нического самоуправления», участие в: IV региональном этапе Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений всех типов (диплом участника), региональном этапе III Всероссийского конкурса методических пособий «Растим патриотов» (3 место), региональном этапе Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека» (3 место), районном конкурсе программ на лучшую организацию работы с семьей в системе образования (1 место);
- отдел реализации массовых программ - традиционные общешкольные мероприятия, мероприятия районного уровня: организация и проведение 1-ой районной Школы лидера (1 место в 2007 г.), организация и проведение 2-ой районной Школы лидера (1 место в 2008 г.);
- отдел внешних связей - общение с друзьями из других школ, поиск новых контактов, общение с выпускниками, поздравления, организация рассылки рекламы;
- систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности -разделение полномочий органов самоуправления школы-интерната и их тесное взаимодействие, гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
Однако решение проблемы не может быть исчерпано за 3 года.
Таким образом, школьное ученическое самоуправление делает процесс воспитания интереснее и результативнее, помогает классному руководителю в организации и управлении классным коллективом, а куратору школьного ученического самоуправления - школой в целом. Дети становятся увереннее в себе. Раскрытие их творческого потенциала, организаторских способностей, развитие их ощущения самостоятельности, проявления интереса к жизни, развитие познавательной активности - это и есть главный успех воспитания.
Библиографический список
1. Караковский В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. - М., 1978. -С. 44-48.
2. ПрутченковА.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. - М., 2003. - С. 98-102.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 114-118.
4. Шамрай Т.Н. Мы делаем так // Классный руководитель. - 1998. - J№2. - С. 52-68.
УДК 371
Крылова Анастасия Владимировна
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕПРИВАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье представлены результаты исследования депривации у студентов — выпускников городских и сельских школ, а также их адаптации в условиях смены культурно-образовательной среды. Депривация студентов рассматривается как невозможность удовлетворять свои потребности в условиях смены культурнообразовательной среды и сравнения себя с другими. Преодоление депривации является условием успешной адаптации и самореализации студентов в вузе.
Ключевые слова: адаптация, депривация, потребности, культурно-образовательная среда.
Повышение качества подготовки специалиста в вузе в последние годы все . больше связывается с деятельностью психологической службы образовательного учреждения. Поступление в высшее учебное заведение сопровождается у многих студентов необходимостью покинуть привычную среду (дом, родителей, друзей), переехать в другой город, включиться в иной уклад жизни, культуру, новые
отношения. В этой связи популярной в психологических исследованиях является проблема адаптации студентов в вузе. При этом адаптация рассматривается, в частности, как процесс и результат вхождения человека в пространство иной культуры [1, с. 7]; как совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям и направленных на сохранение отно-
сительного постоянства его внутренней среды. На приспособительный аспект адаптации указывают также многие другие авторы [2; 8; 9].
Успешность адаптации студентов в новой социокультурной среде, по мнению разных авторов, обеспечивается: овладением национальнокультурными ценностями этноса-реципиента [1]; развитием адаптивных способностей студентов, таких как рефлексия, мотивация, саморегуляция, эмпатия [8]; зафиксированными в памяти индивида системными формами, отражающими жизненный опыт личности [4]. Так, В.Н. Соловьев в исследовании на соискание ученой степени доктора наук отмечает расширенный двигательный режим, положительно влияющий на физическое здоровье, умственную работоспособность и успеваемость, а Н.А. Всеволодова в диссертационном исследовании предполагает, что успешность адаптации студентов в новой социокультурной среде обеспечивается позитивным переосмыслением фрустрирующих ситуаций, повышением толерантности по отношению к окружающим, улучшением межличностных отношений в учебной группе.
И все же, в дополнение к названным механизмам и условиям адаптации, мы в своем исследовании обращаем внимание на необходимость преодоления / решения еще одной психологической проблемы, с которой студенты сталкиваются в условиях смены культурно-образовательной среды, - проблемы депривации.
Термин «депривация» пришел в русский язык из английского (deprivation). На русский язык он переводится как «обездоленность, лишенность, безысходность, потерянность, ненужность» и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Одни из первых исследователей данной проблемы Й. Лангмейер и З. Матейчек характеризуют депривацию как психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени [6].
В энциклопедическом словаре «Социальная психология» депривация определяется как «психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенно-
го ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей» [10, с. 40].
Также принято различать виды депривации. Так, Й. Лангмейер и З. Матейчек анализируют, в частности, следующие четыре вида психической депривации:
1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли [6].
