ЛИТЕРАТУРА
1. Коблев, Я.К. SWOT-анализ в структуре информационных технологий физического воспитания / Я.К. Коблев, А.М. Доронин, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 61-66.
2. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Кара-ванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 44-49.
REFERENCES
1. Koblev Ya.K., Doronin A.M. and Romanov D.A. (2011), “SWOT-analysis involved into informational technologies of physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 61-66.
2. Kiseleva E.S., Karavanskaya L.N., Romanov D.A. and Doronin A.M. (2012), “Educational process quality control”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 44-49.
Контактная информация: romanovda1@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 30.06.2013.
УДК 37.013
КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ ОБ ОФИЦЕРСКОЙ ДИНАСТИИ РИМСКИХ-КОРСАКОВЫХ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Татьяна Валерьевна Евсеенко, соискатель,
Санкт-петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
Реформирование системы военного профессионального образования в целях достижения качественного соответствия перспективам развития общества и страны требует инновационных подходов к организации учебной и внеучебной деятельности курсантов, обусловливает обновление научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, развитие образовательных технологий и широкого олимпиадного движения в военных вузах. В статье представлен историкопедагогический анализ деятельности морской офицерской династии рода Римских-Корсаковых. Офицеры династии Римских-Корсаковых способствовали внедрению прогрессивных идей и развитию новых направлений педагогической деятельности в военно-морском образовании. Показана возможность внедрения результатов исследования в практику военных вузов через организацию олимпиад по педагогике по примеру в Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, в котором проводятся тематические олимпиады по педагогике среди адъюнктов, обучающихся по научно-педагогическим специальностям и курсантов по всем дисциплинам кафедры педагогики.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, офицерская династия, военно-морское образование, педагогическая олимпиада.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p50-56
CONTEST TASKS OF THE PEDAGOGIC OLYMPIAD ABOUT THE RIMSKY-KORSAKOV’ OFFICER DYNASTY AS THE POSSIBILITY OF RESEARCH RESULTS INTRODUCTION
Tatyana Valeryevna Evseenko, the competitor,
St.-Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia
Annotation
Reforming of system of military professional education for achievement of qualitative compliance to prospects of development of society and the country demands innovative approaches to the organization
of educational and extracurricular activities of cadets, causes updating of scientific and methodical ensuring of the teaching and educational process, development of educational technologies and broad Olympiad movement in military higher education institutions.
The historic-pedagogic analysis of the naval officers’ activity of the House of Rimsky-Korsakov is given in the article. The officers of the House of Rimsky-Korsakov contributed to the introduction of progressive ideas and development of new approaches of pedagogic activity in naval education. Possibility of introduction of the results of research in practice of the military higher education institutions through the organization of the Olympiads on pedagogics on the example of the St. Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in which the thematic Olympiads on pedagogics are held among the graduated in a military academy, training under the scientific and pedagogical specialties and cadets on all disciplines of the pedagogics department, has been shown.
Keywords: pedagogic activity, officer’s dynasty, naval education, pedagogic Olympiad.
В рамках современного военного образования выпускники военных вузов должны демонстрировать определенные уровни владения такими педагогическими компетенциями, как умение выделять проблемы конфликтных отношений в воинском коллективе, использовать имеющиеся педагогические знания для их разрешения, уметь анализировать педагогические ситуации из образовательной среды военного вуза, грамотно аргументировать свою точку зрения в воспитательной работе с личным составом, владеть методами и приемами урегулирования взаимоотношений в воинском коллективе, навыками проектной деятельности и педагогического проектирования.
Второй год в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России проводятся тематические олимпиады по педагогике среди адъюнктов, обучающихся по научно-педагогическим специальностям и курсантов по всем дисциплинам кафедры педагогики. Так, например, в 2012-2013 учебном году олимпиады по педагогике проводились по следующей схеме: сначала олимпиада проводится среди адъюнктов, затем победители олимпиады готовят и проводят конкурсы среди курсантов.
