Научная статья на тему 'Депривация у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды'

Депривация у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
486
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / CULTURAL/ EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DEPRIVATION / ADAPTATION / FRUSTRATION / OVERCOMING STRATEGIES / DEFENSE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крылова А. В., Дубовицкая Т. Д.

Рассмотрена проблема депривации и особенности ее возникновения у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды. Предложено понятие «культурно-образовательная среда вуза». Дана характеристика депривации у студентов в образовательном процессе. Представлены результаты сравнительного исследования депривации, адаптации, фрустрации, копинг-стратегий и защитных механизмов у студентов-первокурсников, являющихся выпускниками городских и сельских школ. Сформулированы психолого-педагогические условия преодоления депривации у студентов. Названы направления и содержание деятельности психологической службы вуза по обеспечению преодоления депривации у студентов. Представлены результаты формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крылова А. В., Дубовицкая Т. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deprivation in First-year College Students Associated with Change of Cultural/Educational Environment

The paper discusses the problem of deprivation and its specific features in first-year college students undergoing a change of cultural/educational environment. The notion of «cultural/educational environment of a higher education institution» is proposed. The phenomenon of deprivation in educational process in students is described. The results of a comparative study of deprivation, adaptation, frustration, coping strategies and defense mechanisms in first-year student graduates from city and village schools are presented. The psychological and pedagogical conditions facilitating the overcoming of deprivation in students are pointed out. Measures are proposed and guidelines given for organizing a psychological service to assist the overcoming of deprivation in students of a higher educational institution. The results of a formative experiment are presented.

Текст научной работы на тему «Депривация у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8, №2. С. 121-129.

Короткие сообщения

ДЕПРИВАЦИЯ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

А.В. КРЫЛОВА, Т.Д. ДУБОВИЦКАЯ

Резюме

Рассмотрена проблема депривации и особенности ее возникновения у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды. Предложено понятие «культурно-образовательная среда вуза». Дана характеристика депривации у студентов в образовательном процессе. Представлены результаты сравнительного исследования депривации, адаптации, фрустрации, копинг-стратегий и защитных механизмов у студентов-первокурсников, являющихся выпускниками городских и сельских школ. Сформулированы психолого-педагогические условия преодоления депривации у студентов. Названы направления и содержание деятельности психологической службы вуза по обеспечению преодоления депривации у студентов. Представлены результаты формирующего эксперимента.

Ключевые слова: депривация, культурно-образовательная среда, адаптация, фрустрация, стратегии преодоления, защитные механизмы.

Поступление в вуз и обучение в нем связаны для многих первокурсников с необходимостью покинуть привычную среду (дом, родителей, друзей), переехать в другой город, включиться в иной уклад жизни, культуру, новые отношения. Особенно это касается выпускников сельских школ, которые могут переживать

депривацию (чувство лишения) из-за нарушения привычных отношений, потери прежних контактов, невозможности удовлетворять свои материальные и социальные потребности в той мере, как это доступно их однокурсникам — выпускникам городских школ. Депривация базовых потребностей, в свою очередь, может

негативно сказаться на стремлении студентов к самореализации/самоактуализации, отрицательно повлиять на качество профессиональной подготовки будущих специалистов, а значит, и на благосостояние общества.

В этой связи психологическая поддержка студентов вуза, испытывающих депривацию, является особой проблемой, решение которой требует специального исследования.

Первые научные исследования депривации появились в 1930-е гг. и касались проблемы «материнской депривации», которая актуальна и в настоящее время. В последующие годы проблема депривации рассматривалась более широко, охватывая значительный круг потребностей. Исследователями отмечался деструктивный характер депривации, ее связь с фрустрацией, агрессией, депрессией и другими негативными психоэмоциональными проявлениями. На сегодняшний день можно привести следующие примеры определения понятия «депривация».

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» (Лангмейер, Матейчик, 1984, с. 19).

«Депривация [позднелат. deprivation — потеря, лишение] (в психологии) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного или существенного ограничения возмож-

ностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей» (Социальная психология, 2005, с. 40).

Депривация — «ограничение или лишение возможности удовлетворения личностно значимых потребностей» (Бережнова, 1999, с. 271).

«Депривация (лат. deprivatю — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. В социальной психологии используют понятие относительной депривации и фрустрации» (http://ru.wikipedia.org).

Как видно из представленных определений, депривация рассматривается в двух аспектах: 1) как психическое состояние, вызванное недостаточным удовлетворением значимых потребностей; 2) как ситуация ограничения или лишения возможности удовлетворения потребностей субъекта.

