Научная статья на тему 'Комплексная модель предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе'

Комплексная модель предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ВУЗ / INTEGRATED MODEL / EDUCATIONAL DEPRIVATION / SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / FUTURE LAWYERS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Раянова Эльвира Талгатовна

В статье описана комплексная модель социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе. Рассмотрены социально-педагогические депривирующие факторы, влияющие на образовательный процесс в вузе. Раскрыта сущность образовательной депривации студентов вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED MODEL OF PREVENTING FUTURE LAWYERS’ EDUCATIONAL DEPRIVATION IN UNIVERSITY

This article describes the integrated model of socio-pedagogical conditions of preventing educational deprivation of future lawyers in the university. Socio-pedagogical deprivatory factors affecting educational process in the university are considered. The essence of university students’ educational deprivation is revealed

Текст научной работы на тему «Комплексная модель предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе»

Р.М. Шерайзина,

(Великий Новгород), Э. Т. Раянова

(Санкт-Петербург)

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ

INTEGRATED MODEL OF PREVENTING FUTURE LAWYERS' EDUCATIONAL DEPRIVATION IN UNIVERSITY

В статье описана комплексная модель социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе. Рассмотрены социально-педагогические депривирующие факторы, влияющие на образовательный процесс в вузе. Раскрыта сущность образовательной депривации студентов вузов

Ключевые слова: комплексная модель, образовательная депривация, социально-педагогические условия, будущие юристы, вуз.

This article describes the integrated model of socio-pedagogical conditions of preventing educational deprivation of future lawyers in the university. Socio-pedagogical deprivatory factors affecting educational process in the university are considered. The essence of university students' educational deprivation is revealed.

Key words: integrated model, educational deprivation, socio-pedagogical conditions, future lawyers, university.

В современном обществе особое место занимает решение социальных проблем, к которым могут быть отнесены предотвращение правонарушений, антиобщественные проявления криминального характера, рост преступности, что утверждает новый взгляд на личность современного юриста и ставит новые задачи перед системой высшего юридического образования.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы подчеркивается необходимость подготовки высокообразованных, мобильных специалистов, способных к профессиональному развитию и саморазвитию. В связи с этим важно формировать у будущих юристов новое профессиональное мышление, толерантность и обеспечивать социализацию и профессионализацию их личности в процес-

се гуманизации образовательного процесса в вузе. Соответственно, возникает объективная потребность в поиске новых источников педагогического и ресурсного развития, направленных на совершенствование социально-профессиональных компетенций будущих юристов.

Современные исследования юридического образования (А. И. Бойко, М. К. Горбатова, К. М. Левитан и др.) свидетельствуют о снижении учебно-познавательной активности обучающихся, низкой мотивации преподавателей к использованию интерактивных технологий для повышения интереса студентов к будущей профессиональной деятельности [4, 6, 7].

Серьезную озабоченность вызывает трудоустройство выпускников направления подготовки «Юриспруденция». Так, в соот-

ветствии со статистическими данными за последние 25 лет юридическое образование в России получили около 2 млн. человек, многие из которых не работают в соответствии с квалификацией (15%).

В данном контексте особую значимость имеют работы, посвященные исследованию причин отчуждения (депривации) обучающихся от образования. Для отечественной и зарубежной педагогики проблема депри-вации, её негативного влияния на образовательный процесс не является новой. Отдельные ее аспекты были исследованы философами, социологами, психологами и педагогами. В большинстве работ педагогов и психологов исследуются депривация детей, вопросы выявления психологических и педагогических особенностей депривирован-ных детей (Е. Г. Алексеенкова, Т. Н. Березина, С. В. Ваторопина и др.) [1, 3, 5].

Ряд работ посвящен образовательной де-привации студентов вузов и преодолению депривации в процессе преподавания отдельных дисциплин (Л. Н. Бережнова, М. Н. Степанова и др.) [2, 8].

Анализ исследований выявил проблемы в профессиональной подготовке будущих юристов: недостаточная изученность условий предупреждения образовательной де-привации будущих юристов в вузе; наличие депривирующих факторов, ограничивающих возможности в самореализации будущих юристов в вузе, отсутствие комплекса мер по предупреждению образовательной депривации будущих юристов в вузе.

С целью решения обозначенных проблем была разработана комплексная модель социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе.

Специфической особенностью модели является личностно ориентированный характер профессиональной подготовки будущих юристов в вузе. В модели особый акцент сделан на учете разных механизмов повышения эффективности управления образованием, взаимосвязанности планирования, анализа, ресурсного обеспечения и оценки эффективности мер. При этом комплекс механизмов управления включает

организационный, экономический и социальный факторы, каждый из которых реализуется с учетом стратегической цели и ресурсов управления [9].

Основная суть комплексного подхода состоит в том, что учитываются разные аспекты решения проблемы предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузах в их взаимосвязи (социальные, педагогические, психологические и др.). Значимость данного подхода связана с полнотой, системностью и взаимосвязанностью анализа, проектирования, содержательно-технологического обеспечения и его оценки, учета важнейших структурно-функциональных связей в системе профессиональной подготовки будущих юристов, а также внутренних и внешних социально-педагогических депривирующих факторов, оказывающих на нее влияние.

