Научная статья на тему 'Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы'

Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1062
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / SUBJECT / SUBJECTIVE POSITION / PROCESS OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чеснокова Галина Сергеевна, Чесноков Вячеслав Алексеевич

В статье рассмотрено понятие «субъект». Даны характеристики субъектности. Раскрыто соотношение категории «субъект» с другими научными категориями. Проанализированы подходы к структуре субъектности, этапы и стадии развития данного феномена. Процесс становления субъектной позиции будущего специалиста рассматривается как система ценностно-смыслового отношения человека к социокультурным явлениям. Отмечено, что процесс профессионального становления должен совпадать с логикой его субъектного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of studying personal subjectivity in the pedagogy of higher education

The notion of “subject” is investigated by the authors. The characteristics of subjectivity are described. The existed approaches to the structure of subjectivity, phases and stages of the development of this phenomenon are analysed. The process of the formation of the subjective position of the would-be specialist is considered as a system of axiological attitude towards socio-cultural phenomena. It is noted that the process of professional formation must match with the logic of its subjective development.

Текст научной работы на тему «Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Чеснокова Галина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

Чесноков Вячеслав Алексеевич

кандидат педагогических наук

Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета

[email protected], [email protected]

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрено понятие «субъект». Даны характеристики субъектности. Раскрыто соотношение категории «субъект» с другими научными категориями. Проанализированы подходы к структуре субъектности, этапы и стадии развития данного феномена. Процесс становления субъектной позиции будущего специалиста рассматривается как система ценностно-смыслового отношения человека к социокультурным явлениям. Отмечено, что процесс профессионального становления должен совпадать с логикой его субъектного развития.

Ключевые слова: субъект, субъектная позиция, процесс развития субъектности.

Теоретический анализ путей совершенствования высшего профессионального образования, а также состояния развития проблемы субъектности личности, позволяет сделать вывод о нарастающей тенденции к увеличению показателей субъектности личности в теории и практике высшего образования, о перспективности выделения этого методологического подхода в предмет специального философскопедагогического анализа. Это обстоятельство, по мнению А.В. Белошицкого, создаёт предпосылки для формирования нового направления в педагогике - субъектной педагогики (А.В. Белошицкий, Н.М. Борытко, В.А. Сласёнин и др.).

Рассмотрим понятие субъекта. Субъект - индивид или группа, источник познания и преобразования действительности, носитель активности. В общеупотребительном философско-методологическом плане это целеустремлённый, познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания [22]. Представители современной психолого-педагогической науки стремятся под разными углами зрения конкретизировать субъектные характеристики человека. Так, Н.М. Борытко считает, что субъект - это «активный делатель», обладающий сознанием и волей человек, противостоящий внешнему миру как объекту познания, источник осознанной, целенаправленной активности, не только воспринимающий воздействия извне, но и перерабатывающий их [15].

Известный отечественный психолог А.В. Бруш-линский, определяя понятие субъекта, уточняет его характеристики, сосредоточивая внимание на особенностях взаимоотношений человека с окружающей средой и другими людьми. Субъект, по его мнению, это человек, люди находящиеся на высшем (индивидуально для каждого из них) уровне их активности, целостности (системности), автономности. Для активно действующего субъек-

та окружающая действительность есть не только система внешних раздражителей (с которыми он взаимодействует на уровне реакций), но и объект сконцентрированного познания и действия. Другие люди выступают для субъекта тоже как субъекты [16, с. 351].

В работах этого учёного предельно чётко разведены понятия субъект и личность. Так, субъект, по его мнению, есть всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека. Это понятие обобщённо характеризует связь всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Понятие «личность» есть менее широко характеризуемое свойство человеческого индивида. Феноменология личности на передний план выдвигает социальные, а не природные свойства и характеристики.

