УДК 159.9
Марков Дмитрий Олегович
Московский государственный психолого-педагогический университет
do.markov@gmail.com
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВЫСШИХ СТУПЕНЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (теоретический анализ)
В статье содержится теоретический обзор и анализ современных исследований адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности. В тексте приводятся научные сведения о различных факторах социально-психологической адаптации обучающихся; работа также содержит подробный анализ отечественных исследований влияния на процессы адаптации обучающихся их социально-психологических и личностных особенностей: мотивации учебно-профессиональной деятельности, социальной компетентности, самооценки, субъективной комфортности, стрессоустойчивости и др.
Ключевые слова: непрерывное образование, учебно-профессиональная деятельность, социально-психологическая адаптация, социально-психологические характеристики личности, образовательная среда.
Одной из ключевых задач непрерывного образования выступает формирование личности, способной успешно адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. Логично предположить, что залогом конкурентоспособности будущего специалиста является развитие не только его профессиональных компетенций, но также социально-психологических и личностных характеристик.
Изменения в системе отечественного образования обусловлены постоянными преобразованиями во множестве сфер общественной жизни страны. В 2003 году в России был осуществлен переход на Болонскую систему, что подразумевает внедрение принципов непрерывного образования в образовательные программы на территории страны [10]. В то же время важно отметить и некоторую неопределенность российской системы высшего образования, например, одновременное наличие таких начальных ступеней образования, как бакалавриат и специалитет [7].
На начальных этапах обучения первокурсник вынужден приспосабливаться к абсолютно иной образовательной среде с ее особенностями и требованиями, к преподавателям и сокурсникам [7]. Более того, важность успешной адаптации студента велика и при его переходе на следующую ступень образования (например, при начале обучения в магистратуре), при смене учебного заведения, при совмещении учебной и профессиональной деятельности.
Л.К. Гришанов и В. Д. Цуркан трактуют адаптацию студента как процесс соотнесения его личностных и социально-психологических особенностей в своеобразный баланс с внешними условиями образовательной среды. Более того, под адаптацией исследователи подразумевают и общее развитие обучающегося [7].
Для студентов с заниженными показателями адаптивности актуальны проблемы при приспособлении к вузовской среде, что может негативно отразиться как на их мотивации обучения, так и на учебно-профессиональной деятельности
в целом [1]. Среди факторов, воздействующих на адаптацию, можно обозначить как внутренние (мотивация студента, его личностные и социально-психологические параметры), так и внешние, подразумевающие особенности образовательной среды вуза [17]. На протяжении обучения в вузе у студента формируется своеобразный фундамент его профессиональной деятельности, внутренняя мотивация к непрерывному образованию, во многом определяющая успешность специалиста. Таким образом, изучение аспектов социально-психологической адаптации обучающихся выступает предельно актуальной задачей [1].
Изучению социально-психологической адаптации обучающихся посвящено множество трудов как отечественных, так и зарубежных исследователей (А. А. Реан, Н.Н. Абакумова, В.И. Слободчи-ков, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков, Н.П. Фетискин, Л.Л. Шпак, З.Г. Галлеев, Е.С. Щепкина, S.L. Dolan и др.) [16].
Многие из них делают особый акцент на отдельных составляющих и закономерностях адаптационных процессов. Например, работы М.С. Яницкого и А.В. Карпова во многом посвящены анализу адаптации к образовательной среде и к новым видам учебной деятельности, в то время как Ю. А. Лобейко в большей степени исследует приспособление обучающегося к новому коллективу, образование социальных связей с другими обучающимися и преподавательским составом. В работах Н.Г. Живаева подчеркивается важность довузовской подготовки обучающегося для успешной адаптации; влияние творческой активности студентов на их адаптацию описано в работах Р.М. Грановской и П. А. Просецкого [9].
Адаптированность выступает результирующим показателем адаптации [4]. В научной литературе встречаются разнообразные подходы к определению критериев адаптированности. Согласно ряду исследований (А.Н. Жмыриков, А.А. Реан и др.), критерии адаптированности обучающихся подразделяются на две группы, а именно на субъективные и объективные.
144
Вестник КГУ ^ 2018
© Марков Д.О., 2018
А.Н. Жмыриков в качестве критериев адапти-рованности обозначает уровень интеграции индивида с микро- и макросредой, степень задействования потенциала личности, а также уровень эмоционального комфорта.
