поиском оптимальных взаимосвязей внутри функциональной системы, обеспечивающих лучший результат в условиях оптимального использования имеющихся ресурсов.
Таким образом, достижение высокой работоспособности требует не максимума, а оптимума изменчивости СР, с учетом достигнутого предела настоящей адаптационной реакции. У юных спортсменов находящихся в стадии формирования аэробно-анаэробной выносливости нагрузочная толерантность определяется состоянием роста, а ее колебания гораздо более существенны (±3 ступени). При этом резервы регуляции и восприимчивости миокарда, определяющие изменчивость СР не исчерпаны.
ВЫВОДЫ
Сопряженность pNNx с мощностью перенесенной нагрузки в значительной степени определяется уровнем смешанной выносливости. Прямое соответствие уровня pNNx мощности перенесенной нагрузки характеризует исключительно смешанную популяцию. Высокий уровень выносливости обусловливается обратной закономерностью. При этом взаимосвязь усиливается и достигает максимума на третьей минуте. Соответствие меньшего значения pNNx большей нагрузке в условиях развитой выносливости обусловливается выявлением оптимального уровня изменчивости СР необходимого для достижения максимальной нагрузочной толерантности. Отсутствие связей с мощностью нагрузки в группе неспортивной молодежи свидетельствует о несостоятельности адаптационных реакций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Изменчивость кардиоритмограммы при непредельных физических нагрузках / А. Л. Похачевский, А.В. Фомичев, С.А. Глушков, А.Н. Воробьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 122-127.
2. Михайлов, В.М. Нагрузочное тестирование под контролем ЭКГ: велоэргометрия, тредмилл-тест, степ-тест, ходьба / В.М. Михайлов. - Иваново : Талка, 2008. - 545 с.
REFERENCES
1. Mikhailov, V.M. (2008), Stress testing under the supervision of ECG: cycle ergometer test, treadmill test, step test, walking, Talka, Ivanovo.
2. Pokhachevskiy, A.L., Fomichev, A.V., Glushkov, S.A. and Vorobyov, A.N. (2014), "Variability of cardiac rhythmgram under non-limiting physical load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No 9, pp. 122-127.
Контактная информация: sport_med@list.ru
Статья поступила в редакцию 14.10.2015
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Эльвира Талгатовна Раянова, старший преподаватель, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрены педагогические условия, способствующие предупреждению образовательной депривации в процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Основным фактором, влияющим на успешность профессиональной подготовки студента, является соответствующая образовательная среда вуза, вовлекающая его в разные виды учебной и досуго-вой деятельности.
Ключевые слова: образовательная депривация, педагогические условия, профессиональная компетенция, информационно-коммуникативные технологии, успешная адаптация, профессио-
нальный выбор, профессиональная мотивация. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p168-173
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PREVENTION OF EDUCATIONAL DEPRIVATION IN THE PROCESS OF TRAINING AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Elvira Talgatovna Rayanova, the senior teacher, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg
Annotation
The article describes the educational environment contributing to the prevention of the educational deprivation in the process of training at higher educational institutions. The main factor influencing on the success of the training the student is appropriate educational environment of the university, involving him in different types of the educational and leisure activities.
Keywords: education deprivation, pedagogical conditions, professional competence, information and communication technologies, successful adaptation, professional choice, professional motivation.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российского общества и государства с учетом проводимых социально-экономических, политических и иных реформ, а также провозглашенного властью курса на построение правового государства, идет постепенный процесс демократизации всех сторон общественной жизни, который, к сожалению, еще далек от завершения. В свете этих преобразований особенно остро стоит вопрос об благоприятных условиях обучения и самореализации молодых специалистов, закончивших высшие учебные заведения.
В этой связи особую общественную опасность представляет образовательная де-привация, возникающая в силу воздействия определенных факторов на развитие индивидуума. Депривация является сложным, многоаспектным явлением, имеющим отношение к различным сферам жизни. Согласно, толковому словарю психиатрических терминов, депривация обозначает недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей человека [4]. Данное определение депривации носит обобщенный характер. Одно из самых известных определений депривации дали Й. Лангмейер и З. Матейчик: «психическая де-привация» является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени" [8].
