Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студента колледжа'

Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студента колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ОБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / THE SUBJECT / SUBJECTIVITY / SUBJECTIVE POSITION / OBJECTIVE POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Наталья Сергеевна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of interconnection of social and psychological adaptation and individual subjectivity of college students

The article presents the results of the research of interconnection of social and psychological adaptation and individual subjectivity of college students.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студента колледжа»

УДК i 59.9. G75 ББК 88.4

ГСНТИ i5.8i.2i

Код ВАК i9.GG.G7

Трофимова Наталья Сергеевна,

педагог-психолог, Курганский институт железнодорожного транспорта - филиал Уральского государственного университета путей сообщения в г. Кургане; 640000, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 147; e-mail: natulda@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-психологическая адаптация; субъект; субъектность; субъектная позиция; объектная позиция.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социальнопсихологической адаптации и субъектности личности студентов колледжа.

Trofimova Natalia Sergeevna,

Teacher-psychologist, Kurgan Institute of Railway Transport, Ural State University of Railway Transport Branch, Kurgan.

THE RESEARCH OF INTERCONNECTION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND INDIVIDUAL SUBJECTIVITY OF COLLEGE STUDENTS

KEY WORDS: social and psychological adaptation; the subject; subjectivity; subjective position; objective position.

ABSTRACT. The article presents the results of the research of interconnection of social and psychological adaptation and individual subjectivity of college students.

С

тратегия развития и реформирования железнодорожной отрасли ориентирована на формирование перспективной модели управления, которая имеет смысл только при максимальном раскрытии потенциала всех работников. Эта цель подразумевает решение следующих задач: развитие человеческих ресурсов, сохранение кадрового потенциала, подготовка и привлечение молодых специалистов, способных к освоению новейших технологий. В настоящее время отрасли необходимы специалисты качественно нового уровня, обладающие глубокими теоретическими знаниями и хорошими практическими навыками в различных областях, способные быстро адаптироваться к трудовой деятельности и пройти путь профессионального становления, что определяется сформированной личностью профессионала как субъекта труда, наличием у него адаптационных механизмов.

В настоящее время железнодорожная отрасль испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах со средним специальным образованием. Современные условия глобализации, модернизации, реформирования, информатизации, подготовки конкурентоспособных кадров для отрасли нацеливают университетские комплексы на формирование личности профессионала как субъекта труда, у которого должны быть сформированы субъектные свойства личности (субъекта самосознания, общения и деятельности).

Таким образом, подготовка молодых специалистов качественно нового уровня,

формировавшихся профессионалов как субъектов труда, способных успешно адаптироваться к трудовой деятельности и пройти путь профессионального становления, имеет большую социальную значимость.

Актуальность темы исследования обусловлена наличием следующих противоречий:

- между накопленным фондом научнотеоретических знаний о феномене субъекта, субъектности, значении субъектности в становлении личности и недостаточной изученностью эмпирических данных по этой проблеме;

- между востребованностью системой среднего профессионального образования первокурсников, социально и психологически адаптированных к образовательному процессу в колледже, и недостаточной разработанностью теоретических, методических аспектов обеспечения эффективной психолого-педагогической поддержки данного процесса;

- между многочисленными попытками ускорить социально-психологическую адаптацию первокурсников в образовательный процесс колледжа и неразработанностью вопроса о связи социально-психологической адаптации и субъектности студента.

Таким образом, исследование взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и субъектностью личности студента колледжа определяется запросами практики.

В данном исследовании автор разделяет точку зрения К. А. Абульхановой-Слав-ской, Л. И. Анцифровой, А. А. Реана,

© Трофимова Н. С., 2013

А. А. Налчаджяна, понимая под адаптацией процесс и результат внутренних изменений качеств субъекта, проявляющийся во внешнем активном приспособлении и самоизме-нении к новым условиям существования.

Мы определяем социально-психологическую адаптацию как процесс, в результате действия которого субъект достигает равновесия со средой. При этом личность способна без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять свои социальные потребности, переживать состояние самоутверждения и свободно реализовывать творческие способности.