Проблема депривации на сегодняшний день широко отражена в психологической и социологической литературе. В исследованиях представлены разнообразные виды/формы депривации: стимульная (сенсорная) депривация, депривация значений (когнитивная), депривация эмоционального отношения (эмоциональная), депривация идентичности; социальная и социально-экономическая депривация личности; сексуальная депривация. Ю.Е. Руденская говорит о социализационной депри-вации, которая в отличие от социальной не связана с «лишением общества» (Руденская, 2010). Однако личность не переживает чувства социальной причастности и социальной

поддержки в существующей системе социальных отношений, не удовлетворяется ее потребность в принятии, признании и контроле, что провоцирует на деструктивное поведение.

Об искусственной социальной де-привации, которая издревне применялась для воспитания воинов, послушников, монахов, пишет Е.А. Князев (Князев, 2010). Педагогика такой депривации строилась на личност-но-отчужденном образовании, дегу-манизированном по сути. Иной тип образования возникает в начале XX в. в ряде стран мира. Оно построено на принципах свободы и гуманизма, созвучных с системой общественного образования США, реализовавших такую модель еще в середине XIX в. Происходит подлинная революция в образовании — переход к образованию как созданию и саморазвитию собственного образа учащегося в процессе обучения и воспитания.

В последние годы отечественные исследователи особое внимание уделяют культурной и образовательной депривации: культурная депривация связывается с особенностями семейного уклада и миграционными процессами в мире, а образовательная — с сокращением количества мест бесплатного обучения в средних специальных учебных заведениях и вузах, а также с ограничением возможности обучающегося в удовлетворении его образовательных потребностей в самоуважении, самовыражении, самоутверждении в образовательной деятельности (Алексеенкова, 2009; Бе-режнова, 1999; Степанова, 2007).

На взаимосвязь образовательной среды и эмоциональной депривации

у подростков указывает М.В. Беседи-на (Беседина, 2004), отмечая, что если образовательная среда не соответствует индивидуальным особенностям учащихся, их интересам и потребностям, то она оказывает негативное влияние на эмоциональную сферу учащихся и становится фактором появления эмоциональной де-привации школьников, что ведет к нарушению их здоровья.

Наряду с названными видами де-привации особый интерес представляет различение понятий «абсолютная» и «относительная депривация». Абсолютная депривация — невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности в продуктах питания, жилище, медицинском обслуживании, образовании и т.д. Относительная депривация — восприятие своего положения как худшего по сравнению с положением других, субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как им представляется, могут получить в реальности).

Переживание депривации субъектом связано с особенностями окружающей его социальной среды. В конце ХХ в. в педагогическую психологию вошел термин «образовательная среда», дополнив ряд таких понятий, как «социальная ситуация развития», «социальные условия», «социальная среда». При этом образовательная среда, в частности, трактуется как совокупность материальных факторов образовательного процесса,

межличностных отношений и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности (Педагогическая психология, 2010, с. 31).

Среди проблем современного образовательного процесса выделяются: 1) необходимость формирования культуры личности на всех ступенях образования и во всех ее проявлениях (психологическая, экологическая, эмоциональная, коммуникативная, конфликтологическая, гуманитарная, информационная, эстетическая культура и др.); 2) аккультурация (адаптация к иной культурной среде) иностранных студентов к российской системе профессионального образования, а также мигрантов и выпускников национальных школ; 3) стремление многочисленных народов России к сохранению и поддержанию национально-культурных традиций в условиях совместного проживания и обучения с представителями других национальностей; 4) разный уровень и характер культуры у городских и сельских жителей: акцент на развитии практической активности (практического мышления) у сельских жителей и на теоретическом мышлении у городских жителей; 5) организационная культура образовательных учреждений в виде декларируемой совокупности идей, ценностей, норм и образцов поведения, определяющих направления развития как личности обучающихся, так и самого образовательного учреждения.

В этой связи более уместно говорить не просто об образовательной среде, а о «культурно-образовательной среде» учебного заведения (шко-

лы, колледжа, вуза). Культурно-образовательная среда вуза определяется нами как совокупность материальных факторов образовательного процесса вуза, социокультурных отношений субъектов образования и специально организованных психодидактических условий формирования и развития личности специалиста.