A. А. Реан в своих исследованиях проводит четкую грань между аспектами адаптированности внешнего и внутреннего характера. Более того, субъективные критерии подразумевают внутреннюю удовлетворенность индивида и благоприятный эмоциональный фон, а объективные критерии связаны с тем, насколько действия индивида соответствуют установленным в среде нормам. Высокий уровень адаптированности выступает системной характеристикой, включающей основания обоих критериев; тем не менее подобный баланс встречается редко, поскольку индивид зачастую склонен уделять большее внимание лишь одной группе критериев [4].
B.В. Гриценко разделяет критерии адапти-рованности в зависимости от индивидуального и группового контекста. Первая группа критериев включает удовлетворение потребностей в самоуважении и самоактуализации, внутреннюю удовлетворенность профессиональной деятельностью и качеством жизни, а также высокий уровень активности индивида, ощущение эмоционального комфорта и высокую степень субъективного контроля. К критериям группового уровня автор относит удовлетворенность отношениями с новым коллективом, благоприятную социальную идентичность и межгрупповую толерантность [7].
В контексте рассматриваемой проблематики немаловажно также уделить внимание основным условиям благоприятной вузовской адаптации. В педагогической литературе выделяют следующие условия социально-психологической адаптации обучающихся [1]:
- формирование у обучающихся адекватного видения своей профессии;
- содействие в понимании значимости профессии для социума;
- развитие волевых качеств личности, внутренней мотивации учебно-профессиональной деятельности;
- помощь в овладении способами внутренней саморегуляции;
- положительное воздействие на самооценку, в том числе и профессиональную;
- осуществление психолого-педагогического мониторинга различных аспектов адаптации обучающихся;
- активное содействие психологической службы учебного заведения, профессиональное психологическое сопровождение для максимально благоприятной адаптации студентов.
Авторами работ, посвященных рассматриваемой проблематике, выделяются различные струк-
турные компоненты процесса вузовской адаптации. В трудах Н.А. Зарембо, И.В. Агличевой и др. проведен анализ личностных аспектов адаптации, в то время как результаты исследований С. А. Руновой, Ю.М. Забродина, Н.Н. Захарова и др. подтверждают наличие профессионального и социального компонентов в структуре социально-психологической адаптации обучающихся. Дидактический аспект адаптации студентов, подразумевающий их приспособление к учебной деятельности, описан в работах Т.В. Безюлевой, Т.Д. Дубовицкой, Т.В. Солодиловой и др. [5; 21].
С.С. Раимжанов по итогам проведенного исследования пришел к заключению, что студенты, для которых актуальны высокие или средние показатели адаптированности к учебной группе, склонны демонстрировать схожую степень адаптированно-сти и к учебной деятельности. Аналогичные корреляции наблюдаются и у респондентов, имеющих заниженные показатели [18].
В соответствии с результатами ряда исследований, процесс вузовской адаптации не завершается в течение первого года обучения, активно продолжаясь и на втором курсе. Лишь к третьему курсу большинство студентов адаптируется и к окружению, и к самому обучению [20]. В то же время для части третьекурсников характерна малая степень адаптированности, что можно объяснить их личностными и социально-психологическими особенностями.
Таким образом, трудности, возникающие в ходе процесса вузовской адаптации, могут быть обусловлены как объективными факторами, особенностями образовательной среды и учебной деятельности, так и личностными и социально-психологическими характеристиками студентов; важно помнить, что вузовская адаптация носит индивидуальный характер [15].
Рассмотрим ряд подходов и исследований, посвященных изучению влияния личностных и социально-психологических характеристик обучающихся на их адаптацию в вузе.
В исследованиях М. В. Делеу был сделан акцент на том, каким образом проявляются личностные параметры обучающихся при адаптации к образовательной среде вуза. Автор утверждает, что основными факторами, определяющими состояние первокурсника в ходе приспособления к обучению и влияющими на благоприятность его адаптации, выступают показатели самооценки, уровень тревожности, свойства саморегуляции, а также степень эмоциональной комфортности [7].
Согласно М. В. Григорьевой, личностные характеристики обучающихся во многом определяют успешность их вузовской адаптации; характер социально-психологической адаптации в контексте учебно-профессиональной деятельности во многом связан с такими личностными и социально-
психологическими параметрами, как социальная роль и статус студента, состояние его Я-концепции, свойства мотивационно-потребностной сферы личности [4].
К социально-психологическим аспектам успешной адаптации Р.М. Шамионов отнес следующие факторы: высокие показатели саморегуляции, позитивное восприятие себя и окружающих, сфокусированность на объекте, адекватное видение возникающих трудностей, вариативность при выработке поведенческих стратегий, готовность к взаимодействию, а также толерантность к неопределенности [14].