В соответствии с «Положением об олимпиаде по педагогике среди переменного состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России» первый тур олимпиады для адъюнктов - это домашнее задание «Решение педагогических задач». Домашнее задание состояло из двух конкурсов:
1) решение общей задачи всеми участниками состязания;
2) составление педагогической задачи, непосредственно связанной с тематикой диссертационного исследования адъюнкта.
Адъюнкту необходимо было предложить схему решения его задачи и обосновать полученный эффект (социальный, воспитательный, дидактический и др.).
Для каждого конкурса разрабатывается система оценивания: критерии оценки и их количественные показатели в баллах.
Второй тур олимпиады состоял из трёх конкурсов.
1. Тест (составляется в соответствии тематическими планами учебных дисциплин по педагогике для адъюнктов).
2. Конкурс эрудитов: воспитательные традиции офицерских династий.
3. Анализ текста с использованием метода герменевтики.
На все задания адъюнкты дают письменные ответы на специально учтенных бланках (листах).
Задания третьего тура будут представлены ниже. После третьего тура адъюнкты-победители проводили воспитательные мероприятия с курсантами и готовили их к олимпиаде по педагогике на курсе. В 2012-2013 учебном году олимпиады по педагогике объединяла тема «Воспитательные традиции и педагогическая деятельность офицерской династии Римских-Корсаковых».
В становлении ценностных отношений курсантов современных военно-учебных заведений к воспитательным традициям и самовоспитанию велика роль личного примера представителей разных офицерских династий. Многие представители старинных дворян-
ских фамилий оставили свой след в истории армии и флота России. Они славно послужили в сражениях на полях, в горах и на морях, защищая честь и независимость Родины, а также и преумножая её славу. Многие в зрелые годы возвращались в качестве преподавателей или руководителей военно-учебных заведений. Одной из таких династий является офицерская династия Римских-Корсаковых.
Славу этой фамилии обычно связывают лишь с именем великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, что, пожалуй, не совсем справедливо. В 18-19 веках семья Римских-Корсаковых дала России целую плеяду видных государственных деятелей, мореплавателей, боевых офицеров, военных писателей и педагогов, оставивших яркий след в истории нашей Родины [1].
Поиск направлений педагогической деятельности и реализации педагогических идей офицерской династии Римских-Корсаковых целесообразно осуществлён автобиографическим методом и методом анализа жизнедеятельности представителей этой династии, историко-педагогическим анализом развития образования и педагогической мысли в России.
Воин Яковлевич Римский-Корсаков (1702-1757) - старший сын вице-губернатора Санкт-Петербурга, крестник Петра I. Он 14-летним мальчиком был в числе первого выпуска слушателей Академии морской гвардии и первым представителем морской династии Римских-Корсаковых. Вслед за ним, много поколений славной династии на протяжении более чем двух веков воспитывались в стенах старейшего военно-морского учебного заведения. Его пример службы Отечеству дал русскому флоту почти два десятка морских офицеров. Пятеро из них - российские адмиралы, а четверо в разное время возглавляли старейшее в стране светское учебное заведение - Морской кадетский корпус. Традиции воспитания и образцы поведения российских офицеров, впитанные основоположником морской династии Римских-Корсаковых, передавались впоследствии в педагогической деятельности представителей этого славного рода.
Первым представителем фамилии Римских-Корсаковых на посту директора Морского кадетского корпуса становится вице-адмирал Николай Петрович Римский-Корсаков (1793-1848) - внук Воина Яковлевича. В марте 1842 г. боевой офицер был назначен помощником директора Морского кадетского корпуса, а через год занял пост директора.
С 1861 г. до конца жизни педагогической деятельностью в Морском кадетском корпусе занимается контр-адмирал Воин Андреевич Римский-Корсаков (1822-1871). В.А. Римскому-Корсакову выпала честь быть исполнителем реформы военно-морского образования в корпусе, которая затем распространена и на другие учебные заведения.
На педагогическую деятельность с 1871 года переходит ещё один представитель рода Римских-Корсаковых - Николай Андреевич (1844-1908) - бывший морской офицер, композитор. Он получил место профессора в Санкт-Петербургской консерватории, позже стал инспектором музыкальных хоров морского ведомства, директором бесплатной музыкальной школы.
