Р.М. Шерайзина,
(Великий Новгород), Э. Т. Раянова
(Санкт-Петербург)
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ
INTEGRATED MODEL OF PREVENTING FUTURE LAWYERS' EDUCATIONAL DEPRIVATION IN UNIVERSITY
В статье описана комплексная модель социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе. Рассмотрены социально-педагогические депривирующие факторы, влияющие на образовательный процесс в вузе. Раскрыта сущность образовательной депривации студентов вузов
Ключевые слова: комплексная модель, образовательная депривация, социально-педагогические условия, будущие юристы, вуз.
This article describes the integrated model of socio-pedagogical conditions of preventing educational deprivation of future lawyers in the university. Socio-pedagogical deprivatory factors affecting educational process in the university are considered. The essence of university students' educational deprivation is revealed.
Key words: integrated model, educational deprivation, socio-pedagogical conditions, future lawyers, university.
В современном обществе особое место занимает решение социальных проблем, к которым могут быть отнесены предотвращение правонарушений, антиобщественные проявления криминального характера, рост преступности, что утверждает новый взгляд на личность современного юриста и ставит новые задачи перед системой высшего юридического образования.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы подчеркивается необходимость подготовки высокообразованных, мобильных специалистов, способных к профессиональному развитию и саморазвитию. В связи с этим важно формировать у будущих юристов новое профессиональное мышление, толерантность и обеспечивать социализацию и профессионализацию их личности в процес-
се гуманизации образовательного процесса в вузе. Соответственно, возникает объективная потребность в поиске новых источников педагогического и ресурсного развития, направленных на совершенствование социально-профессиональных компетенций будущих юристов.
Современные исследования юридического образования (А. И. Бойко, М. К. Горбатова, К. М. Левитан и др.) свидетельствуют о снижении учебно-познавательной активности обучающихся, низкой мотивации преподавателей к использованию интерактивных технологий для повышения интереса студентов к будущей профессиональной деятельности [4, 6, 7].
Серьезную озабоченность вызывает трудоустройство выпускников направления подготовки «Юриспруденция». Так, в соот-
ветствии со статистическими данными за последние 25 лет юридическое образование в России получили около 2 млн. человек, многие из которых не работают в соответствии с квалификацией (15%).
В данном контексте особую значимость имеют работы, посвященные исследованию причин отчуждения (депривации) обучающихся от образования. Для отечественной и зарубежной педагогики проблема депри-вации, её негативного влияния на образовательный процесс не является новой. Отдельные ее аспекты были исследованы философами, социологами, психологами и педагогами. В большинстве работ педагогов и психологов исследуются депривация детей, вопросы выявления психологических и педагогических особенностей депривирован-ных детей (Е. Г. Алексеенкова, Т. Н. Березина, С. В. Ваторопина и др.) [1, 3, 5].
Ряд работ посвящен образовательной де-привации студентов вузов и преодолению депривации в процессе преподавания отдельных дисциплин (Л. Н. Бережнова, М. Н. Степанова и др.) [2, 8].
Анализ исследований выявил проблемы в профессиональной подготовке будущих юристов: недостаточная изученность условий предупреждения образовательной де-привации будущих юристов в вузе; наличие депривирующих факторов, ограничивающих возможности в самореализации будущих юристов в вузе, отсутствие комплекса мер по предупреждению образовательной депривации будущих юристов в вузе.
С целью решения обозначенных проблем была разработана комплексная модель социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе.
Специфической особенностью модели является личностно ориентированный характер профессиональной подготовки будущих юристов в вузе. В модели особый акцент сделан на учете разных механизмов повышения эффективности управления образованием, взаимосвязанности планирования, анализа, ресурсного обеспечения и оценки эффективности мер. При этом комплекс механизмов управления включает
организационный, экономический и социальный факторы, каждый из которых реализуется с учетом стратегической цели и ресурсов управления [9].
Основная суть комплексного подхода состоит в том, что учитываются разные аспекты решения проблемы предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузах в их взаимосвязи (социальные, педагогические, психологические и др.). Значимость данного подхода связана с полнотой, системностью и взаимосвязанностью анализа, проектирования, содержательно-технологического обеспечения и его оценки, учета важнейших структурно-функциональных связей в системе профессиональной подготовки будущих юристов, а также внутренних и внешних социально-педагогических депривирующих факторов, оказывающих на нее влияние.
При разработке комплексной модели социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе мы опирались на принципы: развития непрагматической познавательной потребности; формирования индивидуальной установки; вовлеченности всех субъектов образовательного процесса в разнообразные виды деятельности; лич-ностно-профессиональной перспективы.