Сложность социально-психологической адаптации личности студента к новым социальным условиям обучения в учреждении среднего профессионального образования (колледже, техникуме, факультете СПО) определяется не только многогранностью ее феномена, но и тем, что в отличие от других явлений реальности личность входит в мир и как объект, и как субъект.

Проведенный теоретический анализ проблемы позволил нам определить сущностные характеристики феномена субъектно-сти. В понимании субъектности мы базируемся на том, что:

• субъектность - это сущностная характеристика человека, определяющая его взаимоотношения с окружающим миром и позволяющая познавать и преобразовывать как окружающий мир, так и самого себя (С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев);

• субъектность обусловливает причинность индивида в его взаимоотношениях с миром, дает построить его витальные (в широком смысле) контакты с миром (В. А. Петровский, А. В. Петровский);

• субъектность позволяет созидать и преобразовывать свою жизнь (стратегию жизни), определяет смысл существования личности (В. А. Петровский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, К. А. Абульханова, Р. В. Овча-рова, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев);

• субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности личности; целостность субъекта определяет единство, интегративность как деятельности, так и других видов активности (А. В. Брушлинский);

• субъектность придает активность в овладении деятельностью, творчестве (С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, В. А. Петровский, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. Г. Асмолов, А. К. Ос-ницкий, Р. В. Овчарова, Д. А. Леонтьев, А. А. Митькин);

• субъектность обусловливает саморегуляцию субъекта и позволяет контролировать внешние и внутренние обстоятельства (К. А. Абульханова, А. К. Осницкий, Е. А. Сер-гиенко, Д. А. Леонтьев, Р. Харре).

Таким образом, субъектность - это целостная характеристика человека, определяющая его способность быть активным и самостоятельным, уметь ставить цели, осознавать мотивы, прогнозировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

Мы понимаем под субъектностью системное качество студента, который успешно адаптируется к новым условиям обучения, овладевает при этом разнообразными видами и формами учебно-профессиональной деятельности, осваивает социальное пространство и формирует гармоничные отношения с окружающими и при этом способен к осознанному и целенаправленному преобразованию себя. Субъектность проявляется в различных сферах - учебнопрофессиональной деятельности, общении и самосознании - и определяет успешность социально-психологической адаптации студента колледжа.

Для изучения взаимосвязи субъектно-сти студента колледжа и особенностей социально-психологической адаптации мы провели исследование на базе факультета среднего профессионального образования Курганского института железнодорожного транспорта (2009-20Ю гг.). В нем принимали участие 204 студентов l курса.

Для достижения цели мы использовали метод экспресс-диагностики субъектности личности подростков (МЭДОС-2) Р. В. Ов-чаровой (з, с. 25l), состоящий из трех шкал и диагностирующий уровень развития свойств субъекта самосознания, общения и деятельности. Методика использовалась для выявления внутренней позиции личности (субъектной, объектной). Также использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона (l954), адаптированная Т. В. Снегиревой. Методика применялась для определения уровня и особенностей социальнопсихологической адаптации.

В целях изучения особенностей взаимосвязи между уровнями субъектности студентов колледжа и показателями социально-психологической адаптации данные подвергались методу корреляционного анализа r-Пирсона.

Результаты корреляционного анализа позволяют сделать вывод о том, что существует большое количество связей между показателями социально-психологической адаптации (далее - СПА) и уровнями субъ-ектности (рис. l, 2, 3).

Рисунок 1. Взаимосвязь показателей СПА с уровнями субъектности

самосознания

Примечание. ССв - высокий уровень субъектности самосознания, ССс - средний уровень субъектности самосознания, ССн - низкий уровень субъектности самосознания.

