© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (28). С. 47 - 53.
Рогожкина Е.М.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ -КАЧЕСТВЕННО НОВАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В условиях реформирования высшего профессионального образования России, направленного на сближение систем образования европейских стран в рамках Болонского соглашения, становится актуальной проблема качества подготовки кадров. На первый план выдвигаются вопросы обновления содержания, форм и методов подготовки выпускников вузов к реализации образовательных задач в процессе непрерывного образования - учения длиною в жизнь (Lifelong Learning).
В связи с этим возникает необходимость в создании условий для развития у будущих офицеров общекультурных и профессиональных компетенций (коммуникативных, педагогических, исследовательских и др.), которые являются приоритетными для усиления мотивации к предстоящей профессиональной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, реализуемые в военных вузах, предусматривают, что в рамках общекультурных компетенций выпускник должен обладать способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию. В рамках профессиональных компетенций будущий офицер должен уметь проектировать педагогическую работу с подчиненными военнослужащими, реализовывать, контролировать и оценивать результаты этой работы, владеть компетенцией самообразования.
В целом выпускники военных вузов должны демонстрировать определенные уровни владения такими педагогическими компетенциями, как умение выделять проблему, ее противоречия и причины возникновения, формулировать их в педагогических категориях, использовать имеющиеся педагогические знания в новой ситуации, уметь анализировать педагогические ситуации из образовательной среды военного вуза, грамотно аргументировать свою точку зрения, владеть методами и приемами урегулирования взаимоотношений в воинском коллективе.
Развитие педагогической компетенции становится потребностью в процессе профессионального образования в вузе тогда, когда приобретение определенных умений осмысливается и с точки зрения полезности и ценности для отдельного человека, и с позиций социальной значимости для будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в обществе. Поэтому, если в военном вузе не удовлетворяются образовательные потребности, связанные с подготовкой курсантов к работе с личным составом, можно наблюдать влияние образовательной депривации1 на отдельных курсантов.
«Образовательная депривация характеризуется разрушением значимых связей для человека в образовательном процессе. Это значит, что-то происходит в образовательном процессе, не зависящее от человека, и с этой проблемой он не может справиться сам. В ситуации образовательной депривации постепенно (в динамике) происходит рассогласование ценностей обучающегося с ценностями образования и самого процесса обучения. Невозможность обучающегося длительное время разрешить сложную для себя ситуацию депривации может привести к таким последствиям, как отчуждение от обучения и образования вообще» [2, с. 44].
Данное явление связано с присутствием факторов, которые не позволяют человеку удовлетворять важные для него потребности, связанные с самореализацией и самоактуализацией в образовательной деятельности. Важно помнить также, что одни и те же условия (в частности, образовательный процесс) для одних могут быть депривирующими, а для других нет [1]. Причины образовательной депривации различны. Одни из них зависят от недостаточной насыщенности образовательной среды, другие - от завышенного уровня притязаний, которые ведут к формированию нереальных образовательных потребностей. Образовательная депривация может проявляться в обеднённой среде жизнедеятельности человека.
Последствиями любого вида депривации становятся нарушения в самосознании, искажения в ценностных ориентациях человека. Так, исследования образовательной депривации в разных учебных заведениях России позволили установить, что разрушительная сущность образовательной депривации заключена в
1 Депривация (от англ. deprivation - лишение, потеря) трактуется как отчуждение, устранение необходимого в течение достаточно длительного времени или невозможность удовлетворения в силу разных обстоятельств жизненно важных и личностно значимых потребностей. - Е.Р.
том, что у студента в период получения образования постепенно происходит рассогласование личностного и профессионального развития [2; 7; 8]. Обучающиеся не связывают свое личное благополучие в будущем с возможностью самореализации в профессиональной деятельности, отчего возникают тревожность, неуверенность, разочарование в выбранной профессии. По окончании вуза многие выпускники не рискуют идти работать по выбранной специальности.
Проведенный анализ материалов конференций, посвященных данной проблеме, позволил автору обозначить круг причин и факторов, обусловливающих возникновение образовательной депривации для отдельных курсантов. Среди них:
- лишение или ограничение возможностей удовлетворения образовательных потребностей курсантов, их самореализации и самоактуализации в образовательной деятельности;
- ограничение получения полноценного образования, позволяющего быть конкурентоспособным;
- предоставление некачественных образовательных услуг, которые формируют искаженные (или даже ложные) представления;
- отсутствие возможности для дополнительного образования по педагогике с целью приобретения умений и навыков организации воспитательной работы с личным составом.
