Научная статья на тему 'Учет отдельных социально-психологических факторов в процессе изучения особенностей социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза'

Учет отдельных социально-психологических факторов в процессе изучения особенностей социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДВУЗ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанцева Елена Васильевна

Целью данной статьи является описание ряда факторов и степени их влияния на характер социально-психологической адаптации студентов. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения адаптивной работы с учетом большого количества объективных и субъективных факторов. Это позволит обеспечить положительную динамику процесса адаптации и сделать его более устойчивым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет отдельных социально-психологических факторов в процессе изучения особенностей социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза»

Е.В. Казанцева

УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Период обучения в вузе в литературе всегда рассматривался как значимый, важный период в жизни человека, период окончательного перехода «из детства во взрослую жизнь». В это время происходит становление молодого человека как личности, как профессионала, все это обуславливает специфику учебной деятельности в высшем учебном заведении. На начальном этапе обучения в вузе определяющее значение имеет процесс социально-психологической адаптации (Н.Г. Живаев, В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, А.А. Реан, Н.П. Фетискин, Э.Ф. Зеер). Социально-психологическая адаптация большинством авторов рассматривается как «достижение динамического равновесия человеком, впервые входящим в новую социальную среду» [7, 22].

Рассуждая об адаптации, Н.Н. Абакумова отмечает, что адаптация выступает условием успешного протекания таких значимых в данный период процессов как профессиональное самопредъявление, развитие профессионально важных качеств, формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций, адаптированность к окружающей среде [1, 194-195]. В связи с этим, разработка проблемы вузовской адаптации затрагивает большое число проблем и вопросов, связанных с процессами развития личности, ее социализации, самоопределения и профессиональной подготовки.

Категория вузовской адаптации (адаптации студентов к условиям вуза, адаптация студентов student adaptation, adaptation to university life) достаточно подробно описана в работах отечественных и зарубежных авторов (А.А. Реан, Н.Н. Абакумова, Н.Г. Живаев, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков, Н.П. Фетискин, С.И. Розум, Л.Л, Шпак, З.Г. Галлеев, S.L. Dolan). Они рассматривают адаптацию как процесс усвоения «социального контекста» в ходе непрерывного приспособления индивида к изменяющимся окружающим условиям. Либо как процесс индивидуального и профессионального развития личности (Н.Н. Мехтиханова, М.С. Яницкий, А.В. Карпов, Т.Д. Молодцова).

Большинство авторов фокусируют свое внимание на отдельных компонентах и механизмах процесса адаптации. Так А.В. Карпов, М.С. Яницкий, С.А. Гапонов уделяют основное внимание анализу адаптации к новым учебным условиям и новым формам деятельности, Ю.А. Лобейко особенностям адаптации к новому коллективу, необходимости налаживать новые социальные связи [4]. Учет характера довузовской подготовки и статуса иногороднего студента актуализированы в работах Н.Г. Живаева, П.А. Просецкий, Ю.С. Крижанская, Р.М. Грановская рассматривают адаптационный процесс с позиции творческой активности студентов [6]. Таким образом, можно констатировать, что проблема вузовской адаптации анализируется в различных аспектах и ракурсах. Тем не менее, актуальной остается проблема целостного описания процесса адаптации учащихся, с учетом комплексного анализа основополагающих факторов.

Наше исследование представляет собой первый этап масштабного комплексного описания процесса вузовской адаптации. Целью данной статьи является описание ряда факторов, и степени их влияния на характер социально-психологической адаптации студентов.

Вопрос о факторах адаптационного процесса является достаточно дискуссионным и неоднозначным в научной литературе. Прежде всего, необходимо отметить, что отсутствует единая классификация всех выделяемых факторов, кроме этого у разных авторов наблюдается смешение таких понятий как механизмы, факторы и средства адаптации [7, 243-244]. К настоящему времени большинство исследователей работающих в рамках данной проблемы все факторы подразделяют на две большие группы - объективных (статичных) и субъективных (субъектных) [2, 82].

К объективным факторам относят, все те условия и детерминанты, связанные с социальной средой, в рамках которой и протекает процесс адаптации: специфические условия конкретного вуза и факультета, психологическая атмосфера на занятиях, тип предшествующего образования и

довузовской подготовки, как показатель готовности к вузовскому обучению, выступает в то же время и механизмом упреждающей адаптации, условия проживания (местные или иногородние студенты) [2, 4], общественная активность, пол, возраст [1].