Совершенствованию воспитательной работы и преподавания в Николаевской Морской академии и Морском кадетском корпусе с 1904 по 1906 гг. посвящена педагогическая деятельность Николая Александровича Римского-Корсакова (1852-1907).
После революции 1917 года царский адмирал, кавалер многих орденов Петр Вои-нович Римский-Корсаков (1862-1927) принял активное участие в становлении молодого рабоче-крестьянского флота. Преподавал в Военно-морском гидрографическом училище в Ленинграде, а затем в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе читал курс лекций для молодых офицеров Советской республики.
Его сыну Воину Петровичу Римскому-Корсакову (1889-1938) суждено было возглавить славный Морской корпус, переименованный в Училище командного состава флота. Именно во время его руководства завершилось становление училища уже в новых
политических условиях. При Воине Петровиче состоялся первый выпуск красных командиров флота.
Краткая информационная справка о деятельности представителей рода Римских-Корсаковых на педагогическом поприще позволяет говорить о важности изучения их наследия, опыта решения воспитательных задач и обсуждения их героических поступков.
Подготовка адъюнктов к третьему туру олимпиады по педагогике осуществлялась в соответствии со следующими заданиями.
Задание 1. Во втором туре олимпиады был предложен текст: «Вопросы чести мундира занимали важное место в воспитательном процессе офицеров, традиционно строго следили за соблюдением формы одежды и внешнего вида. Известен исторический факт: «В 1821 году во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка (Ф.И.О?), вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового на сегодняшний взгляд, нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т.е. права его ношения) ... не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит».
Вопрос: Кого (представителя какой офицерской династии) Александр 1 лишил права носить мундир? Ответ: представителя офицерской династии Римских-Корсаковых.
Описать (на 1-2 страницах): Где и как воспитывался Г. А. Римский-Корсаков? Какова его офицерская служба? Как сложилась его судьба после ухода в отставку?
Задание 2. Подготовиться к тестированию на тему «Педагогическая деятельность представителей офицерской династии Римских-Корсаковых».
Задание 3. Подготовиться к обсуждению педагогической деятельности представителей династии Римских-Корсаковых.
3.1. Первый этап: «Круг мнений» (Минутное выступление).
Задача каждого участника заинтересовать остальных участников своей точкой зрения, ее убедительностью и оригинальностью.
Написать минутное выступление
3.2. Составить два вопроса по теме, которые будут задаваться другим участникам беседы.
«Интересный вопрос».
Каждый участник должен задать только один вопрос и ответить только на один вопрос.
Ваш вопрос:
«Я хочу задать тебе вопрос».
Ваш вопрос:
Задание 4. Подготовить проект буклета к защите педагогических идей представителей офицерской династии Римских-Корсаковых. Лучший буклет будет размножен для курсантов и роздан на воспитательном мероприятии, посвященном обсуждению воспитательных традиций семьи Римских-Корсаковых.
Подумайте: какие фотографии лучше поместить, чтобы воспитательный эффект просматривался, отражали не только военно-морскую тематику, а педагогические идеи представителей офицерской династии Римских-Корсаковых.
Буклет может иметь вид листа А4, с каждой стороны разделён на три поля. Такой формат легко складывается. Информация представляется дозировано, легко запоминается.
Завершающий - третий тур олимпиады среди адъюнктов прошёл очень интересно и живо. В конкурсе 1 «О чести мундира» (задание 1) тот участник, чье мнение окажется наиболее интересным и аргументированным.
В конкурсе 2 «Педагогическая деятельность представителей офицерской династии Римских-Корсаковых» (задание 2) был предложен тест.