В контексте нашего исследования является целесообразным рассмотрение проблемы связи параметров адаптации студента и особенностей его социальной компетентности, являющейся важным механизмом процессов адаптации и социализации.
В соответствии с результатами исследований И.В. Малышева и В. А. Ручина, для обучающихся с высокими показателями адаптивности характерны положительные значения социальной компетентности. В свою очередь, для лиц с выраженной дезадаптивностью актуальна низкая степень развития параметров социальной компетентности. Более того, наблюдаются выраженные корреляции между показателями социальной компетентности и следующими компонентами социально-психологической адаптации: степень адаптивности, приятие себя, уровень субъективного контроля, а также степень эмоциональной комфортности.
Исследователи утверждают, что стрессоустой-чивость обучающегося, его способность к самоконтролю и упорной работе, непосредственность при коммуникации, положительный эмоциональный фон, а также позитивное восприятие окружающих выступают благоприятными для оптимальной адаптации факторами.
Таким образом, социальную компетентность студента можно рассматривать в качестве одного из ключевых аспектов формирования его адаптационных возможностей [14].
Стоит отметить, что эмоциональный интеллект и эмпатия трактуются множеством авторов как свойства личности, также влияющие на адаптацию к учебно-профессиональной деятельности [6; 8].
В то же время для благоприятного хода адаптационных процессов крайне важно и то, насколько комфортно в вузовской среде себя чувствует обучающийся. Другими словами, об адаптированности студента к обучению во многом можно судить по степени его внутреннего комфорта относительно образовательной среды [13].
Уровень субъективного благополучия выступает еще одним аспектом адаптированности к обучению, поскольку приспособленный к определенной среде индивид спокоен, обладает стрессоустойчи-востью и ориентируется на достижение успеха,
в то время как в обратной ситуации низкий уровень психологического благополучия может сопутствовать сильному стрессу, негативным эмоциональным состояниям и, как следствие, возможным проблемам с адаптацией и потере заинтересованности в собственном обучении [19].
Исследования М.В. Логиновой посвящены воздействию жизнестойкости на формирование и развитие адаптационного потенциала студентов первых курсов. Согласно ей, обучение в вузе является важнейшим периодом в плане развития жизнестойкости и стрессоустойчивости для оптимального приспособления в ситуациях, сопряженных с неопределенностью и переживанием стресса [7; 12].
В соответствии с результатами исследований И.В. Арендачук, высокая степень готовности обучающегося к риску положительно коррелирует с развитыми параметрами адаптации, особенно с эмоциональной комфортностью [2].
Испытываемый обучающимися социальный стресс может рассматриваться в качестве немаловажного аспекта их социально-психологической адаптации. Согласно ряду проведенных исследований, наличие сильного стресса способно отрицательно воздействовать на самовосприятие индивида, понижая его самооценку и степень внутреннего комфорта. Тем не менее, подобный опыт нередко способствует активации внутреннего потенциала студента для успешного приспособления к возникшим изменениям в социальной среде; поэтому при переживании тревоги и социального стресса множество обучающихся все равно воспринимает собственную жизнь осмысленной, будучи ориентированными на успех в учебно-профессиональной деятельности [3].
Одним из главных залогов успешности обучения выступает высокий уровень мотивации учебно-профессиональной деятельности; между особенностями учебных мотивов и параметрами социально-психологической адаптации студентов также имеют место устойчивые взаимосвязи. В ходе ряда исследований было выявлено, что свойства учебной мотивации во многом определяются уровнями активности и креативности студента, его интеллектуальным развитием, индивидуально-личностными параметрами [1].
Н.М. Голубева и А. А. Голованова отмечают, что дезадаптация зачастую связана с избегающим, направленным на себя поведением, уходом от реальности, что в сумме может привести к неспособности получения ресурсов извне [4].
Также немаловажно указать, что, по мнению ряда авторов, при разработке программы оптимальной адаптации обучающихся к вузовской среде немаловажен учет их жизненных целей и планов, интересов [7].
В качестве основных выводов проведенного теоретического анализа обозначим следующее:
146
Вестник КГУ 2018
- согласно множеству авторов, критерии адап-тированности обучающихся подразделяются на две большие группы, а именно на субъективные и объективные;
- в структуре социально-психологической адаптации студентов выделяются личностные, профессиональные, социальные, а также дидактические компоненты;
- большинство студентов к третьему курсу адаптируется к образовательной среде вуза;
- к личностным и социально-психологическим факторам, влияющим на особенности адаптационных процессов в контексте обучения, относятся самооценка, социальная компетентность, эмоциональный интеллект и эмпатия, уровень субъективного контроля, степень внутреннего благополучия и эмоционального комфорта, стрессоустойчивость и готовность к риску, а также мотивация учебно-профессиональной деятельности.
