УДК 378.1
Э. Т. Раянова
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕПРИВИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация.
Актуальность и цели. Последствия, которые влечет за собой негативная роль депривирующих факторов в современном профессиональном образовании, очевидны. Научная актуальность темы обусловлена явной недостаточностью специальных психолого-педагогических исследований феномена образовательной депривации применительно к высшему образованию. Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и определение компонентов системы предупреждения депривирующих факторов в учреждении высшего профессионального образования.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута с помощью использования философской и психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам феномена образовательной депривации, а также наблюдениями за образовательным процессом Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, анализом деятельности его субъектов, образовательной среды и всей инфраструктуры вуза. Методологический потенциал включает метод наблюдения и гипотетико-дедуктивный метод, позволяющие определить значимость компонентов системы предупреждения депривирующих факторов в учреждении высшего профессионального образования, а также сравнительный метод, применение которого позволяет сопоставить объективные и субъективные депривирующие факторы в образовательном процессе.
Результаты. Рассмотрены основные аспекты проблемы предупреждения депривирующих факторов, влияющих на профессиональную подготовку. Определены подходы к проблеме изучения феномена депривации, к числу которых относятся личностно-ориентированный, субъектно-объектный, психологический, субъектно-деятельностный, компетентностный. Определены стратегические принципы, соблюдение которых обеспечивает эффективность функционирования данной системы. Определены и прокомментированы основные компоненты системы предупреждения и нейтрализации депривирую-щих факторов в учреждении высшего профессионального образования.
Выводы. Система предупреждения депривирующих факторов состоит из целого ряда компонентов, в число которых входят методологические подходы к решению проблемы образовательной депривации, стратегические принципы ее решения, учебно-воспитательная деятельность вуза, субъекты образовательного процесса, образовательная среда вуза и его инфраструктура. Вышеуказанная система будет работать эффективно только при постоянном мониторинге за учебной и внеучебной деятельностью студентов, их интересами и жизнью.
Ключевые слова: депривация, система предупреждения и нейтрализации депривирующих факторов, высшее профессиональное образование, методологические подходы, стимулирование интереса, мотивация, субъекты образовательного процесса, инфраструктура и службы обеспечения в вузе, учебная деятельность вуза, воспитательная деятельность вуза.
E. T. Rayanova
FUNCTIONING OF THE SYSTEM DEPRIVING FACTORS PREVENTION IN HIGHER EDUCATION
Abstract.
Background. Consequences of a negative role of depriving factors in higher education are obvious. Topicality of the subject matter is stipulated by a lack special psychological and pedagogical studies of the educational deprivation phenomenon regarding higher education. The aim of the present work is to theoretically substantiate and determine depriving factors prevention system components at higher professional education institutions.
Materials and methods. The research tasks were achieved using philosophical and psychological and pedagogical literature concerning the phenomenon of educational deprivation, as well as by observing the educational process of the Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, analysis of its subjects' performance, educational environment and overall university's infrastructure. The methodological potential included observation and hypothetico-deductive methods allowing to determine importance of depriving factors prevention system components at higher professional education institutions, as well as the comparative method enabling to compare objective and subjective depriving factors in the educational process.
Results. The author considered main aspects of the problem of depriving factors impacting professional training, determined approaches to studying the deprivation phenomenon including personality-oriented, subjective-objective, psychological, subject-activity and competence ones. The researcher determined strategic principles, compliance with which provides efficiency of the present system functioning. The work determines and comments on the main components of the depriving factors prevention and neutralization system at higher professional education institutions.
Conclusions. The depriving factors prevention system consists of a number of components including methodological approaches to solving the educational deprivation problems, strategic principles of its solution, educational and fostering university activity, subjects of the educational process, universitiy's educational environment and infrastructure. The above-mentioned system will function efficiently only provided the monitoring of educational and noneducational activity of students, their interests and life.
Key words: higher education, methodological approaches, stimulation of interest, motivation, subjects of educational process, infrastructure and service provision at high school, high school learning activities, university educational activities.
