Научная статья на тему 'Особенности психологической структуры общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе'

Особенности психологической структуры общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
657
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF SOCIABILITY / OPERATIONAL AND PERSONAL DIFFICULTIES / SOCIAL ADAPTATION-PSYCHOLOGICAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова Анжелика Ринатовна

Рассматривается проблема изучения общительности в структуре личностных детерминант развития и устойчивости адаптационного процесса. На основе системно-функционального подхода к изучению свойств личности и индивидуальности выявлена специфика взаимосвязей инструментально-динамических компонентов общительности с интегративными показателями адаптированности у иногородних студентов на разных этапах обучения в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акимова Анжелика Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of psychological structure of sociability manifestation by students in different stages of social psychological adaptation

The article is devoted to the study of correlation of variables of sociability as a system personal trait of students with peculiarities of their adaptation. Expression and correlation of variables of substantial-semantic and instrumental-style aspects of sociability of students are presented. Peculiarities interconnection between variables of sociability and peculiarities of psychological adaptation of different groups of students was determined.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической структуры общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе»

УДК 159.9 ББК 88

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

А.Р. Акимова

Рассматривается проблема изучения общительности в структуре личностных детерминант развития и устойчивости адаптационного процесса. На основе системно-функционального подхода к изучению свойств личности и индивидуальности выявлена специфика взаимосвязей инструментальнодинамических компонентов общительности с интегративными показателями адаптированности у иногородних студентов на разных этапах обучения в вузе.

Ключевые слова: психологическая структура общительности, операциональные и личностные трудности, социально-психологическая адаптация.

Постановка проблемы исследования

Среди широкого круга вопросов психологии высшей школы, посвященных студенчеству как особой социальной и возрастной категории, чрезвычайно актуальной остается проблема изучения личностных детерминант адаптации студентов к образовательной и социокультурной среде вуза.

Во-первых, личностно-динамический

подход, получивший развитие в трудах отечественных психологов, предполагает, что изучение личностных факторов психической адаптации определяется не абсолютными значениями (выраженностью) тех или иных стабильных характеристик личности, а изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками [1-5, 12]. Следовательно, одним из перспективных направлений изучения феномена социально-психологической адаптации человека является «выявление сложной диалектической взаимосвязи между психическими процессами и психическими состояниями, с одной стороны, и эффективностью деятельности и свойствами личности, с другой» [14, с. 25].

Во-вторых, важно учитывать, что в процессе социально-психологической адаптации люди не только участвуют в совместной деятельности, но и становятся субъектами взаимоотношений, важным средством которого выступает общение. С этой точки зрения, образовательная и социокультурная среда вуза предъявляет студентам специфические требования, выполнение которых во многом зависит от их умения строить общение, эффективно реализовать свои коммуникативные способности и находить пути решения возни-

кающих трудностей и проблем [8]. При этом особенно важными остаются вопросы психологических механизмов адаптации студентов, поступивших в иногородние вузы, поскольку они в большей степени сталкиваются с необходимостью активного преобразования своей жизнедеятельности.

В-третьих, изучение общительности как базового свойства личности занимает значительное место в научной психологической литературе. К юношескому возрасту общительность приобретает огромное значение для раскрытия способностей и дальнейшего личностного и профессионального становления человека, является важным условием становления дружеских взаимоотношений и развития новообразований личности. В то же время общительность как целостное свойство личности недостаточно изучена, не систематизированы конкретные алгоритмы психологического анализа общительности [10].

В контексте рассматриваемой проблемы обращает на себя внимание системнофункциональный подход к анализу черт личности и индивидуальности, предложенный А.И. Крупновым [9-11]. Эвристический потенциал указанного подхода позволяет целостно проанализировать психологическое своеобразие возрастных, половых, этнопсихологических, социально-психологических проявлений общительности как целостного, системного образования, центральным «ядром» которого является стремление [6-7, 16]. Так, в мотивационно-смысловом аспекте стремление субъекта к проявлению общительности может различаться конкретными целями, установками и намерениями, направленностью

мотивации, степенью осознанности и понимания общительности, а также сферой приложения данного свойства личности. В инструментально-динамическом аспекте стремление к проявлению общительности может отличаться силой, интенсивностью и частотой, типом волевой регуляции, характером переживаний, а также особенностями проявления в проблемных ситуациях.

Таким образом, общительность в контексте системно-функционального подхода рассматривается как система устойчивых мотивационно-смысловых и инструментальностилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремления субъекта к межличностному взаимодействию.