Соотношение категории «субъект» с другими научными категориями проанализировали и другие учёные. Так, И.В. Сыромятников, И.Г. Ожере-льева и Э.В. Репин, сравнивая категории личности и субъекта, индивидуальности и субъекта, линиями анализа определили: соотношение биологического и социального; роль внешних факторов в развитии - личностные изменения в результате любых воздействий, а также самоактивность и самодеятельность субъекта; критерии личностного и субъектного развития; зависимость - независимость от общества, границы свободы [23, с. 188]. И в этом случае при анализе соотношения биологического и социального в личности акцент делается ими на примате социального. При описании развития личности доминируют внешние социальные воздействия. Уровень же личностного развития связывают со степенью усвоения внешних норм, освоения социальных ролей, формированием социально обусловленного образа мышления и поведения. Для субъекта не свойственна главная проблема личности - соотношение природного и социального. Главная идея - целостность и по-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Чеснокова Г.С., Чесноков В.А., 2015

Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы

лисубъектность. Для обеих категорий характерна интегрированность, признание значимой роли социума в развитии как личности, так и её субъектности. Поэтому человек всегда является субъектом исторического и общественного процесса в целом, но вместе с тем, субъектом конкретной деятельности. В историко-методологическом плане проблема развития субъектности будущих и уже работающих специалистов всегда была в центре исследовательского внимания философов, психологов и педагогов К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г Асмолова, Ж. Айани, А.М. Бан-дурки, М.М. Бахтина, С.П. Безносова, Е.И. Бокарева, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.В. Исакова и др.

В эволюционно-динамическом плане исследование различных аспектов проблемы субъектности выполнено В.А. Сластёниным. Он отмечает, что в 60-80-е г.г. XX века было достигнуто закрепление ведущих идей психологии субъекта в виде концепции адаптации, персонализации, индивидуализации, надситуативности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.В. Петровский, В.А. Чудновский и др.).

Исследование феномена субъекта на уровне той или иной деятельности стало приобретением 80-х годов XX века. Но об окончательном решении всех проблем развития субъектности в современных условиях говорить ещё рано. Актуальными проблемами современных психолого-педагогических исследований является потребность в углубленном изучении специфики восхождения к субъектности представителей разных профессиональных групп.

Углублённый анализ философской и психолого-педагогической литературы позволяет выделить несколько перспективных линий дальнейшего изучения феномена субъектности. К ним относятся: конкретизация понятия «субъектность», описание характеристик субъектности относительно той или иной сферы её предметного приложения, определение особенности структурирования субъектно-сти, этапов её развития в данной сфере и др.

Ведущим для нас аспектом на данном этапе исследования является уточнение понятия субъектности личности относительно особенностей её развития в системе высшего профессионального образования.

Так, психолог Н.Я. Большунова, основываясь на методологических идеях психологической антропологии, считает, что субъектность является социокультурным явлением, её развитие осуществляется в контексте соответствующей возрасту и этносу субкультуры. «Субъектность, представляет собой квинтэссенцию индивидуальности, выраженную в стремлении человека к достижению адекватной себе формы духовности, своей человеческой подлинности, посредством соизмерения своих действий, переживаний, мыслей с социокультурными образцами, как мерами, представляющими собой

композицию ценностей, свойственных определённому типу культуры». Автор связывает субъ-ектность со «...сложным взаимодействием ответ-чивости человека социокультурным основаниям, ответчивости самому себе (самости), своему «Я» и рефлексии.» [2, с. 7]. Результатом такого взаимодействия становится способность индивида к выбору социокультурного, профессионального и личностного пути развития. Выбор индивидуального пути своего профессионального развития, действительно, происходит под влиянием конкретной микросоциальной среды, от которой в большей или меньшей мере зависит будущее представителя той или иной профессии; осваиваемые ими социокультурные образцы, их стремления и идеалы, способы видения своих личностных и профессиональных перспектив должны попасть в сферу обследуемых детерминант.

Об ответственности как характеристике субъ-ектности личности говорит Н.Е. Щуркова [27, с. 84]. По её мнению, субъектность личности есть способность деятельного лица осознанно и целенаправленно устанавливать связи с миром и выстраивать эти связи свободным волеизъявлением, предвидеть последствия и брать на себя ответственность за результат содеянного. Возрастающая субъектность - важнейший показатель достигнутой динамики развития личности.

По утверждению Н.М. Борытко, субъектность -самоутверждающаяся индивидуальность [13; 15]. Ресурсы и механизмы профессионально-личностного самоутверждения также характеризуют особенности вхождения в профессию будущих специалистов.