Депривация в образовательном процессе имеет место, если в учебном заведении складываются условия, неблагоприятные для личностного развития учащегося, то есть условия, ограничивающие возможности его самореализации [2]. Образовательная депри-вация становится одной из главных причин отчуждения учащихся от учебного процесса. Симптомами отчуждения является негативное отношение к учебному заведению, отвращение к учебному труду [2, 3].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Можно выделить несколько видов образовательной депривации. Первой и весьма существенной является - эмоциональная депривация, связанная с некоторыми негативными аспектами поведения педагога. Такая депривация возникает в тех случаях, когда педагог пренебрегает нуждами обучающегося, игнорирует его личность, не позволяет проявляться его индивидуальности [1]. Ущербная педагогическая коммуникация ведёт к искажению внутреннего эмоционального состояния человека. Поэтому, в частности, можно утверждать, что эмоциональная депривация часто ведёт к невозможности учаще-
гося проявить свои творческие способности [7].
Другой вид образовательной депривации, когнитивный, связан с формальным характер усвоения знаний, результатом которого является отчуждение учащегося от знаний. Когнитивная депривация понимается как дефицит информации, а также как ее хаотичность, изменчивость, неупорядоченность, препятствующая построению адекватных моделей окружающего мира и, следовательно, возможности продуктивно действовать в нем, а также вызывающая ряд определенных психологических феноменов. Как правило, такая депривация возникает у людей, общение которых происходит в замкнутых условиях (экспедиции, торговые моряки) [1]. Когнитивная депривация возникает тогда, когда учащегося ставят перед необходимостью осмыслить информацию, которую он в силу своих индивидуальных способностей осмыслить не может.
Трудность распознания образовательной депривации состоит в том, что она зачастую носит латентный характер. Изучение основных потребностей в процессе обучения показывает, что обучаемому нужна со стороны преподавателя поддержка, общение и признание [2]. В качестве предупреждения и преодоления образовательной депривации видится переход от педагогического воздействия к сопереживанию, понимаю, содействию. Принципом предупреждения депривации в таком случае является принятие учащегося в образовательный процесс. [2, 3]
После окончания высших учебных заведений многие молодые специалисты сталкиваются с невостребованностью, вследствие чего возникает так называемая относительная депривация. То есть, несоответствие между ожиданиями и фактическим результатом.
[9]
Проблема образовательной депривации в современном вузе является многоаспектной, а сам феномен многофакторным. Рассмотрим далее различные аспекты этой проблемы. Отметим, что решение частных задач в русле этих аспектов по сути дела и являются педагогическими условиями предупреждения образовательной депривации.
Во-первых, эта проблема образовательной депривации является актуальной в аспекте проблемы адаптации студента к новым условиям. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.
Во-вторых, проблема образовательной депривации в вузе является актуальной в аспекте проблемы преемственности образования. Именно отсутствие преемственности в образовании препятствует успешности адаптации студента к новым условиям и усугубляет депривирующие факторы. Отсюда может быть сформулировано второе условие предупреждения образовательной депривации в вузе - необходимость обеспечения преемственности образования.
В-третьих, проблема образовательной депривации в вузе является актуальной в аспекте проблемы профессионального выбора и профессиональной мотивации студента. Нередкой является ситуация, когда наступает разочарование в профессиональном выборе, к середине обучения большая часть студентов начинает понимать, что получение диплома о высшем образовании не гарантирует им трудоустройства по специальности, а некоторые выпускники даже и не хотят работать по ней. Последствиями такой деприва-ции становятся нарушения в самосознании, искажения в ценностных ориентациях человека. Так, исследования образовательной депривации в разных учебных заведениях России позволили установить, что разрушительная сущность образовательной депривации заключена в том, что у студента в период получения образования постепенно происходит рассогласование личностного и профессионального развития [10]. Также на правильность профессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. При непра-
вильном выборе многие студенты переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Следует отчуждение от образовательного процесса, которое в итоге приводит к состоянию, при котором отсутствует значимость деятельности [5]. Следовательно, третьим условием предупреждения образовательной депривации в вузе является налаженная система работы по развитию профессиональной мотивации студентов.