Субъективные факторы студенческой адаптации связаны с личностью адаптирующегося студента и его персональными характеристиками: темперамент, мотивация, уровень взаимоотношений, социальная позиция, взаимоотношения и др. [1, 2, 4]. Н.Н. Абакумова указывает, что целесообразно выделить из субъективных факторов группу первичных и вторичных факторов. Первичные факторы это - непосредственные характеристики личности (ее особенности), а вторичные выступают как продукт взаимодействия личностных особенностей с внешними условиями среды (групповой статус, удовлетворенность) [1].

Целью нашего исследования явилось изучение отдельных объективных факторов адаптации студентов к вузовской среде, а также степень их влияния на характер адаптированности. В качестве значимых объективных факторов нами были выделены следующие: 1) статус проживания (местный/иногородний); 2)учебная деятельность 3) общественная активность в вузе, 4) психологическая атмосфера в учебной группе и межличностное взаимодействие.

Объектом исследования выступила адаптация студентов в вузе. Предметом исследования стали степень и характер обусловленности адаптации студентов отдельными объективными факторами.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что объективные факторы играют первостепенную роль в адаптационном процессе и обуславливают и направляют большинство персональных факторов адаптации.

Социально-психологическая адаптация студентов к условиям вуза - это целостный непрерывный динамический процесс установления соответствия, гармоничного взаимодействия между личностью и средой, в результате которого личность полноценно функционирует в рамках данной среды [3, 7]. Таким образом, конечная цель социально-психологической адаптации - это полная адаптированность к условиям вуза. Особое значение здесь имеют критерии или показатели адап-тированности. Они отражают эффективность адаптации как процесса, наглядно показывают степень и характер адаптированности учащихся. В качестве основных критериев нами были выделены следующие:

- характер самоотношения студента (принятие непринятие себя в новой роли);

- психофизиологические показатели (психогенные и соматогенные характеристики, состояние комфорта, покоя, эмоциональное принятие новой среды);

- образ вуза и принятие других (уровень общения, степень адекватности межличностных отношений, характер активности и удовлетворенности учебной и общественной деятельностью);

- интерес к учебе (ориентация на педагогическую и психологическую деятельность).

Исследование особенностей социально-психологической адаптации первокурсников проводилось на базе факультета социальной педагогики ТГПИ, в период с октября по ноябрь 2009 года. Основную часть выборки составили студенты, обучающиеся по специальности «педагог-психолог», факультета социальной педагогики. Общее число испытуемых составило 38 человек.

В ходе исследования были использованы следующие методики: 1) Опросник «Общая адаптация в Вузе»; 2) Шкала САН; 3)Шкалы «Удовлетворенность ситуацией», «Удовлетворенность общением», «Удовлетворенность деятельностью».

Критерии пол и возраст нами не учитывались, в связи с тем, что возрастная группа была фактически одна от 17 до 18 лет; характер гендерных различий описать не представлялось возможным, общее число мальчиков в выборке составило 4 человека (11%) от общего числа респондентов.

Таблица №1

Взаимосвязь характера мотивации и статуса проживания

Статус проживания Количество человек в (%) Мотивация выбора вуза

Родители Собст. выбор интерес к профессии

городской 21 чел. (51,5%) 23% 5,5% 23%

сельский 17 чел. (48,5%) 10% 8,5% 30%

Таблица показывает общую тенденцию, которая сложилась в последние годы: процент сельских (иногородних) студентов составляет почти половину от общего количества учащихся на факультете социальной педагогики. По характеру мотивации нами были выявлены некоторые различия между городскими и иногородними студентами. В качестве основной причины повлиявшей на выбор данного учебного заведения около 50% городских учащихся называли мнение родителей, другая половина указывала интерес к профессии, в то время как иногородние в основном указывали - интерес к профессии. Таким образом, можно говорить о том, что их решение было более самостоятельным и осознанным, ориентированным на самостоятельную жизненную позицию.

Наибольший интерес представляют данные, раскрывающие степень активности и удовлетворенности собой в различных сферах вузовской жизни (учебной, общественной, межличностной). Они выступают основным показателем адаптивности, характеристиками самопринятия в новых видах деятельности, в контексте социального взаимодействия.