Проблема депривации служит предметом исследования в социологии, психологии, философии, педагогике. Термин «депривация» широко вошел в такие области науки, как педагогика, психология, социология, философия. Анализ этого термина позволяет трактовать понятие депривации очень широко: это потеря, устранение, наказание, лишение, изоляция, ограничение, недостаток и т.п.
Открытие Дж. Боулби феномена депривации оказалось настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и развивающееся и в настоящее время. Различают парциальную депривацию - когда не
удовлетворена какая-либо одна потребность, и полную - когда одновременно не удовлетворены многие потребности или одна, но настолько важная, что ее неудовлетворение вызывает тотальные нарушения [1].
Й. Лангмейер и З. Матейчек рассматривают депривацию как психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных жизненных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени [2].
Миа K. Прингл полагает, что депривация многолика, так как существует множество условий, влияющих на образование, в том числе и эмоционального характера [3].
Некоторые виды депривации поддаются коррекции в большей степени, другие - в меньшей. Многое зависит от продолжительности воздействия де-привационных условий, от возраста человека, его личностных особенностей. Поэтому работа с последствиями депривации требует учета всех обстоятельств и индивидуального психотерапевтического подхода.
Серьезное влияние на функционирование психики человека оказывает сенсорная депривация, вызывая ряд ярко выраженных расстройств. Так, например, ученые отмечают, что депривация может повышать внушаемость человека. В частности, в экспериментах П. Сьюдфельда, В. Г. Бекстона продемонстрировано, что испытуемые могут изменить свою точку зрения на что-либо при получении сообщения во время депривации [4].
Например, Бекстон предъявлял во время эксперимента студентам, скептически относящимся к так называемым псифеноменам (привидениям, полтергейсту), серию сообщений с целью убедить их в реальности данных явлений; испытуемые, находящиеся в условиях депривации, проявили больший интерес и веру к данным явлениям по сравнению с теми, кто слушал эти сообщения в обычной обстановке.
Депривация в образовательном процессе - объективно-субъективное явление, возникающее в обстоятельствах жизнедеятельности обучающегося, когда ограничение или лишение возможностей удовлетворения ведущих потребностей существенно влияет на его образование. Последствием непродолжительного воздействия депривации становится депривационный опыт, в соответствии с которым человек в каждой подобной ситуации будет проявлять себя вполне определенным (предсказуемым) образом. Депривационные поражения наступают в результате длительного воздействия депривации и характеризуются негативными, а в конкретных (индивидуальных, особых) случаях необратимыми последствиями [5].
Образовательную депривацию нельзя искоренить, поэтому и необходимо разработать систему мер для ее предупреждения. Когда речь идет о высшем профессиональном образовании, в первую очередь меры должны быть направлены на разрешение следующих противоречий:
1) между комфортными условиями обучения в общеобразовательной школе, являющейся детским учреждением, и необходимостью в вузе самому нести ответственность за свое обучение;
2) между активными воздействиями системы высшей школы на содержание образования и недостаточным вниманием к возможностям и проблемам субъектов обучения;
3) между желанием студентов работать по выбранному направлению и недостаточно глубоким пониманием сущности получаемой профессии;
4) между теми возможностями, которые дает образовательная система вуза, и внутренними барьерами личности, препятствующими получению ею полноценного образования.
Какие же подходы к проблеме построения в вузе системы педагогической работы по устранению депривирующих условий являются наиболее продуктивными?
Педагогическая работа по устранению депривирующих условий в процессе обучения в вузе будет, с нашей точки зрения, гораздо более успешной, если опереться на отмеченный выше подход Л. Н. Бережновой, имеющий в своей основе представление об объективно-субъективном характере феномена депривации. Назовем его субъективно-объективным. Попробуем в соответствии с этим подходом разделить понятия объективных и субъективных депривирующих факторов, негативно влияющих на процесс обучения в высшем учебном заведении. На первый взгляд эти группы факторов можно было бы развести следующим образом:
1. Объективные факторы:
1) неблагополучные социальные условия жизни и развития студента;
2) проблемы материального развития;
3) слабая база подготовки;
4) недостаточная профессиональная компетенция преподавателя;
5) недостаточное методическое обеспечение учебного процесса.