ТЕСТ
Семья Римских-Корсаковых дала России целую плеяду видных государственных деятелей, мореплавателей, боевых офицеров, военных писателей и педагогов._______
Воин Андреевич Римский-Корсаков А
Воин Петрович Римский-Корсаков Б
Воин Яковлевич Римский-Корсаков В
Николай Александрович Римский-Корсаков Г
Николай Андреевич Римский-Корсаков Д
Николай Петрович Римский-Корсаков Е
Петр Воинович Римский-Корсаков Ж
Яков Никитич Римский-Корсаков З
Перечислить буквы!
1. Сколько представителей офицерской династии были директорами и начальниками морских кадетских корпусов и училищ ...
2. Кто из Римских-Корсаковых не был ни офицером морским, ни педагогом ...
3. Он не был педагогом, но стал первым морским офицером в роду Римских-Корсаковых .
4. В архиве имеется его личный фонд (ф.20). Первым в офицерской династии Римских-Корсаковых на посту директора Морского кадетского корпуса был ...
5. ... Римский-Корсаков был ординарцем у великих полководцев: генералов Раевского, Ермолова и у самого главнокомандующего Кутузова.
6. За заслуги в исследовании и освоении Дальнего Востока именем (кого?) Римского-Корсакова назвали группу островов в заливе Петра Великого, ныне вошедшую в состав Дальневосточного государственного морского заповедника. Был директором училища .
7. Родные братья ... были, по существу, людьми разных поколений. В семье Римских-Корсаковых разница между сыновьями составляла 22 года. Рано лишившись престарелого отца, младший брат обрел в лице старшего заботливого наставника ...
8. Кто?... Римский-Корсаков отправился в трехгодичное плаванье на военном парусном корабле-клипере «Алмаз» в составе экспедиции Лисовского. Это было время Гражданской войны в США, и во время плавания эскадра Лисовского выполняла секретные поручения русского правительства, связанные с помощью северянам. В день, когда команда отметила два года плавания, на борт были доставлены приказы морского министра. Один предписывал судну идти в Европу, вторым приказом четверым гардемаринам, в том числе и Римскому-Корсакову, присваивалось звание «мичман».
9. Он внедрил в практику методы воспитания, основанные на доверии, уважении личности кадетов, ввел изучение новых дисциплин: пароходной механики, физической географии, метеорологии, фортификации, военно-морской истории, законоведения. При его активном участии Морской корпус преобразовали в Морское училище, получившее статус высшего учебного заведения .
10. О ком писал А.К. Глазунов: «Подобных ему не было и может быть никогда не будет. Римский-Корсаков был великий гений с пытливым умом и высокой душой. Он всегда стремился к возвышенному идеалу» .
11. ... пишет брату: «Если бы ты вместо музыки увлекся ботаникою или нумизматикою, словом, чем хочешь, я бы пел тебе точно такую же песню. Всякая страсть сильна, но из этого не следует еще, что она была неодолима» (из письма от 25 апреля 1863 года).
12. Не был директором училища, но занимался педагогической деятельностью в Военно-морском гидрографическом училище, а затем в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе читал курс лекций по «Безопасности кораблевождения и маячного дела» для молодых офицеров Советской республики .
13. Судьба его была предопределена - быть морским офицером. Ему суждено бы-
ло служить в императорском российском флоте и в советском ВМФ. Он был назначен начальником Военно-морского училища, затем помощником начальника Высших специальных курсов командного состава ВМФ. При нем состоялся первый выпуск красных командиров флота. ...
14. В мае 1937 года был расстрелян. На нём трагически оборвалась славная морская династия Римских-Корсаковых. Реабилитировали его 29 июня 1957 года ...
Ключ к тесту: 1 - А, Б, Г, Е; 2 - З; 3 - В; 4 - Е; 5 - Е; 6 - А; 7 - А и Д; 8 - Д; 9 - А; 10 - Д; 11 - А; 12 - Ж; 13 - Б; 14 - Б.
В конкурсе 3 «О педагогической деятельности династии Римских-Корсаковых» в течение одной минуты все участники представляют свое мнение о педагогической деятельности династии Римских-Корсаковых. Одна минута четко обозначается жюри звуковым сигналом (колокольчик, гонг и т.д.).