Однако результаты исследования, полученные с применением методов опроса, анкетирования и факторного анализа курсантов Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, выявили иные причины и факторы образовательной депривации.
Для получения большого количества наблюдаемых переменных курсантам 4-го курса (85 чел.) было предложено в произвольной форме перечислить от 5 до 7 причин, ограничивающих их возможности удовлетворять образовательные потребности, связанные с подготовкой к работе с личным составом. Обозначенные причины были распределены в группы по принципу схожести. Количественным показателем размерности исследуемой совокупности причин возникновения образовательной депривации явилось число изучаемых признаков - 12. За каждым признаком был закреплен порядковый номер.
Целью факторного анализа являлось выделение из большого количества наблюдаемых переменных наиболее простых показателей (факторов), которые как можно точнее описывали бы предмет изучения - образовательную деприва-цию в военном вузе.
Для выявления наиболее значимых факторов возникновения образовательной депривации в военном вузе 40 экспертам (курсанты выпускного курса, обучающиеся на «хорошо» и «отлично») было предложено задание: «Дать оценку тем причинам, которые ограничивают удовлетворение образовательных потребностей курсантов в пределах от 0 до 5 (по 6-бальной шкале)». Каждому признаку соответствовал весовой коэффициент, принадлежащий порядку чисел от 1 до 12.
В результате опроса экспертов была получена матрица исходных данных, которые обрабатывались с использованием программы для реализации метода главных компонент1. Потребовалось более 12 итераций для нахождения собственных чисел и собственных значений QR-методом с использованием преобразования Хаусхолдера.
Вся совокупность корреляционных коэффициентов образует матрицу, отражающую зависимость между 12 признаками, характеризующими причины возникновения образовательной депривации в военном вузе (табл. 1).
Первая главная компонента сильно коррелированна с 4, 6, 7 и 11 признаками, которые можно объединить общим названием «Синдром адаптации». Вторая главная компонента Б2 обусловлена одним - 12 признаком, который четко выделяется среди других и назван нами «Слабая база подготовки». Компонента коррелированна с признаками 2 и 3, которые можно объединить общим названием «Рассогласование взаимодействия «преподаватель-курсант». Четвертая компонента Б4 коррелированна с признаками 8 и 9, которые можно объединить общим названием «Трудности социального взаимодействия». Компонента Б5 связана с четко выделяющимся признаком 5, который автором условно назван «Отсутствие стимулирующей коммуникации у преподавателя». Условное название предполагает, что у преподавателя могут быть слабо развиты коммуникативные навыки и умения или же он недобросовестно относится к выполнению своих педагогических обязанностей. Шестая компонента Б6 коррелированна с 1 и 10 признаками и названа «Разочарование в профессиональном выборе».
1 Алгоритм метода главных компонент применительно к выбору основных факторов изложен в работе В.В. Лаптева и М.В. Швецкого [4]. - Е.Р.
N Признаки ¥1 ¥2 ¥3 ¥4 ¥5 ¥6 ¥7 ¥8
1. Отсутствие интереса к изучению педагогических дисциплин -0.528 0.194 -0.185 -0.030 -0.062 0.755 -0.108 -0.148
2. Конфликтные отношения курсанта с преподавателями -0.506 -0.426 0.463 0.123 -0.105 -0.097 -0.225 -0.308
3. Нехватка времени для самостоятельного изучения материала -0.353 -0.091 0.821 -0.009 -0.010 0.117 0.013 0.057
4. Большая загруженность по разным предметам -0.735 0.114 0.053 -0.019 -0.082 -0.063 -0.129 0.609
5. Низкое качество преподавания по отдельным дисциплинам -0.194 -0.556 -0.159 -0.261 0.675 0.015 -0.210 0.012
6. Сложности в поиске необходимой литературы -0.672 0.066 -0.030 -0.288 0.214 -0.064 0.048 -0.024
7. Плохие бытовые условия -0.657 0.252 -0.182 0.492 0.123 -0.199 -0.323 -0.099
8. Трудности в общении с однокурсниками или одногруппниками -0.182 -0.428 -0.204 -0.469 -0.511 -0.044 -0.295 -0.008
9. Матер иальные затруднения -0.190 -0.747 -0.310 0.465 -0.159 0.099 0.054 0.115
10. Непрестижность выбранной профессии -0.729 0.213 -0.228 -0.146 -0.144 -0.356 0.173 -0.228
11. Изменение социальной обстановки, перемены в деятельности, переоценка ценностей, жизненных идеалов -0.815 0.258 -0.038 -0.009 0.026 0.092 0.387 -0.012
12. Неумение выражать свои мысли из-за маленького словарного запаса -0.222 -0.846 0.000 0.013 0.009 0.000 0.378 -0.001
Табл. 1. Факторные нагрузки для главных компонент.