В связи с рассматриваемой проблемой необходимо отметить, что, поступив в вуз и оказавшись в другой культурно-образовательной среде, вчерашние школьники лишаются привычного круга общения, сталкиваются с другими системами ценностей, иным уровнем материального благосостояния и культуры. Некоторые из них начинают учиться в вузе на неродном языке, что составляет для них дополнительные трудности. Студенты могут переживать как абсолютную, так и относительную депривацию. Сравнивая свой уровень благосостояния, свои возможности и способности с тем, чем обладают их однокурсники, некоторые студенты осознают, что они не имеют многого (связи, деньги, защищенность, коммуникабельность, уровень знаний и др.) из того, что есть у других студентов. Особенно это касается выпускников сельских школ. Возникающее при этом состояние относительной депривации дезорганизует их поведение и деятельность, негативно сказывается на эмоциональном состоянии, межличностных отношениях, адаптации в вузе.

Таким образом, депривация у студентов в образовательном процессе — это: 1) психическое состояние, возникающее вследствие реальных лишений (абсолютная депривация), а также осознания ограниченности

своих возможностей (относительная депривация) в удовлетворении разнообразных потребностей, обусловленное значительными изменениями образа жизни и характера учебной деятельности в связи со сменой культурно-образовательной среды; 2) ситуация недовыполнения образовательным учреждением своих функций по обеспечению полноценного развития и удовлетворения разнообразных потребностей субъектов образовательного процесса.

Повышение качества подготовки специалиста, несомненно, связано с совершенствованием культурно-образовательной среды, в том числе и в направлении уменьшения ее депри-вирующего влияния на личность студентов. В этой связи нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 77 студентов-первокурсников в возрасте 17-19 лет (41 человек — первокурсники, окончившие сельскую школу и приехавшие учиться в город; 36 человек — первокурсники, окончившие городскую школу), из них — 16 девушек и 61 юноша, обучающихся в Стерлитамакском филиале Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).

Для выявления уровня депри-вированности студентов использовалась модификация методики диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Райгородс-кий, 2006).

Методика представляет собой набор из 15 потребностей, составленных с учетом жизнедеятельности и запросов студентов и сгруппированных в соответствии с «пирамидой потребностей» А. Маслоу:

1. Иметь дорогие вещи (одежда, украшения, техника).

2. Иметь деньги на необходимые нужды.

3. Иметь источник дохода (подработка/работа, поддержка со стороны родителей и др.).

4. Заботиться о своем здоровье.

5. Иметь друзей/знакомых, к которым можно обратиться при необходимости за помощью, иметь защитников.

6. Чувствовать себя в безопасности, получать необходимую заботу и поддержку.

7. Общаться с любимым человеком.

8. Иметь хороших друзей в своем окружении на работе/в учебе.

9. Получать удовольствие от общения с окружающими людьми.

10. Достичь успехов в учебе/работе.

11. Получать похвалу от окружающих (преподавателей, сверстников, коллег).

12. Производить впечатление/ быть в центре внимания.

13. Проявить свой кругозор/эрудицию/образованность.

14. Проявить свои таланты, способности.

15. Создать/открыть что-то новое, оригинальное.

Студентам предлагалось провести попарное сравнение всех потребностей друг с другом, выразив свое мнение на специальных матрицах регистрационного бланка: первый раз — по значимости (насколько важно иметь названную потребность в сравнении с другими) и второй раз — по доступности (насколько реально имеется возможность удовлетворить сравниваемые потребности). Потребности классифицировались следующим образом:

1) материальные: 1, 2, 3;

2) в безопасности: 4, 5, 6;

3) в общении: 7, 8, 9;

4) в признании, оценке: 10, 11, 12;

5) в самореализации: 13, 14, 15.

Подчитывалось, сколько раз испытуемый отдавал предпочтение удовлетворению той или потребности. В качестве показателя деприва-ции выступала разница между желаемым и доступным уровнем удовлетворения потребности по каждой конкретной потребности. Потребность считалась депривированной, если желание/стремление студента превосходило его возможности. Полученные таким образом показатели суммировались, составляя показатель депривированности групп потребностей и уровень депривирован-ности личности в целом.

Также использовались разработанные нами и прошедшие психометрическую проверку: методика исследования адаптированности студентов в вузе (Дубовицкая, Крылова, 2010), опросник для определения уровня учебной фрустрированности у студентов (Дубовицкая, Эрбегеева, 2008). С целью выявления индивидуально-психологических коррелятов депривации использовались: тест SACS для определения стратегий преодоления (С. Хобфолл) (см.: Водопьянова, Старченкова, 2003), опросник Плутчика—Келлермана—Кон-те «Индекс жизненного стиля» (см.: Каменская, 1999), многофакторный факторный личностный опросник Р. Кеттелла (см.: Капустина, 2001). Значимость различий проверялась с помощью t-критерия Стьюдента.