В-четвёртых, проблема образовательной депривации в вузе является актуальной в аспекте проблемы качества обучения, в частности, проблемы компетентности педагогов. Недостаток профессиональной компетенции у преподавателя, являясь серьёзным депри-вирующим фактором в вузовском обучении, также играет отрицательную роль в подготовке будущих специалистов. Среди причин образовательной депривации, связанной с недостатком профессиональной компетентности педагога, исследователи называют в первую очередь характер отношений, учащихся и преподавателей: отсутствие субъект-субъектного общения педагога с учащимися; формальный характер взаимодействия; неумение и нежелание преподавателя выстраивать демократические отношения, с одной стороны, и неподготовленность учащихся к демократическим отношениям, с другой стороны. В вузе рассогласование взаимодействия «преподаватель-студент» - немаловажный фактор, вызывающий отчуждение от образовательного процесса. В школе каждый учитель преподает свой предмет на протяжении многих лет и за этот период времени у него складываются свои индивидуальные отношения с каждым учеником, а в сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Соответственно, четвёртым условием предупреждения образовательной депривации является разнонаправленная и разноуровневая система повышение квалификации педагога.
В-пятых, проблема образовательной депривации в вузе является актуальной в аспекте проблемы информационно-коммуникативных технологий современного социума. С одной стороны, профессиональное образование не может в настоящее время обойтись без использования информационно-коммуникативных технологий, соответствующая оснащённость современного высшего учебного заведения - это важное условие эффективности высшего профессионального образования. Отсутствие возможности использовать такие технологии ведёт к снижению качества образования. С другой стороны, неправильное и чрезмерное их использование также становится депривирующим фактором, ведущим к серьёзным образовательным потерям.
Обмен и передача информации между человеком и внешним миром осуществляется с искажениями. Два разных человека одно и то же явление видят и описывают по-разному. Это позволяет говорить о каналах приема передачи информации, как о каналах связи со случайными (стохастическими) возмущениями [11].
Так, с нашей точки зрения, целесообразно выделять Интернет-депривацию, то есть личностные, в частности, образовательные потери, вызванные Интернет-зависимостью. Информационно-коммуникативные технологии в этом контексте рассматриваются с точки зрения противоречивости социальных последствий их глобального и повсеместного распространения в современном обществе [6]. Зависимость от Интернета, представляется нам одним из наиболее серьёзных и опасных депривирующих факторов в условиях социально-педагогической системы вуза. Значит, пятым условием предупреждения образовательной депривации являются обеспечение доступа студента к информационно-коммуникативным технологиям, помощь студенту по преодолению интернет-зависимости, вооружение его способами правильного использования интернет-технологий.
ВЫВОДЫ
Таким образом, необходим ряд педагогических условий, способствующих предупреждению образовательной депривации в процессе профессиональной подготовки в
ВУЗе:
- обеспечить студентам условия для успешной адаптации, в частности, бытовые, материально-технические;
- необходимо проводить профориентационную работу как в школе, так и в вузе;
- организовать курсы по повышению профессиональных и коммуникативных компетенций для преподавателей;
- обеспечить доступ к информационно-коммуникативным технологиям.
В целом, большую роль в предупреждении депривирующих факторов, как представляется, может сыграть образовательная среда вуза, способствующая развитии профессиональной мотивации студента, вовлекающая его в разные виды учебной и досуго-вой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации / Е.Г. Алексеенкова.
- СПб. : Питер, 2009. - 346 с.
2. Бережнова, Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе / Л.Н. Бережнова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 240 с.
3. Беседина, М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Беседина М.В.
- М., 2004. - 24 с.
4. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М Блейхер, И.В. Крук.
- Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 420 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М. : Академический проект, 2008. - 336
с.
6. Корытникова, Н. В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. - 2010. - № 6. - С. 70-79.
7. Кудрявцева, М.Е. «Жизнетворчество» взрослого человека или внутренний полилог личности / М.Е. Кудрявцева // Новые знания. - 2005. - № 1. - С. 19.
8. Лангмейер, Й. Психологическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага : Авиценум, Медицинское издательство, 1984. - 334 с.