Наряду с названными видами депривации особый интерес для нас представляет различение понятий «абсолютная» и «относительная депривация». Абсолютная депривация - невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т.д. Относительная депривация представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности). Относительная депривация отличается от фрустрации тем, что при депривации человек ранее не обладал благом, которого и сейчас лишён (общение в высшем свете, белый цвет кожи, большие деньги, коммуникабельность). При фрустрации человек ранее хорошо знаком с благом, которое хочет получить (еда, зарплата без задержки, уважение, супружеская верность, здоровье, социальная стабильность, живые близкие, собственная жизнь) [3].
Относительная депривация определяется также как «психологическое ощущение разрыва меж-
ду ожиданием и действительностью» [10, с. 40]. Она возникает у человека тогда, когда он начинает сравнивать, сопоставлять себя с другими людьми, делая при этом неутешительные выводы.
Именно в таком понимании относительная депривация характерна, по нашему мнению, для некоторых студентов, пришедших учиться в вуз, особенно это касается студентов, живших в сельской местности и окончивших сельскую школу, этнических мигрантов, выпускников национальных школ, которые начинают учиться в вузе на другом языке, отличном от родного.
Оказавшись в инородной среде, вчерашние школьники, с одной стороны, лишаются привычного круга общения, привычного внимания, понимания, с другой стороны, сталкиваются с другими неоднозначными системами ценностей, иным уровнем материального благосостояния и культуры. Соответственно, отдельные студенты могут переживать как абсолютную, так и относительную депривацию.
Сравнивая свой уровень благосостояния, возможности, способности с тем, чем обладают их однокурсники, некоторые студенты начинают понимать, что они не имеют многого (связи, деньги, защищенность, коммуникабельность, уровень знаний и др.) из того, чем обладают другие студенты в той ситуации, в которой они оказались. Возникающее при этом состояние депривации дезорганизует их поведение и деятельность, негативно сказывается на эмоциональном состоянии, межличностных отношениях, а в итоге и на успешности обучения, подтверждением чему является стабильно высокий процент отчислений из вузов именно студентов первых курсов, совсем недавно успешно сдавших вступительные экзамены.
В этой связи перед психологической службой вуза стоит задача своевременного выявления деп-ривированных студентов и проведения мероприятий, которые позволят преодолеть депривацию и успешно адаптироваться в вузе.
В целях выявления уровня депривированнос-ти различных потребностей у студентов и его влияния на процесс адаптации к учебной деятельности нами было проведено экспериментальное исследование.
В качестве испытуемых выступили 97 студен-тов-первокурсников (из них 51 человек - первокурсники, окончившие сельскую школу и приехавшие учиться в город; 46 человек - первокурсники, окончившие городскую школу), обучаю-
щихся в Стерлитамакском филиале Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).
В ходе исследования использовалась методика выявления уровня депривированности различных потребностей у студентов, разработанная совместно с Т.Д. Дубовицкой на основе методики Е.Б. Фанталовой [11]. Методика представляет собой набор из 15 потребностей, подобранных с учетом жизнедеятельности и запросов студентов и сгруппированных в соответствии с «пирамидой потребностей» А. Маслоу. В частности, это были следующие потребности:
1. Иметь дорогие вещи (одежда, украшения, техника).
2. Иметь деньги на необходимые нужды.
3. Иметь источник дохода (подработка / работа и др.).
4. Заботиться о своем здоровье.
5. Иметь возможность обратиться при необходимости за помощью, иметь защитников.
6. Чувствовать себя в безопасности, получать необходимую заботу и поддержку.
7. Общаться с любимым человеком.
8. Иметь хороших друзей в своем окружении на работе / в учебе.
9. Получать удовольствие от общения с окружающими людьми.
10. Достичь успехов в учебе / работе.
11. Получать похвалу от окружающих (преподавателей, сверстников, коллег).
12. Производить впечатление / быть в центре внимания.
13. Проявить свой кругозор / эрудицию / образованность.
14. Проявить свои таланты, способности.
15. Создать / открыть что-то новое, оригинальное.
Сгуцентам предлагалось произвести их попарное сравнение, выразив свое мнение на специальных матрицах регистрационного бланка: первый раз - по значимости (насколько важно иметь названную потребность в сравнении с другими) и второй раз - по доступности (насколько реально имеется возможность удовлетворить сравниваемые потребности). Потребности классифицировались следующим образом:
1) материальные: 1, 2, 3;
2) в безопасности: 4, 5, 6;
3) в общении: 7, 8, 9;
4) в признании, оценке: 10, 11, 12;
Таблица1
Распределение рангов депривированности потребностей у различных групп студентов
№ п/п Г руппы потребностей Выпускники с ельских школ Выпускники городских школ
1 Материальные потребности I III
2 Потребности в безопасности I V
3 Потребности в общении IV IV
4 Потребности в признании III II
5 Потребности в самореализации V I
5) в самореализации: 13, 14, 15.
