УДК 159.923
Свешникова Светлана Леонидовна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
svetlaniy@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи критериев адаптированности и временной перспективы студентов колледжа. Проанализированы критерии адаптированности и причины трудностей адаптации студентов, получающих среднее профессиональное образование. Впервые временная перспектива представлена как одно из важнейших условий успешной адаптации к обучению в колледже. Установлены взаимосвязи между критериями адаптированности и временной перспективой.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, критерии адаптированности, трудности адаптации, времен-
ная перспектива.
Проблема изучения социально-психологической адаптации является актуальной для психологических исследований. Регулярно перед человеком возникают новые ситуации, меняются условия, появляется необходимость приспосабливаться, искать варианты преодоления трудностей, эффективные способы адаптации.
В многочисленных психологических исследованиях рассмотрены: понятия, виды, формы, механизмы, функции, структура и факторы адаптации [8]. Одним из направлений в изучении социально-психологической адаптации является поиск факторов и определение условий, при которых возможна успешная адаптация.
Очевидно, что одним из важнейших факторов, оказывающим влияние и участвующим в регуляции поведения является построение временной перспективы. Проблема временной перспективы широко изучается в зарубежных и отечественных исследованиях, обозначается разными категориями: временная перспектива (К. Левин, Ф. Зимбардо, Н.Н. Толстых, О.Г. Квасова, А. Сырцова), жизненный путь личности (К.А. Абульханова-Славская), психологическое время личности (Е.И. Головаха и А.А. Кроник), субъективная картина жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев), жизненные программы (Р. Ахмеров), образ времени (Г.М. Андреева), перспектива будущего (Ж. Нюттен) и др. [1; 3; 6; 7; 10; 11].
Однако в проведенных научных исследованиях не рассматривался вопрос временной перспективы как фактора, участвующего в адаптации. Временная перспектива имеет большую значимость в периоды жизненных выборов, кризисов, где происходят изменения в жизненной ситуации человека.
Одним из таких периодов является этап профессионального выбора, поступления по окончанию школы в образовательные учреждения. На этапе поступления и начале обучения студенты испытывают значительные трудности: изменяются условия обучения, социальное окружение, для иногородних студентов меняется социальная среда, привычный образ жизни. В этот период происходят изменения в формировании временной перспективы. Чаще всего, причинами трудностей
адаптации выступают как объективные факторы (социальные условия, материальное положение, уровень готовности к обучению), так и субъективные (личностные особенности, коммуникативные навыки, социальный статус) [9].
Теоретический анализ исследований показал, что категория адаптация наиболее подробно рассмотрена по отношению к вузовскому обучению. Вузовская адаптация подробно рассмотрена в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (А.В. Карпов, В.Н. Дружинин, А.А. Смирнов, В.И. Ковалев, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, Н.П. Фетискин, Н.Г. Живаев, J.W. Brehm, S.l. Do-land) [8].
Однако вопрос адаптации к обучению в среднем образовательном учреждении остается малоизученным. Между тем, социально-психологическая адаптация к обучению в среднем профессиональном учреждении имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями, программой профессионального образования, ранней сепарацией с родителями и другими условиями.
Исходя из этого, возникает необходимость изучения факторов, условий успешной адаптации студентов, получающих среднее профессиональное образование. В нашем исследовании мы предположили, что одним из важнейших факторов, способствующих успешной адаптации студентов к обучению является построение временной перспективы. Процесс адаптации успешнее у тех студентов, у которых обучение в колледже и получение будущей профессии являются содержанием временной перспективы в настоящем, то есть они соотносят цель обучения в настоящем и его результаты, значение в будущем [5].
В связи с этим, одной из задач исследования стала изучение временной перспективы как одного из важнейших факторов успешной адаптации студентов колледжа.
Мы предположили наличие взаимосвязи между временной перспективой и адаптированностью студентов колледжа, наличие различий в показателях временной перспективы у студентов, успешно адаптирующихся и испытывающих трудности адаптации.
54
Вестник КГУ 2017
© Свешникова С.Л., 2017
Организация и методы исследования. При
выборе методик для оценки уровня адаптирова-ности студентов мы опирались на теоретический анализ научных исследований, который показал, что выделяют две группы критериев адаптированности: объективные и субъективные [8].
К объективным критериям относятся нормативные характеристики успешности деятельности студентов: академическая успеваемость, степень участия в различных формах общественной жизни, степень здоровья.