Целью данного исследования является выявление специфических особенностей проявления общительности иногородних студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе психологической службы ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» в 2007-2008 гг. В исследовании приняли участие 195 обучающихся в университете иногородних студентов в возрасте 17-20 лет, в том числе: 65 человек - студенты 1-го курса (на этапе 2-го семестра обучения), 75 человек -студенты 2-го курса (на этапе 4-го семестра обучения) и 55 человек - студенты 3-го курса (на этапе 6-го семестра обучения).

Оценка уровня адаптированности студен-

тов проводилась с помощью русифицированного варианта методики диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда [13]. Для диагностики характеристик общительности применялась методика «Бланковый тест - общительность», разработанная А.И. Крупновым [10]. Достоверность различий полученных показателей адаптированности и общительности студентов оценивалась с помощью 1;-критерия Стьюдента. Для оценки взаимосвязей психологической структуры общительности с показателями адаптированности был проведен корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты сравнительного анализа выраженности значений содержательно-смысловых и инструментально-динамических компонентов

общительности свидетельствуют о наличии как сходства, так и различия в показателях исследуемых выборок студентов (рис. 1).

Во всех группах испытуемых выявляется сходство значений содержательно-смысловых компонентов общительности, характеризующихся преобладанием установочно-целевой направленности в локусе личностно-значимых целей и мотивировки преимущественно социоцентрического характера. Следовательно, общительность студентов в целом обусловлена высокой направленностью на удовлетворение своих планов и желаний. Она мотивируется прежде всего необходимостью участия в общих делах группы, стремлением наладить дружеские взаимоотношения и желанием

40

о

- 1 курс (п=6 5 ) 2 курс (и=7 5 ) —а— 3 курс (п=5 5 )

Рис. 1. Г рафическое изображение переменных общительности студентов разных курсов

глубже познать других людей. В целом общительность студентов нацелена и на предметно-деятельностную сферу (учебную, профессиональную и бытовую), и на субъектную сферу личностного саморазвития и самосовершенствования.

В то же время обнаруживаются различия в значениях показателей инструментальнодинамического блока общительности.

Так, у студентов первого курса эмоциональные и рефлексивно-оценочные признаки общительности имеют самые высокие значения. При этом для первокурсников характерно наличие операциональных и личностных затруднений в общительности. Для студентов второго курса характерны аэнергичности динамического компонента общительности, минимальная выраженность стеничности и асте-ничности ее эмоционального компонента, а также интернальности регуляторного компонента общительности. Следовательно, для второкурсников в меньшей степени характерна избирательность контактов. В то же время они также менее эмоциональны в переживании положительных переживаний, контролируют проявление отрицательных эмоций и характеризуются минимальной личной инициативой в общении. У студентов третьего курса наиболее выражены энергичность динамического компонента и интернальность регуляторного компонента общительности. Как следствие, они более контактны, склонны считать себя ответственными за отношения с окружающими и инициативными в общении.

Интегративные показатели социально-

психологической адаптации студентов исключают возможность однозначной интерпретации и соотнесение выраженности переменных в виде простейшей дихотомии «адаптация - дезадаптация». Поэтому полученные данные интерпретировались в соответствии с предложенной А.А. Реаном [15, с. 79] системой показателей и критериев их оценки: 1) уровень социального самочувствия (внутренний критерий); 2) характер активности по отношению к среде (внешний критерий); 3) степень согласованности личности и среды (интеграция внутреннего и внешнего критериев адаптации). Результаты анализа представлены на рис. 2.

В группе первокурсников социальное самочувствие в минимальной степени характеризуется показателями самопринятия, а характер внешней активности обусловлен максимальным значениями принятия других. Личная согласованность с внешним окружением характеризуется максимальным уровнем эскапизма и минимальным значением адаптивности. Таким образом, первокурсники в большей степени демонстрируют доброжелательное, теплое отношение к окружающим и готовность принимать каждого. При этом студенты чаще испытывают опасение по поводу собственной открытой и смелой позиции, стремятся избегать проблем и в лучшем случае - просто не думают о них.

Студенты второго курса при оценке социального самочувствия в минимальной степени отмечают наличие эмоционального комфорта и интернальности, стремления к доминирова-

Адаптивность Самопринятие Принятие Эмоциональньй Интерн а льностъ Стремление к Эскапизм

других комфорт доминированию

□ 1 курс (11=65) 02курс (11=75) 03 курс (11=55)