Потребность считалась депривированной, если разница между желаемым уровнем удовлетворения и доступным составляла не менее четырех единиц.
В ходе исследования установлено, что средний арифметический показатель депривированности у студентов - выпускников сельских школ составил 59,8 балла, у студентов - выпускников городских школ составил 43,3 балла. Уровень значимости различий по критерию Стьюдента составил р<0,01. То есть первая группа студентов оказалась значительно более депривированной, чем вторая. Также были выявлены различия в видах депривированных потребностей.
Распределение рангов депривированности различных групп потребностей у студентов -выпускников сельских и городских школ оказалось следующим (см. табл. 1).
У выпускников сельских школ наиболее деп-ривированными оказались материальные и потребности в безопасности (ранг I), наименее деп-ривированными оказались потребности в самореализации (ранг V). У выпускников городских школ наиболее депривированными оказались потребности в самореализации (ранг I) и потребности в признании (ранг II), наименее деприви-рованными оказались потребности в безопасности (ранг V). То есть выпускники сельских и городских школ значительно отличаются друг от друга по степени выраженности и удовлетворенности различных потребностей, что не может не сказываться на их поведении и деятельности.
Для выявления уровня адаптации студентов в вузе использовалась также разработанная нами и прошедшая психометрическую проверку диагностическая методика «Адаптированность студентов в вузе». Данная методика, помимо интегрального показателя уровня адаптированности студентов, позволяет определить уровень адап-
тированности к учебной группе и уровень адап-тированности к учебной деятельности.
Полученные с помощью данной методики результаты свидетельствуют о том, что студенты -выпускники сельских школ имеют более низкую, по сравнению со студентами - выпускниками городских школ, адаптацию как к учебной группе, так и к учебной деятельности. Так, сельские и городские студенты имеют, соответственно, следующие показатели адаптированности к учебной группе: 12,1 и 14,0 (р<0,01). То есть адаптирован-ность к учебной группе у студентов-выпускни-ков сельских школ значительно ниже, чем у студентов - выпускников городских школ.
Аналогичным соотношением характеризуется адаптированность студентов к учебной деятельности. Сельские и городские студенты имеют, соответственно, следующие показатели адап-тированности к учебной деятельности: 10,3 и 12,4 (р<0,05). То есть адаптированность к учебной деятельности у студентов - выпускников сельских школ также значительно ниже, чем у студентов -выпускников городских школ.
В ходе исследования также был осуществлен корреляционный анализ, который позволил установить отрицательную взаимосвязь уровня адап-тированности студентов в вузе и уровня их деп-ривированности (г = - 0,819; р< 0,001). То есть чем выше уровень депривации у студентов, тем ниже уровень адаптированности. Соответственно, преодоление депривации (то есть создание условий для удовлетворения потребностей, особенно потребности в безопасности) может обеспечить и последующую успешную адаптацию студентов в вузе, а также активизацию потребности в самореализации-самоактуализации.
Для обеспечения актуализации ресурсного потенциала личности, а также успешной адаптации в вузе в условиях смены культурно-образовательной среды студенты-первокурсники - вы-
пускники сельских школ нуждаются в особой пси-холого-педагогической поддержке, которая позволит им успешно преодолеть возникающее у них состояние депривации и тем самым избежать многих негативных последствий, а также успешно достигать учебных целей. В числе проводимых мероприятий могут быть: создание безопасного и поддерживающего социального окружения; развитие позитивного восприятия самого себя и окружающих людей; создание ситуации успеха, актуализирующей стремление к максимальной реализации своих возможностей; помощь в обогащении индивидуального опыта новыми реальными знаниями о своих возможностях и способностях. Решение этих задач, направленных на преодоление депривации у студентов-первокурсников в условиях смены культурнообразовательной среды, возможно в рамках различных направлений деятельности психологической службы вуза.
Библиографический список
1. Адаптация студентов Северного Кавказа в ВУЗах г. Самары: опыт практической работы / С.В. Березин, Д.Д. Козлов, К.С. Лисецкий и др. -Самара: Изд-во «Универс-групп», 2004. - 126 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
3. Депривация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (проверено 26.08.09).
4. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2001. -Вып. 40. - C. 55-60.
5. Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека: Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. -Новосибирск, 1974. - C. 3-13.
6. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авицен-нум. - 334 с.
7. МаслоуА. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.
8. Пакулина С.А. Механизм развития адаптивных способностей студентов педагогического вуза // Методика вузовского преподавания: Материалы 5-й межвузовской научно-методической конференции, 30-31 октября 2001 г. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ 2001. - Ч. 2. - С. 242-246.
9. Реан А.А., КудашевА.Р., БарановА.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
10. Социальная психология. Словарь: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
11. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - М.: Изд-во Бахрах-М, 2001. - 128 с.