Рассматривая субъектный подход в связи с со-циализированностью личности, А.В. Мудрик [21] приходит к выводу, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере - общества в целом. Успешная социализация представляется нам ещё одной предпосылкой развития субъектности личности будущего профессионала.

Таким образом, углубляясь в различные аспекты влияния внешних и внутренних факторов воздействия на личность, анализируя роль всё более возрастающей «самости» в личностно-субъектном становлении, все авторы приходят к пониманию необходимости интеграции этих двух факторов субъектности личности при ведущей роли внутриличностных детерминант. Отсюда субъектность -это интегрированное свойство личности, стремящейся сознательно производить преобразования в окружающей социальной среде и в самой себе.

Изучая вариативные ключевые характеристики субъектности личности, мы пришли к выводу о том, что современные учёные в раскрытии предметно локализованного понятия «субъектность»,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

95

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

как правило, центрируют своё внимание на некотором приоритетном наборе интегративных свойств и качеств личности.

A. В. Белошицкий и И.Ф. Бережная дали трактовку понятиям «субъект» и «субъектность» относительно общей для всех вузов категории «студент», где интегративной характеристикой выступает «самость» личности.

Субъект (студент) - самоутверждающаяся, самореализующаяся в образовательном процессе вуза личность, способная к эффективной самоорганизации и саморегуляции своих действий и поступков. Субъектность - это системное качество студента, овладевающего разнообразными новыми видами и формами деятельности и социальных отношений, обладающего индивидуальным комплексом личностно-психологических функций, которые определяют и отражают результативность осуществляемой деятельности, одновременно развиваясь в ней, и детерминируют его сущностную, интегральную характеристику - общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества [10, с. 60-61].

Наиболее проработанной сферой предметнопрактической локализации субъектности является педагогическая профессия.

B. А. Сластёнин, анализируя субъектное развитие учителя на стадии его подготовки в системе высшего педагогического образования, рассматривает роль и место дисциплин психолого-педагогического цикла в данном процессе. При этом он отмечает неспособность современной системы педагогического образования создавать концептуальные основания для прорыва к радикально новой практике подготовки учителя, ориентированной на реализацию личностной, субъектной, деятельностной, индивидуально-творческой природы образования. Автор, анализируя личность учителя как субъекта профессиональной деятельности, даёт развёрнутое описание ведущих характеристик субъектности личности учителя [24, с. 6].

Философ М.С. Каган, ставя задачу иерархиза-ции проявлений субъектности личности, первым, необходимым признаком субъектности определил активность. Но самой по себе активности недостаточно, чтобы возникло требуемое качество субъект-ности личности. Осознанность действий - вторая, по его мнению, характеристическая особенность субъекта действия, противопоставляющей его объекту. И ещё одним важным показателем субъект-ности личности является свобода. «Человека, - по справедливому мнению М.С. Кагана, - как субъекта деятельности характеризует то, что его осознанная активность, опосредованная целеполаганием и самосознанием, осуществляется свободно». От-

мечается, что именно свобода придаёт деятельности человека нравственное измерение, позволяет оценивать его этически. Ибо нравственная оценка поступка возможна и необходима только тогда, когда у действующего лица существует свобода, как цели, так и способов и средств её реализации. Результирующим свойством субъекта, завершающим его системно-целостную характеристику, М.С. Каган определяет уникальность [17, с. 93].

По мнению педагога Н.М. Борытко, главной характеристикой в диагностике субъектности личности является активность. Субъект - это всегда «активный делатель», обладающий сознанием и волей, это человек, противостоящий внешнему миру как объекту познания, это человек, не только воспринимающий воздействия извне, но и перерабатывающий их. Н.М. Борытко делает вывод о том, что субъект - есть самоутверждающаяся индивидуальность. В более развёрнутом виде субъект-ность личности - это активность сознания и воли, это мера свободы индивида, его гуманности, духовности, жизнетворчества, в целом, ядро культуры человека. Таким образом, автор, утверждая первенство активности, в ряду основополагающих характеристик субъектности личности определяет «свободу», соотнося её с категорией «мера» [14].

