Bibliography
1. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskaya antropoehkologiya: uchebno-metodicheskoe izdanie I S.V. Krivihkh, A.A. Makarenya. - Novokuzneck, 2000. - Ch. 1. Teoreticheskie osnovih.
2. Pedagogicheskaya ehnciklopediya. - M., 1965. - T. 2.
3. Vavilova, T.Ya. Pedagogicheskie rezervih vnedreniya gumanitarnogo znaniya v processe podgotovki buduthikh arkhitektorov [Ehlr]. -Rld: http:IIkonferenciyasgasu2012.narod.ruH1 .pdf
4. Lavrentjeva, N.B. Rezervih optimizacii moduljnogo obucheniya na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya i pedagogicheskoyj fasilitacii [Ehlr]. - Rld: http:IIwww.uni-altai.ruIJournalIpedagogIpedagog_11 lrom.htm
5. Pedagogicheskiyj rezerv XXI veka [Ehlr]. - Rld: http:llkhabarovsk.news-city.infoldocslsistemscldok_oegriblpage2.htm
6. Lodatkin, E. Novihe pedagogicheskie resursih [Ehlr]. - Rld: http:llkhabarovsk.news-city.infoldocslsistemscldok_oegriblpage2.htm (http:ll www.relga.ruIEnvironIWebObjectsItguwww.woaIwalMain?textid=2384&level1=main &level2=articles
7. Zueva, E.M. Pedagogicheskie resursih i pedagogicheskaya deyateljnostj shkoljnoyj biblioteki [Ehlr]. - Rld: http:llbibl-systema.narod.rul Ped_UMK.pdf
8. Kovaljchuk, A.S. Pedagogicheskie resursih obrazovaniya v sisteme socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti [Ehlr]. - Rld: http:llnauka-pedagogika.coml pedagogika-13-00-05Idissertaciya-pedagogicheskie-esursy-obrazovaniya-v-sisteme-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti
9. Titkova, M.S. Psikhologo-pedagogicheskie resursih muzeyjnoyj pedagogiki [Ehlr]. - Rld: http:llfestival.1september.rularticlesl550113l
10. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 378
Vikulin P.V. CONDITIONS FOR FORMING A SYSTEM OF E-LEARNING IN MILITARY TRAINING SCHOOLS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article considers the conditions for creation of departmental e-learning systems. The author describes the urgency of the problem and the objective of improving the quality of education of students. The author highlights the ways of increasing the quality of education of students. The research shows the necessity for students to work directly with sources that provide information, to have an opportunity of interactive communication with students and professors of other universities.
Key words: educational process, information, cadets, electronic resources, digital technology.
П.В. Викулин, военнослужащий ФГКУ «В/ч 45187», Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье рассматривается условия создания ведомственной системы электронного обучения. Автор описывает актуальность и задачи повышения качества образования курсантов, выделяет направления повышения качества образования курсантов. Обосновывается необходимость обращения курсантов к открытым источникам информации, возможность интерактивного общения с обучающимися и преподавателями других вузов.
Ключевые слова: образовательный процесс, информация, курсант, электронные ресурсы, цифровая техника.
По сложившемуся в научном мире определению, использование информационных ресурсов, размещенных в сети общего пользования, - это обобщающее понятие технологий доступа и поиска различных электронных данных, а именно различных способов и алгоритмов, направленных на получение конкретной информации. Информация (от латинского тюгтайо - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. Из определения этого слова по советскому философскому словарю следует, что информация предполагает существование двух объектов взаимодействия: источника и потребителя, а передача информации определяется сообщением, содержащим сведения о чём-либо [1].
Введение на территории РФ государственных программ развития образования и поддержка федеральных государственных образовательных стандартов определяет направления по созданию единой информационной образовательной среды, что обеспечивает повышение качества и индивидуального подхода в обучении. Для этого необходимо реализовать базовый принцип построения единой системы информационного обеспечения образования и создать систему для эффективного управления объектами и процессами образования. Это достигается путем применения в современном образовательном процессе электронного и дистанционного обучения, информационно-коммуникативных технологий и др. Созданные в рамках государственных образовательных программ и стандартов концепции развития электронного обучения в различных субъектах РФ определяют подходы к построению и использованию систем электронного обучения, а также дистанционных образовательных технологий. При этом, в соответствии действующим законодательством РФ, образовательные учреждения могут самостоятельно использовать и совершенствовать научно-методическую базу
образовательного процесса и образовательных технологий. Использование данной возможности направлено на получение качественного образования гражданина РФ в любом высшем учебном заведении, в том числе и в военном.
