3. Matyukh, V.M. Proekt optimizacii upravleniya vzaimodeyjstviem detskogo sada i semji, cherez ispoljzovanie IKT / V.M. Matyukh, O.V. Tomilova [Eh/r]. - R/d: http://ds-425.nios.ru/p76aa1.html
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 378
Gereihanov M.A., Sultanova K.G. PEDAGOGICAL COMPETITIONS FOR ADJUNCTS AS A DIRECTION OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL. The article substantiates the competition (Olympiad) movement as one of the best forms of development of a creative student in a military college. Pedagogical competitions for adjuncts contribute to improving the quality of training of scientific-pedagogical specialties. The authors analyzes the results of an interuniversity pedagogical competition of adjuncts.
Key words: pedagogical competition, Olympiads, adjuncts, pedagogical project, competence task.
М.А. Герейханов, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт
внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected];
К.Г. Султанова, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 176, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ АДЪЮНКТОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В статье обосновывается олимпиадное движение как одна из оптимальных форм развития творческой личности обучающегося в военном вузе. Педагогические олимпиады адъюнктов способствуют повышению качества подготовки по научно-педагогическим специальностям. Авторами предлагается анализ результатов межвузовской педагогической олимпиады адъюнктов.
Ключевые слова: педагогическая олимпиада, адъюнкты, педагогический проект, компетентностная задача.
Олимпиадное движение является одной из оптимальных форм организации образовательного процесса и развития творческой личности обучающегося в военном вузе. Серьезной проблемой в настоящее время становится отсутствие системы подготовки педагогических кадров для высшей военной школы. Педагогическая деятельность в военных вузах должна носить созидательный характер, побуждать к научному поиску решения педагогических задач в воинских коллективах. Остро также встаёт вопрос о разработке мер по повышению качества научно-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава военных вузов.
В систему военного образования внедряются новые методики оценки эффективности работы преподавателя вуза, определения профессиональных качеств аттестуемых педагогических кадров, включающие оценку соответствия квалификационным требованиям уровня образования и анализ опыта работы преподавателя. Повышение квалификации научно-педагогических кадров рассматривается важнейшей задачей развития военного образования. В адъюнктурах отдельных военных вузов и академий осуществляется подготовка по образовательной программе «Преподаватель высшей школы», но это не может полностью решить указанную проблему.
Адъюнктура рассматривается условием труда военнослужащего на период обучения. Научная работа как специфическая форма человеческой деятельности, в отличие от любой другой, направлена на получение нового знания. Научная работа в адъюнктуре ориентирована на результат исследовательской деятельности - кандидатскую диссертацию. Диссертация - это и форма представления научной работы, и самостоятельный научный труд исследователя. В условиях изменившихся требований к подготовке кадров высшей квалификации и реализации новых образовательных стандартов возникают вопросы первостепенной важности.
Какими должны быть профессиональная и педагогическая компетентность офицера? Как совершенствовать подготовку адъюнктов с позиции изменившихся требований к диссертациям? Как способствовать повышению функциональных возможностей исследовательской деятельности в адъюнктуре? Как уплотнить педагогическую подготовку адъюнктов по научно-педагогическим специальностям, в силу того, что офицеры в большей части имеют высшее военное образование? В практическом плане возникает необходимость в создании условий, в которых офицер сможет развивать коммуникативные и исследовательские компетенции, которые являются приоритетными для
усиления мотивации к научной деятельности. Во многом эти условия обеспечиваются обогащением образовательной среды военного вуза, комплексом организационных и методических мер, позволяющих включаться в разного рода инициативы по педагогике.
В качестве одного из направления совершенствования образовательного процесса и повышения качества обучения адъюнктов необходимо рассматривать олимпиадное движение. Олимпиадное движение - активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности. Олимпиадное движение способствует достижению целей предметного обучения педагогике, подготовке исследователей, обладающих повышенным уровнем готовности к самообразованию. Однако, на сегодняшний день отсутствуют методические рекомендации об организации педагогических олимпиад для адъюнктов. Можно утверждать, что в сложившейся ситуации реформирования научной и образовательной деятельности назрела необходимость развития олимпиадного движения в предметной области педагогики в военных вузах.
Педагогическая олимпиада - это, прежде всего, смотр знаний. Поэтому теоретический конкурс олимпиады позволяет выявлять уровень владения педагогическими знаниями по разделам: дидактика, теория и методика воспитательной работы, история образования и педагогической мысли. Предметная олимпиада как средство развития у обучающихся ценностного отношения к педагогическому знанию [1, с. 35 - 43].