Э.Ф. Зеер, разносторонне изучая пути и механизмы профессионального развития личности, отмечает важные для профессиональной субъект-ности свойства: «способность человека управлять своими действиями, планировать способы их выполнения, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий» [17; 18]. Нам представляется чрезвычайно важным сосредоточить внимание на такого рода характеристиках будущих профессионалов.

Таким образом, анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил нам определить следующий спектр характеристик субъ-ектности личности: уникальность, осознанность, целеустремлённость, активность, сконцентрированность, самостоятельность, ответственность, авторство собственной жизни и собственной истории, построение собственной профессиональноличностной стратегии развития, способность овладевать собственным поведением, проектировать собственное поведение и творческие идеи, сфор-мированность системы ценностных отношений, ориентированных не на конкретные требования, а на понимание универсальных человеческих ценностей, способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли и др.

Подходы к анализу структуры субъектности вариативны. Глубоко прорабатывая проблему субъ-ектности, В.А. Сластёнин анализирует развитие компонентов, входящих в структуру субъектности личности студента, выявляет сформированность

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы

каждого структурного компонента (уровень), определяет динамику становления субъектности личности в условиях традиционного и экспериментального обучения. Структура субъектности, по его мнению, включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный [25].

Ведущий источник становления субъектности личности - мотив самоутверждения своей субъектной позиции в сфере осваиваемых профессиональных отношений. Развёртывание мотивации -потребность в самоутверждении - осуществляется в любых сферах: в учебно-познавательной, в учебно-профессиональной, в профессионально-практической деятельности.

Необходимым условием становления и развития субъектной позиции личности является осознанность профессионального выбора, чаще всего вербализуемая как «хочу быть и буду профессионалом». Субъектная позиция в молодёжной субкультуре может быть выражена через систему его субъектных отношений с миром, людьми, собой.

Мотивационно-ценностный и отношенческий компоненты субъектной позиции, на наш взгляд, определяют стратегию личностно-профессионального поведения, общую модель жизнедеятельности студента. В этом случае возникает задача проекции таких позиций на сферу осваиваемых профессиональных отношений.

Регулятивно-деятельностный компонент в механизмах становления субъектности личности характеризует реализацию этой стратегии. Способность к саморегуляции, управление собственной жизнедеятельностью фактически обнаруживает этот компонент. В конечном итоге человек есть субъект собственной жизни и деятельности. Это базовая методологическая составляющая для построения регулятивно-деятельностного блока.

По мнению Э.Ф. Зеера, важное практическое значение имеет трактовка субъекта деятельности, предложенная Б.Ф. Ломовым. Особое значение здесь обретает то, что различные функции психики - когнитивная, регулятивная, коммуникативная - при высшем уровне психического отражения соответственно перерастают в свойства субъекта, причём в их двойственном значении. «Когнитивная функция только на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, т. е. как активное целенаправленное приобретение знаний» [18].

Исходя из обозначенной методологии, Э.Ф. Зеер [18, с. 58] в основе структурно-функциональной схемы анализа субъектных проявлений личности в определённом виде деятельности указывает на три компонента:

- когнитивный, в котором реализуются функции познания, отражения объективной природной и социальной реальности и которая включает

в себя когнитивные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и др.;

- регулятивный, включающий в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающий способность субъекта к саморегуляции деятельности, самоконтролю и воздействию на поведение других людей;

- коммуникативный, реализующийся в общении и взаимодействии с другими людьми.

В то же время автор, комментируя классификационные основания основных парадигм образования, считает целесообразным выделить когнитивную, деятельностную и личностную парадигмы [18].

В исследованиях субъектности личности принято выделять различные этапы и стадии развития данного феномена.

Н.Я. Большунова, выделяя этапы развития субъектности личности, отмечает, что в онтогенезе это, по существу дела, есть непрерывное движение человека, переход его из одной детской субкультуры в последующую, причём в каждой субкультуре субъектность личности характеризуется особыми формами ответчивости, рефлексии, выбора и поступка [11, с. 9].