В настоящее время перед системой высшего образования военных вузов внутренних войск МВД России стоит главная задача - повышение качества образования курсантов, что заставляет использовать новые технологии в области науки и техники непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Для педагогического состава становится особенно важным быть не только в курсе современных методик преподавания, но и уметь использовать и применять современные технологические решения при осуществлении проектирования педагогической деятельности [2]. Актуальность данной задачи обусловлена переходом высшего военного профессионального образования на Федеральные государственные образовательные стандарты, а также применение концепций и методик развития электронного обучения в различных субъектах РФ. Развитие образовательного процесса в военных вузах внутренних войск МВД России также связано с использованием научно-технических достижений в области информационных технологий. На сегодняшний день развитие образовательного потенциала военного вуза, а именно, уровень знаний курсантов, в большей степени зависит от объема полученной информации из современных электронных источников. Благодаря широкому развитию телекоммуникационных сетей стало возможным обращение к информационным порталам, электронным библиотекам и базам данных по любому тематическому направлению. Но объем, и уровень знаний курсантов связан не только с обращением к открытым источникам информации, но и с возможностью интерактивного общения с обучающимися и преподавателями дру-
гих вузов во время проведения семинаров, олимпиад, конференций и т.д. Это возможность достигается применением технических средств информационного обмена, обеспечивающих двустороннюю передачу аудио- и видеоинформации в реальном масштабе времени.
Для решения задачи повышения качества образования курсантов военных вузов внутренних войск МВД России необходимо:
- определить приоритетные направления создания и внедрения системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность военного вуза внутренних войск МВД России;
- определить основания и направления взаимодействия между военными вузами внутренних войск МВД России в области создания ведомственной системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Одним из основных факторов, способствующих к возникновению ведомственной системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, является заинтересованность каждого образовательного учреждения внутренних войск МВД России в более широком освещении своей деятельности и в целях получения «чужого» профессионального опыта. Отсутствие единого электронного образовательного пространства на межвузовском уровне взаимодействия оказывает сильное влияние на развитие качества образования курсантов.
Создание ведомственной системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий возможно при использовании информационно-коммуникативных технологий. Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 - 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи» [3]. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются технические и телекоммуникационные средства, обеспечивающие обработку, хранение и передачу информации. С помощью технических и телекоммуникационных средств обеспечивается возможность организации обучающих занятий и консультаций, исследовательской деятельности. Становиться возможным проведение теле- и видеоконференций в режиме реального времени. Упрощается доступ к всемирной научной и учебной информации. Основная цель информационно-коммуникативных технологий - это их практическое применение в образовательном процессе, а именно организация и содействие в более глубоком познании и развитии человека.
Использование ИКТ для организации ведомственной системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий военных вузов внутренних войск МВД России позволит решить вопросы материально-технического обеспечения образовательного процесса военного вуза электронно-цифровыми учебными материалами, а также обеспечить выполнение следующих направлений повышения качества образования курсантов:
- повышение самостоятельности обучения, что позволит развивать индивидуальный подход к вопросу поиска и получения знаний;
Библиографический список
- повышение результативности обучения, что обеспечивается применением единой для всех ведомственных вузов внутренних войск МВД России системы участия в практических и теоретических тестах, олимпиадах и т.д.;
- упрощение доступа к научно-методическим материалам, что позволит повысить мотивацию к поиску новых знаний;
- привлечение учащихся к исследовательской деятельности, что позволит не ограничивать курсантов рамками одного учебного заведения, свободно перемещаться и расширить горизонт научно-исследовательской деятельности.
Также важным аспектом развития системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий военных вузов внутренних войск МВД России является использование общедоступных ресурсов сети Интернет.