В ходе сравнительного анализа с использованием методики удовлетворенности основных потребностей

установлено, что «сельские» студенты более депривированы, чем городские (57.8 и 26.5 балла соответственно, t <0.001), по всем видам потребностей, кроме потребности в общении. Также выявлены различия в распределении рангов депривирован-ности различных групп потребностей. У выпускников сельских школ наиболее депривированными оказались потребности в безопасности (ранг I) и материальные потребности (ранг II), наименее депривирован-ными оказались потребности в самореализации (ранг V). У выпускников городских школ наиболее депри-вированными оказались потребности в самореализации (ранг I) и потребности в признании (ранг II), наименее депривированными — потребности в безопасности (ранг V). Выпускники сельских и городских школ значительно отличаются друг от друга по степени выраженности и удовлетворенности различных потребностей.

По результатам методики исследования адаптированности студентов в вузе «сельские» студенты также оказались менее адаптированными, чем городские (22.4 и 26.4 балла соответственно, t <0.001), как к учебной группе, так и к учебной деятельности, более фрустрированными (10.6 и 6.5 балла соответственно, t <0.001). Установлены различия в динамике процесса адаптации: адаптирован-ность как к учебной группе, так и к учебной деятельности у студентов — выпускников сельских школ хотя и растет к V курсу, но все же в среднем остается ниже, чем у студентов — выпускников городских школ.

Согласно результатам исследования стратегий преодоления (методика

С. Хобфолл), студенты — выпускники сельских школ чаще используют деструктивные/дезадаптивные копинг-стратегии: «асоциальные действия» (19.1 и 15.1 балла соответственно, t <0.001), «агрессивные действия» (18.9 и 15.8 баллов соответственно, t <0.001), менее склонны к использованию стратегии «ассертив-ные действия» (8,8 и 10,4 балла соответственно, t <0.01); им в большей степени присущи эго-защитные механизмы «вытеснение» (4.35 и 3.34 балла соответственно, t <0.01), «регрессия» (6.9 и 4.8 балла соответственно, t <0.05), «замещение» (2.58 и 2.27 балла соответственно, t <0.05); показатели общей напряженности защит у сельских студентов также значимо выше (47,6 и 41,4 балла, соответственно, t <0.05).

Проведенный корреляционный анализ показал, что депривация у студентов имеет значимую положительную связь с учебной фрустриро-ванностью (г =0.711; р <0.01), асоциальной стратегией преодоления «асоциальные действия» (г = 0.457; р <0.01), со стратегий «агрессивные действия» (г = 0.726; р < 0.05); также положительно коррелирует со следующими эго-защитными механизмами: «регрессия» (г =0.616; р <0.01), «вытеснение» (г = 0.292; р <0.05); черты личности по опроснику Р. Кет-телла: фактор I (Жесткость — Чувствительность; г =0.512; р <0.05), фактор М (Практичность — Мечтательность; г =0.612; р <0.01); фактор О (Спокойствие — Тревожность; г = 0.340; р < 0.01). Чем выше депри-вированность студентов, тем выше у них учебная фрустрированность, асоциальные и агрессивные действия, регрессия и вытеснение как

формы защиты, чувствительность, мечтательность/оторванность от реальности, тревожность.

Депривация отрицательно связана с адаптацией в вузе (г = —0.808; р <0.01), со стратегией «ассертив-ные действия» (г = —0.402; р < 0.01), с фактором А (Замкнутость — Общительность, г = —0.827), фактором В (Уровень интеллекта, г = —0.603; р <0.01), фактором С (Эмоциональная нестабильность — Эмоциональная стабильность; г = —0.543; р <0.01), фактором Н (Робость — Смелость; г = —0.612; р <0.01), фактором Q2 (Конформизм — Нонконформизм; г = —0.401; р <0.01). Чем ниже уровень депривации, тем выше показатели адаптированности в вузе, ас-сертивности действий, уровня интеллекта, эмоциональной стабильности, смелости, нонконформизма. Полную матрицу корреляций см. в Приложении

Полученные результаты позволяют сформулировать психолого-педагогические условия, способствующие преодолению депривации у студентов в образовательном процессе. Такими условиями, по нашему мнению, являются: 1) создание в вузе культурно-образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение значимых потребностей (это могут быть материальные потребности, потребности в безопасности, в общении, признании, познавательные потребности, потребности в самореализации и др.); 2) активизация внутренних ресурсов и развитие индивидуально-психологических особенностей личности студентов, обеспечивающих возможность конструктивного поведения в проблемной ситуации и снижение депривации.