2. Субъективные факторы:
1) трудности приспособления к быстрому и напряженному темпу учебной деятельности;
2) коммуникативные проблемы с преподавателями;
3) коммуникативные проблемы с сокурсниками;
4) неверно сложившаяся система мотивации;
5) разочарование в профессиональном выборе.
Однако при более внимательном подходе становится очевидным, что простое распределение депривирующих факторов на объективные и субъективные по внешним формулировкам является поверхностным и не отражает всей сложности проблемы. Во-первых, анализу подлежат сами указанные факторы, которые являются многоаспектными и далеко не однозначными, чего не могут отразить их формулировки. Во-вторых, все эти факторы по-разному воспринимаются и оцениваются людьми и по-разному на них влияют, к тому же в зависимости от индивидуальных особенностей студента они могут перегруппировываться. Разумеется, существует множество деприви-рующих факторов объективного характера, находящихся вне собственно педагогической компетенции, преодоление их зависит от технических, социальных и прочих служб вуза, могут быть также и факторы непредвиденных обстоятельств. Тем не менее существует целый ряд и таких депривирующих факторов, отношение к которым зависит от индивидуально-личностных особенностей студента, а значит, лежит в сфере психолого-педагогической проблематики.
Все это приводит к мысли о том, что вторым подходом, на который должна опираться система педагогической работы по устранению деприви-
рующих условий обучения в вузе, должен быть подход личностно-ориентиро-ванный.
Выше мы отмечали, что систему педагогической работы по устранению депривирующих условий обучения целесообразно строить на основе стимулирования интереса студентов к профессии. Стимулирование интереса предполагает работу по формированию потребностей и мотивов, развитие в том числе непрагматической познавательной потребности. Стимулирование ее в педагогическом процессе «связано с опорой на принцип расширения границ осмысления деятельности, который предполагает в качестве условия для профессионально-творческого развития личности выход ее за рамки любых предметных задач» [6].
Знание особенностей карьерных ориентаций может служить основой для мотивации студентов в овладении конкретными учебными дисциплинами, обеспечивать более заинтересованное отношение к учебной деятельности и, соответственно, будет являться средством предупреждения депривирую-щих факторов наряду с разносторонним анализом процесса адаптации студентов с целью выявления оптимальных условий профессиональной подготовки [7].
Необходимо также учитывать, что в настоящее время поступающий огромный поток информации из различных источников, с одной стороны, делает более доступной для массового потребителя, в частности для студента, многообразную культурную продукцию, тем самым открывая перед человеком новые возможности, с другой стороны, способствует внедрению в сознание стереотипов мышления, унифицирует культурную среду, что в итоге ведет к дефициту подлинной культуры. Сознательное восприятие всего многообразия информации становится все труднее и труднее. В то же время стремительно меняющийся мир заставляет человека вновь возвращаться к важнейшим вопросам бытия, возрастает необходимость осмысления этой разнообразной, качественно новой информации [8].
Мы предполагаем, что система предупреждения и нейтрализации де-привирующих факторов в процессе высшего профессионального образования должна состоять из следующих компонентов:
1. Методологические подходы к решению проблем образовательной депривации, в число которых входит ценностный, субъектно-деятельност-ный, субъективно-объективный, личностно-ориентированный, психологический, компетентностный.
2. Стратегические принципы, соблюдение которых обеспечивает эффективность функционирования данной системы. В их число входят следующие: принцип индивидуальной работы со студентами, принцип развития непрагматической познавательной потребности, принцип изменения отношения к депривирующему фактору, принцип вовлечения в разнообразные виды деятельности, принцип учета профессиональных компетенций.
3. Субъекты образовательного процесса (студенты и преподаватели).
4. Учебная деятельность вуза:
- коммуникационное взаимодействие между субъектами учебной деятельности;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, ориентация на который определяет кон-
кретное содержание деятельности по предупреждению и нейтрализации де-привирующих факторов;
- взаимодействие с работодателями, обеспечивающими, в частности, возможность прохождения практики.
5. Воспитательная деятельность вуза:
- коммуникационное взаимодействие между субъектами воспитательной деятельности;
- специальные мероприятия, направленные на стимулирование мотивации к учебе.