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий на территории Российской Федерации в период с 2000 года по настоящее время обеспечило бурное развитие сети общего пользования как объекта информационного взаимодействия. Непрерывный рост большого количества информационных порталов и ресурсов привело к информационной насыщенности сети Интернет страницами и сайтами разнообразного содержания. При этом информационное взаимодействие в сети Интернет позволяет практически без ограничений осуществлять поиск любых идеи и мнений, выставленных на общее обозрение и обсуждение. В этой связи актуальными становятся исследовательские задачи, связанные поиском закономерностей, механизмов, принципов и педагогических условий применения информационных материалов, размещенных в сети общего пользования, обеспечивающих повышение качества образования курсантов военных вузов внутренних войск МВД России.
Для поиска путей создания системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий военных вузов внутренних войск МВД России на уровне гипотетического осмысления сформулирована позиция: повышение качества образования курсантов с применением ИКТ будет проходить эффективно в педагогических условиях, обеспечивающих интерактивное общение, информационный обмен с другими военными вузами.
Для получения этого эффекта важно:
- разработать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу реализации этой идеи;
- обосновать принцип формирования интерактивного общения в условиях военного вуза;
- определить структуру системы интерактивного общения и механизм формирования алгоритма информационного обмена;
- спроектировать функциональную модель использования технических средств и экспериментально её проверить;
- создать критериальный аппарат отслеживания качества образования курсантов в процессе интегрирования технических средств обучения и педагогического проектирования.
Эффективность создания системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий военных вузов внутренних войск МВД России заключается в необходимости организовать доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным на разных хранилищах, как локального, так и ведомственного значения, создать новые или перевести уже имеющиеся учебно-методические материалы в электронный вид, а также привести их к общему формату удобному для использования и обеспечить контролируемый доступ участников образовательного процесса к размещению таких материалов.
1. Викулин, П.В. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: сборник 15-ой межвузовской научно-практич. конф. - СПб., 2014.
2. Викулин, П.В. Использование виртуальных частных сетей в образовательном процессе вузов внутренних войск МВД России // Информационные технологии в решении служебно-боевых задач внутренних войск МВД России и в образовательном процессе вузов внутренних войск МВД России: состояние, проблемы, перспективы: сборник межвузовской научно-практич. конф. - СПб., 2013.
3. Матюх, В.М. Проект оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ / В.М. Матюх, О.В. Томилова [Э/р]. - Р/д: http://ds-425.nios.ru/p76aa1.html
Bibliography
1. Vikulin, P.V. Informacionno-kommunikativnihe tekhnologii v obrazovateljnom processe // Problemih pedagogicheskoyj innovatiki v professionaljnom obrazovanii: sbornik 15-oyj mezhvuzovskoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2014.
2. Vikulin, P.V. Ispoljzovanie virtualjnihkh chastnihkh seteyj v obrazovateljnom processe vuzov vnutrennikh voyjsk MVD Rossii // Informacionnihe tekhnologii v reshenii sluzhebno-boevihkh zadach vnutrennikh voyjsk MVD Rossii i v obrazovateljnom processe vuzov vnutrennikh voyjsk MVD Rossii: sostoyanie, problemih, perspektivih: sbornik mezhvuzovskoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2013.
3. Matyukh, V.M. Proekt optimizacii upravleniya vzaimodeyjstviem detskogo sada i semji, cherez ispoljzovanie IKT / V.M. Matyukh, O.V. Tomilova [Eh/r]. - R/d: http://ds-425.nios.ru/p76aa1.html
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 378
Gereihanov M.A., Sultanova K.G. PEDAGOGICAL COMPETITIONS FOR ADJUNCTS AS A DIRECTION OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL. The article substantiates the competition (Olympiad) movement as one of the best forms of development of a creative student in a military college. Pedagogical competitions for adjuncts contribute to improving the quality of training of scientific-pedagogical specialties. The authors analyzes the results of an interuniversity pedagogical competition of adjuncts.
Key words: pedagogical competition, Olympiads, adjuncts, pedagogical project, competence task.
М.А. Герейханов, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт
внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected];
К.Г. Султанова, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 176, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ АДЪЮНКТОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В статье обосновывается олимпиадное движение как одна из оптимальных форм развития творческой личности обучающегося в военном вузе. Педагогические олимпиады адъюнктов способствуют повышению качества подготовки по научно-педагогическим специальностям. Авторами предлагается анализ результатов межвузовской педагогической олимпиады адъюнктов.