Рис. 2. Графическое изображение показателей социально-психологической адаптации

у студентов разных курсов

нию и принятия других. Второкурсники реже проявляют желание раскрываться перед другими и в большей степени характеризуются сдержанными, замкнутыми и сосредоточенными на себе. При этом они чаще других пребывают в растерянности и чувствуют неуверенность в себе, с трудом принимают решение и в большинстве случаев сомневаются в его правильности. У студентов третьего курса отмечаются максимальные значения показателей самопринятия, эмоционального комфорта и интернальности, а характер их внешней активности проявляется в стремления к доминированию. При этом только у этой группы студентов отмечается максимальный по всей выборке уровень адаптивности и минимальный уровень - эскапизма. Как следствие, третьекурсники в большей степени чувствуют себя деятельными, энергичными и инициативными. Они предъявляют к себе более высокие требования и стараются полагаться на свои силы, не рассчитывая на чью-то помощь. Студенты этой группы чаще характеризуют себя настойчивыми, честолюбивыми и неравнодушными к успеху и в том, что для них существенно, стараются быть среди лучших.

Результаты корреляционного анализа соотношений инструментально-динамических

компонентов общительности с показателями адаптированности студентов свидетельствуют о наличии тесных положительных взаимосвязей между гармоническими переменными динамического и эмоционального компонента. Кроме того, во всех исследуемых выборках получены отрицательные взаимосвязи показателей шкал оценки адаптированности с агармони-ческими переменными динамического, эмоционального и рефлексивно-оценочного компонентов общительности. Выявлены специфические картины корреляционных плеяд. Так, картина корреляционных взаимосвязей в выборке студентов первого курса проявляется в концентрации корреляционных плеяд, в первую очередь - показателей регуляторного и рефлексивно-оценочного компонентов общительности вокруг показателей адаптированности. Качественный состав корреляционных пар и плеяды в целом позволяет получить более содержательную характеристику взаимосвязей исследованных показателей. Так, полученные прямые связи переменных интернальности (г= 0,27; р<0,05) и экстернальности (г= 0,34; р<0,01) с показателем принятия других свидетельствует о том, что повышение выраженно-

сти активного и пассивного типа саморегуляции общительности одинаково сопровождается повышением стремления студентов к доброжелательным и дружественным отношениям с окружающими, проявляющейся готовностью первокурсников к определенной «терпимой» реакции и принятию других в социальном взаимодействии. Полученные данные в целом согласуются с результатами ранее выполненных исследований [например, 15, с. 227].

В то же время обнаруженные отрицательные корреляции обеих переменных регуляторного компонента общительности с показателями самопринятия (г= -0,42; р<0,001 и г= -0,46; р<0,001 соответственно), эмоционального комфорта (г= -0,44; р<0,001 и г= -0,39; р<0,01) и адаптивности (г= -0,43; р<0,001 и г= -0,42; р<0,001) означают, что описанная выше несформированность регуляторной сферы общительности сопровождается снижением эмоционального благополучия первокурсников на фоне удовлетворительных социального самочувствия и степени внутриличностной согласованности с внешним окружением.

Только в этой группе получены тесные согласованные изменения показателей шкалы личностных трудностей с показателями само-принятия (г= -0,45; р<0,001) и принятия других (г= -0,37; р<0,01), а также с показателем эскапизма (г= 0,35; р<0,01). Следовательно, наличие трудностей, связанных с проявлением неловкости, смущения или опасения оказаться в центре внимания группы, сопровождается, с одной стороны, снижением положительного отношения студентов как к себе, так и к другим; а с другой стороны - повышением выраженности внутренней скованности, несвободы и стремления избегать проблем.

В целом полученные данные указывают на диалектический характер противоречивости «вхождения» иногородних первокурсников в новое для них образовательное и социокультурное пространство, когда необходимость выполнения специфических требований не всегда соответствует потенциальным возможностям студентов из-за недифференцированной сферы приложения регуляторных характеристик и наличия личностных трудностей в способах реализации общительности.

Показатели корреляционных взаимосвязей между показателями шкал методик СПА и «Бланковый тест общительности» в выборке студентов второго курса отражают наличие связи между показателями адаптированности

и агармоническими признаками динамического, эмоционального и рефлексивно-

оценочного компонентов общительности. Так, показатели по шкале астеничности положительно соотносятся с показателями самопри-нятия (r= 0,39; р<0,0І), интернальности (r= 0,37; р<0,0І), принятия других (r= 0,47; р<0,00І) и адаптивности (r= 0,36; р<0,0І); показатели по шкале экстернальности - с показателем эмоционального комфорта (r= 0,37; р<0,0І); показатели операциональных трудностей - с показателями самопринятия (r= 0,29; р<0,05) и эмоционального комфорта (r= 0,38; р<0,0І). Следовательно, указанный агармони-ческий комплекс свидетельствует об отсутствии сбалансированности инструментальностилевой подсистемы общительности у второкурсников.