6. Образовательная среда вуза, включающая библиотечный комплекс, учебно-методические службы, редакционно-издательское управление, студенческое научное общество, центр информационно-образовательных технологий, музейный комплекс, студенческий совет самоуправления, студенческий клуб, студенческую газету и т. п.
7. Инфраструктура вуза и службы обеспечения студенческой жизни, включающие общежития, стипендиальное обеспечение, организацию питания, медицинское обслуживание, спортивный комплекс, правила внутреннего распорядка и т. п.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих компонентов с точки зрения той роли, которую они играют в предупреждении или нейтрализации депри-вирующих факторов.
Инфраструктура и службы обеспечения в вузе.
К компонентам, играющим пассивную роль, можно отнести в первую очередь службы обеспечения студенческой жизни, чья главная задача состоит в том, чтобы не создавать студенту препятствий в его образовательном процессе. В идеале их деятельность не должна быть заметной студенту, погруженному в процесс обучения. Если службы не дорабатывают, создавая проблемы со стипендией, питанием, медицинским обслуживанием и прочим, то студент поневоле вынужден обращать на них внимание, и в этом случае мы имеем дело с депривирующим фактором, скорее объективного, чем субъективного характера.
Субъекты образовательного процесса.
Если инфраструктура и службы обеспечения могут играть только пассивную роль в системе деятельности по предупреждению депривирующих факторов, то коммуникационное взаимодействие студентов и преподавателей, а также образовательная среда вуза могут играть как пассивную, так и активную роль. Ровный в общении, добросовестный и доброжелательный преподаватель, необходимая укомплектованность библиотечных фондов играют пассивную роль в предупреждении образовательной депривации, когда речь идет о достаточно мотивированных студентах. Этого, однако, может оказаться недостаточно в случае с маломотивированными студентами, и тогда необходимыми станут особые индивидуальные формы работы преподавателя со студентом, специальные мероприятия, организованные библиотекой, многоаспектная воспитательная работа и пр. В этом случае можно говорить об активной роли вышеуказанных компонентов в системе работы по предупреждению образовательной депривации.
Очевидно, что важнейшая роль в деле предупреждения депривирую-щих факторов в вузовском образовании отводится самому студенту. Какими
квалифицированными ни были бы преподаватели, как бы эффективно ни функционировали все службы вуза, вопрос образовательной депривации останется открытым, если студент сам не осознает важность работы в этом направлении и не включится в нее.
Еще одна важная фигура в системе работы по предупреждению депри-вирующих факторов - преподаватель. Особенность преподавателя как субъекта этого процесса состоит в том, что он выступает и как человек, помогающий студенту преодолеть депривирующие факторы через изменение отношения к ним, через развитие у студента мотивации, и как человек, сам подверженный действию депривирующих факторов. Дело в том, что профессиональная преподавательская деятельность (впрочем, как и любая другая профессиональная деятельность) неизбежно выступает фактором непрерывного профессионального образования человека, и естественно, что в этом уже последипломном образовании могут актуализироваться депривирующие факторы, тормозящие профессиональный рост специалиста и снижающие качество его профессиональной деятельности. Как для студента вуза равнодушный или недостаточно квалифицированный преподаватель является фактором снижения его интереса к учебе, так и для преподавателя нерадивый, маломотивированный студент может стать причиной профессионального выгорания личности. Разница заключается в том, что целью и предметом учебной деятельности студента является овладение профессией во всей полноте ее аспектов, развитие в себе профессиональных качеств, а целью же профессиональной деятельности педагога является не развитие своей собственной личности, а образование студента.
Исходя из сказанного выше, можно утверждать, что именно коммуникационное взаимодействие студента и преподавателя как в обучающей, так и в воспитательной деятельности вуза играет решающую активную роль в системе работы по предупреждению депривирующих факторов.
Учебная деятельность вуза.
Конкретное содержание коммуникационного взаимодействия в учебной деятельности вуза во многом определяет, как было отмечено выше, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. По сути дела, система деятельности по предупреждению депривирующих факторов и направлена на то, чтобы студент овладевал в полном объеме всеми указанными в стандарте общекультурными и профессиональными компетенциями.