Ключевые слова: педагогическая олимпиада, адъюнкты, педагогический проект, компетентностная задача.
Олимпиадное движение является одной из оптимальных форм организации образовательного процесса и развития творческой личности обучающегося в военном вузе. Серьезной проблемой в настоящее время становится отсутствие системы подготовки педагогических кадров для высшей военной школы. Педагогическая деятельность в военных вузах должна носить созидательный характер, побуждать к научному поиску решения педагогических задач в воинских коллективах. Остро также встаёт вопрос о разработке мер по повышению качества научно-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава военных вузов.
В систему военного образования внедряются новые методики оценки эффективности работы преподавателя вуза, определения профессиональных качеств аттестуемых педагогических кадров, включающие оценку соответствия квалификационным требованиям уровня образования и анализ опыта работы преподавателя. Повышение квалификации научно-педагогических кадров рассматривается важнейшей задачей развития военного образования. В адъюнктурах отдельных военных вузов и академий осуществляется подготовка по образовательной программе «Преподаватель высшей школы», но это не может полностью решить указанную проблему.
Адъюнктура рассматривается условием труда военнослужащего на период обучения. Научная работа как специфическая форма человеческой деятельности, в отличие от любой другой, направлена на получение нового знания. Научная работа в адъюнктуре ориентирована на результат исследовательской деятельности - кандидатскую диссертацию. Диссертация - это и форма представления научной работы, и самостоятельный научный труд исследователя. В условиях изменившихся требований к подготовке кадров высшей квалификации и реализации новых образовательных стандартов возникают вопросы первостепенной важности.
Какими должны быть профессиональная и педагогическая компетентность офицера? Как совершенствовать подготовку адъюнктов с позиции изменившихся требований к диссертациям? Как способствовать повышению функциональных возможностей исследовательской деятельности в адъюнктуре? Как уплотнить педагогическую подготовку адъюнктов по научно-педагогическим специальностям, в силу того, что офицеры в большей части имеют высшее военное образование? В практическом плане возникает необходимость в создании условий, в которых офицер сможет развивать коммуникативные и исследовательские компетенции, которые являются приоритетными для
усиления мотивации к научной деятельности. Во многом эти условия обеспечиваются обогащением образовательной среды военного вуза, комплексом организационных и методических мер, позволяющих включаться в разного рода инициативы по педагогике.
В качестве одного из направления совершенствования образовательного процесса и повышения качества обучения адъюнктов необходимо рассматривать олимпиадное движение. Олимпиадное движение - активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности. Олимпиадное движение способствует достижению целей предметного обучения педагогике, подготовке исследователей, обладающих повышенным уровнем готовности к самообразованию. Однако, на сегодняшний день отсутствуют методические рекомендации об организации педагогических олимпиад для адъюнктов. Можно утверждать, что в сложившейся ситуации реформирования научной и образовательной деятельности назрела необходимость развития олимпиадного движения в предметной области педагогики в военных вузах.
Педагогическая олимпиада - это, прежде всего, смотр знаний. Поэтому теоретический конкурс олимпиады позволяет выявлять уровень владения педагогическими знаниями по разделам: дидактика, теория и методика воспитательной работы, история образования и педагогической мысли. Предметная олимпиада как средство развития у обучающихся ценностного отношения к педагогическому знанию [1, с. 35 - 43].
Первые педагогические олимпиады начали организовываться в 70-е гг. на базе Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Сегодня Российский государственный педагогический университет - один из лидеров отечественного образования, крупнейший культурно-просветительный центр, уникальный многопрофильный научно-образовательный комплекс, использующий принципы сохранения и развития лучших традиций академической науки и образования, российской и мировой культуры. Он по праву является объектом культурного наследия России и национальным достоянием нашей страны.
Основанием для поиска форм и условий организации педагогических олимпиад адъюнктов военных вузов стала информация об олимпиадах аспирантов по педагогическим наукам, которые проводятся в РГПУ им. А.И. Герцена с 2006 года с целью выявления и поддержки талантливых молодых ученых, исследующих проблемы педагогической науки, содействия созданию