Первые педагогические олимпиады начали организовываться в 70-е гг. на базе Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Сегодня Российский государственный педагогический университет - один из лидеров отечественного образования, крупнейший культурно-просветительный центр, уникальный многопрофильный научно-образовательный комплекс, использующий принципы сохранения и развития лучших традиций академической науки и образования, российской и мировой культуры. Он по праву является объектом культурного наследия России и национальным достоянием нашей страны.
Основанием для поиска форм и условий организации педагогических олимпиад адъюнктов военных вузов стала информация об олимпиадах аспирантов по педагогическим наукам, которые проводятся в РГПУ им. А.И. Герцена с 2006 года с целью выявления и поддержки талантливых молодых ученых, исследующих проблемы педагогической науки, содействия созданию
Рис. 1. Соотношение правильных и неправильных ответов при тестировании
единого научно-образовательного пространства подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Олимпиада аспирантов «Научное творчество» стала самостоятельным элементом комплексного научного проекта научно-методического обеспечения подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, реализуемого в университете (научный руководитель проекта - проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена, акад. РАО, проф. Лаптев В.В.) [2].
В соответствии с Положением об олимпиаде по педагогике ежегодно с 2012 года в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России проводятся педагогические олимпиады. В олимпиаде принимают участие адъюнкты всех курсов факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) и соискатели ученой степени кандидата педагогических наук.
Впервые с 11 по 14 марта 2014 года проводилась межвузовская олимпиада по педагогике среди адъюнктов и соискателей по научно-педагогическим специальностям по теме «Развитие военного образования в России (историко-педагогический аспект)». В олимпиаде принимали участие офицеры из Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России и Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России.
План проведения олимпиады
V Тестирование по дисциплине «Педагогика».
V Подготовка и конкурс буклетов на тему «Развитие военного образования в России (Х1Х-ХХ вв.)».
V Разработка педагогического проекта воспитательного мероприятия для курсантов с использованием созданного буклета.
Требования, предъявляемые при разработке педагогического проекта.
- необходимо указать тему диссертационного исследования;
- воспитательное мероприятие согласовывается с темой исследования.
V Составление компетентностной задачи, связанной с темой диссертационного исследования.
Условия проведения олимпиады
1. Тестирование проводится в присутствии двух-трех офицеров (независимой комиссии);
2. Второе, третье и четвертое задания являются домашними.
Каждое задание сопровождается сведениями об участнике
(фамилия, имя, отчество, воинское звание, курс обучения адъюнкта). В тест по педагогике были включены вопросы из разделов: общая педагогика, педагогические технологии, дидактика, теория воспитания. Результаты тестирования показали, что уровень знаний по разделам педагогики у адъюнктов неодинаков.
При решении вопросов из раздела «Общая педагогика» адъюнкты показали лучшие результаты (82% - правильные ответы, 18% - неправильные ответы), а вопросы из раздела «Педагогические технологии» вызвали у них затруднения (60% -правильные ответы, 40% - неправильные ответы). Ответы на вопросы из разделов «Дидактика» и «Теория воспитания» в процентном соотношении приблизительно одинаковы (79% - правильные ответы, 21% - неправильные ответы).
При сравнительном анализе правильных ответов по указанным разделам педагогики среди адъюнктов двух военных вузов просматривалась следующая разница: адъюнкты Новосибирского военного института внутренних войск МВД России им. генерала армии И.К. Яковлева показали лучшие результаты по разделам «Общая педагогика», «Воспитание», «Дидактика», а адъюнкты Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России по разделу «Педагогические технологии».
Конкурс буклетов на тему «Развитие военного образования в России (Х1Х-ХХ вв.)» рассматривался в соответствии с критериями: оригинальность, аргументация, логика.
Каждый из критериев оценивался по следующей схеме: наиболее полно соответствует данному критерию - 2 балла; соответствует, но не полностью - 1 балла; не соответствует - 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое мог получить адъюнкт в данном конкурсе - 6 баллов.