Очевидно, что содержание этих компетенций связано с фундаментальной основой любого высшего профессионального образования, предполагающего осознанное отношение к своей профессии, стремление к совершенствованию в ней, развитое правовое сознание и высокую нравственность, культуру мышления и речи, критическое мышление, способность к анализу и синтезу, способность работать с информацией и обеспечивать ее безопасность, владение иностранными языками. Это та фундаментальность высшего образования, наличие которой уже само по себе является неким гарантом овладения профессиональными компетенциями и, следовательно, фактором предупреждения образовательной депривации.
Воспитательная деятельность вуза.
Коммуникационное взаимодействие между субъектами воспитательной деятельности вуза трудно отпрепарировать от коммуникационного взаимо-
действия преподавателя со студентом в процессе учебной деятельности, но мы считаем необходимым вынести его в особую позицию. Личность профессионала формируется не только в процессе учебных занятий и не только в аспекте формирования общекультурных компетенций, но и в процессе живого, в том числе и внеучебного, общения в вузе со своими сокурсниками, с преподавателями и другими сотрудниками вуза. Это важно в плане предупреждения такого депривирующего фактора, как отсутствие связи со своим «Alma mater», со своим образовательным учреждением. Казалось бы, какая разница, где подготовлен специалист, если достаточно квалифицирован и профессионально исполняет свои обязанности? Однако думается, что осознание своей принадлежности конкретному вузу, соответствие его стилю и духу накладывает определенный отпечаток на профессиональную деятельность, которая никогда не может быть абсолютно объективной и всегда является субъективно преломившейся в личности, воспитанной в определенной среде.
Еще одним весьма важным воспитательным потенциалом в плане предупреждения депривирующих факторов обладают специальные мероприятия, такие как КВН, различные конкурсы, спортивные мероприятия, слеты, выезды на природу и пр. Это тоже отвечает принципу вовлечения студентов в разнообразные виды деятельности. В аспекте предупреждения деприви-рующих факторов мероприятия такого рода, безусловно, важны для отдыха, расслабления, перемены рода занятий, снятия у студентов накопившейся усталости.
Все эти компоненты образовательной среды вуза относятся уже не столько к его учебной, сколько к воспитательной деятельности, они формируют у студента опять-таки приверженность к своему образовательному учреждению. Эти структуры дают возможность студенту почувствовать себя значимой частью жизни образовательного учреждения, предупреждают де-привирующий фактор, связанный с чувством бессилия что-либо в нем изменить. Кроме того, наряду с соответствующими жизнеобеспечивающими службами вуза эти структуры могут помочь студенту, оказавшемуся в трудной ситуации. Если жизнеобеспечивающие службы решают объективные аспекты возникшего вопроса (оказывают материальную помощь, поселяют в общежитие, направляют на лечение и пр.), то вышеуказанные студенческие структуры предупреждают действие такого депривирующего фактора, как чувство одиночества, отчаяния от навалившейся проблемы, переводят восприятие студентом своей проблемы от объективно неразрешимой к субъективно разрешаемой.
Как следует из сказанного выше, указанные компоненты находятся между собой в сложных разнонаправленных взаимосвязях, актуализация которых происходит в каждом случае индивидуально, в зависимости от особенностей конкретного субъекта образовательного процесса, характера деприви-рующего фактора, характера конкретной ситуации. Однако, с нашей точки зрения, для того чтобы эта взаимосвязь актуализировалась не стихийно, а именно в аспекте предупреждения депривирующего фактора, необходимы координирующие целенаправленные усилия. Представляется, что именно преподаватель, осуществляющий свою педагогическую деятельность в подлинном единстве ее учебного и воспитательного компонента, выступает в роли посредника-координатора, актуализирующего эффективную взаимо-
связь между компонентами вышеуказанной системы. Его функцией является отслеживание депривирующего фактора в каждом конкретном случае, организация системы мер по его предупреждению и постоянный мониторинг учебной и внеучебной деятельности студентов. Именно выполнение этой функции преподавателем превращает рассматриваемую нами систему из системы повышения качества образования в систему предупреждения и нейтрализации депривирующих факторов. Поэтому наиболее важной стратегией, используемой в данной системе, мы считаем стратегию повышения квалификации преподавателей, предполагающую вооружение их специальными знаниями и методиками работы по предупреждению образовательной депривации.
