Научная статья на тему 'Предупреждение образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин в вузе'

Предупреждение образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурология / культурологические дисциплины / депривация / образовательная депривация / самоанализ / толерантность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова М. Н.

В настоящей статье рассматривается образовательная депривация в вузе, определяется гуманитарная сущность и обосновываются пути предупреяодения образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views educational deprivation in an institute of higher education, determines humanitarian essence and the ways of prevention of educational deprivation during the process of teaching of culturology subjects.

Текст научной работы на тему «Предупреждение образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин в вузе»

М Н. Степанова

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИП В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Работа представлена кафедрой этнокулътурологии. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Н. Бережнова

В настоящей статье рассматривается образовательная депривацня в вузе, определяется гуманитарная сущность и обосновываются пути предупреждения образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин.

The article views educational deprivation in an institute of higher education, determines humanitarian essence and the ways of prevention of educational deprivation during the process of teaching of culturology subjects.

Российское образование переживает бурную эпоху перемен. Обновляется содержание образования, появляются новые формы его получения, совершенствуются традиционные и внедряются в педагогическую практику новые методы и технологии обучения, изменяется характер организации и управления в образовательной сфере. Многие инновационные идеи модернизации

образования России содержательно близки идеям и целям Болонского процесса, в частности, в том, что касается необходимости учета в образовательной политике России общих тенденций мирового развития и возвышения культуры диалога между странами.

Актуальность проведенного исследова-ния обусловливается также национальной образовательной политикой Российской

Федерации, в которой признается «необходимость расширения масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формирования у обучающихся коммуникабельности и толерантности, исключающих национализм, сепаратизм и ксенофобию»1. В этой связи наблюдается тенденция усиления внимания к культурологии.

Анализ работ, посвященных инновационным образовательным процессам в период модернизации высшего образования и вхождения в Болонский процесс, подводит к пониманию того, что одним из характерных видов депривации является образовательная депривация, обусловливающая рассогласование ценностей субъектного развития, усложнение процесса социализации и культурной адаптации молодежи.

В нашем исследовании мы ориентировались на конкретную область педагогического знания - цели и ценности предметного образования. Работа направлена на изучение развивающих и воспитательных возможностей культурологических дисциплин в условиях модернизации образования.

Начальный этап исследования обусловлен определением одного из основных понятий - культурология. Основная исследовательская задача направлена: на анализ различных позиций относительно культурологии в свете модернизации высшей школы, на рассмотрение культурологии как науки и как учебной дисциплины.

В процессе теоретического исследова-ния сформулирована обобщенная цель культурологии как учебной дисциплины: развитие общепрофессиональной компетентности и воспитание культуры самопроизводства студентом своей сущности и целостности посредством освоения им культурологических основ образования.

К важному результату теоретического анализа мы относим выделение предпосылок возникновения проблем преподавания культурологических дисциплин в вузе, которыми являются: кризис гуманитарного образования как института духовной преемственности; рассогласование современных

образовательных систем и общих тенденций и логики развития культуры; дифференциация естественно-научного и гуманитарного компонентов культуры; плюрализм интерпретаций в гуманитарных науках; идейный кризис системы воспитания.

Выделение предпосылок позволило нам обобщить основные проблемы преподавания культурологических дисциплин в вузе и перейти к этапу, на котором осуществлялось раскрытие сущности образовательной депривации и обоснование факторов возникновения образовательной депривации в вузе. Эта работа необходима для установления связей между проблемами преподавания культурологических дисциплин и образовательной депривацией в вузе.

Депривация (от англ. deprivation - лишение, потеря) трактуется как отчуждение или устранение необходимого или желаемого объекта в течение достаточно длительного времени. Педагогической науке известны разные виды депривации, типология депри-вационных условий, а также то, что последствиями любого вида депривации становятся нарушения в самосознании, искажения в ценностных ориентациях человека2.

Образовательная депривация как явление характеризуется присутствием факторов, не позволяющих человеку длительное время удовлетворять важные для него потребности, связанные с самореализацией и самоактуализацией в образовательной деятельности. В процессе теоретического анализа обоснована разрушительная сущность образовательной депривации в вузе, заключающаяся в том, что у студента в период получения образования постепенно происходит рассогласование ценностей личностного и профессионального развития.

Логика предупреждения образовательной депривации в вузе отражает своеобразный мониторинг в процессе преподавания определенной дисциплины. Предупреждение образовательной депривации в вузе -комплекс предохранительных организационно-педагогических мер, в котором своеобразным ориентиром в определении

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

целеполагания является самореализация студента.

Сущность предупреждения образова-тельной депривации основывается на при-родообусловленном саморазвитии и личном стремлении человека к постоянному совершенствованию, предполагающее актуализацию коммуникативной составляющей взаимодействия «преподаватель - студент», и решению проблемы «преодоления эффекта отчуждающего обучения».

В нашем исследовании четко зафиксировано наличие противоречия между необходимостью предупреждения образовательной депривации и неразработанностью путей реализации развивающих и воспитательных целей в изменившихся условиях, требующих учета приоритетов личностно-профессионального развития студента.

Для решения данного противоречия был проведен констатирующий эксперимент, который состоял из двух этапов. Основная идея первого этапа состояла в проведении гуманитарной экспертизы, которая позволила уточнить принципы предупреждения образовательной депривации. В нем использованы методы интервьюирования, опроса, анкетирования, факторного и сравнительного анализа.