Затем каждый адъюнкт должен задаёт только один вопрос и отвечает только на один вопрос. Вопрос прозвучал, на него в течение одной минуты (время фиксирует жюри) отвечает тот участник, который первый поднял руку. Первая поднятая рука фиксируется жюри. Если на данный вопрос не найдется желающих отвечать, то автор вопроса сам называет отвечающего. Если участник уже отвечал на один вопрос, то больше давать ответов на другие вопросы он не может. Он показывает это остальным, соединив руки в позиции «замка».
На этапе «Я хочу задать тебе вопрос» ведущий рассказывает о порядке его проведения. Все участники по-прежнему в круге и так же по очереди задают один вопрос теперь уже тому участнику, чья точка зрения ему показалась наиболее интересной. В этом туре один участник может отвечать на любое количество вопросов. Критерий оценки: каждый участник получает столько очков, сколько вопросов ему было задано.
Конкурс 4 был посвящен представлению и защите проекта буклета о педагогических идеях представителей офицерской династии Римских-Корсаковых. При оценивании вопросов учитывается:
- умение автора аргументировать актуальность выбранной проблемы;
- оригинальность замысла;
- реалистичность проекта;
- умение автора компетентно отвечать на заданные вопросы.
Победителями конкурса буклетов стали: адъюнкт М.В. Крылов (подполковник),
адъюнкт А.А. Евдокимов (майор), адъюнкт Н.Н. Зайцев (подполковник). Буклеты были размножены для курсантов в типографии Главного Командования внутренних войск. С использованием буклетов проведены воспитательные мероприятия с курсантами по тематике, связанной с педагогической деятельностью офицерской династии Римских-Корсаковых. Получены положительные отзывы от всех участников олимпиады.
Олимпиада по педагогике среди переменного состава в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России - это начало традиции, определяющей новые возможности развития педагогического потенциала в образовательной среде вуза, создающей условия для формирования педагогической компетентности у курсантов и адъюнктов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пукина, Е. Римский-Корсаков Воин Андреевич [электронный ресурс] // URL: http://marines.home.nov.ru/rimskij.htm - Дата обращения 28.06.2013.
REFERENCES
1. Pukina, E. (2013), Rimsky-Korsakov Voin Andreevich, available at: http://marines.home.nov.ru/rimskij.htm (accessed 30 June 2013)
Контактная информация: maks_gupalov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.06.2013.
УДК 796
СПОРТИВНОЕ СПОНСОРСТВО И ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СМОЛЕНСКОМ РЕГИОНЕ: ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА Г. СМОЛЕНСКА И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Москва
Аннотация
В России в современных условиях спорт стал разновидностью бизнеса так как спортивные организации не могут обеспечить свою финансовую самостоятельность и вынуждены искать дополнительные финансовые источники со стороны. В данной статье представлена часть синтетического исследования, посвященного определению новых подходов к анализу инвестиций в физическую культуру и спорт в нашей стране, в целом, и Смоленской области, в частности. В ней анализируются:
- результаты анкетирования руководителей ФСО Смоленска и Смоленской области с целью определения инвестиционного климата в смоленских физкультурноспортивных организациях, выявления их инвестиционной привлекательности для потенциальных спонсоров, объемов спонсорской помощи;
- результаты опроса средствами телефонной связи руководителей десяти предприятий Смоленска и Смоленской области для получения более полной картины определения факторов недостаточного инвестиционного интереса к смоленским физкультурноспортивным организациям со стороны потенциальных спонсоров.
Ключевые слова: спонсорство, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, финансирование физической культуры и спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p56-59
SPORTS SPONSORSHIP AND PRIVATE INVESTMENTS IN THE SMOLENSK REGION: EXPERT POLL OF THE REPRESENTATIVES OF HEADS OF THE
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORGANIZATIONS AND BUSINESS COMMUNITY OF SMOLENSK AND SMOLENSK REGION Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Training, Sports and Tourism,
Maxim Mihajlovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism, Moscow
Annotation
In Russia in modern conditions the sports has become the business version as the sports organizations aren't able to provide the financial independence and are compelled to look for