Выделение этих компонент получили у независимых экспертов одинаковую интерпретацию. Это позволяет говорить об ее адекватности. Выявленные факторы образовательной депривации характеризуются признаками, которые можно наблюдать в военном вузе (табл. 2).
Факторы образовательной депривации Признаки, характеризующие образовательную депривацию
1. Синдром адаптации У Большая загруженность по разным предметам У Сложности в поиске необходимой литературы У Плохие бытовые условия У Изменение социальной обстановки, перемены в деятельности, переоценка ценностей, жизненных идеалов
2. Слабая база подготовки У Неумение выражать свои мысли из-за маленького словарного запаса
3 .Рассогласование взаимодействия «преподаватель-курсант» У Конфликтные отношения курсантов с преподавателями У Нехватка времени для самостоятельного изучения материала
4. Трудности социального взаимодействия У Трудности в общении с однокурсниками или одно-группниками У Материальные затруднения
5.Отсутствие стимулирующей коммуникации у преподавателя У Низкое качество преподавания по отдельным дисциплинам
6.Разочарование в профессиональном выборе У Отсутствие интереса к изучению культурологических дисциплин У Непрестижность выбранной профессии
Табл. 2. Характеристика факторов образовательной депривации в военном вузе.
Результаты факторного анализа позволили автору сформулировать суждение о том, что расширение в военном вузе возможностей для приобретения дополнительных знаний по педагогике позволило бы курсантам самостоятельно справиться с некоторыми причинами и факторами, которые обусловливают возникновение образовательной депривации. Например, преодолевать трудности социального взаимодействия, познавая закономерности педагогического общения и взаимодействия, предупреждать конфликтные отношения в воинской среде, легче адаптироваться к новым условиям. А самое главное - развивать коммуникативные навыки и восполнять пробелы в знаниях.
В процессе преподавания педагогических дисциплин, по мнению автора, влияние некоторых факторов образовательной депривации можно снизить или устранить. Конечно, устранение обстоятельств образовательной депривации зависит не только от педагогических дисциплин. Педагогика как учебный предмет в военном вузе готовит к профессиональному взаимодействию будущего офицера с личным составом военнослужащих, и в большей степени должна быть направлена на удовлетворение личных и личностных потребностей в обучении.
Для предупреждения образовательной депривации в процессе преподавания педагогических дисциплин принципиально важны профессионализм и компетентность преподавателя, предполагающие наличие у него инициативы и способности организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить условия достижения курсантами поставленных целей. В таких условиях курсант учится адекватно оценивать и анализировать последствия своих действий, овладевает рефлексией на результаты образовательной деятельности.
Предупреждение образовательной депривации означает, что заранее приняты педагогические меры, предостерегающие от отчуждающего обучения. Предупреждение образовательной депривации в военном вузе предполагает актуализацию коммуникативной составляющей в образовательном процессе, способствует решению проблемы развития педагогической компетенции. С этих позиций предупреждение образовательной депривации в процессе изучения педагогических дисциплин следует рассматривать фактором обогащения образовательной среды военного вуза.
В широком плане предупреждение образовательной депривации необходимо рассматривать как одно из стратегически важных направлений деятельности военного вуза, которое позволит развивать педагогическую компетенцию у курсантов и осуществлять подготовку выпускников к воспитательной работе с личным составом, создавать условия для самореализации и самоактуализации в образовательном процессе, согласовывать личностные и профессиональные ценности. Автор убеждена, что такое направление деятельности в военном вузе можно реализовывать в процессе организации и проведения предметных олимпиад по педагогике.
