССс - средний уровень субъектности самосознания, ССн - низкий уровень субъект-ности самосознания.
Представленные на рис. 1, 2, 3 результаты показывают, что наблюдается большая плотность тесных (р<0,01 и р<0,001) прямо пропорциональных связей между показателями СПА и уровнями субъектности: субъектности самосознания - 14 связей, субъектности общения - 16 связей и субъектности деятельности - 6 связей.
Согласно рис. 1, прослеживается наибольшее количество прямо пропорциональных связей между высоким уровнем субъ-ектности самосознания и показателями СПА
- 6 связей (адаптацией, принятием себя, принятием других, эмоциональным комфортом, внутренним локусом контроля, доминированием). Обратно пропорциональных связей - одна (неприятие себя). Конста-
тирована одна связь между средним уровнем субъектности самосознания и эскапизмом. Обнаружены также прямо пропорциональные связи между низким уровнем субъект-ности самосознания и показателями СПА - 7 связей (дезадаптация, неприятие себя, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний локус контроля и эскапизм) и обратно пропорциональные связи - 2 (адаптация и принятие себя).
Мы полагаем, что студент - субъект самосознания, имеющий гармоничный образ «Я», адекватную самооценку, осознающий себя в новой студенческой группе и свой статус в ней, адекватно реагирующий на новую социальную ситуацию, успешно адаптируется к новым условиям.
Рисунок 2. Взаимосвязь показателей СПА с уровнями субъектности общения
Примечание: СОв - высокий уровень субъектности общения, СОс - срединй уровень субъектности общения, СОн - низкий уровень субъектности общения.
Констатируется (рис. 2) большое количество прямо пропорциональных связей между уровнями субъектности общения и показателями СПА - 16 связей и обратно пропорциональных связей две. С высоким уровнем субъектности общения и показателями СПА обнаружено прямо пропорциональных связей - 6 (адаптация, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль и доминирование) и одна обратно пропорциональная связь - с неприятием себя. Констатировано 7 прямо пропорциональных связей со средним уровнем субъектности общения и показателями СПА (адаптация, принятие себя,
принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование и уход от проблем) и одна обратно пропорциональная связь - с неприятием себя. С низким уровнем субъектности общения и показателями СПА обнаружено прямо пропорциональных связей - 3 (дезадаптация, внешний контроль и ведомость).
Мы полагаем, что студент как субъект общения, имеющий развитые коммуникативные потребности, способный к взаимодействию на субъект-субъектном уровне, обладающий способностью к социальной рефлексии, может быть успешным в новой социальной ситуации в пространстве колледжа.
Рисунок 3. Взаимосвязь показателей СПА с уровнями субъектности деятельности
Примечание: СДв - высокий уровень субъектности деятельности, СДс - средний уровень субъектности деятельности, СДн — низкий уровень субъектности деятельности.
Согласно рис. 3 мы видим, что обнаружено 13 прямо пропорциональных и обратно пропорциональных связей между уровнями субъектности деятельности и показателями СПА. С высоким уровнем обнаружено 5 прямо пропорциональных связей (адаптация, принятие себя, принятие других, внутренний контроль, доминирование) и обратно пропорциональных связей - 2 (неприятие себя и внешний контроль). Обнаружено 3 обратно пропорциональных связи со средним уровнем субъектности деятельности и показателями СПА (дезадаптация, принятие себя и неприятие себя). С низким уровнем субъектности деятельности и показателями СПА обнаружено 3 связи: прямо пропорциональных 2 (неприятие себя и внешний контроль) и одна обратно пропорциональная с адаптацией.
Полагаем, что студент как субъект учебной деятельности должен быть ее инициатором и организатором, обладать при этом способностью к планированию и прогнозированию деятельности, уметь быть ответственным за результаты деятельности, преодолевать трудности и обеспечивать качественные результаты деятельности. Успешность в учебной деятельности также определяет успешность социально-психологической адаптации.
Таким образом, наибольшее количество прямо пропорциональных и обратно пропорциональных связей обнаружено между высокими уровнями субъектности самосознания, общения, деятельности и показателями СПА
- всего 21 связь; между средними уровнями субъектности самосознания, общения, деятельности и показателями СПА - 12 связей; между низкими уровнями субъектности самосознания, общения, деятельности и показателями СПА - 15 связей.
Мы полагаем, что показатели высокого уровня субъектности самосознания, общения и деятельности закономерно определяют успешность социально-психологической адаптации студентов к новым условиям обучения, т. к. именно студент с субъектной позицией, способный отвечать за свои поступки, обладает качествами личностной зрелости - чувством собственного достоинства, уважением к другим, открытостью реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением к их преодолению, готовый принять доминирующую позицию в группе, является активным субъектом учебно-профессиональной деятельности.
Обнаружено достаточное количество прямо пропорциональных связей между показателей СПА с низким уровнем субъ-ектности самосознания - 7 связей, с низким
уровнем субъектности общения - 3 связи и низким уровнем субъектности деятельности - 1 связь. Эти данные свидетельствуют о том, что показатели низкого уровня субъ-ектности общения и деятельности определяют личность студента с объектной социальной позицией, который имеет негармоничный образ «Я», неадекватную самооценку, не способен к взаимодействию на субъект-субъектном уровне, не может самостоятельно управлять поведением и деятельностью. Закономерно то, что студент дезадаптирован как в пространстве колледжа, так в студенческой группе. Студент первокурсник с объектной позицией не способен принимать адекватно себя и других, не умеет осмыслить свой опыт, испытывает эмоциональный дискомфорт, возлагает ответственность на внешние обстоятельства, чрезвычайно зависим от мнения других и стремится уйти от проблем.
Наибольшее количество прямо пропорциональных и обратно пропорциональных связей обнаружено между уровнями субъектности общения и показателями СПА
- всего 18. Это свидетельствует о том, что именно качества субъекта общения определяют успешность социально-психологической адаптации студента колледжа к новым условиям обучения.
Результаты исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студентов колледжа позволяют нам сделать следующие выводы:
1) существуют значимые связи между субъектностью студента колледжа и показателями социально-психологической адаптации;
2) высокий уровень субъектности самосознания, общения и деятельности определяет субъектную позицию студента, характеризующуюся личностной зрелостью и определяющей успешность СПА;
3) низкий уровень субъектности самосознания, общения и деятельности определяет объектную позицию студента, характеризующуюся личностной незрелостью и способствующую дезадаптации личности;
4) успешность СПА студента колледжа в большей степени определяет высокий уровень субъектности самосознания и общения, в меньшей степени субъектность деятельности, что связано, по нашему мнению, с возрастными особенностями студентов колледжа (15-16 лет).
Проведенное научное исследование дополняет многие разделы психологопедагогической деятельности, открывает возможности для дальнейших исследований аналогичных проблем в педагогической психологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М. : Мысль, 1991.
2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. Т. II. М. : Педагогика, 1983.
3. Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. Курган : Курган. гос. ун-т, 2008.
4. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. №1.
5. Психология индивидуального и группового субъекта / Под. ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.
6. Петровский А. В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. №3.
7. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д. : Феникс, 1996.
8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
9. Слободчиков Е. И., Исаев В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособ. для вузов. М. : Школа-Пресс, 2000.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Р. В. Овчарова.