Таблица №2

Показатели активности в различных сферах студенческой жизни

Статус проживания Учебная активность Общественная активность Межличностная активность

баллы 5 4 3 5 4 3 5 4 3

городской 53,4 26,5 20 15 20,1 64,9 34,6 43,4 24

сельский 50,7 22,4 37 16,5 29 53,5 32,6 43,8 21,6

Балльная шкала позволяет выявить общий уровень активности учащихся. 5 баллов - как высокий уровень активности; 4 балла - средний балл активности; 3 балла - низкий балл активности. Анализ данных показал, что в контексте вузовской жизни первостепенное значение по характеру высокой активности имеет учебная сфера, как для сельских, так и для городских учащихся. Второе место занимает сфера межличностного взаимодействия, здесь так же не наблюдается существенных различий между местными и иногородними студентами, в характере активности. Общественная деятельность рассматривается студентами как менее интересная и актуальная в их профессиональном развитии.

Особое значение имеют показатели по шкале самопринятия и принятия других людей. По шкале самопринятия около 80 % от общего числа респондентов набрали высокие показатели. 32% из них составили городские студенты и 48% - сельские. Эти данные положительно коррелируют с показателями по общей эмоциональной комфортности и по общей удовлетворенности образом жизни. Сельские студенты рассматривают поступление в городской вуз как повышение собственного статуса, поэтому шкала самопринятия у них отражает более высокие оценки. Городские учащиеся мотивированы не только собственным выбором, но и оценкой со стороны родителей, поэтому шкала самопринятия у них выражена слабее. Принятие других у городских учащихся коррелирует с общей удовлетворенностью общением в сфере межличностных контактов (г = 0,25); у сельских студентов большая положительная корреляция отмечается между данным показателем и достижениями в учебной сфере, а также сфере межличностного общения (г = 0,45) и (г = 0,20).

Полученные данные подтверждают выдвинутое нами предположение о наличии тесной взаимосвязи между объективными и субъективными факторами адаптивного процесса. Статус проживания оказывает важное влияние на характер мотивации при выборе вуза и на способность к самопринятию и к принятию других людей. Способность к самопринятию и принятию других лю-

дей многие авторы рассматривают как базовые компоненты структуры показателей адаптирован-ности [2, 5].

Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости проведения адаптивной работы, с учетом большинства объективных и субъективных факторов. Это позволит обеспечить положительную динамику процесса адаптации и сделать его более устойчивым.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абакумова Н.Н. Организация среды профессионального самоопределения: предпрофильная подготовка и профильное обучение // Вестник ТГУ. 2007. № 296. С. 194 -199.

2. Живаев Н.Г. О статичных факторах адаптации студентов в Вузе // Психология обучения. 2009. № 12.С. 80-94.

3. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000.

4. Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка первокурсников в вузе: учеб. пособие. Ставрополь, 2007.

5. Мехтиханова Н.Н. Адаптация самосознания студенотов к вузовскому обучению // Психология обучения. 2009. № 12. С. 74-79.

6. Просецкий П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. М., 1982. С. 3-17.

7. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006.

А.Ю. Кругликова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ ЧЕХОВЫХ

- Почему человек - человек?

Спросите у его родителей.

- Почему человек - человек?

Спросите у него самого.

Мудрость дзен

Антон Павлович Чехов принадлежит к прекрасной плеяде поистине великих людей, которыми Россия может гордиться. Он не только талантливый писатель, основоположник современной драматургии, но и настоящий гражданин, неутомимый общественный деятель, преданный семье сын и брат. Тем самым его личность представляет для подрастающего поколения не просто большую значимость, но духовно-нравственную ценность. Полтора столетия со дня его рождения подтверждают это и позволяют надеяться, что в жизни и творчестве писателя остается еще немало «белых пятен», которые ждут своих исследователей. Отечественное литературоведение многое открыло нам в творческом наследии А.П. Чехова, но, как нам кажется, не все еще сказано психологами, культурологами, педагогами о гранях его удивительной личности и ее духовном потенциале, о детских и юношеских годах писателя и о тех семейных условиях, в которых наперекор всему выплавлялся неповторимый чеховский характер.

В современной отечественной психологии постоянно расширяется тематика исследований, посвященных изучению семьи как фактора, определенным образом воздействующего на развитие человека и прежде всего становление его личности. Попробуем посмотреть на историю и жизнь семьи Чеховых с современных научно-психологических позиций. Направленность нашего исследования обозначим как поиск психологических и культурологических аспектов изучения семьи писателя на основе разнообразных артефактов жизни ее представителей (семейная фотография Чеховых, биографические данные, письма и семейные воспоминания членов семьи и пр.).

Объект нашего изучения - старая фотография семьи Чеховых - единственная семейная фо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.