Олимпиадное движение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе военных, следует рассматривать как одно из направлений совершенствования образовательного процесса, способствующее повышению качества обучения и развитию творческих личностей.
Приведем некоторые аргументы, подтверждающие данное суждение. Так, в концепции контекстного обучения, разработанной А.А. Вербицким, определены перспективные подходы к совершенствованию процесса подготовки в вузах1.
1 Под контекстным обучением понимается такое обучение, в котором осуществляется реконструкция будущей профессиональной деятельности в формах учебной деятельности студентов. Контекстное обучение, как активная форма организации учебной деятельности, прибли-
Один из них - активное участие обучающихся в предметных олимпиадах [3]. Дело в том, что в системе высшего профессионального образования олимпиады выполняют несколько функций:
- адаптивная функция проявляется в том, что обучающийся как участник включается в творческий коллективный процесс по решению прикладной или практико-ориентированной проблемной ситуации, может оценивать и реально представлять позитивные и негативные факты той или иной предметной области;
- целевая функция определяет специфику поведения и деятельности обучающегося, задаёт вектор творческого саморазвития в процессе подготовки и участия в олимпиаде;
- обучающая функция состоит в дополнении и обогащении основной теоретической подготовки во время участия в олимпиадах, создаёт условия для качественно нового применения уже имеющихся знаний и навыков;
- воспитывающая функция проявляется в том, что к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие олимпиадного коллектива других учебных заведений, профессиональных сообществ, внешней среды;
- рефлексивная функция предполагает анализ собственной подготовки, возможность проверки и корректировки в условиях неопределённости и жёсткого цейтнота времени.
Реформирование системы военно-профессионального образования в интересах общества и страны требует инновационных подходов и нового научно-методического обеспечения направлений преобразований. Это, в свою очередь, обуславливает как развитие новых образовательных технологий, так и развитие широкого олимпиадного движения. В результате, как показывает опыт ежегодных (с 2001 г.) олимпиад по информатике среди военных вузов, наблюдается повышение уровня информационной подготовки, расширение кругозора и компьютерной культуры курсантов, что способствует росту успеваемости не только по дисциплинам, при изучении которых используются средства вычислительной техники, но и другим предметам учебного плана.
«Олимпиады, викторины, конкурсы, диспуты проводятся с курсантами военного института в интересах стимулирования развития их творческой активно-
жается к формам профессиональной деятельности, и это облегчает процесс перехода от учения к труду. - Е.Р.
сти и определения уровня знаний по учебным дисциплинам, - говорится в локальном нормативном акте, регламентирующем научную деятельность военного вуза. - Они могут быть различного масштаба: от всероссийского до кафедрального, и даже до уровня класса или учебной группы. Могут проводиться по одной или нескольким дисциплинам одновременно или с разносом по времени в одной или нескольких аудиториях» [6, с. 31].
Таким образом, автор предлагает рассматривать олимпиадное движение как активную творческую созидательную деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и курсантов), направленную как на достижение задач предметного обучения, так и способствующую реализации основной цели вуза - подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем готовности к самообразованию.
Педагогическую олимпиаду следует рассматривать как интегрированную форму профессионально-творческой деятельности, способствующую развитию педагогической техники, профессиональных умений, а также позволяющую оценивать уровень педагогического творчества и владения педагогическими компетенциями. Она позволяет участникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей образования, самообразования и саморазвития. Приоритетная цель олимпиады по педагогике - совершенствование качества подготовки специалистов для профессий группы «человек-человек» и повышение интереса к педагогической деятельности, развитию педагогической компетенции.
Автор считает, что участие в предметной олимпиаде по педагогике для курсантов - это возможность получить новые знания, необходимые для оптимального взаимодействия в военно-социальной среде военного вуза; подготовиться к сдаче экзаменов и зачетов по педагогическим дисциплинам; приобрести опыт обсуждения педагогических ситуаций; определить и развить свои способности и интересы; формировать у себя педагогическое мышление; самореализоваться; развить коммуникативные умения; проявить себя во внеучебной деятельности при подготовке к олимпиаде; повысить свой статус (авторитет) в глазах курсантов и преподавателей военного вуза.
