Статья поступила в редакцию 11.01.2017
УДК 378
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ДЕПРИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ: ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ
Эльвира Талгатовна Раянова, старший преподаватель, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова,
Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена актуальной для высшего образования проблеме влияния объективных и субъективных депривирующих факторов на образовательный процесс в высшем учебном заведении. Учет депривирующих факторов особенно важен при преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла в непрофильных вузах.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, депривирующие факторы, синдром адаптации, мотивация, стратегия.
OBJECTIVE AND SUBJECTIVE DEPRIVATION FACTORS: INFLUENCE ON EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Elvira Talgatovna Rayanova, the senior teacher, Admiral Makarov State University of the Sea and River Fleet, St. Petersburg
Annotation
The article is devoted to the problem of influence of the objective and subjective deprivation factors on the educational process in higher school. Accounting of derivational factors is especially important in teaching to the disciplines of the socio-humanitarian cycle at the nonspecialized universities.
Keywords: professional training, deprivation factors, adaptation syndrome, motivation, strategy.
ВВЕДЕНИЕ
Депривация - явление, возникающее в обстоятельствах, когда периодически или длительное время ограничиваются (или исчезают) возможности человека в удовлетворении его насущных, жизненно важных или личностно значимых потребностей. Отклонения в поведении, нарушения в деятельности, отчуждение (отстранение) от взаимодействия с окружающими свидетельствуют о потребностной значимости и необходимости для человека того, чего он лишен или ограничен в возможностях это осуществлять [1]. Образовательная депривация обусловлена целым рядом факторов, носящих как объективный, так и субъективный характер, следствием её, как правило, являются серьёзные пробелы в образовании или низкий уровень образованности в целом. Применительно к высшему образованию также возможно говорить о ряде депривирующих факторов, снижающих качество профессиональной подготовки выпускников, что естественно отражается в дальнейшем на их профессиональной деятельности и в конечном итоге негативно влияет на состояние соответствующей отрасли в целом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В соответствии с предварительными наблюдениями, основные депривирующие факторы, актуальные для высшего образования, связаны с такими проблемами, как адаптация студента к новым условиям, преемственность образования (находящая, в частности, своё выражение в недостаточной школьной подготовки студента), профессиональный выбор и мотивация, компетентность и профессионализм педагогов (в частности, понимание этого самими студентами), образовательная среда вуза. Все эти проблемы могут преломляться в восприятии студента и как объективно непреодолимые, и как субъектив-
но разрешаемые [2]. Большое значение имеет также отсутствие мотивации при изучении студентами дисциплин, которые, по мнению студентов, им не потребуются в дальнейшей профессиональной деятельности.
Анкетирование 120 студентов 1 курса юридического направления ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова подтвердило предположения о том, что синдром адаптации является серьёзным депривирующим фактором на ранних стадиях обучения. Так, 51% опрошенных студентов отмечают, что чувству их удовлетворённости образовательным процессом мешает быстрый и напряженный темп учебной деятельности; 18% студентов отмечают у себя синдром адаптации, связанный с коммуникативными проблемами, 14% считают, что им мешает слабая база подготовки, 7% отмечают неблагополучные условия проживания. Некоторые другие причины выделяют 4% студентов, ещё 4% считают, что им ничего не мешает.
Анализ данных показал, что большинство респондентов испытывают синдром адаптации на ранних стадиях обучения. При помощи многофакторного дисперсионного анализа была выявлена зависимость чувства отчужденности от различного ряда факторов. Лпоуа показал следующее распределение данных факторов:
Таблица 1. Депривирующие факторы
Быстрый и напряженный темп учебной деятельности Слабая база подготовки Неблагополучные условия проживания Синдром адаптации (коммуникативные проблемы) Прочие факторы Ничего не мешает
51% 14% 7% 18% 4% 4%
Обработанные с помощью метода математической статистики данные дали следующий результат:
Разочарования в профессиональном выборе у студентов к концу первого курса практически не произошло - 98% респондентов не жалеют о сделанном выборе. Характерно, что мотивом выбора вуза первокурсниками 48% анкет было высокое качество предлагаемого в нём образования, остальные отвечали, что выбрали вуз по совету знакомых (18%), из-за удобного территориально расположения (10%), благодаря положительным отзывам (15%), потому что легче всего было поступить (5%), лишь в 4% анкет была направленность на определённую профессию. Для того чтобы понять характер представлений первокурсников об их будущей профессиональной деятельности, был задан следующий вопрос: «Какой вид знаний, по вашему мнению, является определяющим успеха вашей будущей профессиональной деятельности?». Примечательно, что 77% выбрали вариант ответа «знание иностранных языков», 21% выбрали вариант «гуманитарные знания», и лишь 2% выбрали вариант ответа «социально-экономические знания».