Здесь и далее:

Прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,05 ------------------

Обратная корреляционная связь на уровне значимости 0,05 ------------------

Прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,01

Обратная корреляционная связь на уровне значимости 0,01 — ““ ““ “

Общие шкалы Методика диагностики СПА: Ад - адаптивность, Дз - дезадаптивность, Лж - лживость, ПрС - принятие себя, НпрС - непринятие себя, Прдр - принятие других, Ндр - непринятие других, ЭК - эмоциональный комфорт, Эдкф - эмоциональный дискомфорт, ВнрК - внутренний контроль, ВншК - внешний контроль, Д - доминирование, Вед -ведомость, Эск - эскапизм (уход от проблем).

Уровни субъектности Методика МЭДОС-2: ССв - высокий уровень субъектности самосознания, ССс - средний уровень субъектности самосознания, ССн - низкий уровень субъект-ности самосознания.

Представленные на рис. 1, 2, 3 результаты показывают, что наблюдается большая плотность тесных (р<0,01 и р<0,001) прямо пропорциональных связей между показателями СПА и уровнями субъектности: субъектности самосознания - 14 связей, субъектности общения - 16 связей и субъектности деятельности - 6 связей.

Согласно рис. 1, прослеживается наибольшее количество прямо пропорциональных связей между высоким уровнем субъ-ектности самосознания и показателями СПА

- 6 связей (адаптацией, принятием себя, принятием других, эмоциональным комфортом, внутренним локусом контроля, доминированием). Обратно пропорциональных связей - одна (неприятие себя). Конста-

тирована одна связь между средним уровнем субъектности самосознания и эскапизмом. Обнаружены также прямо пропорциональные связи между низким уровнем субъект-ности самосознания и показателями СПА - 7 связей (дезадаптация, неприятие себя, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний локус контроля и эскапизм) и обратно пропорциональные связи - 2 (адаптация и принятие себя).

Мы полагаем, что студент - субъект самосознания, имеющий гармоничный образ «Я», адекватную самооценку, осознающий себя в новой студенческой группе и свой статус в ней, адекватно реагирующий на новую социальную ситуацию, успешно адаптируется к новым условиям.

Рисунок 2. Взаимосвязь показателей СПА с уровнями субъектности общения

Примечание: СОв - высокий уровень субъектности общения, СОс - срединй уровень субъектности общения, СОн - низкий уровень субъектности общения.

Констатируется (рис. 2) большое количество прямо пропорциональных связей между уровнями субъектности общения и показателями СПА - 16 связей и обратно пропорциональных связей две. С высоким уровнем субъектности общения и показателями СПА обнаружено прямо пропорциональных связей - 6 (адаптация, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль и доминирование) и одна обратно пропорциональная связь - с неприятием себя. Констатировано 7 прямо пропорциональных связей со средним уровнем субъектности общения и показателями СПА (адаптация, принятие себя,

принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование и уход от проблем) и одна обратно пропорциональная связь - с неприятием себя. С низким уровнем субъектности общения и показателями СПА обнаружено прямо пропорциональных связей - 3 (дезадаптация, внешний контроль и ведомость).

Мы полагаем, что студент как субъект общения, имеющий развитые коммуникативные потребности, способный к взаимодействию на субъект-субъектном уровне, обладающий способностью к социальной рефлексии, может быть успешным в новой социальной ситуации в пространстве колледжа.

Рисунок 3. Взаимосвязь показателей СПА с уровнями субъектности деятельности

Примечание: СДв - высокий уровень субъектности деятельности, СДс - средний уровень субъектности деятельности, СДн — низкий уровень субъектности деятельности.

Согласно рис. 3 мы видим, что обнаружено 13 прямо пропорциональных и обратно пропорциональных связей между уровнями субъектности деятельности и показателями СПА. С высоким уровнем обнаружено 5 прямо пропорциональных связей (адаптация, принятие себя, принятие других, внутренний контроль, доминирование) и обратно пропорциональных связей - 2 (неприятие себя и внешний контроль). Обнаружено 3 обратно пропорциональных связи со средним уровнем субъектности деятельности и показателями СПА (дезадаптация, принятие себя и неприятие себя). С низким уровнем субъектности деятельности и показателями СПА обнаружено 3 связи: прямо пропорциональных 2 (неприятие себя и внешний контроль) и одна обратно пропорциональная с адаптацией.