Литература

Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009.

Бережнова Л.Н. Региональные проблемы образования: образовательная депривация // Правоведение. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. № 1. С. 271-272.

Беседина М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снет-кова. СПб.: Речь, 2003. С. 311-321.

Депривация [электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [электронный ресурс]: Психологическая наука и образование/ 2010. № 2. http://www.psyedu.ru/jour-nal/2 010/2/Dubovitskaya_Krilo-va.phtml/.

Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Проблема фрустрации у студентов на начальном этапе обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 54-57.

Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-пресс, 1999. С. 114-118.

Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001.

Князев Е.А. Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект) [электронный ресурс]: http:// www.hr-portal.ru/article/pedagogika-i-psikhologiya-sotsialnoi-deprivatsii-0.

Лангмейер Й, Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценнум, 1984.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.

Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб.: Питер, 2010.

Райгородский ДЯ. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Самара: Издательский дом «БАХЯРАМ-М», 2006.

Руденская Ю.Е. Социальное качество личности студента в контексте компете-нтностной парадигмы [электронный ресурс] http://wall.sibupk.nsk.su/confer/ 2009/doklad25.doc.

Социальная психология. Словарь: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 томах / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: ПЕР СЭ, 2005.

Степанова М.Н. Предупреждение образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 27. C. 136-140.

Крылова Анастасия Владимировна, Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, аспирантка

Контакты: [email protected]

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, доктор психологических наук

Контакты: [email protected]

Приложение. Корреляционная матрица переменных (п = 77)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И

1. Адаптация к группе 1

2. Адаптация к учебной деятельности 0.486 1

3. Адаптация 0.786 0.923 1

4. Фрустрация -0.464 -0.856 -0.666 1

5. Стратегия «ассертивные действия» 0.2 0.248 0.335 -0.335 1

6. Стратегия «асоциальные действия» -0.262 -0.207 -0.536 0.285 -0.166 1

7. Стратегия «агрессивные действия» -0.278 -0.222 -0.58 0.383 -0.166 0.681 1

8. Эго-защитный механизм «вытеснение» -0.228 -0.016 -0.156 0.012 -0.132 0.052 0.134 1

9. Эго-защитный механизм «регрессия» -0.265 -0.618 -0.687 0.364 -0.194 0.407 0.661 0.156 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Показатель «общая напряженость защит» -0.141 -0.152 -0.17 0.163 -0.033 0.109 0.177 0.249 0.252 1

И. Депривация -0.819 -0.631 -0.808 0.711 -0.402 0.457 0.726 0.292 0.616 0.119 1

Фактор А 0.302 0.088 0.196 -0.11 0.222 -0.175 -0.095 -0.279 -0.118 -0.125 -0.827

Фактор В 0.184 0.565 0.582 -0.317 0.278 -0.397 -0.482 -0.135 -0.645 -0.327 -0.603

Фактор С 0.429 0.463 0.486 -0.251 0.247 -0.251 -0.309 0.000 -0.386 0.004 -0.543

Фактор Е 0.113 0.138 0.147 0.002 0.144 -0.138 -0.099 -0.038 -0.053 0.179 -0.143

Фактор Б 0.179 -0.069 0.03 -0.004 -0.067 -0.09 -0.121 -0.037 -0.037 0.04 -0.073

Фактор С -0.042 0.124 0.069 -0.161 0.03 0.000 0.007 0.001 -0.069 -0.231 0.03

Фактор Н 0.451 0.233 0.602 -0.427 0.126 -0.423 -0.32 -0.101 -0.372 -0.132 -0.612

Фактор I -0.237 -0.235 -0.36 0.197 -0.165 0.141 0.148 0.084 0.427 -0.053 0.512

Фактор 1. -0.346 -0.346 -0.318 0.329 -0.244 0.108 0.32 0.121 0.246 0.441 0.21

Фактор М -0.345 -0.393 -0.675 0.437 -0.273 0.451 0.496 0.076 0.566 0.07 0.612

Фактор N -0.217 -0.046 -0.128 0.192 -0.219 0.025 0.093 0.157 0.036 0.068 0.156

Фактор О -0.374 -0.415 -0.516 0.315 -0.309 0.206 0.162 0.192 0.326 0.187 0.34

Фактор 01 -0.18 -0.075 -0.132 -0.097 0.233 0.084 0.005 0.11 0.086 0.09 0.198

Фактор 02 0.231 0.308 0.334 -0.16 0.185 -0.22 -0.17 -0.166 -0.289 -0.088 -0.401

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.