К субъективным критериям относят удовлетворенность (деятельностью, ситуацией, окружением, коллективом), стремление к совершенствованию, желание самореализации, ведущие ценностные ориентации и их организация, отношение к риску, оценка своих возможностей, эмоциональная стабильность личности.
На основании этого, в нашем исследовании для оценки субъективных критериев адаптирован-ности студентов 1 курса колледжа были использованы методики, позволяющие определить: общий уровень адаптации к обучению (методика «Адап-тированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовиц-кой, А.В. Крыловой, адаптирована для студентов колледжа), удовлетворенность самореализацией (шкала опросника «Тест смысложизненных ори-ентаций» Д.А. Леонтьева), уровень субъективного контроля над ситуацией, активность жизненной позиции (шкалы «Опросника жизненных ориен-таций» (Е.Ю. Коржовой), психологическое благополучие, позитивное отношение, автономия, управление окружением, осмысленность жизни, самопринятие («Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко), тревожность, психическое напряжение (шкалы личностного опросника Р. Кеттела в адаптации Л. А. Ясюковой).
Для изучения показателей временной перспективы был использован «Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо» в адаптации А.Сырцовой.
Для сбора, систематизации, обработки, статистического анализа исследуемых показателей использовались табличный редактор Excel, статистический пакет Statistica 7.0, SPSS 17.0.
Исследовательской базой стало образовательное учреждение среднего профессионального образования БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж». Выборку составили студенты колледжа с разным уровнем адаптированности в количестве 86 человек, в возрасте 14-15 лет.
Результаты и их обсуждение. Для выявления различий по критериям адаптированности между группами студентов, успешно адаптирующихся и имеющих трудности адаптации, использовался непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни.
Как показали результаты (табл. 1), в двух группах студентов имеются значимые различия в таких параметрах, как: позитивные отношения (U=427; p>0,01), автономия (U=648, 5; p>0,01), управление окружением (U=476; p>0,01), осмысленность жизни (U=603,5; p>0,01), самопринятие (U=420,5; p>0,01), психологическое благополучие(U=492; p>0,01).
Уровень значимости различий по данным критериям позволяет считать, что данные категории тесно связаны с уровнем адаптации и являются одними из показателей адаптированности к обучению студентов.
Различия между студентами двух групп по шкале позитивное отношение указывает на то, что студенты, которые успешно адаптируются к обучению, удовлетворительны отношениями с окружающими, имеют доверительные отношения с окружающими, положительный опыт взаимодействия. Этот показа-
Таблица 1
Значимые различия по критериям адаптированности студентов колледжа с разной уровнем адаптации: «успешно адаптирующиеся», «трудно адаптирующиеся» (п=86)
№ Название шкалы Студенты, успешно адаптирующиеся n=53 Студенты, трудно адаптирующиеся n=33 Значение критерия U-Манна-Уитни Уровень значимости
1 Тревожность 3 5 743 0,244
2 Психическое напряжение 5 6 748 0,261
3 Удовлетворенность самореализацией 25 25 828 0,679
4 Уровень субъективного контроля над ситуацией 6 5 705 0,132
5 Активность жизненной позиции 6 5 770 0,353
6 Позитивные отношения 61 52 427 0,000071
7 Автономия 55 49 648,5 0,444
8 Управление окружением 55 49 476 0,000402
9 Осмысленность жизни 61 55 603,5 0,161
10 Самопринятие 58 49 420,5 0,000055
11 Психологическое благополучие 170 140 492 0,000682
тель у студентов с хорошей адаптацией значительно превышает показатель в другой группе.
Положительное влияние на адаптацию к обучению оказывают такие критерии, как: «автономия», умение самостоятельно принимать решение, регулировать свое поведение.
Имеются различия по критерию «управление окружением» у испытуемых, успешно адаптирующихся и имеющих трудности адаптации. Лучше адаптируются те, кто способен устанавливать и использовать отношения с социальным окружением как условия для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.
По критерию «осмысленность жизни» отмечаются значимые различия между группами. Выше адаптация у тех студентов, кто осознает цели жизни, удовлетворен своей жизнью в настоящем, воспринимает жизнь как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс.
Важным показателем успешной адаптации является «самопринятие». Положительное самоотношение, принятие себя и ситуации такой, какая она есть, позволяет адекватно воспринимать и преодолевать трудности, связанные с адаптацией к обучению.