Исследователи, сопоставляя различные аспекты вузовской адаптации, а также личностные и социально-психологические особенности обучающихся, зачастую выявляют выраженные взаимосвязи, которые носят неслучайный характер.
Согласно множеству авторов, ход адаптационных процессов является управляемым; более того, своевременная помощь студентам в овладении рациональной методикой учебного труда может значительно повысить эффективность их адаптации [21].
Библиографический список
1. Анонова С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. -№ 5. - С. 43-48.
2. Арендачук И.В. Личностный потенциал и социально-психологическая адаптированность как ресурс психологической готовности к риску // Известия Саратовского университета. - 2015. - Т. 4. -Вып. 3 (15). - С. 219-226.
3. Василенко Е.А. Социальный стресс и особенности социально-психологической адаптации магистрантов педагогического вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 38-46.
4. Голубева Н.М., Голованова А.А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. - Вып. 2 (10). - С. 125-130.
5. Гречкина Л.Ю. Изучение процесса адаптации студентов вуза // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - Вып. 1. - С. 3-9.
6. Григорьева М.В., Семина А.В. Роль эмпатии в процессе социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия:
Акмеология образования. Психология развития. -2013. - Т. 2. - Вып. 4 (8). - С. 358-363.
7. Ермаченко Н.А., Зайцева О.В., Середа В.А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. -2017. - № 2. - С. 39-45.
8. Иванов В.С. Социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). -2016. - Т. 7. - № 1. - С. 171-175.
9. Казанцева Е.В. Учет отдельных социально-психологических факторов в процессе изучения особенностей социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского педагогического института имени А.П. Чехова. - 2010. - № 2. - С. 132-135.
10. Курденкова О.П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации // Вестник МГИМО Университета. - 2015. - № 1. - С. 237-242.
11. Литвинова Е.Ю. Непрерывное образование в контексте профессионального и личностного роста // Социальная психология в образовательном пространстве: сб. науч. материалов I Между-нар. науч.-практ. конф. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - С. 32-33.
12. Ломоносова Л. А., Мухарлямова А.Ю. Стрессоустойчивость как фактор социально-психологической адаптации // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. -№ 6. - С. 90-91.
13. Маклаков А.Г., Авдиенко Г.Ю. Социально-психологическая комфортность для обучающегося в образовательной среде вуза и методы ее диагностики // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1 (60). - С. 94-99.
14. Малышев И.В., Ручин В.А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5. - Вып. 4 (20). -С. 355-360.
15. Машанов А.А., Ростовцева М.В., Помазан В. А. Социально-психологическая адаптивность как фактор социализации студенческой молодежи // Вестник КрасГАУ - 2013. - № 9. - С. 316-320.
16. Нелюбина Е.Г., Панфилова Л.В., Сафи-на Л. Г. Социально-психологическая адаптация как специфический фактор становления и развития личности выпускника педагогического вуза // Поволжский педагогический вестник. - 2016. -№ 2 (11). - С. 30-33.
17. Раднаева М.В., Шибанова Ю.В. К вопросу адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - Вып. 1. - С. 44-49.
18. Раимжанов С.С. Адаптированность студентов 1-го курса к учебной группе и к учебной деятельности // Наука и социум: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 30 января 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина - Новосибирск: Изд-во «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2017. -С. 126-129.
19. Тарасова Л.Е. Психологическое благополучие студентов на этапе адаптации к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. -Вып. 4 (12). - С. 358-362.
20. Хамзяева О.С. Социально-психологическая адаптация студентов к профессиональной деятельности: опыт эмпирического исследования // Известия ВолгГТУ - 2014. - № 5. - С. 80-83.
21. Чикина Т.Е., Коларькова О.Г. Социально-педагогические условия адаптации студентов первого курса // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. -№ 9 (53). - С. 607-626.
References
1. Anonova S.I. O social'no-psihologicheskoj adaptacii obuchayushchihsya v vuze // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. -№ 5. - S. 43-48.
2. Arendachuk I.V Lichnostnyj potencial i social'no-psihologicheskaya adaptirovannost' kak resurs psihologicheskoj gotovnosti k risku // Izvestiya Saratovskogo universiteta. - 2015. - T. 4. -Vyp. 3 (15). - S. 219-226.