Опыт по организации и проведению педагогических олимпиад показывает, что их эффективность и результативность в военном вузе находятся в прямой зависимости от соблюдения определённых условий. Во-первых, олимпиады должны стимулировать и развивать у курсантов познавательный интерес к изучению
педагогических дисциплин. Во-вторых, олимпиадные задания должны носить практический характер (курсанты должны научиться применять знания, полученные в рамках учебно-служебной и практической деятельности в образовательной среде военного вуза, в нестандартных ситуациях). В-третьих, в процессе подготовки к олимпиаде необходимо стимулировать стремления курсантов к получению новых знаний по педагогике путем самообразования.
Кроме этого, олимпиады должны охватывать широкий спектр форм и видов, способствующих развитию общекультурных, универсальных и педагогический компетенций, необходимых будущему офицеру. Каждая олимпиада должна решать задачи развития военно-профессиональных качеств будущего офицера и подготовки его к работе с личным составом.
Например, одной из форм олимпиадного движения в вузах являются конкурсы, связанные с защитами педагогических проектов, где у участников выявляются умения проектировать и защищать замысел различных моделей организации учебной и воспитательной деятельности. Характерно, что при оценке проектов учитываются: соотнесение со спецификой времени, территории, на которой будет реализован проект; учет возрастных особенностей обучаемых; логическая завершенность запланированных совместных действий преподавателей и обучаемых, обеспечивающая возможность получения в итоге значимого проектного продукта; наличие конкретных указаний на перспективы развития личности и коллектива; нестандартность замысла, содержания, форм, методов организации педагогической деятельности [5].
Ещё одним важным условием эффективности предметных олимпиад по педагогике является привлечение к проведению адъюнктов (аспирантов), обучающихся по соответствующим научным специальностям. Кроме того, можно проводить педагогические олимпиады и среди адъюнктов. В этом случае они послужат хорошим подспорьем при подготовке офицеров к научно-педагогической деятельности и защите диссертаций по педагогическим специальностям. Будет соблюден и принцип преемственности между изучением педагогических дисциплин при получении высшего и послевузовского профессионального образования.
Таким образом, предупреждение образовательной депривации в военном вузе - комплекс предохранительных педагогических мер, в котором своеобразным ориентиром в определении целеполагания является саморазвитие курсанта. Сущность предупреждения образовательной депривации основывается на приро-
дообусловленном саморазвитии и личном стремлении человека к постоянному совершенствованию в социальном окружении, обусловливает формирование образовательных потребностей при полноценном взаимодействии связей «преподаватель-курсант» .
Предупреждению образовательной депривации курсантов, особо заинтересованных в развитии педагогической компетенции, способствуют предметные олимпиады по педагогике. В последнее время они становятся популярными не только среди студентов педагогических вузов, но и могут быть перспективным направлением интеграции внеучебной и учебной деятельности курсантов военных образовательных учреждений, как способствующие проявлению и развитию личностных и профессиональных качеств будущих офицеров. Автор считает, что олимпиады по педагогике позволяют обозначать важные аспекты воспитательной деятельности офицеров с личным составом, раскрывать новые возможности повышения уровня педагогической подготовки курсантов.
* * *
1. Бережнова Л.Н. Депривация в образовательном процессе: монография. СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
2. Бережнова Л.Н. Предупреждение образовательной депривации как фактор повышения качества образования // Взаимосвязь науки и практики в управлении качеством профессионального и профильного образования: управление качеством профессионального образования: метод. пособие. СПб.: Дудинка, 2005. С. 42 - 52.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
4. Лаптев В.В., Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб, 2000.
5. Осовский Е.Г. Личностно-ориентированная технология проектирования и проведения педагогических олимпиад в вузе // Наука и школа. 1999. № 1.
6. Положение по организации научной деятельности Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2008.
7. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: науч.-метод. пособ.. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
8. Хоменко И.А. Предупреждение образовательной депривации в условиях полиэтнического состава учащихся: материалы межрегиональной науч. - практ. конф. (СПб, 2-3 ноября 2005 г.) / под ред. Л.Н. Бережновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2005. С. 37 - 41.