Итоговый показатель психологического благополучия также различен у двух групп студентов. Причем, у студентов, успешно адаптирующихся к обучению, среднее значение по данному показателю значительно выше, чем у студентов другой группы. Внутренне состояние комфорта и удовлетворенности позволяет студентам оценивать свою адаптацию положительно. Наоборот, те, кто не удовлетворен своим психологическим благополучием, больше обращает внимание на трудности, фиксирован на неприятностях, сложностях, связанных с адаптацией.
По шкалам «тревожность», «психическое напряжение» значимость различий в двух группах не подтвердилась, однако на графиках средних значений видно, что данные показатели выше в группе студентов, испытывающих трудности адаптации.
Для доказательства взаимосвязи между критериями адаптированности и общим уровнем адаптации был проведен корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена.
Полученные результаты (табл. 2) подтверждают наличие устойчивой положительной взаимосвязи между рассмотренными выше шкалами.
Таким образом, мы подтвердили предположение о том, что позитивные отношения, автономия, управление окружением, осмысленность жизни, самопринятие, психологическое благополучие оказывают влияние на адаптацию и отражают уровень адаптированности студентов к обучению. Данные показатели можно использовать для сравнения различий временной перспективы у групп студентов, успешно адаптирующихся и имеющих трудности адаптации.
Для выявления различий в показателях временной перспективы в группах с высоким и низким уровнем адаптированности использовался непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни.
Были получены результаты (табл. 3), указывающие на существование значимых различий в значениях некоторых временных ориентаций (шкала восприятия негативного прошлого, шкала восприятия будущего) у студентов, успешно адаптирующие и испытывающие трудности адаптации.
Применение критерия U-Манна-Уитни выявило значимые различия в значениях показателя ориентации на негативное прошлое двумя группами испытуемых (U=638; p>0,01). Кроме этого, показатель ориентации на негативное прошлое выше у студентов, имеющих трудности адаптации. Можно предположить, что негативный опыт прошлого создает трудности для адаптации в настоящем.
По графику средних значений можно наблюдать повышение ориентации на гедонистическое настоящее и будущее в двух группах испытуемых. Применение критерия Манна-Уитни выявило значимые различия в значениях ориентации на будущее в этих группах (U=560; p>0,01). Так, у студентов, испытывающих трудности в адаптации, данный показатель выше, чем у студентов, успешно адаптирующихся. Возможно, это связано с тем, что в будущем они ждут положительных изменений в актуальной ситуации.
Применение критерия U-Манна-Уитни не выявило значимых различий в значениях ориентации на гедонистическое настоящее между двумя
№ п/п Критерии адаптированности Общий уровень адаптированности студентов
1 Позитивные отношения 0,434**
2 Автономия 0,219*
3 Управление средой 0,387**
4 Цели в жизни 0,263*
5 Самопринятие 0,439**
6 Психологическое благополучие 0,369**
Примечание: * - p<0,05; ** - p<0,01.
Таблица 2
Связь критериев адаптированности и общего уровня адаптации у студентов двух групп (n=86)
56
Вестник КГУ 2017
Таблица 4
Связь между общим уровнем адаптации и параметрами временной перспективы
студентов колледжа (п=86)
Таблица 3
Параметры временной перспективы студентов с разной уровнем адаптации: «успешно адаптирующиеся», «трудно адаптирующиеся» (п=86)
№ п/п Название шкалы Студенты, успешно адаптирующиеся n=53 Студенты, трудно адаптирующиеся n=33 Значение критерия U-Манна-Уитни Уровень значимости
1 Негативное Прошлое 31 35 638 0,035
2 Гедонистическое Настоящее 55 56 829 0,686
3 Будущее 42 44 560 0,005
4 Позитивное Прошлое 33 33 831 0,702
5 Фаталистическое Настоящее 29 31 698 0,118
№ п/п Критерии Коэффициент корреляции Спирмена Уровень значимости
1 Адаптация к учебной деятельности - негативное прошлое - 0,222 0,040*
2 Общая адаптация - негативное прошлое -0,228 0,35*
3 Общая адаптация - будущее -0,304 0,04**
Примечание: * - p<0,05; ** - p<0,01.
группами (и=829; р<0,05). Студенты обеих групп в актуальном настоящем стремятся к получению сиюминутного удовольствия, без ориентации на будущие последствия.
Между группами студентов не было установлено различий в значениях ориентации на позитивное прошлое (и=831; р<0,05). График средних значений демонстрирует что студенты обеих групп, не испытывают тревоги за настоящее, склонны позитивно оценивать свое прошлое.
Не было выявлено значимых различий в значениях фаталистическое настоящее между группами уверенных студентов (и=698; р<0,05). Однако на графике средних значений данный показатель выше у студентов, испытывающих трудности адаптации, что может указывать на пассивную позицию данной группы студентов, их стремлении объяснять причины своих трудностей внешними обстоятельствами.