Комплексная модель предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе представляет собой сложное динамическое образование, включающее взаимосвязанные, взаимодействующие и взаимовлияющие друг на друга компоненты, раскрывающие цель исследования, решающие важные задачи в предупреждении образовательной депривации будущих юристов в вузе (Таблица 1).
Реализация цели, содержания и методов социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе осуществляется через разработку социальных стратегий индивидуальной поддержки (стратегия общего развития личности; стратегия развития интереса к будущей профессии; стратегия самоуправления; стратегия развития непрагматической познавательной потреб-
Педагогические и психологические исследования
Таблица 1.
Структурно-содержательная модель социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в морском вузе
Содержательно-технологический компонент
Комплекс социально-педагогических депривирующих факторов Комплекс интерактивных технологий Комплекс социально-педагогических условий
- рассогласование взаимосвязи компонентов учебной и внеучебной деятельности; - несоответствие профессиональной подготовки будущих юристов в вузе современным требованиям федеральных образовательных и профессиональных стандартов; - игнорирование преподавателями индивидуально-личностных особенностей будущих юристов; - преобладание авторитарного управляющего воздействия преподавателей морского вуза на будущих юристов; длительная неудовлетворенность преподавателями и будущими юристами процессом обучения и учения; - недостаточно объективное оценивание достижений будущих юристов. технологии: - комплексного диагностического сопровождения и поддержки; индивидуализированного обучения; - продуктивного обучения; - личностно ориентированного обучения; личностно ориентированного воспитания; -фасилитации учебной деятельности - учет особенностей личности будущих юристов; - комплексное диагностическое сопровождение процесса предупреждения образовательной де-привации будущих юристов в морском вузе; - создание социально-коммуникационной образовательной среды вуза; стимулирование преподавателей к активному применению интерактивных технологий; - активное включение студентов и преподавателей в продуктивное взаимодействие с работодателями и организациями морской направленности
Критериально-уровневый оценочный компонент
Первый критерий - личностно-профессиональная готовность будущих юристов к выбору путей самореализации в образовательном процессе морского вуза
Мотивационно-ценностный Информационно-содержательный Деятельностно-профессиональный
позитивный настрой на достижения и успех, принятие учения как ценности; ценность будущей профессиональной деятельности стремление к самопознанию, проявление открытости, выбор содержания и форм учебной и внеучебной деятельности участие в учебной и внеучебной деятельности, применение базовых компетенций в деятельности студента
Второй критерий - коммуникативно-профессиональная готовность преподавателей к предупреждению образовательной депривации студентов
Мотивационно-ценностный Информационно-содержательный Деятельностно-профессиональный
Ценностное отношение к предупреждению образовательной де-привации Представление о процессе предупреждения образовательной де-привации Участие в процессе предупреждения образовательной деприва-ции
ности; стратегия перевода объективно непреодолимых депривирующих факторов в субъективно преодолеваемые) и диагностического сопровождения их реализации, направленного на своевременное выявление причин и неудовлетворения личностно значимых потребностей студентов в обучении.
Таким образом, социально-педагогические условия предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе предусматривают целостный процесс учета депривирующих факторов, использования в образовательном процессе комплекса интерактивных технологий и социальных стратегий индивидуальной поддержки, что обеспечит каждому студенту возможность удовлетворения личностно значимой потребности в юридическом образовании, полноценном развитии с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.
Указанные стратегии между собой находятся в сложных, разнонаправленных взаимосвязях, актуализация которых происходит индивидуально в зависимости от особенностей субъекта учебной и внеучебной деятельности, характера депривирующего фактора и конкретной ситуации ( Табл. 1.)
Литература
1. Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
2. Бережнова Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2000. - 435 с.
3. Березина Т. Н. Резервные возможности человека. - М.: Когито-центр, 2000. - 112 с.
4. Бойко А. И. Реформа юридического образования (горестные размышления о критическом настоящем и критические - о планируемом будущем) // Юридическое образование и наука. - 2009. - №3. - С. 6-9.
5. Ваторопина С. В. Педагогические условия предупреждения депривации младшего школьника в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00. 08. - В. Новгород, 2010. -
6. Горбатова М. К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01.. - Нижний Новгород, 2007. - 243 с.
7. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. - М.: Норма, 2008. - 432 с.
8. Степанова М. Н. Предупреждение образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин в вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. -№27. Т.8. - С. 136-139.
9. Шерайзина Fl М. Комплексность в управлении образовательными системами: сборник научно-методических статей / сост. и науч. ред. Р. М. Шерайзина, А. А. Осипов. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. - 164 с.
254 с.
■Ф-