Следующее олимпиадное задание было связано с педагогическим проектированием. Термином «педагогическое проектирование» определяется особый вид деятельности педагога в индивидуальном или коллективном творчестве, предполагающий создание и реализацию педагогических замыслов, направ-
БЛАНКТ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Название проекта_Номера участников_
Критерии экспертизы проекта
№ Критерии 0 баллов 1 балл 2 балла Итого
1. Инновационность проблемы, для разрешения которой разработан проект
2. В проекте внутренне согласованы планируемые действия и ожидаемые результаты
3. Форма реализации проекта создает условия для взаимодействия и сотрудничества
4. Проект возможен для реализации в военных вузах
ленных на совершенствование воспитания в конкретных условиях. «При разработке педагогических проектов существует определенная логика, характерная для организации процесса в целом и каждого из ее этапов. В педагогическом проектировании процесс изменений представляется как ряд событий, каждое из которых взаимозависимо друг от друга. Поэтому в проектировании обосновывается ожидаемый результат, а затем определяется этапность и средства его достижения» [3, с. 16]. Определение возможных этапов проектирования обусловливается принципами, которые оказывают существенное влияние на развитие воспитательных процессов. Принципы направляют поиск педагогических идей, их реализацию в конкретных условиях.
Экспертное заключение по проекту включало название проекта, анализ проблемы, ее инновационность, возможность реализации в военных вузах.
Каждый из критериев оценивался по следующей схеме: наиболее полно соответствует данному критерию - 2 балла; частично соответствует данному критерию - 1 балл; не соответствует - 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое мог получить участник олимпиады - 8 баллов.
В педагогическую олимпиаду для адъюнктов было включено задание, связанное с составлением компетентностной задачи по следующим основаниям.
Первое. Одна из задач укрепления интеграции науки и образования в учебных заведениях системы внутренних войск МВД России заключается в повышении качества научно-исследовательской деятельности. Первым требованием к формировании цели научно-исследовательской работы является требование их соответствия сущности и назначению современной образовательной парадигмы, реализующей компетентностный подход [4, с. 6].
Второе. «Перейти на компетентностный подход всем преподавателям военного вуза одновременно, не имея опыта его реализации и апробированного учебно-методического комплекса, - задача довольно сложная и требующая организации определённых мероприятий для поддержки профессорско-преподавательского состава в переходный период» [5, с. 117-118].
Критерии экспертизы компетентностной задачи, связанной с темой диссертационного исследования. Работа участника конкурса оценивается по следующим критериям: понимание сути педагогической ситуации; умение составить компетентностную задачу, соответствующую ситуации; умение предложить оптимальный способ ее разрешения. Система оценивания этого конкурса осуществляется по следующей схеме:
критерий а) определение характера содержания ситуации
- понимание сути ситуации: наиболее полно соответствует данному критерию - 2 балла; соответствует, но не полностью -1 балла; не соответствует - 0 баллов.
критерий б) выявление наиболее важных аспектов решения компетентностной задачи - умение составить компетентно-стную задачу: наиболее полно соответствует данному критерию
- 2 балла; соответствует, но не полностью - 1 балла; не соответствует - 0 баллов.
критерий в) выбор предпочтительного решения - умение предложить оптимальный способ разрешения: полное соответствие - 2 балл; не соответствует - 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить адъюнкт в данном конкурсе - 6 баллов.
Для примера приводим компетентностную задачу, составленную адъюнктом Шабановой Т.В.
Компетентностная задача по теме:
«Офицеры-декабристы: граждане или бунтовщики?»
Задача направлена на формирование следующих компетенций:
- гражданственности (знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг);
- саморазвития, личностной и предметной рефлексии;
- общения (устного, письменного, диалога, монолога, культуры родного языка).
В конце занятия каждый курсант должен аргументировано решить для себя, кем являются декабристы.
Подготовительный этап.
1. Объяснить курсантам важность и значимость темы:
• декабристы - офицеры российской армии, курсанты -будущие офицеры;
• дата восстания - 1825 г., создание внутренних войск -1811 г. (т.е. на момент восстания они уже были);
• граф Е.Ф. Комаровский, организатор корпуса внутренней стражи, участвовал в подавлении восставших полков, а затем состоял членом Верховного уголовного суда по делу декабристов;
• выразив свои гражданские, политические взгляды, декабристы оказались вне закона, в положении бунтовщиков. В силу профессиональной деятельности курсанты в будущем могут оказаться в ситуации конфликта гражданской и государственной позиций, поэтому особенно важно рассмотреть восстание декабристов со всех точек зрения.
2. С привлечением наглядного иллюстративного материала изложить существующие в науке версии причин, характера и сущности событий 1825 г. (декабристы - выразители идей передовой части дворянского сословия; декабристы - всего лишь кучка заговорщиков; декабристы - прикрытие масонского заговора), подчеркнуть неоднозначность, дискуссионность проблемы.