Более того, выявленные положительные взаимосвязи показателей шкалы энергичности (r= 0,40; р<0,001), стеничности (r= 0,38; р<0,0І), интернальности (r= 0,35; р<0,0І) и операциональных трудностей (r= 0,46; р<0,001) с показателями шкалы эскапизма. Таким образом, высокая контактность, положительные эмоции и личная активность в общении, как и наличие дефицита способов реализации общительности приводят к повышению мотивации второкурсников к избеганию проблем.

В выборке студентов третьего курса получено согласованное положительное изменение показателей по шкале энергичности с показателями шкал самопринятие (r= 0,47; р<0,001), эмоциональный комфорт (r= 0,39; р<0,0І) и интернальность (r= 0,36; р<0,0І). Следовательно, чем ярче выражены интенсивность, постоянство и частота реализации общительности, легкость и непринужденность в нахождении способов общения, тем сильнее у студентов проявляются чувство удовлетворенности собой, состояние эмоционального благополучия и способность к внутреннему самоконтролю за результатами своей жизнедеятельности. В свою очередь, установлены взаимосвязи показателей шкал интернально-сти, с одной стороны, и шкал самопринятия (r= 0,29; р<0,05), доминирования (r= 0,30; р<0,05) и адаптивности (r= 0,37; р<0,01) положительного характера и с показателем эскапизма (r= -0,36; р<0,01), с другой. Эти данные свидетельствуют о том, что активная саморегуляция общительности согласованно сопровождается повышением самооценки студентов и оценки степени соответствия их

потенциальных возможностей требованиям окружающего пространства.

В целом у студентов третьего курса отмечается тенденция гармонизации взаимосвязанности систем общительности и социальнопсихологической адаптации.

Выводы

1. Сравнительный анализ корреляционных структур показателей шкал методик социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и «Бланковый тест общительности» А.И. Крупнова у студентов разных курсов позволяет говорить о том, что процесс адаптации связан с проявлениями сложной многоуровневой системы общительности как психологической структуры в динамике ее развития.

2. Качественный анализ корреляционных плеяд показателей указанных методик свидетельствует, что показатели динамической и эмоциональной характеристик общительности сопровождаются повышением самооценки уровня социально-психологической адаптации, а показатели операциональных и личностных трудностей реализации общительности - снижением показателей уровня адаптации.

Таким образом, применение системнофункционального подхода к исследованию свойств личности и индивидуальности позволяет, с одной стороны, наиболее полно рассмотреть общительность как многокомпонентное, целостное образование в единстве мотивационно-смысловых и регуляторнодинамических характеристик, а с другой -выявить специфику структурной организации общительности иногородних студентов на разных этапах социально-психологической адаптации к образовательному и социокультурному пространству в вузе.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 300 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. /Б.Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980.

3. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Ан-цыферова // Психология формирования и развития личности. - М. : Наука, 1981. - С. 4-8.

4. Барабанщиков, В.А. Системная организация и развитие психики / В.А. Барабан-

щиков // Психологический журнал. - 2003. -№ 1. - С. 29-45.

5. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. -№ 6. - С. 3-15.

6. Волк, М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук /М.И. Волк. - М., 1996. - 24 с.

7. Закамская, Т.В. Сравнительная характеристика общительности у студентов и педагогов: автореф. дис. . канд. психол. наук / Т.В. Закамская. - М., 2007. - 19 с.

8. Гайсина, Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде / Л. Ф. Гайсина. - Оренбург, РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 113 с.

9. Крупнов, А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности / А.И. Крупнов.

- М., 1993. - 78 с.

10. Крупнов, А.И. Системная диагностика и коррекция общительности / А.И. Крупнов. - М. : РУДН, 2007. - 131 с.

11. Крупнов, А.И. Системно-диспози-ционный подход к изучению личности и её свойств / А.И. Крупнов //Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2006. - № 1(3). -С. 63-73.

12. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 444 с.

13. Осницкий, Л.К. Определение характеристик социальной адаптации / Л.К. Осницкий // Журнал практического психолога. -1998. - № 1. - С. 34-38.

14. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М. : ИП РАН, 2007. - 624 с.

15. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан.

- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

16. Шляхта, Д.А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах: автореф. дис. . канд. психол. наук / Д. А. Шляхта. - М., 2008. - 22 с.

Поступила в редакцию 2 ноября 2009 г.

Акимова Анжелика Ринатовна. Старший преподаватель кафедры возрастной психологии и физиологии факультета психологии Магнитогорского государственного университета: [email protected].

Anjelika R. Akimova. Assistant of professor of Department of developmental psychology and physiology, Magnitogorsk State University: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.