На втором этапе констатирующего эксперимента, направленном на обоснование путей реализации принципов предупреждения

образовательной депривации, использованы методы анализа, сравнения, обобщения.

Первый этап состоял из: изучения особенностей образовательной среды с полиэтническим составом студентов; определения образовательных интересов и потребностей студентов, обучающихся по специальности «Культурология»; выявления причин возникновения образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин; сравнения факторов возникновения образовательной депривации, которые выявлены теоретическим анализом и установленные нами в результате экспертного опроса.

К значимым результатам исследования мы относим полученные данные факторного анализа констатирующего эксперимента. Целью факторного анализа являлось выделение из большого количества наблюдаемых переменных наиболее простых показателей (факторов), которые как можно точнее описывали бы предмет изучения и в определенном смысле «объясняли» бы внутренние взаимосвязи, возможные причинно-следственные связи и объективно существующие закономерности.

Полученные факторы образовательной депривации характеризуются признаками, которые можно наблюдать в процессе преподавания культурологических дисциплин (табл. 1).

Факторы образовательной депривации Признаки, характеризующие образовательную депривацию

1. Синдром адаптации • Большая загруженность по разным предметам • Сложности в поиске необходимой литературы • Плохие бытовые условия •Изменение социальной обстановки, перемены в деятельности, переоценка ценностей, жизненных идеалов

2. Слабая база подготовки Неумение выражатьсвои мысли из-за маленького словарного запаса

3. Рассогласование взаимодействия «преподаватель - студент» • Конфликтные отношения с преподавателями • Нехватка времени для самостоятельного изучения материала

4. Трудности социального взаимодействия • Трудности в общении с однокурсниками или одногруппниками • Материальные затруднения

5. Отсутствие профессиональной компетентности у преподавателя Низкое качество преподавания

6. Разочарование в профессиональном выборе • Отсутствие интереса к изучению культурологических дисциплин • Непрестижностьвыбранной профессии

Таблица 1

Характеристика факторов образовательной депривации, возникающих в процессе преподавания

культурологических дисциплин

Результаты факторного анализа позволили нам сравнить факторы возникновения образовательной депривации, определенные теоретическим анализом и установленные в результате экспертного опроса.

Теоретическим путем выделено четы -ре группы факторов, в результате экспертного опроса получено шесть значимых факторов. Сравнение представлено в табл. 2.

Таким образом, уточняя принципы предупреждения образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин, к сформулированным выше принципам дополнен еще принцип психолого-педагогического сопровождения студентов.

На втором этапе констатирующего эксперимента предполагалось ответить на ряд вопросов. Каким образом, опираясь на стержневые образовательные потребности студентов, лежащие в области культурологического знания, вызвать достаточно устойчивый и действенный интерес к разным сферам культуры? Какие факторы в вузе являются неблагоприятными, чтобы предупредить их влияние на профессиональное развитие студентов? и т. п. С этой целью использованы методы анализа, сравнения, обобщения.

Предложенные варианты реализации принципов предупреждения образовательной депривации объединяет один подход -

Как видно из таблицы, для образовательной среды с полиэтническим составом учащихся выявлены факторы, которые не обозначены теоретическим анализом: слабая база подготовки студентов и трудности социального взаимодействия. Предупредить влияние данных факторов возникновения образова-тельной депривации в вузе реально, если студентам с первого курса оказывается психолого-педагогическая помощь и поддержка.

самоанализ студентами своей внутренней деятельности (эмоций, чувств, смыслов и т. д.) и приобретенного опыта (опыта будущей профессиональной деятельности, опыта взаимодействия в образовательном процессе и т. д.). Именно поэтому можно утверждать, что побуждение и создание условий для самоанализа студентами своей деятельности (внутренней и внешней) - один из путей предупреждения образовательной депривации в вузе.

Развитие и воспитание толерантности посредством содержательных составляющих разных учебных дисциплин по культурологии - второй важный путь предупреждения образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин.

Психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов рассматривается как адресная помощь и поддержка в преодолении трудностей освоения профессионально-об-

Таблица 2

Сравнение факторов возникновения образовательной депривации

Факторы, определенные теоретическим анализом Факторы, установленные экспертным опросом

Группа факторов депривации, связанная с переменой основного вида деятельности Группа факторов депривации, связанная с миграционными процессами Синдром адаптации

Слабая база подготовки

Трудности социального взаимодействия

Группа факторов депривации, связанная с искажением взаимодействия «преподаватель - студент» • Рассогласование взаимодействия «преподаватель -студент» • Отсутствие профессиональной компетентности у преподавателя

Группа факторов депривации, связанная с внутренними конфликтами личности студента Разочарование в профессиональном выборе

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

разовательной программы и трудностей социального взаимодействия в вузе. Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение студентов, нуждающихся в адрес-

ной помощи и поддержке, - третий путь предупреждения образовательной деприва-ции в процессе преподавания культурологических дисциплин.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации.

2 Бережнова Л. Н. Предупреждение образовательной депривации как фактор повышения качества образования. В кн.: Управление качеством профессионального образования: Методическое пособие. СПб.: Дудинка, 2005. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.