Для того, чтобы установить наличие взаимосвязи между показателями временной перспективы и адаптированности, мы проанализировали данные, с использование коэффициента корреляции г Спирмена. Результаты показывают (табл. 4), что обнаружены значимые взаимосвязи между шкалами: уровень адаптации к учебной деятельности и ориентацией на «негативное прошлое», общим уровнем адаптации и ориентацией на «негативное прошлое», общим уровнем адаптации и ориентацией на будущее.
Отрицательная зависимость установлена между общим уровнем адаптированности и ориентацией на «негативное прошлое» (г =- 0, 222, при р<0,05). То есть чем выше уровень адаптации к учебной деятельности, тем меньше студенты ориентированы на образы прошлого и зависимы от представлений о прошлом.
Отрицательная взаимосвязь установлена между общим показателем уровня адаптации и ориентацией на «негативное прошлое». Трудности адаптации проявляются больше у тех студентов, кто имеет негативный опыт в прошлом, эти образы присутствуют в настоящем и препятствуют успешной адаптации.
Выводы:
1. У студентов колледжа, успешно адаптирующихся к обучению и имеющих трудности адаптации, отмечаются различия в критериях адапти-рованности, таких, как: позитивные отношения, автономия, управление окружением, осмысленность жизни, самопринятие, психологическое благополучие. Эти параметры выше у студентов, которые успешно адаптируются к обучению в колледже.
2. По результатам исследования были обнаружены различия в показателях временной перспективы между группами студентов, успешно адаптирующихся и имеющих трудности адаптации. Значимые различия между группами установлены по показателям временной перспективы «ориентация на негативное прошлое» и «будущее». Так, у студентов, успешно адаптирующихся к обучению, слабее выражена ориентация на негативное прошлое, гедонистическое настоящее и будущее. Ориентация на будущее у студентов, имеющих трудности адаптации выше, чем у студентов, успешно адаптирующихся к обучению. Иными словами, негативная ориентация на прошлое может оказывать влияние на проявление трудностей в адаптации к обучению в настоящем. Кроме этого, трудности адаптации вызывают повышенный интерес и беспокойство относительно своего будущего. Студенты, трудно адаптирующиеся к обуче-
нию, ориентированы на положительные изменения в будущем, живут ожиданиями от будущего.
3. Анализ результатов показал наличие отрицательной взаимосвязи между уровнем адаптации и параметрами временной перспективы «негативное прошлое», «будущее». Чем выше уровень адаптации, тем студенты менее ориентированы на «негативное прошлое» и «будущее».
Таким образом, полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу о взаимосвязи временной перспективы и адаптации студентов колледжа. Временная перспектива является тем фактором, который позволит успешнее адаптироваться в настоящем и эффективно преодолевать трудности адаптации. Для эффективной адаптации к обучению необходимо, чтобы знание о возможных трудностях, путях их преодоления в настоящем и будущем, перспективах профессионального становления, понимание значимости обучения составляло содержательную характеристику временной перспективы. Наличие связи между временной перспективой и показателями адаптированности показывает, что временная перспектива является одним из важнейших факторов, который участвует и определяет успешность процесса адаптации студентов к обучению.
Библиографический список
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 320 с.
3. Зимбардо Ф., Сворд Р., Сворд Р. Время как лекарство. - СПб.: Питер, 2014. - 352 с.
4. Карпова Е.В. Структура и генезис мотиваци-онной сферы личности в учебной деятельности. -Ярославль, 2007. - 570 с.
5. Карпова Е.В., Свешникова С.Л. Временная перспектива как базовый конструкт проблемы социально-психологической адаптации личности // Ярославский педагогический вестник. - 2017. -№ 4. - С. 195-201.
6. Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации: дис. ... канд. психол. наук.- М., 2013. - 214 с.
7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
8. Реан А.А. Психология адаптации личности. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.
9. СмирновА.А., Живаев Н.Г. Психология вузовской адаптации. - Ярославль: ЯрГУ 2009. - 115 с.
10. Zimbardo Р.О., Sword R. Overcome PTSD with new psychology of time perspective therapy. -N.Y.: Willey, 2012. - 310 p.
11. Nuttin, J., & Lens, W. Future time perspective and motivation: Theory and research method. -Leuven & Hillsdale, NJ: Leuven University Press & Erlbaum, 1985.
Вестник КГУ 2017
58