Н.М. Борытко предлагает выделить следующие стадии становления субъектной позиции, рассматривая субъектную позицию как систему доминирующих избирательных ценностно-смысловых отношений человека к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности: стадия дезадаптации; стадия идентификации; стадия индивидуализации; стадия социализации; стадия интеграции [13].

Автор даёт характеристику каждой стадии исходя из возможного проявления субъектности личности в разных сферах парадигмы образования: значения, ценности, смыслы. На наш взгляд, это один из множества способов управления субъектностью личности студентов. Основным же ракурсом здесь должно стать выявление психолого-педагогических условий развития субъектности личности, построение на этой базе соответствующей модели.

В.А. Сластёнин полагает, что в принципе, весь процесс профессионального становления специалиста должен совпадать с логикой его субъектного развития [25, с. 9]. Однако, предупреждает автор, у каждого отдельного специалиста эта динамика носит особый, индивидуализированный характер, она обусловлена динамикой развития данной конкретной личности в целом.

В.А. Сластёнин выстроил следующую универсальную технологическую схему последовательности развития субъектности будущего учителя [25, с. 11].

Объектная, «нулевая» стадия: формирование навыков самопознания, развитие рефлексивных и эмпатийных способностей, обучение приёмам

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

97

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

самообладания; актуализация интереса к дисциплинам психолого-педагогического цикла.

Объект-субъектная стадия: овладение основами субъектного жизнетворчества. Студенты знакомятся с методологией субъектного обучения, его основными понятиями, содержанием и структурой субъектности, его многоуровневой «палитрой». На этом этапе создаётся некий информационно-субъектный фон.

Субъект-объектная стадия: психолого-педагогические дисциплины профессионализируются, усиливается их предметно-методическая направленность, согласованная с логикой выбранной специальности; актуализируются способности студентов к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретико-прикладных задач.

Собственно субъектная стадия: практическая реализация индивидуальных программ личностнопрофессионального саморазвития.

Не отрицая возможности использования данной универсальной теоретической модели восхождения студентов педагогического вуза к своему субъектному самоосуществлению, заметим, что принципы, условия и механизмы организации учебно-внеу-чебной деятельности студентов других вузов могут иметь свою собственную логику, отличную по целому ряду параметров и показателей.

Профессиональное становление специалиста в системе высшего образования основывается в большинстве своём на идеях личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шинялов и др.). В этом случае профессиональное образование в структурном отношении включает в себя компонент личностных особенностей (свойств) будущего специалиста и всякий раз специфический компонент предметно-конкретизированных знаний, умений и навыков.

Личностный подход предполагает общее признание за каждым права быть неповторимой индивидуальностью, иметь свои взгляды, потребности, устремления и интересы, отличные от других. Другими словами, накапливать собственный субъективный опыт, который как раз и накладывает значительный отпечаток на всё то, что человек воспринимает, что он делает, какие задачи в данный момент решает [20, с. 148]. Другие подходы, так или иначе, конкретизируют, углубляют или дополняют эту парадигму.

Следует особо подчеркнуть, что вопрос о выделении личности как носителя субъектных свойств и качеств не был поставлен к научно-педагогическому обсуждению. Субъект-субъектный подход, который также имеет место в педагогической литературе, предполагает принятие обучающегося как равноправного участника целостного педагогического процесса [5; 6; 7; 8; 26]. В то же время ряд исследователей, являющихся сторонниками этого

научного направления [1; 3; 4; 12], отмечают, что именно в пространстве той или иной конкретной деятельности человек может проявить и приобрести субъектные качества, а в повседневной жизни, в бытовом поведении - только личностные. Отсюда делается вывод о том, что неправомерно говорить о возможности полноценной реализации субъект-субъектного подхода ни в одной из осваиваемых профессий. Другая возможная разновидность - субъект-объектный подход, который на практике чаще всего реализуется лишь в форме субъект-предметного способа подготовки специалистов. Основной причиной непродуктивности субъект-субъектного способа организации процесса профессиональной подготовки выступает принципиальная ограниченность внутренних ресурсов каждого профессионала как общее свидетельство закономерно возникающей профессиональной деформации. В профессиях типа «человек-человек» человек может быть объектом трудовых усилий деятеля, объектом его внимания, коммерческого интереса и т. д. В этих случаях правильнее было бы говорить о том, что кто-то работает не просто с человеком, а именно над человеком, способом его жизненно-мировоззренческой и предметнопрофессиональной ориентации. В этих ситуациях вполне допустим субъект-объектный подход к человеку [17]. Но субъектные проявления личности не должны умаляться, напротив, они должны обретать тенденцию к устойчивому росту.