3. Подготовить и раздать курсантам на самоподготовку литературу и источники для проведения занятия, содержащего компетентностную задачу.
Содержательный этап.
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Курсанты делятся на три группы:
- «офицеры-декабристы»;
- «офицеры - сторонники режима»;
- «император и чиновники, осуществляющие следствие и суд».
3. Инсценировка «Допрос декабристов».
4. Коллективное обсуждение, дебаты по поводу «допроса» с позиций всех трёх выделенных групп.
5. Коллективный анализ программных документов: «Русской правды» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьёва.
Рефлексивный этап.
1. Обобщение, подведение итогов.
2. Письменный ответ (кратко, в течение 5 минут) на тему задачи.
По баллам в конкурсе буклетов лучшие результаты показали адъюнкты Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. По баллам в конкурсах буклетов, педагогических проектов и компетентностных задач лучшие результаты показали адъюнкты Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.
В программе подведения итогов педагогической олимпиады предусмотрено вручение адъюнктам дипломов: первой степени - 1, второй степени - 2, третьей степени - 3. При анализе ответов участников межвузовской педагогической олимпиады на вопрос об их главных ожиданиях было отмечено: «значимость олимпиады для индивидуальной научной деятельности» - 75%,
Библиографический список
«для образовательной деятельности» - 58%, «для самопознания и саморазвития» - 50%. Среди главных ожиданий адъюнктов было отмечено также, что проведение педагогической олимпиады - это, в первую очередь, возможность общения в научной и профессиональной среде и возможность реализации идей собственной педагогической деятельности.
1. Воронина, С.А. Предметная олимпиада как средство развития у студентов ценностного отношения к педагогическому знанию // Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога. - Тула, 2005. - Вып. 3.
2. Герценовская педагогическая олимпиада: пространство для научно-педагогического поиска: методические рекомендации / сост. И.В. Гладкая. - СПб., 2011.
3. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.
4. Новожилов, В.Ю. Компетентностный подход в военном образовании: интеграция учебной и внеучебной исследовательской работы курсантов: программа / В.Ю. Новожилов, Л.Н. Бережнова. - СПб., 2011.
5. Новожилов, В.Ю. Методология исследования интеграции в образовании. - М., 2011.
Bibliography
1. Voronina, S.A. Predmetnaya olimpiada kak sredstvo razvitiya u studentov cennostnogo otnosheniya k pedagogicheskomu znaniyu // Aksiologicheskie aspektih stanovleniya professionaljnogo mihshleniya pedagoga. - Tula, 2005. - Vihp. 3.
2. Gercenovskaya pedagogicheskaya olimpiada: prostranstvo dlya nauchno-pedagogicheskogo poiska: metodicheskie rekomendacii / sost. I.V. Gladkaya. - SPb., 2011.
3. Zair-Bek, E.S. Osnovih pedagogicheskogo proektirovaniya. - SPb., 1995.
4. Novozhilov, V.Yu. Kompetentnostnihyj podkhod v voennom obrazovanii: integraciya uchebnoyj i vneuchebnoyj issledovateljskoyj rabotih kursantov: programma / V.Yu. Novozhilov, L.N. Berezhnova. - SPb., 2011.
5. Novozhilov, V.Yu. Metodologiya issledovaniya integracii v obrazovanii. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 372
Dudkovskaja E.E. DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN IMPLEMENTING THE FSES. In the paper the ability for communication is understood as a means that allows satisfying the main needs without the contexts of a certain culture, to which a person belongs. The article gives a theoretical analysis of the development of communicative competence of students of schools in conditions of implementation of Federal State Educational Standards. The research reveals the contents and requirements for the intermediary results.
Key words: communicative competence, FSES, school education.
Е.Е. Дудковская, зав. методическим отделом ДДЮТ, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье умение общаться рассматривается в качестве средства, позволяющего удовлетворить основные потребности, вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек. Дается теоретический анализ развития коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательных школ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Называется содержание, требования к промежуточным результатам.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ФГОС школьного образования.
Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «соттитса^о», что переводится как «сообщение, передача», и «соттипюаге», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать» [1]. Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с древности до современности. Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности.
Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей всех семи уровней. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативных умений у школьников в учебном процессе.
Исходя из культурно-исторической теории Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2]. Соответственно коммуникативная компетенция - это умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения [3]. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентцию входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
Компетентностный подход определяет формирование и развитие коммуникативной компетенции в качестве и цели, и промежуточного результата обучения. В содержание понятия коммуникативной компетенции входят:
• языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;