9. Спесивцева, О.И. Отрицательные эмоции индивида как рефлексия относительной депривации / О.И. Спесивцева // Вестник Челябинского гос. ун-та. Сер. 8: Экономика, Социология, Социальная работа. - 2004. - № 1 (1). - С. 38-40.
10. Степанова, М. Н. Предупреждение образовательной депривации в процессе преподавания культурологических дисциплин в вузе / М. Н. Степанова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 27 (8). - С. 336-340.
11. Чистяков, В. А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
REFERENCES
1. Alekseenkova, E.G. (2009), Personality in the conditions of a mental deprivation, Peter, St. Petersburg.
2. Berezhnova, L.N. (2000), Prevention of a deprivation in educational process, Publishing house Herzen University, St. Petersburg.
3. Besedina, M.B. (2004), Educational environment as a factor of the emotional deprivation influencing somatic health of teenagers, dissertation, Moscow.
4. Bleykher, V.M. and Kruk, I.V. (1995), Explanatory dictionary of psychiatric terms, MODEK, Voronezh.
5. Zeer, E.F. (2008), Psychology of professions, Academic project, Moscow.
6. Korytnikova, N.V. (2010), "Internet dependence and a deprivation as a result of virtual interactions", Sociological researches, No. 6, pp. 70-79.
7. Kudryavtseva, M.E. (2005), "Lives creativity" of the adult or internal polylogue of the personality", New knowledge, No. 1 pp. 19.
8. Langmeyer, Y. and Mateychek, Z. (1984), Psychological deprivation in kinder age, Avitse-
num, Medical publishing house, Prague.
9. Spesivtseva, O.I. (2004), "Negative emotions of the individual as reflection of a relative deprivation", Messenger the Chelyabinsk state University. Ser.8. Economy, Sociology, Social work, No. 1 (1), Page 38-40.
10. Stepanova, M.H. (2007), "Prevention of an educational deprivation in the course of teaching culturological disciplines in higher education institution", News of Herzen University, No. 27 (8), pp. 336340.
11. Chistyakov, V.A. (2010), "Magic number seven - result of information exchange of the person with environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (63), pp. 118-122.
Контактная информация: ilvirat@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.12.2015
УДК 37.013.42
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
Елеонора Львовна Рыбакова, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой
музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Северо-Западный институт управления, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье рассматривается опыт реализации магистерских образовательных программ и учебных планов в области музыкального менеджмента в зарубежных и отечественных высших учебных заведениях, а именно: в Музыкальном колледже Беркли (Валенсия, Испания), Нью-Йоркском Университете (Стейнхардт) и Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК). Проведен анализ современных подходов и методов обучения в области музыкального менеджмента в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях. Выделены и описаны особенности зарубежных магистерских образовательных программ и учебных планов в сравнении с отечественными магистерскими образовательными программами и учебными планами в области музыкального менеджмента. Показаны специфика и преимущества трех магистерских программ кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства СПбГИК по направлению 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство».
Ключевые слова: музыкальный менеджмент, музыкальный бизнес, государственные образовательные стандарты, основная образовательная программа, учебный план, дисциплины магистерской программы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p173-177
INTERNATIONAL MASTER'S PROGRAMS FOR MUSIC MANAGEMENT IN THE
WORLD PRACTICE
Eleonora Lvovna Rybakova, the doctor of culturology, professor, musicology and musical applied art Department Chairman, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Northwestern institute, St. Petersburg
Annotation
This article examines the experience of implementation of master's educational programs and curricula in the field of the music management in the foreign and domestic higher educational institutions based on experience of Berkley Music College (Valencia Campus, Spain), New-York University (Steinhardt) and Saint-Petersburg State Institute of Culture. The analysis has been made for the current approaches and teaching methods in the music management in domestic and foreign higher education institutions. The features of the foreign master's degree programs and curricula in comparison with the domestic master's degree programs and curricula in the field of the music management have been distinguished and described. Specifics and benefits of three master programs of the Department of musicology and music applied crafts of St. Petersburg State Institute of culture in the direction 53.04.06 "Musicology and musical