Время предъявляет всё новые требования к растущей личности, личности студента - будущего специалиста. Гуманная субъектно-личностно ориентированная педагогика не сводит результат обучения к усвоению определённой суммы знаний, а связывает этот процесс с разносторонним воспитанием и познавательно-творческим развитием личности студента - самостоятельной и активной личности, способной принимать собственные решения и нести за них ответственность. Выделение такого рода активности, анализ её по субъектному основанию, последовательное развитие в учебной и внеучебной деятельности, есть предельно важная теоретическая и практическая проблема педагогики высшей школы.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Айани Ж. Юридическое образование в России: настоящее и будущее. - М.: Лабиринт, 1997. -61 с.

3. Аксёнова Г.И. Субъект и образование. - Рязань: РИНФО, 2000. - 97 с.

4. Акулинина Е.В. Роль организации образовательного процесса в формировании субъектной позиции студента. - Старый Оскол: Тонкие Наукоёмкие Технологии, 2006. - С. 15-20.

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Проблема исследования субъектности личности в педагогике высшей школы

5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -Вып. 2. - С. 235-249.

6. Анненкова Н.В. Формирование субъектности будущего педагога в сфере социальной защиты ребенка // Педагогическое образование и наука. -2008. - № 11. - С. 74-79.

7. Бардынина В.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психо-логов в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. - Белгород, 2008. - 227 с.

8. Бариев П.Т. Конструирование субъектности в педагогическом дискурсе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2004. - 19 с.

9. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

10. Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 6066.

11. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. - Новосибирск: Изд-во НГПУ 2005. - 324 с.

12. Бородина В.Н., Гончарук М.Д. Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностно-смысловой сферы личности // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 125-128.

13. Борытко Н.М. Субъектность как ведущая идея гуманитаризации образования. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/shop/ebooks/220142/index.htm (дата обращения: 15.06.2015).

14. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград, 2001. - 180 с.

15. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. - М.: Академия, 2008. - 228 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Брушлинский А.В. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект, познание, деятельность. - М.: Канон+; Реабилитация, 2002. - С. 351376.

17. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2005. - 336 с.

18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

19. КаганМ.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

20. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

21. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. Вып. 3. - М., 1995. - С. 54-57.

22. Недосека Л.А. Развитие субъектности студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2005. - 192 с.

23. Профессионализм, субъектность и самоопределение специалиста: концептуальные подходы к определению и развитию. - М.: Изд-во СГУ, 2009. - 209 с.

24. Синенко В.Я. Пути повышения эффективности непрерывного педагогического образования // Методист. - 2005. - № 4. - С. 2-9.

25. Сластёнин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во НГПУ 2007. - С. 5-21.

26. Чесноков В.А. Развитие личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - 166 с.

27. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.

28. Butler, Carolyn Kleiner. Rethinking Law School [Electronic resource] / Carolyn Kleiner Butler // U.S. News & World Report. - 2006. - Apr. 10. - Vol. 140, N 13. - P. 54 - 58. - Mode of access: http://bib.tiera. ru/DVD-018/_U.S.News_&_World_Report_(10_ April_2006)_(2006)(en)(86s).pdf, free. - Title from screen. - Lang. Engl. - Description based on home page data: 20. 08.2015.

29. Gest, Ted. Realism on The Docket : Building

A Case for More Clinical Training of New Lawyers [Electronic resource] / Ted Gest // U. S. News & World Report. - 1992. - Mar. 23. - P. 72 - 74. - Mode of access: http://192.192.169.250/edu_message/

data_image/DE/1992/0001E.PDF, free. - Title from screen. - Lang. Engl. - Description based on home page data: 01.08.2015.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.