При разработке комплексной модели социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе мы опирались на принципы: развития непрагматической познавательной потребности; формирования индивидуальной установки; вовлеченности всех субъектов образовательного процесса в разнообразные виды деятельности; лич-ностно-профессиональной перспективы.

Комплексная модель предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе представляет собой сложное динамическое образование, включающее взаимосвязанные, взаимодействующие и взаимовлияющие друг на друга компоненты, раскрывающие цель исследования, решающие важные задачи в предупреждении образовательной депривации будущих юристов в вузе (Таблица 1).

Реализация цели, содержания и методов социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе осуществляется через разработку социальных стратегий индивидуальной поддержки (стратегия общего развития личности; стратегия развития интереса к будущей профессии; стратегия самоуправления; стратегия развития непрагматической познавательной потреб-

Педагогические и психологические исследования

Таблица 1.

Структурно-содержательная модель социально-педагогических условий предупреждения образовательной депривации будущих юристов в морском вузе

Содержательно-технологический компонент

Комплекс социально-педагогических депривирующих факторов Комплекс интерактивных технологий Комплекс социально-педагогических условий

- рассогласование взаимосвязи компонентов учебной и внеучебной деятельности; - несоответствие профессиональной подготовки будущих юристов в вузе современным требованиям федеральных образовательных и профессиональных стандартов; - игнорирование преподавателями индивидуально-личностных особенностей будущих юристов; - преобладание авторитарного управляющего воздействия преподавателей морского вуза на будущих юристов; длительная неудовлетворенность преподавателями и будущими юристами процессом обучения и учения; - недостаточно объективное оценивание достижений будущих юристов. технологии: - комплексного диагностического сопровождения и поддержки; индивидуализированного обучения; - продуктивного обучения; - личностно ориентированного обучения; личностно ориентированного воспитания; -фасилитации учебной деятельности - учет особенностей личности будущих юристов; - комплексное диагностическое сопровождение процесса предупреждения образовательной де-привации будущих юристов в морском вузе; - создание социально-коммуникационной образовательной среды вуза; стимулирование преподавателей к активному применению интерактивных технологий; - активное включение студентов и преподавателей в продуктивное взаимодействие с работодателями и организациями морской направленности

Критериально-уровневый оценочный компонент

Первый критерий - личностно-профессиональная готовность будущих юристов к выбору путей самореализации в образовательном процессе морского вуза

Мотивационно-ценностный Информационно-содержательный Деятельностно-профессиональный

позитивный настрой на достижения и успех, принятие учения как ценности; ценность будущей профессиональной деятельности стремление к самопознанию, проявление открытости, выбор содержания и форм учебной и внеучебной деятельности участие в учебной и внеучебной деятельности, применение базовых компетенций в деятельности студента

Второй критерий - коммуникативно-профессиональная готовность преподавателей к предупреждению образовательной депривации студентов

Мотивационно-ценностный Информационно-содержательный Деятельностно-профессиональный

Ценностное отношение к предупреждению образовательной де-привации Представление о процессе предупреждения образовательной де-привации Участие в процессе предупреждения образовательной деприва-ции

ности; стратегия перевода объективно непреодолимых депривирующих факторов в субъективно преодолеваемые) и диагностического сопровождения их реализации, направленного на своевременное выявление причин и неудовлетворения личностно значимых потребностей студентов в обучении.

Таким образом, социально-педагогические условия предупреждения образовательной депривации будущих юристов в вузе предусматривают целостный процесс учета депривирующих факторов, использования в образовательном процессе комплекса интерактивных технологий и социальных стратегий индивидуальной поддержки, что обеспечит каждому студенту возможность удовлетворения личностно значимой потребности в юридическом образовании, полноценном развитии с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

Указанные стратегии между собой находятся в сложных, разнонаправленных взаимосвязях, актуализация которых происходит индивидуально в зависимости от особенностей субъекта учебной и внеучебной деятельности, характера депривирующего фактора и конкретной ситуации ( Табл. 1.)

Литература

1. Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2009. - 96 с.

2. Бережнова Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2000. - 435 с.

3. Березина Т. Н. Резервные возможности человека. - М.: Когито-центр, 2000. - 112 с.

4. Бойко А. И. Реформа юридического образования (горестные размышления о критическом настоящем и критические - о планируемом будущем) // Юридическое образование и наука. - 2009. - №3. - С. 6-9.

5. Ваторопина С. В. Педагогические условия предупреждения депривации младшего школьника в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00. 08. - В. Новгород, 2010. -

6. Горбатова М. К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовые аспекты развития: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01.. - Нижний Новгород, 2007. - 243 с.

7. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. - М.: Норма, 2008. - 432 с.

8. Степанова М. Н. Предупреждение образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин в вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. -№27. Т.8. - С. 136-139.

9. Шерайзина Fl М. Комплексность в управлении образовательными системами: сборник научно-методических статей / сост. и науч. ред. Р. М. Шерайзина, А. А. Осипов. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. - 164 с.

254 с.

■Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.