Список литературы
1. Боулби, Дж. Психическое развитие в условиях депривации / Дж. Боулби // Психология развития : хрестоматия. - СПб., 2001. - С. 126-153.
2. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага : Авиценум, Медицинское издательство, 1984. - 335 с.
3. Pringle, Mia Kellmer. The needs of children / Mia Kellmer Pringle. - London : Hutchinson Educational Ltd, 1975. - 178 p.
4. Farthing, G. W. The psychology of consciousness / G. W. Farthing. - Englewood Cliffs, New Jersey : Prentice Hall, 1992.
5. Бережнова, Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Бережнова Л. Н. - СПб. : РГПУ, 2000. - 435 c.
6. Кудрявцева, М. Е. Возможности творческого развития личности в свете современных тенденций в сфере высшего образования / М. Е. Кудрявцева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-12. - С. 2782-2786.
7. Раянова, Э. Т. Предупреждение влияния депривирующих факторов на оптимизацию профессиональной подготовки в ВУЗе / Э. Т. Раянова // Социально-психологические, педагогические и медико-психо-физиологические проблемы модернизации общества на евразийском пространстве : сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 28-29 ноября 2013 г.). - СПб. : МИЭП, 2013. - Ч. 2. -С. 163-167.
8. Кудрявцева, М. Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кудрявцева М. Е. - СПб., 2000. - 220 c.
References
1. Boulbi Dzh. Psikhologiya razvitiya: khrestomatiya [Psychology of development: reader]. Saint-Petersburg, 2001, pp. 126-153.
2. Langmeyer Y., Mateychek Z. Psikhicheskaya deprivatsiya v detskom vozraste [Mental deprivation in childhood]. Praga: Avitsenum, Meditsinskoe izdatel'stvo, 1984, 335 p.
3. Pringle Mia Kellmer The needs of children. London: Hutchinson Educational Ltd, 1975, 178 p.
4. Farthing G. W. The psychology of consciousness. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1992.
5. Berezhnova L. N. Teoreticheskie osnovy preduprezhdeniya deprivatsii v obrazovatel'-nom protsesse: dis. d-ra ped. nauk: 13.00.01 [Theoretical bases of deprivation prevention in education: dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Saint-Petersburg: RGPU, 2000, 435 p.
6. Kudryavtseva M. E. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2013, no. 10-12, pp. 2782-2786.
7. Rayanova E. T. Sotsial'no-psikhologicheskie, pedagogicheskie i mediko-psikho-fiziolo-gicheskie problemy modernizatsii obshchestva na evraziyskom prostranstve: sb. mate-rialov nauch.-prakt. konf. (g. Sankt-Peterburg, 28-29 noyabrya 2013 g.) [Sociopsycho-logical, pedagogical and medical-psychological-physiological problems of Eurasian society modernization: proceedings of the scientific and practical conference (Saint-Petersburg, 28-29 November 2013)]. Saint-Petersburg: MIEP, 2013, part 2, pp. 163-167.
8. Kudryavtseva M. E. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti uchitelya po vos-pitaniyu esteticheskogo vkusa uchashchikhsya: dis. kand. ped. nauk: 13.00.01 [Psychological and pedagogical foundations of teachers' activity in fostering aesthetic taste in pupils: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Saint-Petersburg, 2000, 220 p.
Раянова Эльвира Талгатовна старший преподаватель, кафедра публичного права, заместитель начальника отдела обеспечения учебного процесса, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Косая линия, 15а)
E-mail: ilvirat@mail.ru
Rayanova El'vira Talgatovna Senior lecturer, sub-department of public law, deputy head of educational process support department, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (15a Kosaya liniya street, Vasilyevsky island, Saint-Petersburg, Russia)
УДК 378.1 Раянова, Э. Т.
Система работы по предупреждению депривирующих факторов в процессе высшего профессионального образования / Э. Т. Раянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 206-215.