ВЫВОДЫ
Таким образом, результаты опроса студентов первого курса привели к выводу о том, что главным депривирующим фактором для них является отсутствие полного и правильного представления о выбранной профессии. Мотивом их профессионального выбора оказались в большинстве случаев факторы, не связанные с будущей профессией.
Таким образом, необходимо разработать технологию перевода мотивации из внешней по отношению к индивиду в мотивацию внутреннего долга, которая позволит решить проблему мотивации в современном высшем образовании. Основой в технологии выступит непрагматическая познавательная потребность как фактор учебной и профессиональной мотивации и творческой активности человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережнова, Л.Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук / Бережнова Людмила Николаевна. - СПб., 2000. - 435 с.
2. Кудрявцева, М.Е. Модель предупреждения депривирующих факторов в процессе высшего профессионального образования / М.Е. Кудрявцева, Э.Т. Раянова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4, часть 1. - С. 134-138.
REFERENCES
1. Berezhnova, L.N. (2000), Theoretical bases of the prevention of a deprivation in educational process, dissertation, St. Petersburg.
2. Kudryavtseva, M.E. and Rayanova, E.T. (2016), "Prevention Model the deprivation factors in the course of higher education", Modern high technologies, No. 4 (part 1), pp. 134-138.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2017
УДК 796.922.093.642
МОДЕЛИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ В ГОДИЧНОМ
МАКРОЦИКЛЕ
Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, директор, Евгений Михайлович Николаев, научный сотрудник, Оксана Михайловна Куликова, кандидат технических наук, инженер, НИИ деятельности в экстремальных условиях, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (НИИДЭУ СибГУФК), Омск
Аннотация
Основной целью исследования явилась разработка основных направлений повышения технико-тактической (стрелковой и гоночной) подготовленности высококвалифицированных биатлонистов в годичном макроцикле. В ходе исследования были разработаны модели технико-тактической (стрелковой и гоночной) подготовленности высококвалифицированных биатлонистов в различных дисциплинах программы соревнований по биатлону. Предложенные модели технико-тактической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов позволяют определить значимые факторы, оказывающие существенное влияние на результативность спортсмена в том или ином виде соревновательной программы, проследить тенденции изменения соревновательной деятельности и спрогнозировать основные направления технико-тактической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном макроцикле.
Ключевые слова: биатлон, высококвалифицированные биатлонисты, годичный макроцикл, технико-тактическая подготовка.
MODELS OF TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF HIGHLY SKILLED BIATHLONISTS IN THE YEAR MACROCYCLE
Elena Alexandrovna Reutskaya, the candidate of biological sciences, director, Evgeniy Mikhailovich Nikolaev, the research associate,
Oksana Mikhailovna Kulikova, the candidate of technical sciences, engineer, Scientific research Institute for activity in extreme conditions, Siberian State University of
Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
Main objective of the research was development of the main directions for increase of the technical and tactical (shooting and racing) readiness of the highly skilled biathlonists in a year macrocycle. During the research the authors have developed the models for the technical and tactical (shooting and racing) readiness of highly skilled biathlonists in various disciplines of the program of competitions in biathlon. The offered models for the technical and tactical readiness of the highly skilled biathlonists allow defining the significant factors with substantial effect on effectiveness of the athlete in this or that type of the competitive program, including tracking the tendencies of change of competitive activity and predicting