3. Vasilenko E.A. Social'nyj stress i osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii magistrantov pedagogicheskogo vuza // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2013. - № 11. - S. 38-46.
4. Golubeva N.M., Golovanova A.A. Faktory adaptacii studentov k obrazovatel'noj srede vuza // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. - 2014. - T. 3. - Vyp. 2 (10). - S. 125-130.
5. Grechkina L.YU. Izuchenie processa adaptacii studentov vuza //Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - Vyp. 1. - S. 3-9.
6. Grigor'eva M.V., Semina A.V. Rol' ehmpatii v processe social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov k usloviyam obucheniya v vuze // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. -2013. - T. 2. - Vyp. 4 (8). - S. 358-363.
7. Ermachenko N.A., Zajceva O.V, Sereda V.A. Issledovanie osobennostej adaptacii pervokursnikov k usloviyam obucheniya v pedagogicheskom vuze // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. -№ 2. - S. 39-45.
8. Ivanov V.S. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya k professional'noj deyatel'nosti // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). - 2016. - T. 7. -№ 1. - S. 171-175.
9. Kazanceva E.V. Uchet otdel'nyh social'no-psihologicheskih faktorov v processe izucheniya osobennostej social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov pedagogicheskogo vuza // Vestnik Taganrogskogo pedagogicheskogo instituta imeni A.P. CHekhova. - 2010. - № 2. - S. 132-135.
10. Kurdenkova O.P. Obrazovanie dlinoyu v zhizn': vneshnie i vnutrennie konstrukty lichnostnoj motivacii // Vestnik MGIMO Universiteta. - 2015. -№ 1. - S. 237-242.
11. Litvinova E.YU. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste professional'nogo i lichnostnogo rosta // Social'naya psihologiya v obrazovatel'nom prostranstve: sb. nauch. materialov I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M.: GBOU VPO MGPPU, 2013. - S. 32-33.
12. Lomonosova L.A., Muharlyamova A.YU. Ctressoustojchivost' kak faktor social'no-psihologicheskoj adaptacii // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. - 2014. - № 6. -S. 90-91.
13. Maklakov A.G., Avdienko G.YU. Social'no-psihologicheskaya komfortnost' dlya obuchayushchegosya v obrazovatel'noj srede vuza i metody ee diagnostiki // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2015. - № 1 (60). -S. 94-99.
14. Malyshev I.V., Ruchin V.A. Vzaimosvyaz' social'noj kompetentnosti i adaptacionnyh vozmozhnostej lichnosti studentov raznyh special'nostej // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. - 2016. - T. 5. - Vyp. 4 (20). -S. 355-360.
15. Mashanov A.A., Rostovceva M.V, Pomazan V.A. Social'no-psihologicheskaya adaptivnost' kak faktor socializacii studencheskoj molodezhi // Vestnik KrasGAU. - 2013. - № 9. -S. 316-320.
16. Nelyubina E.G., Panfilova L.V., Safina L.G. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya kak specificheskij faktor stanovleniya i razvitiya lichnosti vypusknika pedagogicheskogo vuza // Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 2 (11). - S. 3033.
17. Radnaeva M.V, SHibanova YU.V. K voprosu adaptacii studentov na nachal'nom ehtape obucheniya v vuze // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2016. - Vyp. 1. - S. 44-49.
18. Raimzhanov S.S. Adaptirovannost' studentov 1-go kursa k uchebnoj gruppe i k uchebnoj deyatel'nosti // Nauka i socium: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. 30 yanvarya 2017 g. / otv. red. E.L. Sorokina -
Вестник КГУ 2018
148
МоуоБМгек: Ш-УО «^Ы^у ргак11сИе8ко]
РБШО^П, pedagogiki i social'noj гаЬо1у», 2017. -S. 126-129.
19. ТагаБОуа L.E. Psihologicheskoe blagopoluchie studentov па ehtape adaptacii к obrazovatel'noj srede vuza // Izvestiya Saratovskogo ш^ге^а. №уауа seriya. Seriya: Akmeologiya оЬ^оуатуа. Psihologiya razvitiya. - 2014. - Т. 3. - Уур. 4 (12). -S. 358-362.
20. Hamzyaeva O.S. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov k professional'noj deyatel'nosti: opyt ehmpiricheskogo issledovaniya // Izvestiya VolgGTU. - 2014. - № 5. - S. 80-83.
21. СШИт Т.Е., К^аЛоуа O.G. Social'no-pedagogicheskie usloviya adaptacii studentov pervogo kursa // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (ehlektronnyj nauchnyj zhurnal). - 2015. -№ 9 (53). - S. 607-626.