Полагаем, что студент как субъект учебной деятельности должен быть ее инициатором и организатором, обладать при этом способностью к планированию и прогнозированию деятельности, уметь быть ответственным за результаты деятельности, преодолевать трудности и обеспечивать качественные результаты деятельности. Успешность в учебной деятельности также определяет успешность социально-психологической адаптации.

Таким образом, наибольшее количество прямо пропорциональных и обратно пропорциональных связей обнаружено между высокими уровнями субъектности самосознания, общения, деятельности и показателями СПА

- всего 21 связь; между средними уровнями субъектности самосознания, общения, деятельности и показателями СПА - 12 связей; между низкими уровнями субъектности самосознания, общения, деятельности и показателями СПА - 15 связей.

Мы полагаем, что показатели высокого уровня субъектности самосознания, общения и деятельности закономерно определяют успешность социально-психологической адаптации студентов к новым условиям обучения, т. к. именно студент с субъектной позицией, способный отвечать за свои поступки, обладает качествами личностной зрелости - чувством собственного достоинства, уважением к другим, открытостью реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением к их преодолению, готовый принять доминирующую позицию в группе, является активным субъектом учебно-профессиональной деятельности.

Обнаружено достаточное количество прямо пропорциональных связей между показателей СПА с низким уровнем субъ-ектности самосознания - 7 связей, с низким

уровнем субъектности общения - 3 связи и низким уровнем субъектности деятельности - 1 связь. Эти данные свидетельствуют о том, что показатели низкого уровня субъ-ектности общения и деятельности определяют личность студента с объектной социальной позицией, который имеет негармоничный образ «Я», неадекватную самооценку, не способен к взаимодействию на субъект-субъектном уровне, не может самостоятельно управлять поведением и деятельностью. Закономерно то, что студент дезадаптирован как в пространстве колледжа, так в студенческой группе. Студент первокурсник с объектной позицией не способен принимать адекватно себя и других, не умеет осмыслить свой опыт, испытывает эмоциональный дискомфорт, возлагает ответственность на внешние обстоятельства, чрезвычайно зависим от мнения других и стремится уйти от проблем.

Наибольшее количество прямо пропорциональных и обратно пропорциональных связей обнаружено между уровнями субъектности общения и показателями СПА

- всего 18. Это свидетельствует о том, что именно качества субъекта общения определяют успешность социально-психологической адаптации студента колледжа к новым условиям обучения.

Результаты исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студентов колледжа позволяют нам сделать следующие выводы:

1) существуют значимые связи между субъектностью студента колледжа и показателями социально-психологической адаптации;

2) высокий уровень субъектности самосознания, общения и деятельности определяет субъектную позицию студента, характеризующуюся личностной зрелостью и определяющей успешность СПА;

3) низкий уровень субъектности самосознания, общения и деятельности определяет объектную позицию студента, характеризующуюся личностной незрелостью и способствующую дезадаптации личности;

4) успешность СПА студента колледжа в большей степени определяет высокий уровень субъектности самосознания и общения, в меньшей степени субъектность деятельности, что связано, по нашему мнению, с возрастными особенностями студентов колледжа (15-16 лет).

Проведенное научное исследование дополняет многие разделы психологопедагогической деятельности, открывает возможности для дальнейших исследований аналогичных проблем в педагогической психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М. : Мысль, 1991.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. Т. II. М. : Педагогика, 1983.

3. Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. Курган : Курган. гос. ун-т, 2008.

4. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. №1.

5. Психология индивидуального и группового субъекта / Под. ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.

6. Петровский А. В. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. №3.

7. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д. : Феникс, 1996.

8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

9. Слободчиков Е. И., Исаев В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособ. для вузов. М. : Школа-Пресс, 2000.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Р. В. Овчарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.